Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВО ИМЯ БОГА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО 27 страница



 

Впервые в городе Багдад в 302 году хиджры была введена практика — проверять состояние здоровья людей, направляемых на военные действия. В 306 году хиджры в Багдаде было две больницы. После этого в каждом знаменитом городе были открыты больницы и медицинские училища.

 

 

(Сунан Ибн Маджа, ч. 2, с. 447; Альмутан, с. 364).

 

Перевод: «Если учёный отбросит бесполезные слова, то это является признаком улучшения его веры, верования».

 

Много наставлений дано пророком по поводу сохранения языка. В мире ислама халифы и деспотичные правители обидели многих знаменитых людей по причине недостоверных слов.

 

Кроме того, есть вред от многословия и для загробной жизни. Господин Муаз спросил: «О, пророк! Мы должны дать ответ и за слова, сказанные нами своим языком? ». На это пророк Мухаммад ответил: «О, Муаз! Основная причина, гонящая людей на дно ада, — это язык! » (Сунан Ибн Маджа, ч. 4, с. 246).

 

Условие избежания ада — без надобности не вмешиваться, не встревать между людьми, остерегаться споров и словопрений, взаимных словесных упрёков и состязаний в сквернословии.

 

Произношение слова и разговор — это признак человеческих действий, хорошее слово запишется в книгу благих дел, а плохие слова запишутся в тетрадь злостных дел. Много изречений и стихов о том, что слово является началом многих бед.

 

Чем заниматься пустыми мыслями и пустыми словами, лучше заниматься полезным делом, изучать окружающий мир, воду и воздух, почву и огонь, травы и деревья, луну и звезды и вообще стараться стать хозяином природы.

 

 

(Джами ат-Тирмизи, ч. 2, с. 89).

 

Перевод: «Если один человек уйдёт из дома с целью изучить науки, то он до возвращения будет считаться идущим по пути Аллаха».

 

Эти слова относятся не только к тем, кто идёт в школу, но и к тем, кто идёт в медресе в далеко расположенных городах, в библиотеки, идёт к учёным людям с целью узнать смысл какого-то непонятного слова. Однако должна быть какая-то польза для себя или для других от полученных знаний. Проводить время за чтением романов в библиотеке — от этого нет никакого толка.

 

Поскольку люди не могут одновременно приобретать и богатство, и знания, то в период овладевания знаниями вынуждены бывают пожертвовать состоянием. С целью вознаграждения за стремление к знаниям исламский шариат причисляет таких людей к идущим по стезе Аллаха. Религия и жизнь могут быть вместе. Но приобретать одновременно науку и состояние нельзя. По этой причине люди, занимающиеся наукой, бывают бедными.

 

Людям, имевшим много хлопот в жизни, нужны какая-нибудь отрада и хорошее наследие. Это хорошее наследие и есть «считаться людьми, идущими по стезе Аллаха».

 

 

(Сахих Муслим, ч. 1, с. 29).

 

Перевод: «Если кто-нибудь из вас увидит у своих мусульманских родственников какое-нибудь распутное дело или узнает о нем, пусть исправит рукой (если хватит силы); если на это не хватит сил, пусть старается словами; и если и на это не хватит сил, то пусть не принимает это распутное дело душой, — это самая слабая степень верования».

 

Среди мусульман должна быть община, руководящая их поступками. Для запрета греховных дел должны быть особые правила. Если люди не знают эти правила или не способны воспользоваться ими, то они не несут ответственности и не считаются грешными. При повелении благого в первый раз нужно разъяснить, что грех — это плохое дело. Во второй раз сделать назидание мягким словом. В третий раз напугать Аллахом. Если дело относится к отцу, матери, или со стороны жены к мужу, то переходить к более суровым мерам не нужно, но если не видно пользы, то просить у Аллаха благочестия. По отношению к другим нужно действовать более категорично и решительнее. В пятый раз — рукой исправить от непотребных поступков. В шестой раз — напугать словами: побью, ударю: В седьмой раз — побить.

 

В вышеуказанном изречении запрещение дурного начинается с этого — седьмого раза. Более высокие степени воздействия из других изречений становятся понятными. Восьмая степень заключается в неприятии душой.

 

В аяте Корана говорится: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали» (Коран, 5: 105).

 

Упомянутые здесь четвёртый, пятый, шестой, седьмой раз — относятся к султанам и чиновникам.

