Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВО ИМЯ БОГА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО 15 страница



 

В то время как пророк Мухаммад попросил лечить своего близкого человека у врача-немусульманина, некоторые учёные говорили: «Нельзя жить в городе, где нет врача», в прошедшие века в мусульманском мире было поднято движение против медицинской науки и врачей. Некоторые стали говорить, что лечение означает идти против воли Бога. Сказав о том, что использовать методы карантина, оспопрививание и т п. — это будет похоже на франков (европейцев. — М. Р), против религии; сказав так, они стали причиной мучений мусульман и гибели их наподобие скошенных холодом тараканов (здесь автор приводит пример того, как в деревнях вымораживали тараканов зимой, переселившись к соседям. — М. Р). В то время, когда это наше сочинение было в типографии, в Бухаре вспыхнула страшная эпидемия. Говорят, ежедневно тысячи и десятки тысяч людей умирали. В то время, когда было легко пригласить из России врачей и специалистов, бухарские учёные кричали азан с минаретов, читали молитвы, делали поминальные богослужения имаму Бухары, ходили по улицам, громко выкрикивая молитвы, ходили вокруг Бухары, и подобными действиями усыпляли бдительность народа; они позволили эпидемии распространиться, и таким образом продемонстрировали своё незнание целей шариата. Теперь смотрите на пророка Мухаммада и на сегодняшнюю паству! Кто назовёт эту паству следовавшей за пророком?

 

Медицина сегодня не та, что была тысячу и даже сотню лет тому назад. Эта наука не дошла до завершения, но по сравнению со старыми временами сильно усовершенствовалась и все время совершенствуется. Каждый день открываются новые секреты, находятся новые способы лечения, которых и в мечтах не было прежде; над сколькими людьми ведутся наблюдения, все это фиксируется, и на основе этого обучают студентов.

 

Врачи и больницы сейчас существуют по особым правилам и законам, и все находятся в ведении государства. Не обращается никакого внимания на нацию, на религию, на род и племя. Ничтожное ослабление внимания теперешние врачи по своей совести и вере считают большим грехом.

 

В Европе идёт война, в которой участвуют даже религиозные люди. Врачи лечат как своих раненых, так и раненных неприятельских солдат. У врачей нет понятий «друг» и «враг». По этим соображениям сегодняшние врачи — счастливые люди.

 

Как можно сравнивать нынешних врачей, хирургов, аптеки, которые находятся под защитой государства, с врачами старых времён, знания и характер лечения которых никем не были засвидетельствованы, врачами, которые не находились под защитой государства. Слова знатока шариата: «По этому делу нужно слово мусульманского врача, но не нужно слово других», — такое суждение, которое было сделано в Багдаде или в Мерве в своё время, могло считаться правильным, но теперь это, пожалуй, не будет верно.

 

Очень многие люди лечат животных от кожных болезней и внутренних болезней, стараются по мере своих сил, не обращают внимания на больных своих жён и детей. Словами: «Не надо идти на приём к русским, Бог даст и так выздоровеет», тянут время и становятся причиной страданий. Самые страдающие в этом отношении — это роженицы. Несведущие в медицине старухи заставляют их мучиться.

 

В мусульманских деревнях, находящихся неподалёку от родильных; домов, акушерок, пунктов оспопрививания, заставлять роженицу мучиться и делать детей рябыми или слепыми — в этом они грешны.

 

Вместо того, чтобы обращаться к врачам и акушеркам, окончившим университеты и акушерские школы, работающим в специальных государственных больницах и поликлиниках, роддомах, — ходить к знахарям — это не что иное, как гибнуть и погубить.

 

Многие не применяют в нужном количестве данные врачами лекарства или не соблюдают время лечения, или немного полечатся и бросают, а потом говорят: «от лекарства не видел пользы». Какая же будет польза, если точно не соблюдать наставления врача? Если же наставления выполнены, а пользы нет, то надобно сказать самому врачу. Он сам примет меры. Имам Бухари приводит изречение (ч. 7, с. 12), содержание которого следующее: «Каждое лекарство имеет своё время, свой размер. Можно несколько раз повторить лечение. Здесь пророк каждый раз велит пить раствор мёда».

