Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С. Ю. Ключников 2 страница



Во время медитации направляйте иногда внимание на процесс зна­ния. Дыхание, переживаемое как движение воздуха (внутрь — наружу) или

/6


Десятое утро. Инструктаж о сознании

как движение телесных емкостей (наполнение— опадание), является всего лишь материальным процессом. Знание же его (о нем) есть процесс мен­тальный — сознание. Когда вами достигнута полная внутренняя тишина и концентрация, обратите полное-бодрствование-мысли на этот феномен «знания». Не напрягайтесь в поисках его и не стремитесь его локализовать, задаваясь вопросом: где оно сидит в моем теле? Просто легко и непринуж­денно предайтесь осознаванию этого «знающего процесса» в его естествен­ном развитии.

Один из факторов просветления — исследование Дхармы, что озна­чает то исследовательское качество ума, которое рассматривает, анализи­рует, изучает именно то, каким образом работают элементы ума и тела. Не опасайтесь такой формы приложения своего ума — исследовательской. Просто делайте это без обращения к словам, концептам и дискурсивному мышлению. Попробуйте как бы прикоснуться к процессу и ощутить его, «услышать» функционирование сознания одновременно и вместе с объек­том. Этот опыт помогает освободиться от идентификации с наблюдате­лем. Инсайт возникает при осознании с чувством внутренней достоверно­сти того факта, что наблюдение совершается без наблюдателя, слежение за процессом в отсутствие того, кто следит.


Десятый вечер ВОИН

Со страниц книг Карлоса Кастанеды Дон Хуан говорит о необходимо­сти для искушенных в познаниях и трудах размышлений мужчин и жен­щин быть подобными воину. Этот образ, эта мысль — быть воином — глубоко созвучны практике медитации. Воин принимает все в жизни как личный вызов себе и отвечает на все, что ни произойдет, не уклоняясь, не жалуясь, не сожалея. Для большинства людей главной точкой отсчета их поступков является одобрение или подтверждение своей правоты в глазах других; что касается воина, то для него самым главным является безупреч­ность в собственных глазах. Безупречность — это жизнь под юпитерами своего требовательного внимания к себе, доходящего до всех мелочей и обнимающего все разом. То, что мы делаем здесь, пытаясь прийти к понима­нию самих себя, есть самое благородное дело из всех возможных. Это — искоренение из своего ума жадности, ненависти, иллюзий и отупения; это — взращение в себе мудрости и любящего сострадания. Это трудно и в жизни встречается редко, и это возможно лишь при сильнейшей установ­ке на безупречность. Однако задача таких достижений не требует обязатель­ного ухода куда-нибудь в мексиканскую пустыню или поселения в гима­лайской пещере. Здесь требуется скорее методическое культивирование в себе качеств ума, которые приводят человека к способности в каждый те­кущий момент быть истинно пробужденным, собранным и всевидящим.

В книге Германа Гессе «Сиддхартха» прекрасно описано становление воина, причем в контексте совершенно ином, нежели упомянутый выше (Кастанеда о Хуане). Сиддхартха говорил, что практика одарила его тремя способностями: он умеет мыслить, он умеет ждать и он умеет очень долго


Десятый вечер. Воин

обходиться без пищи. Три качества ума, три характеристики воина. Спо­собность мыслить означает в этом контексте ясность во всем и умение из­бегать вовлечения в происходящее и увязания в нем. Ясность в отношении тела — это постоянная осознанность позы, дыхания, взаимодействия фи­зических элементов и это чуткость меры сна и пищи. Наконец, это умение приводить в равновесие все виды телесных энергий. Ясность в отношении ума, т. е. эмоций, мыслей и всех ментальных состояний — умение не втя­гиваться в пустое коловращение сознания, сохраняя уравновешенность и ясность видения над его потоком.

