Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПИСАНИЕ ЭЛЛАДЫ 5 страница



2. Но, помимо этого несчастия или благополучия городов, вот на чем еще сильнее сказалась воля судьбы и ее еще более удивительное проявление: на пути к Лемносу, на небольшом от него расстоянии лежит остров Хриса, на котором, говорят, постигло Филоктета несчастие от укуса змеи. И вот волна моря поглотила весь этот остров, и Хриса потонула и исчезла в пучине. Что касается другого острова, так называемого Священного, то... в мое время он не был. Так преходящи и бренны человеческие дела.

XXXIV

1. Если по направлению из Мегалополиса в Мессению пройти стадий 7, то налево от большой дороги будет храм богинь; этих богинь самих и всю местность вокруг этого храма называют Мании (Безумие). Мне кажется, что это эпитет богинь Эвменид и что здесь, говорят, Ореста охватило безумие в наказание за убийство матери.

2. Недалеко от этого храма есть небольшой земляной холм; на нем возвышается сделанный из камня палец, так что и самое название этому холму Могила Пальца. Здесь говорят, Орест в припадке безумия откусил на одной руке палец. Рядом с этой местностью есть другая, называемая Акэ (Исцеление), так как здесь произошло исцеление Ореста от болезни, и в этом месте воздвигнут храм Эвменидам. Эти богини, когда они собирались свести с ума Ореста, говорят, явились ему черными; когда же он откусил себе палец, они вновь явились ему, но уже белыми, и при виде их он вновь обрел разум и, таким образом, первым он принес очистительную жертву, отвращая от себя их гнев, а белым богиням принес благодарственную жертву; у местных жителей установлен обычай приносить жертву им и Харитам (богиням радости и очарования) вместе. Около местности Исцеления есть другая, называемая Священной < жертвой>, потому что здесь Орест остриг свои волосы, когда пришел в себя после припадка безумия. Занимающиеся древностями Пелопоннеса говорят, что происшествия с Эринниями у Ореста произошли в Аркадии раньше его суда на Ареопаге и что его обвинителем был не Тиндарей, так как его уже не было в живых, а выступил с обвинением Перилай, требуя отмщения за кровь матери, как двоюродный брат Клитемнестры: Перилай ведь был сыном Икария, а впоследствии у Икария были также и дочери.

3. От Маний (Безумия) до реки Алфея расстояние приблизительно 15 стадий. В этом месте река Гафеат впадает в Алфей; но еще раньше в Гафеат впадает Карнион. Истоки Карниона идут из Эгитиды под храмом Аполлона Керсата, а Гафеата – из Гафей, из местечка Кромитиды. А Кромитида лежит выше Алфея стадий на сорок; в ней прежде был город Кромы, от которого даже развалин совершенно не осталось. Из Кром ведет дорога стадий приблизительно в двадцать до Нимфады; эта Нимфада богата проточными водами и покрыта рощами. Отсюда дорога стадий в 20 идет до Гермайона, где находятся границы земель Мессении и Мегалополиса. Тут на стеле (мраморной доска) есть изображение и самого Гермеса.

XXXV

1. Дорога, о которой я говорил, ведет в Мессену, другая дорога ведет из Мегалополиса в Карнасий, находящийся в Мессении. На этом пути прежде всего встречается река Алфей в том месте, где в него впадают Малунт и Скир, перед тем объединившие свои воды. Отсюда, имея реку Малунт по правую руку, надо пройти стадий 30, перейти реку и по крутой дороге придешь в местечко Федрию.

2. Федрия отстоит приблизительно на 15 стадий от храма Гермеса, называемого «у Владычицы»; это – граница Мессении с землей Мегалополиса; тут поставлены небольшие статуи Владычицы и Деметры, а кроме того, Гермеса и Геракла. Как мне кажется, и деревянное изображение (ксоанон), сделанное Дедалом для Геракла, стояло здесь на границе Мессении и Аркадии.

