Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





региональный компонент. Ранний возраст. Младший возраст. Средний  возраст. Старший  возраст. Старший  возраст (подготовительная группа)



региональный компонент

Область Что должны знать

Ранний возраст

Социально-коммуникативное развитие Формировать у детей  элементарные представления о культуре и быте башкирского народа (одежда, предметы быта, посуда)
  Познавательное развитие Формировать у детей элементарные представления о культуре и быте башкирского народа (одежда, предметы быта, посуда)
  Речевое развитие Прививать  интерес к потешкам башкирского фольклора
  Художественно-эстетическое развитие Знакомить детей с предметами башкирского быта-игрушкой, посудой, одеждой, обувью.
  Физическое развитие Прививать интерес к играм башкирского народа, хороводам, пальчиковым играм.

Младший возраст

Социально-коммуникативное развитие Знать, что означают имена Фануза-светило, маяк; Азамат-джигит; Заира-гостья; Рамиля-волшебная; Арслан-лев; Айгуль-лунный цветок; Роза-цветок. Иметь представления о народных этикетных традициях(уважение к старшим). Прививать элементарные правила поведения гостеприимства (приветливо приглашать войти в дом: «проходите, пожалуйста», «садитесь, пожалуйста», помочь помыть руки теплой водой из кумгана). Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, используя народные потешки и сказки. Сфера игровой деятельности Формировать в сюжетно-ролевых играх регионального содержания предметные, игровые действия, ориентированные на взрослого, а потом на партнера. Включать в образовательный процесс игры: традиционные (народные), дидактические, досуговые, сюжетно-ролевые по сюжетам башкирских сказок, литературных произведений башкирских писателей. Расширять представления о народных играх и игрушках (игры с куклой в национальной одежде, «Испеки блинчик (коймак) для куклы Салимы», «Свари бишбармак для Булата»)
  Познавательное развитие О себе Формировать первичные представления о себе, имени, о семье, половой принадлежности, о любимых занятиях родителей. Формировать элементарные представления о месте, где ребенок родился, проживает (село, город). Развивать умение узнавать дом, квартиру, в которой ребенок проживает, группу детского сада. Окружение Формировать представления детей об объектах и явлениях живой и неживой природы родного края; о диких и домашних животных; особенностях их образа жизни; необходимости заботы о них. Жилище Формировать элементарные о том, что в прошлом у башкир были в основном, временные жилища-аласык (плетенный островерхий шалаш), тирмэ (разборная войлочная юрта). Утварь Показать, что жилище украшают атрибуты быта: печь (готовили пищу), обогревала жилище; сундук для хранения вещей; люлька , в которую укладывали и качали маленьких детей. В старину посуду изготавливали из дерева (чаши, ложки, вазу, лоток, чан, кадку, батман). Пища Познакомить с традиционными башкисркими блюдами. Важный продукт питания-молоко. Из него делают эремсек (творог), май (масло), каймак (сметана). Традиционные блюда из мяса: куллама, бишбармак, из пшенной муки-кыстыбай. Совершенствовать умения определять по внешнему виду и вкусу башкирские блюда и называть любимые из них, принимать посильное участие в их приготовлении. Традиционные напитки: буза, кумыс, айран. Напитки имеют лечебные свойства. Познакомить с видом деятельности башкир: разведение лошадей, коров, овец, пчел. Познакомить с профессиями животновода, пчеловода. Одежда Формировать у детей умения называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек-платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки (харауыс); у мальчиков-рубаха, расшитые штаны, халат, на голове тюбетейка. Уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапочка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами, разноцветными лентами.
  Речевое развитие Связная речь Развивать все стороны речи: связная речь, словарь, грамматика, звуковая культура  речи на материале фольклора и литературы башкирского народа. Фольклор Знакомить с произведениями устного народного творчества: колыбельными песнями, прибаутками посредством игр с национальной куклой. Познакомить с жанром башкирских сказок-сказки о животных. Использовать народное творчество как художественно-речевой деятельности, организовывать игры-драматизации на материале башкирского фольклора. Литература Знакомить детей с произведениями башкирских писателей и поэтов.
  Художественно-эстетическое развитие Знакомить детей с предметами башкирского быта-игрушкой, посудой, одеждой, обувью. Упражнять в проведении прямых линий в рисовании и аппликации полотенец, дорожек, украшения подола платья, камзола и линии, пресеченные вертикально и горизонтально. Учить лепить угощения для кукол путем скатывания (блины, баурсак, сак-сак). Искусство Знакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа (использовать программу А. В. Молчевой «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана -дошкольникам»). Знакомить детей с произведениями башкирской художницы А. Х. Ситдиковой «Будущий батыр», «Урожайный год. Пасека». Знакомить с творчеством художника –графика иллюстратора Ф. Ф. Уразова (иллюстрации к наглядно-дидактическому пособию «Башкирские народные сказки и легенды»). Вызвать интерес к его художественным произведениям, иллюстрациям к башкирским народным сказкам. Использовать картины башкирских художников при ознакомлении с жизнью башкирского народа. Музыка Ознакомить с музыкальным инструментом Курай. Отличать звучание курая от других инструментов.
  Физическое развитие Развивать умения соблюдения культурно-гигиенических навыков и получать опрятности в повседневной жизни с использование башкирских народных потешок, прибауток, пословиц, поговорок, стихов, сказок. Прививать желание участвовать в подвижных играх и выполнять правила игр.
   

