Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Во благо всех существ 4 страница




Пятый вечер. Мир понятий и реальность

ментального процесса. Изначально это самое «Я», или эго, не существует, но поскольку мы так сильно привязаны к идее его, то неизбежно тратим значительную часть своей жизни, защищая это мнимое «Я», расширяя его права и территории и во всем ему потакая. Медитация дает нам возмож­ность увидеть его концептуальную природу и понять, что в действитель­ности его не существует, что оно есть просто идея, посторонняя проекция в поток того, что происходит внутри текущего момента.

Существует несколько концептов (представлений, понятий), которые могут связывать нас как путами: это концепты пространства, времени, соб­ственности, различия людей по полу, своего эго. Можно убеждаться на каж­дом шагу, насколько деспотичны эти концепты, какая значительная часть

уровень понимания вещей дает картину фундаментальной истины. И вот именно идея разных уровней снимает обсуждаемое противоречие. Есть практический, житейский, мирской уровень (включая ситуацию передачи самого этого учения от учителя ученикам); на этом уровне «феномен Я», как понятие и как ярко переживаемая достоверность, незаменим: он служит необходимому делу организации внешней жизни. В этой сфере все наши обычные мысли, словесные формулировки, планы, воображение, воспоминания, философские категории — то есть вся та система концептов, которая мешает инсайту в практике медитации, — выполняют важнейшую функцию. Без этого уровня невозможна жизнь общества и практическая жизнь индивидов, их элементарное ориентирование в ее времени, пространстве и отношениях, невозможны наука, техника и технология, философия и даже само это учение. И вся вообще литература невозможна — от художественной до научной. Невозможен сам язык! Да, все это так. Но речь-то идет о том, что это не единственный (и, по мнению буддизма, не главный) уровень и что не следует на нем задерживаться слишком подолгу, гипнотизируясь его ценностями и его материалом. Ибо источник фундаментальной истины, откуда мы можем черпать мудрость универсальную, — в тишине нашего ума. И в этой тишине становится ясно, среди прочего, что того резко очерченного, плотного, привычного, дорогого нам «Я», нашей «песни родины» не существует, как не существует объективно (в двух-, а тем более в трехмерном звездном пространстве) выделяемых нами созвездий. Повторим уже приводившуюся (в 1-й книге этого тома) аналогию с уровнями физического мира и нашим отношением к ним. Все вещи состоят из атомов, т. е. фактически они — пустые. Но мы садимся на стул, не боясь провалиться, ибо знаем — и по опыту, и теоретически, — что наше тело имеет тот же уровень текстуры, что и стул. Однако именно знание о невидимом атомарном уровне дарит нам величайшие горизонты понимания природы тел и открывает гигантский источник энергии. Добавим от себя, что не иметь хорошего представления об этом уровне сегодня по меньшей мере стыдно. Столь же стыдно должно быть — не знать хотя бы азов учения Будды — картины атомарного мира внутренней стороны мысли и законов его энергетики. Такое незнание не только стыдно. Оно... «не выгодно». Для индивида. Для мира же оно прискорбно. — Прим. перев.


Опыт прозрения

нашей жизни закручена на них и вокруг них вращается, и насколько мы поглощены жизнью в подвластном им мире теней. Известный тибетский учитель медитации Калу Ринопоче писал:

«Вы живете в иллюзии, в царстве внешней стороны вещей. Существует некая Реальность. Реальность эта —- вы. Когда вы это поймете, то увидите, что вы — ничто. А будучи ничем, вы оказы­ваетесь всем сущим. В этом — все».

Существуют четыре «конечные реальности». Их потому так называ­ют, что они могут испытываться непосредственно, в отличие от реальнос­тей, представленных нам только через мысль. Эти четыре конечные реаль­ности суть все содержание нашего опыта.

Первая из них являет собой материальные элементы, составляющие все объекты физического мира. Согласно традиции и в терминах своей дан­ности нам в опыте нашей практики они описываются как элементы земли, воздуха, огня и воды. Элемент земли есть элемент протяженности, про-странственности. Мы испытываем его как твердость или мягкость предме­тов. Когда мы испытываем боль в своем теле, то это как раз проявление этого элемента. Когда вы при ходьбе касаетесь земли, то именно это ощу­щение контакта, прикосновения, и есть элемент земли: ощущение жестко­сти, мягкости, протяженности.