3. Дорога от Мегалополиса в Лакедемон пересекает реку Алфей стадиях в 30. Идя отсюда вдоль реки Фиунта, который тоже впадает в Алфей, оставив его влево и пройдя от реки Алфея стадий приблизительно 40, придешь в Фалесии; эти Фалесии отстоят от храма Гермеса у Белемины стадий на 20.

4. Аркадяне говорят, что Белемина некогда была их и что лакедемоняне, отняв ее, присоединили ее к своим владениям; думаю, что их слова не соответствуют действительности, главным образом потому, что фивяне, как мне кажется, никогда не позволили бы, чтобы у аркадян было что-либо отнято и сделано в ущерб им, имея полную возможность восстановить им их прежние владения на основании права и справедливости.

5. Из Мегалополиса ведут дороги и во внутренние места Аркадии. Так, до Мефидрия 170 стадий; 13 стадий от Мегалополиса до так называемого местечка Скиадис, где находятся развалины храма Артемиды Скиадитиды; говорят, его построил Аристодем, когда он был тираном. Отсюда, стадиях в 10, есть небольшие развалины, как воспоминание о городе Харисиях, а если пройти еще стадий 10 дальше от Харисий, то будут Триколоны.

6. Некогда и Триколоны были городом; еще до моего времени был там на холме храм Посейдона и его статуя в виде четырехугольника, а вокруг храма была роща. Основателем этого города были сыновья Ликаона; город же Зойтию, лежащий от Триколон стадиях в 15, но не по прямой дороге, а налево от Триколон, говорят, построил Зойтей, сын Триколона. Младший же из сыновей Триколона тоже основал город, в 10 стадиях от Зойтии, Парорию. В мое время оба эти города были безлюдны и необитаемы. В Зойтии остался только храм Деметры и Артемиды, [которые были и в мое время]. Есть развалины и других городов: остатки Фирея – в 15 стадиях от Парории; развалины Гипсунта – на горе, лежащей над равниной; самая гора называется Гипсунтом. Вся страна между Фиреем и Гипсунтом гориста и богата диким зверем. Что Фирей и Гипсунт были сыновьями Ликаона, об этом я рассказывал уже раньше (VIII, 3, 3).

7. Если держаться из Триколон прямого пути, идущего направо, то прежде всего крутая дорога приведет к источнику, называемому Круной (Ключи); спустившись же дальше стадий на 30 от Крун, встретишь могилу Каллисто. Это высокая земляная насыпь, на которой растет много дичков, но много и плодовых деревьев. На вершине этого холма находится храм Артемиды, именуемой Каллистой (Прекраснейшей). Мне кажется, что < поэт> Панор, который первым в своих поэмах назвал этим именем Артемиду, заимствовал его у аркадян. В 25 стадиях отсюда и в общей сложности в 100 стадиях от Триколон, у реки Гелиссона, по прямой дороге в Мефидрий – это место единственное, которое мне осталось описать из мест по дороге из Триколон – есть местечко Анемона (Обвеваемая ветрами) и гора Фаланг, а на ней развалины города Фаланфа. Говорят, что Фаланф был сыном Агелая и внуком Стимфала.

8. За этой горой есть равнина, называемая Равниной Пола, а дальше < местечко и река> Схойнунт (Осока), получившие свое название от беотийца Схойна. Если этот Схойн переселился в Аркадию, то и находящийся рядом со Схойном «бег (дромос) Аталанты», может быть, получил свое название от имени его дочери. Следом за этим идет < местечко>, называемое, как мне кажется, < Гомодохейон>, и говорят, что для всех аркадян это именно место имеет особенное значение (? ).

XXXVI

1. Затем на этом пути нет ничего другого, что заслуживало бы упоминания, кроме Мефидрия (Междуречье); из Триколон до него пути 137 стадий. Название это он получил потому, что здесь есть невысокий холм между реками Малойтой и Милаонтом, и на этом холме Орхомен построил этот город. Прежде чем слиться с Мегалопольским союзом, атлеты из Мефидры сами одерживали победы в Олимпии.

