Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВО ИМЯ БОГА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО 7 страница



 

Это изречение говорит о том, что не исчезает бесследно совершенное людьми доброе дело, и особенно похвально проведать больных, накормить и напоить голодных и жаждущих — и всё это довести до сознания паствы. При этом необязательно просить пищу при непосредственной встрече, достаточно бывает и знать о нужде человека, что равносильно просьбе.

 

Протянуть руку помощи попавшим в беду, помогать по мере возможности голодающим, давать посильные пожертвования научным обществам — всё это необходимое дело не только по шариату, но и по уму.

 

На городских улицах мусульманские старики, старухи и дети ходят, просят подаяние, из одних ворот выходят, в другие ворота входят, некоторые на улице или по углам лежат, деревенские парни с топором и лопатой в руках ищут работу. Это положение видят мусульманские богачи и уважаемые, влиятельные люди, но не проявляют достаточного усердия для организации приютов для стариков и детей, для открытия ремесленных школ, создания товариществ, т. е. не принимают мер против социальной болезни нации.

 

Каждый человек по состоянию здоровья, богатства, сил, знаний и помыслов должен готовиться держать ответ перед Богом в судный день, согласно указанному в изречении смыслу.

 

Самым действенным и возможным мероприятием в этом плане должны быль организация благотворительных обществ и приложение усилий для их продолжительного существования в городах, волостях, где много бедных, голодных, безработных, а также много состоятельных и влиятельных людей.

 

 

Перевод: «Аллах повелевает женщинам быть милосердными и жалостливыми. Женщины — ваши близкие, как ваши матери и дочери, родственники ваших отцов и матерей. Один из людей книги (из евреев и христиан) женился и, несмотря на то, что жена была очень бедна, они, не охладясь друг от друга, живут в дружбе и согласии».

 

Цель изречения в том, чтобы показать мусульманам, как жить красиво и мирно. Жить в согласии означает уважать жён по достоинству и воспитывать по достоинству. Из слов: «женщины — ваши матери, дочери, жены» видна цель — относиться к ним уважительно и обращаться снисходительно.

 

То, что пророк в изречении приводит пример из жизни еврея и христианина, говорит о том, что не вредно русским представителям других наций знать и применять хорошее в обращении с женщиной.

 

В прошедшие века мусульманские женщины пользовались уважением, получали прекрасное воспитание и даже участвовали в общественной жизни.

 

Есть много хадисов о способах и методах внешнего и внутреннего воспитания женщин. Но тем, кто понимает смысл слов, достаточно этого изречения. Умный человек поймёт многое из малого.

 

 

 (Джами ат-Тирмизи, ч. 2, с. 103).

 

 ъПеревод: «Аллах любит вещи, свободные от плохих признаков и недостатков. Чист и опрятен. Любит чистые и опрятные вещи. Щедр и любит щедрость. Держите дворы в чистоте, не собирайте, по примеру иудеев [старьевщиков], разный хлам».

 

В исламской религии главную роль играет содержание в чистоте поведения, однако большое влияние на душевное поведение оказывают внешняя опрятность и чистота. По-видимому, по этой причине пророк советует содержать в чистоте двор и хозяйство, не собирать ненужный хлам. Необходимо содержать в чистоте не только двор, но и улицу напротив своего двора. Очень нужно содержать в чистоте домашнюю утварь: самовар, посуду и другие кухонные принадлежности, а также одежду, волосы и бороду; особенно рубашка, воротник, платок и другие части одежды не должны вызывать отвращение у людей.

 

Во времена пророка иудеи не обращали особого внимания на чистоту, и сегодня мы слышим, что они, якобы, не так внимательны к опрятности.

 

 

Перевод: «Аллах щедрый, он любит прекрасных нравом, не любит низких, бесславных дел».

 

Уважать людей, быть терпеливым, иметь целомудрие, служить нации, религии, человечеству, знаниям, быть выносливым против трудностей, мужественным — всё это входит в указанное в изречении свойство характера.

