Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПИСАНИЕ ЭЛЛАДЫ 3 страница



5. Деметру-Подземную (Хтонию) лакедемоняне почитают, рассказывая, что ее культ передан им Орфеем; по моему же мнению, как и у других народов, так и у спартанцев установилось почитание Деметры-Подземной при посредстве храма в Гермионе (II. 35, 3). Там же и храм Сараписа (это у лакедемонян самый новый храм) и храм Зевса, именуемый Олимпийским.

6. «Дромосом» (Бегом) лакедемоняне называют то место, где еще и в наше время предписывалось юношам упражняться в беге. Если итти на этот Дромос от могилы Агиадов, то налево будет могильный памятник Эвмеда – он был тоже сыном Гиппокоонта, – будет и старинная статуя Геракла, которому приносят жертвы сфереи, – это те, кого из эфебов зачисляют в число взрослых мужчин. На Дромосе построены два гимнасия; один из них – дар спартанца Эвриклея. За Дромосом, против статуи Геракла, находится дом, в наше время принадлежащий частному человеку, а в древности – это был дом Менелая. Если итти дальше от Дромоса, то будет храм Диоскуров и Харит, а затем храм Илитии, Аполлона-Карнея и Артемиды-Водительницы.

7. Направо от Дромоса находится храм Агнита; Агнит – это прозвище Асклепия, потому что деревянное изображение бога было из дерева «агнца» < непорочного>. Этот агнец той же породы, что и ива, так же как и «рамн» (дерн). Недалеко от храма Асклепия стоит трофей; говорят, что его поставил Полидевк в знак победы над Линкеем; и это обстоятельство подтверждает обычный рассказ, что дети Афарея не были похоронены в Спарте (III. 13, 1). У самого начала Дромоса стоят Диоскуры – Пускающие в бег, а пройдя немного дальше – святилище героя Алкона; об Алконе говорят, что он был сыном Гиппокоонта. У святилища Алкона находится храм Посейдона, именуемого «Доматитом» (Домашним).

8. Тут есть местность, так называемая «Платановая аллея», по имени образующих ее деревьев: здесь растут высокие и частые платаны. Все это место – а оно назначено для упражнений эфебов в боях – кругом обведено рвом, наполненным водою, как будто какой-то остров, окруженный морем; войти сюда можно по двум мостам. На каждом из этих мостов стоят статуи; на одном – Геракла, на другом – Ликурга, так как среди законов, установленных Ликургом и касающихся всего государственного устройства, были и законы относительно этих боев между эфебами.

9. Вот что совершается тут эфебами: перед сражением они приносят жертву в Фойбее; Фойбеем же называется местечко вне города, находящееся не очень далеко от Ферапны. Тут каждая половина эфебов приносит Эниалию (богу войны) молодого щенка, считая, что для самого мужественного из богов самой приятной жертвой будет самое мужественное из домашних животных. Насколько я знаю, больше никто из эллинов не считает законным приносить в жертву собак, исключая колофонян; ведь и колофоняне приносят в жертву Энодию черную собаку. Эти жертвы – и колофонян и эфебов в Лакедемоне установлено приносить ночью. После этой жертвы эфебы заставляют сражаться между собою годовалых кабанов и чей кабан окажется победителем, та партия по большей части побеждала и «Под платанами». Вот что они делают в Фойбее. На следующий день, незадолго до полдня, они входят по мостам в данное место. Вход, через который должен сюда входить каждый отряд, им вперед предуказывается жребием в предшествующую ночь. Они сражаются здесь, пуская в ход и кулаки и ноги, кусаются, выбивают друг другу глаза. Они сражаются вышеуказанным способом один на один. Но они нападают друг на друга и толпой и сталкивают друг друга в воду.

XV

1. Около платановой рощи есть святилище, как героине Киниске, дочери спартанского царя Архидама. Она – первая из женщин содержала лошадей и первая одержала победу на колесницах на олимпийских играх.

