Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГОРОДЕЦКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ 1 страница



  ГОРОДЕЦКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ  

 

 

             «ПОСИДИМ У САМОВАРА»

 

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО САМОВАРА 

И ЧАЕПИТИЯ

 

 

Составитель: научный сотрудник А. Н. Еранцев

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Ивашкевич Н. П. , Засурина Л. Н. Искусство чайного стола. Л., 1990.

Книга о чае /составитель Ю. Г. Иванов. Смоленск, 1997.     

Капелян Г. Самовары // Декоративное искусство СССР. 1968. № 1. с. 24-28.

Кирсанова Р. Самовар // Родина. 1999. № 10. С. 92–93.

Петрова Л. Попей чайку – разгони тоску // Наука и жизнь. 1995. № 3.

Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры. М., 1996.       

Русский самовар /автор-составитель А. А. Гилодо. М., 1991.

Русские самовары /составитель Г. Фрайкопф. М., 1996.

Федотов Г. Звонкая песнь металла. М., 1990.     

Хохлачев В. В. Все о чае. М., 1987.

 

 

    

Чаепитие является одной из самых любимых наших привычек. И в зимнюю стужу, и в летний зной выпить чаю – истинное удовольствие. А если это еще и чаепитие у самовара... Представить себе культуру России без чая и самовара невозможно. В бытовой истории нашего Отечества им обоим принадлежит одно из самых почетных мест. Они были и остаются неотъемлемой чертой нашего быта.

Интерес к истории самовара как самобытному образцу русского декоративно-прикладного искусства и русского быта, необычайная популярность самовара в нашей стране объясняются тем, что это неживое изделие из металла для нагревания воды имеет живую «душу». Он олицетворяет собою гостеприимство и радушие, дружеское общение, задушевную беседу, домашний покой и уют.

Чай – один из самых популярных в мире напитков. Считается, что чай начали возделывать в Китае около 350 года. Спустя почти пять веков он появился в Японии и Корее. Европейцы впервые познакомились с чаем в 1517 году. Восемнадцатое столетие явилось временем распространения популярности чая. Прочнее всего чай обосновался в Англии. Англичане же в XIX веке начали выращивать его в Индии, сделав эту страну второй, после Китая, родиной чая.

Сейчас в пересчете на душу населения больше всего чая в Европе потребляют Англия и Нидерланды, а меньше всего – Италия, Греция, Испания, Франция, Австрия, Германия, Скандинавские страны. Очевидно, это неслучайно, поскольку Англия и Нидерланды имели большие заморские колонии в Азии, откуда и ввозили чай. Популярен чай не только в самой Англии, но и в ее бывших колониях: Австралии, Новой Зеландии, Канаде, а также в восточных штатах США. Кроме того, чай любят пить в Японии и в ряде арабских стран: Иране, Иордании, Египте, Ливии, Судане, Марокко, Тунисе.

В Европе главными традиционными напитками до появления кофе и чая являлись вино и пиво. На Руси любили пить летом квас, а зимой сбитень – горячий медовой напиток со зверобоем, шалфеем, лавровым листом, корнем валерианы, имбирем и другими растениями.

 

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ САМОВАРА

И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ЧАЕПИТИЯ

 

 

История чаепития в России достойна отдельного исторического труда. Известно, что в Сибири чай знали задолго до его появления в Европе. Проник он туда из Монголии. Русские познакомились с чаем в Китае в 1567 году. Но в Россию чай попал позднее. В 1638 году в Московское государство его привез боярский сын Василий Старков, который был послан с дарами к алтынским ханам. В ответ ему дали около четырех пудов чая (200 пакетов по 3/4 фунта), хотя посол и отказывался от этого подарка: московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а здесь... трава. Однако при дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился и позже вошел в употребление. В 1679 году был заключен первый договор на поставку чая из Китая.

Более подробные сведения о распространении чая в России дошли до нас из документов середины XVII века. В царствование Алексея Михайловича посол в Китае Иван Перфильев вновь привез чай в Россию. Первым настой попробовал придворный врач Самойло Коллинс, так как не решался дать царю траву, которая не была указана в травниках того времени. В 1665 году, когда царь занемог животом, врач успешно использовал настой чая для лечения. Это способствовало распространению популярности напитка.

В одном из музеев Кремля, где представлено прикладное искусство XVIII века, хранится заварной чайник, принадлежавший стольнику П. И. Потемкину. В доме этого просвещенного боярина, побывавшего в качестве посла в Испании, Франции и Англии, видимо, и происходили первые застолья с чаем.