 

С точки зрения законов шариата считается ненужным проверять данное врачом лекарство и его составные части. Если больной сомневается, то можно спросить: «нельзя ли такое-то запрещённое лекарство заменить другим? ». Если станет известно, что необходимых заменителей в данный момент здесь нет, следует поступить по совету аята: «Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нём греха» (Коран, 2: 173).

***

Судя по переписи, в России болезней среди мусульман больше, чем среди христиан. Указывают на следующие причины такого положения:

 

1. Мусульманское население очень бедное и в социальном смысле очень низкое. По этой причине мусульмане не могут хорошо питаться, в большинстве голодают, во время еды не соблюдают правила гигиены. Не выращивают овощи, поэтому вся пища состоит из мучных изделий. Чай пьют густой и много. Больницы, врачи, фельдшера почти все находятся в русских деревнях; мусульмане, особенно женщины, не ездят туда, не любят показываться врачам. В мектебах и медресе нет уроков по здравоохранению; мектебы и медресе построены без учёта законов здравоохранения; нет занятий гимнастикой и физкультурой; по этой причине шакирды малокровные и хилые.

 

2. Мусульманские женщины одеваются слишком тепло, кутаются в пуховые платки. Эти вещи способствуют быстрой простуде и мешают хорошему воздухообмену.

 

3. Жены богатых мусульман, особенно живущие в городах, не бывают на свежем воздухе, под лучами солнца; большую часть дня проводят в закрытых, непроветриваемых комнатах. По этой причине они слабые и больные; дети, родившиеся от них, не могут расти здоровыми.

 

 (Сахих ал-Бухари, ч. 4, с. 100; Сахих Муслим, ч. 2, с. 292).

 

Перевод: «Одна женщина была наказана (или заслужила наказание), причина — держала кошку взаперти, не давала ей еды и воды, не позволяла ей выйти на улицу и самой найти пропитание ловлей мышей».

 

По той причине, что женщина держала кошку взаперти, кошка погибла, женщина по этой причине заслуживает наказания.

 

Обязанность мусульманина состоит в том, чтобы уважать религиозные установки и быть милосердным по отношению к божьим тварям. Если религия ислама повелевает уважать права людей, то также считает нужным уважать права всевозможных животных. Эти правила и пути основаны на милосердии.

 

Человек милосерден к людям, но также должен быть милосерден ко всяким животным, птицам. Положить непосильную поклажу, бить уставших животных, убивать безвредных животных без надобности, ради потехи, отрезать уши и нос, мучить огнём, сильно мучить перед закалыванием, выщипывать перья у птиц и завязывать им ноги, организовывать бои собак, быков и тому подобные занятия — это неодобренные религией ислама поступки. Если люди не могут жить без труда животных, не могут обходиться без их шкур, мяса, шерсти, значит могут жить без того, чтобы их мучить. Жить, мучая животных, и наслаждаться этим, — это не человечность, а дикость. Человек с чистой душой признает каждое живое существо созданием Бога, и каждое дерево; и каждый лист признает как письмо, написанное Богом. Если ангелы на небесах хвалят Бога, то все живое и неживое на земле почитает и славит Аллаха. По этой причине мучить животных и птиц — и злодейство, и, вероломство.

 

Хотя среди мусульман нет, как у европейцев, различных «обществ по защите животных», на каждого мусульманина возложена обязанность защищать животных.

 

 

Перевод: «Наука бывает двух видов. Один вид находится в душе и является полезной наукой. Второй же бывает лишь на языке и является доводами Аллаха для людей».

 

«Наука в душе» означает: видеть всё созданное Аллахом и из-за умения извлекать урок из каждой большой и малой вещи и по этой причине сознавать и без сомнения знать, что он сам человек, а Аллах хозяин величия и могущества. Круг этой науки очень широк.

 

Нет сомнения в том, что эта наука полезна в этой и загробной жизни по причине приобщения к Аллаху и демонстрации свойств, присущих человеку. Второй вид — это наука, которая объясняется людям посредством языка и является разъяснением Аллаха для людей. Если цели правильные, то и эта наука может стать «полезной наукой».

