Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВО ИМЯ БОГА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО 26 страница



 

Если кто-нибудь обратится за советом, то независимо от того, будет он действовать согласно данному совету или нет, надо дать подходящий совет, а давать противоположный совет — это преступление.

 

 (Джами ат-Тирмизи, ч. 2, с. 64).

 

Перевод: «Если один человек своим поступком разозлит людей и попросит согласия Аллаха, то Аллах оградит его от злости этих людей. Если один человек своим поступком разозлит Аллаха и попросит на это согласие у людей, то Аллах оставит этого человека без помощи в руках у людей, на волю людей».

 

Смысл этого изречения заключается в том, что в каждом деле надо найти согласие Аллаха. Дело, на которое будет согласие Аллаха (согласны люди или нет), нужно делать не сомневаясь. В поисках, выступлениях, письмах и изданиях — такое же суждение. Если цель — говорить правду и находить согласие Бога, то за высказывание этого правдивого слова пусть люди сколько угодно сердятся и не желают добра говорящему, — это рассудит Бог.

 

 

Перевод: «Если один человек, уставший от разрешённого промысла, ляжет, то его грех простится, и он уснёт».

 

Ислам подвигает мусульман стараться для вечной жизни и вместе с тем заинтересовывает их стараться для бренной жизни, даже не останавливается на этом, а обязывает людей стараться. Действительно, чтобы достигнуть счастья в загробной жизни, необходимо заниматься ремеслом, вести хозяйство, не быть жалким и беспомощным. Поэтому людей, уставших от запретных дел, должно считать выполняющими необходимые задачи ислама, старающимися освободить свои семьи от нищеты, и поэтому они должны быть прощены.

 

Когда эта великая и радостная весть дойдёт до тех людей, которые превратились в дервишей, сидящих в местах разных захоронений и могил неизвестных людей и просящих подаяние у прохожих, но у каждого труженика, ищущего пропитание в поте лица и живущего за счёт своего промысла, эта радостная весть пророка Мухаммада должна быть перед глазами. Занимающиеся всякими промыслами, торговлей, животноводством, хлебопашеством должны обращать внимание на эту радостную весть и возносить хвалу Аллаху.

 

Приведём слова ныне покойного благонадёжного учёного Исмаила Хакки, произнесённые им в мечети:

 

Среди нашего мусульманского народа есть одна партия людей, которые говорят: «Нам нужна только загробная вечная жизнь, больше ничего не надо». Путь их неверный, это путь лентяев. Они не обращают внимания на старание для жизни на этой земле и на достижения. Они говорят: «Что в руках есть — того хватит» — и как будто довольствуются этим. Дело в том, что они сами не знают смысла слов «быть довольным». Исламская религия не воспринимает лень и ничегонеделание. Пророк Мухаммад в Коране говорит: «Аллах вам подчинил землю, ищите пропитание на вершинах гор». (Если нужно искать пропитание на вершинах гор, то искать на ровной земле — особо обязательно).

 

Для людей недостаточны только ручное ремесло и хлебопашество, нужно ещё пользоваться тем, что сокрыто в земле и водах. Основное богатство добывается с помощью металла. В земле металла много, но когда он лежит в земле, пользы от него нет. Из аятов Корана видно, что без металла трудно что-то делать.

 

Но наши богобоязненные мусульмане призывают быть довольными тем, что имеешь, а другие им льстят. Эта беда окружила весь исламский мир, и по этой причине весь исламский мир стал неавторитетным и пошёл по пути исчезновения.

 

Бог повелевает искать пропитание, пророк советует промышлять, и вместо того, что ты должен этим заниматься, ты ждёшь, чтобы это взять из чужих рук! Это ли есть мусульманство и дружба?!

 

Пусть люди ищут металл, размельчив землю, а ты стой с протянутой рукой! Разве это подходящее дело? Чем кончатся дела, когда не принимается во внимание повеление Аллаха и пророка Мухаммада? Конечно, придут нищета и убогость, а вместе с ними и религия будет слабеть. Невозможно чистосердечное богослужение человека, впавшего в нищету, нужду.

