Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМПОРИТМ В КДП.  Станиславский объединяет темп и ритм в одно – понятие « Темпо – ритм», показывая тем самым их взаимосвязь и взаимозаменяемость. Действие на сцене не может проходить только в ритме или только в темпе.



ТЕМПОРИТМ В КДП

 Темпо – ритму как одному из выразительных средств искусства режиссуры посвящены работы К. С. Станиславского, Вахтангова, Кристи, Захавы, Морозова и др. деятелей театрального искусства. Режиссура эстрады (профессиональной и самодеятельной), а так же режиссура культурно – досуговых программ, решая проблему технологической специфики построения темпо – ритма в различных жанрах, опирается на опыт театральной режиссуры. И в этом плане мы хотели бы выделить работы Руба, Шароева, Шапировского, Жаркова, Маркова, Богданова, Клитина.

 Значение темпо – ритма для успеха театрального спектакля программы можно выразить словами Станисласвского « Темпо – ритм это жизнь спектакля». Это высказывание можно распространить на все виды публичного, зрелищного творчества.

 Что же такое « темпо – ритм»? Мы не будем обращаться к определениям музыкальных терминов « темп» и « ритм». Тем более что Станиславский дает характеристику этих понятий применительно к театральному искусству.

 « Темп в сценическом действии выражает смысл внешнего движения, ритм – внутреннего состояния, наполненности. Следовательно, темп – это скорость проживания».

 Станиславский объединяет темп и ритм в одно – понятие « Темпо – ритм», показывая тем самым их взаимосвязь и взаимозаменяемость. Действие на сцене не может проходить только в ритме или только в темпе.

  Темп определяется как внешняя физическая жизнь скорость движения, произнесения звуков, слов, элементов пластического проявления внутренней жизни.

 Ритм – это внутренняя жизнь человеческого духа, стремления к выполнению поставленных целей и задач, через преодоление всех препятствий.

Темп и ритм могут находится в гармонии, а могут выступать в противоречивом, контрастном сочетании (замедленный темп и очень напряженный ритм ( как учащенное биение сердца, его стук). И таким образом достигается часто высокая степень эмоционального воздействия на партнера или зрителя. (Пример)

 Эти положения нашим постановщикам КДП необходимо помнить, когда мы работаем с исполнителями – ведущими программ или исполнителями театрализованных эпизодов.

 Еще очень важно учитывать в работе режиссера с участниками программы положение из системы Станиславского об «условном» и «органическом» темпо – ритме.

 Условный темпо –ритм – является продуктом режиссерского формализма, поспешности, а иногда и деспотизма режиссера, чаще всего он устанавливается при нетерпеливом стремлении к результату. Примечательно, что такой подход может обеспечить только видимое напряжение (скорость), механическую стройность, но никогда не создает впечатления живого развития.

 Условный темпо – ритм всегда проигрывает в художественном отношении в сравнении с темпо – ритмом органическим: он примитивен, беден красками.

 Режиссер идет к общему темпо- ритму сцены (эпизода) механически, а не через слияние множества индивидуальных, разнообразных темпо – ритмов. (Пример). – Вручение дипломов.

 Положения театральной педагогики о темпо – ритме адаптировались режиссерами эстрады, театрализованных представлений и концертов с учетом специфики жанра.

 А. Рубб в своей работе «Театрализованный тематический концерт» утверждает, что:

 « Хотя темп – понятие, относящееся к течению выступления во вре­мени (быстро или медленно), то есть понятие, относящееся к внешнему проявлению хода концерта, эпизода, а ритм - понятие, относящееся к

внутренней динамике исполнения (пульс внутреннего действия), в сцени­ческом искусстве эти понятия взаимосвязаны.

 - Именно в верно найденном темпо - ритме театрализованного тематиче­ского концерта заложен успех его восприятия как единого непрерывно и стремительно развивающегося действия, как концерта, идущего на одном дыхании.

 - Но верный темпоритм концерта отнюдь не означает плавное, по­степенное его развитие. Наоборот, современный выразительный язык режиссера чаще всего использует синкопированное построение темпо-ритма: чередование номеров, которое приводит к резкой, контрастной смене ритмов. Постанов­щик, если он хочет добиться верного темпоритма концерта, обязан тща­тельно продумать способы смены номеров и эпизодов, моменты ухода и выхода исполнителей. Способов смены номеров много, и зависят они от конкретных условий сцены, характера самих номеров и решения всего концерта.

 - Что касается использования в КДП основного занавеса, то обычно он работает дважды - в начале, от­крывая концерт, и в конце, закрывая его. Для начала же и конца эпизодов чаще всего используют интермедийный занавес, или затемнение, или «живой» занавес.

 Кстати, прием «живого занавеса» лучше применять для смены номе­ров внутри эпизодов, поскольку он простыми средствами, используя са­мих исполнителей**, помогает создавать непрерывность сценического действия.

 Не меньшее значение для нахождения верного темпо - ритма театрали­зованного тематического концерта имеет способ объявления номеров. Ведь пока Ведущий выйдет, подойдет к микрофону, объявит номер и уй­дет - проходит время. Пусть небольшое, но все же останавливающее те­чение концерта. Поэтому сегодня (особенно в театрализованных темати­ческих концертах) номера либо объявляются по радио, либо, печатая про­граммки, режиссеры вообще отказываются от объявления номеров. Прав­да, в этом случае порядок следования номеров должен строго соответст­вовать напечатанному. Но в любом случае, когда номер объявляет Веду­щий или диктор - начинать объявление лучше всего, «наступая» на апло­дисменты или «накладывая» его на вступлении к номеру. Такой прием подстегивает темпоритм концерта. Причем текст объявления должен быть кратким, несущим только самую необходимую информацию.

**«Живой занавес» подразумевает, что уход исполнителей, закончивших выступление, перекрывается специально поставленным выходом по первому плану сцены (авансцене) исполнителей следующего номера, за спиной которых уже выступившие покидают сцену. Или роль «живою 'занавеса выполняет специально созданная группа исполнителей.

 Широко известна роль музыки в организации и развитии темпо –ритма программы. И в этом случае неоценимы помощь звукооператоров, звукорежиссеров (музыкально образованных) но при всем этом сам режиссер постановщик должен хорошо ориентироваться в мире музыки.

 Свет, звук, шумы оказывают свое воздействие на развитие темпо – ритма сценического действия.

+ ВИДЕО!!!

 И, конечно же решающую роль в организации и развитии темпо – ритма программы играет ее композиционное построение. Здесь важны и умение осекать все лишнее в отборе материала, и монтаж номеров и эпизодов, и чувство перспективы, чтобы избегать «топтания» на месте, и точно проставляемые акценты. Очень важен хронометраж отдельных номеров и эпизодов и при их отборе и на прогонных и генеральных репетициях.

 Особая роль в обеспечении «бесперебойного» темпо - ритма отводится отводится ведущим, их слову, внутренней динамике, импровизационному самочувствию, способности быть капитаном и штурманом корабля по имени

«Культурно – досуговая программа»

 Примеры, примеры, примеры!!! Построения темпо- ритма в ваших программах: успехи и ошибки.

Таким образом, темпо ритм играет огромную роль в успехе КДП.  При создании

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.