Другой аспект способности Сиддхартхи мыслить представлен смелос­тью и самостоятельностью при выборе своего пути, свободой от привыч­ных и навязываемых идей о порядке всего сущего. Необходима достаточ­ная смелость, чтобы оставаться открытым и чутко воспринимающим пе­ред лицом любой вероятности. Сиддхартха ничему не верил слепо. Он не принимал на веру ни слов друзей, ни слов родителей и учителей, даже слов Будды. Он хотел сам найти истину, и смелость этого предприятия раскры­ла перед ним широчайший спектр опыта. Этот опыт включил в себя и три года предельно суровой жизни в лесу в постижении аскетических дисцип­лин, и прекрасную любовь с куртизанкой Камалой, и продолжительную вовлеченность в мир бизнеса и коммерции (да, он был даже купцом! ). И все это оставил, бросил богатство, перешагнул через усвоенные привычки сибарита, вернувшись к простой жизни мудреца, добряка, отшельника. Он был открыт и смел и принимал все последствия своего опыта с ясностью взгляда, улыбкой на устах и спокойной готовностью к страданию. Его не пугала, не делала рабом жесткая система всеми разделяемых представле­ний. Способность мыслить есть могущество ясности и духовной отваги, выражающихся в готовности к эксперименту, исследованию и проверке на самом себе смысла происходящего.

Именно такая смелость, смелость воина, необходима в искренней прак­тике медитации, в процессе которой она и развивается. Необходимо при­сутствие духа, чтобы сидеть, испытывая боль, не избегая и — в максимализ­ме внутренней честности — не пытаясь замаскировать ее перед самим со­бой. Просто сидеть и принимать ее всю, не отводя от нее взора — и преодо­леть ее и победить свой страх перед нею. Это присутствие духа необходимо при погружении в бездны бездн своего существа, где открываются глубо­чайшие элементы нашего ума и тела. Поначалу это может сильно растрево-


Опыт прозрения

жить и выбить из колеи: так много наших уютных привычек и представле­ний теряет под собой почву! Требуется большая сила духа, чтобы одно за другим отпускать все, за что мы еще недавно, и всю предыдущую жизнь, цеплялись как за символ безопасности. И все же — отпускать и переживать остро новую реальность — единственно сущий поток всеобщей преходящ-ности. Требуется смелость, чтобы не отворачиваясь смотреть на эту пред­ставшую перед нами со всей очевидностью фундаментальную, от природы присущую нашему ментально-телесному процессу зыбкость, ненадежность, эфемерность. Не дрогнув смотреть в лицо тому извечному факту, что в каж­дый проносящийся миг то явление, которое мы привыкли считать «собою», чем-то надежно неизменным, — непрерывно растворяется, размывается, уносится прочь, исчезая, и что не существует ни в нас самих, ни на земле, ни во вселенной такого местечка, такого убежища, за которое можно было бы уцепиться как за что-то незыблемое и выстоять в этой мировой пурге. Сме­лость нужна и для того, чтобы умирать. Испытывать в опыте медитации смерть столь дорогого нам концепта «Я», испытывать свою смерть, остава­ясь живыми, — это поистине требует силы духа и бесстрашия воина, воору­женного добродетелью безупречности.

Сиддхартха умел мыслить, ждать и поститься.

Ждать — значит терпеть и молчать. Ожидание предполагает отказ от вовлеченности в действия, навязанные нашими желаниями. Если мы лише­ны способности ждать, то любое пришедшее на ум желание принуждает нас действовать, и мы остаемся привязанными к колесу желаний, продлевая свою несвободу. Иногда ожидание понимают неправильно, полагая, что это без­действие и пассивность. Думать так — заблуждение. Чжуан-цзы писал:

«У мудрого человека отсутствие внешних реакций не озна­чает вынужденного или намеренного бездействия. Он не затра­чивает усилий на его построение. И оно ничем не может быть по­колеблено. Мудрец спокоен потому, что он неуязвим для шква­лов, а не потому, что хочет быть спокойным и ему это удается. Тихая вода подобна зеркалу... она совершеннейший из уровней. Но если даже вода столь чиста и прозрачна, и совершенна как уро­вень, то насколько совершеннее во всех этих отношениях может быть дух человека! Сердце мудрого человека, при всей чуткости своей, невозмутимо; оно зеркало земли и неба, оно — незамут­ненное отражение всего сущего. Пустотность, тишина, спокой-


Десятый вечер. Воин

ствие, равностность, молчание, нереагирование — вот уровень неба и земли. Это — совершенное Дао. Мудрецы в нем находят место отдыха и покоя. Покоясь, они сливаются с пустотностью всего мира».

