Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПИСАНИЕ ЭЛЛАДЫ 2 страница



3. Агис также не раз во главе войска вторгался в Аттику; это он укрепил Декелею, заняв ее гарнизоном, создав постоянную угрозу афинянам; когда афинский флот был разбит при Эгоспотамах, то Лисандр, сын Аристокрита, и Агис нарушили ту клятву именем богов, которую лакедемоняне публично дали афинянам, и от своего имени, без согласия всего спартанского народа, они внесли на собрании союзников предложение “обрубить у афинян и ветки и корни”. Таковы были особенно замечательные военные подвиги Агиса.

4. Опрометчивое заявление Аристона относительно сына своего Демарата повторил и Агис по отношению к Леотихиду; и ему какой-то злой дух внушил сказать в присутствии эфоров, что он считает Леотихида не своим сыном. Но впоследствии Агиса также охватило раскаяние и, когда его, больного, несли из Аркадии домой и когда он прибыл в Герею, то при большом стечении свидетелей он заявил, что считает Леотихида своим сыном и со слезами умолял их передать эти его слова лакедемонянам.

5. После смерти Агиса Агесилай стал отстранять Леотихида от царства, приводя лакедемонянам на память те слова, которые некогда были сказаны Агисом по поводу Леотихида. Тогда прибыли и аркадяне из Гереи и засвидетельствовали в пользу Леотихида все то, что они слышали из уст умирающего Агиса; однако это препирательство между Агесилаем и Леотихидом было еще более усилено вещанием из Дельф, указывавшем не прямо на них, но гласившим следующее: “Гордая Спарта, смотри, берегись хромоногого царства, Злом чтоб тебе, до сих пор прямоногой, оно не явилось. Долго тебя тогда будут носить нежданные беды В волнах бушующих войн и битв человекогубящих” Леотихид говорил, что это пророчество относится к Агесилаю, так как Агесилай был хромым на одну ногу, Агесилай же обращал его на Леотихида, как на незаконного сына Агиса. Лакедемоняне могли, конечно, в этом случае обратиться за разрешением спора в Дельфы, но они этого не сделали, причиною чего, мне кажется, был Лисандр, сын Аристокрита, употреблявший все усилия на то, чтобы царем был Агесилай.

IX

1. Таким образом царем стал Агесилай, сын Архидама. При нем лакедемоняне решили переправиться в Азию, чтобы воевать с Артаксерксом, сыном Дария: людьми, стоявшими у власти, и особенно Лисандром они были поставлены в известность, что во время войны с афинянами деньги на флот давал им не Артаксеркс, а Кир. Агесилай, получив поручение переправить войско в Азию и стать во главе сухопутной армии, разослал по всему Пелопоннесу, кроме Аргоса, и ко всем остальным эллинам по ту сторону Истма вестников, приглашая их в союзники. Хотя коринфяне очень хотели принять участие в этом походе в Азию, но так как у них внезапно сгорел храм Зевса, носящего название Олимпийского, то они, считая это за дурное предзнаменование, против своего желания, остались дома. Афиняне выставили тот предлог, что после пелопоннеской войны и моровой язвы их государство еще не восстановило своего прежнего благополучия, но главным образом они сохраняли спокойствие потому, что через вестников узнали, что Конон, сын Тимофея, ушел ко двору персидского царя. В Фивы в качестве посла был отправлен Аристоменид, дед Агесилая по матери; он пользовался расположением в Фивах и был одним из тех судей, которые подали голос за то, чтобы, по взятии Платей, оставшиеся в живых платейцы были казнены. Но и фиванцы дали такой же отрицательный ответ, как и афиняне, сказав, что они не придут на помощь.