 

Один, преодолевая множество трудностей, слыша горькие слова, открывает школы для обучения наукам, приглашает учителей и учительниц и учит детей бедняков. Другой исключительно по причине зависти пишет доносы на основателя школы, на учителей и учительниц, убеждает чиновников; школу закрывают, основатель школы и учителя терпят бедствие, дети расходятся, доносчик радуется тому, что взял верх: «хорошо сделал, отомстил», и такими словами сам себя славит. Мальчики проводят время в игре в мяч, девочки — жуют жвачку. В этом примере есть и красивое, и плохое. Чтобы найти такие примеры в нашем государстве, далеко ходить не надо.

 

Употреблять алкогольные напитки, опиум и подобные вещи, проводить время за игрой в карты, устраивать и участвовать в перепелиных боях — всё это относится к ничтожеству, не уважаемому Аллахом. Участвовать в таких делах по причине уважения к друзьям или от нечего делать — это необоснованное оправдание. В жизни много всяких дел. Особенно в России для мусульман работы и общественных мероприятий настолько много, что не только играть в карты или употреблять наркотики, даже почесать голову не будет времени.

 

(Сунан Абу Дауд, ч. 2, с. 241).

 

Перевод: «Аллах для приверженцев ислама в начале каждого столетия создаст обновителей».

 

Хотя религия ислама является такой религией, которую невозможно испортить и переиначить, но есть возможность введения в неё со стороны невежественных людей и еретиков всяких предрассудков, сомнений, вещей, не относящихся к религии, возможность приписать ей всякое. Поэтому Аллах присылает каждый век людей, знатоков чистой религии ислама, принесённой пророком Мухаммадом, эти люди также будут объяснять народу, какая это религия в действительности.

 

Так как во времена пророка Мухаммада не было общей истории, повествующей о конкретных событиях, слова «начало века» нельзя понимать их как со дня рождения, со дня переезда в Мекку, или со дня смерти, т. е. приурочивать к конкретным историческим датам, это лишено основания. Цель заключается в определении «в каждую эпоху, в каждый век». В действительности, данное изречение похоже на хадис 220, передающий смысл другими словами.

 

Из изречения становится понятным, что таких преобразований может быть множество. Но, несомненно, не будут считаться «обновителями» те, которые помогают еретикам, приписывают религии сомнительные предрассудки, т. е. то, что не свойственно основам религии.

 

В словах о религии, начавшейся от пророка Мухаммада, подразумеваются только вещи, достоверные от Корана и шариата; но и преобразователи (обновители) должны быть знатоками Корана и шариата и учёными, действующими с глубоким знанием дела. Нет особого смысла в том, много ли у них научных трудов или мало, распространились ли их труды и слова во время их жизни или не распространились.

 

Мыслители и арабские учёные, которые посредством монашества и тайных обрядов распространяют индийские и иранские химеры и посредством этого сбивают исламские государства с истинного пути; которые знают Коран и хадисы по преданиям и рассказам, но тщательно его не изучали, не могут входить в число обновителей, упомянутых в этом изречении. В изречении говорится лишь об обновителях религии, а не об обновителях знаний и ишанства.

 

Ввиду того, что наше убеждение основано лишь на категорических доказательствах, хотя мы не верим в то, что с неба спустится пророк Иисус, что из земли выйдет праведник Махди, мы имеем большую надежду на то, что в мире ислама закончатся существующие ныне религиозные направления и секты и найдутся обновители, которые соберут всех мусульман под учением Корана и сунны. Благовоспитанную нацию, которая осчастливлена названием «хороший последователь», которая подчиняется самым совершенным канонам шариата, Аллах не оставит в этом хаотическом состоянии и не согласится с заблуждениями людей в смятении и суевериях. Эти люди, благодаря таким обновителям, возвратятся к религии времён пророка, и наподобие родителей, нашедших своих заблудших детей, обрадуются и совершат благодарственный земной поклон.

 

(Муснад Ибн Ханбал, ч. 2, с. 360; ал-Муатта', с. 388; Сахих Муслим, ч. 2, с. 40).