 

Пророк говорил: «Не ищите себе пропитание способом злодеяния для других. Не следуйте по пути обогащения, притесняя бедных. Свое пропитание ищите путем добывания металла, раскопкой земли! ».

 

Но для использования ископаемых богатств нужны знания, решительность и нововведения. Мир ислама, по причине лишения этих вещей, стал неуважаемым, непочитаемым. Причиной исчезновения исламских наук и знаний в Андалузии, Бухаре, Самарканде и Ташкенте стали советы отшельников, «отрёкшихся от мира сего».

 

Эти отшельники говорят: «Мы в мир пришли не навечно, скоро будет светопреставление». Правильно, светопреставление близко, но когда оно будет — через пятьдесят тысяч лет или через сто тысяч лет? Это неизвестно. Держать день светопреставления перед глазами всей паствы — это вредительство перед мусульманами и преграда для прогресса. Люди, головы которых затуманены такими идеями, говорят: «Конечно, так, мусульмане будут задавлены» — и ничего не предпринимают, своей лени дают имя «довольствование» и продолжают вести жизнь отшельников. Но это не есть ни довольство, ни решительность.

 

«Довольный» означает быть довольным своим малым состоянием, не завидуя чужому богатству. Решительность — это довериться Богу после того, как выполнил все условия для достижения цели. Наш пророк и сам старался, противостоял напастям и своими действиями давал нам уроки воспитания. Если бы дело кончалось молитвой, нет молитвы, выше мо-литвы пророка, не нужно было бы идти на войну: и сидя бы помолился, и враги бы погибли. Но так ли он поступил? Человеку положено стараться и проявлять инициативу.

 

Пророк говорил: «Из вас такие люди будут в обоих мирах счастливы, которые не бросят загробную жизнь ради бренной жизни и не бросят бренную жизнь ради загробной жизни, но для обеих жизней будут стараться одинаково. Так как счастье в загробной жизни заключается не в отказе от бренной жизни, а в том, чтобы обе эти жизни вести одинаково».

 

Люди, которые говорят: «Нам этот свет не нужен, нам только потусторонняя жизнь нужна» — прекращают промыслы и дела, начинают лениться, кто-то едет к могиле мусульманского святого, кто-то в Мекку, а кто-то в своих домах ничего не делает. Из-за безделья в них ослабевает мышление, и вся их жизнь проходит в позёвывании и лежании. Из-за отказа от мирских дел вся нация портится.

 

Некоторые люди говорят: «Можно прожить день за счёт закята, подаяния и приношений от богатых людей» — и таким путём проводят жизнь и дни. Эта жизнь считается плохой, так как она означает быть обузой для мусульман, каждый пусть сам себе найдёт пропитание; если только станет неспособным трудиться, и только тогда сядет на горб мусульман.

 

У нас мало ценится претензия слыть религиозным. Многие люди претендуют слыть всего лишь религиозными и нисколько не стараются для возвышения мусульман и для их счастья, не руководят мусульманами для движения вперёд. В действительности эти люди служат противникам ислама. Эти люди от имени религиозности предают религию. Эти люди претендуют считаться почётными в потустороннем мире, однако все их желания и все их помыслы — в этом мире. Они даже на один час не могут вытеснить из души этот бренный мир.

* * *

На этом закончились слова из проповеди господина Исмаила. Мы не проверили основы изречений пророка, в этом нашей ответственности нет.

 

Человек всегда должен стараться для бренной и загробной жизни. Занятие промыслом предохраняет людей от лени, расточительства, глупости, бедности и воровства. Истинно, нация, которая стремится жить и стать хозяином земных богатств, достигнет всего лишь за счёт своего старания и своей отверженности. Нации, которая не старается и, предавшись предположениям и мечтам, бросает предприимчивость и инициативу, суждены неавторитетность и позор, и ничего более.