 

 

Перевод: «Если один человек отведёт половодье в безопасное русло или противостоит вреду огня, то ему вознаграждение, подобное мученику за веру».

 

Поскольку обещается такое вознаграждение за борьбу с половодьем и пожаром и в этой области придумано столько приспособлений и механизмов, то можно подумать, что все это придумано мусульманами. Однако мусульмане сегодняшнего дня не то, чтобы придумать машины, а придуманные машины не воспринимают, находят всякие отговорки и показывают своё упрямство. Согласно решению этого хадиса, деревни должны быть основаны по плану: улицы сделать широкими и в нужных местах оставить переулки; готовить машины и людей для тушения пожара, составить из молодых людей бригады дня тушения пожара, каждый должен быть внимательным к предупреждению от пожаров; для течения воды на улицах сделать канавы, построить мосты, спустить воду, где она собралась во время половодья. Если людям, обуздавшим бешеную воду и бешеный огонь, будет вознаграждение Аллаха, то людям, перекрывшим дорогу от разбушевавшейся воды и огня, такое вознаграждение тоже будет.

 

Чтобы получить вознаграждение мученика, нет необходимости еженощно совершать богослужение или месяцами соблюдать пост. Имеются пути получения вознаграждения мученика, даже живя в деревне и работая там. Всего лишь нужно быть внимательным и мыслящим. Учащиеся школ и молодёжь во время летних каникул, возвратившись в деревни, должны служить в пожарных отрядах; если нет таких отрядов, то самим создать их. Благодаря этим делам молодёжь поднимет высоко социальное и экономическое положение села, положит конец действиям всяких льстецов и подхалимов, освободит обездоленных от извергов, услышит слова благодарности и удостоится божией благодати.

 

 

(Джами ат-Тирмизи, ч. 2, с. 15).

 

Перевод: «Если один человек защитит достоинство своего родственника по вере (единоверца), то в судный день Аллах защитит его самого от огня».

 

Согласно смыслу данного изречения, если где-нибудь на собрании начнут сплетничать о мусульманине, то те, у кого хватит сил, не должны эту сплетню слушать с удовольствием, а должны положить конец и прекратить эти сплетни. Если не может остановить, то должен покинуть это собрание.

 

Так ли у нас сейчас? Бывают ли люди, старающиеся прекратить сплетни о каком-нибудь мусульманине? У нас много людей, имеющих звание религиозный. У нас это звание начали давать, вопреки свойствам религиозности, тем людям, которые торгуют религией, лицемерам, находящимся под маской религиозности. Но религиозность определяется не внешними признаками, а делами, о которых говорится в изречении, этими мерами измеряется.

 

 

Перевод: «Если Аллах дал одному человеку хорошую жену, то это означает, что он помог сохранить половину религиозности. В остальной половине этот человек пусть подчинится Аллаху».

 

Известно, что хорошая жена — первая помощница в сохранении религии. Пророк Мухаммад напоминает об этом. Если у человека хорошая жена, то он должен благодарить Аллаха. Кроме того, женщины бывают, по сравнению с мужчинами, с прекрасной душой, любящие человечность и сами человечные. Те, кто их портит и становится причиной причисления женщин к плохим людям, в большинстве своём испорченные и бесстыдные мужчины.

 

Хорошая жена является причиной того, что муж не путается с женщинами, нарушая законы шариата, а также может стать помощницей в богослужении, остережении от запрещённых, греховных дел. Если говорится о половине религии, то имеется в виду сохранность не от некоторых плохих поступков, но от многих запретных дел.

 

Хорошие женщины не падают с неба, не выходят из моря, но растут среди нас. Чтобы подготовить хороших женщин, необходимо дать им хорошее воспитание и приложить большие старания. Эта обязанность ложится на мужчин.

 

Господин Али сказал: «Научите свои семьи и сами учитесь наукам и правилам поведения». В деле воспитания женщин нужно руководствоваться законами шариата и не расходиться с исламской религией. Возможно, у европейцев есть очень хорошие традиции, вместе с тем, по свидетельству европейских правителей, есть также много непригодных и очень вредных положений. Поэтому не надо принимать всё, что увидишь у них, а только те (традиции, положения), которые, при сравнении с законами шариата, окажутся безвредными.

 

Все наставления религии ислама по отношению к женщинам упираются в одну точку — содержать семью в хорошем состоянии и жить в мире основательно. Если семья неисправная, если вместо семейной жизни предпочитать уличную жизнь, проводить попусту время в чайханах и питейных заведениях, привыкать к растрачиванию денег и богатства — у такой нации не будет жизни и прогресса и не будет будущего.