 

Перевод: «Аллах будет с вами согласен в трёх ваших делах и три ваших дела не будет любить: 1. Молиться единому Богу и не сомневаться в том, что он един; 2. Не отлучаться от Корана; 3. Для совершения ваших дел посоветоваться с людьми, назначенными Аллахом. Аллах не полюбит следующие ваши дела: 1. Ненужная для религии и жизни суета; 2. Много вопросов; 3. Тратить богатство на ненужные дела».

 

Есть надежда на то, что искренняя молитва дойдёт до Бога. Религия привлекает к себе людей, совершающих молитву. Люди молящиеся — это люди, подчиняющиеся повелению божьему.

 

Сомневаться в единстве Бога можно по-разному, и этого следует остерегаться, а также последовать Корану поодиночке или сообща, всей общиной. Если можно, то советовать деловым людям — это тоже признак мусульманина.

 

Незначительные вопросы по материальным или духовным делам сеют между людьми вражду и становятся причиной падения авторитета спрашивающего. В прошедшие времена у нас, мусульман, было широко распространено задавать различные вопросы. Целью этого было заставить кого-нибудь краснеть и показать, что спрашивающий сам хотя бы в чём-то немного разбирается. Уважаемые мударрисы, если приглашены куда-нибудь в гости, тщательно проверяют, с кем им там придётся встретиться, и в соответствии с этим днём и ночью читают книги, штудируют разные диспуты, т. е. готовятся, как готовились к большой европейской войне. Начиная ходить в деревнях на застолья, они боятся друг друга, их дыхание затрудняется, каждый предвидит возможные нападения и способы защиты.

 

Я сам на таких застольях бывал много раз, но ни разу не слышал, чтобы какой-нибудь учёный говорил: «Я этот вопрос не знаю». У этих людей слово «не знаю» было так же нелюбимо, как слово о выходе из религии Ислама. Вместе с тем, я не помню случая, когда слыхал хотя бы одно значительное слово.

 

Во время одного застолья вопросу о том, «как надо пить воду зам-зам — сидя или стоя на ногах? », пожилые мударрисы и шейхи Бугульминского уезда затеяли такой спор, диспут и ссору, каких на нашем веку не было.

 

В другом месте затеялась ссора по вопросу о том, «как надо мочиться — стоя на ногах или сидя», и продолжалась она так долго, что люди вынуждены были разойтись.

 

Приступать ли к еде с пробования соли, ходить ли в чалме с приспущенным концом, совершать ли молитву в шубе из шкуры, выделанной не мусульманином, — споры по таким вопросам были привычными.

 

Некоторые люди не могут выполнить большинство из обязательных молитв и богослужений, однако они не стесняются жаловаться на мусульман и клеветать на них и, вместе с тем, на собраниях задают много второстепенных вопросов.

 

Во второстепенных вопросах мусульмане вольны поступать так, как они хотят. Однако с целью обучения или совершенствования интеллекта у шакирдов (и этим принести пользу шакирдам) задавать обычные волосы уместно. Экзамены шакирдам должны проводится с этой целью.

 

Пророк Мухаммад сам не любил много вопросов, остерегался того, что из-за вопросов могут быть запрещены кое-какие вещи.

 

В Коране много аятов и хадисов, запрещающих растрачивать состояние и тратить его на ненужные дела, Результаты таких расточительств бывают печальными.

 

В одном доме домочадцы сидят раздетые и голодные, воздух в помещении спёртый, холодно, они мёрзнут, нет средств пригласить врача для больных и купить лекарства — там стонут, здесь дрожат и плачут, Если узнать причину такого положения, то выяснится, что состояние растрачено на ненужные дела. Хозяин дома не знал, что деньги в его кармане закончатся. «Не деньги меня находят, я нахожу деньги», — так говорили его друзья, с которыми он играл в азартные карточные игры, он вёл беспутный образ жизни, однажды он все растратил, и его семья оказалась в описанном выше положении. Нет ничего более вызывающего раскаяние, как стать несчастным из-за совершения ненужного поступка. Этот человек мог не совершать этот поступок, он и без него мог жить, и деньги остались бы при нем.