2. Позади портика, который сооружен около «Платановой аллеи», есть свтилища героям: одно – Алкиму-Могучему, другое – Энарсфору – (Приносящему добычу) и на некотором расстоянии от него Доркею (Зоркий) и рядом с ним Себру; говорят, что они были сыновьями Гиппокоонта. По имени Доркея они называют источник, находящийся около святилища, Доркеей, а эту местность Себрием, по имени Себру. От святилища Себра направо находится памятник Алкмана, прелесть стихов которого ничуть не испортило лаконское наречие, являющееся наименее благозвучным.

3. Дальше идут святилища Елены и Геракла, святилище Елены – рядом с могилой Алкмана, а святилище Геракла – рядом со стеной, и в нем стоит статуя вооруженного Геракла; они говорят, что этой статуе придан такой вид в воспоминание сражения Геракла с Гиппокоонтом и его сыновьями. Рассказывают, что поводом к вражде Геракла против дома Гиппокоонта послужило следующее: когда после убийства Ифита, Геракл пришел в Спарту, чтобы очиститься, они отказали ему в очищении. Еще другое обстоятельство помогло возгореться войне. Вместе с Гераклом пришел в Спарту Ойон, по возрасту еще мальчик, родственник Геракла – он был сыном Ликимния, брата Алкмены. Когдпа он ходил осматривать город и оказался около дома Гиппокоонта, на него напала их сторожевая собака. Ойон бросил в собаку попавшийся под руку камень и убил ее; тогда сыновья Гиппокоонта выбежали из дому и палками избили до-смерти Ойона. Это особенно раздражило Геракла против Гиппокоонта и его сыновей, и он тотчас же, пылая гневом, двинулся на них и вступил с ними в бой. Он был ранен и принужден незаметно удалиться; впоследствии ему удалось, двинувшись походом на Спарту, отомстить Гиппокоонту, отомстить и детям Гиппокоонта за убийство Ойона. Погребальный памятник Ойона сооружен около святилища Геракла.

4. Если итти от «Бега» на восток, там будут тропинка и храм Афины, носящей название «Воздательницы по заслугам». Когда Геракл, выступив против Гиппокоонта и его сыновей, по заслугам отомстил им за то нападение, которое они своевольно позволили себе, он соорудил храм Афине, под названием «Воздательницы по заслугам» (Аксиопены), потому что древнейшие люди называли наказание «воздаянием» (пеней). Если итти от «Дромоса» (Бега) второй дорогой, то будет другой храм Афины. Говорят, что его основал Фера, сын Автесиона, внук Тисамена и правнук Ферсандра, когда он отправлял колонию на остров, который и ныне удержал название Феры по его имени, а в древности он назывался Каллиста (Прекраснейшей).

5. Рядом находится храм Гиппосфена, которым было одержано много побед в борьбе, а почитают они Гиппосфена в силу прорицания, воздавая ему почет, как самому Посейдону. Против этого храма находится древняя статуя Эниалия, закованного в цепи. Лакедемоняне придают такой же смысл этой статуе, как афиняне своей. Так называемой «Бескрылой победе» (I. 22, 4): они считают, что Эниалий, будучи закован в цепи, от них никогда не уйдет, а афиняне тоже считают, что всегда у них останется «Победа», так как у нее нет крыльев, < чтобы улететь>. Вот почему Спарта и Афины соорудили эти деревянные статуи в таком виде и вот чем они при этом руководились.

6. В Спарте есть так называемая «Росписная лесха» (собрание) и около нее святилища героев: Кадма, сына Агенора, а из его потомков Эолика, сына Феры, и Эгея, сына Эолика. По их словам эти святилища сооружены Мезисом, Леем и Европом, которые были сыновьями Гирея, сына Эгея. Соорудили они святилище и герою Амфилоху, так как их предок Тисамен был сыном Демонассы, сестры Амфилоха.

