Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О. И. Кукушкина Специальная (коррекционная) педагогика




Коррекционная (специальная) педагогика – это область педагогики, которая изучает условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психофизическими нарушениями для получения образования, достижения личностного развития, готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Коррекционная (специальная) педагогика состоит из разделов, изучающих условия обучения и воспитания следующих категорий детей:

·    глухих и слабослышащих;

·    слепых и слабовидящих;

·    детей с нарушением интеллекта;

·    детей с нарушением эмоционального развития;

·    детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

·    детей с нарушением задержкой психического развития;

·    детей с нарушением сложной структурой нарушений.

Главная задача КП - разработка методологических, теоретических и методических основ систем специального обучения и воспитания с целью продвижения ребенка по пути нормального психического развития, предупреждения и коррекции вторичных нарушений, личностного совершенствования.

Центральная проблема коррекционной (специальной) педагогики - поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт.

Актуальная для всех областей педагогики, в том числе и для коррекционной (специальной) является проблема соотношения обучения и развития.

Становление коррекционной (специальной) педагогики происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли и начали развиваться в начале XIX века отечественная сурдопедагогика и тифлопедагогика, в последней четверти XIX века – олигофренопедагогика, и именно с этих разделов началось становление коррекционной (специальной) педагогики.

 

Тесно связанные с медицинскими и психологическими дисциплинами, сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика были изначально направлены на разрешение проблем обучения и воспитания, культурного развития и преодоления его нарушений у аномального ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром, подготовки к взрослой и, насколько возможно, самостоятельной жизни. Понимая, сколь существенно расхождение линий биологического и культурного развития аномальных детей, основоположники отечественной сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики подчиняли свои научные поиски и практическую работу задаче культурного развития и преодоления его нарушений у детей посредством специального обучения и воспитания.

Закономерен предпринятый на этом этапе анализ зарубежной литературы и накопленного в странах Западной Европы практического опыта обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Характерным в это время является стремление к творческому осмыслению (но не прямому заимствованию)

Крупным достижением дореволюционного этапа стало создание в России к началу ХХ века сети специальных учебных заведений для глухих, слепых и умственно отсталых детей.

Интенсивно развивается теория и практика логопедии.

Осмысливается введенное Л. С. Выготским понятие «структура нарушения» применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи.

 

Подобная классификация - необходимый логопеду инструмент для построения системной коррекции нарушенной функции.

Проблема понимания качественного своеобразия развития детей «с частичным дефектом» обуславливала необходимость построения качественно иной системы их специального обучения и воспитания.

Картина развития ребенка с частичным нарушением слуха является качественно отличной от картины развития глухого ребенка, поэтому необходима дифференциация систем обучения глухих и слабослышащих детей.

С опытом для педагогов-дефектологов очевидной становится ведущая роль специального обучения в развитии ребенка.

В конце 50-х – начале 60-х гг. советская система специального образования, также охватывает детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

Достижение советского периода - разработка научно-методических основ дифференцированной системы специального образования аномальных детей школьного возраста.

Достижение данного периода - развитие специальной дидактики обучения «аномальных» детей.

 

Коррекционная (специальная) педагогика накапливает опыт разработки эффективных «обходных путей» развития детей с сенсорными нарушениями. Например, обучение глухих детей грамоте применяется как «обходной путь» для развития их словесной речи; а в обучении слепого ребенка письму и чтению продолжает применяться точечно-рельефный шрифт Брайля, что позволяет «обойти» ограничения в освоении чтения и письма.

Поиски в области содержания специального обучения аномальных детей школьного возраста осуществлялись в условиях необходимости исполнения Закона о всеобуче. Главная ценность специального образования: доступность общего образования для аномального ребенка, его достижения в области развития познавательной деятельности и словесной речи.

Усилия исследователей были направлены на решение уникальной задачи – доказать возможность получения аномальными детьми образования, сопоставимого по уровню с образованием их нормально развивающихся сверстников на всех этапах школьного обучения.

Основное внимание исследователей уделялось:

- методам развития познавательной деятельности и словесной речи,

- разработке частных методик формирования школьнозначимых навыков,

- созданию технологий предупреждения и коррекции нарушений психического развития.

Таким образом, к концу 70-х гг. – началу 80-х гг. научные поиски и практическая работа большинства педагогов-дефектологов оказываются подчиненными задаче цензового образования аномальных детей. В тоже время реализованное на практике стремление обеспечить учащимся спец. школ одинаковый с нормально развивающимися сверстниками уровень общеобразовательных знаний закономерно привело к оттеснению на второй план важнейших задач личностного и социально-эмоционального.

В это же время дошкольная коррекционная педагогика и сурдотифлопедагогика, не связанные цензом направляют свой научный поиск на разрешение задачи максимально возможного развития ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром. Именно в дошкольной специальной педагогике сохраняется исконная ценностная ориентация спец. обучения на культурное развитие ребенка, нормализацию его взаимоотношений с окружающим миром, личностное становление дошкольника.

Результаты исследований и практические достижения дошкольной спец. педагогики советского периода позволили переосмыслить понятие «своевременное» начало специального обучение и существенно изменили представления о потенциальных возможностях развития и обучения аномального ребенка. Своевременным теперь считается начало специального обучения ребенка в возрасте от двух до трех, а для умственно отсталых детей – с 4 лет.

 

Сурдотифлопедагогика внесла весомый вклад в развитие всей дошкольной коррекционной (специальной) педагогики.

Крупнейшим достижением современной дошкольной коррекционной педагогики является разработка научных основ раннего (почти с первых дней жизни) выявления и дифференциации детей с подозрениями на отклонения в развитии, позволяющей добиваться иного уровня развития на ранних этапах онтогенеза.

Разработка систем специального обучения и воспитания строится на основе данных клинико-физиологических и психолого-педагогических исследований процессов развития и обучения каждой категории детей. Примером является разработка подхода к раннему специальному обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом, впервые позволяющего обеспечить максимально близкий к возрастной норме уровень общего развития и введение процессов развития словесной речи в нормальное русло.

Таким образом обуславливается необходимость переосмысления организации всей системы специального образования на основе построения системы раннего выявления и комплексной коррекции нарушенных функций в контексте общего развития детей.

То есть, основной задачей является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.

 

 

Приоритетными направлениями исследований являются:

создание научных основ системы выявления нарушений в развитии детей с раннего возраста и гибкой системы ранней комплексной помощи;

разработка научных основ интегрированного обучения;

переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, определяющее новое содержание специального обучения;

разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования;

разработка концепции, определяющей роль и функции компьютерных технологий в решении центральных проблем коррекционного обучения;

разработка содержания и методов психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования;

разработка технологий взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе образования;

разработка содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

Задача коррекционной педагогики: укрепление ее целостности.

Ключевое понятие для специальной педагогики: «ребенок с особыми образовательными потребностями». Развитие этого понятия дает возможность создать общую и, в первую очередь, современную модель системы специального образования, предлагающую пути ее реализации применительно к обучению разных категорий детей, а также совершенствовать ранее созданные системы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.