2. Когда собралось спартанское и союзное войско и флот был готов к отплытию, Агесилай отправился в Авлиду, чтобы принести жертву Артемиде, потому что и Агамемнон, умилостив богиню, двинулся оттуда походом против Трои. Агесилай считал, что он является царем более цветущего и могущественного государства, чем царь Агамемнон, и что, подобно Агамемнону, он является вождем всей Эллады; он льстил себе мыслью, что победить Артаксеркса и овладеть всеми богатствами Персии будет более славным подвигом, чем разрушить владычество Приама. Когда он уже приносил жертву, явились сюда фиванцы с оружием в руках; они сбросили с алтаря уже горевшие бедра жертвенных животных, а его самого (они) прогнали из храма. Агесилай был очень обижен, что ему не дали окончить жертвы; тем не менее он перешел в Азию и двинулся на Сарды.

3. Лидия составляла тогда самую важную часть нижней (Малой) Азии и (ее столица) Сарды отличалась своим богатством и пышностью среди всех городов; они были резиденцией сатрапа Приморской области так же, как Сузы были резиденцией самого персидского царя. Битва с Тиссаферном, сатрапом ионийских областей, произошла на равнине Герма, и Агесилай победил и персидскую конницу и пехоту, собранных тогда в большем количестве, чем когда-либо, за исключением похода Ксеркса и еще раньше Дария, когда первый повел войско на скифов, а другой – на Афины. Лакедемоняне, восхищенные энергией и блеском образа действий Агесилая, охотно сделали его начальником и над флотом, но он поставил во главе триэр Пейсандра, а на сестре Пейсандра был женат Агесилай, – сам же энергично продолжал войну на суше. Но какой-то бог позавидовал ему и не дал ему довести свои планы до конца.

4. Когда Артаксеркс узнал об этих сражениях, в которых победителем остался Агесилай, и что он продолжает двигаться вперед, сметая все на своем пути, он приговорил Тиссаферна к казни, хотя раньше Тиссаферн оказал ему большие услуги, и сатрапом Приморской области послал Тифравста, человека очень умного и к тому же очень не любившего лакедемонян. Когда он прибыл в Сарды, он сейчас же придумал средство, как заставить лакедемонян отозвать войско из Азии. Он отправил в Элладу родосца Тимократа с крупной суммой денег, поручив ему возбудить войну против лакедемонян в Элладе. Им были подкуплены, как говорят, из аргосцев Килон и Содам, в Фивах – Андроклид, Исмений и Амфифемис: приняли в этом участие и афиняне – Кефал и Эпикрат, а также те из коринфян, которые сочувствовали аргосцам, – Полиант и Тимолай. Открыли военные действия локры из Амфиссы. У локров была на границе спорная земля с фокейцами; когда наступило время жатвы, то локры, по наущению фивян, сторонников Исмении, сжали хлеб и угнали добычу. Тогда фокейцы всем народом ворвались в Локриду и опустошили страну. В свою очередь локры призвали своих союзников фивян и разграбили Фокиду.

5. Фокейцы отправились с жалобой на фивян в Лакедемон и указали, что они перетерпели от них. Лакедемоняне решили начать войну против фивян, выставляя против них и другие жалобы, а главным образом то оскорбление, которое они нанесли Агесилаю в Авлиде при жертвоприношении. Узнав заранее о таком решении лакедемонян, афиняне отправили в Спарту посольство с предложением не поднимать оружия против Фив, а разрешить судом те обвинения, которые тут выставляются, но лакедемоняне с гневом отослали назад это посольство. То, что последовало затем, а именно о походе лакедемонян и о смерти Лисандра, я изложил в рассказе о событиях жизни Павсания (III. 5, 3).

6. Начавшись с похода лакедемонян на Беотию, эта, так называемая, Коринфская война стала расширяться все больше и больше. Вследствие такой необходимости Агесилай должен был отвести назад свое войско из Азии. Когда он переправился из Абидоса с флотом в Сест и, пройдя Фракию, прибыл в Фессалию, то здесь фессалийцы, стараясь сделать приятное фивянам, хотели задержать Агесилая в его дальнейшем движении; кроме того, у них с давних пор было какое-то дружеское расположение к афинскому государству.

