Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стилевые особенности



 

Маньеризм

 

ЯкопоПонтормо. Снятие с креста. 1526—1528. Флоренция, Санта Феличита

Маньери́ зм (ит. manierismo, от maniera — манера, образ действия, приём, обхождение, вычурность) — течение в западноевропейском искусстве 1520 — 1590-х годов. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком[1]. Эстетика маньеризма складывалась в обстановке экономического и политического кризиса Италии, а также кризиса идеалов итальянского Возрождения, неясности дальнейших путей развития после чрезмерно интенсивного и насыщенного шедеврами искусства римского классицизма первой трети XVI века. Венецианские живописцы того времени обозначали современное им искусство термином " новая манера" (ит. manieranuova). Дж. Вазарив своих " Жизнеописаниях" (1550) использует термин " maniera" (понятие " стиль" появилось только во Франции в конце XVII века). Многие исследователи, например М. Дворжак, А. Варбург, Г. Вёльфлин, Э. Панофский, не склонны считать маньеризм художественным стилем по причине отсутствия характерных формальных носителей. Согласно одной из концепций в маньеризме видят раннюю фазу стиля барокко. Согласно другой, маньеризм и барокко во второй половине XVI века складывались почти одновременно и далее развивались параллельно, вплоть до XVII столетия, когда в Италии окончательно стал доминировать барочный стиль, прежде всего в архитектуре. В странах Северной Европы этот процесс развивался позднее, отчего позднеготические, ренессансные, маньеристичные и барочные элементы образовывали причудливое соединение.

Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм» как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.

Общая характеристика

Маньеризм как художественное течение сформировался в Италии, основными художественными центрами нового искусства (ит. manieranuova) были Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других странах Северной Европы.

ФранческоСальвиати. Неверие Св. Фомы. Ок. 1543—1547. Париж, Лувр

Идеология и эстетика маньеризма были порождены кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году ландскнехтами императора Карла V (ит. SaccodiRoma). Город был разорён, многие художники погибли, другие бежали из Италии. Однако главное заключается в том, что маньеристские тенденции в разных видах и жанрах искусства отразили новые поиски в искусстве в обстановке всеобщей растерянности. Если в стиле барокко постепенно складывались новые принципы формообразования, то художники-маньеристы в буквальном смысле эксплуатировали найденные мастерами Высокого Возрождения изобразительные формы, композиционные приёмы и манеру выполнения (поэтому и не создали оригинального стиля). Чаще всего они не видели новых путей развития, хотя создавали выдающиеся произведения, поскольку достигнутый ранее художественный уровень, по определению Б. Р. Виппера, " был необычайно высок" [5].

Маньеризм в изобразительном искусстве

Стилевые особенности

Характерными особенностями маньеризма, принято считать повышенный спиритуализм, сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему, взвинченность и изломанность линий (ит. forzato), в частности, частое использование так называемой «змеевидной» линии (ит. lineaserpentinata), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (по определению Б. Р. Виппера, " немотивированность поз движением" ), необычные или причудливые эффекты, связанные с разномасштабностью фигур, освещением или усиленной перспективой, использование резкой, контрастной цветовой палитры, перегруженность композиции деталями. Эстетическое и формообразующее значение " змеевидной линии" обосновал историограф и теоретик маньеризма Джан Паоло Ломаццо в " Трактате об искусстве живописи" (1584). Другим теоретиком маньеризма был архитектор и живописец Федерико Цуккаро.

 

Ханс фон Аахен. Вакх, Церера и Купидон. Вена, Художественно-исторический музей

М. Фридлендер в качестве типичных признаков маньеристической живописи выделял пристрастие к:

· удлинённым фигурам;

· экзотическим костюмам персонажей;

· аффективным жестам;

· ярким, контрастным тонам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.