 

Правда и то, что любить деньги и копить их — тоже дело плохое. Вместе с тем, тратить деньги на ненужные дела — тоже дело нехорошее.

 

 

Перевод: «У религии ислама будут знаки наподобие знаков, поставленных на дорогах».

 

Цель изречения — в предостережении от заблуждения по причине сомнений, предрассудков, наподобие того, как путешественники ходят, ориентируясь по дорожным знакам, в жизни следует ходить, ориентируясь на знаки религии Ислама, и не сворачивать в сторону.

 

Самые открытые знаки — это совершение обязательных молитв и богослужений, остерегаться запрещённых вещей, быть с людьми в хороших взаимоотношениях. Существуют и другие знаки, кроме этих.

 

Человек под действием воспитания, полученного от отца и матери, от учителей и мастеров, от жизни и среды, считает своё состояние нормальным, поэтому часто не замечает своё заблуждение, наподобие сумасшедших, признающих себя умными, но запертыми в сумасшедшие дома дураками, считают себя идущими по верному пути, а других — заблудшими.

 

Чтобы не было таких случаев, человек должен все время следить за собой и своими поступками, чтобы не совершать ошибки. Известно о том, что великий сподвижник пророка и халиф Умар спросил у другого сподвижника пророка; «Нет ли у меня признака двуличия? ».

 

Ислам показывает и даёт знать, ходишь ли по правильной дороге; людям, имеющим возможность, необходимо читать Коран, хадисы и размышлять над смыслом прочитанного, постоянно изучать поведение пророка в разных ситуациях и сравнивать свое поведение с жизнью пророка и его великих сподвижников.

 

 

(Муснад Ибн Ханбал, ч. 6, с. 268).

 

Перевод: «Право человека может быль доказано его словами».

 

Человек по шариату имеет право: извещать, или обратиться к судебным органам, или с целью оправдать себя посредством печати о том, что ему такой-то человек должен, или он имеет какие-то права по шариату. В случае, если это не чрезмерное явление, этому человеку препятствовать нельзя. Но ругать, оскорблять прилюдно должника — это неверное дело. В таком случае возможно, что правой останется другая сторона.

 

 

 

 (Муснад Ибн Ханбал, ч. 6, с. 133; Суннан Абу-Дауд, ч. 2, с. 323).

 

Перевод: «Тот человек благонравен, который благодаря своему благонравию может подняться до ступени тех людей, которые соблюдают дополнительные посты и вечера проводят в молитвах».

 

В действительности благонравие — очень полезное качество. Если дополнительные посты и вечерние молитвы приносят пользу только тем, кто их совершает, то благонравие в большинстве случаев приносит пользу другим, благодаря благонравности одного человека все человеческое общество благоденствует.

 

Поэтому, если результат от соблюдения дополнительного поста и дополнительных молитв будет очевиден в судный день и в загробной жизни, то польза от благонравности будет и в этой, и в загробной жизни, и для себя, и для других.

 

Нации благодаря благонравию прогрессируют и по причине порчи нравов опускаются низко. Поэтому необходимо совершенствовать, улучшать свой нрав и тем, кто желает получить благодарение Бога в загробной жизни, и тем, кто стремится к счастью в этой жизни. Нации, благонравные во всех случаях, являются господствующими и уважаемыми.

 

В то время, когда пророку снизошло повеление от Аллаха, в мире властвовали персы и византийцы, и весь мир боялся даже их тени. Эти две великие нации, богатые и с совершенной армией, самые учёные и просвещённые, имевшие совершенные законы, не смогли противостоять арабам, поднявшимся из-за гор Хиджаза, которые не умели даже шить рубашки, а заворачивались в полотна, не смогли противоборствовать наступлению арабов и, подобно овцам, испугавшимся волков, прятались по сорока странам и рассеялись. Что стало причиной этого?

