Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С. Ю. Ключников 3 страница



Мы можем и не достигнуть столь грандиозных высот само­отверженности и проникновения в идею безличностности бытия, но исто­рия эта указывает нам направление: воспитывать в себе щедрость из со­страдания и любовь ко всем существам. Во многих своих беседах Будда побуждал людей практиковать отдавание, доводя его до естественной по­требности и не требующего никаких усилий проникновения в ситуацию. Щедрость представляет собой великое парами и числится первым из со­вершенств Будды. Если человек серьезно воспитывает в себе это качество, оно становится источником великого счастья в его жизни.

Вторым столпом Дхармы, или вторым полем очищающего действия, является моральный акт воздержания от определенных поступков или по­ведения. Для людей, живущих в миру, простых обывателей, ведущих обыч­ную человеческую жизнь, и для людей в любых нишах общества, это озна­чает следование пяти основным правилам: не убивать, не красть, не вести себя дурно в сфере половых отношений, не прибегать к неправильной речи и, наконец, не употреблять наркотиков, затуманивающих ум и отупляю­щих его.

Все существа хотят жить и быть счастливыми, все существа хотят ос­вободиться от боли. Насколько легче ментальное состояние, когда мы со­храняем чью-то жизнь, а не разрушаем ее. Насколько лучше мы чувствуем себя морально, когда, вместо того, чтобы убить насекомое в своем доме, мы осторожно подбираем его и выносим наружу или выпускаем из окна. Необходимо чувствовать глубокое уважение к жизни всех живых существ.

Не красть — это означает воздерживаться от того, чтобы брать вещи — любые, если они не были нам даны.

Смысл сексуальных проступков легче всего понять, если говорить о воздержании от таких актов в сфере чувственности, которые причиняют боль или наносят вред другим или же приводят нас самих к тяжелому бес­покойству.


Опыт прозрения

Отказ от неправильной речи означает не только воздержание ото лжи, но таюке избегание пустых или не приносящих пользы слов, которые мы расточаем в ужасающем изобилии. Огромная часть нашего времени ухо­дит на простые сплетни. Любая вещь придет на ум — и вот мы уже впряг­лись в добровольную лямку и говорим, говорим, не отдавая себе отчета в полнейшей бесполезности этого потока слов. Воздержание от речи очень помогает в поиске умственного спокойствия. Следует также воздерживаться от языка грубого и оскорбительного. Речь наша должна быть мягкой и ува­жительной, тогда она способствует всеобщей гармонии отношений и доб­рому единению людей.

Идя по тропе просветления, двигаясь в направлении свободы и яснос­ти ума, мы — дабы не затруднять себе этот путь — должны отказаться от всего такого, что затуманивает ум и притупляет его. Кроме этих назван­ных последствий, наркотики зачастую вносят элемент беспечности в наши усилия, а это значит, что ослабляется решимость неукоснительно следо­вать и остальным из пяти правил.

Ценность этих правил и важность следования им проявляются на мно­гих уровнях. Они действуют как наша защита, как гарантия против порож­дения плохой кармы. Все эти линии поведения, от которых мы воздержи­ваемся благодаря следованию пяти правилам, или заповедям, несут в себе движущие силы либо алчности, либо ненависти, либо иллюзий и являют­ся кармическим источником будущей боли и страданий. На том этапе прак­тики, когда ее центральный фактор — полное-бодрствование-мысли — только еще создается и пока не очень устойчив, решение следовать запове­дям будет служить напоминающим конструктом в моменты нашей готов­ности совершить тот или иной неправильный поступок. Например, вы по привычке уже приготовились убить москита, ваша рука уже нацелилась шлепнуть его — и как раз в этот момент сработает сила заповеди об отказе от убийства. Она не только задержит вашу руку и придаст ей отгоняющее движение, но и станет моментальным поводом для обострения общей осоз­нанности.

