Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Брейгель, Питер (Старший). Питер Брейгель Старший. Содержание



Брейгель, Питер (Старший)

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Брейгель.

Питер Брейгель Старший


Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония,
1572 год.

Имя при рождении: Pieter Brueghel
Дата рождения: 1525[1][2]
Место рождения: Бреда (? )
Дата смерти: 30 августа 1569
Место смерти: Брюссель
Страна: Нидерланды Габсбургские Нидерланды Бельгия[3]
Жанр: пейзаж, жанровая живопись
Влияние: Иероним Босх
Подпись:

Работы на Викискладе

Пи́ тер Бре́ йгель Ста́ рший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude [ˈ pitə r ˈ brø ː ɣ ə l][4]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилиюхудожников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Содержание

[убрать]

· 1Биография

· 2Некоторые известные работы

· 3В кинематографе

· 4В литературе

· 5Генеалогическое древо

· 6Примечания

· 7Литература

· 8Ссылки

Биография[править | править вики-текст]

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

 

Рисунок «Художник и знаток», ок. 1565—1568 гг.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.

В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картинБосха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванямиСредиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. До нас она не дошла, к тому же у ван Мандера соседствуют правда и вымысел.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

 

Охотники на снегу (1565). Музей истории искусств, Вена

 

Мизантроп (1568). Музей Каподимонте, Неаполь

 

Триумф смерти (1562) Музей Прадо, Мадрид

Некоторые известные работы[править | править вики-текст]

Основная статья: Список картин Питера Брейгеля Старшего

Примечание. Поскольку названия картин не принадлежат Брейгелю (придуманы музейными работниками и позднейшими искусствоведами), в разных языковых традициях (и даже в пределах одной традиции) они могут различаться.

· Цикл картин «Перевёрнутый мир»:

· Битва Масленицы и Поста, 1559. Музей истории искусств, Вена

· Детские игры, 1560. Музей истории искусств, Вена

· Нидерландские пословицы, 1559. Берлинская картинная галерея, Берлин

· Падение Икара, 1558. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

· Морской бой в гавани Неаполя, 1558—1562. Galleria Doria Pamphili, Рим

· Триумф смерти, 1562. Музей Прадо, Мадрид

· Падение мятежных ангелов (др. название: Падение восставших ангелов), 1562. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

· Вавилонская башня, 1563. Музей истории искусств, Вена

· На пути в Египет, 1563. Институт искусства Курто, Лондон

· Вино на празднике Святого Мартина, 1563-65. Мадрид[5]

· Путь на Голгофу (др. название: Несение креста), 1564. Музей истории искусств, Вена

· Самоубийство Саула, 1564. Музей истории искусств, Вена

· Поклонение волхвов, 1564. Лондонская Национальная галерея, Лондон

· Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии, 1565. Институт искусства Курто, Лондон

· Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны начасослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только 5:

· Охотники на снегу, 1565. Музей истории искусств, Вена

· Возвращение стада, 1565. Музей истории искусств, Вена

· Сенокос, 1565. Дворец Лобковица в Пражском Граде, Прага

· Жатва, 1565. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

· Сумрачный день, 1565. Музей истории искусств, Вена

· Перепись в Вифлееме, 1566. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

· Свадебный танец, 1566. Институт искусств Детройта, Детройт

· Избиение младенцев, 1566. Музей истории искусств, Вена

· Обращение Савла, 1567. Музей истории искусств, Вена

· Страна лентяев, 1567. Старая пинакотека, Мюнхен

· Крестьянский танец, 1567. Музей истории искусств, Вена

· Крестьянская свадьба, 1568. Музей истории искусств, Вена

· Сорока на виселице, 1568. Гессенский музей, Дармштадт

· Мизантроп, 1568. Музей Каподимонте, Неаполь

· Притча о слепых (др. название: Слепые), 1568. Музей Каподимонте, Неаполь

Ян Бре́ йгель [2] Бархатный (Старший, Цветочный) (нидерл. Jan Bruegel, МФА: [ˈ jɑ n ˈ brø ː ɣ ə l]) (1568, Брюссель — 13 января 1625, Антверпен) — известный южнонидерландский (фламандский) художник. Сын Питера Брейгеля Старшего, брат Питера Брейгеля Младшего.

Содержание

[убрать]

· 1Жизнеописание

· 2Творчество

· 3Генеалогия

· 4Примечания

· 5Литература

Жизнеописание[править | править вики-текст]

Учился у Питера Гуткинта и Гиллиса ван Коннинксло. В 1589 г. Ян Брейгель отправился в Италию. С 1592 г. по 1595 г Ян Брейгель прожил в Риме, где подружился с художником-пейзажистом Паулем Брилем. По возвращении в Южные Нидерланды в 1597 г. как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников Св. Луки. 23 января 1599 г. он женился, 13 сентября 1601 г. родился его первый сын, впоследствии также известный художник Ян Брейгель Младший.

В 1601—1602 гг. Ян Брейгель Старший занимал должность декана гильдии Святого Луки, в 1604 г. побывал в Праге, а позднее работал при брюссельском дворе наместников испанских Нидерландов Альбрехта иИзабеллы, о чём сохранилось упоминание, датированное 1606 г.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

Творчество[править | править вики-текст]

 

Букет. 1606-1607. Старая пинакотека. Мюнхен

К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Ян Брейгель также написал большое количество картин намифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.