Элемент огня есть качество тепла или холода. Иногда при медитации элемент огня может стать преобладающим, и приходит такое ощущение, что тело начинает гореть. Здесь нет «того», «кто» горит, — это лишь сам элемент огня проявляет свою природу в ощущениях тепла или холода.

Элемент воздуха есть вибрация или движение. При ходячей медита­ции то, что мы испытываем, есть игра элементов. Стопа ноги и нога суть концепты, понятия — имена, даваемые нами определенным узорам пере­живаемого потока элементов. Не существует «стопы», «ноги», «тела», нет и того, что мы называем «Я»; есть просто переживание движения и ощуще­ния прикосновений.

Элемент воды представлен текучестью и вязкостью, он ответствен за удерживание вещей вместе. Представьте совершенно сухую муку: все час­тицы ее рассыпаются, между ними нет никакой связи. Теперь добавьте к ней воды — и частицы ее сольются воедино. Таково проявление элемента воды: удерживание вместе материальных элементов.


Пятый вечер. Мир понятий и реальность

Наряду с этими четырьмя элементами возникают четыре вторичные характеристики материи: цвет, запах, вкус и питательное качество. Весь физический мир может быть испытан в терминах этих элементов. Мы мо­жем осознавать их, не прибегая к посредству мысли о них. Мы смотрим вниз и говорим: «пол». Но «пола» нет, это лишь концепт. А то, что мы испытываем, есть чувство твердости или прохлады, когда мы ступаем, или же цвет, когда мы глядим. Глаз видит цвет. Он не видит имени. Выходя на улицу, мы видим «дерево», однако это лишь результат концептуализации того, что мы видим. То, что мы фактически видим, есть цвет в определен­ной форме. Затем уже другой ментальный процесс выдает этикетку: «дере­во». «Тело» — тоже концепт. Когда мы сидим в медитации, «тело» исчеза­ет. То, что испытывается, переживается, есть ощущение: тепло, холод, боль, напряжение и т. д., т. е. только эффекты от работы элементов, каждый из которых изменчив и преходящ, и единственное постоянство, которое им присуще, это непрерывная трансформация. Медитационная практика по­зволяет нам начать осознавать эмпирический, не концептуальный уровень вещей, вещи в их собственном царстве, освободившись от мыслей о них. В результате этого мы обретаем способность, видя нечто, ограничиваться осознаванием цвета или, ощупывая нечто, осознавать качества своих ощу­щений, не попадая в плен концептуальных образов, т. е. не проецируя идей в поток опыта.

Интересно отметить, что концепты всегда остаются неизменными, наподобие стоп-кадра, в то время как реальность пребывает в постоянном течении. Это самое динамичное кино! Слово (и понятие) «тело» остается без малейшего изменения, но само тело пронизано пламенем изменений. Концепт статичен, но фактическое испытывание того, что происходит, об­наруживает перед нами поток изменчивых элементов, возникновение и исчезновение ощущений. Пристально-осознанное переживание вещей вскрывает их фундаментальную преходящность. Пока мы остаемся вовле­ченными в логику концептуального уровня, мы питаем и поддерживаем иллюзию постоянства и неизменности, которая накрепко привязывает нас к колесу жизни и смерти.

Процесс развития инсайта и мудрости начинается с усилий ума оста­вить в стороне мир концептов, то есть мир теней, и начать испытывать сами реальности. В результате этого должны проясниться истинные черты сущего.


Опыт прозрения

Второй из конечных реальностей является сознание. Сознание (в нашем контексте. — Прим. перев. ) — это «знающая способность», или состояние зна­ния объекта. Некоторые люди представляют дело так, будто в данном «уме-теле» (= человеке) пребывает одно сознание от рождения до смерти, один как бы наблюдатель, который в каждый момент знаег все. Такое представление порождает идею перманентного «Я». Именно эта иллюзия имеет место в те минуты, когда мы еще не привели свой ум к достаточной тишине, чтобы на­блюдать свое знание в потоке. Ибо само сознание возникает и уходит в каж­дый момент. Не существует единого ума, наблюдающего сразу все феноме­ны: в каждый текущий миг «ум» создается и распадается. То сознание, кото­рое слышит, отлично от сознания, которое видит или вкушает, обоняет, ося­зает, мыслит. В каждый миг возникают и уходят разные ментальные фасетки опыта. Когда ум становится спокойным, появляется возможность наблюдать этот поток сознания. Проникновение внутренним взором (инсайт) в теку­честь «знающей способности», уразумение того, что субъекта знания нет, что нет наблюдателя, а просто в каждый момент совершается некий безличност­ный процесс, разоблачает иллюзию перманентного «Я».

