Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПИСАНИЕ ЭЛЛАДЫ 5 страница



8. Недалеко от «Тайной гавани» находится достойный осмотра театр, очень похожий на эпидаврский и по величине и по всему своему внешнему виду. Позади этого театра одной стороной к нему пристроен стадий; он прилегает к самому театру и они взаимно служат друг другу опорой.

XXX

1. Недалеко друг от друга стоят храмы: один - Аполлона, другой - Артемиды и третий из них - Диониса. Аполлону поставлена деревянная статуя в виде обнаженной фигуры местного изделия; на Артемиде, равно как и на Дионисе, - одежда; Дионис изображен с бородой. Святилище Асклепия находится в другом месте, не здесь; статуя его в позе сидящего сделана из мрамора.

2. Из богов эгинеты чтут больше всего Гекату и каждый год совершают таинства в честь Гекаты; они говорят, что эти таинства установил у них фракиец Орфей. Храм Гекаты находится внутри ограды. Деревянное ее изображение, работы Мирона, имеет одно лицо и одно тело. Как мне кажется, впервые Алкамен создал Гекату в виде трех соединенных друг с другом статуй; афиняне называют эту Гекату " Хранительницей крепости" (Этинергидия); она стоит у храма " Бескрылой победы".

3. Если в Эгине итти на гору Всеэллинского-Зевса, то встречается храм Афайи, в честь которой Пиндар написал эгинетам свою оду. Критяне рассказывают, - а это предание у них местного происхождения, - что у Карманора, очистившего Аполлона от убийства Пифона, был сын Эвбул и что от Зевса и Кармы, дочери Эвбула, родилась Бритомартис, что она любила бег и охоту и была особенно дорога Артемиде; убегая от влюбленного в нее Миноса, она бросилась (в море), где были расставлены сети для ловли рыбы. Артемида сделала ее богиней, и ее чтут не только критяне, но и эгинеты, говоря, что Бритомартис появляется у них на острове. Поэтому у эгинетов ее зовут Афайя и на Крите - Диктинна (Ведающая сетями).

4. Кроме святилища Зевса-Всеэллинского, на горе нет ничего другого, заслуживающего внимания, а это святилище, как говорят, воздвиг в честь Зевса Эак.

5. Что же касается рассказов о (божествах) Авксесии и Дамии, о том, как над Эпидавром не было дождя, как по вещанию бога были сделаны эти деревянные статуи из оливкового дерева, взятого у афинян, как жители Эпидавра перестали выплачивать афинянам, что следовало по договору за то, что эгинеты владели этими статуями, и как афиняне, отправившиеся в Эгину, чтобы овладеть ими, бесславно погибли, - обо всем этом подробно и очень обстоятельно рассказал Геродот (V. 82-83), и я не имею в виду писать о том, о чем уже было так хорошо сказано, только прибавлю, что я сам видел эти статуи и принес им жертвы так, как принято приносить жертвы в Элевсине.

6. Да будет достаточно этого рассказа для памяти об Эгине; все, что я изложил, я сделал ради Эака и его деяний. С областью Эпидавра граничит Трезен; его жители, как, впрочем, и многие другие, любят хвалиться своей родной страной. Они говорят, что первым человеком, родившемся в их земле, был Ор, но мне по крайней мере кажется, что имя Ора - египетское и никак не эллинское - как бы то ни было, они говорят, что он царствовал у них и что их земля по его имени называлась Ореей, а когда после Ора власть над страной принял Алфеп, сын Посейдона и дочери Ора Леиды, то он назвал эту страну Алфепией. Во время его царствования Афина и Посейдон, по их словам, вступили в спор за обладание этой страной, но, несмотря на спор, владеют ею сообща: так им приказал Зевс. Поэтому они чтут Афину под именем " Градохранительницы" (Полиады) и " Могучей" (Сфениады), а Посейдона под названием " Царя". И на древних монетах у них стоит изображение: трезубец и голова Афины.

