Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эссе по перформансуАвдея Тер-Оганьяна «Юный Безбожник» Надежды Афанасьевой (БМД 153)



Перформанс российского художника Авдея Тер-Оганьяна «Юный безбожник» прошел на выставке «Арт-Манеж-98» в выставочном зале Манежа 14 декабря 1998 года в рамках собственного проекта художника «Школа современного искусства». Это был конец 90-х. Время, когда радикальный русский акционизм подходил к концу и сменялся опосредованными практиками художников, стремящихся к анонимности.

Художник объявил зрителям, что за плату от 10 до 20 рублей они могут осквернить одну из приобретенных им репродукций известных икон – «Спас нерукотворный», «Владимирская Божья Матерь», «Спас Вседержитель». Когда желающих не оказалось, Тер-Оганьян лично взял топор и стал рубить иконы. Акция была прекращена охранниками, вызванными публикой. Было возбуждено уголовное дело по статье за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Патриарх Алексий II осудил акциониста. В 1999 году Тер-Оганьян, не дожидаясь решения суда, выехал за границу. В 2010 году дело было прекращено – скорее всего, по истечению срока давности.

В защиту художника высказались Олег Кулик, Дмитрий Пригов, Анатолий Осмоловский, Лев Рубинштейн, Иосиф Бакштейн и другие деятели искусства. Как отметила искусствовед Юлия Гниренко, этот перформанс никакого отношения к церкви не имеет. «Беда данного «героя» состоит в том, что его автор не подумал о том, как опасно буквально повторять некий акт, которым советское общество занималось 70 лет, и не смог сделать это должным образом радикально, так чтобы буквализация превратилась в крайнюю агрессию», - пишет Гниренко в 2001 году.

 

 

По моемумнению, конечно, перформанс имеет непосредственное отношение к церкви. Иконы – пусть в виде репродукции – это сильный символ, несущий сакральный смысл.

Интерес представляет название «Юный безбожник». Тер-Оганьяна сложно назвать юным – в 1998 году ему было 37 лет. К чему тут прилагательное? Есть две догадки. Художник руководил «Школой …». Возможно, он хотел вовлечь в действо молодых последователей. Еще один смысл угадывается после проведения аналогии с таким названием как «Юный натуралист». Впрочем, опустим это. Просто упомянем, что с 1922 году выходила газета «Безбожник» с антирелигиозной пропагандой.

Связь перформанса с советской идеологией сильна. Сразу приходит на ум переплавка церковных колоколов. Что странно. Акционизм 90-х– это какотстранение от концептуализма, так и эпатажное отношение к «святыням» социалистического строя –выкладывание телами слова из трех букв на Красной площади, например.

Отмечу, что в перформансеизначально задумано участие публики. То есть Тер-Оганьян приглашает замахнуться топором на святую святых – искусство. Он снимает сакральный покров со своей работы. В выражениях, уместных на рынке, нежели в культурной институции – к примеру, «Спасибо за покупку! ». С его разрешения ты можешь, как угодно взаимодействовать – осквернять – икону. Естественно, за дополнительную плату – это дань зарождающемуся капитализму.

В этом ключе интересен инцидент, случившийся в том же Манеже почти 20 лет спустя. Я имею в виду погром выставки Вадима Сидура, в результате которого помещена под домашний арест православная активистка. То есть она по-своему тоже взаимодействовала со скульптурами – однако, не санкционировано. Конечно, в этом контексте вспоминаю перформансPussyRiot в Храме Христа Спасителя. Тогда девушки были осуждены «за грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое по мотивам религиозной ненависти и вражды». Это похоже на обвинение Тер-Оганьяну – и кто знает, как бы сложилась его судьба, останься он в России.

Что касается моего личного отношения к этому перформансу, хоть я считаю себя достаточно религиозным человеком, однако, меня он не оскорбляет. Я вижу в этом исследование возможностей взаимодействия с объектом искусства, своего рода, возможно, религиозную практику, а также практику освобождения от гнета идеологии – неважно, советской или христианской.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.