Третья конечная реальность носит название ментальных факторов. Они суть те качества ума, которые определяют отношение сознания к объек­ту. С каждым моментом сознания возникают различные сочетания мен­тальных факторов — и уходят с этим моментом. Алчность, ненависть и умственная слепота (delusion) — вот три ментальных фактора, образую­щих три корня всякой недоброкачественной активности. Любая нездоро­вая, неправильная карма или действие мотивированы по меньшей мере одним из этих трех факторов. Например, фактор алчности характеризует­ся тенденцией липнуть к объекту. Когда импульс алчности (или жадности) возникает в моменте сознания, он оказывает влияние на ум таким обра­зом, что тот прилепляется, хватает, цепляется, влечется к объекту. В этом природа фактора алчности. Он преходящ и не является структурным эле­ментом эго, он не есть «Я» или кусочек этого «Я». Это всего лишь один из факторов ума, активный на свой лад.

Ненависть — это такой ментальный фактор, чья природа заключается в осуждении объекта, в отвращении от него. Отвращение, злоба, досада, раздражение, гнев — все это суть проявления ментального фактора нена­висти. Но ненависть тоже не есть «Я», не есть нечто «мое»: это преходящий фактор, который возникает и уходит.


Пятый вечер. Мир понятий и реальность

Умственная слепота — это фактор, функция которого — затуманивать ум, то есть лишать нас способности четко увидеть объект и осознать, что это такое. Мы теряем возможность знать и понимать происходящее.

Существует также три доброкачественных корня ума: антиалчность, антиненависть и антизаблуждение. Антиалчность имеет природу щедрос­ти, не-привязанности, не-обладания, не-притяжательности. Антиненависть воплощается в любви, в благоволении ко всем существам и в дружбе. Ан­тизаблуждение представлено мудростью. Мудрость обладает свойством ясного видения. Она подобна свету в уме. Когда вы входите в темную ком­нату, то ничего не видите и начинаете на все натыкаться. Но вот вы вклю­чили свет, и все предметы становятся четко видны. В этом функция мудро­сти: умственная иллюминация, при которой мы ясно видим содержание и процесс в нашем ментально-телесном пространстве.

Все названные ментальные факторы безличностны и преходящи. Здесь нет того, кто жаден, нет того, кто пребывает в ненависти, нет того, кто мудр, нет того, кто щедр. Есть только возникновение и истечение моментов со­знания, совпадающих с определенными факторами ума, каждый из кото­рых работает в своем собственном праве. Откуда в таком случае появляет­ся идея «себя»? Почему мы столь глубоко проникнуты верой в су­ществование нашего «Я»?

Дело в том, что есть еще один ментальный фактор, который называ­ется «неправильный взгляд» и чья функция — самоотождествление с мер­цающими, как пузырьки в потоке, элементами ума и тела. Когда фактор неправильного взгляда появляется в моменте сознания, то возникает кон­цепт «себя» или «я сам». Однако и сам этот фактор тоже преходящ и без-личностен, возникая время от времени и каждый раз исчезая. В том случае, если мы в данный момент находимся в состоянии полного-бодрствования-мысли, неправильный взгляд не возникает, и тогда мы начинаем освобож­даться от зависимости от представлений «Я», «мне», «мое». Каждый момент полного-бодрствования-мысли есть момент без эго, момент чистоты.

Часто во время практики задают вопрос: «Ну, хорошо, а кто же тогда находится-то в полном-бодрствовании-мысли? Кто осознает-то то-то и то-то? » Ответ очень прост: полное-бодрствование-мысли есть тоже один из ментальных факторов. Его функция — замечать объект, видеть, что он та­кое и каков он, и осознавать текущий момент. Гурджиев называл это каче­ство памятованием себя (self-remembering). Итак, нет никого, кто находит-


Опыт прозрения

ся в этом состоянии полного бодрствования и осознанности, а есть только некий функционирующий фактор: чистая осознанность, которая не льнет, не осуждает, не идентифицируется. По мере развития этого качества все глубже становится понимание того, что все обусловленные феномены ми­молетны и пусты: нет в них резидента — «Я».