7. После Алфепа царем стал Сарон. Говорят, что он воздвиг храм Артемиде-Саронидской у моря болотистого и настолько мелкого, что его поэтому называют Псифайским болотом. Сарон очень любил охотиться; и вот однажды, заметив лань, он стал преследовать ее; спасаясь от него, она в бегстве бросилась в море, а вслед за ней бросился и он. Лань уплыла далеко от берега, а Сарон, не желая упустить добычу, вошедши в азарт, погнался за ней и очутился в открытом и глубоком море; там он попал в тяжелое положение, волны стали его захлестывать, и он утонул. Его труп был выброшен у болота Псифай, и они похоронили его в роще Артемиды внутри священной ограды, и с этих пор болотистую часть моря в этом месте они стали вместо Псифай называть Сароническим заливом. Кто затем царствовал, они не знают вплоть до воцарения Гиперета и Анфа; о них же они рассказывают, что они были сыновьями Посейдона и Алкионы, дочери Атланта, и что они основали в этой стране города Гиперею и Анфию; что Аэтий, сын Анфа, приняв власть от отца и дяди, переименовал последний город в Посидониаду.

8. Когда же к Аэтию пришли Трезен и Питфей, то вместо одного царя стало три, причем преимущество было на стороне сыновей Пелопса (а не Аэтия). Это видно из следующего: когда Трезен умер, то Питфей соединил Гиперейю с Анфией, свел население в нынешний город и назвал его по имени брата Трезеном. Много лет спустя потомки Аэтия, сына Анфа, отправились из Трезена для основания колонии и основали в Карии Галикарнас и Минд. А сыновья Трезена, Анафлист и Сфетт, переселились в Аттику, и (два афинских) дема получили от них свои названия. Что же касается Фесея, сына дочери Питфая, то это все так хорошо известно, что о нем я писать не буду.

9. Мне нужно указать еще вот на что. После возвращения Гераклидов, и трезенцы [подобно другим городам] приняли к себе как сограждан дорян, пришедших из Аргоса, так как и раньше трезенцы были подвластны аргосцам: Гомер в своем " Каталоге" (Илиада, II, 561 и сл. ) говорит, что над ними властвовал Диомед. А ведь Диомед и Эвриал, сын Мекистея, являясь опекунами Кианиппа, сына Эгиалея, были вождями аргосцев под Троей. Сфенел, как я указал выше (XVIII, 5), был из более знатного рода, так называемых Анаксагоридов, и ему собственно и должна была принадлежать царская власть над Аргосом. Вот все, что относится к истории Трезена, если не говорить о тех колониях, которые были ими основаны. Теперь я перейду к описанию сооруженных тут храмов и всех остальных достопримечательностей.

XXXI

1. На площади Трезена находится храм со статуей Артемиды-Спасительницы. Говорят, что его соорудил Фесей и назвал богиню " Спасительницей" после того, как он, победив Астериона, сына Миноса, вернулся с Крита. Этот подвиг считается для него самым замечательным из всех, им совершенных, не столько потому, как мне лично кажется, что Астерион превосходил храбростью всех противников, убитых Фесеем, сколько потому, что, сумев найти выход из Лабиринта и незаметно бежать после такого совершенного им подвига, Фесей доказал вполне убедительно, что руководимый лишь божьим промыслом, спасся и он сам и его сотоварищи.

2. В этом храме находятся жертвенники богов, так называемых владык подземного царства. И говорят, что сюда была приведена Дионисом (его мать) Семела из подземного царства и что будто сюда привел Геракл пса из Аида. Я лично убежден, что Семела, будучи женой Зевса, никогда вообще не умирала, а что касается так называемого адского пса, то какого мнения держусь я об этом, я расскажу в другом месте (III. 25, 5-6).

3. Позади храма находится надгробный памятник Питфея и на нем три трона из белого мрамора. Говорят, что с этих тронов производил суд Питфей и с ним еще двое судей.

4. Недалеко отсюда - храм муз. Говорят, его построил Ардал, сын Гефеста; они полагают, что тот же Ардал изобрел флейту, и они называют муз по его имени ардалидами. Говорят, что здесь Питфей учил красноречию и что Питфей написал книгу, которую (впоследствии) издал один эпидавриец и которую я сам читал.

