Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Первый журнал русских футуристов»



1914 г. стал переломным моментом в истории русского футуризма. С одной стороны, он победно шествовал по России, приобретал все большую известность и укреплял свои позиции на литературной арене. С другой стороны, отношения между участниками футуристического лагеря серьезно обострились, ознаменовав тем самым начало кризиса. Члены различных футуристических объединений постоянно конкурировали между собой, вступали в полемику из-за творческих разногласий. В этом смысле важную роль сыграло создание «Центрифуги» после разрыва Николая Асеева, Сергея Боброва и Бориса Пастернака с членами «Лирики» в январе 1914 г. Впоследствии группа выпустила первый коллективный альманах «Руконог» в конце апреля. В то же время 1914 г. характеризовался стремлением футуристических групп к объединению, которое выражалось, прежде всего, в совместных выступлениях, выпуске коллективных сборников, общих акциях. Произошла перегруппировка сил, в результате которой в марте 1914 г. вышел «Первый журнал русских футуристов»7 − издание, которое Лазарь Флейшман определил как «попытку широкой консолидации футуристических групп» (Флейшман, 2006: 524). Во-первых, к «Гилее» временно присоединился Игорь Северянин, порвавший с «Петербургским Глашатаем» в 1912 г. Во-вторых, гилейцы вступили в творческий альянс с «Мезонином поэзии» (В. Шершеневич, К. Большаков, С. Третьяков, Б. Лавренев). Однако попытка объединиться в «Первом Журнале Русских Футуристов» обернулась настоящей войной между членами «Первого журнала русских футуристов» и «Руконога», о которой еще будет сказано специально.

Издание задумывалось как орган печати, в котором должны были царить творческий анархизм и редакционная свобода в плане содержания произведений и их критики. Каменский делился замыслами насчет издания «Первого журнала русских футуристов» в одном из интервью: «Помещать, что угодно и когда угодно, может любой правоверный футурист. Автора статьи или поэмы, напечатанной в данном номере, в том же номере может в любых выражениях " обложить" другой автор»8. Предполагалось, что журнал будет выходить 6 раз в год, содержать разделы, в которых будут публиковаться стихи, проза, статьи по вопросам искусства, полемика, библиография, хроника и так далее, а также оригинальные рисунки современных художников. Обязанности в редакционном совете журнала были распределены следующим образом: за библиографию и критику отвечали К. Большаков и В. Шершеневич, за живопись и литературу − Д. Бурлюк, за прозу − В. Каменский, а за поэзию − В. Маяковский. В «Пути энтузиаста» Каменский описывал воодушевление, с которым он и его единомышленники принялись за новое дело: «Весна 1914 года была жаркой, как лето. По приезде в Москву каждый из нас и наших соратников в эти дни буйного расцвета футуризма кипел желаньем напечатать свою книгу, дать свой сигнал. И вместе с тем необходимостью стало перейти от отдельных книг и сборников на рельсы литературного объединения. Мы организовали и быстро выпустили толстый " Первый журнал русских футуристов" »9.

Издателем «Первого журнала русских футуристов» выступил Давид Бурлюк, а редактором − Василий Каменский. Шершеневич в своих воспоминаниях объяснял причину, по которой Каменский был избран на эту должность, следующим образом: «Так как Маяковский, Большаков и я были слишком " групповы", то наши кандидатуры в главные редакторы провалились. Остановились на нейтральном, веселом, безобидном Василии Каменском»10. Таким образом, Каменскому была предназначена роль посредника между членами редакции, настроенными недоброжелательно по отношению друг к другу. Фигура Шершеневича многими членами журнала была воспринята враждебно, впоследствии его обвинили в неудаче «Первого журнала русских футуристов», что было отчасти справедливо, потому что он во многом спровоцировал дальнейший скандал между «Первым журналом русских футуристов» и «Руконогом». В разделе «Библиография» были опубликованы две положительные рецензии: Ю. Эгерта − на книгу Шершеневича «Экстравагантные флаконы» и Шершеневича − на книгу К. Большакова «Сердце в перчатке». А. В. Крусанов комментирует этот эпизод так: «Учитывая, что этот раздел журнала возглавляли именно В. Шершеневич и К. Большаков, публикация этих рецензий носила, прежде всего, саморекламный характер. Остальные резко отрицательные рецензии, подписанные различными псевдонимами, были направлены, главным образом, против изданий группы " Лирика". Зная о затяжной полемике Шершеневича с участниками " Лирики", нетрудно догадаться, что за всеми псевдонимами стоял он сам и его ближайшие соратники − Ю. Эгерт и К. Большаков» (Крусанов, 2010: 158).

Не удивительно, что резкие критические выпады с отрицательными отзывами на издания «Лирики», а также обвинения участников «Центрифуги» в эпигонстве спровоцировали ответную жесткую реакцию «Руконога». Конфликт обернулся встречей двух враждующих лагерей. Редакция «Первого журнала русских футуристов» отправила письмо членам «Руконога», в котором требовала немедленного свидания с ними, в особенности с Борисом Пастернаком. Письмо было подписано Константином Большаковым, Владимиром Маяковским и Вадимом Шершеневичем. В лагере «Руконога» было решено, что на встречу пойдут Борис Пастернак, Сергей Бобров и Борис Кушнер. По воспоминаниям Боброва, свидание прошло на удивление мирно: «Вдруг я заметил, что нервно-насмешливое и злое лицо Маяка, полное свирепой надменности (мы сидели так: я против Шершеневича, Кушнер против Большакова, Боря против Маяка), вдруг начинает проявлять какие-то странные признаки задумчивости и внимания. < …> Лицо Бори выражало усталость и тревогу, а лицо Маяка понемногу смягчалось» (Флейшман, 2006: 528).

В итоге «Первым Журналом Русских Футуристов», организованным на федеративных началах, оказались недовольны сами участники. В частности, Бурлюк и Лившиц обвиняли Шершеневича в амбициозности и самолюбии, Большаков критиковал стихотворный отдел журнала, Хлебников был обижен из-за того, что многие его вещи были опубликованы без согласия автора и с явными искажениями. Критики же сошлись на мнении о бледном содержании «Первого журнала русских футуристов» и предрекали закат футуризма. Второй номер журнала так и не вышел. Для Каменского участие в издании «Первого журнала русских футуристов» было важным опытом: работа редактором могла повлиять на дальнейшее формирование саморекламной тактики футуриста. Так, впоследствии он, как и его соратники, тоже помещал хвалебные отзывы на свои новые произведения в собственных или дружественных изданиях. Газеты и журналы, инициированные Каменским, служили площадкой для пропаганды его идей и творческих принципов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.