 

Слова в аяте Корана «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (Коран, 2: 172) не относятся к какому-то веку и какому-то месту. Все, что не запрещено Кораном и сунной, разрешено. Если по этому поводу некоторые знатоки ислама выступают против, то вреда в этом нет. Нет указа о том, что из-за сопротивления некоторых знатоков мусульмане будут побеждены. Если у мусульман каждое добро и каждый промысел и не являются в достаточной степени разрешёнными, но большинство разрешены, в чем сомневаться не приходится.

 

 

(Сунан Ибн Маджа, ч. 2, с. 292).

 

Перевод: «Если один человек перед смертью покается, то со стороны Аллаха его раскаяние будет принято».

 

Пророк Мухаммад этим изречением запрещает проявлять безнадёжность и заинтересовывает к покаянию о совершенных грехах.

 

Принимать покаяние Аллаху необязательно. Речь идёт о том, что Аллах принимает покаяние благодаря своему совершенству и превосходству.

 

 

 

(Сунан абу Дауд, ч. 1, с. 158; Джами ат-Тирмизи, ч. 1, с. 66; Муснад Ибн Ханбал, ч. 3, с. 423-424)

 

Перевод: «Если один человек по невнимательности пропустит три раза пятничное богослужение, Аллах на его душу наложит клеймо (душа заржавеет)».

 

На пятничное богослужение в городах и деревнях мусульмане собираются в мечети, послушают проповедь, по этой причине познакомятся друг с другом, послушают сообщения о событиях прошедшей недели, поклонившись сообща Аллаху, обновят исламское родство. По этой причине пятничное богослужение в высшей степени полезно и существенно. Не обращать внимания на это и пропустить без причины три пятничных богослужения — это приведёт к почернению души, и этому удивляться не стоит.

 

Из хадиса должно быть понятно, что тут говорится о пропуске трёх пятничных богослужений подряд, так как совершать греховный поступок подряд — более опасно, чем совершать грех по малому три раза (т. е. пропустить три пятничных богослужения в разное время по одному). Людей, пропускающих пятничное богослужение по какой-либо причине, это изречение не касается.

 

Порядок пятничного богослужения был установлен со времени жизни пророка Мухаммада ещё в Мекке; но из-за противостояния мекканцев* (не принявших ислам) это богослужение до переселения пророка Мухаммада и его приверженцев в Медину не было осуществлено.

 

 

(Джами ат-Тирмизи, ч. 2, с. 20).

 

Перевод: «Если при споре один человек оставит ложное слово, то для него воздвигнется дворец около рая. Если при споре и правое слово оставит, то для него будет построен дворец в середине рая. Если один человек усовершенствует своё поведение и свой нрав, то ему будет построен дворец в самом лучшем месте рая».

 

Из этого изречения пророка Мухаммада понятно, как важно усовершенствование нрава и поведения.

 

Если врачи исцеляют людей от телесных недугов, то высоконравственные люди послужат причиной для понимания людьми важности иметь хороший нрав. У человека, лишённого здорового нрава, душа не будет здоровой. Человек, не подчиняющийся законам нравственности, не имеет права называться человеком. Потому что, чтобы называться человеком, нужно остерегаться безнравственных поступков и облагораживать себя богоугодными деяниями.

 

Хотя нрав и характер у людей предопределены от рождения, и это естественно, однако неоспоримо появление испорченного нрава у людей по причине воспитания. В изречении тоже говорится об этом: оно призывает к усовершенствованию нрава. Коротко: если бы не было медицинской науки, то люди были бы больны телом; и если бы не было науки о нравственности, то люди были бы все время больны душой.

 

Люди сами должны заботиться об усовершенствовании своего нрава. Испорченная нравственность, подобно холере и чуме, заразна и может распространиться на всю нацию. Племена и нации, исчезнувшие с лица земли, встретились с гневом Бога благодаря тому, что они были заняты порчей нравов. Их судьба в Коране описана и приведена в назидание последующим поколениям.

 

О нравах разные люди судят по-разному. В деле совершенствования нравов и воспитания молодёжи считаем нужным указать следующее:

1. Щедрость. Щедрый характер считается хорошим среди мужчин, особенно среди тех, кто сам добывает богатство и достаток. Но для женщин, которые живут за счёт достатка, добытого мужем, эта черта характера не будет хорошей.