2. В Мефидрии есть храм Посейдона Конного (Гиппия); он стоит на берегу реки Милаонта; на другом берегу этой реки лежит гора, называемая Таумасий (Чудесная), и мефидрийцы поддерживают легенду, что Рея, когда она была беременна Зевсом, прибыла на эту гору и отдала себя под защиту Гоплодама и других гигантов, которые были с ним, в случае, если бы Кронос сделал на нее покушение. Они признают, что где-то на горе Ликее она родила Зевса и что именно здесь произошел обман Кроноса, когда, по сказаниям эллинов, вместо ребенка ему был преподнесен камень. На вершине этой горы есть пещера Реи, и вход в нее разрешен одним только посвященным богине женщинам, а из всех остальных людей никто сюда не имеет доступа. В 30 стадиях от Мефидрия находится источник Нимфасия и еще на таком же расстоянии от Нимфасии находится общая граница земель Мегалополиса, Орхомена и Кафий.

3. Если пройти через ворота Мегалополиса, которые называются «воротами к болоту», и итти этой дорогой в Менал вдоль берега реки Гелиссона, то налево от дороги будет храм Благого бога. Если боги являются подателями благ людям, а Зевс является высшим из богов, то логически можно было бы заключить, что это наименование прилагается к Зевсу. Если пройти немного дальше, то встречается земляной холм, могила Аристодема, которого, хотя он и был тираном, они не лишили имени Доброго. Там же есть и храм Афины с эпитетом Изобретательницы, так как эта богиня всегда измышляет всякие планы и придумывает хитрости.

4. Направо от дороги находится участок, посвященный ветру Борею. Жители Мегалополиса приносят каждый год ему жертвы и почитают Борея ничуть не меньше других из богов, считая его своим спасителем от Агиса и лакедемонян. Следом за ним идет могила Оиклея, отца Амфиарая, если только неизбежная для всех кончина постигла его в Аркадии, а не тогда, когда он принимал участие в походе Геракла против Лаомедонта. Затем идет храм Деметры, называемой «На болоте», и ее роща. Она находится в пяти стадиях от города, и доступ в нее разрешен одним только женщинам. Отсюда на расстоянии стадий 30 находится область, называемая Палиский, а если итти от Палиския, оставив налево Элаф, текущий не круглый год, и пройти около 20 стадий, то встретятся другие развалины города Перайфий, где остался еще храм Пана.

5. Если перейти этот горный поток и пройти по прямой дороге стадий 15 от реки, то будет равнина; перейдя эту равнину, подойдешь к горе, одноименной с этой равниной, – Меналию. У подошвы этой горы есть следы находившегося здесь прежде города Ликои и храм Артемиды, а также медная статуя Артемиды Ликоатиды. На южном склоне этой горы был выстроен город Суметрия. На этой горе находятся и так называемые Три дороги (Триодой); жители Мантиней, по вещанию из Дельф, подняли и перенесли к себе отсюда кости Аркада, сына Каллисто. Видим здесь еще развалины города Майнала, следы храма Афины, стадион для состязания атлетов и другой – для конных состязаний. Считают, что гора Майнал является особенно священной горой Пана, настолько, что окрестные жители говорят, будто они слышат, как Пан играет здесь на свирели.

6. Между храмом Владычицы и городом Мегалополем расстояние в 40 стадий. На середине пути течет Алфей; если его перейти, то в 2 стадиях от реки будут развалины города Макареев. На расстоянии 7 стадий отсюда развалины другого города – Дасей; таково же расстояние от Дасей к так называемому холму < Гермеса> Акакесия. Под этим холмом есть город Акакесий, а на холме еще в мое время стояла статуя Гермеса Акакесия, сделанная из мрамора. По поводу этого холма есть предание, что Гермес-Младенец был выкормлен здесь, что Акак, сын Ликаона, был его воспитателем. Другую легенду, отличную от этой, передают фивяне; в свою очередь с ними несогласны жители Танагры. В 4 стадиях от Акакесия находится храм Владычицы. Отсюда первым по пути встречается храм Артемиды Гегемоны (Руководительницы) с ее медной статуей, держащей факелы. На мой взгляд в ней приблизительно футов шесть.

