Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответ9: а). Ответ10: а). Ответ11: д). Ответ12: г). Ответ13: г)



Ответ9: а)

10. Основные гигиенические требования в классной комнате к освещенности:
а) ориентация: юг, юго-восток, восток;
б) ориентация запад, юго-запад;
в) ориентация на север;
г) установка цветных стекол.

Ответ10: а)

11. Санитарно – эпидемиологический надзор за условиями обучения детей включает:
а) гигиеническую оценку состояния школьных зданий (достаточность площадей, степень благоустройства);
б) оценку соблюдения норм учебной нагрузки;
в) оценку режима учебного дня;
г) контроль организации медицинского обеспечения школ;
д) все перечисленное верно.

Ответ11: д)

12. Элемент, не являющийся основным в гигиенической рациональности организации урока в старших классах:
а) плотность урока;
б) количество продолжительности и чередования видов деятельности;
в) применение ТСО;
г) наличие физкультурных минуток.

Ответ12: г)

13. Общие требования, предъявляемые к школьной мебели:
а) соответствие росту учащихся;
б) окраска в светлых тонах;
в) легкость;
г) все перечисленное верно.

Ответ13: г)

 

Типовые ситуационные задачи для практического вопроса

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1
Определите энергозатраты ребенка в возрасте 4-6 лет, его физиологическую потребность в белках, жирах, углеводах. Укажите перечень продуктов, наиболее ценных источников белков, жиров, углеводов для детей этого возраста.

Ответ: Энергозатраты ребенка в возрасте 4-6 лет составляют – 1950 ккал.

Оптимальное соотношение белков животного и растительного происхождения должно быть 3: 1. Белки необходимы для образования ферментов, гормонов, гемоглобина крови, они участвуют в процессах усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников. Для того чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов. Суточная потребность в белках у ребенка в возрасте 4-6 лет- 68 г.

Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно. Наиболее легко усваиваются организмом молочные жиры (сливочное масло, сливки, сметана), труднее - свиной, бараний, говяжий жир, поэтому их не рекомендуется использовать в детском питании детей дошкольного возраста

 Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи. Важно, чтобы соблюдался баланс в потреблении простых и сложных углеводов. Суточная норма углеводов должна быть в 4 раза больше нормы белков и жиров.

 

 

Продукты богатые белками Продукты богатые жирами Продукты богатые углеводами
« молоко « бобы « мясо « рыба « творог « яйца « сливочное масло « молоко и другие молочные продукты « яйца « овощи « фрукты « ягоды « свежий сок « молоко

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.
При обследовании класса, находящегося на первом этаже школы, было установлено, что световой коэффициент равен 1: 5, а величина КЕО на последней парте третьего ряда составляет 1, 0%.
Вопросы:
Оценить условия естественного освещения в классе в целом и на рабочем месте?

Ответ:

Для класса общеобразовательной школы нормативное значение светового коэффициента составляет 1: 4 - 1: 6, а значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) на рабочем месте - не менее 1, 5%.

Сравнив нормативные значения с данными задачи можно сделать вывод о том, что освещенность класса, определяемая по световому коэффициенту, соответствует гигиеническим параметрам, НО значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) составляет 1, 0%, что меньше положенного нормативного значения. Такое несоответствие может быть связано, например, с:

1) затененностью окон класса рядом стоящими зданиями или деревьями

2) шторами, перекрывающими большую часть стеклянной поверхности окон

3) избыточным озеленением подоконников

4) темной окраской стен класса

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3
При обследовании учебного класса в школе с центральным отоплением установлено, что средняя температура воздуха равна 25" С, относительная влажность воздуха - 80%, скорость движения воздуха - 0, 1 м/с.
Вопросы:
Дать заключение о микроклиматических условиях в классе, о тепло ощущениях людей, находящихся в нем и рекомендации по улучшению микроклимата.

Ответ:

Нормальное значение температуры воздуха в классе 18-24°С. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0, 2- 0, 4 м/сек. (СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" ). При таких значениях параметров микроклимата люди, находящиеся в классе, будут чувствовать себя комфортно.

В обследованном классе температура и влажность воздуха повышены, а скорость движения воздуха понижена, в результате чего теплоотдача с поверхности тела людей, находящихся в классе, будет затруднена. При таком микроклимате в классе будет жарко и душно. Повышенная температура снижает возможности теплоотдачи способами проведения и излучения, повышенная влажность уменьшает возможность теплоотдачи способом испарения, а малая скорость движения воздуха свидетельствует о слабом воздухообмене в помещении и уменьшает возможности теплоотдачи способами проведения и испарения.