 

Причина известна. У римлян и персов были испорченные нравы, у арабов, благодаря воспитанию, данному пророком, были хорошие нравы. Испорченная нравственность не могла противостоять хорошей нравственности.

 

И во времена, , последовавшие после иранцев и византийцев, , это положение проверялось множество раз, и результат всегда был один. Основываясь на этом опыте, можем рассудить так: «Благонравные нации счастливые, а неблагонравные нации — несчастливые».

 

Составляющих хорошей нравственности много, большое значение сегодня имеют следующие:

 

1. Правдивость. Царица благонравия — правдивость. Поэтому говорят: «Учи своих детей справедливости, правдивость их обучит всему превосходному». Правдивый человек надёжен. Наши мусульмане очень щедры на обещания, но часто не могут выполнить обещанное и тем показывают свою неверность. Если не можешь выполнить обещанное, то обещать не надо. Неверно также выполнение обещанного с опозданием. Поэтому каждое дело нужно выполнять вовремя, не философствуя напрасно; надо обратить внимание на суть дела, а не только на его видимость.

 

2. Признать свою ошибку. Признание своих ошибок является доказательством того, что человек возвысился. Противиться после того как ошибка стала известна, и не признать её — открытая бессмыслица. Это является обманом себя и других; во всяком случае, признание своей ошибки — это человечность.

 

3. Смелость в произношении слов, смелость в высказываниях состоит в том, чтобы говорить открыто и задуманное изъяснять просто. Мы, мусульмане, если приходится объяснять что-либо, думаем и со словами: людям не понравится, тому человеку не понравится» — остерегаемся ясно изложить свою мысль. Очень часто в одном собрании говорим одно, в другом собрании по этому же вопросу говорим другое. Если на одном собрании говорили, чтобы угодить одному человеку, то на другом собрании сказали, чтобы угодить другому человеку. Людям, спрашивающим совета, не говорить, что думаешь, а говорить противоположное — это преступление. Не очень многие люди, думая: «Если скажу правду, ему не понравится», не говорят то, что они находят подходящим для этого вопроса, а говорят то, что будет подходящим душе спрашивающего. Это есть по шариату и по уму — открытое вероломство.

 

4. Знать свои обязанности. Каждый человек должен знать свои обязанности и не ждать указаний со стороны — жизненные ли это обязанности или религиозные. Ввиду того, что это является главной причиной подъёма нации, европейские нации воспитывают своих детей в направленин этого качества. Знающее свои обязанности дитя привыкает делать все без постоянного указания, не находит удовольствия и не успокоится, пока не выполнит порученное ему дело.

 

5. Проверять и распознавать действительность. В каждом деле нужно выявлять действительность, а не внешнюю видимость. Самая неприглядная привычка восточных народов — двуличие и очковтирательство, но не нужно обманываться и не нужно заниматься этими делами.

 

б. Делать дело вовремя. Самые дешёвые слова среди нас: «Сделай, пожалуйста, это! ». Ответ: «Ладно! ». Так отвечают, но не делают или делают с опозданием. У нас, мусульман, распространено — звать в гости и угощать, и этим наслаждаться. Однако не можем делать это вовремя. Не соблюдаются не только минута, но даже час приглашения. В то время как большие поезда и пароходы ходят, соблюдая минуты, наши мусульмане не могут соблюдать даже время застолья. У них нет представления о минуте. Эти люди, хотя и знают слова «время — золото», читают их, но не могут осмыслить в должной степени. Главное условие жизни — не оставлять на завтра то, что можно сделать сегодня. Известно, что не выполненное вовремя дело становится причиной невыполнения многих дел.

 

7. Твёрдо стоять на своём мнении и быль терпеливым. Противостоять всяким препятствиям и не отступать от своего мнения — это стойкость и терпеливость. Сократ для того, чтобы не пожертвовать мнением, которое он считал правильным, пожертвовал собой. Ахмад ибн Ханбал, даже высеченный камчой, не отказался от своих слов. Абу Ханифа был заточен в тюрьму и, по одной версии, умер в тюрьме, но все равно от своих слов не отказался, не обращал внимания на слова правителей. Известна твёрдость Галилея на научной стезе. Если бы Ибн Таймия отказался от своих убеждений, он был бы окружён почётом большим, чем визири, но он от своих убеждений не отказался, прожил жизнь как дервиш (странник) и умер в тюрьме. Вот это есть твёрдость и терпеливость, стойкость. Стойких и терпеливых людей больше, чем вышеперечисленных.