7. Из всех эллинов только у одних лакедемонян принято называть Геру «Эгофагой» (Поедающей коз) и приносить коз в жертву богине. Они рассказывают, что храм этот основал и впервые принес в жертву коз Геракл, потому что во время своего сражения с Гиппокоонтом и его детьми он не встретил со стороны Геры никакого противодействия, тогда как во всех остальных случаях, как он думал, богиня была ему враждебной. Коз же он принес в жертву, как говорят, потому, что у него не было других жертвенных животных. Недалеко от театра находятся храм Посейдона, – «Покровителя рода» (Генетлия) и святилища Клеодея, сына Гилла и Эбала. Из храмов Асклепия самый замечательный у них сооружен около Боонетов (III. 12, 3), а налево от него – святилище Телекла; я буду говорить о нем позднее (IV. 4, 2; 31, 3), при описании Мессении.

8. Если пройти немного дальше, будет небольшой холм, а на нем древний храм и деревянное изображение вооруженной Афродиты. Из всех храмов, какие я знаю, только один этот имеет второй этаж и этот этаж посвящен Морфо (Дающей красоту): это прозвище Афродиты; она сидит здесь под покрывалом и с оковами на ногах; говорят, что эти оковы наложил на нее Тиндарей, символизируя этими цепями верность жен своим мужьям. Что же касается другого рассказа, будто Тиндарей этими оковами наказал богиню за то, что, по его мнению, Афродита навлекла на его дочерей один только позор, то я этого совсем не допускаю: ведь было бы крайне глупо, сделав из кедра изображение и дав ему имя Афродиты, думать, что можно в < нем> наказывать богиню.

XVI

1. Поблизости находится храм Гилаиры и Фебы. Поэт «Киприй» называет их дочерьми Аполлона. Их жрицами являются молодые девушки, называемые, так же как и сами богини, Левкиппидами. Одну из этих статуй подновила одна из Левкиппид, бывшая жрицей у богинь, заменив ей лицо, носившее черты древнего искусства, другим, сделанным по правилам искусства современного. Вторая же статуя осталась нетронутой, так как сон запретил ей подновлять ее.

2. Тут с потолка свешивается яйцо, поддерживаемое лентами. Есть предание, что это – то яйцо, которое родила Леда. Каждый год женщины ткут Аполлону-Амиклейскому хитон, и то помещение, где они ткут, называется Хитоном.

3. Рядом находится дом. Говорят, что вначале в нем жили дети Тиндарея, а позднее его приобрел спартанец Формион. К нему пришли Диоскуры под видом иноземцев. Сказав, что они прибыли из Кирены, они пожелали остановиться у него и просили то помещение, которое было им наиболее приятно, когда они еще жили среди людей. Он предложил им выбирать любое помещение в доме, но ту комнату, сказал он, дать не может, так как случайно в ней жила его дочь, еще девушка. На следующее утро исчезла как сама девушка, так и весь ее девичий наряд, а в этой комнате были найдены статуи Диоскуров, стол и на нем растение сильфий. Так они рассказывают об этом происшествии.

4. Если итти от Хитона по направлению к воротам, встречается святилище Хилона, считавшегося одним из < семи> мудрецов и < стела с именами мужей> … вместе с Дорнеем, сыном Анаксандрида, отправившимся в Сицилию. Они отправились в область Эрика, полагая, что она – собственность потомков Геракла, а не занимающих ее варваров. Есть предание, что Геракл боролся против Эрика с таким уговором: если победит Геракл, то земля Эрика будет принадлежать Гераклу, если же Геракл будет побежден в борьбе, то Эрик возьмет себе быков Гериона – это те быки, которых тогда гнал Геракл и которые переплыли в Сицилию.., < а Геракл> переправился, чтобы найти их, – так вот забрав этих быков, если он победит Геракла, Эрик может удалиться к себе. Но боги оказали свое покровительство не в одинаковой мере Гераклу и впоследствии Дориею, сыну Анаксандрида: Геракл убил Эрика, жители же Эгисты умертвили Дориея и истребили большую часть его войска.