Ожидание предполагает тишину ума на фоне любой активности. Если мы всегда озабочены тем, чтобы «помочь» Дхарме, «подтолкнуть» ее реа­лизацию, то как раз это помешает нам ясно видеть вещи и получать силу и понимание, которые рождаются лишь в молчании, когда мы прекращаем свои внутренние диалоги. Покуда длится внутренний диалог, мы остаемся пленниками слов — в той тюрьме, которая отнимает возможность соотно­ситься с миром открыто и непосредственно, а это тот мир, который на са­мом деле весьма отличен от нашего о нем представления, зиждущегося на предрассудках. Остановить внутренний диалог — значит обрести способ­ность ждать и слушать.

Именно вслушивание в голос своего сердца увело Сиддхартху от лю­бимого отца и привело к аскетам, а затем из леса — к мирской жизни с ее любовью, бизнесом и роскошью. Постепенно в этой новой среде его высо­кий дар вслушиваться и слышать притупился от злоупотреблений чувствен­ными удовольствиями. Он настолько погрузился в мир желаний и вожделе­ний, что и совсем утратил способность слышать. Но вдруг он понял, как далеко зашел в своем заблуждении. Полный отчаяния, притащился он к берегу реки и готов был утопиться, когда услышал странный звук, шед­ший от реки и как бы из его сердца: «Аум... » И он остался там, где был, — у реки, и прожил там много лет, снова научившись слушать и ждать.

«Сиддхартха слушал. Теперь он слушал напряженно, цели­ком поглощенный этим, совершенно пустой. И все слышал, все воспринимал. Он чувствовал, что теперь он полностью овладел искусством слушать. Он и раньше часто слышал все это, все эти бесчисленные голоса в реке. Но сегодня они звучали иначе. Он не различал теперь разные голоса, не отличал веселый от плачуще­го, детский от мужского. Они все принадлежали друг другу. Жа­лобы причитающих, смех мудрых, крики негодующих, стоны умирающих. Все они взаимопереплетались и вкладывались один в другой и перекручивались тысячу раз. Все голоса, все устремле­ния, большие и малые, все причитания, скорби и радости, все доб-


Опыт прозрения

рое и все злое — все это бок о бок со всеми событиями мира, все в едином потоке событий, объятое и пронизанное музыкой жизни. И когда Сиддхартха чутко пил своим слухом эту реку, когда он вслушивался в эту песню тысячи голосов, но при этом не вслу­шивался именно в скорбь или именно в смех, когда он уходил от цепляющегося зова какого-то одного голоса, пытавшегося це­ликом завладеть его сердцем, а слушал их все разом, как тысяче­устый хор, тогда эта великая оратория несла в себе только одно слово — завершенность».

Третьей сильной стороной Сиддхартхи была способность поститься. Пост в более широком смысле означает отказ, отречение, непротивление. И он же парадоксальным образом означает силу, энергию и легкость уси­лий. Отречение воздается мощью и легкостью ментальных процессов. Люди привыкли думать, что отказ от всего, т. е. пост, должен переживаться как бремя, как источник страданий; они, как правило, не осознают великих его преимуществ, этой радости простоты при освобождении от ненужной соб­ственности и бесконечных желаний, не понимают, что бремя не в пустом желудке, а именно в полном. И при этом для практики отречения совсем не требуется каких-то сверхчеловеческих усилий: энергия нужна здесь толь­ко для преодоления нашей инерции и привычных шаблонов. Когда эти усилия приложены, мы начинаем испытывать поразительное чувство мен­тального простора и легкости, которое появляется благодаря освобожде­нию от привязанностей.

Пост — это торжество простоты. Одной из наших радостей при обу­чении в Индии, при всех трудностях в смысле самочувствия, пищи и быта, являлась фундаментальная простота жизни. Эта жизнь была свободна от множества тех вещей, которые обременяют нас в Америке. Любопытству­ющие путешественники, знакомясь с нами, всегда поражались тому, как мы могли «отречься» от столь многих удобств — электричества, горячей водопроводной воды и т. д., не понимая того, как в действительности лег­ко и свободно жить в такой простоте. Именно простота быта и отсутствие надобности иметь множество разных вещей дарит человеку вечно всеми искомое, и почти неуловимое, удовлетворение и спокойствие ума.

