Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Планы практических занятий



 

Переправы

Переправы через реки относятся к числу наиболее опасных препятствий. Равнинные реки отличаются широким руслом, медленным спокойным течением, мягким или илистым дном, часто большой глубиной, горные реки — быстрым течением, меняющимся в течение суток уровнем воды, низкой температурой; дно твердое, каменистое, продольный профиль ступенчатый, с порогами и водопадами, в верховьях течение стремительное, неровное. В большинстве случаев надо, не считаясь со временем и расстоянием, выйти к мосту, парому или другой безопасной переправе. В противном случае надо выбрать приемлемый для данной реки способ — переправиться по кладке, по выступающим камням, вброд, по снежному мосту.

Переправы по кладке проводятся через узкие потоки и притоки рек. Обычно кладки находятся в зоне леса и используются местными жителями. Это поваленный ствол дерева или несколько скрепленных жердей, закрепленных на берегах. Такие клади непостоянны, часто уносятся водой после дождей, поэтому их приходится делать самим.

Для подготовки клади надо сделать упор из камней или яму, вырубленную топорами: яму надо укрепить кольями. К противоположному концу бревна привязывается петлей или «стремячком» середина веревки. Туристы становятся по обе стороны бревна, натягивают концы веревки, поднимают бревно на 30—35° к плоскости берега и постепенно по указанию руководителя опускают его на противоположный берег (рис. 13). После этого веревки, идущие от конца бревна, натягивают. Пользуясь этими веревками, как перилами, переходит на противоположный берег первый турист. Он идет со страховкой и после переправы готовит перила.


Если переправа опасна, каждый участник обвязывается грудной обвязкой и прикрепляется к перилам карабином. При большой глубине и скорости течения используется дополнительная страховка вспомогательной веревкой, середина которой прикрепляется к грудной обвязке переправляющегося, а концы держат страхующие на обоих берегах. Переправляющийся последним снимает перила и переходит по бревну со страхующей веревкой (узел «булинь» на груди).

Верхушку бревна можно сплавить на противоположный берег силой течения. Для этого серединой веревки «схватывающим узлом» завязывают верхушку бревна, затем заводят бревно против течения и постепенно сталкивают в реку, удерживая комель так, чтобы вода поволокла бревно (рис. 14). Когда бревно упрется в противоположный берег, можно отправлять первого туриста.


Переправы по выступающим камням проводятся на перекатах неглубоких горных потоков и рек. Если в отдельных местах реки камни расположены далеко, следует искусственно создать островки. Путь по камням выбирает руководитель или группа опытных, сильных туристов. Для самостраховки в руках должен быть ледоруб, альпеншток или шест. Этими предметами прощупывается дно, плотность расположения камней, их подвижность, создается дополнительная опора.

На переправах по камням через опасные реки необходима страховка веревкой. Страхуют с помощью основной веревки, конец ее привязывается узлом «булинь» на спине туриста. К грудной обвязке страхуемого прикрепляется карабином вспомогательная веревка, отходящая к берегу под некоторым углом к основной веревке — ниже ее по течению, чтобы в случае срыва можно было, используя течение, подтянуть сорвавшегося в воду к берегу. Страхующие выдают веревку так, чтобы она была внатяжку и не касалась, воды. После переправы по камням первого имеет смысл организовать перильную страховку и затем поочередно переправиться группе.

При переправе через неширокий поток перила можно сделать из длинных жердей. Жердь держат на весу с разных сторон потока (рис. 15).


Переправы вброд. Главная опасность при этой переправе — скорость течения и глубина. Поэтому совершенно обязательное требование к участнику похода — умение хорошо плавать. Место для переправы выбирают на наиболее широком участке реки или научастка, где она делится на несколько рукавов — там мельче, течение слабее. Признаками брода могут быть тропа, грунтовая дорога, кончающаяся у реки и возобновляющаяся на противоположной стороне. Такими бродами пользуются местные жители, домашние и дикие животные. Через горные реки переправляться лучше всего утром, так как к середине дня и особенно к вечеру усиливается таяние ледников и повышается уровень воды.

На малых реках, где глубина невелика — до колен, а скорость течения не затрудняет движения, возможна переправа вброд без страховки и без перил, но для такого решения необходима предварительная разведка пути. Лучше такую переправу провести способом «стенка» или шеренгой (рис. 16). Для переправы первой подгруппы в нее следует включить высоких, сильных туристов. Самый сильный из них становится выше по течению. Он будет испытывать наибольшее давление потока. Другие 2—3 участника становятся рядом с ним в одну шеренгу вдоль направления потока, кладут руки на плечи друг другу, держась за плечо, лямки рюкзаков, и продвигаются вперед небольшими шагами. Первая группа на противоположной стороне закрепляет веревку для перил.