5. Лакедемоняне соорудили святилище и Ликургу, давшему им законы, как будто и он был богом. Позади храма есть могила сыну Ликурга, Эвкосму, а рядом с алтарем – гробницы Латрии и Александры: обе они были сестрами-близнецами и женились на них тоже бывшие близнецами сыновья Аристодема; эти девушки были дочерьми Терсандра, сына Агамедиды, царствовавшего над Клеонеями… четвертого потомка Ктесиппа, сына Геракла. Против храма – надгробный памятник Феопомпа, сына Никандра, а другой – Эврибиада, командовавшего при Артемисии и Саламине триэрами лакедемонян в войне против мидян. Рядом – так называемое святилище Астрабака.

6. Место, называемое Лимнеем, является храмом Артемиды. Тут находится ее деревянное изображение, которое, говорят, некогда Орест и Ифигения похитили из Тавриды. По рассказам лакедемонян, оно было перенесено в их город Орестом, который тут и царствовал. И мне кажется этот рассказ более вероятным, чем рассказ афинян (I. 33, 1). Какой смысл был Ифигении оставлять эту статую в Брауроне? И почему афиняне, когда они готовились покинуть эту страну, не взяли с собой на корабль и этой статуи? А ведь еще и доныне так широко распространено и имя и почитание этой Таврической богини, что каппадокийцы, живущие у Черного моря, утверждают, что эта статуя находится у них; претендуют на обладание ею и те мидийцы, у которых есть храм Артемиды-Анаитиды. И вот мы должны верить, что афиняне спокойно отнеслись к тому, что эта статуя стала добычей мидийцев! Ведь из Браурона она была увезена в Сузы, а впоследствии Селевк подарил ее жителям сирийской Лаодикеи и они владеют ею до сих пор. Что деревянная статуя Артемиды-Ортии в Лакедемоне привезена от варваров, свидетельством мне служит следующее: во-первых, нашедшие эту статую Астрабак и Алопек, дети Ирбы, сына Амфисфена, внука Амфиклея, правнука Агида, тотчас сошли с ума; во-вторых, когда спартанцы-лимнаты, жители Киносур, Месои и Питаны, стали приносить ей жертву, они были доведены до ссоры, а затем и до взаимных убийств, и в то время, как многие умерли у самого алтаря, остальные погибли от болезни.

7. После этого им было сообщено божье слово – орошать жертвенник человеческой кровью. Прежде приносили в жертву того, на которого указывал жребий, но Ликург заменил это бичеванием эфебов, и алтарь стал таким образом орошаться человеческой кровью. При этом присутствовала жрица, держа в руках деревянное изображение. Будучи маленьким по величине, это изображение было очень легким, но если бывает, что бичующие бьют эфеба слабо, щадя или его красоту или его высокое положение, тогда для жрицы это деревянное изображение становится тяжелым и она с трудом может его держать; она начинает тогда обвинять бичующих и говорит, что из-за них она чувствует тяжесть. Так продолжают удовлетворять человеческой кровью эту статую после Таврических жертвоприношений. Ее же называют не только Ортией (Прямо стоящей), но и Лигодесмой (Связанной ивой), так как она была найдена в кусте ив, и ивовые ветки, охватившие ее кругом, поддерживали статую прямо.

XVII

1. Недалеко от храма < Артемиды> -Ортии стоит храм Илитии. Они говорят, что построили этот храм и стали почитать Илитию как богиню тогда, когда им из Дельф пришло пророчество.

2. Акрополь у лакедемонян не поднимается такой замечательной по своей высоте скалой, как Кадмея у фиванцев или Ларисса у аргивян. В Спарте много и других холмов, но тот, который поднимается выше других, они называют акрополем.