Помимо этого, неправильные действия в момент их реализации вно­сят в наш ум некоторую тяжесть и как бы затемнение. И напротив, каждое правильное, доброкачественное действие, каждое воздержание от невер­ного поступка создают легкость и ясность мысли. При внимательном на­блюдении за умом, вовлеченным в разные деятельности, вы убедитесь, что


Двенадцатый вечер. Три столпа дхармы: парами

любая деятельность, в основе которой лежат жадность, ненависть или ментальная слепота, вызывает какую-то тяжесть. Следование названным моральным правилам как постоянному жизненному кредо поддерживает в нас счастливое состояние легкости и позволяет уму быть открытым и ясным. Жизнь под знаком такого кредо легка и свободна от распростра­ненной путаницы. На этом уровне понимания заповеди исполняются не как приказы: им следуют из простого соображения того эффекта, который они оказывают на качество нашей жизни. Здесь нет смысла и необходимости в принуждении, поскольку они суть естественные проявления ума, нахо­дящегося в состоянии чистоты и ясности.

Эти правила, или заповеди, имеют одно еще более глубокое значение для успеха практики на избранном нами духовном пути. Дело в том, что следование им освобождает ум от дестабилизирующих его раскаяния и тревоги. Переживание вины по поводу прошлых поступков является по­мехой для ума, ибо держит его в состоянии беспокойства. Когда мы соблю­даем эту элементарную чистоту действий в настоящем, то тем самым га­рантируем уму постоянную легкость в достижении спокойствия и сосре­доточенности. Без концентрации инсайт невозможен. Таким образом, из­брание нравственности основою оказывается необходимым условием ду­ховного развития.

Третье поле очистительного действия — медитация. Медитация де­лится на два больших потока. Первый — это развитие концентрации, т. е. способности ума устойчиво фиксироваться на объекте, не отклоняясь в сторону и не отвлекаясь на другие объекты, не блуждая. Когда ум сконцен­трирован, появляется большая сила проникновения в глубокие уровни. Ум, внимание которого рассеяно по многим объектам, неспособен проникнуть в природу ума и тела. Поэтому для роста мудрости совершенно необходи­ма определенная степень способности к устойчивой однонаправленности внимания. Однако самой по себе концентрации отнюдь не достаточно. Эта действующая в уме могучая сила должна быть поставлена на службу пони­манию, которое и является вторым видом медитации, или вторым ее пото­ком. Цель его — достижение инсайта, глубокого прозрения в суть вещей. Это означает ясное видение самого процесса явлений, природы всех дхарм. Все эфемерно и текуче, все возникает и исчезает от одного момента к дру­гому. И сознание, и объект, и все многоразличные ментальные факторы, и тело — все, исключительно все феномены разделяют одну участь в этом


Опыт прозрения

потоке преходящности. Когда ум ясен, он испытывает — как свое внутрен­нее состояние — непрекращающийся процесс изменений на микроскопи­ческом уровне: в стремительном беге сменяющих друг друга моментов мы рождаемся и умираем. И не за что ухватиться, и нечему нас удержать, и завладеть нечем... И не мелькнет такое состояние ума или тела, не вспых­нет такая ситуация вовне нас, к которым можно было бы прильнуть на время, потому что все изменяется и сменяет друг друга каждый миг. Разви­тие инсайта означает проникновенное восприятие потока всеобщей эфе­мерности, который течет через нас, и, проникнувшись этой истиной все­общей эфемерности, мы начинаем отпускать, мы перестаем отчаянно цеп­ляться за ускользающие ментально-телесные феномены.

Переживание эфемерности как непосредственно данной истины ве­дет к пониманию имманентной неудовлетворительности ментально-те­лесного процесса — неудовлетворительности в том смысле, что этот про­цесс не способен дать нам постоянного счастья. И если мы думаем, что наше тело будет нам источником или причиной постоянного душевно­го* уюта, счастья и радости, то это значит, что мы не видим неизбежного разрушения и распада, ожидающих нас впереди. Для людей, имеющих сильную привязанность к своему телу, процесс старения, потери здоро­вья, прихода болезней, распада и умирания превращается в очень боль­шое страдание. Все, что возникло и существует, несет в себе неизбежность разрушения. Все элементы материи, все элементы ума появляются и уно­сятся в небытие.

По мере развития инсайта и осознанности все яснее видна третья ха­рактеристика всякого существования** — безличностность, т. е. тот факт, что в этом потоке феноменов нет таких вещей, как некое «Я» или «сам», «мое», «мне» и т. п. Все это суть уносимые потоком безличные феномены, пустые, лишенные «мыслящего резидента». За всем тем, что играет здесь роль испытателя, наблюдателя и т. п., не стоит никакой определенной сущ­ности. Этот испытывающий, этот познающий — сам по себе есть часть

* Буддизму не свойственно религиозное или категориальное понятие «душа», но это не препятствует использованию этого слова в привычном нам диффузном смысле, т. е. как психика индивида, внутреннее состояние, духовная сущность человека. — Прим. перев.