Широкое распространение чая у нас началось только в XVIII веке, особенно после подписания в 1727 году Кяхтинского договора с Китаем. Город Кяхта в Бурятии на русско-китайской границе стал главным пунктом чайной торговли, а чай – основным предметом китайского экспорта в Россию. Основная масса чая поступала в Россию через Монголию и Сибирь. Путь чая до Москвы составлял в общей сложности 11 тысяч километров и занимал почти полгода. Поэтому чай долгое время был очень дорогим удовольствием, недаром была такая поговорка: «Кяхтинский чай да муромский калач – полдничает богач». Торговля на меновой основе была очень выгодна для Китая. Благодаря экономистам XIX века мы хорошо знаем, сколько ввозилось чая, какие суммы были уплачены и какие товары шли на обмен. Россия направляла в Китай сукно, льняные материалы, кожу, различные меха, железные и чугунные изделия и многое другое. Так, известно, что за два пакета чая давали по соболю. Торговля им была выгодна как русским купцам, так и Русскому государству. Пошлина на чай в среднем составляла 100 % стоимости, но тем не менее его потребление постоянно росло. Если в начале XIX века в Китае закупали 75 тыс. пудов чая в год, то к середине века эта цифра возросла до 360 тыс. пудов, что составляло 56 млн. рублей. На чай приходилось 95 процентов китайского экспорта в Россию.

Колебания стоимости чая в России во многом зависели от пути его доставки. В XVII веке путь от китайской границы шел через Байкал, по Ангаре до Енисейска, 80 верст волоком, затем по Кети, Оби и Иртышу в Тобольск, оттуда – в Тюмень, Верхотурье, Соликамск и т. д. По дороге за него не раз взимали пошлину. С развитием транспортных средств путь сократился. В конце XVIII века расстояние от Кяхты до Москвы в зимнее время преодолевалось за 70–80 дней, летом оно увеличивалось. В 1880-х годах ящик чая в Китае стоил 50 руб., а накладные расходы достигали 80 рублей. Причем это была только себестоимость, а ведь требовалось получить еще и прибыль.

Поступал чай и через порты Балтики от английских купцов. Стоимость чая несколько уменьшилась при его перевозке морским путем из Кантона в Одессу. Более существенно положение изменилось только со строительством железной дороги в Сибири. Именно в этот период чай стал самым распространенным напитком в нашей стране.

Потребление чая стало, видимо, характерной чертой русских уже в конце XVIII века. Д. И. Фонвизин в своих путевых заметках и письмах о пребывании за границей (в частности, в Нюрнберге в 1784 г. ) пишет, что раз немецкие гости «все потчеваны у меня были русским чаем». Причем качество местного кофе, по мнению русского писателя, не шло ни в какое сравнение с отечественным чаем: «Я спросил кофе, который мне тотчас подали. Таких мерзких помой я от роду не видывал – прямое рвотное. По возвращении домой мы потчевали компанию чаем, который немцы пили, как нектар. ... ».       

Вплоть до конца XVIII века чай можно было приобрести лишь в Москве и на оптовых ярмарках: Ирбитской (в Сибири) и Макарьевской (напротив села Лыскова). Даже в столицу – Петербург – чай завозился из Москвы. До середины XIX века чай продавался только в центральной России, причем львиная его доля (более 55–60 процентов) потреблялась в самой Москве. В то время в Петербурге был всего один чайный магазин, а в Москве их насчитывалось свыше ста! Поэтому именно Москва стала настоящей законодательницей «мод» в потреблении чая в России (Подробнее об этом см. 4-ю часть нашего журнала «Чай да сахар! »).       

Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах в России относятся к XVIII веку. Появление чайников, кофейников и самоваров было связано с пришедшей к нам из Европы привычкой пить чай и кофе. Новая посуда (фарфоровые чашки и чайники), а также водонагревательные устройства постепенно вытесняли традиционные ендовы, братины и ковшы.

У самовара тоже были свои предшественники. Прежде всего это китайские хо-го – сосуды для подачи (но не варки) бульонов и супов. Хо-го имели трубу и поддувало, но крана у них не было. В Древнем Риме тоже были предки самовара, в частности, автепса. Делали ее в виде четырехугольной площадки с двойной стенкой. На площадке в середине разводили огонь, а между стенками наливали воду и подогревали ее, чтобы потом добавить в вино. Над площадкой устраивали треножник для разогрева и варки пищи. Пользовались римляне и сосудами в виде вазы с краном, но уже без трубы и поддувала.