Мы подобны большой мозаике — игре-головоломке. Отдельные фи­гурные части ее представляют собой материальные элементы, сознание и ментальные факторы. Когда эти кусочки соединяются определенным об­разом, мы видим «мужчину», «женщину», «дерево», «дом» и т. д. Но это всего лишь картинки, изображения, составленные из кусочков, это всего лишь концепты, а не сама реальность. Самой же реальностью нашего опы­та являются именно эти фундаментальные элементы ума и тела, эти лежа­щие в основе всего процесса атомы энергии, находящиеся в непрерывном течении и трансформации.

Четвертая конечная реальность — нирвана. Нирвана подобна пере­живаниям человека, полностью освобождающегося от цепей и выходяще­го из пещеры в залитый солнцем мир. Это выход на свободу за пределы обусловленного ментально-телесного процесса.

Все названные конечные реальности могут быть объектом опыта, мо­гут непосредственно переживаться. Слова же, к которым мы прибегаем для их описания, суть концепты, которые только указывают путь к этому опы­ту. Практика медитации развивает такое осознание этих реальностей, ко­торое выходит за пределы вербальных возможностей. Мы здесь все нахо­димся в процессе приложения усилий, направленных на то, чтобы разор­вать цепи, удерживающие нас в той пещере неведения. Иногда в течение практики может казаться, будто ничего полезного не происходит, только масса всяких болезненных ощущений, беспокойства, волнения, сомнений и т. п. Это не так. На самом деле всякий миг состояния осознанности, вся­кий момент полного-бодрствования-мысли — это уже вклад в ослабление цепей наших привязанностей. Мы наращиваем инерцию своей осознан­ности, строим постепенно ее энергию, и по мере усиления п-б-м и концен­трации ум делается мощней и проникновеннее в суть вещей. Проявляя большое терпение, мы, наконец, можем начать непосредственно испыты­вать этот ментально-телесный процесс и вникать в его смысл, освобожда­ясь от концептов, от идеи сидящего в нем «Я», выходя мало-помалу из тьмы пещеры на свет свободы и мудрого спокойствия.


Пятый вечер. Мир понятий и реальность

Вопрос: Как и почему отошли мы от конечной реальности и усвоили концептуальное мышление? Как случилось, что мы ушли так далеко от это­го простого процесса, который мы вроде бы естественно должны были все испытывать?

Ответ: Дело обстоит не так, будто мы из состояния чистоты впали в состояние иллюзии. Неведение и желание — вот две причины, которые вели нас от безначальных времен именно неведение и желание гонят нас по бес­конечному кругу колеса рождений и смертей. Эта проблема бросает нам вызов сегодня. Но из ситуации есть выход, и он состоит в том, чтобы преодо­леть неведение и желание. Достигается это тем, что человек начинает уде­лять внимание происходящему на уровне непосредственного опыта.

Вопрос: Возможно ли вообще жить в этом мире, отказавшись от кон­цептов?

Ответ: Пожалуйста, поймите, что концептами (понятиями) следует пользоваться. Дело обстоит не так, что коль скоро мы начинаем испытывать реальность, лежащую за пределами концептуального уровня, то мы уже и отбрасываем весь интеллектуальный процесс. Мы вынуждены прибегать к этому ментальному процессу во имя успешной жизни в миру. Есть два уровня истины. Один — это уровень конвенциональной истины, и здесь мы пользу­емся всеми этими концептами: «мужчина», «женщина», «Я», «время», «мес­то» и т. д. Другой же уровень есть уровень конечной истины, где речь идет о четырех реальностях. Мы можем прибегать к концептам, не становясь их рабами. Мы должны понимать, что они суть всего лишь конвенциональная, условная истина и что существует лежащая в ее основе реальность. В Бодх-гае, в Индии, где многие из нас проходили обучение, был слон. Часто, когда мы шли по городу, он двигался нам навстречу по той же улице. В нашу зада­чу входило шагать очень медленно, с полным-бодрствованием-мысли и вни­манием, целиком устремленным на свой ментально-телесный процесс. Но когда мы видели приближающегося слона, мы, ясное дело, не задержива­лись посреди дороги, отмечая мысленно: «видение, видение». Мы вполне разумно сворачивали в сторону. Когда это уместно, целесообразно, адекват­но ситуации, надо, конечно же, пользоваться и даром рассуждающей мысли.