** Первые две названы: эфемерность (преходящность) и страдание (неудо­влетворительность, неудовлетворённость, неудовлетворимость).


Двенадцатый вечер. Три столпа дхармы: парами

этого процесса. По мере того как мы через практику полного-бодрствова-ния-мысли развиваем в себе способность инсайта, перед нами предстают во всей своей обнаженности все три характеристики существования.

А теперь представьте себе, что перед вами пруд, вода которого покры­та водорослями. Практику нравственного воздержания можно сравнить с приближением к кромке берега и отталкиванием близлежащих водорос­лей в сторону, чтобы зачерпнуть пригоршню воды и попить. Водоросли остаются, и когда вы уберете руку, они вернутся на старое место и снова весь пруд будет покрыт ими. В моменты нравственного поведения ум наш чист, но стоит нам забыть об этом, как загрязнения возвращаются. Если одну часть пруда отделить заборчиком, который удерживал бы водоросли на расстоянии, то вода с внутренней части заборчика оставалась бы чис­той, пока стоит это ограждение. Но водоросли все же еще сохраняются по другую сторону его, и если ограждение убрать, то водоросли вернутся об­ратно. Силу концентрации ума можно уподобить этой картине, ибо кон­центрация подавляет все загрязнения. Что же касается инсайта или мудро­сти, то они подобны радикальному очищению пруда от водорослей: мы выдергиваем водоросли, выбрасываем их на берег, и весь пруд становится чистым. Устраненные таким образом загрязнения более не возвращаются. Инсайт есть процесс очищения. Когда все негативные факторы в нашем уме стали объектом наблюдения, изучения и, наконец, устранения, они уже не возникают.

Мудрость — кульминация духовного пути, который начинается прак­тикой щедрости, нравственных воздержаний и концентрации. Из этой ос­новы чистоты вырастает могущество инсайта — прозрения в природу ума и тела. Благодаря полной осознанности в текущем моменте все накопив­шееся в нашем уме начинает всплывать на поверхность. Все мысли и эмо­ции, вся злая воля, жадность и желание, вся похоть, вся любовь, вся энер­гия, вся уверенность и радость — все, что находится в уме, начинает выно­ситься на уровень сознания. И тогда, проходя через фильтр практикуемых факторов: полного-бодрствования-мысли, неприлепления, иеосуждения, отказа от идентификации с чем бы то ни было, — ум начинает обретать легкость и свободу.

Будда указал на относительно разную силу этих трех полей парами. Он говорил, что сила очищения при дарении увеличивается чистотою того, кто принимает дар. Однако во много раз более мощной в этом отношении


Двенадцатый вечер. Три столпа дхармы: парами

воспринимаются все факторы, вовлеченные в данную ситуацию. Пока мы не достигли того уровня чуткости, при котором мы действительно на­строены на каждый мотивирующий аспект своих действий и потому мо­жем точно определить их правильность, пять известных правил служат нам полезным руководством. Однажды к Будде пришел монах и сказал, что не может запомнить больше двухсот правил, которые обязательны для монахов, и с еще меньшим успехом способен их соблюдать. Будда спросил: «Сможешь ли ты запомнить только одно правило? » «Конечно», — ответил монах. И Будда сказал: «Всегда пребывай в состоянии осоз­нанности». Именно так! Все прочее приходит само, когда есть это. Нахо­дясь в полном-бодрствовании-мысли, вы уже автоматически гарантиру­ете себе правильные действия.

Вопрос: Мне кажется, есть противоречие между практикой королевс­кой щедрости и безопасностью своего существования в мире.

Ответ: Воспитание в себе способности по-королевски отдавать не оз­начает, что мы должны сейчас выйти из дома и раздать все, что имеем. Оно означает отдавание со всей открытостью, но не теряя адекватности ситуа­ции. У нас есть определенные обязательства перед самими собой — сохра­нять в единстве те вещи и элементы нашей жизни, которые дают нам воз­можность продолжать практику и развивать факторы просветления. Мера нашего отдавания будет во многом зависеть от фазы эволюции нашего ума. Не нужно идти от заранее принятого имиджа — представления о том, как мы должны отдавать, а затем пытаться удовлетворить этому имиджу. Поступайте просто: в каждый момент пользуйтесь возможностью или слу­чаем воспитывать в себе фактор антиалчности. Это не сложно, пусть он растет и развертывается как бы сам собой. Когда же он вырастет настолько, что вы почувствуете готовность броситься с утеса, чтобы накормить со­бою тигров, вы это сделаете.

