Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зорин СС



                        Зорин СС

             Архитектор Кокоринов

                      

 

Судьбу А. Ф. Кокоринова трудно назвать счастливой, хотя он и сделал головокружительную карьеру. Сын священника из провинциального города Тобольска (существует несколько версий родословной) стал ректором Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Родился будущий зодчий 10 июля 1726 года. У себя на родине, в Тобольске, он стал учеником ссыльного архитектора Ивана Яковлевича Бланка. Возвращаясь из ссылки в Москву, Бланк взял с собой юного ученика. После 1747 года Кокоринов поступил в московскую архитектурную школу князя Дмитрия Васильевича Ухтомского – одного из лучших московских архитекторов того времени. Уже через несколько лет Кокоринов числится не учеником, а подмастерьем. В Москве Кокоринов занимался реконструкцией и реставрацией стен и ворот Кремля, участвовал в проектировании Кузнецкого моста, построил усадьбу «Петровско-Разумовское» для графа К. Г. Разумовского (сохранились лишь небольшие фрагменты).

  В 1754 году Александр Кокоринов уехал из Москвы в Санкт-Петербург с целью пройти подготовку для учебы за границей. Однако поездка не состоялась. Некоторое время молодой зодчий работал на Петергофской гранильной фабрике и Петербургской фарфоровой мануфактуре. Позже судьба свела его с Ф. Б. Растрелли, который привлек молодого зодчего к отделке интерьеров дворца графа И. И. Шувалова (Итальянская ул., 25).

Молодой и талантливый архитектор быстро входил в Петербурге в моду, появились значительные заказы. Кокоринов построил на набережной реки Мойки дворец для Кирилла Григорьевича Разумовского (наб. р. Мойки, 48). В 1730-х годах архитектор Варфоломей Растрелли построил здесь для приближенного Анны Иоанновны, графа Левенвольде, большой деревянный дворец. Позднее усадьба перешла в собственность гетмана Украины и президента Академии наук К. Г. Разумовского – брата фаворита императрицы Елизаветы Петровны. В 1760 году старый дворец был разобран, и на его месте с 1762 года началась постройка нового каменного здания по проекту А. Ф. Кокоринова. Постройка была закончена в 1766 году уже Валлен Деламотом. Позднее в этом здании размещался Императорский воспитательный дом. Сейчас здесь находится Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.

Знакомство и участие в проектах И. И. Шувалова стало значимым и ключевым событием в жизни Кокоринова. Граф Иван Иванович Шувалов, близко знавший Александра Кокоринова, высоко оценил его дарование. Когда в марте 1758 года была создана Российская Академия художеств, Шувалов вскоре привлек к ближайшему участию в делах Академии Кокоринова. В 1760-е годы он стал директором, затем профессором и, наконец, ректором Академии художеств. Кокоринов создал проект здания Академии: необычную для того времени планировку с учетом предъявляемых требований к художественным классам. А масштаб здания, характер архитектуры и прорисовка деталей парадного фасада – творение постоянного соавтора Александра Филипповича архитектора Ж. Б. Валлен Деламота. Эти два архитектора были сверстниками, друзьями, творческими единомышленниками и идеально уравновешивали друг друга.

А. Ф. Кокоринов – архитектор, строитель и первый директор Академии художеств в лучшие для ХVIII века «шуваловские» лета. Прекрасный вкус и поистине артистический дар сочетались у него с широтой взглядов и классической образованностью. Все свои силы без остатка он отдавал воспитанию русских талантов: архитекторов, скульпторов, живописцев. Здесь ключевое слово «воспитание, и недаром на дворовом фасаде (т. н. «циркуле») здания, на мраморных досках фронтонов, указывающих преподавание в Академии трех вышеназванных искусств, на четвертой мраморной доске значится «воспитание».

В 1760 году Кокоринов женился на дочери миллионера, горнозаводчика Григория Акинфиевича Демидова, Пульхерии, и таким образом получил возможность жить богато и занять самостоятельное положение в петербургском обществе. Талантливый, живой и общительный, он старался всячески поддерживать в обществе вкус к изящному. Так, он ввел в моду гравированные пригласительные билеты на вечера и гравированные визитные карточки, исполнение которых поручалось русским граверам; он завел художественные аукционы из произведений учеников и профессоров Академии художеств. При Кокоринове Академия исполнила немало поручений по покупке и выписке из-за границы для частных лиц картин и статуй.

В Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее, выставлен в экспозиции написанный в 1769 году великим русским живописцем Д. Г. Левицким «Портрет А. Ф. Кокоринова». На портрете – человек с мужественным и спокойным лицом, вельможа «во славе», облаченный в специально сшитый для церемонии вступления в должность ректора костюм. На атласный камзол с золотым шитьем и белый гродетуровый (плотная одноцветная, почти не мнущаяся шелковая ткань) кафтан с собольей опушкой ушло целиком годовое жалованье. Архитектор уверенно расположился в роскошно обставленном кабинете, и горделивым жестом указывает на план здания спроектированной им Академии. В парике, при шпаге, с непринужденной легкостью опираясь на спинку массивного кресла, Кокоринов смотрит спокойно и немного устало. Левицким создан живописный образ достойного, зрелого и достигшего определенных высот в своей профессиональной деятельности архитектора.

  С воцарением императрицы Екатерины II главное заведывание Академией Художеств перешло к Бецкому, и положение Кокоринова довольно скоро изменилось к худшему. Иван Иванович Бецкой не имел к архитектору такого доверия, которое ему оказывал другой Иван Иванович – Шувалов. Не исключено, что новый куратор Академии несколько недолюбливал Кокоринова, как человека талантливого, который отчасти заслонял его, являясь в глазах всех истинным руководителем Академии. Неоднократно Бецкой выговаривал Кокоринову свои недовольства по тем или иным поводам, зачастую далеким от творческих. Сильным и неожиданным для архитектора ударом послужило обвинение его в растрате казенных денег, была назначена комиссия для рассмотрения финансовых дел Академии, и она блестящим образом оправдала зодчего. Но оправдан был не А. Ф. Кокоринов, а его имя и память. Утомленный неприятностями, он с конца 1771 года некоторое время лечился от меланхолии, а 21 марта 1772 года скончался. Скоропостижная и загадочная смерть оборвала жизнь талантливого зодчего. Академическое здание после смерти Кокоринова осталось уже почти возведенным, так что на долю последующих строителей осталось завершение работ и отделка.

И относительно истоков родословной А. Ф. Кокоринова, и по поводу его ухода из жизни существуют разные версии. По одной версии, вследствие необоснованных обвинений в хищении финансовых средств, архитектор покончил жизнь самоубийством в здании Академии художеств. Но в кладбищенской ведомости Смоленского кладбища сохранилась запись, что Александр Филиппович Кокоринов скончался 47 лет от роду от «водяной болезни», которой болел более 2-х месяцев, и накануне смерти был исповедован и причащен. После него осталась единственная дочь Анастасия, которая умерла бездетной в октябре 1785 года.

Большинство построек А. Ф. Кокоринова не сохранилось: Дворцовая наб., 16, Моховая ул., 47… Но на набережной реки Мойки в глубине сада по-прежнему располагаются корпуса бывшего дворца К. Г. Разумовского, а на набережной Невы привезенные позже из Египта сфинксы, как кулисы, поддерживают величественное здание Академии Художеств.

Зодчими, создавшими архитектурный шедевр классицизма на берегах Невы, являются два архитектора, объединившихся в творческий союз, ученики двух архитектурных школ: французской Жан Батист Мишель Валлен Деламот, и русской – Александр Филиппович Кокоринов. Велика роль Валлен Деламота, но Академия Художеств остается блестящим памятником талантов А. Ф. Кокоринова как архитектора. А вся история Академии Художеств за время его директорства – свидетельство его недюжинных административных способностей, его художественного вкуса и любви к родному искусству.

                                                  Литература

Виктор Бурьянов. Прогулка с детьми по С. Петербургу и его окрестностям. — СПб.: Тип. Гл. Управления путей сообщения и публичных зданий, 1838. — Т. I. — С. 154.

· П. П-в. Александр Филиппович Кокоринов // Нива: журнал. — 1870. — № 47, 48, 52.

· А. С-в. Кокоринов (Александр Филиппович) // Энциклопедический словарь / К. К. Арсеньев и Ф. Ф. Петрушевский. — СПб.: Брокгауз — Ефрон, тип. И. А. Ефрона, Прачечный пер., №6, 1895. — Т. XXV-a (Коала - Конкордия). — С. 629.

· Кокоринов, Александр Филиппович // Русский биографический словарь / Под наблюдением председ. Имп. Русского Историч. об-ва А. А. Половцова. — СПб.: Тип. Гл. управления уделов, Моховая, №40, 1903. — Т. 9 (Кнаппе - Кюхельбекер). — С. 63—65.

· Крашенинников А. Ф. Архитектор Александр Кокоринов / Печатается по решению уч. совета НИИ теории и истории изобр. искусств Росс. акад. художеств. — М.: " Прогресс-Традиция", 2008. — 192 с. — 1, 000 экз. — ISBN 5-89826-205-9.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.