3. На нем сооружен храм Афины, называемой Полиухос (Градопокровительницей); ее же называют они «Из медного дома». Как они рассказывают, сооружение этого храма начал Тиндарей; когда он умер, его дети захотели докончить сооружение храма, и средства на это должна была дать добыча, полученная из < разрушенных> Афидн. Но и они оставили его недостроенным, и лишь много лет спустя лакедемоняне завершили его, сделав храм и статую Афины – и то и другое – из меди. Строителем был местный житель Гитиад. Этот Гитиад написал песнопения на дорическом наречии, в том числе и гимн этой богине. На меди, в виде рельефа, были изображены как многие из «трудов» Геракла, так и много других его подвигов, которые он совершил добровольно; затем подвиги сыновей Тиндарея, между прочим – похищение дочерей Левкиппа. Там есть изображение, как Гефест освобождает мать от оков; я рассказал об этом предании выше, при описании Аттики (I. 20, 2). Тут же < барельеф>: нимфы дают Персею, собирающемуся в Ливию для борьбы с медузой, подарки: шапочку и < крылатые> сандалии, при помощи которых он будет перенесен по воздуху. Изображено здесь и рождение Афины, изображены также Амфитрита и Посейдон: эти < барельефы> – самые большие и, как мне кажется, наиболее заслуживают осмотра.

4. Есть там и второй храм Афины-Эрганы (Покровительницы художников). В портике, обращенном к югу, есть храм Зевса – Устроители порядка, а перед ним могильный памятник Тиндарея. В западной части портика есть два изображения орлов, а с ними две одинаковые «Ники» (Победы); это – приношение Лисандра, в воспоминание о двух победах; одной – под Эфесом, когда он победил помощника Алкивиада, Антиоха и афинский флот и затем второй, когда при Эгоспотамах он захватил весь афинский флот.

5. Налево от храма Афины «Из медного дома» они воздвигли храм муз в знак того, что они, лакедемоняне, выступали в сражение не под звуки труб, а под музыку флейт и под игру лиры и кифары. Позади храма Афины «Из медного дома» есть храм Афродиты-Ареи (Воительницы); ее деревянное изображение – самое древнее, какое только есть у эллинов.

6. Направо от Афины – «Из медного дома» сооружена статуя Всевышнего-Зевса, самая древняя, какая только есть из медных (бронзовых). Она не вылита целиком из одного куска, но каждая часть сделана отдельно и прилажена к другой; они скреплены гвоздями, чтобы не расходились. Говорят, что эту статую сделал Клеарх из Региума, которого одни считают учеником Дипэна и Скиллала, а другие – даже самого Дедала. Около так называемого «Шатра» (Скеномы) стоит изображение женщины; лакедемоняне говорят, что это Эврилеонида: она одержала победу в Олимпии на колеснице, запряженной парой коней.

7. У жертвенника Афины – «Из медного дома» стоят два изображения Павсания, начальствовавшего в битве при Платеях. Так как всем известна его история, то я не буду о ней рассказывать, все это было описано со всей тщательностью прежними писателями и этого вполне достаточно. Я удовлетворюсь тем, что прибавлю следующее, что я слыхал от одного жителя Византии: когда задуманные Павсанием планы были раскрыты и он бежал в храм Афины – «Из медных дома», то он один из всех просивших о заступничестве не получил права на неприкосновенность именно потому, что против него было выдвинуто обвинение, что он не смог смыть с себя скверны убийства.

8. Когда он был в Геллеспонте с лакедемонским и остальным союзным флотом, ему понравилась одна византийская девушка. И тотчас, с наступлением ночи, те, кому он поручил это дело, привели к нему Клеонику – таково было имя этой девушки. Шум разбудил заснувшего Павсания: шедшая к нему девушка нечаянно уронила горящий светильник. Так как Павсаний сознавал свою измену перед Элладой и поэтому всегда находился в страхе и волнении, то он и тут вскочил и ударил девушку кинжалом. От этого осквернения Павсаний никак не мог очиститься, хотя он применял всякие способы очищений и обращался со всякими молениями к Зевсу-Фиксию (Требующего изгнания) и даже ходил в Фигалию, город Аркадии, к вызывателям душ умерших, < но все напрасно>; в конце концов он понес наказание, которое он и должен был понести как возмездие за преступление против Клеоники и бога. Во исполнение приказа из Дельф лакедемоняне поставили < ему> эти медные статуи и воздают почет божеству Эпидоту (Воздаятелю), говоря, что это божество отвращает от них гнев бога «Покровителя молящих» за смерть Павсания.