Итак, пост, отречение. Нам представляется широкая возможность эк­спериментировать в нашей повседневной жизни путем проявлений щед­рости, самоограничения в контексте высоких требований морали, практи-


Десятый вечер. Воин

ки отпускания (отказа от) вещей, которые нас связывают. Возможность отречения существует на всех уровнях, а не только в наших отношениях к вещам и людям. Есть такое даосское выражение: «пост сердца». Его смысл — совершенствование внутреннего отречения. Чжуан-цзы писал:

«Цель поста — достигнуть внутреннего единства. Это зна­чит обрести такой слух, который не в ухе и не в рассудочном по­нимании, это ■ — слышание духом, всем своим существом. Слы­шание, которое дается ухом, это одно; слышание на уровне про­стого понимания — это другое. Но слышание, доступное духу, — это нечто такое, что не сводится к функции одной из способнос­тей существа, будь то функция уха или функция понимающего разума. Слышание на уровне духа требует пустоты (не­загруженности функцией) всех способностей. И вот когда все спо­собности пусты, тогда только и может обрести истинный слух все наше существо. В этом случае мы наделены даром прямого дос­тупа к истине, непосредственного схватывания того, что лежит перед нами и что никогда не может быть услышано ухом или понято интеллектом. Пост сердца благотворно опустошает кана­лы способностей, освобождает нас от ограниченности и погло­щенности внешними заботами».

Сиддхартха мог мыслить. Он мог ждать. Он мог поститься. Это как раз те качества воина, развивая которые, мы приходим к пониманию всей полноты и цельности своего существа. Когда вы сидите в медитации или ходите в медитации, или просто идете куда-нибудь, когда, наконец, вы за­нимаетесь всем остальным в течение дня и при всем при этом безупречны в осознавании всех своих действий, то вы пробуждаете и укрепляете в себе эти названные выше качества.

Вопрос: Дон Хуан говорит о мощи личности. Как это соотносится с практикой?

Ответ: Мощь — это сила ума. Не та мощь, или власть, которая про­стирает себя вовне для манипуляций, но мощь проникающего прозрения (инсайта), могущество понимания. Дон Хуан говорил, что если бы кому-нибудь даже рассказали о глубочайших тайнах вселенной, то при отсут­ствии достаточной личной мощи этого человека великое откровение оста­лось бы в его ушах пустыми словами. Суть этой мощи — в силе менталь-


Опыт прозрения

ных процессов, в устойчивости ума и в особой способности глубокого про­никновения в порядок вещей. Эта мощь нарастает и развивается по мере обретения умом все большей концентрации. От проникающей мощи рож­дается инсайт; при наличии достаточной силы ума один слабый намек вспа­рывает завесу, открывая новые уровни понимания. Решающе важна непрерывность практики, ее критическая продолжительность. В условиях ретрита именно эта континуальность медитативного состояния может при­вести к такому типу персональной мощи.

Вопрос: Существуют ли какие-нибудь ясные признаки, по которым мож­но было бы отличить интуицию или инсайт от простого воображения?

Ответ: Интуиция возникает на фоне молчащего ума, а воображение концептуально и, значит, наполнено голосами. Разница огромна. Вот по­чему развитие инсайта идет не по пути размышления о вещах, оно идет по пути развития ментальной тишины, т. к. только при этом условии может реализоваться ясное усмотрение истины. Весь процесс развития способно­сти инсайта и понимания на глубоких уровнях может совершаться лишь в те моменты медитационной практики, когда ум совершенно спокоен. Имен­но тогда и происходит это внезапное озарение: «Ах, так вот оно как!.. » В рассуждениях Хуан-по о дзэне инсайт трактуется как внезапное понима­ние, свободное от словесного материала. Этот вид интуиции имеет яркую достоверность истины, поскольку не является продуктом чреватых ошиб­ками размышлений или построений образных, а представляет собой прон­зительно ясное усмотрение порядка вещей.

Вопрос: Каким образом в рамках нашей практики употребление ума с целью исследования соотносится с процессом осознавания, не связанного с выбором объекта?

