Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Море и город.



 

Тема: Пейзаж

 

Французское слово «пейзаж» давно уже стало всем понятно и знакомо. В переводе оно означает «облик местности, страны». Но пейзаж – это не какая-то одна местность, а весь огромный мир природы: леса, поля, реки, горы, моря, села, города. Солнце и облака, дождь и снег, ночь и день… пейзажи могут показать нам древнее прошлое земли, места, где жили динозавры, или перенести в глубины Вселенной, на другие планеты.

Люди всегда изображали природу. На стенах пещер, в Древнем Египте и на Крите, в Греции и Риме, образы природы появлялись в сценах охоты, праздников и путешествий.

 

Роспись гробницы Небамона.. Древний Египет. Новое царство 14 век до н. э

Фрески о. Фера. Крито-микенская культура. IIтыс. лет до н. э.

Древний Рим. Помпеи. Пейзаж со священным деревом. До 20 г. н. э

 

 

Примерно в 6 веке в Китае природа впервые предстала в пейзажах сама по себе, во всей своей необъятной, царственной красоте. Китайские художники «путешествовали» на длинных шелковых свитках. Они неторопливо показывали укрытые облаками горы, берега извилистых рек, заросшие лесами холмы. Они прислушивались к голосам природы, размышляли, сочиняли стихи и даже писали научные труды о великом мире пейзажа. Одна из таких книг называлась «О высоком смысле лесов и потоков». Даже название такого стиля в пейзаже – «горы-воды».

 

 

Средневековая китайская живопись.

 

В европейском искусстве пейзаж до XVII века был только фоном для портретов и сюжетных картин.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 16 век

 

В конце 19 века художники стали писать картины на «пленэре» (в переводе с французского – на «открытом воздухе»). Под солнцем и облаками можно было изучать изменчивую жизнь природы: порывы ветра, оттенки зелени, игру света, краски дождя, тумана.

 

Поль Сезанн. Вид на Сену.

 

К. Моне. Впечатление.

К. Моне. Из серии «Вокзалы»

 

 

Русский художник-передвижник Алексей Саврасов написал картину «проселок» - размытую сельскую дорогу после прошедшей грозы. Еще клубятся дождевые облака и ползут по земле тени. Но небо уже сияет свежестью и все сверкает: мокрая трава, растрепанные ветви деревьев, лужи на дороге. И оказалось, что эта дорога с блестящими лужами и жирной разноцветной грязью удивительно красива.

А. Саврасов. Проселок

 

Великого пейзажиста Ивана Шишкина называли «лесным человеком» - он родился в лесных краях, в городе Елабуга, на берегу реки Камы. Шишкин знал о лесе всё, как настоящий учёный. Он умел тонко и безошибочно зарисовывать крохотные растения и листочки. Художник писал природу как символ вечной светлой жизни, его пейзажи могли быть эпическими, грандиозными – с могучими соснами и дубами, с бесконечными русскими просторами. Не случайно товарищи-художники называли его «богатырем русской живописи[11] ».

 

 

И. Шишкин. Корабельный лес в вятской губернии

 

 

И. Шишкин. Сосны

И. Шишкин. Рожь.

 

И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу

Море и город.

С давних пор люди относились к морю с трепетом. Многочисленные легенды рассказывают, что из морских глубин на землю вышли все живые существа. Море стало одним из любимых образов пейзажистов, так же как и виды городов.

Жизнь моря и города даже чем-то похожа: они всегда шумят и волнуются. Морские и городские пейзажи называли «марина» и «ведута».

По-итальянски слово «марина» значит «морская». Так называют любой морской вид – и картины, и рисунки. А художники, изображающие море, стали называться маринистами. Впервые морские пейзажи появились в Голландии в XVII веке. После долгих воин страна стала богатеть благодаря своему торговому флоту. Голландские художники с любовью изображали море, корабли, родные берега.

 

БакхейзенЭндрахт Быстроходный голландский военный корабль 17 в

 

Русский маринист И. Айвазовский посвятил морю около шести тысяч картин. Он воспевал грозную красоту морской стихии, любил показывать лучи солнца, играющие в бурных волнах. Люди в морских пейзажах Айвазовского кажутся слабыми, они не могут бороться с мощью бушующего моря. Подчеркивая величие моря, художник часто писал картины с изображением кораблекрушений и морских боев.

И. Айвазовский. Девятый вал

 

Другой русский пейзажист С. Щедрин не любил бури. Он говорил, что бурное море «пестро и неопрятно». Он обожал Италию, солнце и тишину. «Марины» Щедрина полны безмятежности. Здесь все светло, прозрачно и легко: ветерок, солнечный свет, рябь на тихой морской воде. И людям очень хорошо жить в этом добром мире.

С. Щедрин. Большая гавань на острове Капри

 

Слово «ведута» (по-итальянски –«увиденная» или «вид местности») называют изображения городов и их окрестностей, городской пейзаж. Такие пейзажи всегда выполнялись очень точно. Поэтому ведуту называют предшественницей фотографии. Пейзажи-ведуты появились в XVIII веке, и многие художники стали замечательными мастерами городских видов. Особенно прославились пейзажисты приморской Венеции – Дж. А. Каналетто, Ф. Гварди и их ученики. Ведуты этих художников показывали не только общие, широкие виды прекрасной Венеции. Они могли увести зрителя в неприметные, тихие уголки города. Рядом с ведутами, изображающими яркие венецианские праздники, безлюдные городские пейзажи напоминали чудесный сон. Это был волшебный город под высоким светлым небом, отраженный в серебряной глади воды.

 

 

 

Каналетто. Дворцовая набережная.

 

Ф. Гварди. Дворик

 

 

Пейзаж – самый популярный жанр в изобразительном искусстве. Через образы природы художник может и рассказать о особенностях той или иной местности, и запечатлеть особенности архитектуры, и рассказать, каким была местность много веков назад (исторический пейзаж). Художники-романтики могли выразить разнообразнейшую гамму эмоций, переживаний человека.

 

В. Тернер. Дождь, пар и скорость

Д. Фридрих. Восход луны над морем

 

 

Художники постимпрессионисты через пейзаж выражали сильные, яркие ощущения, переживания посредством особой манеры изображения.

Ван Гог. Поле пшеницы

 

 

Каждая эпоха привносит свои особенности в этот замечательный жанр, и каждый пейзажист выражает целый мир образов, ощущений, мыслей, свое видение времени, природы и человека.

 

Борис Отаров. Два парусника. 1980 г.

 

[11]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.