2. Любить похвалу и уважение. Эта черта характера для старых людей нежелательна, но для молодых похвала и уважение могут служить их продвижению вперёд. Из-за любви к похвале человек может усовершенствовать свой нрав.

3. Любить украшения. Это приемлемо для молодёжи и для женщин. Но для учёных, достигших успехов в благообразии и в богобоязни, это ведёт к плохому характеру.

4. Давать вознаграждение за похвалу. Человек, которого хвалят с помощью стихов или в книгах, должен быть выдающимся, и если он даст вознаграждение — это дело неплохое. Однако если похвала служит для накопления богатства и сокрытия хитрости, особенно среди людей науки, плата за похвалу — дело нежелательное.

5. Не проявлять особую заинтересованность к богатству и высоким степеням. Это свойство, если оно присуще старикам, приемлемо. Но к тем людям, которые в силе и работают, это свойство неприемлемо. Так как для восхождения нации необходимо, чтобы молодые люди получали хорошее обучение и воспитание, изучали и овладевали промыслами, завоевали авторитет перед другими. Для этого, конечно, нужны богатство, должность и степень. Людей, не имеющих богатства, должности, степени, не то что другие люди, а даже их жены не будут должным образом уважать. Как такие люди поднимут нацию, если сами нуждаются, как будут воспитывать детей нации, как откроют мектебы и будут нанимать учителей?!

6. Проверять, контролировать. Людям, находящимся ниже по службе и по возрасту, указывать на их ошибки — это приемлемо для пожилых людей, имеющих жизненный опыт. Но для молодых людей это не похвально.

 

Могут быть, кроме вышеуказанных, и другие черты характера. Каждый человек сам должен мыслить и приобретать черты, похожие на вы-перечисленные.

 

 

(Сунан Абу Дауд, ч. 2, с. 203).

 

Перевод: «Если один человек похож на какое-либо племя, то будет считаться членом этого племени».

 

Комментаторы изречении последних времён утверждают, что здесь имеется в виду «похож по одежде»; а некоторые говорят, что человек должен быть «похож по поведению, по привычкам в быту».

 

Некоторые говорят: «Если пожелает быть похожим на людей другой веры, и станет похожим». Очень много противоречивых суждений о понятии «похоже», поэтому мы на них остановимся, и от этого не будет вреда:

 

1. Говорят, что учить читать и писать по новому методу, вводить в школах парты и чёрную доску, учителям обучать стоя — всё это введено от европейцев насильно, поэтому запрещено. Об этом очень много написано. Казалось, что горячий спор по этому поводу немного остыл. Однако ещё не совсем угас. Когда издавалась эта книга, в одной из казанских газет было написано следующее: в одной из деревень один богатый человек задумал открыть и содержать новометодную школу для мальчиков и девочек и попросил согласия у жителей села. Как, вы думаете, ответят на это старики, посещающие мечеть? Конечно, они согласятся со слезами умиления на глазах, думаете вы. Однако старики деревни ответили решительным отказом на это мероприятие богатого мусульманина, сказав: «Не беспокойся, открывать новометодную школу мы, молодые и старики, не согласны».

 

2. Основываясь на таких доказательствах (не быть похожим на неверных), говорят, что покойников нельзя доставлять на кладбища на телегах. Дело в том, что по этому поводу в изречениях пророка Мухаммада не встречается запретов. Если быть похожим запрещается категорически, то ведь в похоронах в могилу тоже есть сходство.

 

3. Запретили поставить в мечетях и благотворительных обществах ящики для добровольных пожертвований. В бытность нашу в Уфе Хайрулла хазрат не смог поставить ящик в первой мечети в течение четырёх лет. Смогли поставить впоследствии, мы не знаем.

