Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВО ИМЯ БОГА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО 12 страница



 

Слова, которыми приветствуют или отвечают, разные, все они верны и подходят и мужчинам, и женщинам, но желательна наиболее полная форма.

 

Мы обрадовались, увидев, как в некоторых начальных школах учат приветствовать и отвечать на приветствие. Это нужное дело. По причине необученности с юности многие неправильно произносят прекрасные слова приветствия, доставшиеся от предков. Приветствие между мужчинами, женщинами, родственниками — обычай по сунне; мы слышим, что в нашем государстве не принято приветствие между женщинами, но в чем причина, не знаем. Если бы учительницы возродили это в своих школах, то это означало бы возрождение сунны пророка.

 

Хотя строгого порядка в приветствиях нет, но предпочтительно, чтобы первым приветствовал низкий высокого, простой человек — имеющего звание, человек, которого можно бояться — человека, которого не надо бояться. Поэтому первыми должны приветствовать младшие старших, прохожие — стоящих на пути, верховые — пеших, немногочисленные— многочисленных. Если один среди многих приветствует, то этого достаточно для всех, но лучше, чтобы приветствие исполнил каждый.

 

Знатоки шариата считают приветствие ненужным в следующих местах: судебное заседание, урок в школе, собрание по чтению Корана, место призыва к молитве и слушания призыва к молитве; между людьми, исполняющими естественные потребности, в бане и туалетах, и, вообще, между занятыми людьми. Слово «при встрече» в изречении не исключает и случая расставания. Приветствие и при встрече, и при расставании есть обязанность по сунне. Говорят, что при чтении приветствия в письмах тоже надо словами ответить.

 

Второе право. Если пригласят в гости на угощение — приходи. Это только в случае, если приглашён. Если это мешает твоим делам, если не хочешь тратить время зря, если будет известно, что это вредно для здоровья, — в таких случаях исполнение необязательно. Основной причиной будет обрадовать пригласившего. Поэтому это право может быть только между такими людьми.

 

Третье право — совет. Мусульманин должен давать другому мусульманину советы, которые он считает полезными. Просит он об этом или нет. Это — сунна. Слова в изречении «если спросит совета» не означают «нуждается», и лишь потому, что мусульманин всё время должен спрашивать совет.

 

Четвёртое право. Помолиться за человека, который чихает и благодарит Бога. Если чихнувший не благодарит Бога, то за него молиться необязательно (Сахих ал-Бухари, ч. 7, с. 125).

 

Пятое право. Проведать больного. Есть правила, которых нужно придерживаться, когда хочешь узнать о состоянии больного. Мы об этом говорили в книгах по воспитанию. Шариат не воспрещает проведать больного немусульманина. Имам Бухари говорит о том, что пророк ходил проведать больного еврейского парня — своего слугу, и своего дядю Абу Талиба (Сахих ал-Бухари, ч. 7, с. 6)

 

Шестое право — умершего мусульманина проводить на кладбище. В слова «проводить на кладбище» входит: похоронить и совершить намаз. Ввиду того, что человек — уважаемое существо, нужно горевать по поводу его смерти, помогать его близким и наследникам во время похорон, выразить соболезнование его родственникам. Необходимо уважать и соблюдать правила этики, относящиеся к похоронам и проводам. Выражение соболезнования не должно быть похоже на сыпание соли на рану, оно должно быть коротким и содержательным. Достаточно примерно таких слов: «Смерть когда-нибудь приходит, невозможно избавиться от неё. Будьте терпеливы. Долг человека — подчиниться воле Аллаха. Пусть Аллах будет милостив к усопшему, вам за терпение окажет вознаграждение».

 

Хотя приветствие пожатием рук и не является правом приверженцев ислама, оно считается хорошей традицией. Такое приветствие пророка показано в изречениях. Слово «приветствие» означает положить ладонь на ладонь, и безразлично, двумя руками или одной рукой. От тех людей, которые запрещают делать это одной рукой, требуется доказательство.

 

 

 (Сахих an-Бухари, ч. 1, с. 19; Сахих Муслим, ч. 1, с. 469).