XVIII

1. Вблизи статуй Павсания находится изображение Афродиты – Отвращающей старость (Амбологеры), поставленное согласно вещанию бога, и другие изображения – Сна и Смерти; их, на основании стихов Илиады (XIV, 231), считают братьями. Если итти к так называемому < холму> Альпию, встречается храм Афины-Глазницы (Офтальмитиды); говорят, что этот храм основан Ликургом; у него один глаз выбил Алкандр, потому что те законы, которые он провел, были не по душе Алкандру. Он бежал в это место, и сюда собрались лакедемоняне, что бы защитить его, боясь, как бы у него Алкандр не погубил и уцелевшего глаза, поэтому он и построил здесь храм Афине-Глазнице.

2. Если отсюда итти дальше, то встретится храм Аммона. С древних времен лакедемоняне больше всех других эллинов, как кажется, обращались за указаниями к оракулу в Ливии. Говорят, когда Лисандр осаждал Афитис в Паллене, то ночью ему явился Аммон с предсказанием, что лучше будет и для него и для Лакедемона, если они прекратят войну против Афитеев, поэтому Лисандр снял осаду и побудил лакедемонян еще больше почитать этого бога. И афитейцы почитают Аммона ничуть не меньше, чем из ливийцев жители Аммонии.

3. Относительно Артемиды Кнагии рассказывают следующее. Говорят, что спартанский уроженец Кнагий участвовал в походе на Афидну вместе с Диоскурами, был в битве взят в плен и, проданный на Крит, был рабом там, где у критян храм Артемиды; через некоторое время он бежал оттуда вместе с девушкой жрицей, которая бежала, захватив изображение < богини>. Поэтому и называется, как они говорят, эта Артемида Кнагией. Но мне кажется, что этот Кнагий прибыл на Крит каким-либо иным способом, а не так, как рассказывают лакедемоняне, так как я вообще не думаю, чтобы под Афидной была битва: ведь Фесей был пленником в области феспротов, а афиняне не все единодушно стояли за него и они склонялись больше на сторону Менесфея. Но даже если допустить, что сражение действительно произошло, кто может поверить, чтобы были взяты пленные из числа победителей, так как их победа была настолько решительной, что была взята и самая Афидна. Но об этом достаточно.

4. Если спускаться из Спарты в Амиклы, то на пути будет река Тиаса. Тиасу считают дочерью Эврота. На берегу этой реки стоит храм Харит: Фаэнны (Блеск) и Клеты (Звук), как называет их и поэт Алкман. Считается, что храм воздвигнут здесь Харитом-Лакедемоном, который дал им и эти имена.

5. В Амиклах есть следующие достопримечательности: на стеле изображен атлет-пентатл (победитель в пяти видах борьбы) по имени Энет. Говорят, что он умер в тот момент, когда он после победы увенчивался венком. Итак здесь есть его изображение, есть затем и медные треножники. Самые древние из них, говорят, являются десятиной добычи, полученной на войне с мессенянами. Под первым треножником стояла статуя Афродиты, под вторым – Артемиды. Как самые треножники, так и рельефы – работы Гитиада. Третий треножник – создание эгинца Каллона; под ним стоит статуя Коры, дочери Деметры. Что же касается Аристандра паросского и Поликлета аргосского, то первый создал женщину, держащую лиру, – предполагают, что это Спарта, – а Поликлет – Афродиту, которая так и называется «Амиклейская богиня». Эти треножники по величине превосходят все другие и поставлены они после битвы при Эгоспотамах.

6. Тут были приношения Батикла из Магнесии, того самого, который создал трон Аполлона-Амиклейского, сделанные им как бы в дополнение к трону, изображения Харит и статуя Артемиды-Левкофрены (I. 26, 4). Чей ученик был этот Батикл и при каком лакедемонском царе был сделан этот трон, я все это опущу, но я сам видел этот трон и опишу то, что я видел на нем.