7. Разбив их конницу, Агесилай прошел через всю Фессалию и вновь, пройдя через Беотию, он победил при Короне фивян и все войско их союзников. Когда, (потерпев поражение), беотийцы обратились в бегство, то некоторые из воинов бежали в храм Афины, называемой Итонии. Хотя Агесилай был ранен в этом сражении, но, несмотря на это, он не нарушил права молящих о защите.

X

1. Немного спустя те, кто был изгнан из Коринфа за свое расположение к спартанцам, устроили истмийские игры. Устрашенные присутствием Агесилая, остальные жители Коринфа тогда сохраняли спокойствие. Но не успел Агесилай сняться с войском из-под Коринфа и направиться в Спарту, как и коринфяне вместе с аргосцами стали справлять истмийские игры. Агесилай вновь вернулся к Коринфу с войском; так как наступал праздник Гиакинфий, то он отпустил амиклейцев домой совершить установленные празднества в честь Аполлона и Гиакинфа. На эту часть войска на пути напали афиняне под начальством Ификрата и перебили их.

2. Агесилай ходил также и в Этолию на помощь этолийцам, которых сильно теснили акарнанцы, и заставил акарнанцев прекратить войну, хотя они уже были готовы захватить Калидон и другие этолийские города.

3. Позднее он плавал и в Египет, чтобы помочь египтянам, когда они отпали от персидского царя. И в Египте Агесилай совершил много подвигов, достойных памяти. Он был уже стариком и во время этого похода его постигла неизбежная для всех судьба (смерть). Когда его труп был привезен в Спарту, лакедемоняне похоронили его, воздав ему почести большие, чем какому-либо другому царю

4. В царствование Архидама, сына Агесилая, фокейцы захватили святилище в Дельфах. Это вызвало у них войну с фивянами; на помощь фокейцам в этой войне явилось прежде всего войско, набранное фокейцами самостоятельно на средства, вырученные ими от (захваченных) сокровищ; кроме того, им на помощь открыто, от имени своих государств, явились лакедемоняне и афиняне; последние вспомнили о каком-то старинном одолжении, оказанном им фокейцами; с своей стороны и лакедемоняне выставляли предлогом свою дружбу к фокейцам, на самом же деле их скорей побуждала ненависть, как мне кажется, к фивянам. Феопомп, сын Дамасистрата, говорит, что сам Архидам участвовал в разделе этих сокровищ и что жена Архидама, Дейниха, получая подарки от влиятельных среди фокейцев лиц, благодаря им, склоняла Архидама к такому союзу. Принять подарки из священных сокровищ и защищать людей, ограбивших самый знаменитый из храмов божественного вещания, я не считаю делом похвальным, но вот что служит к чести Архидама: когда фокейцы решили всех взрослых жителей Дельф перебить, детей и жен продать в рабство, а самый город разрушить до основания, то только вмешательству Архидама дельфийцы обязаны, что избегли ужасной участи, грозившей им со стороны фокейцев.

5. Впоследствии Архидам переправился в Италию, чтобы подать помощь тарентинцам в их войне с соседними варварами. Там он был убит варварами, а что его тело не удостоилось погребения < в царской гробнице>, этому был виною гнев Аполлона.

6. Старшему сыну этого Архидама, Агису, было суждено умереть в битве против македонян и Антипатра, младший же сын его, Эвдамид, царствовал у лакедемонян и при нем они пользовались миром. Что же касается Агиса, сына Эвдамида, и Эвридамида, сына Агиса, я говорил о них там, где я писал о Сикионе (II. 8, 4; 9, 1).

7. Если итти по дороге, ведущей от приграничных Гермов, то вся эта местность покрыта дубами; называется эта местность Скотита (Мрачная) – не от мрачной тени растущих здесь деревьев, но потому, что Зевс носит здесь наименование Скотита; и если повернуть с прямой дороге налево, то стадиях приблизительно в десяти находится и храм Зевса-Скотита. Если вернуться назад отсюда пройти немного дальше и вновь повернуть налево, то тут есть статуя Геракла и трофей; говорят, что его поставил Геракл, убив Гиппокоонта и его детей.