Точное место и время изготовления первых русских самоваров неизвестно. Можно встретить утверждение о том, что их производство началось в Туле. Однако сейчас считают, что впервые самовары стали изготавливать на мануфактурах Урала и Москвы. В. В. Хохлачев к тому же сообщает, что в Свердловске было обнаружено архивное дело 1740 года, в котором упоминается медный самовар весом 16 фунтов, сделанный на Иргинском заводе.

«Поисками уральских историков установлено, – пишет В. В. Хохлачев в книге «Все о чае» (М., 1987), – что первые самоварные устройства начали изготавливать на заводе горнозаводчика Демидова. ... Самоварное дело складывалось и развивалось на базе производства медной посуды, будучи с первых своих шагов связано с горнозаводской мануфактурной промышленностью Урала в частности и с промышленным мануфактурным производством в целом. Первые известные нам упоминания о самоварном производстве и о самоварах содержатся в «Реестре какое число сделано и отдано господину дворянину Григорию Акинфиевичу (Демидову) разных званиев медной посуды в 1745 г. и по какой цене в продажу производится» и в «Описи имущества Онежского второклассного монастыря», которая датируется 1746 годом и где среди других предметов упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди».

Имеющиеся сведения не дают еще представления о том, какие формы и устройство имел самовар в то время. Поэтому судить о самоварах этого периода можно только на основании тех немногочисленных образцов, которые имеются в музеях СССР.

Сохранившиеся самовары 1740–1760-х годов еще значительно отличались от привычных нам форм. Они состояли из двух частей: шарообразного съемного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная труба, служившая для тяги, и стационарной подставки-поддона с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги. Эти первые самовары и внешне и по своему устройству были похожи на английские «чайные урны» или «чайные сосуды», служившие для кипячения воды и бытовавшие в Англии в 1740–1770-е годы.

Для истории возникновения самовара небезынтересен также тот факт, что среди ассортимента уральской медной посуды уже в начале 1730-х годов часто упоминаются «казаны с трубами», «кубы винокуренные с трубами», «кубы винные с колпаками и трубами», которые широко применялись в монастырских и помещичьих хозяйствах.

Возможно, именно сочетание трубы из винокуренного куба и формы чайника «аглицкого фасона», как ее называли в XVIII веке, и дало наиболее ранний, известный по музейным собраниям, уже непосредственно специфически русский вариант водонагревательного сосуда – самовар-сбитенник, то есть чайник с трубой внутри и поддувалом. Подобные чайники-самовары применялись для кипячения воды, а также служили для приготовления сбитня – напитка из меда с пряностями, употреблявшегося в горячем виде. Чайники-самовары использовались продавцами сбитня, которые ходили по базарам, ярмаркам и предлагали подкрепиться горячим сбитнем с баранками. Чтобы напиток не остывал, в трубу чайника накладывали горячие угли.

В 1760-е годы производство медной посуды и самоваров было уже налажено на крупных мануфактурах Урала и Москвы. Наряду с самоварами-чайниками во второй половине XVIII века делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. В «кухне» можно было сразу приготовить щи, кашу, чай. Сваренные кушанья доставали особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, еще отдельную крышку. Подобные самовары были очень удобны и долго сохранялись в быту, особенно в провинциальных городах. Самовары-кухни использовались не только дома, их брали в дорогу, при выездах за город и в лесу или в поле варили в них обед и кипятили воду для чаепития.

К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным. Это и наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачка-заглушки.

Тогда же вырабатывается и тип самовара-кофейника, который имел внутри специальное устройство для приготовления кофе в виде вынимающейся металлической рамы с холщовым мешочком.

  

Нередко самоварные формы XVIII века повторяли традиционный облик русской медной посуды – братин и чаш. Тулово самоваров часто украшали пышным чеканным или гравированным орнаментом в стиле барокко или рококо.

На рубеже XVIII и XIX столетий в обиход входят самовары, связанные традицией формообразования с устоявшимися образцами бытовых вещей из меди и дерева. Это самовары в форме бочонка, четырех-, шести- и восьмигранные самовары. Такие самовары, как правило, имели отъемные ножки, что было удобно при перевозке. Поэтому их и стали называть дорожными. Самовары подобных форм, получившие широкое распространение, изготовляли в Туле на фабрике Назара Лисицина, в 1810–1820-е годы – на лакировальной фабрике в Петербурге и в других местах.