Средний  возраст

Социально-коммуникативное развитие Формировать стремление к познанию себя (я –мальчик, ты-девочка; Булат-башкир, а Вадим-татарин по национальности). Знать, что означают имена Фануза-светило, маяк; Азамат-джигит; Заира-гостья; Рамиля-волшебная; Арслан-лев; Айгуль-лунный цветок; Роза-цветок. Иметь представления о народных этикетных традициях(уважение к старшим). Формировать устойчивые представления о себе (фамилия, имя, отчество) и называть сверстника по имени, о половой принадлежности, о гендерных различиях в проявлении качеств (мальчик Булат-будущий мужчина: сильный, смелый, ответственный; девочка Салима-будущая женщина: ласковая, заботливая, нежная). Развивать культурно-гигиенические навыки и умения пользоваться предметами личной гигиены, формировать культуру еды и этикета за столом с использование народного фольклора и литературы. Сфера игровой деятельности Формировать в сюжетно-ролевых играх регионального содержания предметные, игровые действия, ориентированные на взрослого, а потом на партнера. Включать в образовательный процесс игры: традиционные (народные), дидактические, досуговые, сюжетно-ролевые по сюжетам башкирских сказок, литературных произведений башкирских писателей. Развивать культуру общения в играх: умение развивать сюжет игры («День рождения Салимы», «Салима приглашает гостей»), распределять роли, выбирать игрушки, уметь без обиды уступать ведущую роль в игре.
  Познавательное развитие О себе Продолжать расширять представления детей о себе (имена, фамилии членов семьи, близких родственников), детском саде, его ближайшем окружении (название детского сада, улица, где находится детский сад). Окружение Обогащать представления детей о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворно мира своего города (села) – «Почетные доски», аллеи трудящихся, парки, скверы, улицы, носящие имена героев, знаменитых людей. Обогащать социальные представления о людях: взрослых и детях; особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о правилах отношений между взрослыми и детьми через народные башкирские игры, сказки и сюжетно-ролевые игры «Семья», «Башкирский мед» и. т. д. Развивать первичные элементарные представления о родном городе, селе, республике (каждый город, село имеет свое название, район имеет свою карту, герб, флаг); способствовать возникновению интереса к родному городу, селу и родной республике Башкортостан, к малой Родине. Обогащать сенсорный опыт детей в познавательно-исследовательской деятельности с природными богатствами Башкортостана: песок, глина, камни, ракушки, вода, растения. Жилище Формировать элементарные о том, что в прошлом у башкир были в основном, временные жилища-аласык (плетенный островерхий шалаш), тирмэ (разборная войлочная юрта). Утварь Показать, что жилище украшают атрибуты быта: печь (готовили пищу), обогревала жилище; сундук для хранения вещей; люлька , в которую укладывали и качали маленьких детей. В старину посуду изготавливали из дерева (чаши, ложки, вазу, лоток, чан, кадку, батман). Пища Познакомить с традиционными башкирскими блюдами. Важный продукт питания-молоко. Из него делают эремсек (творог), май (масло), каймак (сметана). Традиционные блюда из мяса: куллама, бишбармак, из пшенной муки-кыстыбай. Совершенствовать умения определять по внешнему виду и вкусу башкирские блюда и называть любимые из них, принимать посильное участие в их приготовлении. Традиционные напитки: буза, кумыс, айран. Напитки имеют лечебные свойства. Познакомить с видом деятельности башкир: разведение лошадей, коров, овец, пчел. Познакомить с профессиями животновода, пчеловода. Одежда Формировать у детей умения называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек-платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки (харауыс); у мальчиков-рубаха, расшитые штаны, халат, на голове тюбетейка. Уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапочка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами, разноцветными лентами.
  Речевое развитие Связная речь Развивать все стороны речи: связная речь, словарь, грамматика, звуковая культура речи на материале фольклора и литературы башкирского народа. Фольклор Знакомить с произведениями устного народного творчества: колыбельными песнями, прибаутками посредством игр с национальной куклой. Познакомить с жанром башкирских сказок-сказки о животных. Использовать народное творчество как художественно-речевой деятельности, организовывать игры-драматизации на материале башкирского фольклора. Литература Знакомить детей с произведениями башкирских писателей и поэтов.
  Художественно-эстетическое развитие Знакомить детей с геометрическими элементами башкирского орнамента: лесенками, состоящими из 2-х, и 3-х полос, учить правильно их расположить на квадрате, круге, на полосе, чередуя по цвету, форме, величине. Узнавать эти элементы в предметах быта-коврах, паласах, дорожках, скатертях. Формировать умение рисовать животных из башкирских сказок: «Заяц», «Лиса», «Кролик» и др. Декоративное рисование Продолжать учить составлять узоры, обращая внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету башкирского быта. В лепке учить украшать предметы печаткой, стекой, нанося ритмический узор башкирского геометрического орнамента. В аппликации вызывать интерес вырезать полосы из бумаги, сложенные вдвое: треугольник, складывать из треугольника квадраты, кресты, лесенки, расположение элементов узора на разных формах, в противоположных сторонах, вырезать элементы башкирского орнамента-лесенки, состоящие и разрезанных вдоль полосок, квадратов, крестиков. Искусство Знакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа (использовать программу А. В. Молчевой «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана -дошкольникам»). Знакомить детей с произведениями башкирской художницы А. Х. Ситдиковой «Будущий батыр», «Урожайный год. Пасека». Использовать картины башкирских художников при ознакомлении с жизнью башкирского народа. Музыка Ознакомить с музыкальным инструментом Курай. Отличать звучание курая от других инструментов.
  Физическое развитие Формировать представления о жизни, о здоровом образе жизни; о значении пищи, о частях тела и органов чувств с использование произведений, песен, сказок народов Башкортостан. Знакомить зимним видом спорта и спортсменами Башкортостана (М. Чудов, И. Зарипов, Николай Красников-заслуженный мастер спорта по спидвей).