Вопрос: Мне не все ясно в отношении правила, призывающего не лгать. Когда человек промолчит о том, что в данной ситуации кажется истинным и уместным, то считать ли это ложью?

Ответ: Вполне может случиться так, что имеется какая-то бесспор­ная истина, однако эта истина, ее высказывание, не может принести ника­кой пользы другому человеку, — ну, хотя бы потому, что тот человек сей­час не в состоянии это понять. Истину следует высказывать только тогда,


4—2037




Опыт прозрения

практикой, чем даже одаривание самого Будды или всего ордена просвет­ленных монахов и монахинь, является практика сосредоточенной мысли любящей доброты. И все-таки еще более мощным, чем взлелеивание лю­бящей мысли, является ясное видение эфемерности всех феноменов, ибо именно это прозрение в абсолютность преходящности всего есть начало свободы.

Вопрос: В течение какого-то времени я начал обнаруживать, что от­даю слишком много, и идея отдавания стала меня психологически изма­тывать. Не могли бы вы немного сказать о таком отдавании, которое при­водит к подобному затруднению?

Ответ: Мы все находимся на разных уровнях в этом отношении. Не каждый из нас приблизился к уровню бодхисаттвы, который отдал свою жизнь, чтобы накормить тигрицу и тигрят. Вполне возможно, что вслед за реализованным импульсом сделать что-нибудь подобное, за моментом большой щедрости, приходит много моментов сожаления. Такое поведе­ние несет в себе ошибку. Нам следует быть чуткими к тому, на каком уров­не продвинутости мы находимся в настоящий момент, и проявлять такую меру щедрости, которая кажется нам адекватной. А мера эта растет. С прак­тикой дарения щедрые действия становятся все более непроизвольными. И если практика развивается с такой сбалансированностью субъективных и объективных возможностей, то все происходит гармонично, и сожалений ни в ту, ни в другую сторону не возникает.

Вопрос: Те пять правил, о которых говорилось, могут быть руко­водством на определенном уровне. Но нет ли далее опасности, что они станут объектами, к которым привыкнет прилепляться ум? Не могут ли они стать помехой в силу того, что они являются концептами? Имеется вероятность таких действий, которые, будучи вызваны состраданием, окажутся в противоречии с правилами. Например, неправда, сказанная, чтобы пощадить кого-то. Что происходит в случае конфликта правил с интуицией?

Ответ: Все поля очистительной деятельности должны пониматься главным образом в терминах тех ментальных факторов, которые они, эти поля, культивируют, а не в терминах самого действия. Если мы соверша­ем некое действие из сострадания, то это действие правильное. Однако не всегда мы находимся на том уровне осознанности, на котором


Опыт прозрения

когда она полезна. Есть красота и высокая умиротворенность в том, чтобы пребывать в сосредоточенном молчании ума. Но это требует многих уси­лий, это требует полного-бодрствования-мысли, поскольку в нас всей пре­дыдущей жизнью и нашей культурой воспитана потребность в постоян­ном говорении друг с другом. Слова льются из нас, они вырываются рань­ше вспышки осознанности намерения что-то сказать. Это происходит чи­сто машинально. Но по мере становления в уме полного-бодрствования-мысли, вносящего абсолютную зоркость во все ментальные процессы, мы начинаем осознавать готовое вылететь слово до того, как оно вылетит. Воз­никает интенция что-то сказать — и мы эту интенцию засекаем и контро­лируем. И тогда мы получаем возможность увидеть заранее как истинность того, что готово сорваться с языка, так и оправданность пользой, которую сказанное может принести.