В конце XVIII века появляются самовары в виде вазы и античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом, а также складываются и основные принципы декорировки самоваров. В этот период в формах самоваров и в их декоре еще используется стилистика рококо, но все сильнее сказывается влияние классицизма.

Начало и первая половина XIX века дали наибольшее разнообразие самоварных форм и их орнаментации: в эти годы воспроизводятся ампирные образцы самоваров, модные в русском обществе.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса. В XVIII веке самовары были выполнены в рокайльной стилистике или в духе искусства классицизма, в первой половине XIX – в стиле ампир, во второй половине столетия сказалось влияние историзма (русского стиля или его варианта – «византийского стиля», а также «неоклассики», «неорококо» и др. ), в начале XX века – искусства модерна.

Конструкция самовара довольно сложна. Его корпус (тулово)опирается на поддон или ножки. Внутри тулова расположена жаровня (топка) в виде расширяющейся к низу трубы – кувшина. Почти на дне кувшина находится решетка: сквозь ее отверстия прогоревшие угли и зола падают в поддон (низ поддона закрыт на крышку, которая отпирается во время чистки самовара). В самом низу кувшина для усиления тяги делается поддувало (или шейка)со множеством отверстий. На крышке тулова находятся две «шишки» (хватки) и паровичок (или отдушник) – это маленькая поворотная или откидная крышечка на отверстии для выхода пара. Кувшин (топка) сверху закрывается колпачком-заглушкой и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран (место его крепления к тулову самовара называется личинка), кран запирается ключом-вертком. Почти у всех самоваров краны очень простые – прямые и гладкие, только в исключительных случаях они декоративно оформлены (в виде «дельфинов» или «драконов»). Вертки, напротив, бывают разные: самые простые напоминают буквы «Т» или «Г», другие, наоборот, очень затейливы и сложны в исполнении. Чаще всего встречаются вертки или в форме своеобразного флажка – ветки, или рукоятки ключа. Еще бывают на дорогих самоварах вертки в виде опускающейся сверху вниз скобы, вращающейся на горизонтальной оси. На поддувалах и конфорках самоваров существуют разнообразные по профилю фигурные отверстия – фистоны.

Важными декоративными элементами всей композиции являются также ручки, поддон и ножки. Ручки для переноски самовара чаще всего бывают в форме прямоугольных скоб, которые могут быть или нескладывающиеся, приподнятые вверх, или опускающиеся вниз, как у сундуков. У некоторых дорогих самоваров, стилизованных под античные вазы, полукруглые ручки развернуты «лицом» вперед, как у кувшинов или спортивных кубков. Поддон самовара, как правило, квадратный, но бывает и круглый. Ножки чаще всего прямые, иногда шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д. В комплект вместе с самоваром могут входить также полоскательница и фигурный  поднос, размер которого зависит от величины самовара.

Размеры и емкость самоваров были от стакана до двадцати литров, чаще – от 1 до 10 литров. Форм самоваров было много, и они имели обиходные названия, такие как «рюмка», «желудь», «дуля» (в форме груши), «пасхальное яйцо», «пламя» и др. К началу XX века наибольшее распространение получили три типичные формы самоваров: цилиндрическая («банка»), коническая («ваза») и сферическая приплюснутая («репка»). ,

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок. Вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью точно передавать стадии кипения воды.

Различают три таких стадии. При первой на поверхности воды у стенок сосуда появляются пузырьки. При второй начинается массовый подъем пузырьков и помутнение воды – бьет так называемый белый ключ. При третьей происходит интенсивное бурление – пузырьки, всплывая, лопаются и брызгают. Каждая из этих стадий сопровождается характерным звуком. Вслед за тонким сольным «голосом» слышится как бы шум слаженного пчелиного роя, потом раздается хаотичный сильный звук. Всю эту полифонию по-своему передает самовар: сначала он «поет», потом «шумит» и уж затем «бурлит». Так вот, второй сигнал и является знаком готовности кипятка. Вот что писал А. И. Вьюрков в рассказе «Друг семьи», посвященном самовару: «Самовар запыхтел, заклокотал, дыхнул горячим паром и, разбросав во все стороны накаленные угольки, запел».

Разжигали самовар лучинами и щепками, топили древесным углем, сухими чурками и сосновыми шишками, раздувая огонь сапогом. Для тяги ставили на внутреннюю трубу Г-образный удлинитель.