 

Перевод: «О дозволенных и запрещённых вещах сказано. Есть сомнительные вещи, находящиеся между дозволенными и запрещёнными, суждение о них многим неизвестно. Если один человек поостережётся от сомнительных вещей, то он сохранит свою религию. Если один человек впадёт в сомнение, то, подобно пастуху, пасшему своё стадо близко от карантинного места, и при этом есть возможность вхождения стада в карантинное место, так и сомневающийся попадёт в область запрещённых вещей. Будьте внимательны! У каждого царя есть место, куда заходить нельзя, нужно остерегаться. Будьте внимательны! Есть место, куда заходить нельзя, это запрещённые вещи, около них нельзя ходить. Будьте внимательны! В действительности, в теле есть один кусочек плоти, если он здоров, то все тело здорово, если же этот кусочек испорчен, то все тело испорчено. Будьте внимательны! Этот кусочек тела — сердце, душа».

 

Те вещи или часть их дозволены, о запрещении которых не сказано открыто, или со стороны медиков того времени не приведена единая мысль о вреде этих вещей лля тела или духа людей. Те вещи или часть их запрещены, о которых сказано открыто или известно, что со стороны медиков того времени высказана единая мысль о содержании в данных вещах ядов, оказывающих вред телу или духу человека. Если между изучающими есть противоречия о существовании открытого запрета или даже в случае известности запрета, но это не изучено медиками своего времени, то до того часа, когда между изучающими кончатся споры и со стороны медиков вопрос будет решён, эти вещи будут носить название «похоже». Изречение велит остерегаться от этих «похоже» и призывает совершенствовать свой дух, и в доказательство приводит следующее: все тело принадлежит духу и подчинено ему.

 

 

(Сахих ал-Бухари, ч. 2, с. 244; Муснад Ибн Ханбал, ч. б, с. 244).

 

Перевод: «Будьте заняты по мере своих сил, не утомляйтесь, пока вы не остановитесь, и Аллах не остановится от присуждения вам наказания и вознаграждения».

 

Пророку сказали о том, что «Хауля бинт Тувайт ночью не спит, а совершает намаз». Пророк посчитал это нежелательным, даже изменился в лице и высказал данное изречение. Пророк предпочитал, чтобы молитвы были краткими, но постоянными. Поэтому в данном изречении он советует молиться по мере сил. Приостанавливать молитву по причине усталости — это причина снижения интереса к молитвам, поэтому пророк, не желая отучать от молитвы и чтобы были постоянный интерес и постоянное желание, высказал предпочтение. Такое положение существует и в других делах. Люди, которые с вечера очень много читают или пишут, утром встают с неохотой, утомлённые и некоторое время не могут за что-то взяться. Если вечером ложатся рано, то утром встают бодро и с интересом принимаются за дело. Работа бывает очень результативной. Пророк намекает на такое состояние.

 

Некоторые части молитв и богослужений шариатом определены как самые необходимые. Люди не могут ими пренебречь по своей воле. Но их мало, и они не могут утомлять. Вторая часть есть сунна и предпочтительные действия — они выполняются при желании. Заключающийся в данном изречении совет касается последней, второй части. Не запрещается бросить какое-нибудь занятие, к которому привык. Тем не менее, если подразумевается отвращение, то это занятие не является хорошим.

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран, 2: 185), «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (Коран, 22: 78).

 

От пророка: «Взваливая на себя тяжёлые действия, не обременяйте свою прихоть! ».

 

Если Аллах любит неисполнение запрещённых, греховных дел, то он любит исполнение разрешённых дел. Есть изречения такого содержания. Их приводят уважаемые хадисоведы

***

В последнее время в мире ислама появилось мюридство. Мюриды считают себя последователями ишанов. Слова «ишан», «суфи» появились с 214 года хиджры. До этого в мире ислама не было известно о таких словах. Нет претензий к людям, которые пребывали в медресе, из книг получали знания по Корану и сунне, способны судить о своём состоянии. Они знают о своих делах. Однако необходимо сказать несколько слов о тех людях, которые живут в деревнях и городах и называют себя «последователями ишанов».

