Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Во благо всех существ 2 страница



Красивую аллегорию этого путешествия содержит книга «Гора Ана­логии». Это рассказ о группе людей, которые ищут гору. Подножие этой горы находится на земле, вершина же ее представляет собой высочай­шее из возможных духовных достижений. Странники уже с самого на­чала сталкиваются с большим препятствием: при обычных условиях гора вообще невидима, и значительных борений и трудностей им сто­ила только задача определить ее местоположение. Наконец после огром­ных усилий они находят гору и могут приблизиться к ее подножию. Далее и до конца книга описывает всевозможные приготовления, пре­пятствия, борения и тревоги начального пути при подъеме к далекой вершине.

Вот и мы начинаем это самое путешествие, поднимаясь в гору духов­ного прозрения. Мы уже поняли тайну ее невидимости —■ тот факт, что


Второй вечер. Благородный восьмеричный путь

истина, закон, Дхарма находится не где-то во внешнем пространстве, а внут­ри нас самих, и потому мы начнем с того места, где стоим.

Путь на эту гору, эта тропа к свободе хорошо обозначены теми мно­гими, кто здесь проходил. Одно из яснейших описаний мы находим в уче­нии Будды под названием Благородного Восьмеричного Пути. Это план и путеводитель, указывающие путь к просветлению.

Первым шагом на этом пути в гору является правильное понимание. Фактически этот первый шаг есть также и последний. Ведь именно благода­ря некоторой степени понимания мы только и можем начать это-путеше­ствие; но это понимание доводится до полноты и совершенства в конце пути, на самой вершине горы, что соответствует нашему проникновению до глу­бочайших уровней нашего сознания. В начале пути правильное понимание имеет отношение к знанию определенных законов природы, управляющих нашей повседневной жизнью. Один из самых важных из них — закон кар­мы, закон причин и следствий. Любое действие приводит к определенному результату. Все, что с нами происходит, не является случайностью. Каждый раз, когда в основе наших действий лежит алчность, ненависть или заблуж­дение, нас поражают бумеранги боли и страдания. Когда же мотив наших действий — щедрость, любовь и мудрость, пожинаемые нами результаты — счастье и мир. Если мы интегрируем это понимание закона кармы в свою жизнь, то более осознанно можем начать развивать и культивировать в себе правильные, благотворные, здравые состояния ума.

Будда часто подчеркивал важность и могущественный эффект щед­рости. Дарение есть действенное выражение свободы ума от жадности. Все­му духовному пути свойственна легкость отпускания, чуждость склоннос­ти хватать и цепляться, и — щедрость как проявление отсутствия привя­занности.

Другую часть правильного понимания составляет признание особых отношений и уникальной кармы, которые связывают нас с родителями, а также ответственность и обязательства по отношению к ним. Наши роди­тели заботились о нас, когда мы были беспомощны, и именно благодаря этому обстоятельству мы сейчас имеем возможность практиковать Дхар­му. Будда говорил, что не существует способа вернуть этот долг, что мы должны носить наших родителей на руках всю жизнь и все-таки его не оп­латим. Однако есть один-единственный способ достойно отблагодарить наших родителей: это — помочь им причаститься к Дхарме, к истине, к


Опыт прозрения

правильному пониманию. По правде говоря, мы тратим очень много вре­мени и энергии в усилиях освободиться психологически от своих родите­лей, и этот порядок вещей, несомненно, имеет свою ценность; но в обрета­емом нами пространстве свободы мы должны признавать свои обязатель­ства перед ними.

Правильное понимание включает в себя также глубокое и тонкое зна­ние нашей истинной природы. В ходе медитационной практики становит­ся все ясней непостоянство и преходящность всего сущего. Все элементы ума и тела пребывают в бытии лишь один какой-то момент, а затем прохо­дят, постоянно откуда-то возникая и куда-то уносясь. Дыхание приходит и уходит, мысли возникают и исчезают, ощущения формируются в досто­верность и растворяются в неопределенности. Исключительно все фено­мены пребывают в непрерывном течении своей формы и присутствия. В этом изменчивом потоке невозможно найти уютного безопасного остро­вка достаточного постоянства. И вот глубокое прозрение в пустотную, без­личностную природу всех элементов начинает подводить нас к радикаль­но иному видению и нашей собственной жизни, и вообще всего мира. И вот уже ум перестает хватать вещи и цепляться за них в ярком свете осоз­нания транзитности, которой охвачено все вплоть до мельчайших сущ­ностей бытия. И вот тогда нам является чувство спокойной достоверности того, что этот ментально-телесный процесс, переживаемый нами как «Я», свободен от обремененности личностью «хозяина». Это и есть тот вид пра­вильного понимания, который развивается в медитации через присталь­ное, проникновенное наблюдение.