 

Люди, которые на стезе религии и науки отдают свою жизнь, проводят жизнь в тюрьмах, которых высылают из отечества, которые не имеют надежды на существование, — стойкие и терпеливые. Но в последнее время это дорогое свойство стало постепенно утрачиваться. Теперь на такие дела стали смотреть как на недальновидность и легкомыслие. Как будто мусульманин, как столб, ничего не должен делать, и у него не должно быть своих мыслей и своих суждений.

 

Причиной того, что среди людей, придумывающих полезные ремесла, открывающих законы и закономерности, не встречаются мусульманские имена, является то, что эти люди нестойкие, нетерпеливые и не способны самостоятельно ходить, подобно слепым. Только Аллаху известно, сколько людей принесли себя в жертву, сколько израсходовано средств, сколько истрачено зрительной энергии, мысли и ума для того, чтобы усовершенствовать пароходы, железнодорожный транспорт, телеграф, телефон. Мусульмане не ведают об этом. Для усовершенствования и религиозной службы, и науки, для достижения счастья в этом и в загробном мире богатство оказывает большую помощь. Однако для авто основным является не богатство, а стойкость и терпеливость. Люди вышли в мир не для того, чтобы останавливаться на жизненном пути, всё время стремиться вперёд и ввысь. Все время идти вперёд, продолжать дело можно только при настойчивости.

 

8. Верить себе. У нас совсем нет понятия «верить себе». Мы все ждём от других и, подобно грудному ребёнку, смотрим по сторонам. Поэтому у нас нет ни средств, ни действия. Ввиду того, что вера в себя является осью жизни, и если у представителей какой-нибудь нации не будет этого свойства, то у этой нации и жизни не будет. Если сегодня европейцы и американцы являются хозяевами всего мира, могут одним намёком, жестом привести в движение людей всей земли, то причиной этого является не то, что они люди особой породы или они умнее людей других племён, а то, что благодаря вере в себя они могут в полной мере показать свою стойкость и терпеливость. То, что вера в себя у пророка Йусуфа были развита в наивысшей степени, видно из его слов. Чем постоянно проводить время за чтением Корана, полезнее было бы меньше читать, но получать больше пользы, беря поучительный пример из общественной деятельности пророков. При изучении жизни и деятельности великих людей мира стало известно, что благодаря огромной вере в себя эти люди поднялись из самых низших слоёв общества. Абу Бекр ал-Рази, считавшийся в своё время самым учёным медиком, в детстве занимался таким промыслом, как игра на улице. Знаменитый визирь Низам ал-Мулк был сыном землепашца. Знаменитый Мутанабби был сыном водоноса. Поэт Джарир был бедным человеком. Один из арабских филологов — Заджжадж — сначала был стекольщиком, а затем зарабатывал на жизнь переплетём книг. Эти люди верили в себя и, основываясь на своей вере уверенности), принялись совершать большие дела и без посторонней помощи завершили их. Это относится не только к тем, чьи уважаемые имена здесь упоминались. Люди, которые верят в себя, стойки и терпеливы, старательны, добиваются цели.

 

9. Нравственная чистота. Людей оценивают по их нравственной чистоте. Если чистота нравов возвышает людей до степени ангелов, то порочность низвергает их до степени животных. Безнравственные люди не могут служить примером ни в одном деле; впрочем, жизнь людей, которые ни в одном деле не смогут быть примером, — это пустое дело. У людей, лишённых нравственности, не бывает семейных симпатий, их дом не увидит радости и благодати. Какая польза в таком существовании? Заниматься чревоугодием, не соблюдать супружескую верность, заниматься азартными играми — всё это признаки безнравственности. Благодаря одному человеку с высокой нравственностью сто плохих людей исправятся; беря пример с одного безнравственного человека, сто человек потеряют человечность. Безнравственные люди для человечества являются бедой, «холерой».