 

 

Перевод: «Учёные являются доверенными лицами Аллаха среди людей».

 

Если управляющий каким-нибудь объединением или фабрикой должен быть способным и ответственным за все плохое и хорошее и по этой причине возложил на себя много обязанностей, то и учёные, поставленные Аллахом доверенными лицами среди людей и по этой причине исполняющие много обязанностей, должны нести и большую ответственность по мере своих способностей и авторитета.

 

Некоторые обязанности учёных, поставленных Аллахом до степей доверенных лиц среди людей, следующие:

 

1. Помогать выполнять законы шариата, не изменять смысл ело и следить за тем, чтобы несказанное пророком и праведными предка~ не воспринималось бы в виде религии.

 

2. Если обнаружатся сомнительные вещи в науке и действиях, необходимо руководствоваться невиденным и не следуя кому-то, но действовать с помощью Корана и сунны.

 

3. Искать и находить хорошие условия для того, чтобы нация не была раздавлена другими, не была побеждена на поле битвы за жизнь и существование, чтобы нация была здоровой в отношении этики и религии в социальном и экономическом отношении. В общем, быть руководителем паствы ради счастья в этой и загробной жизни, и эту обязанность выполнять ради согласия Бога и для того, чтобы выполнять свой долг.

 

4. Быть для нации примером в плане хорошего характера и хорошего ведения своего хозяйства и быта.

 

5. Понимать религию так, как поясняет её Коран, и других учить этому.

 

6. Служить так, как учит Коран, в делах социальных, экономических, культурных и этических.

 

7. Не ждать от своих противников уважения и признания.

 

8. Не использовать религию и науку для наживы и обогащения.

 

9. Остерегаться стать беспутным, злодеем, вообще невнимательным в отношении религии.

 

10. Не отрицать от имени религии объективные истины, правила математики и геометрии, законы естествознания и тому подобные вещи, не противиться им от имени религии и не враждовать.

 

11. Не способствовать разрыву отношений, приводящему к отдалению друг от друга членов паствы и последователей. Могут быть и другие обязанности.

 

Если один учёный благодаря своей учёности возвысился и других будет считать ниже себя, ждать от них уважения и возвеличивания, не будет принимать жёсткое отношение и резкие слова в свой адрес и будет думать: «Не ценят меня, не понимают мою степень, не благодарят за то, что я, показывая верный путь, учу... » и на этой почве обидится на народ и нацию, и будет избегать их, и не будет интересоваться радостями и горестями их, то этот человек не является доверенным лицом Аллаха перед людьми, но является жалким и вероломным человеком, не имеющим права носить звание «учёный» и «доверенный».

Некоторые люди в борьбе за счастье народа были растерзаны и замучены, брошены заживо в огонь. Даже в эти моменты они остерегались выступить против Аллаха и обижаться на народ.

 

Когда народ Таифа, забросав камнями, ранил и пролил кровь пророка Мухаммада, тот сказал: «О, Боже! Если обережёшь меня от встречи с твоим гневом, то посчитаю своим долгом терпеть все тяжести». Во время битвы при Ухуде враги, забросав камнями, выбили пророку зубы, тогда он помолился со словами: «О, Боже! Покажи верный путь моему племени, они не знают! ».

 

Все эти действия означают понимание своих обязанностей и выполнение их, старание выполнить свой долг.

 

В мире ислама не счесть учёных, казнённых за то, что они не имели никакой вины, кроме высказывания правдивых слов; высеченных кнутами, посаженных в тюрьмы, изгнанных из семьи и отечества. Они встречают такие бедствия с терпеливостью, верят в то, что однажды будут осчастливлены благодарностью Аллаха, и поэтому не упрекают народ и не обижаются на него.

