Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАЧЕСТВО РАБОТЫ И. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕНЕРОВ. ПО ФУТБОЛУ. Набережные Челны 2015. Оглавление. Введение



 

АНО «Региональный центр подготовки специалистов

в сфере футбола «Волгоград»

Реферат на тему:

КАЧЕСТВО РАБОТЫ И

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕНЕРОВ

ПО ФУТБОЛУ

  ВЫПОЛНИЛ: Айвазов Манолис Павлович, тренер НП СК «КАМАЗ»

Набережные Челны 2015

Оглавление

  Введение ……………………………………………………….
1. Структура личности футбольного тренера …………………
2. Ролевые позиции футбольного тренера ……………………
3. Авторитета тренера и его личностные качества ………….
4. Педагогические особенности личности тренера по футболу
5. Готовность к деятельности и психическое состояние тренера …………………………………………………………  
6. Личностные качества футбольного тренера, влияющего на его мастерство ………………………………………………….  
7. Влияние личностных качеств футбольного тренера на результаты работы …………………………………………..
  Заключение ……………………………………………………
  Литература ……………………………………………………

Введение

 

Актуальность исследования. Футболом увлекаются миллионы людей в нашей стране. Для части из них футбол не только интересное занятие, но работа, основное дело жизни. Тем не менее, понятия «профессиональный спорт» в нашей стране долго не существовало. Спорт делился на три категории: массовый, любительский и большой. Только сравнительно недавно теоретиками спорта был выделен подраздел профессионального спорта. Таким образом, спорт стал считаться полноправным видом трудовой деятельности, особой профессией, овладеть которой может не каждый.

Психолого-педагогических проблем в области профессионального футбола немало. К их числу принадлежит неразработанность понятия «личностные характеристики футбольного тренера», хотя становление этой дефиниции диктуется насущными практическими задачами. Надо выяснить, какие личностные характеристики наиболее связаны с успешностью деятельностью тренера. Изучением личностных характеристик, имеющих важное значение в деятельности спортсменов занимались многие ученые (Н. А. Худяков, А. В. Родионов, Г. Д. Горбунов, В. А. Вяткин, В. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, В. Д. Гончарова, А. Ц. Пуни, Дж. Кретти и др. ), то исследований, касающихся личности тренера, недостаточно.

Изучение личности тренера началось в середине XX века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые успешному тренеру. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М. Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов.

Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые. Отечественные специалисты (начиная с пятидесятых годов прошлого столетия) внесли немалый вклад в изучение личности тренера. Следует отметить работу таких ученых как Г. М. Андреева, И. П. Волков, Ю. А. Коломейцев, Р. Л. Кричевский, А. Н. Леонтьев, И. Н. Решетень.

Мастерство футбольного тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с воспитанниками, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. В этой сфере деятельности тренеру наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации воспитанника, его готовности переносить большие нагрузки и стремлению к достижению высоких командных и личных результатов. Профессионально важные качества личности футбольного тренера и пути саморазвития этих качеств представляются нам особенно интересными, что и обусловило выбор именно этой проблемы исследования.

Предмет исследования – личностные характеристики футбольного тренера.

Объект исследования – влияние личностных характеристик футбольного тренера на эффективность работы.

Цель исследования – проанализировать личностные характеристики футбольного тренера и выявить наиболее значимые, влияющих на эффективную работу.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных свойств эффективного тренера.

2. Определить качественные характеристики личностных свойств успешного футбольного тренера.

3. Разработать модель личности футбольного тренера.

 

1. Структура личности футбольного тренера

Мастерство футбольного тренера во многом определяется имеющимися у него личностными качествами, которые придают своеобразие его общению с воспитанниками, определяют быстроту, степень овладения им различными умениями, условия для формирования позитивных межличностных отношений в команде, возможности избегания конфликта или выхода из него, условия для создания такого социально-психологического климата, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Психолого-педагогические качества футбольного тренера, его особенности и пути их развития и саморазвития, обеспечивающих успех как отдельного футболиста, так и команды, представляются нам особенно интересными.

Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К. К. Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры.

Первая подструктура. В неё входят мировоззренческие и нравственные качества личности футбольного тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление предать воспитанникам социальный и профессиональный опыт футбольной деятельности.

