Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА



 

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА

ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА

Кафедра декоративно-прикладного искусства

 

Формообразование предмета в рамках исторического развития Потир

 

Выполнила: студентка 3 курса                                 кафедры декоративно-прикладного искусства и народные промыслы Пимонова Д. А.

Преподаватель: Зобачева Е. А.

 

Пермь. 2019 г.

История
Потир - греческое название сосуда - чаши, используемой в христианском богослужении при совершения таинства Евхаристии.
Потиры мо­гут быть различной фор­мы. Как пра­ви­ло, они со­сто­ят из по­лу­сфе­рической ча­ши, скре­п­лён­ной с ус­той­чи­вым ко­ну­со­об­раз­ным или гра­нё­ным под­до­ном при по­мо­щи стоя­на - стерж­ня или труб­ки, на ко­то­рую обыч­но на­са­жи­ва­ет­ся ру­ко­ять.
Потиры из­го­тав­ли­ва­лись из различных ма­те­риа­лов. Цер­ков­ны­ми пра­ви­ла­ми бы­ло за­пре­ще­но де­лать потир из не­дол­го­веч­ных хруп­ких ма­те­риа­лов, а так­же из ме­ди и мед­ных спла­вов, под­вер­жен­ных кор­ро­зии.
Формообразование
1. Потир императора Романа. 10 век. Сокровищница собора Сан-Марко, Венеция (рис. 1).
Рис. 1
2. Потир Юрия Долгорукого. 12 в. Оружейная палата Московского Кремля (рис. 2).
Рис. 2
3. Готический потир. 15 век. Будапешт, Венгерский национальный музей (рис. 3).
Рис. 3
4. Потир с живописной эмалью. 19 век. Москва (рис. 4).
Рис. 4
5. Потир. 20-21 век (рис. 5).
Рис. 5

Вывод
По данным примерам можно проследить, как форма предмета менялась в зависимости от развития технологий и смены тех или иных стилей в искусстве. Изначально использовались довольно простые формы. В период готики форма потиров обретает схожесть с готическими храмами. В период 19 веков уже заметно развитие технологий: в потирах появляются сложные рельефы и соединение нескольких различных техник. В настоящее время можно заметить огромное разнообразие как в форме, так и в материале потиров: это уже не только металлы и камни, но и стекло, разнообразные цветные эмали. Однако сложные потиры с богатым оформлением в настоящее время практически не встречаются, поскольку религия уже не стоит на столь высоком месте в жизни современного человека.

Литература
1. Иго­шев В. В. - Дра­го­цен­ная цер­ков­ная ут­варь XVI-XVII вв. Ве­ли­кий Нов­го­род. Яро­славль. Соль­вы­че­годск. Москва, 2009 г.
2. Стерлигова И. А. - Де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Ху­до­же­ст­вен­ный ме­талл XI–XV в. Москва, 1996г.
3. Смирнова Е. И. - Оружейная палата в Кремле. Москва, Изобр. иск-во, 1977 г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.