 

Это и есть быль «учёным» и быть «доверенным»: У нас слово «учёный» дешёвое, совсем даром — слово «религиозность»! В древности слова «учёный» и «старающийся» воспринимались как синонимы. Но у нас для того, чтобы быль «учёным», достаточно иметь клочок бумаги, написанный по-русски. Нет вреда в том, что слова бессмысленные, что приводимые в проповеди изречения искусственно построены, назидания, предлагаемые пастве, состоят из дурных слов ненадёжных людей. Поэтому у нас очень много «учёных». Больше, чем нужно. Даже в приглашениях к застолью бывает написано: «Приходите на «учёное» собрание», — какая дешевизна!

 

Пророк Мухаммад пришёл к нам с религией великой и чистой, подходящей для жизни людей, основанной на знаниях и науке, действительной и этической. Но прошло немного времени после жизни приверженцев-сподвижников и их непосредственных учеников, как к «религии» стали добавляться суеверные мысли других народов и религиозных общин. Появились не одобренные Кораном изображения и рисунки, искусственные правила. По этой причине возникло много различных религиозных течений и общин.

 

Строить мечети на кладбищах, вешать в них люстры, делать жертвоприношения, вообще, с целью чествования посещать больше трёх мечетей, могил святых, священные родники, ходить с религиозной целью в горы, просить поддержки у покойников, при встрече с бедой говорить: «О, такой-то, помоги! », давать подаяния в честь покойников — ничего этого не было при пророке Мухаммаде.

 

Указания священного Корана по вопросам защиты государств пророк Мухаммад выполнял на деле своими поступками, об этом рассказывали учёные ислама. Последние мусульмане защиту государства перепоручают уже истлевшим в земле шейху Идриси, Шазили, Абдалкадиру Джилани. Бахаалдину и Бадави.

 

Пророк Мухаммад: «Я вам оставил Коран и сунну, вы держитесь их. вцепитесь в них коренными зубами! ». И эти слова спасения он говорит не какому-нибудь народу какого-нибудь века, а всем мусульманам всех времён и эпох до скончания жизни на земле. Великие учёные говорил: также: «Наша паства следует Корану и изречениям пророка Мухаммада, не должно обращать внимание на наши слова против правильных изречений, их не нужно использовать в действиях! ». Тем не менее, теперь люди говорят: «Если станет видно противоречие между Кораном и словами нашего имама, мы будем действовать согласно словам нашего имама, если есть противоречие между словами нашего имама и изречениями пророка, мы оставим без внимания изречения! » — согласно этим словам устанавливают правила жизни.

 

В то время как иджтихад не относится ни к какой-то эпохе, никакому-то государству, не служит в деле доказательства уменьшения дара Аллаха, наши учёные говорят: «Нужно последовать одному из четырёх мазхабов, переход из одного в другой осуждается, уже прошло время доказывать Кораном и изречениями пророка».

 

Пророк Мухаммад повелел обязательные богослужения совершать вместе, обещал за это благословение Бога. Строить мечети, узаконить зван — всё это было сделано с целью объединения паствы в общество для совместной жизни. Однако люди, занятые вопросами мазхабов, выступили против этих целей пророка Мухаммада и разделили молящихся на разные группы в мечетях. Эти дела, если бы они имели место во всем мире, не должны были быть в Каабе и около пророка Мухаммада, и должно было бы иметь место соблюдение приличия, однако такое дело началось именно здесь и делается сегодня. Эти положения были высказаны учёными, которые не имели права называться учёными.

 

Уже более тысячи лет исламские учёные сами неспособны к иджтихаду, не позволяют другим, опутали цепями и кандалами ум и мысль. Результат этого оказался очень горестным и трагичным. Машина мысли у мусульман перестала работать, ум заржавел, заплесневел, в то время, когда весь народ поднимался вверх, они опустились вниз. В то время, когда народы Запада в деле промыслов и промышленности вывели на свет великих учёных и весь мир осветили лучами просвещения, мусульмане стали ни на что неспособными, обрекли себя на жалкое существование.

***

Лишённые способности тщательного изучения, они заполнили толкования Корана всякими ложными положениями, оставшимися от невежественных веков и заимствованными от иудеев, и не удовольствуясь этим, добавили свои фантазии, и все эти добавления преподнесли людям как законы шариата, и поныне преподносят. Охваченные невежеством, привыкшие прислушиваться к каждому голосу со стороны, со словами: «Есть ли ещё что-то более превосходное? » — и всё это продолжают принимать как религию ислама. Если сегодня кто-то попытается объяснить им действительное положение, в него бросают кости, старые лапти, дают кличку «безбожник» или «продавшийся миссионерам» и т. п.