 

 

 

 (Сахих Муслим, ч. 2, с. 103).

 

Перевод: «Если один человек от чистого сердца просит Аллаха, чтобы этот человек считался мучеником за веру, Аллах причислит их к труппе мучеников за веру, даже если этот человек умрет в своей постели».

 

Так как всё зависит от цели и намерения. Есть и другие изречения.

 

 

(Сунан Абу Дауд, ч. 2, с. 159).

 

Перевод: «Когда один человек спросит у учёного нужное ему знание, а учёный это скроет, не научит, то этот учёный в судный день наденет узду, сделанную из огня».

 

Эти слова сказаны о человеке, спрашивающем о религиозных знаниях, и об учёном — знатоке законов шариата. В таком случае необходимо научить нужным наукам, а сокрытие — грех. «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие» (Коран, 2: 159).

 

Грех от сокрытия религиозных знаний и грех от сокрытия знаний светских — неодинаковы. От сокрытия некоторых наук грех будет лёгкий, однако от сокрытия некоторых наук (например, что запрещено и что разрешено для мусульманина) грех может быть очень тяжкий. Поэтому по мере возможности нужно способствовать распространению знаний и науки и помогать, и не сопротивляться тем, кто старается строить школы.

 

К скрывающим науки и знания относятся следующие люди:

1. Человек, который обязан разъяснять законы шариата, а сам по какой-либо причине или без причины не делает этого.

2. Человек, который обязан обучать детей в школе, вместе с тем сопротивляется и не обучает, но если и зайдёт в школу, остаётся невнимательным к учащимся и их нуждам.

3. Люди, которые сами не обучают детей в школах и запрещают другим обучать детей, а также те, которые не знают правил обучения и воспитания, но, тем не менее, занимаются обучением.

4. Люди, которые выступают против учителей и воспитателей, приводя несуществующие доводы о том, что так обучать, мол, не велит исламский шариат; люди, которые публикуют такого рода статьи и тем смущают народ, и пишут жалобы на учителей. Правило шариата в делах обучения состоит в том, чтобы обучать легко, показывать снисходительность; обучать последовательно, и ничего больше. Во все времена и в каждом государстве исполнение этих трёх правил возложено на самих мусульман.

5. Обучать детей по книгам, написанным некомпетентными людьми, по бессмысленным произведениям и этим зря тратить время шакирдов.

6. Поднявшись на минбар, который служит местом для объяснения народу благополучных путей и для исправления их действий, говорить всякую всячину и сделать трибуну своим личным местом, и вместо проповеди читать книги, написанные неподходящими людьми.

7. В то время, когда надо между людьми укреплять дружбу и любовь, эти люди поднимают вопросы о разных сектах и способствуют деспотизму людей.

8. Люди, которые скрывают от народа истинный смысл Корана, изречений и действий пророка, его последователей и приверженцев, халифов и тем самым толкают народ (паству) к пропасти.

 

Могут быть и другие, но самые важные здесь указаны, особенно последние. Так как сегодня в мире началась новая эпоха, начали изменяться привычки и традиции и весь мир пришёл в движение.

 

Нации, племена и общины прошедших времён и веков жили собственной жизнью, подобно водам в озёрах и морях. Но сейчас, подобно текущим рекам, нации пришли в движение под действием наук и просвещения и вынуждены волей-неволей путешествовать. Одна часть идёт к жизни, другая часть — к смерти, к уничтожению.

 

В то время как одни, благодаря знаниям, просвещению и подготовленности, вооружённые знаниями, идут к жизни, другие, лишённые знаний, неподготовленные, под воздействием первых, подобно клопам и тараканам, забившимся в щели брёвен, плывущих по реке, держат путь к исчезновению.

 

Умные и смышлёные представители живых и просвещённых наций, которые узнали о правилах господства на земле и научились, и построили для этого соответствующие планы, и эта планы отдали в руки своим нациям. Нации же с этими планами следуют от процветания к процветанию.

 

Перед такими нациями нет более важных и священных задач, кроме как предостерегать нации от уничтожения. Поэтому их умные люди, их учёные не довольствуются только обеспечением здоровья нации на сегодня, но ищут и находят, какие препятствия могут встретиться им через несколько столетий, и ищут против этих будущих препятствий решения. Знающие и просвещённые нации таким образом держат путь вперёд, если сегодня у них дни благополучные, то они верят в то, что и в будущем

у них будет благополучие; если люди проявляют старательность, то Аллах в один из дней вознаградит достижением цели.