XXXVII

1. Отсюда вход в священную ограду Владычицы. Если итти в храм, то направо находится галлерея, и на стене из белого мрамора сделаны рельефные изображения; на одном изображены богини судьбы (Мойры) и Зевс, называемый Мойрагет (Водитель Мойр), на втором - Геракл, отнимающий треножник у Аполлона. О событиях, касающихся этого происшествия, я расскажу, когда я дойду при описании Фокиды до событий в Дельфах (X, 13, 4). В галлерее, находящейся у Владычицы между указанными рельефами, есть таблица, на которой написаны правила совершения таинств. На третьем рельефе изображены Нимфы и паны, а на четвертом - Полибий, сын Ликорта, и у его изображения есть надпись, что если бы во всем Эллада слушалась советов Полибия, она с самого начала не сделала бы ошибки, а когда она ее совершила, то помощь Элладе пришла от него одного. Перед храмом есть жертвенник Деметре и другой жертвенник Владычице, а за ним - алтарь Великой матери.

2. Обе эти статуи богинь, Деспойны и Деметры, и тот трон, на котором они сидят, и подставка под их ногами - все это сделано одинаково из одного камня. Ни в их одежде, ни на сиденьи ничего у них не сделано из другого камня, не прикреплено ни железными скрепами, ни каким-либо связывающим составом, но все является единым камнем (54). И этот камень не доставлен ими откуда-нибудь из другого места, но говорят, что они нашли и вырыли его из земли тут же внутри ограды по указанию, данному в сновидении. Величина каждой из этих статуй является приблизительно такой же, как статуя Матери < богов>, находящаяся в Афинах (I, 3, 5). И эти статуи тоже работы Дамофонта. Деметра в правой руке держит факел, а левую она положила на < плечо> Владычицы; у Владычицы же - скипетр и так называемый ларец на коленях, и правой рукой она поддерживает ларец. По обеим сторонам трона стоят: с одной стороны около Деметры - Артемида, накинувшая на себя шкуру лани, с колчаном через плечо; в одной руке она держит светильник, а в другой - двух змей. У ног Артемиды лежит собака из породы охотничьих.

3. За статуей Владычицы стоит Анит в виде вооруженного мужа: состоящие при храме говорят, что Владычица была воспитана Анитом и что и Анит является одним из так называемых Титанов. В поэзии первый ввел упоминание о Титанах Гомер, считая, что они - боги над так называемым Тартаром; эти стихи встречаются в клятве Геры (Илиада, XIV, 277). От Гомера имя Титанов заимствовал Ономакрит и представил Титанов виновниками страстей Диониса. Таково предание у аркадян об Аните; а что Артемида является дочерью Деметры, а не Латоны, то это предание, являющееся египетским, сообщил эллинам Эсхил, сын Эвфориона (55). Что же касается Куретов - их изображения стоят под статуями - и Корибантов, которые в виде рельефа изображены на пьедестале (это совершенно иной вид божеств, не Куреты), то хотя я и знаю о них, но я прохожу их молчанием.

4. Для жертвоприношений аркадяне приносят в храм плоды всех плодовых деревьев, кроме гранатового дерева. При выходе из храма справа вделано в стену зеркало; если посмотреться в это зеркало, то свое лицо увидишь в нем или неясно, или совсем не увидишь, но статуи богинь, как самые статуи, так и трон, можно видеть совершенно ясно.

5. Рядом с храмом Владычицы, немного выше направо, есть так называемый Мегарон (Чертог). Аркадяне в нем совершают священное служение (мистерии) и приносят здесь Владычице много обильных жертв. Из них каждый жертвует ей все то, что у него есть; и у жертвенных животных они не перерезают горла, как при других жертвах, но каждый отрезает у жертвенного животного ту часть тела, которая ему попадается.