 

В религиозных книгах, названных комментариями к Корану, повествуется, будто земля покоится на рогах быка, бык — на спине у рыбы; что роса — это пар, выходящий из ноздрей этого быка; Ева создана из левого ребра Адама, поэтому количество левых рёбер меньше; дожди создают ангелы, таская воду вёдрами из морей; собака по кличке Китмир, баран пророка Ибрагима, осел пророка Узайра войдут в рай; все петухи на земле начинают кукарекать, услышав голос большого петуха, который стоит ногами на земле, а его гребешок достигает божьего престола; что есть одна гора под названием «Каф», которая окружила всю землю и состоит из зелёного изумруда, и её цвет падает на небо; что все шайтаны, находящиеся за этой горой «Каф», разжигают большой огонь, чтобы обманутые этим люди не успели съесть предутреннюю еду перед постом; что чёрный камень из яхонта, но он почернел от прикосновения рук грешных людей; что степь в Иерусалиме висит в воздухе, и там есть следы ног пророка Мухаммада; что существовал один очень большой и страшный человек, и во время всемирного потопа вода была ему по колено, и что он ловил рыбу и жарил её на лучах солнца, и что затем его убил пророк Муса; что царь по имени Шаддад один кирпич сделал из золота, другой из серебра и построил рай в пустыне, этот рай и сегодня есть, но не виден людям; для каждого месяца восходит новая луна, для каждого дня восходит новое солнце, ангелы кладут солнце на золотую телегу и тянут; если человек выпьет воду из источника живой воды, то он будет жить вечно; что пророк Хидр пил из этого источника и до сих пор живёт невидимо от людей... и тому подобные небылицы все время распространяются. Им придают религиозную окраску и оглашают с минбаров в мечетях, и доводят до сведения мусульман.

 

Существование тесной связи между законами шариата и законами природы предполагает, что для хорошего знания законов шариата нужно настолько же хорошо знать законы природы; невозможно допустить, что люди, не имеющие полных знаний законов природы и об умственных и телесных возможностях человека, могут хорошо знать законы шариата. Сегодняшние мусульмане не довольствуются тем, что не имеют представления о существовании взаимосвязи между законами шариата и законами природы, они верят даже в существование противоречий между этими законами, об этом говорят в своих речах на собраниях и пишут в своих книгах открыто.

 

Ввиду того, по в природе существуют определённые порядки и закономерности, люди смогут пользоваться природой по мере своих знаний об этих закономерностях. Если бы в природе не существовали определённые закономерности, то люди не смогли бы получать пользу от природы; и не было бы возможности доказать существование создателя. В священном Коране немало аятов, где на примере природы доказываются существование и мощь Аллаха. Если один человек обнаружит в природе какое-нибудь несоответствие или какой-нибудь недостаток. то это оттого, что ум его работает не совсем правильно. Иначе, не существует в природе беззакония.

 

По этой причине не существует противоречия между шариатом и природой. Шариат и природа — это две бегущие лошади, запряжённые в телегу под названием «истина». Если бы между ними существовали противоречия, то нужно допустить, что Аллах создал природу по одноь принципу, а шариат — иначе, т. е. взаимопротивоположными и взаимоисключающими друг друга. Аллах далёк от подобных дел.

 

Люди, которые думают, что между шариатом и природой существ= противоречия и на основании этого запрещают от имени шариата изучать законы природы, делают это по причине плохого знания религии ислама, а также потому, что не осознают своё невежество.

 

Правда то, что среди, знатоков шариата могут быть говорящие ошибочно и допускающие в своих книгах неправильные мысли, и среди учёных — знатоков природы могут быть ошибающиеся и произносящие ошибочные слова. Но эти ошибки и заблуждения относятся только к ним, на действительные шариат и природу они не оказывают влияния. Если бы исламская религия отрицала вещи, доказанные математически и научно, то это дело было бы прямой дорогой к отрицанию самой исламской религии, на которую не стоит обращать внимания. Люди, которые вступают в такие беспочвенные споры с целью помочь шариату, вредят шариату.