8. Третий поворот с прямой дороги направо ведет к Кариям и к храму Артемиды. Кари – местность, посвященная Артемиде и Нимфам, и тут под открытым небом стоит статуя Артемиды-Кариатидской; тут Лакедемонские девушки каждый год устраивают хоры и у них есть местный установленный танец.

9. Если вернуться назад и идти по большой дороге, то встретятся развалины Селассии; ее жителей, как я писал раньше (II, 9, 2), ахайцы продали в рабство, победив в сражении лакедемонянин и их царя Клеомена, сына Леонида.

10. В Форнаке, куда приходишь, идя дальше, есть статуя Аполлона-Пифаея, сделанная так же, как и статуя в Амиклах. Какого она вида, я опишу при рассказе о последней (III, 19, 2). Для лакедемонян самой славной и замечательной была та статуя Аполлона, которая находилась в Амиклах, так что и то золото, которое лидийский царь Крез прислал в дар этому Аполлону-Пифаею, было употреблено на украшение статуи в Амиклах.

XI

1. Если итти далее от Форнака, то на пути встретится город, называвшийся прежде Спартой, с течением же времени присвоивший себе наименование также и Лакедемона; до тех пор это название относилось только к области. В той части моего повествования, где я описывал Аттику, чтобы установить основной принцип своего рассказа, я сказал, что буду говорить не обо всем подряд, но, выбрав лишь то, что наиболее заслуживает упоминания. То же самое я повторю и перед тем, как приступить к описанию Спарты. Я с самого начала в своем изложении решил выбрать наиболее достойное упоминания из того многого и не стоющего передачи, что каждый народ рассказывает о самом себе. Так как этот план был мною хорошо продуман, то незачем его нарушать.

2. У лакедемонян, занимающих Спарту, наиболее заслуживают осмотра главная площадь, здание совета старейшин и правительственные учреждения на площади, где собираются эфоры и законохранители и так называемые Бидиеи. Совет старейшин (герусия) является важнейшим собранием у лакедемонян, ведающим государственной жизнью, все остальные являются лишь исполнительной властью. Для эфоров и для Бидиеев установлено число по пяти, для тех и других; последние ведают устройством состязаний для юношей как в местности, так называемой «Под платанами», так и в других местностях; эфоры же ведают всеми остальными важнейшими делами и из своей среды выбирают эпонима, по имени которого называется год, подобно тому как у афинян есть один архонт-эпоним из так называемых девяти архонтов.

3. Самым замечательным сооружением на площади является тот портик (стоа), который называют персидским и который сооружен из мидийской добычи, но с течением времени он превратился в величественное и великолепное здание, каким он является теперь. На колоннах стоят статуи персов из белого мрамора, в числе их статуя Мардония, сына Гобрия. Изображена и Артемисия, дочь Лигдама, царствовашая на (острове) Галикарнасе; говорят, что она добровольно отправилась походом на Элладу вместе с Ксерксом и отличалась своей доблестью в битве при Саламине.

4. На площади стоят храмы: один – Цезарю, который первым из римлян пожелал стать единодержавным монархом и первый установил теперешнюю форму правления; второй сооружен в честь Августа, его сына, который еще тверже укрепил императорскую власть и по своему достоинству и могуществу далеко превзошел своего отца. (Его имя … Август, которое на эллинском языке может передаваться «Себастос» – Священный).

5. Возле жертвенника Августа показывают медную бронзовую статую Агия. Говорят, этот Агий предсказал Лисандру, что он победит и захватит флот афинян при Эгоспотамах, кроме десяти триэр: эти бежали на Кипр, все же остальные, и корабли и их экипаж, были захвачены лакедемонянами. Этот Агий был сыном Агелоха, внуком Тисамена.