Второй шаг Восьмеричного Пути — правильность мысли. Это озна­чает свободность мыслей от деспотизма желаний, от злой воли, от жесто­кости. Покуда ум привязан к чувственным желаниям, он будет тяготеть к внешним объектам, к удовлетворению внешних устремлений, однако эти внешние цели не могут, в силу их изменчивой природы, приносить полно­го удовлетворения. Возможно лишь кратковременное переживание удо­вольствия, после которого жажда чувств с механической неизбежностью возвращается. Этот бесконечный цикл непогашаемого желания чувствен­ных радостей держит ум в постоянном беспокойстве и смятении. Освобож­дение мысли от чувственных желаний не означает, однако, их подавления или внушения себе, что их нет. Ведь если желание подавлено, оно, как пра­вило, проявится в другой форме. Равным образом ошибочно отождеств-


Второй вечер. Благородный восьмеричный путь

ляться с любым из желаний при его возникновении и поступать в соответ­ствии с ним. Правильная тактика мысли состоит в отстраненном осозна­нии чувственных желаний и «отпускании» — мягком оставлении их за пре­делами гравитации ума. Чем больше мы отпускаем, тем менее обременен­ным становится ум. Из него постепенно уходят тревоги, напряжения, и мы начинаем освобождаться от залежей обусловленности, от паутины чув­ственных желаний.

Свобода от злой воли означает свободу от гнева. Гнев подобен чув­ству жжения в нашем уме; а когда он очень силен, то причиняет страдания также и другим. Очень важно уметь осознавать в себе это чувство и отпус­кать его. Ум благодаря этому возвращает себе легкость и непринужден­ность, а также и свойственную ему от природы доброжелательность (лю­бящую доброту).

Мысли, свободные от жестокости, — это мысли, проникнутые состра­данием, сопереживанием несчастью других и стремлением облегчить чу­жие страдания. Нам следует развивать склонность к мыслям, чуждым аб­солютно даже намеку на жестокость к любому живому существу.

Следующие шаги на нашем пути к далекой вершине связаны с тем, как мы строим отношения в мире, как относимся к окружающей среде и к другим людям. Это принципы, выполнение которых приводит нас в гар­монию со всем нашим окружением и помогает установить правильную экологию сознания, в результате чего преодолеваются противоречия с дру­гими и с окружающей нас природой. Первый аспект такого отношения к миру — правильная, должная речь. Должная, или правильная, речь озна­чает отказ от произнесения любой неправды, от клеветы, от языка оскор­бительного и грубого. Это призыв произносить лишь такие слова, кото­рые сочетают в себе искренность и полезность и потому создают вибра­цию мира и гармонии.

В одном из рассказов о Будде говорится, как он после своего просвет­ления возвратился в город, где еще жила его семья. Многие родственники и друзья, вдохновленные его присутствием, его любовью, состраданием и мудростью, вступили в орден монахов. Тогда-то и Рахула, сын Будды, тоже стал членом этого ордена. И вот до нас дошла знаменитая беседа под на­званием «Совет Рахуле», в которой Будда, обращаясь к своему сыну, ново­обращенному монаху, говорит, что ни при каких обстоятельствах, вклю­чая даже соображения блага, своего или чужого, не должен он произно-

2. 1


Опыт прозрения

сить неправды. Важен и велик обет правдивости! Его скрупулезное соблю­дение бесконечно облегчает и упрощает все наши отношения. Искренность слова, обращенного к другим, имеет свою вторую сторону — искренность и честность, порой суровую, с самими собой. Бывают такие явления в на­шем уме и теле, своеобразные напряжения и неприятные вещи, которых мы предпочли бы не видеть и по поводу которых мы порой неискренни перед самими собой. Правдивость речи становится основой для честности внутренней, при условии которой только и могут начать открываться на­шему пониманию вещи. Преодолеваются любые невротические состояния ума, и мы начинаем видеть ясно.