Старший  возраст

Социально-коммуникативное развитие Знать народные этикетные нормы: Уважение-почитание, почтение, почтительность, уважительность, почтительное отношение; Благопожелание-воля высказать какие-то пожелания: Гостеприимство-гостеприимность, радушие, хлебосольство. Формировать уважительное отношение к старшим членам семьи и представления о родственных связях «Я дочка, внучка, тетя-дочь моей бабушки, сестра моего папы». Формировать в детях образ своего края, воспитать чувство гражданско-патриотической гордости за свою Родину и уважения к людям разной национальности, их обычаям и традициям. Сфера игровой деятельности Использовать народные игры как средство физического, познавательно-речевого развития. Развивать гендерно- привлекательные личностные качества: у девочек-скромность, у мальчиков-храбрость, смелость, как представителя своего народа на основе сюжета игр, народных сказок и художественных произведений, писателей, населяющих нашу республику, которые отражают традиции башкирской семьи. Включать в образовательный процесс дидактические, театрализованные игры на материале башкирского фольклора. Формировать представления в проявлении интереса к народным играм. Побуждать включаться в совместные игры со взрослыми и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты на темы из окружающей жизни, быта, занятий и промыслы (ковроделие, деревообработка народов по мотивам литературных произведений башкирских писателей и поэтов, мультфильмов. )
  Познавательное развитие О себе Продолжать формировать представления о себе, о семье, о своем имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях, членов семьи, профессиях семьи. Окружение Формировать интерес к познанию объектов окружающего мира в его разных проявлениях (природных памятников, водопад Гадельша, гора Янгантау, озеро Аслыкуль, пещера Шульганташ, гора Иремель, Торатау). Формировать представления о малой Родине, ее многонациональных народах, государственной символике Башкортостана. Поддерживать стремление узнавать о государственных праздниках и ярких исторических событиях, героях своего родного края. Жилище Формировать элементарные о том, что в прошлом у башкир были в основном, временные жилища-аласык (плетенный островерхий шалаш), тирмэ (разборная войлочная юрта), бревенчатые жилища (деревянные четырехстенные дома). Показать особенности устройства жилища. В левой части юрты на деревянных подставках стояли сундуки с имуществом, на них складывались постельные принадлежности одеяла (юркандар), подушки (мендерзэр), а также нашитые на войлок цветные паласы. На стенах были развешаны выездная упряжь, седла, нарядная одежда. В правой части –посудные шкафчики и лавки, на которых находились кожаные сосуды с кумысом, кадки с айраном и медовкой, коробок и корзина с коротом, хранились продукты и пищевые припасы. Для бревенчатых жилищ характерны – (урындык, йекихике), постельный паласом, поверх которого селили прямоугольные и неширокие одеяла, которые сшили из лоскутков ткани -буй юрган. Дом отапливался печью (оло мейэс). Формировать представление об архитектуре столицы Башкортостана –город Уфа. Познакомить с архитектурными памятниками столицы: театр оперы и балета, Башкирский драматический театр им. М. Гафури, театр «Нур», госцирк, гостиный двор. Знать названия улиц, носящих имена знаменитых людей, чьи биографии связаны с башкирской землей: С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, М. Гафури, С. Агиша, М. Губайдуллина… Утварь Показать, что предметы мебели, домашнего быта имеют разнообразные функции: нары (место для отдыха); сундук (хранятся старинные вещи старших); печь (обогрев домашних животных); урза (тонкая жердь, на которой развешивалась одежда). Расширить знания о материале, из которой делали утварь: берестяная посуда (из бересты): кузовки, короба (тырыз), прямоугольные лотки (хауыттар). В них собирали и сушили ягоды, держали муку, хранили хлеб. Буранки-банки, туески с деревянным дном (тущтак, кубу)служили для хранения соли, масла, сметаны. Пища Познакомить основным промыслом башкир –скотоводство, пчеловодство. Важный продукт питания-молоко. Напитки – кумыс-из кабыльево молока, катык-из молока. Познакомить с технологиями приготовления творога, масла. Продолжать знакомить с блюдами башкирского народа (баурсак, вак-беляш, усбосмак). Познакомить с технологией приготовления некоторых блюд, привлекать детей к участию в их приготовлении. В меню есть салаты, напитки: «Здоровье», «Айран», «Буза», «Кумыс», салаты «Башкортостан», «Ак-идель». Показать, что у башкирского народа есть сладкие традиционные блюда: мед-целебное питание, баурсак-свадебное кушанье. Одежда Формировать у детей умения называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек-платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки (харауыс); у мальчиков-рубаха, расшитые штаны, халат, на голове тюбетейка. Уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапочка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами, разноцветными лентами.
  Речевое развитие Связная речь Развивать все стороны речи: связная речь, словарь, грамматика, звуковая культура речи на материале фольклора и литературы башкирского народа. Фольклор Знакомить с произведениями устного народного творчества: колыбельными песнями, прибаутками посредством игр с национальной куклой. Познакомить с жанром башкирских сказок-сказки о животных. Использовать народное творчество как художественно-речевой деятельности, организовывать игры-драматизации на материале башкирского фольклора. Литература Знакомить детей с произведениями башкирских писателей и поэтов.
  Художественно-эстетическое развитие Декоративная лепка. Закрепить лепку башкирской утвари разными способами лепки: пластическим, ленточным и комбинированным способами. Декоративное рисование. Закрепить наносить узор в соответствии с формой и назначением предмета; закреплениеумений композиционного построения узоров на скатерти, ковре-центральное поле и кайма, - хакал (элемент национальной одежды башкирских женщин)-центр более крупные узоры, рядом мелкие элементы. Учить изображать растительные узоры. Декоративная аппликация. Учить вырезать ромбообразные, многоступенчатые и Х-образные элементы из бумаги, сложенные вдвое, вчетверо, гармошкой и располагать элементы орнамента симметрично на предметах (палас, дорожка, ковер, шарашау). Закрепить умение составлять коллективные аппликации, «Башкирская одежда», «Юрта». Знакомить с образами животных в творчестве художников-анималистов: Гильмановой Г. З, Салимгареева И. М., Мухтаруллина А. Р. Искусство Знакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа (использовать программу А. В. Молчевой «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана -дошкольникам»). Знакомить детей с произведениями башкирской художницы А. Х. Ситдиковой «Будущий батыр», «Урожайный год. Пасека». Использовать картины башкирских художников при ознакомлении с жизнью башкирского народа. Музыка Ознакомить с музыкальным инструментом Курай. Отличать звучание курая от других инструментов.
  Физическое развитие Формировать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах, разных народов, проживающих в Республике Башкортостан. Знакомить с лучшими спортсменами Башкортостана (прыгуны на лыжах с трамплина Дмитрий Васильев Ильмир Хазетдинов, двоеборец Эрнест Яхин, бобслеист Ильвир Хузин (разгоняющий в экипаже-четверке Никиты Захарова)), представители шорт-трека Семен Елистратов и Руслан Захаров; с составом женской сборной России игроки уфимской «Агидели» Ангелина Гончаренко, Инна Дюбанок, Алена Хомич, Анна Шибанова, Елена Дергачева и Екатерина Пашкевич, гимнастка Ляйсан Утяшева…