 

Что делали наши мусульмане в то время, как другие так стараются и ради будущего отказываются от сегодняшних удовольствий? Двигались ли они к жизни или к исчезновению, или остались на прежних точках, в прежнем состоянии?

 

Если бы продолжалось по-прежнему, то это ещё куда ни шло! К сожалению, теперь невозможно жить по-старому. Или самому стараться и идти к жизни или быть раздавленным другими — идти к уничтожению.

 

Нет сомнения в том, мы не сидим на прежнем месте, не смогли сидеть. Идём, но подобно бочонку с дёгтем, привязанному к телеге, движемся без цели, без мысли и мышления, движемся вынужденно, даже если и можем сказать: «Нет, мы с таким путешествием не согласны», у нас сил не хватит остановиться. Это невозможно, и быть этого не может. Мы, мусульмане, путешествуем вместе с другими. Но идём не к жизни, а к уничтожению, исчезновению. Перед нами ужасные бедствия...

 

Истинная причина этого заключается в том, что умные люди нации не дали ей для религии и для жизни планы по этике, социальным вопросам, по просвещению и цивилизации, составленные пророком значительные правила скрывали от паствы, а также в том, что учёные люди нации тратят время на ненужные споры и никчёмные вопросы.

 

Используя слово «учёные», я ставлю цель показать не указных мулл, подобных по количеству муравьям, не сегодняшних религиозных деспотов в Туркестане, в Бухаре и Индостане и прочих домулл. Среди них очень мало людей, достойных называться исламскими учёными. Говоря «исламские учёные», мы подразумеваем исламских учёных, которые жили спустя пять веков после хиджры. Среди них те, которые не скрывали содержание Корана и сунны по отношению ко всему исламскому миру, было очень мало. Ко всему прочему, замученные злыми и невежественными людьми, эти учёные не могли доводить свои слова до паствы. По этой причине мусульмане не могли услышать слова и советы Корана и сунны, узнать пути социальной жизни, они вынуждены были жить в невежестве и быть растоптанными под ногами других.

 

Исламская религия была очень свободной религией для наций в их социальной жизни. Но учёные скрыли от наций науки о жизни и о воспитании. Например, не объяснили народу общую цель из аята Корана «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мрака к свету — на путь Могущественного, Достохвального» (Коран, 14: 1). Не разъясняли о том, что арабы-бедуины вышли из невежества, темноты, дикости и осветились лучами религии, цивилизации и просвещения, распространили исламскую религию с Запада до Востока и в итоге достигли авторитета. Ведь упомянутое в аяте Писание — это Коран, и Коран сегодня есть в руках каждого мусульманина, только методы использования Корана разные. Древние мусульмане, сподвижники и последователи пророка читали Коран с целью получить знания, осветить дела и ум; но сегодня Коран читают, чтобы получить подаяние (садака), читают над покойниками, на содержание (о чём говорится в данной суре) не обращают внимания. Даже запрещается с помощью суры Корана что-либо доказывать или делать вывод.

 

Знатоки изречений знают услышанные ими изречения наизусть, имена и заслуги тех, кто поведал об этих изречениях, а также причины, побудившие к высказыванию этих изречений, знают события, при которых появились эти изречения. Сегодня книги изречений пророка читаются не как руководство к действию, а для получения благословения; если на город придёт враг или холера, то с целью уберечься от этих бед, как будто изречение было высказано именно при таких случаях в виде прошения отвести эту беду.

 

На вопрос: «Из чего состоит исламский шариат? » издревле отвечали: «Из всего, что повелено Кораном и хадисами». Но если Коран подвергать изучению нельзя и нельзя воспользоваться его содержанием, то какой смысл остаётся от такого ответа? Согласно аяту «Мы уже привели для людей в этом Коране всевозможные притчи, чтобы они могли помянуть назидание» (Коран, 39: 27), Коран приводит пословицы, говорит о событиях про ушедших времён и ушедших племён, призывает воспитывать на научной основе, выступления с речами возлагает на учёных и умных людей, призывает обратить внимание на события, происходящие в природе, внимательно следить за правилами бытия и жизни. Эти дела известны тем, кто не слеп глазами и душой. Но дали ли учёные сведения людям об этих книгах? Если дали, то в какой век и в каком государстве? В каких книгах это написано, и кто даёт эти сведения?