Для улучшения микроклимата следует усилить вентиляцию (аэрацию) класса за счет более частого и интенсивного проветривания. Следует подумать и о регулировании подачи тепла в батареях центрального отопления за счет снижения температуры теплоносителя или уменьшения объема его поступления путем прикрытия вентиля.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.
Компьютерный класс для студентов 2-3 курсов в высшем учебном заведении имеет площадь 60 м2, высоту потолка - 3 м. В зале работают 15 компьютеров, из которых 7 не имеют сертификатов соответствия. Компьютеры в классе размещены вдоль боковых стен помещения, что приводит к перекрестному облучению рабочих мест. Расстояния между рабочими столами 1 м, расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов 1 м, рабочие места не изолированы друг от друга, высота рабочих столов 600 мм. Экраны мониторов находятся на расстоянии 50 см от глаз. Продолжительность урока – 2 час.
Естественное освещение осуществляется через окна, ориентированные на юго-восток. КЕО составляет 0, 8%. Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами. Освещенность на поверхности столов составляет 150 ЛК. Температура в помещении после первого часа работы 250, относительная влажность 25%, в помещение отсутствует вентиляционная система. После оборудования компьютерного класса измерения электрического и магнитного полей не проводилось.
Вопросы:
1. Основные требования к рабочему месту оператора при работе на компьютере.
2. Какое негативное действие могут оказывать электромагнитные поля компьютера на здоровье пользователя.
3. Перечислите требования к компьютерному классу.
4. Перечислите факторы, отрицательно влияющие на организм школьников при работе на компьютере.
5. Назовите допустимую продолжительность работы с компьютером для студентов и школьников.
6. Каким требованиям должен отвечать микроклимат компьютерного класса?
7. Какие требования предъявляются к естественному и искусственному освещению в классе?
8. Перечислите негативное воздействие сухого воздуха на здоровье человека.
9. Что необходимо сделать для улучшения микроклимата и условий освещения в классе?

Ответ:

1. Основные требования к рабочему месту оператора при работе на компьютере

Рабочие места оператора ЭВМ должны располагаться так, чтобы естественный свет падал слева. Расстояние между столами должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностными ЭВМ не менее 1, 2 м. Высота стола не менее 680 мм. Экран должен быть на расстоянии 50-70 см от глаз оператора. Площадь на одно рабочее место не менее 6м.

 

2. Действие электромагнитных полей:

Влияние на нервную систему:

Нарушается передача нервных импульсов. В результате появляются вегетативные дисфункции (неврастенический и астенический синдром), жалобы на слабость, раздражительность, быструю утомляемость, нарушение сна. Нарушается высшая нервная деятельность - ослабление памяти, склонность к развитию стрессовых реакций.

Влияние на сердечно-сосудистую систему:

Нарушения деятельности этой системы проявляются, как правило, лабильностью пульса и артериального давления, склонностью к гипотонии, болями в области сердца. В крови отмечается умеренным снижением количества лейкоцитов и эритроцитов.

Влияние на иммунную и эндокринную системы:

Нарушается иммуногенез, чаще в сторону угнетения. Под действием ЭМП увеличивается выработка адреналина, активизируется свертываемость крови, снижается активность гипофиза.

Влияют на биохимические процессы в организме, в том числе на минеральный обмен железа, фосфора и алюминия.

 

3. Требования к компьютерному классу.

Класс для занятия с ЭВМ должен быть оборудован одноместными столами, провода электропитания и кабель локальной сети следует совмещать с подставкой для ног. Высота стола и размер стула должны соответствовать росту учащихся. Площадь на одно рабочее место с ЭВМ во всех учебных учреждениях должна быть не менее 6 м2, а объем- не менее 24 м3. Помещения должны быть оборудованы пристенными шкафами или полками для хранения портфелей учащихся. Звукоизоляция ограждающих конструкций должна отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормируемые параметры шума.

 

4. Основные факторы, отрицательно влияющие на организм школьника при работе на компьютере:

- светотехнические параметры дисплея

- электромагнитные излучения

-напряженность электростатического поля

- уровень освещения и параметры микроклимата

- расстояние между глазами и экраном дисплея

- время и режим работы на компьютере

- статическая нагрузка

 

5. Продолжительность работы с компьютером для студентов и школьников.