Вопрос: Что такое эмоции?

Ответ: Эмоции — это ментальные факторы. Гнев, ревность, состра­дание, радость, любовь — все это ментальные факторы. Все эмоции — без-


Опыт прозрения

личностные качества ума. За ними никто не стоит. Нет здесь того, кто гне­вается, нет того, кто любит. Это просто факторы, функционирующие по своим собственным законам.

Вопрос: Что обусловливает возникновение полного-бодрствования-мысли?

Ответ: Мудрость, или ясное видение природы нашей обус­ловленности и уразумение пути к свободе. Непосредственной причиной возникновения п-б-м служит фактор усилия. Вера или уверенность также могут явиться условием и поводом для приложения усилия войти в состо­яние полной осознанности.

Вопрос: Что бы вы могли сказать о любви?

Ответ: В любви проявляется пустотность, ибо последняя означает отсутствие эго — показатель чистоты. Но когда нет эго, то нет и другого. Этот дуализм создается идеей эго, идеей «меня». В ситуации отсутствия «меня» наличествует единство, единение, общность. Именно в отсутствие мысли «Я люблю того-то» любовь только и может стать естественным вы­ражением единения.

Вопрос: Когда осознаваемым является сознание, то что тут является осознающим?

Ответ: Осознанность, или п-б-м, есть ментальный фактор, функ­цией которого является удерживание объекта в луче памяти, недопуще­ние того, чтобы ум забыл о нем. П-б-м может быть обращено на объект или же оно может быть обращено на сознание, то есть на знание о при­сутствии объекта, и именно этого объекта. Вообще говоря, легче наблю­дать объект, чем факт — или, точнее, процесс — знания об объекте, по­скольку объект более уловим, «осязаем». Когда ум находится в очень спо­койном состоянии, то можно наблюдать также уже упомянутую «знаю­щую способность» в ее появлении и уходе. На этом уровне осознанности ситуация становится особенно любопытной, поскольку мы полностью отходим от самоотождествления с сознанием, со знанием себя как некое «Я» — то есть от весьма тонкой и всепронизывающей идентификации. Ведь не представляет особой трудности погрузиться в медитацию и на­блюдать как бы со стороны поток объектов, оставаясь тем не менее во власти идеи о наблюдателе, который этим сейчас занимается. Фактически же наблюдатель отсутствует, абсолютно отсутствует. Имеет место лишь


Пятый вечер. Мир понятий и реальность

голый процесс знания, которое возникает и исчезает каждый момент. Знание или сознание — это тоже процесс. И он эфемерен и безличнос-тен, он лишен связи с неким компактным «Я».

Вопрос: Что можно сказать о памяти? Где. ее место в этом контексте?

Ответ: Память — результат сложной совместной работы определен­ных ментальных факторов, связанных в основном с перцепцией (восприя­тием). Перцепция есть тот ментальный фактор, который несет функцию узнавания и отбора отличительных черт объекта. Именно благодаря мен­тальному фактору восприятия мы узнаем (идентифицируем) объект по опыту прошлых моментов ума. Память относится к тому классу мыслей, которые делают своим объектом нечто уже испытанное.

Вопрос: Откуда проистекает склонность того или иного индивида к определенному типу поведения?