 

Своим приближенным и очень дорогим ему людям пророк Мухаммад давал советы такого содержания: «Не надейтесь только на меня, для себя сами действуйте! »; «Я не могу узнать, каким будет ко мне отношение Аллаха в загробной жизни, я, как и другие, — человек, отличие моё только в том, что я довожу до людей предписания Аллаха и не могу узнать скрытые вещи».

 

В эти дни один из почитаемых ишанов, которого мусульмане считают святым, говорит: «Если этой горе я скажу: «Будь золотой! » — она в тот же час станет золотой», — и книга, содержащая эти его слова, уже, наверное, издаётся в десятый раз. Нет предела всяким похвалам, обвинениям, клевете, идущим от дервишей и монахов из их книг, слова эти передаются в форме: «такой-то сказал, » и написаны в их книгах. Читающие эти книги вынуждены будут душой обращаться к могущественным святым, не воспринимать Аллаха и выбросить его из души. Дело в том, что при тщательной проверке окажется, что эти вести сделаны людьми, недостаточно надёжными в смысле религиозности и этики, преследующими личную выгоду или политические цели. Такие беспочвенные рассказы и безмерные предания, чрезмерности распространились в мире ислама подобно туркестанской саранче, опутали созданную пророком Мухаммадом чистую и великую благодать. По этой причине из религии ислама ушли чистота и красота, безбожники получили возможность смеяться над религией ислама и говорить о ней лживые слова.

 

Работать и промышлять, учиться мастерству и промышленности, мудрости — это состояние мусульманина считается достойным благоденствия, как молитва, если цель правильна; однако появились люди, которые отвращали мусульман от полезной деятельности, от старания, от отваги, они собирают мусульман вокруг ишанов в качестве мюридов, стращая невежественный народ. По этой причине здоровые богатыри начали около могил святых жить, собирать от имени «халифов» подаяния от верующих. Общаться с другими нациями, учиться ремеслу и промыслам, вообще стремиться к прогрессу — все эти действия под различными предлогами, особенно чтобы «не быть похожим на безбожников», запрещались, и под воздействием этого исламская нация в целом была парализована. У сегодняшних мусульман нет общения и права голоса в делах социальных и политических, экономических и прогрессивных, религиозных, жизненных и научных. Мусульмане с каждым днём, с каждым часом опускаются вниз, они лишаются состояния, богатства, авторитета, престижа, славы, опускаются в колодец позора.

 

Тунис и Кайруан, Алжир и Фес, которые были открыты сподвижниками пророка Мухаммада как центры религии и наук и дали бесчисленное множество учёных, сегодня представляют собой разрозненные развалины.

 

Давшая миру имама Бухари, Ибн Сину и Фараби — Бухара наполнилась могилами и жертвоприношениями, обетами и прошениями, дервишами, мюридами и ишанами. В Бухаре, которая была научным центром, неизвестно, есть ли хотя бы одна школа, управляемая на основе правит и законов знающими своё дело учителями, есть ли хотя бы один учёный в полном смысле этого слова. В Бухаре, где готовились большие научные открытия, уважаемые комментаторы, знатоки науки логики и права, уже несколько столетий господствует тщательная проверка предисловий книг, не имеющих научного значения; комментарии, созданные людьми, не стоящими и три копейки на научном базаре, и изучение слов, написанных на полях таких книг, изучение философии Греции по неверным переводам и тому подобная бессмыслица. Существует ли какая-то связь этих вещей с исламской религией? На что они годятся по сравнению с философией, основанной на опытах, и действительной наукой?

 

Где находятся сегодня вакуфные средства, оставленные отцами идедами, отважными людьми для пользы религии и науки, библиотеки, насчитывающие тысячи томов?

 

Бестолковые муталлимы, неграмотные люди в одежде учёных, бессовестные люди превратили в Бухаре вакуфные средства в торговлю придавали значение шариата пустым словам, не имеющим значения, учёные Бухары показали дорогу для продажи вакуфных медресе и вакуфных комнат.