 

Невозможно отрицать, что среди неграмотных и невежественных людей распространился обычай «подчиняться ишанам», и это распространяется из деревни в деревню, из двора во двор. Способность ишанов якобы видеть Аллаха воочию, разговаривать с пророком с глазу на глаз, знание о невиданном мире и знание мыслей мюридов ещё до их высказывания; считать свободными от религиозной ответственности людей, служивших ишанам, представлять облик ишана во время чтения намаза и тому подобные верования и убеждения, которые не должны быль отнесены к исламу, — дело в том, что все эти вещи очень распространены среди невежественных мюридов. События, происходящие среди невежественных мюридов, пока не описываются. Если бы они были описаны и включались в книги, то вышли бы на свет ужасные вещи.

 

Один мюрид, прослуживший имамом в одной из деревень, говорит: «Теперь наш ишан старается доводить мюридов до степени пророка». На это его спросили: «А сам ишан дошёл до такой степени? ». На это мюрид ответил: «Он сам уже давно превзошёл» (т. е. превзошёл степень пророка. — М. Р). Это событие происходило во время одного застолья.

 

Один ныне здравствующий имам поведал нам следующее: «Проходя по улице, я увидел, как наш мечетный старик (завсегдатай мечети. — М. Р) со своей старухой помогали лошади тянуть телегу, нагруженную снопами. Я спросил: «Где твои сын и сноха? ». «Они у кого-то сидят беседуют, у нас кончилась еда, вот мы со старухой привезём рожь и вдвоём смолотим», — был ответ. Бросил своё дело и пошёл к тому человеку; молодые мужчины и женщины, сыновья и снохи сидели в кругу, приехал, оказывается, заместитель ишана, сидят и с ним беседуют... Нет надобности описывать, что было дальше. С такими верованиями, убеждениями не должны быть согласны даже те ишаны, которые хотя бы немного знакомы с правилами шариата. В особенности дела, подобные этому, не должны быть терпимы действительными ишанами. Поэтому ишаны и шейхи предпримут какие-нибудь меры; если, поправляя бровь, нельзя выбить глаз, то также нельзя отвадить от веры, смотря на ишанов и суфиев. Ислам до сего дня не видел добра от распространения «суфизма», и далее сомнительно — увидит или нет.

 

Если цель — показывать народу верный путь, то необходимо подружить людей с уважаемыми среди мусульман необходимыми правами, научить их формам исполнения необходимых действий, научить различать, что они обязаны исполнять, а что — запрещено, прийти правильной дорогой к вере. Иначе, непостижимые умом привычки не приведут народ к хорошей дороге. Один человек обратился к муфтию Мухаммаду Абдо со следующими словами: «Я грешный человек; конечно, будет нехорошо, если я буду несведущ о своих обязанностях. Поэтому, если я возьму себе в предводители одного шейха и поручу ему руководство, то как это будет? ». Муфтий Мухаммад Абдо ответил: «В таком случае нужно доверишься одному руководителю. Я покажу тебе способ поиска руководителя: старайся чистосердечно выполнять необходимые молитвы по своим знаниям; если в твою душу приходит сомнение, не откладывая, спроси тех, кто знает больше тебя! Мучить людей, лишить человека права, лгать и проявлять вероломство — это недозволено. Знаешь, что должен соблюдать пост и молитву, платить налог (закат), быть верным и надёжным, жертвовать на благотворительные дела, помогать бедным — эти необходимые дела продолжай с чистым сердцем. Выполненная с чистым сердцем даже малая молитва бывает достаточна. По причине чистосердечности можно получить согласие Аллаха. Аллах обещает наставить старающихся на истинный путь.

 

Пророк сказал: «Тех людей, которые действуют на основе того, что знают, Аллах научит тому, чего они не знают». Для этих дел нет нужды в ишане, так как руководителей бывает мало, и их найти трудно. При всем этом, если хочешь довериться ишану, то ищи такого, который не торгует религией! Того, кто посчитает себя наставником, а тебя последователем и протягивает тебе руку только для получения подаяния, не делай своим наставником! Эта рука не рука путеводителя, а рука человека, который из религии сделал лавку (магазин)».