 

Цель исламской религии — благополучие и счастье людей, и Коран показывает пути этого счастья и учит мусульман, как осуществить здоровое продолжение, для чего нужно знать причины, ведущие к этому продолжению. Многие аяты Корана служат доказательством этого. Раз так, то мусульмане должны были бы заниматься Кораном и руководствоваться им. Известно, что все действия с Кораном заключаются в исправлении различных разговорных слов, установлении правил орфоэпического чтения Корана и с целью сбора денег от чтения Корана после вечернего богослужения.

 

Если бы учёные занимались Кораном, то внимательное чтение и изучение аята «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, чтобы приносить пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мёртвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчинённом между небом и землёй, заключены знамения для людей разумеющих» (Коран, 2: 164) привело бы к тому, что были бы изданы произведения, состоящие из нескольких частей; учёные должны были бы стать учителями для Европы и Америки по астрономии, зоологии, природоведению. Так ли на самом деле?

 

Не то, чтобы написать книги и преподавать, а есть потребность в людях, которые могли бы усвоить уже написанные книги. Причиной этого является то, что очень большой раздел Корана и сунны был скрыт от народа, поэтому вся нация осталась невежественной и несообразительной.

 

Вкратце. Скрывать научные знания — грех; научить полезным научным знаниям, если Аллаху будет угодно, будет считаться благотворительным подаянием.

 

Польза от светских наук больше пользы от отданной деньгами милостыни. Известно, что счастье в загробном мире составляют религиозные науки, счастье в этой жизни составляют светские и естественные науки. Поэтому нужно изучать и религиозные, и светские науки, и довести знания до детей мусульман. Избавление от загробных мучений достигается религиозными науками и действиями, избавление от жизненных мучений достигается светскими, естественными науками и достижениями. Для человека и то, и другое необходимо.

 

 

Перевод: «Если один человек будет доносить на людей (чиновникам, каким-нибудь государственным учреждениям или всем людям), то этот человек не есть дитя, рождённое от правильного бракосочетания, или в нем есть некоторая доля испорченного рода (племени)».

 

Занятие шпионажем, сплетнями наносит вред душевному равновесию, разрушает гармонию в семье, поэтому такие занятия вредны.

 

Аллах не любит, когда плохое слово становится причиной раздоров, скандалов. «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран, 49: 12), «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах — Слышащий, Знающий» (Коран, 4: 148). Возможно, Аллах не любил и тайного распространения плохого слова. Из изречения становится понятным, что если обиженная клеветой сторона и имеет право на жалобу, то другая сторона (если не предвидится всеобщая смута) подавать клеветнические сообщения на других людей чиновникам, или из-за нелюбви к книге поругать её автора и этим самым способствовать распространению фанатизма в народе — всё это могут только безумные люди. По-видимому, по этой причине правители и учёные предостерегали своих учеников и подчинённых от шпионов. Но невозможно остерегаться тех, которые имеют только глаза и строят догадки по своему умозаключению.

 

Хотя по этому вопросу много ропота и печали, мы не будем больше занимать время читателей.

 

Клеветать на людей, что они развратны, распущенны, нерелигиозны, и тем самым завладеть (победить) душами людей, подавать жалобы на более или менее старательных людей, стараться унизить их в глазах народа — всё это является социальной болезнью, продолжающейся с очень давних времён.

 

Человек, старавшийся очистить исламскую религию от предрассудков и суеверий и вообще очень долго служивший исламской религии, — Абу Хамид Газали. Ему приписывали много неблагопристойностей.

 

Искусным ораторам, многознающим учёным приписывали, что они против Корана, и с помощью таких клеветнических приёмов старались унизить их в глазах народа.

 

 

(Муснад Ибн Ханбал, ч. 5, с. 196; Сунан Абу Дауд, ч. 2, с. 157; Сунан Ибн Маджа, ч. 1, с. 50).

 

Перевод: «Если один человек начнёт путешествие с целью получить знания, то Аллах сделает лёгким его путь в рай. Чтобы угодить человеку, стремящемуся к знаниям, ангелы раскроют крылья и окажут уважение. За человека, стремящегося к знаниям, все живущие на земле, и далее рыбы в воде будут просить о снисхождении. Превосходство людей, обладающих знаниями, перед людьми, совершающими богослужение, такое же, как превосходство луны перед другими звёздами. Учёные — наследники пророков. Пророки оставили в наследство не золото и серебро, но знания и науки. Человек, сумевший овладеть наукой, считается получившим полную и совершенную долю».