5. Недалеко от храма муз находится древний жертвенник, тоже, как говорят, воздвигнутый Ардалом. На нем приносят жертвы музам и сну, говоря, что сон является богом, наиболее расположенным к музам.

6. Поблизости от театра стоит храм Артемиды-Ликейской (Волчьей); построил его Ипполит. Относительно прозвища я ничего не мог узнать у местных специалистов, но предполагаю, что или Ипполит прогнал волков, много вредивших Трезенской области, или что такое прозвище Артемиды существовало у амазонок, от которых он происходил по матери, а может быть есть какое-либо иное основание, мне неведомое.

7. Перед храмом находится камень, считающийся священным, на котором некогда девять трезенских мужей производили очищение Ореста от убийства матери.

8. Недалеко от храма Артемиды-Ликейской находятся жертвенники, отстоящие друг от друга на небольшом расстоянии. Первый из них - Диониса, в силу какого-то прорицания получивший прозвище " Искупителя" (Саота); второй называется жертвенником Фемид (Законов); как говорят, его воздвиг Питфей; третий, по всей вероятности, они воздвигли в честь Гелиоса-Освободителя, избегнувши рабства, грозившего им со стороны Ксеркса и персов.

9. Храм Аполлона-Феария (Ясновидящего) воздвиг, как говорят, Питфей; из всех, какие я только знаю, он - самый древний. И у фокейцев в Ионии есть древний храм Афины, который некогда сжег мидянин Гарпаг; и у самосцев есть древний храм Аполлона-Пифийского, но надо сказать, что они построены гораздо позже трезенского. В нем еще до сих пор находится статуя бога, приношение Авлиска, работы Гермона из Трезена. Тому же Гермону принадлежат деревянные статуи Диоскуров.

10. В портике (стое) на площади находятся изображения женщин и детей; и те и другие сделаны из мрамора. Это те женщины и дети, которых афиняне отдали под защиту трезенцам, когда они решили отплыть из города и не ожидать нападения мидийцев на суше. Разумеется, это изображения не всех женщин, их тут немного, а только тех, которые выдавались своим достоинством; им только и поставлены эти статуи.

11. Против храма Аполлона есть здание, называемое палаткой Ореста. Прежде чем он не очистился от крови матери, никто из трезенцев не хотел принять его к себе в дом; поместивши его здесь, они совершали над ним обряды очищения и кормили его до тех пор, пока он, освободившись от тяготевшей на нем скверны, не стал чистым. И до сих пор потомки, совершившие над ним очищение в определенные дни, устраивают тут обед. Говорят, что из очистительных жертв, которые были зарыты недалеко от палатки, вырос лавр, который существует еще и в наше время, тот самый, который растет перед этой палаткой. Рассказывают, что Ореста очищали различными способами, между прочим и водою из " Источника коня" (Иппокрены).

12. И у трезенцев есть источник, называемый " Источником коня" (Иппокреной), и сказание о нем ничем не отличается от беотийского. Они говорят, что вода появилась из недр земли там, где конь Пегас ударил копытом по земле. Рассказывают, что Беллерофонт приходил в Трезен, чтобы просить себе в жены у Питфея (его дочь) Эфру, но прежде чем он женился, ему пришлось бежать из Коринфа.

13. Там же есть статуя Гермеса, называемого Полигием (Телом сильный). Говорят, что к этой статуе Геракл прислонил свою дубину - она была из дикой оливы - и, если только этому можно верить, говорят, что она пустила корни и вновь покрылась зеленью. Эта дикая маслина растет и сейчас. Говорят, что Геракл нашел эту оливу около Саронидского залива и вырезал из нее себе дубину.

14. Есть тут и храм Зевса, именуемого " Спасителем"; рассказывают, что его построил Аэтий, сын Анфы, царствовавший здесь. Источник же они называют " Золотой струей" (Хрисороя). Они передают, что когда у них была девятилетняя засуха, когда не было совсем дождя и все источники высохли, эта " Золотая струя" тогда текла так же, как теперь.

