Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Константина Маковского «Святочное гадание на жениха» (1900-е гг) - поэтическая дуэль



Картина Константина Маковского «Святочное гадание на жениха» (1900-е гг) - поэтическая дуэль

Стих №1

Луна смотрела с любопытством
Как в старой хате при свечах
Гадали юные девИцы.
Скрипели тихо половицы
И возбуждали нервный страх.

Дремала старая матрона,
Но открывала сонный глаз,
Едва вздохнут заворожённо
Гадалки в поисках влюблённых.
Луна в пространстве звёздных страз

Своё дыханье затаила.
Ей тоже хочется узнать,
Когда придёт достойный милый,
Чтоб обогреть любовной силой
Луны небесную кровать.

Сердечным жаром разогретый
Накал гадания разбух.
Но к просьбам девушек был глух
И не хотел давать ответы
Бесстыжий, святочный петух.

***

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 20 строк).

1-я cтрофа - 5 строк, пятистишие.
Рифмы: любопытством – свечах – девИцы – половицы – страх
Клаузулы: женск – мужск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AbCCb

2-я cтрофа - 5 строк, пятистишие.
Рифмы: матрона – глаз – заворожённо – влюблённых – страз
Клаузулы: женск – мужск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AbACb

 3-я cтрофа - 5 строк, пятистишие.
Рифмы: затаила – узнать – милый – силой – кровать  
Клаузулы: женск – мужск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AbCCb

4-я cтрофа - 5 строк, пятистишие.
Рифмы: разогретый – разбух – глух – ответы – петух
Клаузулы: женск – мужск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbbCb  

***

Луна смотрела с любопытством
-! -! - --! - (9 слогов)
Как в старой хате при свечах
! ! -! -! -! (8 слогов)
Гадали юные девИцы
-! -! -- -! - (9 слогов)
Скрипели тихо половицы
-! -! - --! - (9 слогов)
И возбуждали нервный страх
! --! -! -! (8 слогов)
Дремала старая матрона
-! -! -- -! - (9 слогов)
Но открывала сонный глаз
! --! -! -! (8 слогов)
Едва вздохнут заворожённо
-! -! ---! - (9 слогов)
Гадалки в поисках влюблённых
-! -! -- -! - (9 слогов)
Луна в пространстве звёздных страз
-! -! -! -! (8 слогов)
Своё дыханье затаила
-! -! - --! - (9 слогов)
Ей тоже хочется узнать
! ! -! -- -! (8 слогов)
Когда придёт достойный милый
-! -! -! -! - (9 слогов)
Чтоб обогреть любовной силой
! --! -! -! - (9 слогов)
Луны небесную кровать
-! -! -- -! (8 слогов)
Сердечным жаром разогретый
-! -! - --! - (9 слогов)
Накал гадания разбух
-! -! -- -! (8 слогов)
Но к просьбам девушек был глух
! ! -! --! ! (8 слогов)
И не хотел давать ответы
! ! -! -! -! - (9 слогов)
Бесстыжий святочный петух
-! -! -- -! (8 слогов)

***

лу-НА/ смо-ТРЕ/-ла с ЛЮ/-бо-ПЫТ/-ством
как в СТА/-рой ХА/-те ПРИ/ све-ЧАХ/
га-ДА/-ли Ю/-ны-е/ де-ВИ/-цы.
скри-ПЕ/-ли ТИ/-хо по/-ло-ВИ/-цы
и воз/-буж-ДА/-ли НЕРВ/-ный СТРАХ/.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого пятистишия данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! /_! / _
_! / _! / _! /_! /
_! / _! / _ _ /_! / _
_! / _! / _ _ /_! / _
_ _ / _! / _! /_! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

Гадали юные девицы.
Скрипели тихо половицы

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Луна в пространстве звёздных страз

Своё дыханье затаила.
Ей тоже хочется узнать,
Когда придёт достойный милый,
Чтоб обогреть любовной силой
Луны небесную кровать.

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Небесная кровать, звездные стразы, нервный страх, бесстыжий, святочный петух.

( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- олицетворение:

Луна смотрела с любопытством

Луна в пространстве звёздных страз

Своё дыханье затаила.
Ей тоже хочется узнать,
Когда придёт достойный милый,
Чтоб обогреть любовной силой
Луны небесную кровать.

(Олицетворение - приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ)

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Константина Маковского «Святочное гадание на жениха».

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.