Ответ: Достаточно длительное повторение или специальная прак­тика в определенных видах волевых актов или усилий порождают тен­денцию. Вот мы сейчас, например, занимаемся укреплением способности к полному-бодрствованию-мысли, концентрации и инсайту, многократ­но повторяя вполне определенные усилия; этим мы развиваем в себе тен­денцию к поведению, проникнутому пониманием и мудростью. Подоб­ным же образом мы в прошлом создали каждый свою особую личность через повторение определенных действий и волевых усилий — создали весь набор своих тенденций, довольно жестко определяющих наше се­годняшнее поведение. Именно в терминах этих внутри действующих тен­денций и можно понять феномен личности. Ибо нет компактной сущно­сти, определяемой как «личность», хотя в то или иное время и может про­являться в качестве ведущего некий определенный ментальный фактор. Но в человеке, постоянно практикующем в себе, скажем, такую черту, как жадность, в человеке, который постоянно реализует импульс хватания и прилепления, соблазн привязанности и леность памяти на свои непра­вильные поступки, — ментальный фактор алчности становится очень сильным. Наконец, он проявляется во всех действиях этого человека. Напротив, когда изо дня в день развиваются (реализацией в жизни и тре­нировкой в медитации) антиалчность или антиненависть, то тогда имен­но эти факторы становятся ведущей тенденцией и проявляются во всех аспектах личности.


Опыт прозрения

Вопрос: Где вступает в действие фактор воли?

Ответ: Фактор воли связан с выбором — еще одним ментальным фактором. Между всеми факторами ума действует тонкая и сложная взаи­мосвязь. Здесь работает выбор, здесь представлен весь процесс принятия решений, здесь в общий хор вплетается голос усилия. Каждый из факто­ров выражает свою особую природу и делает свое дело. Одной из ближай­ших задач построения полного-бодрствования-мысли считается восприя­тие слов учения — Дхармы. Это становится причиной и целью для про­буждения фактора усилия. Будда очень часто говорил о великой роли на­стоящего умения настроиться на слушание Дхармы. Это мобилизует фак­тор усилия в его работе построения п-б-м. Все ментальные факторы, вклю­чая и «волю», находятся в уме в латентном состоянии. Нам не нужно ниче­го делать, чтобы «создавать» эти факторы. Вопрос лишь в том, какие из факторов следует развивать. Определенные решения приходят в результате слушания бесед о Дхарме, когда слушатели начинают понимать многие вещи. Это понимание мотивирует усилия на развитие полного-бодрство­вания-мысли, на удерживание в себе постоянной осознанности и, в конеч­ном счете, на развитие в себе способности прозрения и мудрости. В Дхам-мападе есть один стих, смысл которого в следующем: «Есть действование без действующих лиц, есть деяние без деятеля, есть страдание без стражду­щего, есть просветление без того, кто становится просветленным».

Вопрос: Что есть интеллект?

Ответ: Интеллект — это концептуальный уровень мышления наше­го ума. Он поддается тренировке и развитию и служит нам в практике жиз­ни (включая науку и пр. ). Однако он же может быть и помехой. Все зави­сит от того, насколько правильно и ясно мы понимаем процесс мышле­ния. Если мышлению сопутствует глубинное видение его природы, инсайт в его механизмы, то интеллект перестает быть препятствием. Когда мы принимаем свои мысли о вещах за сами эти вещи, интеллект превращает­ся в барьер на пути к истине, и мы путаем понятия с реальностью. Но взя­тый сам по себе, он представляет собой всего лишь еще одну часть или аспект тотального ментально-телесного процесса. Вспомним одну умест­ную здесь строчку из третьего Патриарха Дзэн: «Не презирайте мир рас­судка и идей. Ведь если растворить их до конца в горниле мудрости, то это будет равносильно просветленью».


Шестое утро

ИНСТРУКТАЖ ПО ПОВОДУ ЧУВСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Когда во время практики (медитации) появляются визуальные обра­зы, делайте просто ментальную отметку «видение, видение», не вовлекаясь в готовый возникнуть процесс содержательных суждений или оценок. Про­сто-напросто наблюдайте возникновение и исчезновение этих образов. Когда на передний план выходят звуки, делайте ментальную отметку «слы­шание, слышание», не анализируя их причин, не позволяя дуновению мыс­ли взметнуть пыль концептов. Если вы уловите какой-нибудь запах, то так же, не вникая в его смысл, отметьте себе: «запах, запах» — и вернитесь на­зад, к своему центральному объекту, к дыханию. Чем пристальней ваше внимание направлено на этот главный объект, тем быстрее ваш ум будет перехватывать любые другие объекты.