XXXII

1. Ипполиту, сыну Фесея, посвящен прекраснейший участок; на нем есть храм и древняя статуя. Они говорят, что все это соорудил Диомед и что, кроме того, он первый принес жертвы в честь Ипполита. У трезенцев жрец Ипполита облекается этим саном на всю жизнь: жертвы они приносят ежегодно; затем у них введен вот еще какой обычай: каждая девушка перед браком отрезает прядь волос, и, отрезавши, приносит ее в храм и посвящает Ипполиту. Они не хотят признавать, что он умер, разбитый своими конями, и хотя они знают, где находится его могила, никогда ее не показывают. А вот на небе так называемое созвездие " Возницы", его-то они и считают Ипполитом, получившим от богов такую честь.

2. Внутри этого священного участка находится храм Аполлона-Мореходного (Эпибатерия), приношение Диомеда, избежавшего бури, которая разразилась над флотом эллинов, возвращавшихся из Илиона; они говорят, что Диомед же первым учредил и пифийские игры в честь Аполлона. Что касается Дамии и Авксесии (II. 30, 4) - трезенцы тоже принимают участие в их почитании, - то они рассказывают о них не то же, что жители Эпидавра и Эгины; они говорят, что эти девушки прибыли из Крита и так как в городе было всеобщее восстание, то и они были побиты камнями противной партией: и в честь этих девушек они установили праздник, назвав его " Бросанием камней" (Литоболия).

3. По другую сторону участка находится так называемый Стадион Ипполита, а за ним храм Афродиты-" Подглядывающей" (Катаскопии), так как оттуда влюбленная в Ипполита Федра смотрела на него, когда он занимался гимнастикой. Там еще и теперь стоит миртовое дерево с проколотыми, как я писал раньше (I. 22, 2), листьями. Когда Федра не знала, что ей делать и не находила никакого облегчения от любви, она излила свою ярость на листьях этой мирты. Есть тут и могила Федры, отстоящая недалеко от могилы Ипполита; она представляет насыпной холм недалеко от этой мирты; статую Асклепия сделал Тимофей, трезенцы же говорят, что это не Асклепий, но изображение Ипполита. Я сам видел и дом Ипполита: перед ним находится так называемый источник Геракла; эту воду, как говорят жители Трезена, открыл Геракл.

4. На акрополе находится храм Афины, называемой Сфениадой (Могучей); деревянную статую богини сделал эгинец Каллон. Этот Каллон был учеником Тектея и Ангелиона, которые для делосцев создали статую Аполлона; а Ангелион и Тектей учились у Дипэна и Скиллида.

5. Если спуститься отсюда вниз, то (на пути) будет храм Пана-Избавителя (Литерия): когда чума свирепствовала главным образом среди афинян и уже перебросилась в Трезенскую область, Пан в сновидении открыл стоявшим во главе Трезен начальникам, как исцелиться от нее.

6. (Поблизости) можно видеть храм Исиды, а за ним храм Афродиты-Акреи (Владычицы высот); последний храм выстроили здесь галикарнасцы, так как Трезен был их метрополией, а статую Исиды воздвиг трезенский народ.

7. Если итти через горы в Гермиону, то (по пути) будут источники реки Гиллика, первоначально называвшейся Таврием, и так называемая скала Фесея; у нее это название было изменено после того, как из-под нее Фесей извлек обувь и меч Эгея; раньше эта скала называлась жертвенником Зевса-Всесильного (Сфения). Около скалы - храм Афродиты-Невесты (Нимфии), сооруженный Фесеем, когда он взял в жены Елену. За стеною находится храм Посейдона-Питающего (Фитальмия); говорят, что Посейдон, разгневавшись на трезенцев, сделал всю страну бесплодной, так как соленая морская вода проникла во все семена и корни растений; так было до тех пор, пока смягченный их жертвоприношениями и молениями, он перестал посылать морские воды на их землю. За храмом Посейдона есть храм Деметры-Законоположницы (Фесмофоры), который, как говорят, соорудил Алфеп (II. 30, 5-7).