 

4. Категорически запретили надевать шляпу, пальто, сюртук, фуражку. Из этого понятно, что эти люди уверены в том, что их чапан, шапка, тулуп, валенки, зипун, шапка-ушанка, чулки и лапти, казакин и камзол, рубашка и рукавицы — подходящие одежды для мусульманина, что эти одеяния похожи на одежды приверженцев и сподвижников пророка Мухаммада. Иначе они не стали бы так отчаянно сопротивляться одеждам, не похожим на их одеяния. Дело в том, что известно, как пророк Мухаммад совершал богослужение в византийской одежде и в иранском головном уборе.

 

Один из сподвижников сказал: «Когда пророк увидел на нас одежду, окрашенную в цвет шафрана дикого, сказал: «Это — одежда неверных, это не надевай’». Комментаторы этого изречения думают, что здесь имеет значение цвет одежды.

 

5. Некоторые знаменитые учёные категорически запрещают мочиться стоя. Из писем, идущих из Туркестана, видно, что многих мочившихся стоя причисляли к неверным. Что здесь такого, чтобы столь категорично запрещать? По этому поводу есть рассказ госпожи Айши, достоверность которого не вызывает сомнений. Этот хадис приводят имам Тирмизи и другие (Джами ат-Тирмизи, ч. 1, с. 4). Вкратце: «Если кто-нибудь скажет, что пророк Мухаммад мочился стоя, то не верьте ему, такого у него не было». По этому вопросу Хафиз ибн Хаджар говорит: «Господа Айша говорит о том, что она сама видела. Если она хорошо знает все то, что и как делал пророк Мухаммад в семье (дома), то неудивительно, что она всего того, что было вне дома, не знает. О том, что пророк Мухаммад мочился стоя, говорит один из его последователей и сподвижников—Хузайфа. Он говорит о том, что это было в Медине и что он сам это видел своими глазами. Как можно этому не верить?

 

О запрете мочиться стоя со стороны пророка Мухаммада нет никаких запретов.

Существует и такое мнение: «Мочиться стоя или сидя на корточках — оба варианта возможны».

 

По этому поводу причислять мусульман к неверным никто не вправе. По возможности надо укрываться и обратить больше внимания на омовение. Каждый это делает согласно месту, времени, возможным условиям.

 

6. Отрицают всякие благотворительные общества, а людей, занимающихся благотворительностью, причисляют к развратникам. Эти их дела настолько пустые, настолько безумные, что даже говорить об этом не стоит.

 

7. Хождение мужчин без головного убора и с длинными волосами причисляют к запрещённым, нежелательным делам. О волосах говорилось в комментариях к изречению 133. Должно быть, каждому известно о том, что согласно законам шариата, хождение мужчин без головного убора считается и не запрещённым, и не разрешённым, а также о том, что нет указа о том, что голову надо покрывать. Если хождение с длинными волосами означает быть похожим на другие религии, то и хождение бритоголовым — то же похоже на другие религии. Раз так, то какой смысл запрещать одно, разрешать другое? О волосах высказывание пророка известно (Сунан ан-Наса’и, ч. 2, с. 276). И после этого у кого есть право запретить носить волосы?        

           

Некоторые люди называют сына своим именем, а дочерей — именем её матери, об этом думают, что «похоже на Ивана Ивановича» и запрещают так делать. Со стороны исламского шариата нет запрета называть сына именем отца, а дочь — именем матери. Среди исламских учёных очень много Мухаммадов ибн Мухаммад ибн Мухаммад. Но если сейчас скажут о том, что такое название может привести к путанице, то это разумно. Но это делается не с целью не быть похожим на «Ивана Ивановича».

 

Когда ругали и били тех, кто говорил: «Предприимчивость и старание не запрещены», а также позволенные шариатом дела запрещали, приводя в доказательство данное изречение, и, тем не менее, не вспоминали о новшествах на кладбищах, введённых после пророка Мухаммада.

 

Воздвигать строения над могилами, зажигать там свечи, просить у покойников помощи в земных делах, ходить издалека к таким кладбищам — все это не только похоже на других с жизненной точки зрения, а есть чистое сходство по религии.

* * *

Теперь несколько слов о комментариях к этому изречению.