Длительность работ на ЭВМ студентов во время учебных занятии определяется курсом обучения и характером работы:

Для студентов:

для студентов первого курса - 1 час,

для студентов старших курсов - 2 часа, с перерывом 15-20 минут после каждого часа работы.

Для школьников:

учащихся 1 классов - 10 минут,

учащихся 11- VI классов - 15 минут, в- учащихся VI-VII классов - 20 минут,

учащихся VIII-XI классов - 25 минут,

учащихся X-XI классов при сдваивании занятий - на первом занятии -30 минут, на втором - 20 минут.

6. Требования к микроклимату компьютерного класса

Микроклимат в компьютерном классе должен отвечать следующим требованиям: температура воздуха 18-22 °, относительная влажность воздуха 40-60%, скорость движения воздуха 0, 1-0, 2 м/с. Сухой воздух усиливает испарение через кожу, что приведет к сухости кожи и слизистых оболочек, вызовет жажду и приведет к появлению головных болей.

7. Требования к естественному и искусственному освещению в классе

Величина искусственной освещенности на поверхности стола должна быть не менее 300 ЛК. Коэффициент естественной освещенности помещений - не ниже 1, 2% при ориентации окон на север или северо-восток. Следует помнить, что снижение КЕО (Коэффициент естественной освещенности) может происходить по причине загрязнения оконных стекол или за счет использования занавесок.

8. Негативное воздействие сухого воздуха на здоровье человека

Развитие аллергических заболеваний вследствие увеличения концентрации микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли, обладающие аллергенным действием.

9. Необходимые действия по улучшению микроклимата и условий освещения в классе

Естественное освещение в данном случае ниже установленных норм, что может быть связано с неправильной ориентацией окон, их недостаточными размерами и, возможно, с тем, что окна давно не мыли или подоконники заставлены цветами. Две последние позиции могут быть исправлены, но, если и они не дадут результата, следует подумать о переводе класса в другое помещение. При этом может быть решена и проблема правильной ориентации.

Искусственное освещение должно осуществляться системой равномерного освещения и светильниками местного освещения. Учитывая тот факт, что искусственное освещение в данном случае ниже нормируемого, следует установить дополнительные источники местного освещения. Искусственное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 ЛК.

Для повышения влажности воздуха, следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой. Перед началом и после занятий помещения должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и его аэроионный состав.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5.
Кабинет биологии средней школы № 100 г. Москвы площадью 66 м2 ориентирован на юго-восток. Световой коэффициент – 1: 4, коэффициент заглубления – 2, 7: КЕО на последней парте крайнего ряда 1, 05%.
Нормативные документы: СП 2. 4. 2. 1178 – 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2. 2. 1/2. 1. 1. 1078 – 03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий».
Вопросы:
1. Какая и почему ориентация окон является наиболее неблагоприятной для учебных помещений?
2. Какие показатели дают возможность оценить условия естественного освещения помещений в целом?
3. Какие показатели характеризуют уровень естественного освещения на рабочем месте?
4. Дайте определение светотехнического показателя естественного освещения помещения.
5. Каким прибором проводится измерение уровня освещения?
6. Перечислите основные требования к искусственному освещению.
7. Назовите недостатки освещения, создаваемой лампами накаливания.
8. Перечислите недостатки люминесцентного освещения и связанные с ними ограничения применения этих ламп.
9. Дайте определение стробоскопического эффекта, его возникновения.

Ответ:

 

1. Неблагоприятной ориентацией являются западная и юго-западная ориентация окон. В утренние часы в таких помещениях создаются дискомфортные условия в отношении освещения и температуры. Во второй половине дня отмечается перегрев помещений вследствие увеличения % инфракрасного излучения в интегральном потоке солнечного спектра.

 

2. Для оценки условий естественного освещения помещения в целом необходимо использовать такие показатели, как световой коэффициент (СК) и коэффициент заглубления (КЗ), а также коэффициент естественного освещения.

 

3. Уровень освещения на рабочем месте характеризуют геометрические показатели: угол падения и угол отверстия. Угол падения - угол, под которым лучи света падают на горизонтальную рабочую поверхность. Угол отверстия даёт представление о величине видимой части небосвода, ограниченной верхним краем окна данного помещения и верхним краем противостоящего здания.