Старший  возраст (подготовительная группа)

Социально-коммуникативное развитие Формировать усвоение общепринятых моральных норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: расширять представления об основных моральных ценностях и приоритетных нравственных установках, существующих в традициях многонационального народа Башкортостана. Знать народные этикетные нормы: Уважение-почитание, почтение, почтительность, уважительность, почтительное отношение; Благопожелание-воля высказать какие-то пожелания: Гостеприимство-гостеприимность, радушие, хлебосольство. Формировать желание жить в мире со всеми народами и уважения к их культуре, обычаям и традициям. Сфера игровой деятельности Использовать народные игры как средство физического, познавательно-речевого развития. Разыгрывать сюжетно-ролевые игры по сюжету литературных произведений башкирских писателей. Включать в образовательный процесс дидактические, театрализованные игры на материале башкирского фольклора.
  Познавательное развитие О себе Продолжать формировать представление о себе, о людях, населяющих Республику Башкортостан. Осваивать правила и нормы общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях. Окружение Формировать умение проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать взаимосвязь между свойствами предмета и их использование. Развивать умение самостоятельно экспериментировать по выявлению свойств и качеств объектов живой и неживой природы. Продолжать формирование представлений о республике Башкортостан, стране Росии-еегосударственных символах, президенте, столице и крупных городах и достопримечательностях: памятники С. Юлаеву, М. Кариму, М. Акмулле, А. Матросову; Монумент Дружбы; Дворец спорта; Проявление желания участвовать в праздновании государственных праздников. Проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей, населяющих Республику Башкортостан. Жилище Формировать элементарные о том, что в прошлом у башкир были в основном, временные жилища-аласык (плетенный островерхий шалаш), тирмэ (разборная войлочная юрта), бревенчатые жилища (деревянные четырехстенные дома). Показать особенности устройства жилища. В левой части юрты на деревянных подставках стояли сундуки с имуществом, на них складывались постельные принадлежности одеяла (юркандар), подушки (мендерзэр), а также нашитые на войлок цветные паласы. На стенах были развешаны выездная упряжь, седла, нарядная одежда. В правой части –посудные шкафчики и лавки, на которых находились кожаные сосуды с кумысом, кадки с айраном и медовкой, коробок и корзина с коротом, хранились продукты и пищевые припасы. Для бревенчатых жилищ характерны – (урындык, йекихике), постельный паласом, поверх которого селили прямоугольные и неширокие одеяла, которые сшили из лоскутков ткани -буй юрган. Дом отапливался печью (оло мейэс). Формировать представление об архитектуре столицы Башкортостана –город Уфа. Познакомить с архитектурными памятниками столицы: театр оперы и балета, Башкирский драматический театр им. М. Гафури, театр «Нур», госцирк, гостиный двор. Знать названия улиц, носящих имена знаменитых людей, чьи биографии связаны с башкирской землей: С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, М. Гафури, С. Агиша, М. Губайдуллина… Утварь Показать, что предметы мебели, домашнего быта имеют разнообразные функции: нары (место для отдыха); сундук (хранятся старинные вещи старших); печь (обогрев домашних животных); урза (тонкая жердь, на которой развешивалась одежда). Расширить знания о материале, из которой делали утварь: берестяная посуда (из бересты): кузовки, короба (тырыз), прямоугольные лотки (хауыттар). В них собирали и сушили ягоды, держали муку, хранили