 

Ко времени начала совместного богослужения в мечети, чтобы созвать народ, приверженцы и сподвижники пророка предложили использовать колокольчик, горн, зажечь костёр и т. п. Но пророк Мухаммад отверг их, посчитал, что они похожи на христианскую, иудейскую веру, веру во многих богов, и, наконец, посчитал приемлемым возглашать азан с минарета. Значит, пророк не согласился походить на христиан, иудеев и язычников. Есть изречения, в которых запрещается приветствовать подобно иудейскому вероучению.

 

При приближении врагов пророк, подобно иранцам, повелел воздвигнуть вокруг города высокую насыпь, а также перенял от других и осветил внутреннюю часть мечети свечами. Эти дела говорят о том, что пророк не только не запретил, но даже велел быть похожими на других.

 

Действия пророка в этой области в итоге сводятся к следующему:

 

В религиозных делах надевать одежду приверженцев другой веры запрещено. Но в житейских делах, в привычках, обычаях быть похожим на других не запрещено.

 

В действительности естественно то, когда неграмотные и невежественные племена хотят быть похожими на грамотные племена, и нецивилизованные народы вынуждены быть похожими на цивилизованные народы, — это общее правило жизни. У нас нет сил и мощи стать похожими на приверженцев и сподвижников Мухаммада. В питье чая, использовании самовара и чайных чашек, лошади и телеги, чтении газет и журналов, печатании книг, зажжении ламп, обувании в резиновые калоши и тому подобных вещах мы не можем быть похожи на сподвижников пророка Мухаммада. Езда в железнодорожных вагонах, на пароходах, пользование телеграфом и телефоном, электрическими осветительными приборами — никто не скажет, что это мы делаем, чтобы быть похожими на сподвижников пророка Мухаммада.

 

После того как умерли древние учёные и настоящие служители ислама, одна группа из пришедших им на смену учёных ввела в мир ислама дервишей, отшельников, суфиев и тому подобных, которые всю жизнь проводили в богомольях и отучили мусульман от знаний, ремёсел, промышленности. Вторая группа учёных новых времён исламское право, дошедшее до нас в совершенном виде, истолковала по своему усмотрению: составила объёмные произведения, собранные со слов разных людей. Занятый этими делами, мусульманский мир стал походить на сухую ветку, стал неспособным хоть что-нибудь делать.

 

Вместе с личной свободой и самостоятельностью исчезли и национальная свобода, и независимость. В таком состоянии что мусульмане могут создать и как смогут жить самостоятельно, не на поводу у других, и не быть похожими на других?

 

С таким сознанием, если мусульмане могут быть похожими на других, то и это должно считаться большим делом.

* * *

О том, можно ли одеваться мужчинам, как женщины, и женщинам, как мужчины. Ислам это запрещает. Однако ислам не вмешивается, когда одежда мужчин и женщин одинакова. Если госпожа Айша запретила одной женщине обувать башмаки, то это, по-видимому, было оттого, что тогда башмаки были специальной обувью для мужчин. Рассказывают, что сегодня в Китае мужчины и женщины носят одинаковую одежду. Если так, тогда нельзя сказать, что они делают запрещённое шариатом дело. Чулки и лапти у нас, а также резиновые калоши (как они одинаковы для мужчин и женщин): у них тоже могут быть одинаковы.

 

То, что мы говорили для комментирования этого изречения, мы говорили с точки зрения приемлемости шариатом. Можно, нельзя, не можно и не нельзя — все эти вопросы должны быть перед нашими глазами, и не надо обращать внимания на то, понравится это людям или не понравится, соответствует или не соответствует верованиям людей, т. е. тому, что люди почитают по своему усмотрению. Но в случаях, кроме этого, нужно уважать традиции и обычаи народа. Безусловно, необходимо остерегаться вещей, ненавистных народу, вызывающих у него злобу.