Ответ: Многие пути развития инсайта как раз имеют отношение к сознательно направленному осознанию. Мы можем направлять внимание на различные стороны процесса, например на позу или на телесные ощу­щения, или на мысли, имея при этом целью исследование тех или иных аспектов. Однако и направленная осознанность, раз утвердившись на сво­ем объекте, становится действительно невыбирающей. Это ситуация от­страненного наблюдения за тем, что происходит, где нет суждений и осуж­дений, оценок и ценностей. Порой люди очень робки в своей практике, все время боятся нарушить какие-то правила, сделать ошибку. Инсайт прихо-

Ы


Десятый вечер. Воин

дит благодаря полному-бодрствованию-мысли, и вопрос стоит так: либо мы осознаем происходящее, либо нет. Невозможно находиться в этом со­стоянии полной осознанности «неправильно». Надо просто упражнять свой ум, упражнять эту исследовательскую способность. С максимальной глу­биной внимания следите за тем, как мысли возникают из ничего и уходят в ничто. Или займитесь исследованием возникшей телесной боли, введите зонд полной осознанности в ее сердцевину. Упражняйте свой ум бесстраш­но, не думая о вещах. Все, что требуется, это безмолвная осознанность. Ум способен становиться очень пластичным; в этом он подобен глине, кото­рая, когда ее долго мнешь, становится очень удобной для работы скульп­тора или горшечника. Когда развита способность полной осознанности и концентрации, ум делается таким же пластичным и легким в работе. Ис­следуйте все аспекты ментально-телесного процесса. Когда я был в Индии, то жил на третьем этаже ашрама. Много раз в день я ходил по лестнице вверх и вниз и каждый раз при этом изучал механизм движения по сту­пенькам — как работает колено, как перемещается тяжесть. Это очень ин­тересный процесс. Все наши действия должны быть для нас объектом та­кого интереса. Неотступно смотреть, исследовать, как происходят те или иные вещи — вот ситуации для целенаправленного осознавания. В другое же время — это просто медитация, когда мы ничем внешним не заняты, а смотрим как бы со стороны на естественное развертывание событий в на­шем ментальном поле, и тогда происходит то, что можно назвать «безвы­борным осознаванием», т. е. бодрствованием внимания, направленного на объекты по мере их возникновения.

Вопрос: А как вообще начался весь этот ментально-телесный процесс?

Ответ: Есть рассказ о человеке, раненном отравленной стрелой. Его друзья сбегали за врачом и ожидали, что стрела будет немедленно вынута, а рана обработана. «Нет, — сказал раненый. — Сначала я должен узнать, кто пустил эту стрелу, откуда он явился, из какого дерева сделано древко стре­лы и какой птице принадлежит ее хвостовое оперение. » Ясно, что человек умер бы, не успев получить ответ и на часть своих вопросов. С этим стран­ным раненым Будда сравнивал людей, предающихся философским спеку­ляциям о происхождении мира, происхождении вселенной, о том, как это все началось и т. п. К4ы обнаруживаем себя уже находящимися в некоем затруднении; затруднение это — наше ментально-телесное существо, ко­торое зачастую переполняется то гневом, то жадностью и страдает от неве-


Опыт прозрения

жества и боли. Задача в том, чтобы вынуть поскорее стрелу, т. е. освобо­дить свой ум от этих качеств и тем самым освободиться от страдания. По­этому наиболее уместные вопросы — те, которые относятся к состоянию, переживаемому нами сейчас.

Вопрос: Отчего возникает жадность?

Ответ: Когда мы видим нечто для нас приятное, нам хочется это удер­жать, ибо мы находимся в наивности непонимания, что, как и все прочее, это — преходяще, эфемерно. Когда же мы приобретаем способность пол­ной осознанности и умение распространять свое внимание на все происхо­дящее, то начинаем видеть все как процесс возникновения объектов и их исчезновения. Естественно, что в результате этого наша установка на схва­тывание и сопутствующая ей алчность уменьшаются и перестают суще­ствовать. Ибо хватать-то нечего и держаться не за что. Все это — пузыри. Опыт переживания эфемерности, растворения мнимой плотности всего сущего приводит нас к легкости отпускания и к свободе от привязаннос­тей. Но такое состояние ума приходит благодаря постоянной осознанности и при условии достигнутой безупречности.

Стать воином — великое и вдохновляющее достижение. Однако ник­то, даже самый хороший учитель, за нас этого сделать не может. Каждый вставший на тропу прозрения сделать это должен сам. Удерживайте состо­яние осознанности от момента к моменту, охватывая вниманием все про­исходящее. Здесь нет мистики, это не сложно и достигается непосредствен­ным усилием. Требует же это, однако, долгой практики. Но это как раз то, к чему ведет вся практика медитации в конечном счете.