6. Эту Владычицу аркадяне почитают больше всех других богов и говорят, что она дочь Посейдона и Деметры. Ее общераспространенное имя - просто Владычица, все равно как дочь Зевса именуют Корой (Девой), тогда как ее настоящее имя - Персефона, как ее в своих поэмах называют Гомер, а раньше его - Памф. Имя же Владычицы я не решился назвать для непосвященных.

7. Выше так называемого Чертога (Мегарон) есть роща, посвященная Владычице, обнесенная каменной оградой; внутри этой ограды среди других деревьев есть маслины и вечнозеленые дубы, выросшие из одного корня, и это не искусство какого-либо ученого садовода. Выше рощи находятся жертвенник Посейдона, Покровителя коней, как отца Владычицы, и других богов; на последнем из них есть надпись, что он является общим жертвенником для всех богов.

8. Отсюда по лестнице можно подняться в храм Пана; к храму присоединена и галлерея и в самом храме стоит небольшая статуя; наравне с самыми могущественными богами и этот Пан может, внимая молениям людей, выполнять их или воздавать должное за их проступки. У статуи этого Пана горит неугасимый огонь.

9. Говорят, что в более древние времена этот бог давал вещания, что его прорицательницей была нимфа Эрато, та, которая была женой Аркада, сына Каллисто. Сохраняются в памяти людей и ее стихи-прорицания, который я сам читал. Есть тут и алтарь Ареса, есть и изображения Афродиты в храме - одно из белого мрамора, другое, более древнее из них, из дерева. Точно так же есть и деревянные статуи Аполлона и Афины; а в честь Афины сооружено здесь и святилище.

XXXVIII

1. Немного выше находится ограда стен города Ликосуры, за которыми обитают немногочисленные жители. Из всех городов, какие только были на земле, на материке или на островах, Ликосура является самым древним, и солнце ее увидало первою; по этому образцу люди научились строить себе города.

2. Налево от святилища Владычицы есть гора по имени Ликей; иные из аркадян называют ее и Олимпом и Святою вершиной. Говорят, что на этой горе был воспитан Зевс; на этой горе Ликее есть место, называемое Критея; эта Критея находится налево от рощи Аполлона, именуемого Паррасием, и аркадяне утверждают, что это и есть тот самый Крит, на котором, по преданию критян, воспитан Зевс, а не их остров.

3. Тем нимфам, которые, по их словам, воспитали Зевса, они дают имена: Фейсоя, Неда и Гагно. По имени Фейсои был назван город в Паррасии; в мое время поселок Фейсоя составлял часть Мегалополиса; имя Неды получила река, а от Гагно был назван источник на горе Ликее, который, подобно реке Истру, течет и зимой и летом с одинаковым количеством воды. Если долгое время стоит засуха и начинают засыхать семена в земле и деревья, тогда жрец Зевса Ликейского, обратившись к воде, молится и, помолившись, приносит жертву, которая полагается по закону, затем он опускает ветку дуба на поверхность источника, а не в глубь его; и когда вода всколыхнется, поднимается пар в виде тумана, немного погодя, этот туман обращается в облако и привлекает к себе другие облака, вследствие чего на аркадскую землю спускается дождь.

4. На горе Ликее есть святилище Пана и вокруг него роща из деревьев; есть тут и гипподром, а перед ним стадион: в древности ликейские состязания проводились тут. Есть тут и пьедесталы статуй, самых же статуй уже нет. Надпись элегическими стихами на одном из пьедесталов говорит, что это памятник Астианакса, а что этот Астианакс был родом из потомков Аркада.