В 1829 году самовар получил официальное признание как предмет декоративно-прикладного искусства: он впервые демонстрировался на Всероссийской художественной выставке. К началу XIX века выработался и российский чайный этикет. Из Сибири пришел обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, «с угрызением».

Если мы ознакомимся с литературой середины XIX – начала XX века, то увидим, что нет такой книги, в которой не нашлось бы упоминания о чае.

Примечательно, что уже в первой половине XIX века в России любовь к чаепитию воспринималось как своеобразная нацианальная черта:

 

По-православному, не на манер немецкий,

Не жидкий, как вода или напиток детский,

Но Русью веющий, но сочный, но густой,

Душистый льется чай янтарною струей.

                                                П. А. Вяземский

   

  А. П. Керн в своем «Журнале отдохновения» пишет: «Вчера мой драгоценный супруг поделился со мной планом – пригласить губернаторшу и некоторых других дам выпить чаю и потом предложить им потанцевать». Значит, такая форма чаепития тоже была принята в то время. Обратимся к такому классическому образцу поэзии, как «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. В этом романе дано непревзойденное описание быта пушкинской поры.

В семье Лариных не обходилось без чаепития:

 

Под вечер иногда сходились

Соседей добрая семья,

Нецеремонные друзья

И потужить, и позлословить,

   И посмеяться кой о чем...

Приходит время; между тем

Прикажут Ольге чай готовить...

 

Чаепитие раньше часто сопровождались танцами, – во всяком случае, в начале и середине 19 века. Наверное, все помнят описание бала у Лариных. Там танцевальная часть началась тоже с чая:

... Но чай несут: девицы чинно

Едва за блюдечки взялись,

Вдруг из-за двери в зале длинной

Фагот и флейта раздались...

 

«А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» дает «подробное описание чайного стола, игравшего огромную роль в повседневной дворянской усадебной жизни в 30-е годы XIX века, – пишет В. В. Похлебкин, – причем в этом случае поэт проявляет явную симпатию. Кроме того, по всему роману рассеяно в разных местах не менее десятка различных упоминаний о чае; в то время как кофе упоминается в романе лишь трижды и без всяких особых эпитетов. Пушкин останавливается на четырех основных видах употребления чая в русских дворянских семьях:

 

ЧАЙ РАННИМ УТРОМ, ПОДАВАЕМЫЙ В ПОСТЕЛЬ

   

Уж ей Филипьевна седая

Приносит на подносе чай.

«Пора, дитя мое, вставай... »

 

ВЕЧЕРНИЙ СЕМЕЙНЫЙ ЧАЙ

      

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал...

 

ЧАЙ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ В СВЯЗИ С ПРИЕЗДОМ ГОСТЕЙ

   

Обряд известен угощенья:

Несут на блюдечке варенья,

На столик ставят вощаной

Кувшин с брусничною водой

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но чай несут...

 

ЧАЙ ПОСЛЕ ЗВАНОГО ОБЕДА ИЛИ ПОЗДНО ВЕЧЕРОМ В КОНЦЕ БАЛА

 

Оставя чашку чая с ромом,

Парис окружных городков,

Подходит к Ольге Петушков

 

Во второй половине XIX века главная оптовая торговля чаем переместилась на Нижегородскую ярмарку. Тогда, видимо, и появилась поговорка: «Нижегородцы – водохлебы», т. е. любители чая. Отсюда чай распространялся уже по всей России. Стоимость чая несколько уменьшилась при перевозке морским путем из Кантона в Одессу (в 1869 году был открыт путь из Китая через Суэцкий канал). Существенно сократилась рыночная стоимость чая лишь с появлением в 80-х годах XIX века Самаро-Уфимской и Екатеринбургско-Тюменской железных дорог. С этого времени чай постепенно становился самым распространенным напитком.

В 1886 году он был введен в русской армии в качестве одной из основных форм довольствия, а с середины 90-х годов уже указывается в договорах ремесленников с предпринимателями как один из трех обязательных частей заработной платы (деньгами, харчами и чаем). Тогда же в России начали появляться новые заведения, не имевшие аналогов за рубежом – чайные.

В Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем появились они в Москве и других городах России. Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд, а вот торговать спиртным было категорически запрещено. С первых же дней чайные получили поддержку правительства и быстро завоевали любовь простого народа. В Городце чайная была устроена при открытой зимой 1898 года народной библиотеке-читальне. Сначала в трактирах, потом в чайных, а также в палатках, выезжавших за город, стояли большие самовары-буданы на три ведра. Есть подобный самовар и в фондах нашего музея. В трактирах обычно подавалась « пара чая – два фарфоровых чайника, один, среднего размера, с крепко заваренным чаем, другой, очень большой, с кипятком, и при них 4 больших куска сахара на блюдце. Можно было требовать кипятку сколько угодно, пока не «спивался» весь заваренный чай. В конце XIX века, – пишет Л. Беловинский, – это стоило 5 копеек».