 

10. Выносливость. Выносливость означает умение держать себя в руках в больших делах, не обращая внимания на мелочи, и размышлять хладнокровно. Это качество служит доказательством умственного совершенства. При встрече с препятствиями, если дорога в цветущий сад приведёт в репейник, не терять надежды, не проявлять страх, нетерпение, быть твёрдым и отважным. В жизни не все дела идут как задумано, и невозможно продвигать каждую задумку по желаемому пути.

 

Долг человека — старание и усердие, а результат дела необходимо поручить Аллаху.

 

Большую часть собранных в этом произведении изречений пророка составляют вопросы личной и социальной морали. Быль образованным, интеллигентным не означает по-русски хорошо одеваться, носить очки в золотой оправе, есть ножом и вилкой, а означает приобретать указанные выше черты хорошего поведения и характера. Наше мнение такое. Мы убеждены в том, что словом «интеллигентный» должны называться только люди, обладающие такими качествами.

 

Комментарии к этому изречению пророка приношу в дар прежде всего своим учителям, тем, которые получают некоторую помощь от меня и моих произведений. Если примут, сочту себя счастливым.

 

 

Перевод: «Помощь от Аллаха бывает соразмерна проблемам, дар божий — терпение — бывает соразмерным горю».

 

Человек не должен выказывать нетерпение по поводу того, что детей много, что их воспитание лежит только на его плечах, вообще от жизненных забот. Так как помощь от Бога будет соразмерна заботам, также терпение даруется сообразно горю.

 

Отмечаемое сегодня у европейцев самоубийство объясняется безнадёжностью. Если человеку скажут: «В твоей жизни только одна твоя молитва будет принята», то нужно молить Бога защитить себя от безнадёжности. Не хватает сил объяснить, как скверна безнадёжность. Наверное, поэтому изречение призывает мусульман остерегаться безнадёжности и по мере сил заниматься выполнением своих обязанностей. Учение Корана тоже такое. Арабские поэты сочинили много стихотворений по этому поводу.

 

 

Перевод: «Самая большая ложь — признать своим отцом другого человека, рассказать о сне, которого не видел, приписывать пророку Мухаммаду слова, которые ему не принадлежат».

 

Возможны случаи, когда человек относит себя к чужим людям с целью получения выгоды, говоря о принадлежности к какой-нибудь знаменитой семье, или для получения наследства, не будучи наследником.

 

Известно о том, что многие малоуважаемые и неавторитетные люди, с целью завоевать уважение и состоять в высшей прослойке общества, причисляли себя к детям Фатимы (дочери пророка Мухаммада. — М. Р).

 

Хадис считает таких людей плохими.

 

Ложь, высказанную наяву, люди могут сами распознать, поэтому лжи наяыу люди остерегаются. Но трудно распознать ложь, которая якобы совершилась во сне. Некоторые люди очень большое внимание уделяют увиденным снам. Поэтому возможны случаи, когда люди по поводу =новидений жестоко обманывшотся. Это является причиной того, что обман по поводу сновидений считается более тяжким преступлением, чем обман наяву.

 

Возможно, что некоторые сны некоторых людей и сбываются, но судить по сновидениям трудно. Поэтому обращать внимание на сновидения и рассказывать о них — ненужное занятие. В хадисе указывается на тэ, что особенно ненужное занятие — говорить о сновидениях, которых не было.

 

Рассказывают о том, что среди мусульман есть люди, которые промышляют сновидениями по заказу. От одного человека я сам слышал о том, что он знает об одной личности, которая во время чаепития, положив голову на подушку на одно мгновение, увидела вещий сон. Во всяком случае, согласно этому изречению, люди, рассказывающие лживые сновидения, толкующие сны, промышляющие этим, считаются клеветниками.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.