Четвертый шаг по этой тропе на гору — правильное и должное дей­ствие. Это включает в себя полный отказ от лишения жизни других су­ществ и стремление причинять как можно меньше страдания другим су­ществам; это непричастность к любому акту воровства, то есть абсолют­ный отказ от присвоения себе того, чего нам никто не давал или если дава­емое приобретено нечестным путем, и мы об этом знаем; и это, наконец, недопущение со своей стороны сексуальных проступков, что в плане на­шей повседневной жизни должно пониматься главным образом как непри­чинение страданий другим из алчности (понимаемой самым широким об­разом) или из желания для себя приятных ощущений.

Зачастую мы в данный момент не знаем или не осознаем долгосроч­ных последствий своих действий. Вот рассказ-притча из книги «Гора Ана­логий», который иллюстрирует это.

Для людей, поднимающихся на гору, существовало одно правило, по которому выше определенного рубежа нельзя было убивать ни одного живого существа. Все отправлявшиеся вверх на эту гору должны были брать с собой всю необходимую им пищу. Однажды один из таких людей, кото­рый поднялся уже намного выше упомянутого рубежа, был застигнут снеж­ной бурей и оказался отрезанным от мира. Три дня находился он в импро­визированном убежище, без пищи и тепла, почти замерзая. Снежная буря прекратилась лишь на третий день. И тут он увидел, как из норы вылезает крыса. Крыса была очень старая, и он подумал, что не будет большого вре­да, если он убьет ее и съест и, подкрепив свои силы таким способом, спус­тится затем с горы. Ему удалось как-то изловчиться и убить крысу камнем. Затем он благополучно спустился с горы и совершенно перестал думать об этом. Прошло время, и вот его вызывают на суд горных проводников —


Второй вечер. Благородный восьмеричный путь

людей, отвечающих за состояние этой горы и ведущей на нее дороги. Его привлекают к ответу за убийство крысы, о каковом событии он к тому вре­мени давно уже забыл. Последствия этого, как оказалось, были весьма се­рьезными. Крыса, по причине своей старости, не могла ловить здоровых насекомых и питалась только больными. Поэтому с ее смертью перестал работать естественный отсев больных насекомых. Болезнь охватила весь вид, и все насекомые вымерли. Но насекомые опыляли и удобряли суще­ственную часть растительности на горном склоне. Поэтому когда насеко­мые вымерли, то лишенная опыления и удобрения растительность стала сходить на нет. Но растительная жизнь горного склона удерживала почву. Началась эрозия. В конечном счете, произошел большой оползень и по­греб под собой многих людей, взбиравшихся на гору; к тому же на долгое время оказалась заблокированной тропа. А ведь все это результат, каза­лось бы, незначительного события — убийства старой крысы.

Именно потому, что мы далеко не всегда можем видеть долгосрочные последствия каждого из наших действий, мы должны заботиться о том, чтобы не вносить беспорядка в окружающую среду, но, напротив, самим присутствием своим излучать мир и благость, любовь и сострадание.

Следующим шагом Восьмеричного Пути, тоже связанным с нашими отношениями в мире, является правильность выбора средств к существо­ванию. Это означает выбор такого труда для обеспечения своей жизни, ко­торый не наносит вреда другим; это отказ от такой работы, которая связа­на с отнятием жизни у других, с воровством или обманом. Существует тра­диционный перечень занятий, считающихся неприемлемыми: это участие в торговле оружием и наркотиками или в их распространении, это охота и ловля рыбы — то есть все то, что причиняет страдания другим. Дхарма не только медитация. Да, медитация — мощный инструмент понимания; но понимание и мудрость обретают смысл, только будучи интегрированны­ми в нашу жизнь. Правильный путь добывания себе средств к существова­нию составляет часть этой интеграции. У американских индейцев даже сама манера ходить превращалась в священный обряд. Сделать всю свою жизнь произведением искусства — вот идеал! Любое действие превратить в свя­щеннодействие. Все делаемое делать с осознанностью.