В начале XX века Россия была самой чаепотребляющей страной мира. Если в 1890 году на нее приходилось 35 процентов экспорта чая из Китая, то в 1900-м – 48 процентов, а в 1915-м – уже 65 процентов. К началу XX века Россия являлась самой чаепотребляющей страной мира.

Наиболее видным чаеторговцем в стране была династия купцов Губкиных. С 1840 года начал торговать чаем купец первой гильдии Алексей Семенович Губкин. После его смерти в 1883 году дело продолжил внук, который в 1891 году учреждает Товарищество «Преемник Алексея Губкина Александр Кузнецов и К’». Когда в 1895 году Александр Кузнецов преждевременно скончался, огромное дело продолжили его младшие братья и сестры. Фирма оборудовала чаеразвесочные фабрики в Москве, Одессе, Тюмени, а позже в Самарканде и Иркутске. Она имела собственные закупочные конторы в Китае, Индии, на Цейлоне, на острове Ява, в Лондоне. К 1916 году обороты Товарищества достигли 65 миллионов рублей, что составило одну треть от всей продажи чая в России.

К сожалению, не обошлось в России и без фальсификаций чая, совершаемых ради наживы. Речь идет о торговле спитым чаем. Его собирали в трактирах, отвозили «мастерам», которые пропитывали сырье настоем дубильных веществ из ольховой коры с добавлением отвара табака, и заварка вновь приобретала крепость при настое. Для придания аромата спитой чай укладывали в ящики с различными пахучими маслами. Занимались этим жители деревень окрест Москвы и достигли в этом деле большого совершенства. Жили фальсификаторы в основном в Рогожской части города, потому и чай стали назвать рогожским.

Фальсификация чая, видимо, была настоящим бедствием, потому что в литературе даже давали советы, как отличить спитой чай от не бывшего в употреблении. Рекомендовали залить его холодной водой и процедить. Если вода окрашивалась, значит, чай фальсифицирован. Состоялось и несколько судебных процессов по этому поводу. Один из наиболее громких описан А. П. Субботиным: братья А. и П. Поповы, московские купцы, выделывали фальсифицированный чай, подделывая этикетки и упаковку чая под известную фирму купцов-однофамильцев К. и С. Поповых. Последние и возбудили уголовное дело. Поповы-фальсификаторы были приговорены к ссылке.       

Чай быстро вошел в быт, культуру, образ жизни русского человека. И в наши дни широко используется выражение «дать на чай», в смысле поощрить деньгами за какую-то небольшую услугу. А появилось это выражение во второй половине XIX века. Такое вознаграждение позднее получило название «чаевых» – их давали официантам, горничным, гардеробщикам. Родившись в трактирной среде после отмены крепостного права, этот обычай, как отмечает В. В. Похлебкин, довольно активно стал вытеснять из обихода другой, ранее существовавший – дать на «водку». «На водку» продолжали активно давать примерно до 70-х годов, в основном ямщикам, а извозчикам в городе уже принято было давать только «на чай». Естественно, «чаевые» по своим размерам были гораздо меньше подачек «на водку».

Чаепитие у самовара получило широкое распространение во всех слоях русского общества, но первыми начали пить чай дворяне.

«Ритуал чаепития в дворянской среде – пишет Р. Кирсанова, – ориентировался на английский образец – чай пили не более двух раз в день, сервировали его на отдельном столике, а уж затем хозяйка дома разливала его гостям и домочадцам. Перепоручить столь почетную обязанность могли лишь старшей дочери, воспитаннице. В присутствии предполагаемого жениха чай разливала возможная невеста, как в «Евгении Онегине»: «Зовут соседа к самовару, А Дуня разливает чай; Ей шепчут: «Дуня, примечай! »... В купеческой и мещанской среде было принято держать самовар наготове весь день. И сервировали его не на белоснежных скатертях, а на цветных. Богатые дворяне стремились обзавестись столовым бельем из дорогостоящего голладского полотна, которое еще в начале XIX столетия отправляли стирать за границу. ... И никто < в дворянских домах> не пил чай с блюдца».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.