Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Биография Г. Флобера



Гюстав Флобер (Gustav Flaubert, 12. XII. 1821, Руан - 8. V. 1880, Круассе) родился в семье врача. В доме Флобера не интересовались литературой и искусством. С малых лет будущий писатель был приучен ценить практические знания.

Юность Флобера прошла в провинции 30-40-х годов, впоследствии воссозданной в его произведениях. В 1840 г. он поступил на факультет права в Париже, но из-за болезни бросил университет. В 1844 г. его отец, главный врач руанской больницы, купил небольшое поместье Круассе, неподалеку от Руана, здесь и поселился будущий писатель. В Круассе прошла большая часть его жизни, небогатая внешними событиями.

Первые повести Флобера «Мемуары безумца» и «Ноябрь» представляют собой образцы традиционного французского романтизма, отход от которого произошел в середине 40-х годов, когда был написан первый вариант романа «Воспитание чувств» (1843-1845).

Уже в отроческие годы Флобер определил для себя основной порок существующего общества - мир угнетал юношу своей неизрекаемой пошлостью. Отдохновение от вселенской пошлости Флобер находил в романтической литературе. Впоследствии Флобер разочаровался в идеалах романтизма. По его убеждению, писателю должно черпать вдохновение не в авантюрных сюжетах из исторического прошлого, а в повседневности. Романтическая литература связывала необычное с прошедшими временами, ей противостояла современность, основным качеством которой (по сравнению с романтическим прошлым) была обыденность.

К началу сороковых годов складывается в своей основе система взглядов Флобера на мир, человека и искусство. У Спинозы Флобер заимствует идею о фатальной взаимозависимости всех предметов и явлений. Подтверждение этой идее Флобер находит в трудах итальянского историка XVIII века Вико. Согласно Вико, обществу чуждо прогрессивное развитие - основные события общественной жизни повторяются, и духовная жизнь человечества и научно-технические достижения разных веков рифмуются друг с другом. Флобер приходит к мысли о несостоятельности идеи о прогрессивном развитии общества. Задача человека - развивать свой духовный мир, единственную ценность, данную от природы. Всякие попытки переустройства существующего мира кажутся ему абсурдными. Также бессмысленна попытка достижения счастья в жизни - человек обречен на страдания, неся в себе противоречия несовершенного мира. Флобер осуществляет свою мечту жить вдали от общества, занимаясь наукой и творчеством. Он проводит исследования в области истории, медицины, археологии, философии. В науке он ищет вдохновения своему труду. Музами современности он называл историю и естествознание. При написании каждой книги Флобер использовал естественнонаучный опыт. Так, для написания небольшого, незаконченного романа «Бувар и Пекюше», по его уверению, он прочитал 1500 томов, а для «Саламбо» - более пяти тысяч. Хотя главным в искусстве Флобер почитал Красоту, идея «чистого искусства» не принималась им. Задача художественного творчества - понять и объяснить человека, его место в мире.

Особенное место Флобер отводил автору. Согласно его взглядам, автор в произведении не должен быть заметен. Автор не должен назидать читателя, он должен представлять наглядные примеры из жизни человека и общества, с тем чтобы читатель смог сделать выводы самостоятельно. Дидактизм является недостатком литературы, наглядность - ее достоинством. Устранение из произведения автора в традиционном понимании должно придать изображению большую объективность. «Писатель искажает действительность, когда хочет подвести ее к заключению. Желание во что бы то ни стало делать выводы - одна из самых пагубных и самых безумных маний человечества», - писал Флобер. Поэтому в произведениях этого писателя мы не найдем ни одного указания на отношение автора к героям и их поступкам. Это было ново для литературы. Читаем ли мы Стендаля и Бальзака, еще в большей степени у Диккенса и Теккерея, автор всегда присутствует рядом с персонажами. Он не только поясняет их действия, но и открыто выражает свое отношение - сочувственное, ироническое, гневное. Флобер не считает себя вправе, описывая жизнь, вдаваться в какие бы то ни было оценочные суждения. «Романист не имеет права высказывать своего мнения… Разве бог высказывает когда-нибудь свое мнение? » Писатель уподобляется Творцу всего сущего. В то же время Флобер пессимистически смотрит на человека, обуянного гордыне всепонимания: «Станете ли вы сердиться на копыта осла или на челюсть какого-либо еще животного? Покажите их, сделайте из них чучело, положите в спирт и все. Но оценивать их - нет. Да и кто мы такие сами, ничтожные жабы? »

Во второй половине XIX века особое внимание начинает уделяться проблеме литературного стиля. Примечательно, что французские хрестоматии по риторике не включают в себя фрагменты произведений Бальзака и Стендаля, Так как они несовершенны в стилистическом смысле. Известно, что Стендаль отмечал, но не исправлял стилистически слабые места своих книг. Бальзак, писавший обычно в спешке, допускал возмутительные, с позиций ХХ века, лакуны. Гюго говорил, что кроме него литературным стилем владеют только Флобер и Готье. Сам Флобер, восхищаясь Бальзаком, говорил: «Каким писателем был бы Бальзак, если бы он умел писать! Но ему недоставало только этого. » По сути дела, история современного литературного стиля во Франции начинается с Флобера. Его литературное наследие несравненно меньше рядом с томами Бальзака, Гюго, Стендаля. Но над каждой своей книгой Флобер работал годами. Роман «Госпожа Бовари» - небольшой по объему - писался ежедневно на протяжении пяти лет (1850-1856). В 1858 г. Флобер совершил путешествие в Алжир и Тунис, собирая материалы для исторического романа «Саламбо». В 1869 г. завершает второй вариант романа «Воспитание чувств», а в 1874 г. - философскую драматическую поэму в прозе «Искушение святого Антония». Также его перу принадлежат различные повести и рассказы, дневники, письма.

Умер Флобер в Круассе 8 мая 1880 г. Уже через 30 лет после его смерти, в 1910 г., свет увидел «Лексикон прописных истин» - сатирическое изложение основных позиций буржуазного мировосприятия.

Значение Флобера и его влияние на французскую и мировую литературу велико. Продолжатель реалистических традиций О. Бальзака, близкий друг И. С. Тургенева, он воспитал плеяду талантливых писателей, некоторых, например Г. Мопассана, непосредственно обучал писательскому ремеслу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.