 

4. Светотехнические показатели уровня освещения являются коэффициентом естественного освещения (КЕО) - выраженное в процентах отношение величины естественной освещенности горизонтальной рабочей поверхности внутри помещения к определенной в тот же самый момент освещенности под открытым небосводом при рассеянном освещении.

 

5. Освещенность определяется с помощью люксметра.

Люксметр называется так, потому что освещенность измеряется в люксах. В светлый летний день люксметр может показать целых 130 000 люкс, однако вечером, замечая лишь блики луны, прибор посчитает только 0. 3 люкс. В каждом устройстве содержится фотоэлемент — датчик, без которого нельзя было бы определить уровень освещенности.

6. К искусственному освещению предъявляются следующие гигиенические требования:

· освещённость не ниже установленных норм;

· устранение слепящего действия источников освещения;

· равномерность освещения, его постоянство во времени;

· ограничение резких теней; приближение спектра источников света к спектру дневного света.

 

7. К недостаткам ламп накаливания можно отнести:

· низкое значение световой отдачи,

· непродолжительный срок службы,

· определенная хрупкость,

·  высокая чувствительность к колебаниям напряжения.

Сегодня лампы накаливания считаются " уходящей натурой", повсеместно вытесняемой с рынка другими источниками света.

 

8. Недостатки люминесцентного освещения и связанные с ними ограничения применения этих ламп:

· Содержание ртути в таких изделиях представляют некоторую химическую опасность и требуют специальной утилизации;

· Ленточный спектр распределяется не равномерно, а это может вызвать некоторое неудобство в плане восприятия реального цвета предметов, которые освещаются люминесцентной лампой; однако, здесь следует допустить некоторую оговорку: существуют экземпляры, которые представляют практически полноценный сплошной спектр, но степень светоотдачи в этом случае падает;

· Люминофор, содержащийся в этих лампах, со временем производит свою работу с меньшей эффективностью, это уменьшает коэффициент полезного действия лампы и снижает степень светоотдачи;

· Низкий показатель мощности.

 

9. Стробоскопический эффект (греч. strobos кружение, вихрь + skopeo рассматривать, наблюдать) — возникновение зрительной иллюзии неподвижности или мнимого движения предмета при его прерывистом (с определенной периодичностью) визуальном наблюдении.

При освещении движущихся или вращающихся предметов пульсирующим световым потоком может появится стробоскопический эффект, связанный с искажением зрительного восприятия. Если, например, освещать таким пульсирующим световым потоком вращающееся с определённой угловой скоростью колесо, то оно при этом освещении будет казаться неподвижным. Если угловая скорость вращения будет меньше частоты пульсации, то нам покажется, что колесо медленно вращается в обратную сторону по сравнению с действительным направлением вращения. Такой обман зрения опасен сточки зрения техники безопасности, так как при этом возможно получение травм.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6.
В школе населённого пункта для учащихся 1-2 классов необходимо организовать профилактическое УФ-облучение с использованием ламп ЭУВ-30. Зрительный поток лампы ЭУВ – 540 мэр. Площадь каждого класса 52 кв. метра. Высота 3 м. Нормативные документы: МУ «Профилактическое ультрафиолетовое облучение людей с применением искусственных источников ультрафиолетового излучения» Минздравом № 5046-89.
Вопросы:
1. Рассчитайте необходимое количество зрительных ламп из расчёта, что дети должны получать биодозы (для получения 1 биодоз необходим световой поток равный 5000 мэр).
2. Какова структура солнечного спектра?
3. Биологическая роль отдельных зон УФ-излучения.
4. Причины (естественные и искусственные) возникновения УФ-недостаточности.
5. Изменения в организме при световом голодании.
6. Дайте краткую характеристику искусственных источников УФ-излучения.
7. Показания и противопоказания к облучению людей. Понятие биодозы, методика её определения.
8. Виды облучательных установок (длительного и кратковременного действия), правила их организации.
9. Как осуществляется дозировка при профилактическом облучении?
10. Правила организации санирующих установок, используемые источники.
11. Методы контроля эффективности санации воздуха в лечебно-профилактических учреждениях. Санитарно-показательные микроорганизмы для оценки санитарного состояния воздушной среды.