Следующие три шага этого пути имеют отношение главным обра­зом к практике медитации. Первый из них во многих аспектах самый важный: это — правильное усилие. Если мы не прикладываем усилий,


Опыт прозрения

то ничего не происходит. В абхидхарме, т. е. буддийской психологии, говорится, что усилие есть корень всякого достижения, основа всех дос­тижений. Если мы хотим взойти на вершину горы, а сами будем сидеть у подножия этой горы и только думать об этом, нашему желанию не суж­дено сбыться. Лишь благодаря усилиям, фактическому труду влезания на гору, деланию одного шага за другим, возможно вообще достижение вершины. Рамана Махарши, современный индийский мудрец, пишет: «Никто не достигнет успеха, не делая усилий. Владение своим умом не есть наше право от рождения. Преуспевшие в этом обязаны своим успе­хом только своему упорству». Однако усилие требует сбалансированно­сти. Напряженность и страстное желание успеха являются большим пре­пятствием для последнего. Энергию следует равновесно сочетать со спо­койствием. Это подобно настройке гитары: если ее струны слишком на­тянуты или слишком отпущены, звучанье будет неверным. Так же и в нашей практике: мы должны быть достаточно упорны и настойчивы, однако на фоне ума ненапряженного и сбалансированного; усилие не должно сопровождаться насилием. Нам предстоит столь многое в себе открыть, прийти к пониманию столь многих уровней сознания! Только прикладывая усилия, можем мы заставить горизонты раскрываться пе­ред нами. За нас этого никто не сделает. Никому не дано получить гото­вую просветленность от другого существа, и никто не может сделать просветленным другого. Просветление Будды было решением его соб­ственной проблемы, оно не решило наши... не считая указания на то, как это сделать. Каждый должен идти сам по этому пути.

Полное-бодрствование-мысли (п-б-м) — седьмой шаг на этом Бла­городном Восьмеричном Пути и означает состояние осознанности по от­ношению ко всему происходящему в настоящем моменте. Это значит— без разрывов внимания замечать течение вещей; например, во время ходь­бы непрерывно осознавать движение тела; при наблюдении за дыханием — немигающим лучом внимания быть с каждым ощущением, получае­мым от движения воздуха через нос, «внутрь-и-наружу», или от движения живота и грудной клетки, «подъем-и-опадание»; замечать все мысли и все чувства по мере их возникновения. Как выразился один учитель дзэна, «ког­да идешь — только иди, когда бежишь — только беги, главное — не расте­кайся мыслью». Какой бы в поле восприятия ни возник элемент, он дол­жен быть замечен и сделан объектом осознанности, причем без того, что-


Второй вечер. Благородный восьмеричный путь

бы пытаться схватить и удержать его (жадность), осудить (ненависть) или забыть о нем (заблуждение); надо только наблюдать это течение, наблю­дать этот процесс. Когда развита способность п-б-м, оно приобретает рит­мичность, и весь день превращается как бы в непрерывный танец. П-б-м придает уму устойчивость и равновесие, удерживая его в состоянии ост­рой сфокусированности и в то же время безучастной отстраненности от событий идущего перед ним спектакля.

Последний шаг на пути в гору — правильная концентрация. Она пред­ставляет собой однонаправленность ума, его способность оставаться на предмете, ни на миг не отвлекаясь. Первые дни этого путешествия могут оказаться трудными из-за того, что концентрация еще не развита в доста­точной мере. Чтобы взобраться на гору, требуется определенная физичес­кая сила. В начале пути сил еще не много, и вы будете испытывать уста­лость и неудобство. Но тело становится все сильней, и карабкаться вверх все легче. Так же и в практике медитации. По мере развития способности концентрировать внимание уменьшается трудность находиться полностью в текущем моменте. Препятствия, с которыми сталкиваешься в начале прак­тики, через какое-то время преодолеваются уже с легкостью.

Если, поставив чайник на огонь, вы будете каждую минуту снимать крышку и смотреть на воду, она не скоро закипит. Оставьте чайник в по­кое — вода закипит быстрей.

Медитационный ретрит — уникальная возможность для развития высокой степени концентрации и полного-бодрствования-мысли. Благо­даря непрерывности практики, каждый момент как бы надстраивается над предыдущим, и в скором времени ум накапливает большую силу проник­новения.