 

Пусть один человек носит одежду с условием, чтобы эта одежда не была похожа на специальные религиозные одежды других, пусть он стрижёт или отращивает волосы, пусть мочится стоя или сидя на корточках, когда есть появившийся в поздние века дервишизм, и эти дела считаются и неразрешёнными, и не запрещёнными, то за это ругать человека не следует, перед законом шариата — это неправовой поступок и зло. Вместе с тем, если даже эти дела и не запрещённые, и не грешные, люди, занимающиеся религиозными делами: кади и имамы, учителя и мугаллимы по своему характеру и натуре, по внешнему виду должны понравиться народу; чтобы народ их любил, должны остерегаться дел, нелюбезных народу. Так как если люди разлюбят их, вправду или не вправду начнут считать их невыдержанными, тогда это будет служить причиной охлаждения людей к самой религии, и они перестанут обращать внимание на религию. Известно, что это вредное, очень вредное дело. Если злить людей своими действиями, то не будет пользы от того, чтобы призывать их словами. Есть изречения, в которых запрещается злить людей. И в изречении 167 об этом немного говорилось.

 

Когда нет надобности, муфтии и кади, имамы и муэдзины, руководители медресе и учителя должны ходить в форме, принятой здешним (местным) населением; особенно, когда преподают комментарии и перевод Корана, биографию пророка Мухаммада, по исламской логике — одновременно с целью походить на Пушкина и Лермонтова, ходить с открытой головой, лохматыми волосами не нужно.

 

Если гимназисты и учащиеся реальных училищ ходят в единой форме, то они подчиняются порядкам этих училищ. Но учащимся медресе «Мухаммадия», «Хусаиния», «Галия» не предписана специальная форма одежды. Поэтому они должны пользоваться свободой, но и не должны вызывать злость у народа (не должны сердить людей). Также нет надобности в том, чтобы учащиеся религиозных учебных заведений ходили на улице с домрой, гармонью, со скрипкой или балалайкой. Если ходить в чалме неудобно, то ходить в шапке и камзоле не будет неудобно. Должно быть видно некоторое различие между преподавателем религии и преподавателем гимнастики, между учеником землемерного училища и учеником религиозного училища. Для людей, которые не могут вести эпоху за собой, не остаётся ничего, как самим следовать за эпохой. Необразованные люди показывают свой фанатизм по поводу привычек и традиций, но люди, имеющие знания, не должны демонстрировать такой недостаток своим фанатизмом. Мы очень печалились, услышав о том, что один мулла без Головного убора и подпоясанный тесьмой, совершил обряд бракосочетания между молодым человеком и девушкой. Что бы он потерял, если на это время надел бы чалму и какое-нибудь длинное одеяние?

 

 

(Сунан Ибн Маджа, ч. 2, с. 181).

 

Перевод: «Если один человек будет лечить и если было неизвестно о наличии лечебной практики у него, то он заплатит за вред, причинённый своим лечением».

 

По законам шариата, невнимательный муфтий, необразованный врач должны быть отстранены от своего промысла.

 

Если врач не получил специальных знаний, не проходил практику врачевания у специалистов, если он своими советами и врачеванием (лечением) принесёт вред, то, согласно этому изречению, считается должником. Но если, имея медицинские знания и способности, он допустит вред из-за ошибки в принятых мерах, то, согласно этому изречению, должником не считается.

 

Большие учёные ислама в прошедшие века считали нужным приобретать медицинские знания. Указ пророка Мухаммада о лечении освещён в изречении 163. Сам пророк тоже лечился. Урва ибн Зубайр спросил у госпожи Айши: «Ваши советы по поводу лечения больных бывают очень полезны, как вы приобрели эти знания? ». Госпожа Айша ответила: «Когда пророк заболевал, он показывался врачам. Я слушала советы врачей и выполняла их наставления и по этой причине приобрела опыт ухода за больным и опыт лечения».

 

Пророк велит содержать одежду и тело в чистоте, пользоваться зубной щёткой и вообще уважать и соблюдать чистоту во всем.

 

Известно, что все это является правилом медицины.

 

Господин Умар, увидев кучу мусора у дома Абу Суфьяна, сделал порицание хозяину и велел убрать мусор.

 

Первые мусульмане много внимания уделяли медицинским наукам, перевели много медицинской литературы, изданной на других языках, воспитали из своей среды медиков, создали медицинские школы, построили больницы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.