***

Вкратце. Занимать сельских тружеников и вообще неграмотных людей следованием за ишанами, хождением за «уроком души» и отвлекать их от обязательных действий — дело неприемлемое.

 

Когда я вышел из мечети после вечернего намаза, одному человеку этого прихода сказал следующее: «Я удивлён потому, что каждый вошедший в мечеть читает и дополнительные, необязательные молитвы». Этот человек ответил: «Зато они вне мечети не читают обязательные намазы, с базара приезжают пьяные! »

 

Об этом можно многое написать, однако этого хватит. Если ошиблись, Аллах простит.

 

 

(Сахих ал-Бухари, ч. 7, с. 56; Аль-Мутаи, с. 368).

 

Перевод: «Пять вещей, оставшихся от прежних пророков сунны: обрезание, сбривать волосы с потайных мест и из подмышек, отрезать ногти и сбривать усы».

 

Упомянутые в этом изречении пять вещей не означают, что в старых суннах их было только пять, возможно и больше. В некоторых изречениях к упомянутым здесь добавляются следующие: носить бороду, использовать зубную щётку, полоскать нос, мыль суставы пальцев, подмываться после отправления естественной нужды, полоскать рот (Сахих Муслим, ч. 1, с. 88).

 

Это не означает, что эти процедуры для мусульман обязательны, если они этого делать не будут, то будут грешны или будет нанесен вред их мусульманству. Возможно, это означает, что от прежних пророков достались хорошие привычки. Поэтому приставать людям по поводу этих вещей, судить их и сплетничать, означает: ради бровей выбить глаз.

 

Известен вопрос об обрезании детей. В этом вопросе нет определенного года и месяца. Однако надо это сделать до совершеннолетия.

 

По вопросу об обрезании, о времени его проведения среди учёных существуют разные мнения. Один христианский врач пишет следующее: «В обрезании есть две очень большие пользы: чистота и большая безопасность по отношению к заразным болезням. Поэтому сегодня среди европейцев и американцев становится известной эта привычка. Более понятливые из них своих детей подвергают обрезанию, и делают это не с точки зрения религии, а с точки зрения здоровья, очень хорошо делают. Пусть эта привычка распространится на весь мир! ».

 

Выполняющий обрезание может быть человеком иной веры. Обрезание может выполняться любым человеком, лишь бы он знал своё дело.

 

Рассказывают об изречении, в котором говорится, что волосы подмышками и в потайных местах, а также ногти должны удаляться не реже, чем через 40 дней. Иногда делать это необходимо чаще. Если бы не оговаривалось определённое время, то могло бы быть так: одни не будут обращать на это внимания, а другие все время будут этим заняты. Хотя и есть советующие не удалять волосы и ногти из-за боязни обрастать в судный день, это не обосновано шариатом. Безразлично, сам или в парикмахерской, долг будет исполнен. Но как и до какого размера надо стричь? Некоторые учёные говорят, что нужно совсем удалять, некоторые советуют, чтобы только губы были видны, иначе вредно для здоровья.

 

Если человек совсем сбреет усы или так, чтобы губы были видны, то через пару дней становится заметным рост волос. Но сорок дней — это долго. Как должен ходить этот человек? Или должен носить с собой ножницы и при каждой возможности отрезать?

 

Можно ли касаться ножницами бороды? Некоторые рассказывают о том, что пророк Мухаммад срезал свою бороду по сторонам и по концам. Во всяком случае, ходить с отпущенными усами и с бритой бородой — это не запретное дело, хотя и против старых сунн. По этому поводу выражать категоричность нежелательно.

 

Чистить зубы щёткой означает охранять их. Не имеет значения, что применять для чистки, лишь бы врачи не сочли вредным, даже и из конских волос можно. Для чистки зубов нет определённого времени, но необходимо делать во время омовения перед намазом, после еды, после сна и перед сном, и когда во рту есть неприятный вкус.

