Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Библиотекарь: Каждый человек должен стремиться много читать, потому что книга обогащает наш духовный и эмоциональный мир, дает нам новые знания.



 

Библиотечный урок для 1 класса

Знакомство со структурой книги

 

Цели урока:

1. Знакомство с основными элементами книги.

2. Обогащение и усложнение словарного запаса.

3. Бережное отношение к книге.

Задачи урока:

1. Расширять представление о важности чтения.

2. Развивать интерес к источнику знаний.

3. Воспитывать любовь к книге и чтению.

Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги.

Форма проведения: беседа, викторина.

Материалы и оборудование: книги для практических занятий, проекционная мультимедийная аппаратура, презентация к уроку в программе Microsoft РоwerPoint.

 

Ход урока

 Слайд 1.

Здравствуйте, ребята!

 Меня зовут Елена Николаевна, я библиотекарь нашего школьного информационно-библиотечного центра. Пока вы не знаете, где он находится, но я обязательно вам покажу, когда вы придете учиться в школу.

 О чем состоится наша беседа сегодня?

Думаю, отгадав загадку, вы сможете мне ответить.

Слайд 2.

Вылет 1. Не куст, а с листочками.

Вылет 2. Не рубашка, а сшита.

Вылет 3. Не человек, а разговаривает?

(Ответ учеников: Книга ).

– Правильно. Это Вылет 4. книга. Вылет 5. Фото книги

Беседа.

Слайд 3.

 

– Скажите, а для чего человеку нужны книги?

(Чтобы узнать что-то новое; учиться; для отдыха; разнообразить эмоции…

- Вам кто-нибудь читал книги дома?

- Кто из вас умеет читать?

- А кто любит читать?

- У вас есть книги дома или вы идёте за ними в библиотеку?

- Расскажите, о чём вам нравятся книги?

Библиотекарь: Каждый человек должен стремиться много читать, потому что книга обогащает наш духовный и эмоциональный мир, дает нам новые знания.

Поэт Елена Круглова написала стихотворение о книге

 

Книга – это лучший друг,

Обо всём она расскажет,

И расширит знаний круг,

Она верный путь укажет.

С книгой можно отдохнуть,

С ней короче длинный путь.

Книга жизнь нам осветила.

 

В книгах – знание. Знание – сила!

 

Слайд 4.

Ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой, отгадайте его имя:

Вылет 1. Всех на свете он добрей,

Вылет 2.  лечит он больных зверей,

Вылет 3. Он известен, знаменит, это доктор …

 

Вылет 4. (Айболит). Вылет 5. Рисунок Айболита

 

Вы, наверное, читали сказку Корнея Чуковского «Айболит», откуда и взяты строчки стихотворения. Есть и обычная сказка, о которой не все знают, по которой снят фильм-сказка.

Но ещё доктор Айболит лечит не только животных,  он лечит других больных  - очень терпеливых, которые не умеют плакать, стонать и жаловаться. Эти больные – книги. Доктор Айболит хочет попросить вас ему в этом помогать:

Мы книги в порядок должны привести,

От гибели их непременно спасти!

Представьте, что с вами мы стали врачами,

Одна лишь задача стоит перед нами:

Больных исцелить, чтоб здоровыми стали,

Чтобы другие их тоже читали.

 

Но для того, чтобы лечить больные книжки, нужно знать, что у них болит. Поэтому вам необходимо познакомиться с тем, как устроена книга. Хороший читатель непременно должен знать, как называются части книги.

И так, давайте рассмотрим, как же устроена книга. (дети отвечают, что они видят).

Внешние элементы книги:

Слайд 5.

– Правильно, обложку. Каждая книга, ребята обязательно одета в обложку, Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда её называют переплётом. На них печатают фамилию автора, название книги, иногда название издательства и год.

Библиотекарь: А есть ещё и дополнительная обложка, которая называется – суперобложка. Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях (показать детям книгу в суперобложке ).

– А теперь, скажите, что мы видим внутри обложки?

– Правильно листы. И не просто листы, а сшитые особым способом в единое целое. И называются они – книжным блоком. Книжный блок – основа книги.

 

Слайд 6.

 

– Следующий элемент книги вам уже давно знаком – это страница – одна из сторон листа бумаги в книге. Страниц бывает в книге мало или много. Когда их мало, они похожи на тетрадку и называются “брошюрой”. А когда их много, эти маленькие тонкие тетрадки скрепляются вместе – получается книга.

Внутренние элементы книги:

– Давайте полистаем страницы. И что же мы видим? Правильно, мы видим рисунки. Рисунки в книге занимают очень важное место и называются они – иллюстрации. (Пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами, изображениями).

Библиотекарь просит детей повторить слово “ иллюстрация” хором. Дети внимательно рассматривают иллюстрации, сравнивают их.

Слайд 7.

Корешок – край блока (книги, брошюры, журнала), место, где скреплены все технологические элементы издания, все страницы.

Титульный лист — это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно: • имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа); • название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена).

Название издательства – организации, где отпечатана книга.

Год издания книги.

А в библиотеке на титульной странице обязательно ставится печать этой библиотеки.

Ребята, у книги есть еще и другие элементы, но с ними, возможно, мы познакомимся позже..

– Скажите, что нужно сделать, чтобы книги дольше жили?

Ответы детей: за ними нужно ухаживать, оберегать от пыли, грязи, всегда держать на полке и в обложке, пользоваться закладками, беречь от огня и воды.

Слайд 8

 “Правила обращения с книгой”. Библиотекарь предлагает детям познакомиться с правилами обращения с книгой:

• Нельзя перегибать листы.

• Нельзя загибать книжные страницы.

• Нельзя закладывать в книги карандаши.

• Нельзя писать и рисовать в книгах.

• Нельзя брать книги грязными руками.

• Нельзя читать книги во время еды.

• Нельзя читать книги на солнце.

– Давайте всегда об этом помнить!

Физ. минутка “Поиграем в сказку”: тряпичная кукла и стойкий оловянный солдатик.

Библиотекарь: Расположитесь так, чтобы вокруг вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат из сказки Г. Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигайтесь. А теперь, наклонитесь и расставьте руки так, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям эту позу или куклу. ) Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной и т. д. Можно продолжать пока дети не расслабятся.

– Всем спасибо. Продолжим.

 

Библиотекарь: Наступило время поиграть. Вы готовы? Тогда отгадайте следующие загадки.

 

Слайд 9-29

Молодцы!

 

Библиотекарь: Наше занятие подходит к концу. Думаю, что вы все были очень внимательны. Так ли это?

Давайте проверим.

Слайд 23. Библиотекарь показывает элементы книги, предлагает детям назвать их и объяснить значение. (Ответы детей).

 

Слайд 30-32

 

Теперь вы знаете,

Всех ребят, которые решили подружиться с книгой, я приглашаю ходить в библиотеку.

В дорогу, девчонки!

В дорогу, мальчишки!

По лестнице знаний шагайте смелей.

Пусть чудесные встречи

И добрые книжки

Ступеньками будут на ней!

Слайд 33

До свидания, до следующих встреч!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.