Тринадцатый вечер

СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТА, СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ

В писаниях некоторых христианских мистиков мы встречаем учения, весьма созвучные нашей практике. Вот что писал Св. Иоанн Креста*:

«Не от недостатка желания воздерживался я от писания вам, ибо я истинно желаю вам всякого блага, но потому, что казалось мне, что достаточно уже сказано все необходимое, а что надо (коли действительно в чем есть надобность), так это не писание и не расточение речей — чего у нас вообще более чем достаточно, — а молчание и труд. Там, где говорение слов отвлекает, молчание и труд собирают мысли и укрепляют дух. Поэтому, коль скоро че­ловек уже понял сказанное во благо ему, то и нет более надобно­сти слышать и дискутировать далее. А все, что надо, — это при­ступить к серьезной практике того, что узнано, и делать это в молчании и со вниманием... »

Нелегко то дело, которое мы здесь начали, — тренировка и очищение ума. Это требует большого и долгого терпения и упорства. Без особых уси­лий, само собой, это не получится. Однако это вполне возможно при мяг­кой, но неустанной настойчивости.

Вот что писал Св. Франциск Ассизский (1182-1226):

«Если сердце ваше блуждает и отвлекается [от предмета ва­шей мысли], со всей мягкостью возвращайте его назад... И даже

* Снятой Хуан де ла Крус (X уан Йепес-и-Альварес, 1542-1591) — испанский богослов, поэт, мистик.


Опыт прозрения

если вы ничего больше не делали в течение урочного часа, кро­ме того, что снова и снова возвращали свое сердце [к предмету мысли], ибо оно каждый раз снова и снова отвлекалось в сторо­ну, то и в этом случае прошедший час был вами проведен с пользой».

Не надо отчаиваться, если, вопреки усилиям, ваши мысли блуждают и вы то и дело, предаетесь мечтам. Каждый раз, когда вы осознали, что ум ваш блуждает, возвращайте его деликатно назад к дыханию или к ощуще­ниям в теле. И сколько бы раз это ни произошло в течение часа, — если вы каждый раз возвращаете свой ум обратно, то считайте, что этот час прове­ден вами хорошо. Будьте мягки с собой. И будьте настойчивы. Хотя для вас это может быть и незаметно, однако в течение всей этой работы проис­ходит большая и важная трансформация. Это похоже на созревание плода на фруктовом дереве. В те минуты, когда солнце бросает на него свои лучи, в нем происходит процесс созревания, хотя день ото дня результаты могут быть и незаметны. Точно так же идут процессы изменения и созревания и в нашем уме. И, как говорил Св. Иоанн, только в тишине труда и в труде тишины превращение это доводится до совершенства.


Четырнадцатый вечер

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Мир переполнен страданием. Каждый день миллионы людей остаются без пищи, испытывают муки боли и голода. Миллионам людей не во что одеть­ся, некуда приткнуться, и они испытывают муки холода, зноя, непогоды — им даже некуда спрятаться от дождя. А сколько миллионов страдают от мучи­тельных заболеваний! Даже если известно простое лекарство, они не могут получить лечение. А процесс рождения ребенка? Боль, через которую прохо­дит мать. Муки, еще более острые, испытываемые существом, которое, входя в этот мир, протискивается через узкое отверстие и, оказавшись по эту сторо­ну бытия, сразу подвергается грубым прикосновениям внешнего мира. В те­чение всей жизни человека тело его подвергается травмам и болезням, затем стареет и превращается в развалину. Под конец еще и муки смерти.

В мире так много существ, оказавшихся беспомощными в руках вра­гов, в руках людей, готовых мучить, убивать или наносить иные удары. В скольких странах в этот самый момент узников или пленных подвергают пыткам или просто содержат в ужасных условиях. Существуют страшные насилия войны. В ее горниле такие же, как мы, мужчины и женщины, с такими же чувствами, с такой же способностью испытывать и боль, и страх, бессильные пред ликом истребления ждут своей участи. Сколько раз мы сами бывали в таких же ситуациях и сколько еще раз побываем в них в дальнейших своих странствиях по кругу времен. Один малый поворот кармического колеса — и мы опять разделим эту участь. В самом факте обладания этим нашим физическим телом содержится такой потенциал страданий! Сколько же раз мы уже прошли через эти страдания, и сколько еще раз нам это предстоит!


Четырнадцатый вечер. Четыре благородные истины

вам по-настоящему эта мысль хоть один раз, — что и вас тоже унесет смерть, что нет от нее бегства?

Да, и мы тоже потенциальные, неминуемые жертвы всего, о чем здесь нам напомнили. Смерть не такая вещь, которая одних поражает, других щадит. Она тот конец, который общ для всех. Она — факт.