То путешествие, в котором мы находимся, соединяет в себе правиль­ность наших отношений в миру с ростом глубины понимания вещей и прозрением в мир нашей собственной природы. Здесь уместно привести совет из книги «Гора Аналогий», касающийся восхождения по этой тропе мудрости: «Держите взгляд на тропе к вершине. Но не забывайте и смот­реть перед собой. Последний шаг зависит от первого. Но не льстите себя обманом, что вы уже там, только потому, что вы видите вершину. Следите за своими шагами. Дарите полную бдительность каждому очередному. Но пусть эта бдительность не отвлекает вас от высшей цели впереди. Ибо пер­вый шаг зависит от последнего».


Опыт прозрения

Итак: погруженность в настоящее, культивирование в себе осознан­ности каждого текущего момента и вера в далекий силуэт вершины, имя которому — свобода. Вот что от нас требуется.

Вопрос: Я заметил, что ощущения на вдохе кажутся сильнее. Это не­сколько нарушает мою концентрацию. Как я должен поступать?

Ответ: Дыхание — очень интересный объект медитации, поскольку ему свойствен широкий диапазон показателей структуры и интенсивнос­ти. Порою оно сильно и тяжело, в другое время легко и тонко. Оно может измениться между вдохом и выдохом, или же изменение его становится заметным лишь через какое-то время. Иногда дыхание становится почти неуловимым. Что делает дыхание ценным объектом медитации, так это то, что когда оно становится тонким, т. е. едва заметным, то мы можем использовать его как показатель уровня утонченности для настраивающе­гося ума. Когда вы замечаете нарастание утонченности дыхания, то ста­райтесь и уму придать достаточную тонкость, дабы он стал осознавать эле­менты этого уровня. Здесь требуется дополнительная энергия, но не для каких-то актов, а для молчанья и тишины, для полноты пассивности.

Вопрос: Как можно узнать по человеку, просветлен ли он?

Ответ: Просветленное существо не поддается внешнему уловлению. Нет способа воспринять освобожденное сознание через наши обычные чувства, поскольку оно находится за пределами ума. Это как попытка най­ти пламя вчерашнего костра. Где вы будете искать его? Нельзя думать о просветленности как о чем-то существующем в определенном месте. Нет особой отметины на лбу. Однако в людях можно узнавать проявляющиеся в словах и поступках качества мудрости и сострадания и почитать эти качества.

Вопрос: Об отношениях с нашими родителями и внутреннем обяза­тельстве показать им этот путь. Мои родители в недоумении, почему я здесь и что я здесь делаю. Я не вижу способа заставить их это понять.

Ответ: Существует много способов общения, и речь зачастую не луч­ший из них. Если вы находитесь со своими родителями или любыми дру­гими людьми, при этом спокойны, далеки от того, чтобы кого-то или что-то осуждать, все приемлете, полны любовью и настроены вести себя щед­ро, то совершенно нет надобности в словах. Ваше собственное пребывание в мире и спокойствии образует некое пространство. Правда, это требует


Второй вечер. Благородный восьмеричный путь

длительного времени. Привычка смотреть на вещи по-своему удерживает людей от новых, непривычных для них шагов. Стоит вам сказать что-ни­будь идущее вразрез с этой привычкой, как они занимают оборонитель­ную позицию. Поэтому ничего не надо делать такого, что может нарушить их спокойствие: просто будьте собой и предоставьте Дхарме возможность раскрываться. Покойный ум благотворно влияет на окружение. Все это требует и времени, и терпения, и много любви.

Вопрос: При сидячей медитации у меня возникает визуализация мое­го дыхания в образе воды, текущей туда и обратно по тоннелю. Не мешает ли это более полной осознанности?

Ответ: Да. Суть практики заключается в том, чтобы подвести ум к уровню сенсорных переживаний, уведя его от концептуального уровня. Ви­зуализация дыхания представляет собой концепт. Это не то, что происхо­дит на самом деле, а является проекцией. Весь смысл в том, чтобы быть с переживанием ощущений от дыхания, а не строить вокруг него облако представлений.

Вопрос: Каким образом веру в бога можно совместить с этой практикой?

Ответ: Это зависит от того, какое содержание вы вкладываете в по­нятие бога. Люди очень по-разному понимают это слово. Некоторые отож­дествляют бога с высшей истиной, а это как раз равносильно Дхарме, зако­ну, общему порядку вещей. Предаться богу — это все равно, что отпус­тить, то есть целиком положиться на вещи как они есть. Иначе говоря, пре­доставить Дхарме развертываться, приемля ее законы.