7. Поддерживают этот трон спереди две Хариты, а сзади – две Горы; налево стоят Ехидна и Тифон, направо – Тритоны. Излагать подробно содержание каждого рельефа на троне было бы скучно для читателей, но я скажу вкратце, так как вообще это произведение хорошо известно, что там изображено: мы видим, как Посейдон и Зевс увлекают Тайгету, дочь Атланта, и ее сестру Алкиону; изображены там и Атлант, и единоборство Геракла с Кикном, и битва Геракла с Кентаврами у Фолы. Но почему Батикл изобразил Фесея ведущим так называемого «Быка Миноса»-Минотавра, связанным и живым, я не знаю. На троне изображена и пляска у феаков, представлен и Демодок, < поющий на пиру>. Изображена и победа Персея над Медузой. Дальше изображается сражение Геракла с одним из гигантов, Фурием, и битва Тиндарея против Эврита; есть там и похищение дочерей Левкиппа. Там изображается, как Диониса, еще юного, несет на небо Гермес, а Геракла ведет Афина, чтобы впредь он жил там вместе с богами. Изображен и Пелей, передающий Ахиллеса Хирону на воспитание, который, как говорят, его и обучал. Тут же Кефал, похищаемый за красоту «Богиней дня» – Гемерой. Вот боги несут на свадьбу Гармонии свои дары. Изображено здесь и единоборство Ахиллеса с Мемноном; дальше Геракл наказывает фракийского < царя> Диомеда, а на реке Эвене – Несса. Вот Гермес ведет на суд к Александру (Парису) трех богинь. Адраст и Тидей прекращают бой между Амфиараем и Ликургом, сына Пронакта. Гера смотрит на Ио, дочь Инаха, уже обращенную в корову, а Афина убегает от преследующего ее Гефеста. Кроме этого тут изображены из подвигов Геракла его битва с Гидрой и как он привел из Ада пса. Тут же Анаксис и Мнасинус, < сыновья Диоскуров>, из которых каждый сидит на своем коне, а Мегапента, сына Менелая, и Никострата несет один конь. Беллерофонт убивает в Ликии чудовище, и Геракл гонит быков Гериона.

8. На верхнем краю трона с обеих сторон на конях – сыновья Тиндарея. Под конями у них изображены сфинксы, а наверх бегут дикие звери, с одной стороны – леопард, с другой, над Полидевком – львица. На самом верху трона изображен хоровод магнесийцев, помогавших Батиклу в создании трона. Если подойти под трон со стороны Тритонов, то там с внутренней стороны изображена охота на калидонского вепря и Геракл, убивающий детей Актора. Тут же Калаис и Зет прогоняют Гарпий Финея. Затем Перифой и Фесей похищают Елену, и Геракл душит льва. Аполлон и Артемида поражают стрелами Тития. Изображена тут битва Геракла с кентавром Орейоном и Фесея с минотавром. Изображены и борьба Геркулеса против Ахедоя и предание о том, как Гера была связана (цепями) Гефеста. Тут изображено и состязание, устроенное Акастом в честь умершего отца, и история Менелая и Протея в Египте, взятая из Одиссеи (IV, 351 и сл. ). И, наконец, Адмет, надевающий ярмо на кабана и льва, и троянцы, приносящие Гектору погребальные жертвы.

XIX

1. То место трона, где должен восседать бог, является не сплошным, но состоит из ряда сидений; около каждого сиденья остается свободное место; среднее сидение – самое обширное из всех и на нем стоит статуя бога.

2. Я не знаю никого, кто измерил бы ее точной мерой, но так, на глаз, можно было бы дать верных тридцать локтей. Это творение не Батикла, но очень древнее и сделанное без всякого искусства. Если не считать того, что эта статуя имеет лицо, ступни ног и кисти рук, то все остальное подобно медной (бронзовой) колонне. На голове статуи шлем, в руках – копье и лук.

3. Пьедестал этой статуи представляет форму жертвенника и говорят, что в нем был похоронен Гиакинф и что во время праздника Гиакинфий еще до жертвоприношения Аполлону они приносят жертвы, как герою, этому Гиакинфу, проникнув в этот жертвенник через медную дверь: эта дверь у жертвенника находится налево.

