Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игрушка. В поисках учителя



 

Лучшие учителя – это ваши ученики. От них можно многому научиться,

если принимать их как своих учителей.

Совсем недавно я познакомилась с чудесной книгой “Педагогические притчи”, автор которой – Шалва Амонашвили, педагог, психолог и мудрый человек. Предлагаю познакомиться с этой книгой поближе – через некоторые, наиболее запомнившиеся мне притчи.

Для начала – красивая притча о человеке. О человеке, ищущем, о человеке созидающем. Этим человеком может быть каждый из нас. Но что мы ищем? Что созидаем? Что можем подарить миру? По большому счету, самый главный подарок миру от нас – это достойная, гармонично развитая, счастливая, созидательная и чистая личность, которую мы в себе воспитаем! Именно это – в наших руках. На мой взгляд, прежде чем учить и воспитывать ребенка, важно вырасти самим, взрастить в себе все те прекрасные качества (нравственные, интеллектуальные, волевые), которые мы хотели бы видеть у своего ребенка. Ну что ж, от рассуждений – к притчам:

Единственная красота

Мальчик размечтался перед сном.

«Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он. – Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».

И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям.

«Построю великолепный Храм».

Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много.

Подумал еще: «Сочиню необыкновенную Песню! »

Но опять замешкался: песен тоже много.

«Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру! »

И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.

И он загрустил.

Так и заснул с этой мыслью.

И увидел сон.

Пришел к нему Мудрец.

«Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное? » – спросил он.

«Да, очень хочу! » – с жаром ответил мальчик.

«Так подари, чего медлишь? »

«Но что? Все уже сотворено! »

И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…»

Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты… »

Игрушкав жизни ребенка – вот ключевое для осознания. Не в жизни взрослого, не в жизни ее продавца или создателя. В жизни ребенка! Маленького, любознательного, познающего с интересом и открытостью, с полным энтузиазмом и безграничной изобретательностью…

Игрушка

Я не ломаю игрушку, правда, не ломаю! Дайте мне ее обратно!
Это вам кажется, что ломаю ее, ибо не знаете меня.
Но я разбираю ее, чтобы заглянуть вовнутрь, узнать, как она устроена.
Я исследую игрушку и хочу использовать ее по-своему.
Это свое я принес с собой, в нем нечто новое, что вам не известно.
Мне нужно набраться опыта, чтобы спустя годы проявить себя, утвердить свое.
Меня не интересует игрушка, и не хочу знать, сколько она стоит.
Но то, к чему влечет меня мое будущее, будет стоить во много раз дороже, и в нем будет мой дар для всех вас.
Цените во мне, что я «ломаю» игрушку, а не играю по ее правилам.
У меня свои правила, и не дам игрушке управлять мною.
Если я подчинюсь всем правилам всех игрушек, которые вы для меня покупаете, скоро сам стану игрушкой, – разве вам это непонятно?
Сегодня «ломаю», а завтра на этом опыте жизнь буду строить.
Не злись, мама!
Не ругай, папа!
Верните мне игрушку, пока она может сослужить мне!
А вам лучше будет наблюдать, куда устремляет меня Природа!

« Клятва учителя », которая достойна стать гимном общения с ребенком!

Я — Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь:
любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях.
Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:
о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.
Клянусь:
не вредить детям, не вредить Ребёнку.

Учитель есть соработник у Бога, Его помощник в творении Человека. Если он не будет сажать и поливать с чувством и пониманием глубокой ответственности и с такими же глубокими знаниями и творчеством, — как и в какую почву сажать, как поливать и лелеять, — то зерно духа не получит нужного развития, жизнь и судьба Ребёнка будут искажены, миссия его будет погублена.

В поисках учителя

В поиске учителя «Пора моего ангелочка определить в школу», – подумал ангел. Взял он его, и влетели они прямо из открытого окошечка в огромное здание. «Надо выбрать учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой еще вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…» Заглянул он на урок к одному учителю и ужаснулся – тот кричал на ученика и ругал его: – Я бы сбросил тебя, такого бессердечного, с пятого этажа… Вон из класса! «Жестокий… Не от Сердца он…» В другой классной комнате учительница сидела перед учениками, положив ногу на ногу, и любовалась своими ногтями, на каждом из которых умело было нарисовано маленькое сердечко. Но она в то же время зорко следила за учениками, выполнявшими кон- трольную работу, и павлиньим криком пресекала всякую попытку списывания друг у друга. «Ханжа… Не от Сердца она…» В следующем классе ученик записывал на доске предложение, которое диктовал ему учитель: «Самого главного глазами не увидишь – зорко только Сердце». Ученик ошибся и написал «Серце». Учитель разозлился: – Сколько раз тебе объяснять… Дай дневник… Два! Ученик заплакал. «Невежда… Не от Сердца он…» Заглянул ангел в следующий класс – там учитель вел урок математики. – Сосчитайте, сколько раз постучит Сердце в течение суток, если за одну минуту оно стучит 56 раз… Один ученик, не считая, сразу выкрикнул: – 80 640 раз… А в неделю – 564 480 раз… А в месяц… А в год… Дети ахнули. А учитель грубо прервал ученика: – Как ты смеешь выкрикивать с места, да еще без моего разрешения… «Грубиян… Не от Сердца он…» Следующий класс жужжал, как улей: учитель и ученики терпеливо и любовно соби- рали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания. «Вот учитель от Сердца и с ангельским терпением… – подумал ангел и сказал своему ангелочку: – Будешь учиться у него. Внимай каждому слову учителя». Улетая из школы, ангел грустно подумал: «Все поминают Сердце, но жить Сердцем не хотят… Нужно вывести всех «сердечных» фигляров, чтобы они не причиняли боль и не калечили сердца своих учеников». Но ангел не знал, как это сделать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.