Третье утро

ИНСТРУКТАЖ О ЧУВСТВАХ

В практике развития инсайта (способности прозрения в суть вещей) ментальный фактор, определенный нами как чувства, особенно важен. Мы говорим о чувствах в связи с качествами приятного, неприятного и нейт­рального, которые неизменно присутствуют в каждом моменте потока со­знания. Именно это качество приятного или неприятного обусловливает то, что ум наш имеет тенденцию прилепляться к чему-либо или что-либо осуждать: он хватается за приятные объекты и чувства, осуждая или отвра­щаясь от неприятных. Когда мы приходим к полному осознаванию своих чувств, то обретаем способность просто наблюдать их как бы со стороны, сохраняя полное равновесие.

Одним классом объектов, у которых чувство выходит на передний план, являются физические ощущения в теле. Мы совершенно определенно пере­живаем эти ощущения как приятные или болезненные. Направленность вни­мания на эти ощущения — прекрасный метод развития полной осознанно­сти чувства; эта осознанность предполагает испытывание телесных ощуще­ний без прилипания к положительному чувству (блаженство, восторг, тре­пет и т. п. ) и без попытки бегства от отрицательного (боль, напряжение, дис­комфорт и т. п. ). Задача в том, чтобы просто наблюдать все эти ощущения — жар, холод, зуд, вибрацию, легкость, тяжесть — и возникающие в связи с ними чувства, не цепляясь за них, не проклиная их, не отождествляясь с ними.

Приступайте к сидячей медитации*, наведя фокус осознанности на движение живота (подъем — опадание) или на движение воздуха (внутрь

* В дальнейшем — просто «медитация»; если будет иметься в виду иной тип медитации, это будет оговорено особо. — Прим. перев.


Третье утро. Инструктаж о чувствах

— наружу). Затем, если на передний план выйдут ощущения в теле, пода­рите им полное внимание и полное-бодрствование-мысли. В наблюдении за ощущениями очень важно сохранять ум в состоянии релаксации, осо­бенно когда в теле присутствуют сильные болезненные ощущения. В реак­ции на боль уму и телу свойственно напрягаться. Это свидетельствует о чувстве отвращения, антипатии, и стремлении избежать эту боль и приво­дит к разбалансированности ума. Что следует сделать в этом случае? Надо попытаться расслабиться, став шире этой боли, и из образовавшегося сво­бодного пространства наблюдать поток своих ощущений. Когда ум тих, ненапряжен и внимателен, боль начинает испытываться уже не как сплош­ной сгусток, но как поток, в котором она то появляется, то исчезает, от одного момента к другому. Старайтесь сидеть, сообщив уму состояние рас­слабленности и спокойствия, наблюдая поток ощущений без отвращения, без ожиданий.

Боль — полезный объект медитации. Когда в какой-то части тела ощу­щается сильная боль, концентрация усиливается. Ум сохраняет сосредото­ченность на боли без труда и почти не отвлекается, не блуждает. Делайте объектом медитации любые телесные ощущения, когда они выходят на передний план. Когда же они утрачивают свое доминирование, возвращай­тесь к дыханию. Осознанность должна быть ритмичной, не прыгающей, не хватающейся за объекты, а просто наблюдающей: «подъем — опадание», «боль», «зуд», «жар», «холод», «подъем — опадание». Когда вы обнаружи­ваете, что боль заставила вас напрячься, тщательно изучите качество этой неприятности, колорит этого болезненного ощущения. Подарите полное-бодрствование-мысли ореолу чувства вокруг этого ощущения, и тогда ум естественным путем придет к состоянию равновесия.