Вторая подструктура. В ней выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества футбольного тренера:

- способность организовать обучение и отдых воспитуемого;

- профессионально-деловые качества;

- привычки и традиции, одобряемые в команде.

К деловым качествам футбольного тренера относятся:

- теоретические знания футбольной дисциплины, владение футбольными умениями;

- качество преподавания;

- организаторские способности;

- отношение к работе;

- требовательность;

- строгость;

- принципиальность;

- объективность.

 

 

 


Третья подструктура. В ней выделяются индивидуально - психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции.. В число эмоционально-волевых качеств, например, входят: уравновешенность (выдержка, самообладание), терпеливость, решительность, жизнерадостность (веселость, чувство юмора).

Четвертая подструктура. Она характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом и др.

 

Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить, соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у него определенные свойства (черты) личности, удовлетворяющие этим требованиям. Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура, свидетельствующая о ведущих качествах тренера.

При изучении психолого-педагогической литературы были выявлены следующие доминирующими качествами футбольного тренера, работающего с юношескими командами:

1) учит любить футбол;

2) любит своих воспитанников;

3) помогает в трудную минуту;

4) не жалеет своего свободного времени;

5) помогает в становлении личности воспитанника;

6) контролирует обучение в школе;

7) помогает в решении жизненно важных вопросов.

Естественно, этот перечень качеств не окончателен. Однако и полученные данные могут быть положены в основу практической работы футбольного тренера.

Достаточно большое внимание исследованиям качеств футбольного тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д. Вуден и многие другие считают, что работа футбольного тренера адекватна работе педагога (учителя) на всех уровнях, включая как учебную, так и внешкольную работу.

Они установили:

I) овладение фактическим материалом зависит от ясности и выразительности изложения, от умения преподавателя преподносить материал обучаемым;

2) степень понимания материала воспитанниками зависит от энергичности учителя и его манеры изложения материала;

3)  доброжелательная атмосфера в группе зависит от поведения учителя, который должен умеренно контролировать обучаемых и допускать известную свободу их действий.

Эти же исследователи выделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательно проанализировать в свете собственных возможностей и особенностей поведения:

1) дозволенность — контроль;

2) пассивность — энергичность;

3) агрессивность—поддержка;

4) расплывчатость — ясность;

5) поощрение—безразличие к активному участию учащихся в процессе обучения;

6) сдержанность — яркость (образность);

7) поощрение к обмену мнениями — чтение лекций;

8) доброжелательность, теплота — холодность, сдержанность.

Все это позволяет предположить, что «успешный в работе» футбольный тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален.

 

2. Ролевые позиции футбольного тренера

Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера по футболу, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.

Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела.

Структуру знаний тренера составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания.

Общественно политические знания составляют теоретическую основу мировоззрения тренера, методологическую базу для профессиональных знаний. Психолого-педагогические знания определяют сущность профессиональной подготовки тренера. Чтобы управлять поведением юного воспитанника, футбольному тренеру необходимо обладать искусством проникновения во внутренний мир ребенка, что невозможно без знания психологии личности (Л. И. Божович, А. А. Бодалев, К. К. Платонов).

Знание предметов медико-биологического цикла: анатомия, биомеханики, физиология, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры — составляет специфическую особенность структуры знаний футбольного тренера. Знания в этой области позволяют ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма воспитанников с учетом их возрастных дифференциаций.

Тренер — психолог. К. Д. Ушинский писал: «Каждый педагог — психолог». Тренеры-мастера в процессе воспитания юных футболистов выявляют комплекс их психических качеств и особенностей, от которых зависят усвоение нравственных принципов и норм поведения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания (учитывая индивидуальные и социально-психологические особенности). Они разрабатывают нравственную модель юного спортсмена, основными составляющими которой являются нравственные качества и особенности, присущие нашему образу жизни.

Тренер - организатор. Организаторская деятельность футбольного тренера является реализацией на практике его проектов, методических планов и условием более целенаправленного и реального проектирования собственно педагогических и функциональных задач. Решение собственно педагогических задач ведет к изменению личности юных футболистов, их спортивной умелости. Функциональные задачи связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы учебно-методической работы.

Нередко неопытные или опытные, но не знающие педагогической теории футбольные тренеры первый тип задач подменяют вторым. Однако не всегда эффектно организованные и проведенные «мероприятия» дают положительный результат и, наоборот, внешне ничем не привлекательные мероприятия приводят к положительным изменениям в личности воспитанников и сплочению команды, формированию у воспитанников спортивных умений.