хлеб. Буранки-банки, туески с деревянным дном (тущтак, кубу)служили для хранения соли, масла, сметаны. Пища Познакомить основным промыслом башкир –скотоводство, пчеловодство. Важный продукт питания-молоко. Напитки – кумыс-из кабыльево молока, катык-из молока. Познакомить с технологиями приготовления творога, масла. Продолжать знакомит с блюдами башкирского народа (баурсак, вак-беляш, усбосмак). Познакомить с технологией приготовления некоторых блюд, привлекать детей к участию в их приготовлении. В меню есть салаты, напитки: «Здоровье», «Айран», «Буза», «Кумыс», салаты «Башкортостан», «Ак-идель». Показать, что у башкирского народа есть сладкие традиционные блюда: мед-целебное питание, баурсак-свадебное кушанье. Одежда Формировать у детей умения называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек-платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки (харауыс); у мальчиков-рубаха, расшитые штаны, халат, на голове тюбетейка. Уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапочка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами, разноцветными лентами.
  Речевое развитие Связная речь Развивать все стороны речи: связная речь, словарь, грамматика, звуковая культура речи на материале фольклора и литературы башкирского народа. Фольклор Знакомить с произведениями устного народного творчества: колыбельными песнями, прибаутками посредством игр с национальной куклой. Познакомить с жанром башкирских сказок-сказки о животных. Использовать народное творчество как художественно-речевой деятельности, организовывать игры-драматизации на материале башкирского фольклора. Литература Знакомить детей с произведениями башкирских писателей и поэтов.
  Художественно-эстетическое развитие Декоративное рисование. Приобщать детей к декоративной деятельности, учить симметрично изображать элементы башкирского орнамента-крестообразные и рогообразные, растительные элементы, располагая их силуэты и объемных формах. Создавать коллективные композиции узоров на коврах, шарашау, коллаж, панно, используя определенные цвета (красные, желтые, черные, зеленые), элементы и условия построения узора (птичья голова, цветок репей, талия муравья, шея верблюда, ромб мс бараньим рогом, змейка, ветка бедьяна и многие другие)). Декоративная лепка. Продолжать учить лепить башкирскую посуду, утварь разными способами: комбинированным, пластическим, ленточным. Декоративная аппликация. Формировать умение вырезать из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, по диоганали-рогообразные, крестообразные, ромбообразные элементы силуэтов-гармошкой и симметрично (елян, комзол, кисет, фартук, шаршау, ковер). Искусство Знакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа (использовать программу А. В. Молчевой «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана -дошкольникам»). Знакомить детей с произведениями башкирской художницы А. Х. Ситдиковой «Будущий батыр», «Урожайный год. Пасека». Использовать картины башкирских художников при ознакомлении с жизнью башкирского народа. Музыка Ознакомить с музыкальным инструментом Курай. Отличать звучание курая от других инструментов.
  Физическое развитие Формировать у детей интерес к спортивным башкирским играм и упражнениям. Стимулировать желание участвовать в национальных играх-состязаниях: «Перетягивание каната», «Бой с мешками», «Эстафета всадников», «Башкирский хоккей». Расширять представления о спортивных командах Республики Башкортостан: -хоккейная команда «Салават Юлаев» г. Уфа; -футбольная команда ФК г. Уфа; -женская хоккейная команда «Агидель»; -национальная борьба на поясах «Курэш»; -спортивный клуб имени Г. Кадырова –мотогонки.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.