6. Тисамену, бывшему из рода Иамидов в Элиде, было предсказано, что он победит в пяти славнейших состязаниях. Поэтому он стал упражняться в пентатле (пять объединенных видов состязяния), но, выступив на олимпийских играх, он был побежден: в беге и прыганьи он победил Иеронима с Андроса, но был им побежден в борьбе и таким образом, обманувшись в надежде на победу, он понял, что означало пророчество, а именно, что бог дает ему возможность и предсказать и самому участвовать как победителю в пяти военных состязаниях. Так как лакедемоняне знали и слыхали раньше, что Пифия предсказала Тисамену, то они убедили Тисамена переселиться из Элиды и быть пророком-толкователем для всей общины спартанцев; и вместе с ними Тисамен пять раз победил в военных состязаниях: первый раз при Платеях против персов, второй раз при Теге, когда у лакедемонян произошло сражение с тегеатами и аргосцами, затем при Дипеях, когда выступили против них все аркадяне, кроме мантинейцев – Дипеи был маленьким городком аркадян в области Меналии; в четвертый раз он сражался с теми из илотов, которые отпали и ушли в Итому (из Истма) < после землетрясения>; тогда отпали не все илоты, но только мессенцы, отделившиеся от древних илотов; мой рассказ скоро дойдет до этих событий (IV, 24, 2). Тогда лакедемоняне разрешили по договору уйти этим илотам, послушавшись Тисамена и вещего слова из Дельф. Наконец Тисамен предсказал им битву с аргосцами и афинянами при Танагре. Вот что я узнал о Тисамене.

7. У спартанцев на площади стоят статуи Аполлона-Пифаея, Артемиды и Латоны. Все это место называется «Хором», потому что в день Гимнопедий (Обнажение юношей), – а этот праздник Гимнопедий больше чем какой-либо другой любим лакедемонянами – в этом месте юноши эфебы устраивают хоровые пляски в честь Аполлона.

8. Недалеко отсюда храм Геи (Земли) и Зевса – Покровителя рынков (Агорея), равно и храм Афины – Покровительницы рынков и Посейдона, которого называют «Заступником», затем опять храм Аполлона и Геры. Тут же стоит и огромная статуя «Народа спартанского». Есть у лакедемонян и храм богинь судьбы (Мойр), а около него могила Ореста, сына Агамемнона: его кости, перенесенные сюда из Тегеи, согласно предсказанию, были похоронены здесь. Около могилы Ореста – статуя Полидора, сына Алкамена, которому из всех царей они воздали столь высокую честь, что их начальники, когда нужно прикладывать (государственную) печать, ставят везде, где нужно, печать с изображением Полидора. Есть у них здесь и Гермес – Покровитель рынков, несущий на руках мальчика Диониса, и так называемые древние эфореи (здание эфората) и в них могильный памятник Эпименида из Крита и Афарея, сына Периэра. Что касается Эпименида, то мне кажется более вероятным то, что лакедемоняне рассказывают о нем, чем то, что говорят аргосцы. Там, где храм Мойр (богинь Судьбы), у лакедемонян находится (храм) Гестии, Зевса – Покровителя иноземцев (Ксения) и Афины-Ксении (Покровительницы иноземцев).

XII

1. Если итти с площади по дороге, которая называется Афетаида (Выпускная), то здесь встретится здание, называемое Боонета (Купленное за быков). По ходу рассказа мне нужно сначала объяснить, откуда пошло название улицы. Говорят, что Икарий устроил для женихов Пенелопы состязание в беге; что на нем победил Одиссей – это всем известно; бежать же их выпускали, как говорят, по этой дороге Афетаиде. Мне кажется, что Икарий устроил это состязание в беге, подражая Данаю.