 

3. Авторитета тренера и его личностные качества

Тренер по футболу может завоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно и вытекает из его мировоззрения и убеждений, когда слово и дело у него не расходятся. Педагогический авторитет тренера основывается на глубоком знании им своего дела, бескомпромиссной требовательности к себе, увлеченности своей работой.

Кроме того, личностный авторитет зависит от умения тренера по футболу устанавливать правильные принципиальные отношения как с воспитанниками, с их родителями, так и с коллегами.

Авторитет футбольного тренера в значительной степени зависит от высокого уровня сформированности его организаторских и коммуникативных умений. При этом особо важен характер взаимодействия тренера по футболу с воспитанниками в учебно-тренировочном процессе.

Шкала наблюдения за взаимодействием футбольного тренера и воспитанников включает следующие показателя:

1) стратегия и тактика организации тренировочного процесса;

2) количество футбольных элементов, показанное воспитанниками на различных этапах тренировочного процесса;

3) количество и характер (положительных и отрицательных) самостоятельных действий футболистов в процессе занятий;

4) замечания всей команде;

5) замечания отдельным футболистам;

в) элементы ролевых игр в занятиях;

7) обобщение отдельных элементов стратегий и тактики игры лучших воспитанников тренером;

8) обобщение стратегии и тактики юных футболистов;

9) количество контактов тренера с сильными футболистами;

10) количество контактов тренера со слабыми футболистами;

11) количество проявлений согласия и несогласия юных спортсменов между собой;

Характер взаимоотношений между тренером по футболу и воспитанниками во многом зависит от субъективной оценки последними личности и деятельности тренера, от сплоченности команды и его роли в формировании интереса у воспитанников к футболу.

Авторитет футбольного тренера основывается на следующих основных принципах поведения:

- любить и понимать воспитанника;

- защищать его интересы;

- быть заботливым, держать связь с родителями;

- быть выдержанным;

- развивать самообладание, способность внимательно и терпеливо выслушивать юного спортсмена в любой ситуации;

- вырабатывать в себе чувство юмора, умение разряжать напряженную обстановку шутливой репликой, добродушным замечанием;

- прощать несущественные ошибки, которые допущены бессознательно, без злого умысла;

- никогда не повышать голоса.

Это принесет двойную пользу:

- тренеру поможет «сохранить» нервы, юному футболисту — выработать привычку к корректному поведению даже в конфликтной ситуации;

- воздерживаться от резкой критики подростка в присутствии товарищей;

- уметь признаваться в ошибке, если она допущена, и извиняться, если вы виноваты.

Признание ошибки лишь укрепляет уважение воспитанников к тренеру и приучает к самокритике, честности.

Авторитет футбольного тренера команды имеет огромное педагогическое значение. Чем авторитетнее тренер, тем большее влияние оказывает он и на своих воспитанников. То, что говорит авторитетный тренер, оценивается как важное, а потому и гораздо лучше воспринимается. Для многих футболистов, нашедших свое призвание в занятиях спортом, уважаемый, авторитетный тренер выступает в качестве идеала, которому они стремятся следовать в жизни.

Таким образом, во взаимоотношениях тренеров с юными футболистами ведущая роль принадлежит тренеру. Уровень развития положительных личностных качеств тренера — важнейшее условие нормализация взаимоотношений с футболистами, а следовательно, и повышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

Футболисты очень ценят у тренера по футболу энергичность. Энергичны те тренеры, которые активно участвуют во всем комплексе дел футбольной команды, используя при этом личное спортивное мастерство, находчивость, организаторские способности.

Наряду с этим футболисты к числу наиболее важных качеств, определяющих взаимоотношения между ними и тренерами, относят твердость характера, принципиальность. Необходимыми они считают качества, определяющие отношение самого тренера к ним: понимание их психологии, тактичность, доброжелательность, внимательность, терпеливость.

