Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Модернизм. Историческая основа.. Идейная основа.. Типология героев.



Модернизм

общность направлений искусства конца XIX — начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому, условность стиля и непрерывное обновление художественных форм.

Историческая основа.

Модернизм - достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в. Расцвет модернизма приходится на 1920 год.

Идейная основа.

Его философскими и психологическими истоками явились идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, концепции З. Фрейда, К. -Г. Юнга, М. Хайдеггера и других. Суть модернизма – это желание перемен, стремление к новому, эксперимент. Идея новизны является главной, но не единственной. Вместе с ней основной мыслью становится поиск правды, уникальное открытие, а не глобальная форма. Правда для модерниста – это энный отрицательный идеал, это что-то непостижимое и неподдающееся логическому объяснению.

Принципы модернизма:

· Повышенное внимание к духовной жизни человека;

· Ориентация на индивидуального человека;

· Субъективизм;

· Расширение пространственно-временных границ произведения;

· Внутренний монолог героя, важны его мысли и переживания.

Основные черты модернизма:

1)Провозглашениясамоценности человека и искусства;

2)Предпочтение творческой интуиции;

3)Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины;

4)Рушится целостность произведения;

Типология героев.

Авторы стараются по-новому заставить осмыслить поэзию, показывая новые образы, стиль, идеи. Например: сильного, непредсказуемого лирического героя, который проходит через множество испытаний с гордо поднятой головой. Модернистский герой берется, как правило, во всей целостности своих переживаний, своего субъективного бытия, хотя сам масштаб его жизни может быть мелким, ничтожным. Автор старается вскрыть внутренний мир героя, показать, что он чувствует персонаж, оказавшись в определенной ситуации. Небывалое развитие получил внутренний монолог героя, изложение его мыслей, переживаний, ставшее настолько значительным в произведении, что автор и авторская точка зрения в модернизме отодвинулись на второй план. (Например, в стихотворении Анны Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» лирической героиней овладевают чувства боли, тоски по судьбе народа. Ахматовская героиня с каждым годом становится все ближе к народу и постепенно вбирает в себя все горькие чувства своего поколения, ощущает свою вину за все, что происходит вокруг нее.

Жанры:

· Девиз,

· слоган,

· стих,

· поэма в стихах,

· мемуары,

· письмо

Что нового вносит модернизм:

1) Авторы стараются по-новому заставить осмыслить поэзию, показывая новые образы, стиль, идеи;

2) Популярность обрели темы революции, войны, т. к. именно в это время Россия переживала сложный период истории;

3) Интерес к простым, жизненным темам (смысл жизни, отношения человека и природы, поиски самого себя.

Символизм

Литературное направление, характеризующееся использованием символов и аллегорий.

Идейная основа. Авторы-символисты воплощали основные идеи произведений, используя многоликую и многозначную ассоциативную эстетику символов и образов, зачастую они были полны таинственности, загадочности и недосказанности.

Представители: А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский.

Акмеизм

Литературное направление, характеризующееся субъективным восприятием ситуации, личностным отношением к происходящему.

Идейная основа. Авторы-акмеисты в противопоставление символистам настаивали на четкой материальности и предметности описываемых тем и образов, отстаивали использование точных и ясных слов, выступали за отчетливые и определенные образы.

Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев.

 Футуризм

литературное направление, характеризующееся новаторством в литературе, нарушением обыденного и привычного стихосложения, использованием метафор и ярких, запоминающихся и броских фраз.

Идейная основа. Главная особенность авторов-футурологов: интерес не столько к содержанию произведений, а больше к форме стихосложения. Для этого придумывались новые словоформы, пользовались вульгарной, простонародной лексикой, профессиональным жаргоном, языком документов, плакатов и афиш.

Представители: В. В. Маяковский, О. Брик.

Имажинизм

-литературное течение, утверждавшее первенствующее значение самоцельного словесного образа над смыслом, идеей, сменившее русский футуризм.

Идейная основа. Целью своего творчества имажинисты провозглашали создание литературных образов, для их появления обязательно использование метафоры или метафорических цепей, которые сопоставляют разнообразные элементы в прямых и переносных образах.

Представители. Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Сергей Есенин.

Представители модернизма в России:

А. А. Ахматова, В. В. Маяковский, Д. И. Мережковский, М. И. Цветаева, А. А. Блок, Бальмонт, Брюсов и многие другие. Все они – поэты нового века, нового поколения, названного «Серебряным веком русской литературы»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.