5. Среди других чудес горы Ликея вот какое является самым большим. На ней есть священный участок Зевса Ликейского; людям вход туда воспрещен. Если кто преступит этот закон и войдет туда, то ему невозможно уже прожить больше года. Рассказывают еще следующее: попавшие в середину этого участка, все равно кто бы они ни были, животные или люди, не отбрасывают там тени, поэтому, если зверь, спасаясь, убегает в этот священный участок, то охотник не следует за ним сюда, а остается за его пределами, и, когда он смотрит на зверя, он не видит от него никакой тени. И в Сиенне, на границе Эфиопии, все время, пока солнце находится в созвездии Рака, не бывает тени ни от деревьев, ни от животных; в священном же участке горы Ликея это отсутствие тени наблюдается постоянно и во все времена года. На самой главной вершине горы есть земляная насыпь – это жертвенник Зевса Ликейского, и с нее виден почти весь Пелопоннес. Перед жертвенником с восточной стороны стоят две колонны, а на них позолоченные орлы, сделанные в очень древние времена. На этом жертвеннике приносят жертвы Зевсу Ликейскому втайне. Мне не хочется распространяться по поводу этих жертв; пусть будет так, как оно есть теперь и как было с самого начала.

6. На восточном склоне горы есть святилище Аполлона, называемого Паррасийским; ему дают также имя и Пифийского. Совершая ежегодно праздник в честь этого бога, аркадяне приносят в жертву на площади < Мегалополя> в честь Аполлона Эпикурия (Помогающего) кабана, и, принеся здесь эту жертву, они тотчас несут жертвенное животное в святилище Аполлона Паррасия со звуками флейт, в торжественной процессии и, отрубив бедра, сжигают их, а остальное мясо жертвенного животного тут же немедленно поедают. Так установлено у них совершать эту жертву.

7. Северный склон Ликейской горы занят областью Фейсоэей. Здесь жители особенно почитают нимфу Фейсою. Через фейсоэйскую землю протекают речки, впадающие в Алфей: Милаон, Нус, Ахелой, Келадон и Налиф. Есть еще две реки, носящие одинаковое имя с аркадским Ахелоем, но более известные; тот Ахелой. который протекает через Акарнанию и Этолию и впадает в море против Эхиднейских островов, Гомер в Илиаде (XXI, 194; XXIV, 614) называет царем всех рек; а о другом Ахелое, текущем с горы Сипила, Гомер упоминает как о самой реке, так и о горе Сипиле в связи с преданием о Ниобе. Третьей же реке, текущей с горы Ликея, имя тоже Ахелой.

8. Направо от Ликосуры есть горы, так называемые Номии, и на них есть святилище Пана Номия, а самое место называется Мельпия (Певчее), потому что есть сказание, будто Пан здесь изобрел игру на свирели. Совершенно очевидно, что эти горы названы Номиями потому, что тут пастбища («номай») Пана; сами же аркадяне говорят, что это имя нимфы.

XXXIX

1. За Ликосурой, в западном от нее направлении, протекает река Платанистон; всякому, кто едет в Фигалию, волей-неволей приходится перейти через этот Платанистон. За ним идет подъем на расстоянии стадий 30 или немного более.

2. Обо всем, что относится к Фигалу, сына Ликаона, так как считается, что в древности он был основателем города, и о том, что впоследствии город переменил свое название на Фиалию в честь Фиала, сына Буколиона, и затем вновь вернул себе прежнее название, обо всем этом я уже рассказал выше (VIII, 3, 2). Есть и другое предание, но заслуживающее меньшего доверия, будто Фигал был автохтон – рожденный здесь землею, а не сын Ликаона; а некоторые рассказывают, что была нимфа Фигалия из так называемых Дриад. Когда лакедемоняне старались подчинить себе Аркадию и с войском вторглись в Фигалию, они в бою победили местных жителей и осадили их город. Когда их укреплениям грозила опасность быть взятыми, то фигалейцы бежали из города, или, быть может, лакедемоняне разрешили им уйти оттуда по договору. Взятие Фигалии и удаление фигалейцев из родного города произошло в архонство в Афинах Мильтиада, на второй год 30-й олимпиады, в которую в третий раз одержал победу лаконец Хионис. Бежавшие и спасшиеся фигалейцы решили обратиться в Дельфы и спросить бога о возможности своего возвращения. И Пифия им ответила, что она не видит для них возможности возврата, если они попытаются сделать это своими собственными силами, но если они возьмут отборную сотню из Оресфасия, то сам этот отряд падет в битве, но благодаря им фигалейцы вернутся в свой город. Когда оресфасийцы услыхали о данном фигалейцам предсказании, то, соревнуясь друг с другом, спешили вписаться в эту отборную сотню и принять участие в походе на Фигалию. Когда они двинулись против лакедемонского гарнизона, все данное им предсказание исполнилось в точности: в произошедшем сражении отряд оресфасийцев нашел себе славную кончину, но, изгнав спартанцев, он дал возможность фигалейцам вернуть себе родной город.

