Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Брейгель Старший, или Мужицкий, Питер (между 1525 и 1530— 1569), голландский живописец.



Родился в городе Бреда или в деревне Брёгель (Нидерланды). Творческую деятельность начал как график. В Антверпене учился у П. К. Ван Алста, затем создавал рисунки для издателя гравюр И. Кока.

В 1551—1553 гг. совершил путешествие в Италию. Уже в этот период определилась творческая индивидуальность Брейгеля. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни стала картина «Падение Икара» (1555—1558 гг. ). Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к Солнцу, оказывается тут мелким эпизодом; Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море. В центре внимания — пронизанный солнечным светом, исполненный величия морской пейзаж. В этом произведении закладываются основы миропонимания художника: только в согласии с природой, постигая её могучий мировой ритм, человек может добиться успеха — иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного Икара.

Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящены изображению природы, деревни и её жителей. На картине «Битва Масленицы и Поста» (1559 г. ) запёчатлён народный праздник на улицах фламандского городка. Ряженые, нищие, торговцы, музыканты, игроки, пьяные гуляки, монахи, зрители, изображённые на полотне, водят хороводы, танцуют, играют на волынках, мечут кости и т. д. В том же ключе написана и другая, не менее известная работа «Фламандские пословицы» (1559 г. ).

На таких картинах, как «Несение креста», «Поклонение волхвов» (обе 1564 г. ), «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» (все 1566 г. ), «Обращение Савла» (1567 г. ), библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную жизнь.

В серии картин «Месяцы» (1565 г. ) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Идея вечного круговорота природы, его связи с жизнью человека отражена и в традиционных средневековых календарных циклах («Сумрачный день», 1565 г.; «Жатва», 1565 г.; «Охотники на снегу», 1565 г.; «Декабрь», 1565 г. ).

В других работах Брейгеля отражены драматические события, которые происходили во фламандских городах, находившихся под игом Испании («Жатва», 1565 г., и др. ). Например, на картине «Перепись в Вифлееме» аллегорически изображено взимание испанцами налога с фламандского народа. Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приёмы панорамной живописи и миниатюры.

В поздних произведениях усугубляются настроения пессимистического раздумья. В прославленных «Слепых» (1568 г. ) евангельская притча использована для воплощения идеи о человеке, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой. Поводырь слепцов и сам слепец, он падает и увлекает за собой остальных.

Умер Брейгель 5 сентября 1569 г. в Брюсселе.

 

 

Вавилонская башня, 1563 г., Музей истории искусства, ВенаОхотники на снегу (декабрь - январь), 1565 г., Музей истории искусств, Вена



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.