 

Ответ:

1. В данных условиях необходимо организовать «Светооблучательную установку» длительного действия. Время работы установки определяется временем обязательного пребывания детей в классе 4 часа (4 урока).

По формуле F = 5AS,

где F - общий зрительный поток, S - площадь помещения, Н - доза облучения, t - время облучения в мин. Рассчитываем общий зрительный поток (биодоза = 5000 мэр; -1250 мэр).

По формуле n = F \ F1,

где n – кол-во ламп, F – общий зрительный поток, F1 – зрительный поток одной лампы, получаем число необходимых ламп; лампы подвешиваются на высоте 2, 5 м от пола равномерно по всей площади класса.

 

2. В состав интегрального солнечного спектра входит инфракрасное излучение, видимый свет, УФ-излучение.

 

3. Наиболее биологически активной частью солнечного спектра является УФ-излучение. Длинноволновый спектр (зона А) обладает общеукрепляющим действием, повышает защитные (барьерные) функции кожи, стимулирует специфический и неспецифический иммунитет. Средневолновый спектр (зона В) обладает сугубо специфическим действием – способствует синтезу витамина Д3, что нормализует процесс всасывания кальция из желудочно-кишечного тракта. Коротковолновая часть спектра (зона С) обладает абиотическим действием, что позволяет использовать эту зону для создания санирующих установок для дезинфекции воздуха, поверхностей, игрушек, посуды и других объектов.

 

4. УФ - недостаточность у человека может возникнуть в силу природного (сезонного) дефицита; УФ-недостаточность может выступать как профессиональная вредность при работе в замкнутых пространствах, в метро, шахтах – в условиях полного отсутствия естественной инсоляции, на Крайнем севере в зимнее время.

 

5. При световом голодании резко снижаются защитные функции организма. Учащаются простудные и инфекционные заболевания. Обостряются хронические заболевания. Специфические изменения связаны с дефицитом витамина Д – у детей развивается рахит, у взрослых – остеопороз.

 

6. Существует несколько искусственных источников УФ-излучения.

· Лампа ЭУВ (эритемная из увиолевого стекла) дающая спектр излучения в зонах А и В. Это позволяет использовать её как для закаливания, так и для профилактики специфических изменений.

· Лампа ПРК (прямая ртутно-кварцевая) даёт все три спектра (15% зоны С), что позволяет использовать её как для облучения людей, так и в санирующих установках.

· Лампа БУВ (бактерицидная из увиолевого стекла) даёт 78% спектра в зоне С и используется только для санации объектов внешней среды.

 

7.

Показаниями к облучению могут быть естественный дефицит УФ- излучения, а также необходимость повышения сопротивляемости организма у ослабленных людей.

Противопоказания: острые заболевания, нарушение обмена веществ, бластомогенные процессы, аллергические заболевания. Перед облучением определяется биодоза – минимальное количество лучистой энергии, вызывающей эритему на теле незагорелого человека через 6-10 часов после облучения. Биодоза определяется с помощью биодозиметра Горбачева-Дальфельда на участке тела, редко подвергающемуся прямому воздействию солнечных лучей.

 

8. Все виды облучательных установок делятся на 2 группы:

а) установки длительного действия – светооблучателъныс установки с использованием ламп ЭУВ. Эти установки организуются в классах школ и игровых помещениях дошкольных учреждений. Время работы установок определяется временем обязательного пребывания детей в данном помещении.

Устанавливаемая при этом мощность лучистого потока зависит от площади помещения и величины необходимого получения доли биодозы:

б) установки кратковременного действия – фотарии (маячного, кабинного, лабиринтного типов). В таких фотариях используются лампы ПРК (в фотариях маячного типа) или ЭУВ (в фотариях кабинного или лабиринтноготипов).

 

9. При профилактическом облучении никогда не начинают с целой биодозы, а только с её части, исходя из конкретных условий.

 

10. Основное правило организации установки для санации воздуха – это обеспечение удельной мощности 0, 75-1 ватт на 1 м3 при использовании ламп БУВ.

 

11.  Контроль эффективности санации воздуха помещений – периодические посевы для определения общего микробного обсеменения и определения наличия санитарно-показательных микроорганизмов (золотистый стафилококк и зеленящий стрептококк). Допустимые величины зависят от назначения помещений. Так в операционной перед началом операции в 1 м3 воздуха не должно быть ни одной клетки стафилококка и стептококка.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.