И еще есть боль ума. Депрессия. Отчаяние. Беспокойство. Тревога. Гнев. Ненависть. Страх. Похоть. Тоска. Доколе мы будем оставаться в силках этого бесконечного круга перерождений, находясь в мелкой спешке сию­минутных дел, гонимые страстями, ведомые неведением? Как тягостна не-скончаемость — каждое утро пробуждаться к тем же краскам и запахам, звукам и ощущениям, чувствам и мыслям — в бесконечной цепочке моно­тонных повторений. Мы проживаем день, ложимся спать — и вновь вста­ем навстречу все тем же краскам и звукам, запахам и вкусовым впечатле­ниям, ощущениям и мыслям — снова и снова, снова и снова...

Непостигаемы истоки сансары. Непознаваемы первые кача­ла существ, которые в тумане своего неведения и в рабстве своих желаний безудержно спешат по кругу перерождений. Чего, вы ду­маете, больше: потоков слез, пролитых вами на этом длинном пути, по которому вы, сей сонм существ, спешите бессмыслен­ными кругами рождений и смертей, плача от близости неже­лательного, рыдая от разделенности с желаемым, — слез ли этих больше или воды четырех земных океанов? Океаны бледнеют по сравнению с этим. Сквозь бездны времен оплакивали вы смерть своих отцов и матерей, сыновей и дочерей, братьев и сестер, и, страдая над милыми вам трупами, вы пролили столько слез, что океаны — четыре малые лужицы по сравнению с этим. Теперь оглянитесь. Бесконечно долго вы страдали и мучились, бесконеч­но много несчастий перенесено вами в этой веренице времен, и кладбища ваши давным-давно насытились вами. Пора, давно пора испытать неудовлетворенность всеми формами бытия. Путь был достаточно долог, чтоб утомиться им, чтоб осознать его смысл и бессмыслицу, чтоб отвернуться от него и скинуть оковы всего этого.

Подобно детям, играющим в игрушки в объятом пламенем доме, мы избегаем смотреть открыто на боль и страдания, которыми чревата наша


Опыт прозрения

Материальные элементы нашего тела носят название «четырех вели­ких первичных элементов». Их называют великими из-за их колоссальной разрушительной энергии. Эти же самые четыре элемента, которые состав­ляют наше тело, составляют и нашу землю, и солнце, и другие планеты, и звезды. Именно эти самые элементы, испытываемые нами в наших телах, ответственны, в силу следования своим естественным законам, за об­разование и разрушение целых солнечных систем и галактик. Энергия этих элементов огромна. Лишь в течение какого-то очень короткого промежут­ка времени элементы находятся в некоем равновесии. Мы забываем, что это краткий миг, мы не сознаем свойственной им колоссальной разруши­тельной мощи, пока, следуя собственной природе, они не начинают выхо­дить из равновесия, приводя к разрушению и распаду наше тело, причи­няя боль и вызывая смерть.

Мы подобны детям, играющим в доме, который объят пламенем, — детям, играющим в свои игрушки, счастливым радостью минуты и совер­шенно не ведающим о буйстве пожара вокруг них. Но небо проявляет доб­роту, ибо шлет посланцев сообщить об опасности, указать на боль и стра­дания, которые смыкаются в кольцо. Необходимо знать суровую правду.

Вы никогда в жизни не видели мужчину или женщину 80, 90 и 100 лет — бесконечно дряхлых, согнутых пополам, на косты­лях, стариков, семенящих немощными шажками и готовых упасть каждую минуту, — тех, чья молодость давно миновала, чьи зубы — несколько черных шатающихся пеньков, чьи волосы, если они еще не все выпали, белы, а глаза красны, полуслепы и мутно сле­зятся? Вы их видели. Но пришла ли вам мысль, хотя бы один раз, что и вы тоже станете жертвой распада, что и вам не избежать того же?

Вы никогда в жизни не видели мужчину или женщину — тяжко больных и сокрушенных своей болезнью, вывалянных в собственных нечистотах, поднимаемых за руки и за ноги одни­ми, когда другие сменяют под ними подстилку?.. Вы видели. Но мелькнула ли у вас мысль, что и вы тоже будете когда-нибудь жертвой болезни, что и вас нечто подобное не минует?