2. Данай придумал это для своих дочерей… и так как никто не хотел брать их в жены вследствие совершенного ими преступления, то Данай разослал извещение, что он, не требуя свадебных даров, выдаст их замуж, кто кому из них понравится за красоту; когда пришло несколько мужчин, он устроил им состязание в беге, и кто из них пришел первым, тому было предоставлено выбирать первому, а за ним второму и в таком порядке до последнего; оставшиеся же девушки должны были ожидать другого прибытия женихов и другого состязания в беге.

3. На той же дороге, как мною уже сказано, находится здание, называемое Боонета. Это был дом царя Полидора; когда Полидор умер, дом был куплен у его жены с условием уплаты ей быками. Тогда не было ни серебряной, ни золотой монеты, но по древнему обычаю платили быками, рабами или необделанными кусками серебра и золота. Ведь и те, кто плавает в Индию, говорят, что за эллинские товары индийцы в обмен дают разные вещи, но (чеканных) монет не знают, несмотря на то, что у них обилие золота и имеется много меди.

4. За зданием Бидиеев, на противоположной стороне улицы, стоит храм Афины; говорят, что Одиссей, победив в беге женихов Пенелопы, воздвиг здесь Афине статую и назвал ее Келевфией – Богиней дорог. Он основал три храма Афины-Келевфии, на некотором расстоянии один от другого. Если итти дальше по Афетаиде, то встречаются святилища героев – Иопа, жившего, как думают, во времена Лелега или Милета, и Амфиарая, сына Оиклеева; считают, что это последнее святилище построили Амфиараю, как своему двоюродному брату, дети Тиндарея; есть святилище и самому Лелегу.

5. Недалеко то них – священный участок Посейдона – его именуют Тенарийским. Невдалеке – изображение Афины, которое, говорят, посвятили те, которые выселились в Италию, в Тарент. О той же местности, которая называется «Элленион», рассказывают, что здесь собрались для совещания о том, как организовать сопротивление, те из эллинов, которые готовились защищаться против Ксеркса, шедшего на Европу. Есть и другой рассказ, что здесь совещались, решившие двинуться походом против Илиона ради Менелая; говорят, они совещались здесь, как им переплыть в Трою и как наказать Александра за похищение Елены.

6. Вблизи Эллениона показывают могилу Талфибия, но и в ахейских Эгиях тоже показывают на площади могилу, говоря, что и это могила Талфибия. Гнев этого Талфибия за убийство тех вестников, которые были посланы (персидским) царем Дарием в Элладу с требованием «земли и воды» (в знак покорности), проявился против всего лакедемонского народа, в Афинах же он обратился на одно лицо и поразил дом одного только человека, Мильтиада, сына Кимона. Виновником убийства афинянами пришедших в Аттику послов и был Мильтиад.

7. Есть у лакедемонян и жертвенник Аполлону-Акриту, есть и святилище Геи-Земли, которое они называют Гасептом; дальше за ним – Аполлон-Малеатский. На самом конце Афетаиды, рядом со стеною, находится святилище Диктинны и царские гробницы так называемых Эврипонтидов. Около Эллениона – святилище Арсинои, дочери Левкиппы и сестры жен Полидевка и Кастора. Около так называемых Фрурий (Сторожевой пост) есть храм Артемиды, а немного дальше сооружен могильный памятник прорицателям из Элиды, так называемым Иамидам. Есть тут святилище и Марона и Алфея: это те из лакедемонян, которые участвовали в сражении при Фермопилах и о которых говорят, что, после Леонида, они сражались лучше всех лакедемонян. Святилище Зевса – «Обращающего в бегство» (Тропея) доряне воздвигли, победив на войне тех из ахейцев, которые в те времена владели Лаконской землей, также и амиклейцев. Святилище «Великой матери» почитается у них больше, чем какое-либо другое. За ним стоят святилища героям: Ипполиту, сыну Фесея, и Авлону из Аркадии, сыну Тлесимена; Тлесимена одни считают сыном Парфенопея, сына Меланиона, другие же братом.