3. Фигалия лежит в местности, поднимающейся и почти всюду отвесной; у них даже стены построены по обрыву; но если подняться наверх, то этот холм представляет гладкое и ровное плато. Там у них есть храм Артемиды Спасительницы (Сотейры), а в нем статуя Артемиды из белого мрамора. Из этого храма у них установлено совершать торжественное шествие.

4. В находящемся здесь гимнасии есть статуя Гермеса; он представлен как будто с накинутым на плечи гиматием, но он не доходит ему до ног, так как статуя оканчивается четырехугольной колонной. Воздвигнут здесь и храм Дионису; местные жители называют его Акратофором (Несущим чистое вино). Нижней части статуи не видно из-за листьев лавра и плюща. Та же часть, которая видима, раскрашена..., блестит киноварью; она, как рассказывают, добывается иберийцами вместе с золотом.

XL

1. У фигалейцев на площади есть статуя Аррахиона панкратиаста. Эта статуя древняя, особенно архаичен стиль положения тела: ноги очень мало раздвинуты, руки опущены прямо по бокам до самых ягодиц. Это изображение сделано из камня; говорят, что на нем была и надпись, но она от времени исчезла.

2. Аррахион одержал две победы в Олимпии: одну до 54-й олимпиады, а другую во время 54-й олимпиады, когда проявились как справедливость гелланодиков, так и доблесть самого Аррахиона. Дело в том, что, когда он сражался с последним оставшимся соперником за победную масличную ветвь, его противник, кто бы он ни был, опередил его, схватив и крепко сжав Аррахиона ногами, стал давить руками его за горло; но Аррахион сломал палец на ноге у своего противника; сам Аррахион, задушенный, испустил дух, а тот, кто его душил, вследствие боли в пальце в этот момент отказался от состязания с ним. Элейцы украсили венком и провозгласили победителем труп Аррахиона.

3. Я знаю, что подобным образом поступили аргосцы по отношению к Кревге, кулачному бойцу из Эпидамна: на Немейских играх аргосцы присудили венок победы уже мертвому Кревге, потому что бившийся с ним сиракузянин Дамоксен нарушил их взаимный договор. Уже наступил вечер, когда они приступили к кулачному бою; и вот они при свидетелях уговорились наносить удары друг другу поочередно. Кулачные бойцы в то время еще не носили на запястьях жестких ремней, но сражались в мягких ремнях, прикрепляя их под выгибом руки так, чтобы пальцы у них оставались свободными. Эти мягкие ремни делались из тонких полос сырой воловьей кожи и переплетались между собой по какому-то старинному способу. И вот в том случае, о котором я рассказываю, Кревга опустил свой удар на голову Дамоксена; в свою очередь Дамоксен приказал Кревге приподнять руки, и, когда он это исполнил, Дамоксен ударил его вытянутыми пальцами под ребра: ввиду крепости ногтей и силы удара рука вошла внутрь, и Дамоксен, схватившись за внутренности, оторвал их и вытащил наружу. Кревга тотчас же испустил дух, а аргивяне за то, что Дамоксен нарушил договор и вместо одного удара воспользовался против своего соперника многими, изгнали его. Кревге, хотя и умершему, они приписали победу и поставили ему в Аргосе статую, которая еще до моего времени стояла в храме Аполлона Ликейского (II, 20, 1).