 

4. Педагогические особенности личности тренера по футболу

Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности - т. е. на совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности. Педагогические способности не тождественны не только педагогическим знаниям, навыкам и умениям, но и педагогическому опыту тренера. Чем способнее тренер, тем быстрее вырабатываются у него навыки и умения педагогической деятельности. Способности облегчают овладение педагогической деятельностью, а занятия этой деятельностью развивают педагогические способности. Педагогические способности развиваются на базе общих способностей, однако в общих способностях в деятельности тренера отражается структура педагогической деятельности с её специфическим объектом - личностью воспитанника по футболу.

Н. В. Кузьмина, Ф. Н. Гоноболин, А. А. Деркач, А. А. Исаев и др. отмечают, что в структуру педагогических способностей входят следующие их виды: перцептивные, конструктивные, дидактические, коммуникативные, организаторские, академические ….

Рассмотрим их более подробно.

Перцептивные способности включают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное внимание позволяет отбирать факты, необходимые в работе с воспитанниками, за каждым поступком и действием подростка видеть педагогическую ситуацию, требующую тщательного анализа. Распределенное внимание позволяет не упускать из поля зрения группу в целом и каждого воспитанника в отдельности, сочетать фронтальную работу с индивидуальной.

Конструктивные способности являются условием успешного проектирования и формирования личности в коллективе юных футболистов. Благодаря им, тренер способен предвидеть результаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника в педагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогический склад ума. Конструктивные способности помогают тренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать единственно верное в каждом случае средство воздействия на личность и коллектив.

Дидактические способности позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности воспитанников, стимулировать их самостоятельную мысль, мобилизовывать внимание, преодолеет расслабленность, вялость и апатию на занятиях. Эти способности помогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний воспитанникам, экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном с педагогической точки зрения выражения своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантомимики. Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеет культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.

Коммуникативные способности помогают тренеру устанавливать с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения. Коммуникативность тренера наиболее ярко проявляется в его педагогическом такте, умении избегать конфликтов, как с воспитанниками, так и среди них. В коммуникативных способностях большое место занимает эмпатия, т. е. способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Коммуникативные способности проявляются в общении не только с воспитанниками, но и со всеми, кто может быть привлечен к воспитательной работе с командой.

Организаторские способности футбольного тренера проявляются в организации жизни и быта воспитанников, их учебы, труда, отдыха, в деловитости при проведении всевозможных мероприятий, в установлении деловых внутриколлективных связей и отношений. Они включают способность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения. Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера (быстроты и гибкости мышления, решительности, выдержки, настойчивости, требовательности, чувства ответственности за воспитание подростков и т. п. ).

Академические способности (способности к научным исследованиям, обобщение своего опыта) необходимы тренеру для постоянного совершенствования в области психологии и педагогики, внедрения в свою деятельность научно-исследовательских методов работы.

Специальные способности. Всестороннее совершенствование педагогической деятельности тренера связано с развитием его способностей к тому или иному виду спорта. Если у тренера есть также способности к живописи, музыке, технике, то, включая их в свою деятельность, он обогащает свои педагогические способности, расширяет диапазон воспитательного воздействия на воспитанника. Талантливые тренеры обладают многими специальными способностями, т. е. их общая и специальная одаренность и педагогические способности составляют единое целое.

Авторитарные способности заключается в умении быстро завоёвывать авторитет, это способность к волевому влиянию на воспитанников. Для завоевания авторитета тренером большую роль играет знание им своего дела, серьёзное отношение к работе и заинтересованность в её результатах.

Личностные способности или педагогический такт. Такт заключается, прежде всего, в умении соблюдать чувство меры в отношениях с воспитанниками, особенно при проявлении требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о футболистах. Основа такта - выдержка и уравновешенность тренера.

 

Многообразие педагогических способностей и связь их с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля деятельности футбольного тренера. Опыт показывает, что не у всех тренеров одинаково развиты все педагогические способности. Нередко одно-два наиболее проявляющихся качества определяют мастерство тренера. Недостающие же качества могут быть либо развиты, либо компенсированы.

Практически неограниченные компенсаторные возможности человеческого организма и почти полное отсутствие некомпенсируемых качеств в личности тренера дают основание считать, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей, а достигается в результате формирования и совершенствования педагогических способностей.

Личность выражается, прежде всего, в мотивах ее деятельности. Профессионально значимыми мотивами деятельности футбольного тренера являются интерес к спорту и футболу, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность, а большой общественной важности занятий спортом для подростков и детей, чувство долга и ответственности за качество своей работы.