Одиннадцатое утро ИГРА В КОНЦЕНТРАЦИЮ

Сегодня мы будем играть. Это «игра в концентрацию». Вот ее правила. В течение ближайшего часа вам предстоит считать циклы своего дыхания, отмечая их порядковый номер на выдохе и возвращаясь после десяти к номеру один. Каждое истечение воздуха через ноздри наружу (или каждое опадание живота, в зависимости от вашего объекта внимания) отмечайте счетом: один, два. И так далее, до десяти. Не пропуская ни одного дыхания! Если вы пропустили счет из-за того, что ваш ум начал блуждать, сразу вер­нитесь к счету один. Если вы сбились со счета, потому что забыли поряд­ковый номер, возвращайтесь к началу. Не обращайте внимания больше ни на что. При этом могут начаться некоторые неожиданности. Нерав­номерным, изменчивым может стать дыхание, оно может ускориться или замедлиться, стать поверхностным или более глубоким. Пусть так, мири­тесь со всеми изменениями. Только не упускайте счет: от одного до десяти, от одного до десяти... Может случиться, что минут через пять ваш ум нач­нет думать: «Ну, что это за глупость. Не буду я, как дурак, сидеть тут целый час и считать до десяти». Очень хорошо. Продолжайте считать. А если из-за этой мысли вы пропустили одно дыхание или сбились со счета, верни­тесь к счету «один». Возможно, ваше тело начнет испытывать разнообраз­ные болевые ощущения или напряжения. Игнорируйте их. Только считайте — от одного до десяти. Это замечательный способ прицельного укрепле­ния фактора единонаправленности ума, тренировки его способности оста­ваться с одним объектом. Если вы убедитесь, что эта игра полезна для ва­шей практики, то время от времени включайте ее в сеансы медитации.


Двенадцатый вечер

ТРИ СТОЛПА ДХАРМЫ: ПАРАМИ

Редчайшая и драгоценнейшая вещь — получить возможность прак­тиковать Дхарму и проникнуться пониманием ее сути. Лишь очень немно­гие люди во всем мире с этой возможностью встретились. Большинство же людей пассивно предаются течению бытия, увлекаемые неведением и желанием, не подозревая о возможности освободиться от цепкого колеса сансары — колеса алчности и ненависти. Чуткость к явлению Дхармы и, соответственно, возможность оказаться среди практикующих, а также до­стижения в этой практике проявляются благодаря тому явлению, которое на языке пали называется «парами»*. Парами означает накопленный по­тенциал чистоты в нашем уме. Каждый момент жизни ума, свободный от импульса жадности, импульса ненависти и от того, что можно было бы описать как иллюзию или ментальную слепоту, обладает определенной очистительной силой в потоке сознания. В течение нашей долгой эволю­ции в умах человеческих существ накопилось много моментов реализо­ванной силы этой чистоты.

На английский язык это слово — парами -— зачастую неточно пере­водится как merit (добродетель, достоинство, заслуга). Это наводит на неверную ассоциацию: будто вместо добрых деяний человек больше оза­бочен накоплением золотых звезд в награду за добрые деяния. Но пара­ми есть скорее тот потенциал чистоты, который становится фактором ума и активно в нем действует. Если произошло значительное накопле­ние активных начал антиалчности, антиненависти и антислепоты, па-

* Напомним: чаще употребляется санскритский вариант «парамита». — Прим. перев.


Двенадцатый вечер. Три столпа дхармы: парами

рами проявляют себя как мощная сила и приводят человека ко всем ви­дам счастья — от самых земных чувственных удовольствий до высшего счастья просветленности. Нет ничего, что происходило бы случайно, без причины.

Есть два вида парами: чистота поведения и чистота мудрости. Силы очищения, связанные с правильным поведением, становятся причиной счастливого окружения, удачных обстоятельств, приятных отношений и того везения, которое приводит к возможности слышать Дхарму. Напри­мер, ситуация данного ретрита реализовалась отнюдь не случайно. Она оказалась возможной благодаря тому, что в каждом из нас здесь присут­ствующих уже имелись большие потенциалы чистоты.

Другой вид парами, чистота мудрости, развивается путем практики правильного понимания и делает возможным рост способности прозре­ния. Оба вида парами, обе эти силы очищения, следует специально разви­вать, чтобы, с одной стороны, соприкоснуться с Дхармой и практиковать ее, а с другой — обрести мудрость понимания.

