Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents



 


Table of Contents

Муравьева Ольга Сергеевна Как воспитывали русского дворянина Предисловие

СЕМЕЙСТВЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ…

IL N'Y A QU'UNE SEULE BONNE…

СЛУЖИ ВЕРНО, КОМУ ПРИСЯГНЕШЬ

Я ВСЯКУЮ СЕБЕ МОГУ ОБИДУ…

… И Я УВЕРЕН, ЧТО УЛИЧИ ОН…

… УПАЛ НА ЛЬДУ НЕ С ЛОШАДИ…

ХОТЯ УЖАСНОЮ СУДЬБИНОЙ Я…

ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО…

ОТЧЕГО У НАС НЕ СТЫДНО НЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО…

БЫТЬ МОЖНО ДЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ…

НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙ НИЧЕМ, ЧТО МОЖЕТ…

Дом славился аристократическим радушием

СКРОМНОСТЬ — САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ…

МЫ ВСЯКИЙ ДЕНЬ ПОДПИСЫВАЕМСЯ…

В ГОСТИНОЙ СВЕТСКОЙ…

ДВОРЯНЕ — ВСЕ РОДНЯ ДРУГ ДРУГУ

«СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI»

Я ПОНИМАЮ, ВЫ НЕСЧАСТНЫЕ…

ТОГО, ЧТО МОДОЙ САМОВЛАСТНОЙ…

.. НЕ ТО ЧТО СОВСЕМ НИГИЛИСТ…

МЕЧТАНЬЕ ЗЛОЕ ГРУСТЬ ЛЕЛЕЕТ…

LA NOBLESSE OBLIGE

ВСЕ ЭТО МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ…

· Муравьева Ольга Сергеевна

· СЕМЕЙСТВЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ…

· IL N'Y A QU'UNE SEULE BONNE…

· СЛУЖИ ВЕРНО, КОМУ ПРИСЯГНЕШЬ

· Я ВСЯКУЮ СЕБЕ МОГУ ОБИДУ…

· … И Я УВЕРЕН, ЧТО УЛИЧИ ОН…

· … УПАЛ НА ЛЬДУ НЕ С ЛОШАДИ…

· ХОТЯ УЖАСНОЮ СУДЬБИНОЙ Я…

· ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО…

· ОТЧЕГО У НАС НЕ СТЫДНО НЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО…

· БЫТЬ МОЖНО ДЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ…

· НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙ НИЧЕМ, ЧТО МОЖЕТ…

· Дом славился аристократическим радушием

· СКРОМНОСТЬ — САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ…

· МЫ ВСЯКИЙ ДЕНЬ ПОДПИСЫВАЕМСЯ…

· В ГОСТИНОЙ СВЕТСКОЙ…

· ДВОРЯНЕ — ВСЕ РОДНЯ ДРУГ ДРУГУ

· «СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI»

· Я ПОНИМАЮ, ВЫ НЕСЧАСТНЫЕ…

· ТОГО, ЧТО МОДОЙ САМОВЛАСТНОЙ…

·.. НЕ ТО ЧТО СОВСЕМ НИГИЛИСТ…

· МЕЧТАНЬЕ ЗЛОЕ ГРУСТЬ ЛЕЛЕЕТ…

· LA NOBLESSE OBLIGE

· ВСЕ ЭТО МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ…

 

 Муравьева Ольга Сергеевна
 Как воспитывали русского дворянина
 Предисловие
 


 

Несколько лет назад в клубе критиков ленинградского Дома кино обсуждали фильм Е. Мотыля «Звезда пленительного счастья». По ходу разговора встал вопрос и о степени достоверности, с которой воссоздаются на экране люди и события 1820-х годов. Многие говорили с раздражением, что опять наши актеры как ряженые в этих мундирах и бальных платьях, что у «кавалергардов» манеры воспитанников ПТУ, а «светские дамы» кокетничают как продавщицы мороженого и т. д., пока один историк не поинтересовался, кто из присутствующих рискнул бы появиться в аристократическом салоне XIX века? Присутствующие примолкли… Историк напомнил, что К. С. Станиславский, который, как говорится, не на конюшне воспитывался, готовясь к роли Арбенина в лермонтовском «Маскараде», ходил к А. А. Стаховичу, славившемуся своими безукоризненными манерами аристократу, обучаться тонкостям «хорошего тона». Сегодня же нашим артистам с этой целью ходить не к кому, и потому спрашивать с них нечего.