Вы никогда в жизни не видели труп человека через день, два и три после смерти, сине-черный, вздутый, разлагающийся и зло­вонный?.. Вы видели, и для вас это не тайна. И все же, пришла ли


Опыт прозрения

жизнь. Мы с глаз долой убираем престарелых и больных, помещая их в особые дома, чтобы не видеть их горестей. Мы гоним нищих с наших улиц, дабы не видеть ужаса нищеты. Мы наряжаем трупы, как на вечеринку, ук­лоняясь от созерцания беспощадного лика смерти. И вот — первая благо­родная истина, осознанная Буддой в его просветленности, была истиной о страдании. Нет блага в иллюзорном неведении, нет блага в притворстве перед собой, что страданий нет. Как бы мы ни пытались завуалировать их существование, а тело все-таки будет стареть и дряхлеть, и болезни его не минуют. Оно обязательно придет к смерти. Невзирая ни на какие развле­чения, которые мы можем себе доставлять, мы не избежим таких источни­ков мучений, как гнев, и злость, и фрустрация, и тревога, и напряжение. Мы горим от гнева, горим желанием. Первая благородная истина — исти­на страдания.

Но Будда на этом не останавливался. Он не только указывал на исти­ну страдания, но также и объяснял его причины.

Что привязывает нас к этому колесу горестей? Будда видел, что путы находятся в наших собственных умах и воплощены в наших привязаннос­тях. Мы вовлечены в бесконечное вращение этого колеса мучений, посколь­ку сами жадно прижимаемся к нему, липнем к нему благодаря своему не­ведению.

Есть четыре вида мощной привязанности, удерживающей нас на ко­лесе. Первый — это привязанность к чувственным радостям. Это постоян­ная охота за приятными звуками и видами, изысканными ароматами и вку­совыми ощущениями, это, наконец, стремление обеспечить себе приятные телесные ощущения. Итак, бесконечный поиск сиюминутных фрагментар­ных услад. Мы так привязаны к ним, они настолько нас привлекают, будто в них лежит решение наших проблем, будто они обещают конец нашим страданиям. Всю жизнь мы находимся в постоянном ожидании то следую­щего двухнедельного отпуска, то очередной связи с кем-то или знаком­ства, то обладания новой собственностью, то вообще просто новизны впечатлений, то есть всегда ждем с вожделением какого-то новенького сча­стья, которое совсем вроде бы уже рядом.

Вот что рассказывают о Мулле Насреддине, знаменитом и поучи­тельном суфийском персонаже. Однажды он пошел на базар и увидел там большую корзину красных стручков острого перца. Он купил всю корзину, вернулся домой и принялся за еду в присутствии своих учени-


Четырнадцатый вечер. Четыре благородные истины

ков. Слезы потоками текли по его лицу, видно было, что во рту у него целый костер. «Мулла, Мулла, что ты делаешь?! — спросили его учени­ки. — Зачем ты продолжаешь их есть? » Протягивая руку за очередным перцем, Насреддин ответил: «Я не теряю надежды, что мне попадется сладкий».

Вторая мощная привязанность — это наша привязанность к своим взглядам и мнениям. У нас столько мнений обо всем, столько готовых убеж­дений! Привязанность к своим точкам зрения — величайшие путы. Они мешают нам видеть истинный порядок вещей, они наши «световые филь­тры», навязанные нам конкретным воспитанием и практикой внешней жизни. Один большой учитель медитации из Таиланда на вопрос о том, какая самая большая помеха у его учеников, ответил так: «Их готовые мне­ния, их взгляды на вещи и системы идей. Их привычные представления о самих себе, о практике, об учении Будды. Их ум переполнен отшлифован­ными сентенциями о порядке всех вещей. Они слишком умны, чтобы по­слушать других. Это подобно полной чашке воды. Если в чашке грязная застоявшаяся вода, то чашка бесполезна. Ею можно пользоваться, только выплеснув старую воду. Необходимо выплеснуть из ума старые мнения, только после этого можно прозреть».

В Сутре Третьего Патриарха Дзэн говорится: «Не ищите истину. Всего лишь — перестаньте питать мнения». Если мы отпустим эту свою привя­занность, вся Дхарма откроется перед нами. И там будет все. Мы должны отпустить предвзятые идеи о порядке вещей и о том, какими нам хотелось бы их видеть. Отказаться от привязаности к взлелеянным нами мнениям. Это вторая мощная цепь, которой мы прикручены к колесу сансары — ко­лесу страданий.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.