 

Есть необходимость чаще мыть суставы пальцев, особенно для людей, занятых работой. Грязь из-под ногтей нужно удалять. В изречениях н= говорится о стрижке или отращивании волос. Известно, что у пророка Мухаммада волосы были длинные. Правда, говорится, что у пророка волосы доходили до ушей и, возможно, были длиннее, даже в виде косы. После события в Худайбии, во время хаджа он волосы сбрил совсем и раздал волосы сподвижникам.

 

В итоге: безразлично, сбрить волосы или отпустить их — не запрещено и не разрешено. Может быть, грех состоит в том, что, желая стать похожим на многобожников, сбрить волосы и отпустить волосы, желая стать похожим на иностранца. Если, желая быть похожим на пророка Мухаммада, отрастить волосы, то это заслуживает благодарности. Здесь всё зависит от цели.

 

Мы были вынуждены говорить о волосах, бороде, усах, так как эти вопросы часто обсуждаются в народе. Сегодня среди представителей других наций есть и сбривающие, и отращивающие волосы и т. д. Поэтому невозможно избегать схожести. Если избежал одного, то стал похожим на другого.

 

 

Перевод: «Те товарищи благодетельны, которые тебе помогут, если ты упомянул Аллаха, и если ты забыл про Аллаха, то тебе напомнят».

 

Вспоминать Аллаха означает не только поручится какому-нибудь ишану и с чётками в руках произносить имя Аллаха. Вспоминать Аллаха можно и языком, и душой, и действием (например, во время чтения намаза).

 

Если вошёл в неположенное место, а затем сказал: «Нет, нельзя, с этим делом Аллах не согласен», — и остановился, то будешь считаться упомянувшим Бога. Если с этим твоим делом твой товарищ согласится, он будет считаться помогавшим. Если при входе в такое место товарищ вам скажет: «На это наше дело Аллах не согласился», — и вы повернёте назад, то вы будете считаться упомянувшим Аллаха. Это дело будет благодеянием по сравнению с перебиранием чёток по 100 и 1000 раз. Это может быть также сообщение радостной вести.

 

 

(Сахих ал-Бухари, ч. 6, с. 108).

 

Перевод: «Благодетельные из вас те, которые учат Коран и других учат».

 

«Учить Коран» не означает обращать внимание на ясные по смыслу слова, читать Коран при похоронах, на застольях, пиршествах, свадьбах, читать без понятия вечерами подобно фонографу, посвящать покойникам, считать очень важным богомольем просто читать Коран; но это означает понять, искать истинный путь и сохранить религию. Не следует ожидать награду за пение Корана без понимания его содержания.

 

Среди сподвижников и последователей пророка знаменитых было около ста, незнаменитых — около двухсот, их долг состоял в том, чтобы читать и учиться у Корана и научить других, вообще заниматься Кораном, при этом среди них выучивших весь Коран наизусть было меньше двадцати. Очень многие выучивают наизусть одну-две суры и этим довольствуются, и в жизни руководствуются содержанием этих сур.

Светские науки и ремесла можно использовать для достижения повседневных потребностей. Но сделать Коран орудием для получения жизненных благ, различных приношений и угощений — это мерзко и отход от правильного пути.

 

 

(Сунан Ибн Маджа, ч. 1, с. 312).

Перевод: «Из вас тот благодетелен, кто благодетелен по отношению к своему народу. Я тоже из тех, кто благодетелен по отношению к своему народу».

 

Хотя слово «народ» включает в себя женщин и всех ближних, из данного изречения понятно, что имеются в виду женщины.

 

Так как мужчины бывают сильны, женщины уверены, что они — существа, созданные для мужчин, и если от мужчин испытывают какие-то мучения, то сопротивляться не имеют права. Это положение было всеобщим во всём мире.

 

Религия ислам в нескольких ватах Корана (2: 228, 4: 34) поясняет, что если у мужчин есть права над женщинами, то и у женщин есть права над мужчинами; превосходство мужчин имеет место только в некоторых случаях; этим Коран несколько ограничивает права мужчин.