 

В Стамбуле — Анатолии, где во дворцах халифов Аббасидов и сельджукских тюрков было много способных учёных, а также в государствах, следовавших им, ныне людей, умеющих читать и писать, нет и десяти на сто человек; знающих хорошо свою религию — нет одного человека на тысячу. Об этом известно из газет, книг и официальной статистики.

 

Иранское государство, давшее Фирдоуси и Хафиза Ширази, Хакани и Саади, Рази и Газали и других, существующее несколько тысячелетий: не имеет более или менее пригодных начальных школ и учителей, знающих методы обучения.

 

Куда пропали наши башкирские поля, простиравшиеся по долинам наших рек, подобные райским зелёные луга и обширные девственные леса?

 

Из них, насильно купленных и невольно проданных была только одна часть, а тысячи частей были отобраны и отданы в виде подачек втайне в руки мирских и духовных правителей. Если бы слезы женщин и девушек, младенцев, сирот, обиженных и проклятых, их стенания и печаль упали бы, как облако, на эти земли и леса, на земле стало бы темно.

 

В то время как учёные Европы и Америки изучают религию и делают по этим вопросам доклады, продолжают свои поиски в деле знаний и науки, культуры и добывания богатства и работают днём и ночью, у нас все занятия состоят из споров о чалме, бороде и усах, калошах и пальто, а также о том, нужно ли давать обязательные подаяния от соломы и сена, нужно ли начать еду с пригубления соли и назидания о жертвоприношении. Некоторые из этих споров ведутся уже около ста лет. Эти споры — суть искусство, демонстрируемое в богатых домах (собраниях ученых). Однако не обсуждаются и не поднимаются вопросы социальные и экономические, касающиеся банковских дел и процента, с которыми мусульмане сталкиваются ежедневно, а также правила взаимоотношений в торговле и управлении. Уже полвека идёт спор по поводу новых методов обучения. Хотя в мире много бессмысленных споров, но более бессмысленных, чем о новых методах обучения, нет.

 

В шариате сказано: «Знающие и незнающие не могут быть в одинаковой степени»; «мусульманин есть родственник мусульманина, пусть не вредит ему и не причиняет страдания, не говорит о нем плохое, не завидует, убивать его — это вероотступление, ругать его — это испорченность»; «Обучайте своих сыновей и дочерей, дайте им хорошее воспитание; получить образование и дозволенный промысел — это обязательно»; «Деревни свои и города свои содержите и стройте в порядке, уважайте благоустройство! », а мы действуем противоположно этим указаниям и возвышаем незнающих; унижаем авторитет истинных учёных, закидали землёй и камнями тех, кто не соответствует нашему мышлению, за слова, не противоречащие шариату, уволили их с работы и обвинили в безбожии. Всеми силами старались не обучать своих детей, особенно дочерей. Вместо того, чтобы заниматься дозволенным промыслом, мы умеем лишь лежать и сидеть, произнося при этом: «О завтрашнем дне осел думает», «... если суждено, войдёт даже сломав зубы... ». Со словами: «Да, ладно! Не занятие судного дня! » построили свои дома и дворы на подвижных песках; деревни и города построили наподобие гнёзд береговых ласточек.

 

Зия паша сказал: «Селения исламские посетил; селения кяфиров посетил, видел дома, дворцы».

 

По причине того, что не имеем богатства и знаний, мы не пользуемся авторитетом, и никто с нами не считается. Даже осознать этого мы не можем.

 

Что является причиной этого и кто ответствен за наши несчастья?

 

Как ясно из вышесказанного, причиной такого положения являемся мы сами. Мы пожинаем урожай тех семян, какие сеяли до сих пор; здесь нет отношения к нашему происхождению, нашей душе, крови, религии и нашему шариату; ответственные люди — это учёные, которых Аллах считает надёжными деятелями. Если бы учёные не видели своей выгоды от нашей неграмотности и невежества и не намазывали бы масло на хлеб наших конкурентов, мы бы не были осуждены на такое бессилие, неавторитетность и несчастное житие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.