 

5. Готовность к деятельности и психическое состояние тренера

Психическая готовность тренера — это существенная предпосылка эффективности его деятельности. Состояние готовности помогает тренеру успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при возникновении непредвиденных препятствий. Готовность — решающее условие быстрой адаптации к условиям труда, профессионального совершенствования и повышения уровня мастерства тренера. Готовность как психическое состояние личности — это внутренняя настроенность тренера на определенное поведение при решении спортивных и педагогических задач, установка на активные и целесообразные действия.

Состояние готовности включает (по М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович): а) познавательные компоненты (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, значение способов решения, представления о вероятных изменениях трудовой обстановки); б) эмоциональные компоненты (чувство профессиональной чести и ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); в) мотивационные компоненты (потребность успешно решать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); г) волевые компоненты (мобилизация сил, преодолевав сомнения и т. д. ).

К числу важнейших элементов, формирующих состояние готовности, по мнению тренеров-мастеров, относятся: осознание задач учебно-воспитательной работы с юными спортсменами; определение содержания деятельности в соответствии с заданной целью.

Главные общие условия формирования готовности тренера к творческому труду:

а) самостоятельное и критическое усвоение накопленной человечеством культуры;

б) активное участие в решении общественно значимых задач;

в) специальное развитие творческого арсенала личности — ее психических процессов.

 

 

6. Личностные качества футбольного тренера, влияющего на его мастерство

Профессия футбольного тренера как педагога предъявляет к нему следующие группы требований (по Л. С. Шафрановой, Ф. Д. Забугину):

1. к физическим качествам: хорошее, крепкое здоровье, особая выносливость нервно-психической сферы, достаточно звучный выносливый голос.

2. к нервно-психической сфере: распределенность внимания (одновременная установка на несколько как внутренних, так и внешних предметов), непрерывность внимания(способность сохранять его долгое время, не понижая из-за утомления), устойчивость (способность не ослаблять внимания под влиянием внешних впечатлений), наблюдательность, память (точность, быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота воспоминания по первому требованию), мышление (сочетание синтетического и аналитического типов мышления, самостоятельность, точность и тонкость суждений, находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужой работе), воображение (способность быстро, ярко и точно представлять тот или иной объект, способность восстанавливать неполные впечатления и представления, активная фантазия, конструктивная комбинаторная фантазия, художественная чуткость, восприимчивость к красоте).

3. к волевым качествам: целеустремленность, умение настойчиво добиваться цели, терпение, способность владеть собой и влиять на других, готовность нести ответственность.

Кроме свойств личности результативность педагогической деятельности, а следовательно творческую готовность тренера определяет развитие специальных педагогических, спортивных и общих способностей,

К структурным компонентам способностей тренера к спортивной деятельности могут быть отнесены: догадка (быстрый перебор возможных вариантов стратегии и тактики решения спортивных и педагогических задач, свернутая система рассуждений и действий); дифференциальная чувствительность; вероятностное прогнозирование; способность к обобщению, выявлению педагогических закономерностей в учебно-воспитательном процессе, творческий и разнообразный характер ведения тренировки, оперативность в решении различных задач в ходе тренировки и вне ее; кратковременная память; широта и гибкость конструктивных решений в ходе учебно-воспитательного процесса; использование разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия.

Анализ характеристик специальных педагогических и спортивных способностей тренеров по футболу разного уровня мастерства показал следующее.

Тренеров высокого уровня мастерства характеризует наиболее высокий уровень развития всех видов изучаемых способностей, причем ведущими компонентами являются отражающие более специальные способности. У тренеров ярко выражена педагогическая направленность, ответственность к делу и любовь к детям, они стремятся овладеть психолого-педагогическими знаниями и опытом своих коллег. Отличаются должной самокритичностью и принципиальностью в отношениях с товарищами по работе. Как правило, это вдумчивые трудолюбцы и хорошие общественники.

Тренеров среднего уровня мастерства характеризует достаточно высокий уровень развития всех видов способностей, но ведущими компонентами являются в основном определяющие аналитико-синтетические способности мыслительной деятельности. Отличаясь должной ответственностью к работе, любовью к педагогической профессии и детям, тренеры с трудом устанавливают деловые взаимоотношения с подростками и коллегами по работе. Однако опыт мастеров они заметно игнорируют, недооценивают достижения науки. Несамокритичны, стремятся скрыть недочеты в работе.

