Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Д ЫМ К О В С К А Я И Г Р У Ш К А



 

1. Место нахождения промысла: заречная слобода Дымково, близ города Вятки

(ныне на территории города Кирова).

 

2. Материал первоосновы: ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким

коричневым речным песком.

3. Способы украшения, материалы: игрушки расписывают темперными красками,

замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная

игрушка вновь покрывается взбитым яйцом, что придает блеклым краскам блеск и яркость.  

Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

 

4. Способ создания изделий: Лучшей глиной для создания персонажей Дымково считается та, которая имеет среднюю жирность. Во время лепки рекомендуется иметь перед собой оригинальный образец Дымково. Создавать фигурку нужно по частям, соединяя их так, чтобы создавалось впечатление целостности. Просушивание и обжиг изделия в муфельной печи. Грунтовка. Раньше фигурки обрабатывали разведенной на молоке известью. Это делало фигурку водостойкой и белой. Сейчас, чтобы игрушке придать белизну, применяется водоэмульсионная краска с добавлением мела. Последний слой часто выполняется белой темперой, что гарантирует особую белизну. Роспись. С самого начала существования дымковской игрушки краску для её росписи получали, смешивая с яичным белком природные и анилиновые красители. В современном оформлении применяется синтетическая темпера, которая тоже разводится на яичном белке, что положительно влияет на влагостойкость изделия.

 

5. Виды продукции: Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции. Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

 

6. Методы лепки: Вытяжка. Основной кусок глины формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела — шею, руки, ноги — до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, выглаживая отдельны части и в завершение украшают игрушку накладными деталями.

Лепка из пласта. Раскатывают пласт глины толщиной от 0, 5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.

Комбинированный метод, включающий в себя два предыдущих.

 

7. Цветовая гамма: Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

 

 

8, 9. Зарисовать технические элементы узоров. Альбомные листы с изображениями элементов приложить отдельно.

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

Различные круги — символ солнца, волны — неба

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

 

10. Вид узора: Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

 

 

11. Композиция узора (образцы приложить).

 

Композиции узоров, которые можно использовать для росписи хвостов, крыльев, фартуков и платьев:

 

 

  1. Использование в д/у:

 

С дымковскими игрушками дети знакомятся в средней группе. Для начала можно показать все игрушки сразу. Воспитатель предлагает полюбоваться ими и послушать о них рассказ.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.

 

При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов.

В детском саду (в групповой комнате или зале) устраивают выставки художественных произведений. Со старшими детьми проводят экскурсии в музеи или на выставки.

Педагог поощряет самостоятельное рассматривание произведений искусства, внимательно выслушивает рассказы детей о виденном как в детском саду, так и на выставках.

Конспект занятия.

В средней группе с начала года детей можно знакомить с глиняными игрушками, в частности с изделиями дымковских мастериц. Это могут быть куклы, петушки, козлы и некоторые сюжетные композиции. Для начала можно показать детям все игрушки сразу, так как в большом количестве они оказывают более сильное впечатление. Каждая игрушка — это законченная скульптура, в ней своя роспись и свои лепные украшения. Воспитатель предлагает полюбоваться игрушками, послушать о них рассказ, который должен быть коротким и включать в себя лишь основные сведения. Например: «Далеко в городе Кирове живут мастерицы, которые делают красивые игрушки. Сначала мастерицы лепят их, а когда все куклы, козлы и петушки высохнут, они их расписывают яркими красками. Мы с вами тоже будем лепить такие же игрушки, а сейчас давайте их хорошо рассмотрим». Воспитатель берет любую игрушку и ставит ее на подставку с поворотным кругом, позволяющим показать предмет со всех сторон Далее внимание детей привлекается к форме игрушки, ее налепам и росписи. Если рассматривают куклу, то можно подчеркнуть, что у нее маленькая головка, красивая шляпка, кофта с оборкой, расписная юбка, а в руках собачка, эта кукла называется «Барыня». Во время рассматривания петушка и козлика можно отметить налепы, которые очень украшают изделие. У петушка налепы на голове, хвосте, крыльях, их мастерица сделала вместо перышек, а у козлика — на ногах

Далее воспитатель отмечает, что все дымковские изделия очень ярко расписаны кругами, точками и полосами. После беседы игрушки устанавливаются на одну полку так, чтобы все вместе они создавали яркую, праздничную картину.

Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу.

Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица.

Вылепленные работы бережно сохраняются, дети неоднократно их рассматривают и, после того как они высохнут, обжигают их в муфельной печи.

Вечером в присутствии детей воспитатель расписывает игрушки. Из детских работ устраивается выставка, которая несколько дней украшает группу, а в дальнейшем этими фигурками дети могут играть.

 

13.  Описать процессуальную игру по изображению композиционных элементов, узоров по мотивам промысла.

Укрась дымковскую игрушку
Цель: Закрепить знания детей о дымковской народной игрушке - её героях, деталях и цвете росписи. Формировать умение детей красиво выкладывать узор, передовая особенности дымковской росписи.
Количество играющих 4 – 5 человек.
Описание: На шаблонах дымковских игрушек детям предлагается
выложить узор, используя кружочки синего, красного,
желтого цветов.
Варианты усложнения: Добавить к имеющим деталям узора кружочки разного размера.

 

Разрезные картинки
Цель: Умение детей собирать целостное изображение дымковских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.
Методическое сопровождение: картинки большого размера с целостным изображением композиций дымковских игрушек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.
Ход игры.
В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).
Везли игрушки на базар,
Да рассыпали товар.
Все свистулечки сломались,
Лишь осколки нам остались.
Вы, ребятки, не зевайте,
А осколки собирайте.
Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей. Тот ребёнок, который выполнит работу правильно и быстро, побеждает.
Игра может проходить в несколько этапов (от простого к сложному):
1 – составление изображения путём накладывания деталей на картинку;
2 – составление изображения путём складывания деталей на столе, картинка служит образцом;
3- составление изображения из деталей по памяти.

 

14. Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Дымковской игрушке (приложить).

 

Рассказ. «На берегу реки Вятки, среди высоких старых деревьев, расположилась слобода Дымково. Она известна во всём мире как родина знаменитых дымковских глиняных игрушек. С давних пор народ в здешних местах любил весёлый праздник, у которого и название-то весёлое, озорное — «свистунья». Собирались люди на большой площади, плясали, смеялись и. свистели! Свистели все: и взрослые, и дети. Свистели даже седобородые старики. Поглядеть на этот удивительный праздник приезжали люди из других городов и сёл. И каждый покупал здесь же, на базаре, понравившуюся ему дымковскую игрушку для свиста. Раньше дымковские мастерицы работали в одиночку, каждая у себя дома. А потом им построили большой светлый дом, который называется «Дом художника». Дружно работают там мастера. Старые учат молодых, и все вместе делают замечательные игрушки. Свои игрушки мастерицы лепят из глины. Затем они их сушат, обжигают в печах, белят и только после этого расписывают красками. Цвета красок яркие, нарядные, сочные. Для росписи игрушек дымковские мастерицы берут простые узоры — кружочки, кольца, клетки, прямые и волнистые линии, ромбики и другие элементы. »

15. Литература для чтения детям о промысле:

 

Величкина, Г. А. Дымковская игрушка / Г. А. Величкина, - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24с

Лыкова, И. А. Дымковская игрушка / И. А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005. - 56 с.

Пономарева, Е. А., Иванова, С. А. Дымковская игрушка / Е. А. Пономарева, С. А. Иванова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. - 17 с.

 

16. Методические статьи о Дымковской игрушке:

Доронова, Т. Н. Использование дымковской игрушки в работе с детьми / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12. - С. 13-14.

Тихонова, О. Декоративная лепка в детском саду / О. Тихонова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С. 36-40.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.