Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекционный материал.



Тема 2: Геральдика, как наука о гербах.

Герб района. Герб города.

(2 часа)

Геральдика – специальная историческая дисциплина, которая изучает происхождение и развитие гербов, правила их составления и использования, а также общественно правовое значение гербов. Основным объектом геральдического исследования является герб. Гербы могли принадлежать отдельным лицам, городам, областям, государствам; в средние века – различным ремесленным корпорациям – цехам, купеческим гильдиям и т. д.

Основной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов, на основе которой можно установить дату и место производства того или иного предмета материальной культуры, имеющего изображение герба. По гербу можно многое узнать о владельце вещи, например его титул. Частные гербы имели изображение головного убора, которое помещалось над щитом в виде короны (княжеской, графской, баронской, дворянской) или шляпы для духовных лиц. Герб помогает проследить историю (судьбу) вещей и их владельцев.

Происхождение гербов. Обязательной частью герба является гербовая эмблема. Появление эмблем – условных символических изображений каких-либо понятий, идей и т. д. – относится к глубокой древности. Они зародились в странах античного мира и первоначально олицетворяли отвлеченные понятия, например: сова – мудрость и др. Затем такие изображения стали знаками-символами древнегреческих городовгосударств и их колоний: Афины – сова, Коринф – пегас, Мирмекий – муравей. Их стали помещать на монетах, печатях и других предметах, но они еще не являлись гербами. Когда отличительные знаки стали превращаться в гербовые эмблемы? Тогда, когда они стали приобретать наследственный характер. Геральдика начала формироваться около тысячи лет назад в Германии, Франции, Англии и других странах Западной Европы. Первые гербовые изображения появились на печатях.

Теоретическая геральдика. Предметом теоретической геральдики является совокупность правил и приемов составления гербов, без знания которых невозможных правильное «прочтение» и определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантий и различных украшений вокруг щита. Однако не в каждом гербе было обязательным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были главными, обязательными, другие – нет. Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский – четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ширины; испанский – тех же размеров, что и французский, но с плавно закругленной нижней частью; варяжский треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский – овальной формы и германский – щит вычурно вырезанной формы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита. Полный герб, составленный по всем правилам геральдики, включает в себя ряд составных частей, каждая из которых выполняет соответствующие функции.

Центральным ядром любого герба, как отмечалось выше, является щит с гербовым изображением. Все остальные части герба являются необязательными.

Шлем, часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов – округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он мог изображаться как в фас, так и в профиль (в правую геральдическую сторону).

  Корона могла помещаться как над шлемом, так и под ним. Иногда она заменяла собой шлем. В белорусской геральдике различаются княжеские, графские, баронские и дворянские короны, в западноевропейской, кроме перечисленных, – герцогские, маркизские, виконтские, а также различные головные уборы католического духовенства: папская тиара, кардинальская, архиепископская, епископская, прелатская и священническая шляпы.

Клейнод (нашлемник) представлял собой фигуру (как правило, изображение животного), выходящую сверху из шлема или короны. В дворянской геральдике клейноды представлены павлиньими и страусовыми перьями. Их количество – три, пять или семь, зависит от титула владельца. В клейноде может повторятся основная фигура герба или ее эквивалент. К примеру родовой герб Сапегов «Лис» представляет собой серебряную стрелу 13 с двумя перекладинами, а в клейноде вместо стрелы выступает именно фигура названного животного. Мантия и намет – это изображения плащей средневековых рыцарей.

  Мантия – бархатное полотнище, выходящее из-под короны и подложенное мехом горностая, которая по бокам перехвачена золотыми шнурами с кистями. В белорусской геральдике мантия встречается только в княжеских гербах, а также в гербах некоторых дворянских родов, ведущих свое происхождение от удельных князей. У титулованной знати герб украшала мантия с горностаевым подбоем, У лиц духовного звания соответствующего ранга в католической конфессии герб венчала красная шапка с полями и шнурами с 15 кистями (у кардинала) и зеленая - архиепископа с 10 кистями.

Намет – украшение в виде виньетки, выходящее из-под шлема. Она имеет, как правило, цвет основных цветов герба: внутренняя сторона – металла (золотая или серебряная), лицевая – эмали.

