Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Стараюсь найти чувашскую форму…»



13 декабря 2012 г. исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося художника Анатолия Ивановича Миттова (1932–1971). График, живописец, книжный иллюстратор, произведения которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Чувашском государственном художественном музее, Научно-исследовательском музее Академии художеств Российской Федерации и других музейных собраниях, он сыграл в чувашском искусстве ХХ века исключительную роль. Миттов первым поставил задачу поиска самобытного национального языка сознательно, обращая внимание на необходимость ее решения в профессиональном искусстве. «Стараюсь найти чувашскую форму изобразительного искусства, – писал он, – чтобы можно было говорить о чувашском национальном изобразительном искусстве в той же мере, как существует чувашский язык, чувашская музыка, чувашская поэзия, чувашская вышивка…».

Миттов родился и вырос в старинном чувашском селе Тобурданово, в большой семье, в которой сохранялись и старинный уклад жизни, и традиционные отношения, построенные на почитании обычаев и уважении предков, старшего поколения, на любви к своей земле. Это было основой жизненных представлений художника, которые он обогатил знаниями и профессиональным мастерством, получившем в стенах Чебоксарского художественного училища и Академии художеств в Ленинграде. Осмысление красоты и богатства культуры родного народа, ее философских и мировоззренческих основ, пропущенное через собственные переживания и воспоминания, было переплавлено им в произведения, исполненные подлинно национального духа.

Творческий путь Миттова был короток, он весь пришелся на 1960-е годы. Это было время, когда идеи о национальном искусстве еще не были сформулированы, и лишь зарождались в умах немногих творцов. Серии работ «Чувашская старина», «Алран кайми аки сухи», по мотивам поэмы К. В. Иванова «Нарспи» – стали важным итогом в решении поставленных художником задач. Более того, они способствовали пробуждению в обществе широкого интереса к традиционному народному искусству. Космология, мифология, эстетические и моральные ценности, психологические особенности чувашей – все это после Миттова стало главной составляющей современного национального искусства. В произведениях художника последнего периода – в сериях «Качели», «Двое», «Дорога через овраг», «Дорога в гору» и других, выйдя за пределы национальной темы, Миттов пришел к осмыслению общечеловеческих истин. Его формальные находки становятся выражением внутреннего, глубокого, огромного мира художника-философа.

Жизненный путь Миттова был короток и трагичен. Неустроенность и бедность земного существования не заставили его изменить своим идеалам и убеждениям. В личности и творческом наследии Мастера гениально реализовалась идея о возможности собственного пути в национальном изобразительном искусстве.

 

А. И. Мордвинова, искусствовед, заслуженный деятель искусств ЧР



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.