 

Если мужчина и женщина знают свои права, как учит Коран, и будут действовать согласно этому, жизнь их будет благополучной, и они на житейском пути будут друг другу помощниками.

 

Если не уважать женщину и не считать её своим товарищем, то от жизни не будет удовольствия. При таком образе жизни нельзя создать хорошую семью. Пророк Мухаммад предостерегает своих последователей от такого образа жизни и даёт советы, как уберечься от этого. Упомянутое здесь изречение — одно из таких.

 

Один из писателей провёл сравнение между исламской семьёй и французской семьёй и отметил следующее: «Посмотрите на высшие слои французов, если увидите, как живёт действительная семья, то изумитесь. У нас, мусульман, нет даже тени от жизни французской семьи. Между отдельными членами французской семьи существуют любовь, готовность отдать друг за друга жизнь, и это самое обычное явление. Если войдёте в их дом во время обеда, то увидите на самом почётном месте отца и мать в окружении домочадцев. Один говорит, другие слушают, старшие поясняют, младшие извлекают урок. Отец управляет как обедом, так и беседой, исправляет ошибки, дополняет недостатки, поясняет непонятное».

 

Какое прекрасное собрание! Достойно сожаления и горести то, что мы, мусульмане, считаем превосходством следовать их модным одеждам, совершенно нам не нужным, и, вместе с тем, не можем следовать упомянутым выше прекрасным обычаям. Согласно цели нашей религии, мы должны были бы быть похожими на них в плане зарождения любви и согласия между членами наших семей. Если мы стыдились последовать им, то должны были получить урок от нашего пророка, говорившего: «Из вас благодетелен тот, который благодетелен по отношению к своим женам». У нас много мужчин, которые ругают своих слуг за ничтожную провинность, бьют своих детей; если в это время жены что-нибудь скажут, то им приказывают не вмешиваться, кричат на них и часто бьют. В такой семье какое может быть благоденствие и какое удовольствие?

***

Согласно данному изречению, на мужчин по отношению к жёнам возлагается следующее: любить жён без притворства; знать, что жена — самый надёжный товарищ, охранять её от ветра и дождей, говорить мягко, не допускать излишних развлечений, потех; если даст дельный совет, услышать и применить на деле; охранять от сближения со сплетницами; в плане экономии все время предупреждать, при ней её не хвалить; во всяком случае терпеть её резкие обращения и по этой причине мечтать, что со стороны Аллаха будет благодеяние. Особенно следует объяснять женщинам о вещах дозволенных и запрещённых, чтобы они были сведущи в вопросах дозволенных и запрещённых дел.

 

Как пример по поводу последнего предложения: считается, что кормить детей грудью — простое дело и, мол, с шариатом это не связано, но, тем не менее, это может служить причиной дозволенных и запрещённых дел. Случается, что женщины кормят детей друг друга (когда дети плачут) и не придают этому значения, оставляют без внимания. Однако для шариата это небезразлично.

 

Ребёнок до двух лет, которого вскармливали кормилицы, будет считаться для них молочным ребёнком, и кормилицы будут считаться ему молочными матерями. Ребёнок должен признавать молочных матерей наравне с родной матерью. Ввиду того, что вопрос бракосочетания включает в себя закон о родстве, мужчины должны это объяснять жёнам. Для мужчин, желающих быть благочестивыми, — это дело нужное.

 

Вкратце: если даже мужчина работает вне дома, то отдыхать и получать удовольствие должен со своей семьёй, в своём доме. Примерно год тому назад в одном частном собрании шёл разговор об одном человеке. Муса эфенди каждый раз об этом человеке говорил: «Все его интересы и развлечения происходят в кругу своей семьи». Этих слов достаточно, чтобы определить степень нравственности человека. Не будет способа лучше, чтобы поднять степень семьи, чем этот, а именно: находить отраду в своей семье, не искать её на стороне, довольствоваться тем, что есть дома.

 

(Муснад Ибн Ханбал, ч. 5, с. 148).