8. С площади ведет и другая улица, вдоль которой у них сооружена (галлерея), так называемая «Скиас» (Тенистая), где они и сейчас собираются на собрания. Говорят, что творцом этой Скиады является Феодор из Самоса, который первый изобрел способ плавить железо и лить из него статуи. Тут лакедемоняне повесили кифару Тимофея из Милета, осудив его за то, что он к семи прежним струнам нашел нужным для своей игры на кифаре прибавить еще четыре новых струны.

9. Около Скиады находится круглое здание, а в нем – статуи Зевса и Афродиты, носящие название «Олимпийских»; говорят, что это здание построил Эпименид, но о нем они рассказывают не согласно с аргивянами (II, 21, 3), поскольку они утверждают, что никогда не воевали с жителями Кноса.

XIII

1. Поблизости находится могила Кинорта, сына Амикла; есть и могильный памятник Кастора, а над ним сооружено святилище; говорят, что только сорок лет спустя после сражения с Идой и Линкеем (II, 25, 4), во всяком случае, не ранее этого срока, сыновья Тиндарея были признаны богами. Около Скиады показывают также могилу Иды и Линкея. Вполне естественно, конечно, предположить, что они были похоронены в Мессении, а не здесь, но несчастия мессенцев и долгое время, которое они, как изгнанники, провели вне Пелопоннеса, сделали то, что после их возвращения впоследствии они не могли восстановить в памяти многие факты древней истории своей страны; а так как они сами уже точно не знали о памятниках своей старины, то для желающих было вполне возможно предъявлять на них свои права.

2. Напротив храма Афродиты Олимпийской у лакедемонян находится храм Девы Спасения (Коры); построил его, по словам одних, фракиец Орфей, по рассказам других, – Абарис, пришедший от Гипербореев (Геродот, IV, 36). Что касается Карнея, которого именуют «Домашним», то он почитался в Спарте еще раньше возвращения Гераклидов; он имел алтарь в доме прорицателя Крия, сына Феокла. С дочерью этого Крия, черпавшей воду, встретились разведчики дорян, вступили с ней в разговор и, придя в дом Крия, получили от него указания, как взять Спарту.

3. Почитание Аполлона Карнейского установлено у всех дорян со времени Карна, родом из Акарнании, пророчествовавшего в силу дара, полученного от Аполлона; когда этот Карн был убит Гиппотом, сыном Филанта, то все войско дорян поразил гнев Аполлона; Гиппот вследствие этого убийства должен был отправиться в изгнание, а у дорян с этого времени установлено умилостивлять акарнанского прорицателя. Но для лакедемонян не этот Аполлон Карнейский является «Домашним», а то божество, которое, когда еще ахеяне занимали Спарту, было почитаемо в доме прорицателя Крия. У Праксиллы в ее поэмах есть указание, что Карней является сыном Европы и Зевса и что его воспитали Аполлон и Латона. Но о нем есть и другое сказание: для постройки деревянного коня эллины срубили росшие на горе Иде, около Трои, в священной роще Аполлона, кизелевые деревья (кранеи); узнав, что бог гневается за это на них, они жертвами умилостивляют Аполлона и дают ему наименование Карнея, по названию этих деревьев «краней», переставив эту букву «ро», что может быть было особенностью их древнего языка.

4. Недалеко от < храма Аполлона> -Карнейского находится статуя < Аполлона> Афетия-Пускающего; говорят, что отсюда было начало бега женихов Пенелопы. Есть тут и четырехугольное пространство, окруженное портиками, где в древности у них продавались мелкие товары. Возле него находится алтарь Амбулия и Афины Амбулии, а также Диоскуров, тоже Амбулиев.