Седьмое пополудни ИСТОРИИ

Развитие хорошо выраженной осознанности достигается путем уве­личения частоты ментальных отметок. В начале практики удается делать отметки лишь с довольно большими интервалами: вот один объект, чуть позже — другой. Практика прогрессирует с нарастанием частоты отметок очередных объектов, так что отметки начинают следовать плотно друг за другом в анфиладе текущих моментов, перехватывая в каждый момент уже другой объект, будь то микрособытия самого дыхания или ощущения в теле, или мысли. Погруженность внимания в поток феноменов на микро­скопическом уровне есть именно тот характер полного-бодрствования-мысли, к которому ведет практика. Будда приводил пример такой сосредо­точенности, к которой мы должны стремиться. Он говорил о человеке, ко­торому было приказано пройти через кишащий людьми рынок, удержи­вая в равновесии на голове кувшин, полный воды. За ним шел солдат с большой саблей. Этому было приказано отрубить голову идущему впере­ди, если хоть одна капля воды упадет через край кувшина. Можно предста­вить себе, сколь бдительно сосредоточен был тот водонос! Однако сосре­доточенность не должна быть напряженной. Напротив, в ней должна при­сутствовать легкость. Когда слишком много усилий и жесткого напряже­ния, то как раз наималейшее движение и приведет к тому, что вода выплес­нется через край. Человеку с кувшином надо быть расслабленным и впи­санным в мягкий ритм, он должен как бы плыть в сплошном потоке меня­ющейся сцены и в то же время регистрировать события каждого момента. Непринужденная бдительность — вот формула усилий для развития осоз­нанности.


Седьмое пополудни. Истории

Развитие этой из момента в момент перетекающей осознанности тре­бует усилий особого рода. Это не те усилия, которые полагают своей це­лью достижение чего-то в будущем. Они направлены на то, чтобы пребы­вать именно в настоящем и с отстраненным спокойствием пристально сле­дить за тем, что происходит в этот самый миг.

Есть рассказ о человеке, который, уже имея некоторый опыт практи­ки, нанес визит учителю дзэна. Шел дождь, и, входя в помещение, гость оставил снаружи зонтик и обувь. Когда были уже произнесены слова при­ветствий, учитель спросил пришедшего, с какой стороны от своей обуви тот поставил свой зонтик. И гость затруднился ответить на этот вопрос. Дальше говорится, что человек ушел и целых семь лет еще практиковал требуемое дзэном умение регистрировать от момента к моменту мельчай­шие события, пока не достиг совершенства.

Очень важно вырабатывать в себе состояние устойчивой проникаю­щей осознанности относительно всего, что мы делаем, с момента про­буждения утром до момента погружения в сон в конце прожитого дня. Сразу же по пробуждении начинайте осознавать свое дыхание («напол­нение — опадание» или «внутрь — наружу») и с первого же момента бод­рствования полностью осознавайте все свои действия, связанные с подъ­емом, умыванием, перемещением по комнате, подготовкой к медитации, затем продолжением активной жизни, в том числе принятием пищи и пр. Ложась ночью спать, будьте один на один со своим дыханием, отме­чая его фазы до последнего мига погружения в сон. Такой характер прак­тикуемого внимания сослужит великую службу для медитационной прак­тики. Если думают, что вся практика заключается лишь в сидячей и хо­дячей медитации, а все остальное время не имеет к практике никакого отношения или маловажно, то на этих перерывах между сеансами совер­шенно теряют накопленный потенциал. Культивирование в себе состоя­ния интенсивной осознанности в отношении каждого действия в тече­ние всего дня только и дает уму уникальную возможность пребывать во внутренней тишине и сосредоточенности. Только благодаря такой реши­мости и только при такой сбалансированности ума можно достигнуть просветления.

Не существует такого обстоятельства, сколь ничтожным оно нам ни казалось бы, которое было бы недостойно осознанности. Мгновенная, нео­жиданная, глубокая интуиция, открывающая нам истину, может возник-


Опыт прозрения

нуть в любой момент, когда зреют все факторы просветления и вдруг схо­дятся воедино в правильной сбалансированности.