Щитодержатели – это естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон.

Девиз – это краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее определенные принципы жизни, поведения, убеждения и т. п. владельца герба. Как правило, он помещался на ленте под щитом, при этом цвет ленты и букв надписи соответствовали основной расцветке поля герба и главной фигуры

Фигуры, помещенные на гербах, подразделялись на геральдические и негеральдические. Различают шесть основных геральдических фигур: глава щита — 2/7 его длины сверху дается другим цветом; если пропорция была меньше, то такую главу называют вершиной; оконечность, или подножие (подошва), — 2/7 длины щита снизу выделяется другим цветом; столб — 1/3 ширины щита посередине выделяется другим цветом; столб мог быть сдвинут вправо или влево; пояс — 1/3 длины щита посередине выделяется другим цветом; он мог быть повышен или понижен; перевязь — 1/3 щита по диагонали справа или слева выделяется другим цветом; она могла быть сужена, повышена, сдвинута. стропило — две встречные перевязи, не достигающие верха щита; эта фигура считается главной. Стропило могло быть опрокинутое. Часто при составлении гербов употреблялись и многие другие геральдические фигуры, являвшиеся самыми различными комбинациями основных. Их известно около двухсот. Чаще других встречаются кресты, образующиеся в результате пересечения столба и пояса (прямой крест), 14 пересечения перевязей (андреевский крест), двух перевязей и столба (вилообразный крест) и другие виды крестов — классический (красный), орденский (кавалерский), латинский, лотарингский и т. д.

Негеральдические фигуры делятся на три группы: естественные, искусственные и фантастические. К естественным фигурам относились предметы (вещи), созданные природой: солнце, луна, звезды, деревья, реки, трава и т. п. К искусственным фигурам относились все предметы (вещи), сделанные руками человека: лук, стрела, меч, топор и т. п. К фантастическим (мифическим) фигурам относилось все то, чего не существовало в природе, а было придумано человеческим воображением: грифон, двуглавый орел, единорог, феникс и т. п. Все вышеперечисленные фигуры имели свое символическое значение: рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (и более) руки, соединенные в рукопожатии, - дружбу, союз; лев - символ силы, мужества, великодушия; леопард - храбрость, отвага; конь - сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы; собака - преданность и повиновение; кошка - независимость; волк - злость, жад-ность; медведь - предусмотрительность; кабан или вепрь - бесстрашие, неукротимость; бык - плодородие земли; овца -- кротость; лань - робость; олень - символ воина, перед которым бежит неприятель; орел - власть, великодушие; ворон - долголетие; петух -- символ боя, борьбы; цапля - пугливость; павлин - тщеславие; пеликан - чадолюбие; журавль - бдительность; дельфин - символ силы; пчелы и муравьи - трудолюбие; бабочки - непостоянство; змея ползущая - зависть, раздор, мятеж, неблагодарность; змея, свернувшаяся в кольцо с хвостом во рту, - вечность; змея, обвившаяся вокруг чаши, - символ медицины; дуб - сила, крепость. Особую группу составляют изображения святых.

Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоке (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом. Ноги у орла отсутствуют.

На гербе ДНР изображен воин, олицетворяющий добро, а черный змей – символ зла. Всадник поражающий змея – это символ победы добра над злом.

Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток, охраняет свои владения в Европе и Азии. Почему крылья орла подняты? Орел показывает свою силу и мощь.

Герб изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Изначально городская символика была утверждена 27 сентября 2004 года. Верхнее поле гербового щита лазурного цвета символизирует величие и красоту архитектурного и растительного облика города.
Нижнее поле чёрного цвета – богатые природные запасы и разработку каменного угля.
Щитодержатель слева – шахтёр на фоне золотой лавровой ветви; справа – солдат в шинели на фоне дубовой ветви.
Рабочая рука, крепко держащая высоко поднятый молот, символизирует, что город один из крупнейших индустриальных центров страны.
Золотая пятиконечная звезда – бережливое отношение к богатствам, созданным природой и трудом народа, могущество, справедливость и вера в лучшее будущее.

Творческое задание составить собственный герб города, района, школы, семьи (на выбор).

 

 

 

 

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.