Мой научный руководитель, известный пушкинист Н. В. Измайлов, прекрасно помнил дореволюционное русское общество. Когда по телевидению демонстрировался многосерийный фильм — экранизация романа А. Н. Толстого «Хождение по мукам», я спросила у него, насколько похожи герои фильма на офицеров царской армии? «Нисколько не похожи, — твердо сказал Николай Васильевич. — То были интеллигентнейшие люди, а эти… Лица, манеры…» Я примирительно заметила, что все-таки актрисы, играющие Дашу и Катю, очень красивы. Старик равнодушно пожал плечами: «Хорошенькие гризетки…»

Конечно, актеры не виноваты: они не могут сыграть людей, которых никогда не видели.

Русский аристократ XIX века — это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик — несли на себе отпечаток определенной культурной традиции. Именно поэтому современному человеку так трудно его «изобразить»: подражание лишь внешним особенностям поведения выглядит нестерпимо фальшиво. (Наверное, примерно так выглядели те купцы, которые подражали исключительно красивому антуражу дворянской жизни, оставаясь равнодушными к духовным ценностям дворянской культуры. )

С другой стороны, сосредоточившись только на духовных ценностях, можно упустить из виду, как реализовывались они в практике повседневной жизни. Так называемый bon ton [Хороший тон (франц. )] состоял в органичном единстве этических и этикетных норм. Поэтому для того, чтобы представить себе русского дворянина в его живом облике, необходимо видеть связь между правилами поведения и этическими установками, принятыми в его кругу bon ton.

Дворянство выделялось среди других сословий русского общества своей отчетливой, выраженной ориентацией на некий умозрительный идеал. Во второй половине XVIII века дворянская элита, мечтая о лидерстве своего сословия в политической, общественной и культурной жизни России, справедливо усматривала основную преграду к достижению этой цели в удручающе низком культурном уровне подавляющего большинства русских помещиков. (Исчерпывающее представление о нем дает знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». ) Но, не смущаясь непомерной трудностью задачи, идеологи и духовные вожди дворянства брались воспитать из детей Простаковых и Скотининых просвещенных и добродетельных граждан, благородных рыцарей и учтивых кавалеров. Эта цель в той или иной степени проявляется в различных сферах дворянской культуры от литературы до быта. Особое значение в этой связи, естественно, приобретало воспитание детей.

К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т. е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу.

С позиций современной педагогики недостатки такого воспитания очевидны. Вместе с тем, нельзя не заметить, что порой оно приносило удивительные плоды. В прошлом веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня своей почти неправдоподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. Литературные описания, портреты живописцев передают их особенное, забытое обаяние, которому мы уже не в силах подражать. Они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию. Мы попытаемся здесь описать тот идеал, на достижение которого ориентировали дворянского ребенка, и продемонстрировать те методы и приемы, с помощью которых воспитатели стремились развить в подопечном нужные качества.

При этом необходимо иметь в виду, что «дворянское воспитание» — это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны не столько теоретические предписания, сколько те принципы, которые реально проявлялись в быте, поведении, живом общении. Следовательно, полезнее обращаться не к учебникам хорошего тона, а к мемуарам, письмам, дневникам, художественной литературе. Многочисленные примеры из жизни английского и французского высшего общества оправданны и даже необходимы, ибо русское дворянство петровской и послепетровской эпохи сознательно ориентировалось на западную модель поведения и стремилось усвоить европейские нормы быта и этикета.

Понятие «дворянский тип поведения», конечно, крайне условно; как и любой обобщенный образ, образ «русского дворянина» не может вместить в себя все многообразие человеческих индивидуальностей. Однако можно отобрать из всего этого многообразия черты наиболее характерные и исторически значимые.

Говоря словами Пушкина, у каждого сословия были свои «пороки и слабости», были они, конечно, и у русского дворянства, идеализировать его не нужно. Но о «пороках» в предыдущие десятилетия сказано более чем достаточно, сегодня стоит вспомнить и о том хорошем, что было в русском дворянстве. В дворянских обычаях и дворянском воспитании многое неразрывно связано с бытом ушедшей эпохи; определенные утраты в любом случае были бы естественны и неизбежны. Но есть утраты, которых могло бы и не быть. Сейчас это делается все более очевидным, и потому начинают робко возрождаться некоторые забытые традиции. Для того, чтобы, по мере возможности, помочь их возрождению, и написана эта книга.


 

 СЕМЕЙСТВЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ…
 

«СЕМЕЙСТВЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа. »

А. С. Пушкин. Роман в письмах.


 
 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.