Вот что рассказывают об Ананде, личном помощнике и слуге Будды, принимавшем участие во всех делах и нуждах последнего. Хотя он всегда присутствовал как правая рука Будды, времени для собственной практи­ки у него почти не было. Все друзья его один за другим получали полное просветление, а он все еще оставался на начальной стадии достижений. Лишь после смерти Будды у него появилась возможность вернуться к ин­тенсивной практике. Через какое-то время после этого печального собы­тия монахи собрались на большой совет, на котором надо было воспро­извести наизусть все беседы Будды, чтобы они не забылись. Выбрали 499 монахов, каждый из которых был полностью просветленным и оснащен­ным всеми психическими способностями, а также и самого Ананду, став­шего пятисотым. Ананду они выбрали потому, что он присутствовал во время каждой проводимой Буддой беседы и еще потому, что он обладал прекрасной памятью. Итак, хотя он и не был полностью просветленным, однако представлял собой большую ценность для совета. День большой встречи приближался, и все монахи понуждали Ананду предельно уси­лить свою практику. В ночь перед большим советом Ананда действительно предавался самым напряженным усилиям. Вот он поглощен трудами хо­дячей медитации, шагает, отмечая движения ног: «подъем, движение впе­ред, опускание». Вот он сидит, страстно вслушиваясь в себя... Полночь. Час ночи. Два. Близко утро! — но ничего не происходит. В четыре часа утра Ананда критически взвешивает ситуацию, подводит итоги. А надо сказать, что был он очень мудрым человеком и слышал все, что говорил Будда. И он осознал, наконец, что ум его просто находится в состоянии дисбаланса. Он, Ананда, прикладывал слишком много усилий на фоне отсутствия достаточной концентрации и невозмутимого спокойствия. В его уме было слишком много ожидания и предвосхищения событий. И тогда он решил лечь и медитировать лежа, стараясь привести в равновесие все факторы. В полном бодрствовании утонченного внимания он стал укладываться на свое ложе, скрупулезно осознавая все моменты этого процесса. И далее говорится, что когда его голова еще только собиралась коснуться подушки, в тот момент, когда его ноги, занесенные над крова­тью, уже коснулись ее, — именно в этот миг он пережил чудо проникно­вения в высшую истину! И вместе с этим освобождением явились ему все


Седьмое пополудни. Истории

психические силы. Было четыре часа утра, и до шести или семи он пре­бывал в безмятежном блаженстве нирваны. И утром он предстал перед всеми на совете; он появился непринужденно на своем месте, и всем ста­ло ясно, что Ананда свою великую задачу выполнил.

Никто не может сказать, когда именно пред внутренним взором того или иного человека исчезнет пелена тумана, скрывающего духовную исти­ну. Это может случиться даже в момент отхода ко сну. Старайтесь посто­янно удерживать всю полноту внимания! В каждый ускользающий момент будьте полны бодрствования, следя за каждой происходящей мелочью. Такой вид практики, осуществляемой изо дня в день, по кирпичику возво­дит здание невероятной мощи ума. Используйте возможность, подаренную вам этим ретритом, до конца: не тратьте время ни на что постороннее и не думайте, что вы уже сделали достаточно. Если поздним вечером вам не хочется спать, продолжайте практику. Часто именно поздние ночные часы — наилучшие для медитации. Следует проявить самое большое усилие, на которое вы способны, но при этом в нем не должно быть насильственнос-ти и дисбалансирующего напряжения.

Когда я был в Индии и только начинал практику, случай подарил мне хорошего друга, чья комната находилась через зал напротив. Вот где был образец стойкости и упорства! Всякий раз, когда я его видел, он ме­дитировал. Сам я часов в десять-одиннадцать вечера всегда готов был ложиться спать. Однако, увидев свет за его дверью, я начинал чувство­вать побуждение продолжить практику и вместо того чтобы, встав после сидячей медитации, растянуться в постели, я вставал и переходил к ходя­чей медитации. Через некоторое время я вдруг обнаруживал, что ум и тело проникнуты свежей энергией и что я снова могу сидеть час или два. И я то сидел, то ходил, то садился снова — и чувствовал себя великолеп­но! Таким путем я продвигал себя все дальше за недавние барьеры, нахо­дясь на грани возможного, что весьма ценно. Существует кумулятивный эффект концентрации и полного-бодрствования-мысли, благодаря кото­рому к концу проведенного в практике дня и в ночные часы ум достигает очень высокой степени проникновения. Если вы почувствуете, что с вами происходит то же самое, то, пожалуйста, не прерывайте занятий. Сидите и ходите в медитации, насколько это возможно. Здесь очень много ве­щей, подлежащих исследованию, много уровней сознания, каждый из которых надо испытать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.