Четвертый вечер

КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ВНИМАНИЕ

Одно древнее прорицание утверждает, что через двадцать пять веков после смерти Будды наступит пора великого возрождения и процветания Дхармы. И вот именно сейчас мы являемся свидетелями того, как сбыва­ются эти слова: подаренная человечеству Буддой духовная практика пере­живает свой ренессанс. Чтобы оценить широту и содержательное богат­ство этого пророчества, надо понимать значение самого слова «дхарма». Дхарма — слово санскритское, и наиболее общий его смысл — это закон, порядок вещей, процесс их бытия, Дао, а в более узком смысле — учение Будды. Все это — Дхарма. Этим словом также обозначается всякий отдель­но взятый психический или физический элемент, каковые присущи всем человеческим существам. Все элементы психики — мысли, образы, эмо­ции, сознание и т. п. — и все элементы, связанные с физическим аспектом, по отдельности называются «дхармами». Задача всей духовной работы зак­лючается в том, чтобы исследовать и открывать эти дхармы внутри себя, вскрывать и проникать внутрь всех элементов ума и тела, осознавая каж­дый из них в отдельности и проникаясь пониманием законов, направ­ляющих их динамику и взаимоотношения. Именно этим мы здесь и зани­маемся: исследуем в каждом текущем моменте суть нашей природы и сущ­ность того, кем и чем мы являемся.

Существует одно качество, или способность ума, которая лежит в са­мой основе духовных открытий и которую можно назвать «констатирую­щим вниманием». Оно проявляется в наблюдении вещей как они есть, без установки на выбор и сравнение, без оценок и без наложения на происхо­дящее сетки своих ожиданий; все, что требуется, это равномерно разлитое


Четвертый вечер. Констатирующее внимание

и ничем не искажаемое осознавание, чуждое предпочтений и вмешатель­ства в процесс.

Это качество констатирующего внимания хорошо выражено в извес­тном японском хайку:

Вот старый пруд.

Вот в воду прыг лягушка.

Бульк!

Bare attentin.

Здесь нет драматизирующего описания заката, нет вечернего безмя­тежного неба над прудом и слов о красоте картины. Только скупая гравюра воспринимаемого. Пруд... Лягушка... Бульк!.. Констатирующее внимание говорит: учитесь видеть и наблюдать с простотой непосредственности. Отвлекайтесь от всего постороннего. В этом мощный источник способно­сти ума к прозрению.

Процесс развития констатирующего внимания влечет за собой неко­торые фундаментальные перемены в образе нашей жизни. Наш девиз в отношении времени таков: «быть здесь теперь», то есть сей миг быть в этом миге, или — жить в настоящем моменте. Вся проблема в том, как этого достигнуть. Своим умом мы большей частью пребываем в прошлом, ду­мая о вещах уже случившихся, или же строим планы на будущее, вообра­жая вероятные события, — и как в том, так и в другом случае переживаем зачастую очень эмоционально — и свое былое, и предстоящее: сожалеем, беспокоимся, трепещем, проклинаем. Воспоминания о прошлом, фанта­зии о будущем уводят нас в сторону. Трудно удержать ум на текущем мо­менте. Констатирующее внимание — это то качество осознанности, которое дает нам возможность полноценно жить и быть в пробужденном состоя­нии, находясь на каждой очередной крохотной площадке «здесь-и-теперь». Ведь вся жизнь состоит только из этих площадок! И всю эту жизнь мы обретаем, только научившись погружаться в спокойное созерцание имен­но этого, сей миг протекающего момента, полностью испытывая все, что в нем происходит.

Традиции дззна донесли до нас эпизод, ярко иллюстрирующий уме­ние жить внутри настоящего момента. Два монаха возвращались вечером к себе домой в свой храм. Дорога, по которой они шли, превратилась в сплошную грязь, так как дело происходило в сезон муссонных дождей.


Опыт прозрения

Дойдя до пересекающей дорогу тропы, они увидели там очень красивую молодую девушку, стоявшую в большом затруднении перед непроходи­мой для нее лентой дороги. И тогда по наитию момента один из монахов поднял ее на руки и перенес на другую сторону. Монахи продолжали свой путь молча, но через какое-то время второй монах, не в силах более удер­жать свое недоумение, спросил первого: «Как ты мог это сделать?! Ведь на нас, монахах, лежит обет не только не прикасаться к женщинам, но даже просто смотреть на них! Особенно если они молоды и красивы! » И тогда первый монах ответил: «Я ту девушку оставил там. А ты? Ты все еще не­сешь ее? » По мере развития способности констатирующего внимания, ко­торое дает нам возможность замечать все происходящее как внутри нас, так и в нашем окружении, мы начинаем воспринимать настоящее и реаги­ровать на него все с большей непосредственностью и свободой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.