Если на разведку переправы отправляется один турист, он надевает штормовой костюм, ботинки с триконями, страховочный пояс, со стороны спины подвешивает карабин. В карабин закрепляются два узла проводника, завязанные на основной и вспомогательной веревках. Страховка проводится следующим образом. Основная веревка располагается со стороны спины по линии движения поперек реки или наискось. Веревку выдают два-три туриста. Вспомогательная веревка располагается под углом 30—45° к линии переправы вниз по течению, ее удерживают один-два человека (рис. 17).


При срыве потоком разведчика основная веревка не выбирается, а слегка протравливается. Сорвавшегося подтягивают к берегу вспомогательной веревкой. Переправившийся первым на противоположный берег приступает к организации перильной страховки, сняв с себя основную и вспомогательную веревки.

Навесная переправа. Этот вид переправы самый сложный, поэтому применяется лишь тогда, когда нет другого выхода. Выбор места переправы определяется следующими требованиями: а) ширина реки должна быть меньше на 8—10 м длины основных, несвязанных веревок. Запас длины веревок нужен для закрепления их на берегу; б) оба берега должны быть приподняты над водой (с учетом неминуемого провиса веревки); в) берег, откуда проводится переправа, должен быть выше противоположного, и на нем должны быть или деревья, или скала, или выступающие крупные камни, за которые можно высоко привязать веревку.

Когда место выбрано, надо закрепить на противоположном берегу веревку. Делается это по-разному: можно бросить сдвоенную веревку с привязанными к ее середине небольшими камнями или ледорубами, палками в надежде, что они захлестнутся за деревья. Если найден брод, сильнейший турист на тщательной страховке или вплавь на подручных средствах (тоже на страховке) отправляется на противоположный берег, где закрепляет две основные веревки за дерево, выступающую скалу, через забитые скальные крючья. Туристы втугуюнатягивают веревки й закрепляют их.

С помощью вспомогательной веревки, закрепленной серединой, на другой берег переправляются рюкзаки, затем туристы. Переправляющийся прикрепляется к веревке карабином. Располагается он головой в сторону переправы (от грудной обвязки и седла), чтобы можно было подтягивать себя руками к берегу при провисании веревки. К грудной обвязке на спине карабином крепят середину вспомогательной веревки, чтобы помочь подтянуться к противоположному берегу и вернуть назад грудную обвязку, седло, карабин. Замыкающий закрепляет веревки так, чтобы можно было после его переправы снять их с противоположного берега (рис. 18).

Переправы по снежным и ледовым мостам. Снежные и ледовые мосты образуются в высокогорье, у истоков рек, в конусе выноса зимних и весенних лавин. Лавинные мосты прочны за счет плотности лавинного снега, ледовые мосты находятся на самом леднике. Прежде чем решиться на переправу, надо обследовать состояние моста. Для этого спускаются к воде, осматривают снежный тоннель, устанавливают толщину снега, льда и выбирают место для переправы. Мост, вызывающий сомнение, первыми проходят в связке двойкой или тройкой со страховкой через ледоруб. Затем с использованием перил переправляется вся группа.

Планы практических занятий

Тема: «Переправы» (1/4 ч) (рис. 25)


Задача: научить технике переправы по выступающим камням и вброд через ручьи и реки.

Место занятий: русло реки глубиной 50—70 см, дно оврага шириной 8—10 м.

Снаряжение-, веревка основная (2 на отделение), репшнур один на каждого спортсмена, карабин один на двух занимающихся.

Одежда: спортивный костюм, туристские ботинки.
1-е упражнение. Переправа вброд по одному через реку глубиной 50—70 см, применяя страховку с помощью карабина, прикрепленного к альпинистской веревке, протянутой между берегами на высоте 30—40 см над водой.

2-е упражнение. Переправа вброд шеренгами по 3—4 человека, положив руки друг другу на плечи.

3-е упражнение. Переправа вброд в колонне по одному (8—10 человек), взяв друг друга за грудную обвязку.

4-е упражнение. Переправа вброд по одному через реку глубиной по пояс с самостраховкой шестом и страховкой с берега с помощью веревки.

Обучение всем способам переправ проводить вначале на дне сухого оврага, затем в реальных условиях. На месте занятий проверяются глубина реки, скорость течения, дно.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.