5. Напротив находятся площадь, называемая «Колона», и храм Диониса Колонатского, а рядом с ними участок героя, который, как говорят, указал дорогу в Спарту Дионису. И этому герою женщины, называемые Дионисиадами и Левкиппиадами, приносят жертвы раньше, чем самому богу.., что же касается остальных одиннадцати женщин, которых тоже называют Дионисиадами, то для них они устраивают состязание в беге. Указание совершать все это они получили из Дельф. Недалеко от храма Диониса находятся святилище Зевса Дарующего попутный ветер, а направо от него святилище героя Плеврона; в своих поэмах Асий говорит, что Фестий, отец Леды, был сыном Агенора и внуком Плеврона.

6. Недалеко от этого святилища героя находится холм, а на холме храм Геры Аргивской; говорят, что его основала Эвридика, дочь Лакедемона, жена Акрисия, сына Абанта. Храм же Геры (Покровительницы) выстроен согласно божьему вещанию, когда Эврот залил у них большую часть страны. Древнее деревянное изображение они называют статуей Афродиты-Геры; у них постановлено, чтобы матери приносили жертвы богине за своих дочерей при вступлении их в брак.

7. Направо от холма находится изображение Гетоймокла. Самим Гетоймоклом и его отцом Гиппосфеном были одержаны победы в борьбе на олимпийских играх; оба вместе они одержали одиннадцать побед, причем Гиппосфену удалось одержать на одну победу больше сына и тем превзойти его.

XIV

1. Если с площади итти на запад, то мы увидим, что тут сооружен кенотаф (пустая могила без трупа) в честь Брасида, сына Теллида. Недалеко от могилы находится замечательный, заслуживающий осмотра театр из белого мрамора. Напротив театра по другую сторону – надгробные памятники: один – Павсанию, начальствовавшему в битве при Платеях, второй – Леониду; каждый год около них произносятся речи и устраиваются состязания, участвовать в которых не разрешается никому, кроме спартанцев. Кости Леонида лежат здесь потому, что сорок лет… спустя Павсаний их нашел и перенес из-под Фермопил. Тут же стоит и доска с именами всех тех, кто выдержал бой при Фермопилах против персов; при их именах стоят также и имена их отцов.

2. Есть в Спарте место, которое называется Феомелидой. В этом месте города находятся могилы царей из рода Агиадов, а поблизости – так называемая «Лесха Кротанов» (Место собрания Кротанов), а Кротаны являются частью Питанатов. Недалеко от «Лесхи» находится святилище Асклепия, так называемое «В Агиадах». Если итти дальше, то будет памятник Тенара, и, говорят, что мыс, вдающийся в море, получил от него свое название. Здесь есть также храмы богов Посейдона – Воспитателя коней (Гиппокурия) и Артемиды-Эгинеи, а если повернуть назад к «Лесхе», то будет храм Артемиды-Иссории, называемой также Лимнией (Владычицей вод), но это, собственно, не Артемида, а Бритомартис критян; что касается ее, то ее история у меня рассказана при описании Эгины (II. 30, 3).

3. Рядом с теми надгробными памятниками, которые поставлены Агиадам, можно увидеть стелу, а на ней написаны названия тех побед, которые одержал лакедемонянин Хионис в беге, в разных местах и на олимпийских играх. Здесь он одержал семь побед – четыре в простом беге, остальные в беге туда и обратно, но бега со щитом при окончании состязаний еще пока не было. Говорят, что этот Хионис участвовал вместе с Баттом из Феры в походе и вместе с ним основал Кирену и покорил соседних ливийцев.

4. Храм Фетиды, говорят, был создан по следующему поводу: во время войны с отпавшими от Спарты мессенцами, спартанский царь Анаксандр, вторгшись в Мессению, захватил много пленниц, в их числе Клео, которая была жрицей Фетиды. Жена Анаксандра (Леандрис) выпросила эту Клео у Анаксандра, и, найдя у нее деревянное изображение Фетиды, она вместе с ней основала храм богини: Леандрис сделала это на основании какого-то сна. Теперь это деревянное изображение Фетиды хранят в недоступном < для непосвященных> тайнике.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.