Тренеров низкого уровня мастерства характеризует неоднородность развития специальных способностей. Так, уровень проективных способностей значимо ниже уровня двух других групп, уровень рефлексивных и спортивных способностей значимо ниже уровня этих способностей у тренеров-мастеров не отличается от уровня этих способностей у тренеров средней группы.

Тренеры низкого уровня мастерства с трудом переосмысливают передовой опыт коллег и достижения психолого-педагогической науки. При этом у них может быть ярко выражена любовь к делу, к детям, но особую склонность они питают лишь к спортивной деятельности. Постоянно конфликтуют с футболистами, их родителями и руководством, несамокритичны, постоянно чем-то недовольны, ворчат, ссылаются на трудности в своей работе.

7. Влияние личностных качеств футбольного тренера на результаты работы

Футболу как социальной деятельности изначально присущи две доминирующие тенденции: достижение максимального спортивного результата и формирование гармоничной личности футболиста. При современном развитии футбола эти тенденции могут вступать в противоречие между собой. Данное противоречие является причиной формирования различных личностных установок у тренеров по футболу и требованием общественности.

По статистическим данным встречаются два типа тренеров по футболу: тренеры с установкой только на достижение спортивного результата и тренеры с профессионально-педагогической установкой.

Наличие различных установок в деятельности тренера выступает главным фактором неоднозначного воздействия футбола как вида спорта на процесс социализации и индивидуализации личности спортсмена.

В группах тренеров по футболу с установкой только на спортивный результат процесс социализации личности спортсмена осложняется конфликтными взаимоотношениями как между тренером и спортсменами так и между самими спортсменами. У спортсменов-футболистов, занимающихся под руководством тренеров с узко-спортивной установкой, отмечается неадекватная самооценка, доминирование лично - престижных и материальных мотивов над социальными, а также наблюдается снижение самоконтроля, уверенности, рост тревожности и, как следствие, нестабильность при выступлении.

В группах тренеров по футболу с профессионально-педагогической установкой в системе взаимоотношений «тренер – спортсмен» преобладает формы сотрудничества, которая способствует восстановлению положительных межличностных отношений в спортивном коллективе и формированию гармоничной личности.

Ведущими мотивами у спортсменов - футболистов являются мотивы самосовершенствования и социальные мотивы. У них наблюдается преобладание адекватной самооценки, формирование уверенности и самоконтроля и невысокий уровень тревожности.

В группах тренеров по футболу с профессионально-педагогической установкой спортсмены психологически более устойчивы и выступают достаточно стабильно.

Л. Н. Рогалёва и В. Р. Малкин (2003 г. ) в своих исследованиях подтверждают, что в группах тренеров с узкоспортивной установкой (только на результат) у футболистов преобладает неадекватная самооценка, порождающая внутреннюю конфликтность, эмоциональную неустойчивость, неуверенность и высокую тревожность. И как следствие нестабильность выступлений на соревнованиях. С ростом спортивного мастерства наблюдается выраженные изменения в мотивации занятий футболом, прежде всего, возрастает роль личностно – престижной и материальной ориентации, при этом снижается интерес футболу и стремление к самосовершенствованию в нем.

У футболистов, занимающихся у тренеров с профессионально - педагогической установкой (ориентация не только на результат, но и на процесс воспитания футболистов) не обнаружено приведённой выше тенденции в изменении мотивации. Доминирующими мотивами на всех этапах спортивного мастерства остаются мотивы совершенствования и социально – значимые мотивы. Профессионально – педагогическая установка в работе тренера способствует становлению таких личностных качеств футболистов, которые могут обеспечить их психическую стабильность в экстремальных условиях спортивной деятельности и как следствие – улучшение результативности.

Активное включение футбольным тренером своих чувств, переживаний, всего личностного опыта в учебно-тренировочный процесс – важнейшее условие персонализации педагогического взаимодействия. Знаменитый отечественный психолог В. А. Петровский считал, что за профессиональной ролью «воспитатель» вырисовывается…универсальное отношение человека к человеку, заключающееся в том, что своими поступками, иногда помимо своей воли, люди изменяют условия жизни друг друга, обнаруживая свою идеальную представленность в жизни другого.

 

 

   



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.