Существуют три столпа Дхармы, три поля действия, которые культи­вируют и усиливают парами. Первое — это щедрость. Отдавание, или да­рение, является проявлением в действии ментального фактора антиалчно­сти. Антиалчность означает отпускание, неудерживание, отказ от схваты­вания и прилепления. Каждый раз, когда мы чем-либо делимся с другими или отдаем что-либо, этот акт усиливает доброкачественный фактор, пока он не становится наконец работающей в нашем уме мощной силой. Будда говорил, что если бы мы, как он, знали, каковы плоды дарения для самого дарящего, мы бы ни разу не вкусили пищи без того, чтобы не поделиться ею с кем-нибудь.

Кармическими результатами щедрости являются богатство и глубоко гармонические отношения с другими людьми. Готовность всегда делиться с другими тем, что у нас есть, — прекрасная форма отношения к другим; паши дружеские связи много выигрывают благодаря этому качеству щед­рости. Но что еще более существенно, так это то, что развитие в себе антиалчности превращается в огромную силу, работающую на освобо­ждение. Фактор, удерживающий нас на привязи и сковывающий нас в раз­витии, — это желание и импульс хватания, действующие в нашем уме. Практикуя же дарение и, шире, отдавание, мы учимся отпускать. Умею­щий отпускать — свободен.


Опыт прозрения

Сказано, что существуют три типа дарителей. Первый тип — нищен­ские дарители. Они отдают лишь после очень долгих колебаний, причем отдают только завалящие остатки, объедки, худшее, что у них есть. При этом они думают: «Отдать или не отдать? Не много ли я отдаю? » Наконец, если они и расстаются с чем-то, то уж это наверняка что-то совершенно им ненужное.

Другой тип — дружелюбные дарители. Это люди, которые отдают то, чем сами могли бы пользоваться. Они делятся тем, что имеют, меньше раз­думывая и проявляя достаточную щедрость.

Высший тип дарителей — это дающие по-королевски: они предлагают самое лучшее из того, что имеют. Они делятся с естественностью стихии, одновременно с возникшей об этом мыслью или прозвучавшей просьбой. Им нет надобности раздумывать по этому поводу. Отдавание стало орга­нической частью всего их поведения. Фактор антиалчности столь силен в их уме, что при всяком представившемся случае они делятся всем самым для них драгоценным и делают это с легкостью и любовью.

Для некоторых людей отдавание очень трудно: очень уж силен фак­тор алчности и слишком сильны привязанности. Для других же людей проявление щедрости легко изначально. Но не следует придавать боль­шого значения этой разнице. С каким бы уровнем щедрости мы ни подо­шли к началу кашей практики, мы просто должны начать эту практику. Каждый акт щедрости вносит свой небольшой вклад, и фактор алчности постепенно ослабевает. Щедро и с открытым сердцем делиться с другими тем, что у вас есть, — в этом заключена великая красота жизни в этом мире. Через практику такого поведения каждый из нас может вырасти в королевского дарителя.

Два вида сознания сопровождают наши действия. Один из них назы­вается побужденным или опосредованным сознанием (prompted consiousness): в этом случае ум, прежде чем действовать, примеривается и размышляет. Другой вид называется непобужденным или непосредствен­ным сознанием (unpromted) и характеризуется полной спонтанностью. Когда определенный тип действования привит до состояния органичности, утрачивается необходимость размышлять. В самый момент вызова со сто­роны обстоятельств это непосредственное сознание срабатывает с неизбеж­ностью. Через практику мы развиваем тот вид сознания, при котором от­давание делается естественным проявлением нашего ума.


Двенадцатый вечер. Три столпа дхармы: парами

В одной из прежних жизней Будды (когда он назывался «бодхисаттвой», т. е. существом, продвигающимся к состоянию просветленности) он под­нялся на вершину утеса и оттуда увидел тигрицу с двумя тигрятами. Тигри­ца была больна, и у нее не было молока, чтобы кормить маленьких. И вот из сострадания к тигрице и ее детенышам, без мысли о своем теле и без иденти­фикации с ним, он бросается вниз с утеса, чтобы стать пищей для тигрицы и тигриным молоком для тигрят. Не правда ли, дар — королевский?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.