Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жар-птица Севера



В глубокой древности великая способность людей мечтать, вырываться за пределы повседневности, улетать в будущее, разрушая оковы жестокого закона природы – необратимости времени, родила художественный символ – образ птицы.

Только сказочная птица могла преодолевать пространство и время с недоступной человеку быстротой и, владея этой тайной, делать людей счастливыми.

Это воплощение мечты и счастья в образе птицы таинственными нитями связано со сложившимся в народе внешним обликом русской женщины.

Если мы обратимся к русской народной поэзии, то увидим, что представление о женщине у наших предков существовало нераздельно с образом птицы, древнейшим священным символом добра, довольства и благополучия в славянской мифологии.

«Лебедушка», «лебедь белая», «пава», «утушка», «серая утица» - вот эпитеты, которыми русский народ в своей поэзии награждал женщин.

И народное искусство своеобразными художественными средствами воплотило этот образ в женском народном костюме. Даже когда женщина шла, костюм ее сохранял свою особенность – плавную текучесть линий, так привлекающих людей в движениях лебедя или гордой походке павлина.

 Девичий костюм г. Мезени.

Как в россыпи речного жемчуга каждая жемчужинка радужными переливами похожа одна на другую, но все они неповторимы и своеобразны в едва уловимых оттенках и пленительных неправильностях формы, так и народная фантазия, объединяя все виды искусства, каждому из них придает драгоценное своеобразие.

 Женский костюм Олонецкой губернии.

Кровную связь наших предков с природой, которая для них всегда была и мать, и мачеха, мы находим в народном костюме, в этой интересной области творчества народного гения.

Когда ранним утром крестьянки спешили на луг, чтобы посмотреть много ли росы на расстеленных холстах, ни восходящее ли солнце наполняло их душу радостью, полнотой жизни – красным цветом.

Когда весной, под теплыми лучами солнца труд пахаря превращал землю в бархатное покрывало глубокого темного цвета, не эти ли пашни воспроизводила крестьянка в своей черной поневе, разделяя ее на клетки, подобно тому, как чередовались поля.

Когда северное сияние сполохами покрывало небо и необъяснимые радужные тона трепетали на его темном фоне, не к ним ли устремлялось воображение русских девушек Севера и в эти зарницы, в эти сказочные цвета одевали они себя.

Цветовой строй русской народной одежды настолько интересен и значителен, что именно он создает разнообразие в установившихся традиционных формах и рассказывает нам о назначении тех или иных костюмов, о сокровенном их смысле.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.