XLI

1. На площади Фигалии есть общая могила для отборного отряда оресфасийцев. И, как героям, фигалейцы приносят им каждый год жертвы.

2. Река, носящая название Лимакс (Нечистая), протекает около самой Фигалии, впадает в реку Неда. Говорят, что название этой реке дано от очистительных обрядов, совершенных здесь Реей. Когда она родила Зевса и нимфы ее очищали после родов, то весь послед, подлежавший очищению, они бросили в эту реку; а древние называли их «лимата». Свидетелем этого является и Гомер (Илиада, I, 314), говоря, что при избавлении от чумы эллины очищались и «все нечистое» (лимата) бросали в море.

3. Истоки реки Неды находятся на горе Керавсии, которая является частью горы Ликея. Так как река Неда протекает очень близко от города Фигалии, поэтому мальчики из Фигалии стригут свои волосы в честь этой реки. В местах, близких от моря, Неда судоходна для небольших кораблей. Из всех рек, какие я только знаю, Меандр отличается наиболее извилистым течением, очень часто все вновь и вновь поворачивая свое течение внутрь страны и образуя массу изгибов; на втором месте по извилистости можно было бы поставить Неду.

4. Стадиях в 12 вверх от Фигалии находятся горячие источники, и недалеко от них в Неду впадает река Лимакс; там, где сливаются их воды, стоит храм Эвриномы, чтимый с древнейших времен и мало доступный вследствие гористой, суровой местности. Около него густо и много выросло кипарисов. Фигалейский народ убежден, что Эвринома – это эпитет Артемиды; но те из них, которые являются хранителями древних сказаний, говорят, что Эвринома – дочь Океана; о ней и Гомер вспоминает в Илиаде (XVIII, 398), что вместе с Фетидой она приняла Гефеста. Каждый год в один и тот же день они открывают двери храма Эвриномы. Все же остальное время у них установлено, чтобы этот храм не стоял открытым. В одно и то же время приносятся ей жертвы как от имени государства, так и от частных лиц. Мне не удалось быть на этом празднике, и я не видал статуи Эвриномы; а от фигалейцев я слыхал, что ее деревянная статуя вся опутана золотыми цепями (ср. III, 15, 7) и что сверху до самых бедер она представляет из себя женщину, а нижняя часть как у рыбы. Для дочери Океана, живущей вместе с Фетидой в пучине моря, это окончание рыбьим хвостом может служить хорошей эмблемой. А если бы она была Артемидой, то нет никакого основания, чтобы ее изображали подобным образом.

5. Фигалия окружена горами, налево – так называемыми Котилием, направо же от нее поднимается другая гора по имени Эляйя (Масличная). Котилий отстоит от города приблизительно на 30 стадий; на нем есть местечко Бассы и храм Аполлона Эпикурия (Целителя). Этот храм сам и его крыша сделана из мрамора. Из всех храмов, какие есть в Пелопоннесе, после храма в Тегее, этот храм может считаться первым как по красоте мрамора, так и по тщательности работы. А название дано Аполлону как избавителю от чумной заразы, подобно тому как и у афинян Аполлон получил название Алексикакос (Отвращающий зло), так как и у них он отвратил ту же болезнь. Что и фигалейцев он освободил от этой болезни во время войны между пелопоннесцами и афинянами, а не в какое-либо другое время, доказательством этому служат оба эпитета Аполлона, имеющие одно и то же значение, равно и тот факт, что создателем храма в Фигалии был архитектор Иктин, живший в эпоху Перикла и выстроивший афинянам так называемый Парфенон. Я уже раньше указал, что статуя Аполлона из этого храма в Фигалии находится на площади Мегалополя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.