 

О превосходстве стремления к знаниям и о необходимости начать путь в поисках знаний есть много хадисов. Но в религии ислама есть определённая линия о получении знаний. Мусульмане должны идти по этому пути и подчиниться этим правилам.

 

Сначала знания божественного закона, веры и правила богослужения, затем знания и науки, сохраняющие исламскую религию, а затем, если позволяет время, овладевать светскими науками — промыслами и другими полезными в жизни специальностями.

 

Поэтому у мусульман все дети школьного возраста — мальчики и девочки — должны учиться, вне школы не должно быть ни одного ребёнка. В каждом приходе должны быть начальные школы для мальчиков и девочек, хорошие и обеспеченные учителя и учительницы, школы, построенные согласно требованиям здравоохранения, и правления для них, школьные учебники и другие учебные принадлежности.

 

Сверх этого, на 5—6 приходов — одна ремесленная школа, специальные для мальчиков и девочек ремесла. Все эти дела мусульмане должны возложить на себя, кому — обязательно, кому — по мере возможности.

 

Ученые прошедших веков слова «приобретать знания — обязательно» понимали, в широком смысле, и для сохранения исламской религии, а также, чтобы не быть растоптанными другими, приобретали всякие необходимые для этого знания. Поэтому собирали религиозные и светские науки, создали совершенные школы (мекгебы и медресе), университеты, очень много научных книг переводили с иностранных языков.

 

Сегодня же наша задача должна состоять не в споре о преимуществе нового или старого метода обучения, а в том, чтобы вывести на широкую арену вышесказанное о приобретении всяких (и религиозных, и светских) знаний.

 

Если появляется слово о всеобщем обучении, мы говорим: «Уже тысяча триста лет, как нам, мусульманам, всеобщее обучение обязательно». Сказав так, мы гордимся, однако эта обязательность остаётся только на бумаге и на языке. Но мы сами не входим в заботу о руководстве в исполнении этого обязательного дела.

 

Другие племена и нации, хотя их религия не обязывает вводить всеобщее обучение, сами, по своему умозаключению, поняли необходимость всеобщего обучения, привели это дело в хороший порядок и всех детей — девочек и мальчиков — стали обучать.

 

Но что сделали мы? Мы никак не можем преодолеть споры о новом и старом методах, о чёрной доске, о меле. Хотя и знаем наизусть слова «обучение наукам — обязательно для всех мусульман», из-за почернения наших душ, из-за заржавления наших мыслей, из-за нашей беспомощности мы считаем, что нам под силу только позор, неавторитетность, идти на поводу у других, низменность, унижение. Поэтому мы оставили без внимания предписания исламской религии об обязательности приобретения знаний. Поэтому у нас очень слабы религиозное воспитание и религиозное чувство, возможно, их совсем нет.

 

Очень многие люди убеждены в том, что, отдав своих детей в школу, в руки учителей, они более не несут ответственности за обучение и воспитание своих детей. Это убеждение неверно. Отдать ребёнка в школу, в руки учителя — это выполнение только одной десятой части обязанности родителей. Десять частей составляет забота о том, ходит ли ребёнок в школу регулярно, учит ли уроки внимательно, сознательно, правильно ли воспитание его характера, не общается ли он с плохими товарищами и тому подобные вопросы.

 

 

(Сахих Муслим, ч. 2, с. 306; Муснад Ибн Ханбал, ч. 4, с. 357).

 

Перевод: «Если один человек создаст и оставит дорогу, соответствующую исламской религии, и после него люди будут ходить по этому пути, т. е. использовать этот путь, то им будет соблаговоление! . Аллаха и в такой же мере благодарность Аллаха будет создавшему этот путь, но доля благодарности Аллаха этим людям не убавится. Если один человек создаст и оставит дорогу, противную исламской религии, и после него люди будут ходить по этой дороге, то людям, идущим по этой дороге, т. е. использующим этот путь, будет приписан такой же грех, что и создавшему эту дорогу, но грех их не убавится».

 

Итог. Человеку, создавшему для религии ислама дорогу, будет такое же вознаграждение, как и людям, идущим по ней. Оставившему вредную дорогу будет столько же греха, сколько и идущим по ней. Идущим по этой дороге, пусть во время его жизни, пусть после него, — результат одинаковый.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.