4. На этом жертвеннике сделаны: одно изображение Бирис в виде рельефа и другое – Амфитриты и Посейдона. Рядом с Зевсом и Гермесом, беседующими между собою, стоят Дионис и Семела, около нее – Ино. На жертвеннике сделаны изображения Деметры, Коры и Плутона, а за ними Мойры и Горы, вместе с ними – Афродита, Афина и Артемида: они ведут на небо Гиакинфа и Полибою, как говорят, сестру Гиакинфа, умершую еще девушкой. Это изображение Гиакинфа уже с бородою, Никий же, сын Никодема, нарисовал его в расцвете юношеской красоты, подчеркивая тем всеми прославленную любовь к нему Аполлона. На жертвеннике сделано изображение и Геракла, которого Афина и другие боги тоже ведут на небо. Есть на жертвеннике изображение дочерей Фестия, изображены и Музы и Горы. Что же касается ветра Зефира и того, что будто бы Гиакинф был убит Аполлоном нечаянно, и сказания о цветке < гиацинте>, то может быть все это было и иначе, но пусть будет так, как об этом говорят.

5. В Амиклах, городе, разрушенном дорянами и с того времени остающемся простым поселком, заслуживает осмотра храм Александры и ее статуя. Амиклейцы говорят, что эта Александра была Кассандрой, дочерью Приама. Там есть и изображение Клитемнестры и так называемый могильный памятник Агамемнона.

6. Из богов местные жители почитают Амиклея и Диониса, очень правильно, по-моему, называя его Псилаком, – словом «псила» доряне называют крылья, а вино поднимает дух у людей и дает полет их мыслям ничуть не меньше, чем крылья птицам. Таковы-то были достопримечательности в Амиклах.

7. Другая дорога ведет к Ферапну; здесь у дороги находится деревянная статуя Афины-Алеи (VIII. 45, 3; II. 17, 7). Прежде чем перейти Эврот, недалеко от берега виднеется храм Зевса-Богатого (Плусия). После перехода через реку встречается храм Асклепия-Котилея; этот храм построил Геракл и назвал этого Асклепия Котилеем-Бедряником, после того как он излечил рану, полученную им в бедро в первой битве против Гиппокоонта и его сыновей. Из всего того, что сооружено по этой дороге, самым древним является храм Ареса; он находится на левой стороне дороги, статую же Ареса, говорят, Диоскуры привезли из Колхиды.

8. Его называют Феритом, от имени Феро; говорят, что она была кормилицей Ареса. Но может быть они называют его Феритом, заимствовав это название от колхов, так как эллины не знают кормилицы Ареса, Феро. Мне же кажется, что это наименование «Ферит» дано Аресу не от имени кормилицы, но потому, что человеку воинственному свойственно в битве не проявлять никакой кротости, подобно тому, как Гомер написал (Илиада, XXIV, 41) относительно Ахиллеса:

«Всякую жалость отверг и как лев о свирепствах лишь мыслит».

9. Название Ферапны произошло от имени дочери Лелега. В этом месте есть храм Менелая, и говорят, что здесь похоронены и Менелай и Елена.

10. Но родосцы не согласны с лакедемонянами и, говорят, что по смерти Менелая, когда Орест еще блуждал, Елена, изгнанная Никостратом и Мегапеитом (III. 18, 13), прибыла на Родос к Поликсо, жене Тлеполема, бывшей ее знакомой: Поликсо была родом из Аргоса и еще раньше, будучи женой Тлеполема, она вместе с ним бежала на Родос. В это время, будучи вдовой, она управляла островом, оставаясь при своем малолетнем сыне. Говорят, что эта Поликсо, желая отомстить Елене за смерть Тлеполема, когда Елена оказалась у нее в руках, подослала к ней, когда она купалась, своих служанок в образе Эринний; эти женщины, захватив Елену, повесили ее на дереве, и поэтому у родосцев есть храм Елены-Древесной (Дендриты).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.