 

Перевод: «Благочестивые люди долго живут и делают добрые дела. Злые люди долго живут и действуют безнравственно». Жизнь людей похожа на основной капитал купцов. Если у купцов основного капитала много, то и прибыли много, и если основного капитала мало, то, соответственно этому, и прибыли мало. Если люди будут тратить средства попусту, то основной капитал уменьшится и, соответственно, прибыли не будет.

 

 

 (Сунан ан-Наса'и, ч. 2, с. 334; Муснад Ибн Ханбал, ч. 3, с. 153).

 

Перевод: «Отвернись от сомнительных дел и направляй свою волю на несомнительные дела».

 

Эти слова пророка содержат большой смысл, и их надо считать руководством к действию. Если здесь подразумевается сомнительная пища или сомнительное имущество, то сомнительные слова отбрось и говори несомнительные слова и т. п.

 

 

 (Сахих Муслим, ч. 1, с. 31; Сахих ал-Бухари, ч. 1, с. 20).

 

Перевод: «Основу и целостность религии составляют наставления ради Аллаха, Корана, пророка, имамов мусульман, для всех мусульман».

 

Как слово «спасение» вобрало в себе жизненные и загробные блага, то и слово «назидание» вобрало в себе много смысла. Если скажем, что это означает: «Старание одного осуществить право друга и желание добра», то немного объясним смысл этого слова.

 

Назидание (наставление) ради Аллаха означает: верить в Аллаха, уважать и возвеличивать его, исполнять его заветы, остерегаться запрещённых им вещей, довольствоваться и благодарить за все, что дал Аллах. Аллах в этих делах не нуждается.

 

Назидание, данное для Корана, означает: верить, что это слово Аллаха, читать его, понимая смысл, руководствоваться в жизни, распространять изречения Корана среди мусульман.

 

Назидание, данное для имамов (халифов), означает: исполнять их приказ в случае его непротиворечия с шариатом; если они ошибутся, то напомнить об этом деликатно, поклониться им при чтении намаза, молиться за их добрые дела.

 

Под словом «имамы» могут подразумеваться также религиозные учёные. Назидание, данное для них, означает: принимать их слова об их правах, молиться за них и быть о них хорошего мнения.

 

В случае, если назидание будет принято и советующему не повредит, то для людей упомянутые здесь назидания желательны. Однако при условии, что советующий имеет полные знания по данному вопросу и обладает хорошим характером. Иначе, если каждый начнёт давать совет на уровне своих знаний, без проверки уровня знаний того человека, которому адресован совет, то это будет не назиданием, а намерением выполнить не своё дело.

 

В связи с этим «назиданием» приведём отрывок из произведения известного учёного Мухаммада Абдо:

 

Причиной того, что сегодняшние мусульмане лишены силы и величия, красоты и прелести, является исчезновение четырёх опор. Эти четыре опоры: вера в Аллаха, исполнение действий по Корану и хадисам; давать советы, соответствующие истине между мусульманами; проявление терпения. Эти четыре опоры упомянуты в аяте Корана.

 

Сегодня верование наших мусульман состоит в устном произношении наизусть слов веры; народы эти слова произносят друг за другом. Нет силы отличить величие, благочестие от злонамеренного. Даже приходится сомневаться в наличии веры среди мусульман. Каждый из нас считает свои действия священными, не стыдится Аллаха и мечтает о ниспослании ему благоденствия. Не задумываются о том, что есть их действия: благое или греховное? Даже нет силы, чтобы отличать их. Дело в том, что наши достижения в «вере» состояли в возможности отличить добродетель от зла, хорошее от низости и привить любовь к благодати и хорошему. Если бы вера состояла в произношении устно официальных слов, то сегодня не было бы ни одного безбожника. Так как сегодня каждый знает о существовании высшей силы. Даже те, кто на словах отрицает это, в душе считают это правильным. Однако недостаточно произносить устно официально принятые слова, мусульманин должен выразить уважение к Аллаху, считать его священным, считать недозволенным плохие дела и быть далёким от греховных дел. Если вера в Аллаха будет таковой, то в людях появится боязнь перед Аллахом, а также такая высоконравственная привычка, как сдерживать свою прихоть.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.