8. Если спускаться к гавани, расположенной в Келендере, то мы придем в местечко, называемое ими " Местом рождения" (Генефлион); по их словам, тут родился Фесей. Перед этим местечком есть храм Ареса. И в этом же месте Фесей одержал победу над амазонками; это, вероятно, были амазонки из числа тех, которые сражались с Фесеем и с афинянами в Аттике. Если итти к Псифайскому морю, то по пути растет дикая маслина, которую они называют крученой " рахос" (чащей): этим именем трезенцы называют все виды бесплодного оливкового дерева, будет ли то котинос (дикая олива, из которой делают венки для победителей в Олимпии), или филия (колючая крушина), или элайон (дикая маслина). " Крученым" этот вид растений называют они потому, что за него зацепились вожжи Ипполита, и его колесница опрокинулась. Недалеко отсюда стоит храм Артемиды-Саронийской, о котором я уже упоминал в своем рассказе (II. 30, 7). Вот что еще надо прибавить: они ежегодно справляют праздник " Саронии" в честь Артемиды.

XXXIII

1. Есть у трезенцев и острова; один из них так близок к материку, что на него можно перейти вброд. Этот остров, называвшийся прежде Сфайрией, был назван Гиера (Священным) по следующей причине. На нам есть могила и памятник Сфайру; говорят, этот Сфайр был возницей Пелопса. На этот остров во исполнение сновидения, посланного Афиной, чтобы совершить погребальные возлияния этому герою, явилась Эфра, и, когда она была тут, говорят, с ней сочетался Посейдон. Поэтому Эфра воздвигла здесь храм в честь Афины-Апатурии и назвала этот остров Гиера (Священным), вместо Сфайрии. И у девушек Трезена установился обычай перед свадьбой посвящать свой пояс Афине-Апатурии.

2. Трезенцы говорят, что в древности Калабрия была посвящена Аполлону, когда еще Дельфы принадлежали Посейдону. Передают также и то, что они поменялись между собою этими местностями. В доказательство этого они... и приводят следующее изречение: «Ведь безразлично, Делосом ли властвовать иль Калаврией, Местом Пифона священным иль ветрообильным Тенаром».

3. Там есть чтимый храм Посейдона; жреческие обязанности совершает девушка до тех пор, пока не наступит для нее пора замужества. Внутри ограды - могила Демосфена. Мне кажется, что особенно на нем и еще раньше на Гомере судьба показала, насколько она завистлива: Гомера, лишенного зрения, как будто этого было недостаточно, сверх того постигла другая беда - жестокая бедность, заставив его нищим скитаться по всей земле; Демосфену же на старости лет пришлось испытать на себе и горечь изгнания и погибнуть насильственной смертью.

4. Ведь относительно его и другие говорили и не раз заявлял и сам Демосфен, что тех денег, которые привез с собою из Азии Гарпал, он никогда не брал. Я хочу здесь рассказать продолжение этого дела. Вскоре после того, как Гарпал бежал из Афин и переправился на кораблях в Крит, он был убит бывшими при нем слугами; другие же говорили, что македонянин Павсаний подослал к нему убийц. Заведовавшего его богатствами казначея, бежавшего на Родос, велел схватить македонянин Филоксен, который требовал от афинян выдачи самого Гарпала. Имея в руках этого раба, он подверг его допросу, на котором он узнал имена всех, которые получили от Гарпала деньги; узнавши все это, он написал в Афины. И в этом письме, перечисляя как имена лиц, получивших деньги от Гарпала, так и суммы, которые каждый из них получил от него, он даже не упоминает о Демосфене, несмотря на то, что последний был в высшей степени ненавистен Александру и лично с ним у него были большие столкновения. Демосфену воздаются почести как в других местах Эллады, так и у жителей Калаврии.

XXXIV

1. Трезенская земля представляет полуостров, далеко уходящий в море; на нем, около моря, построен небольшой городок Мефаны. В нем есть храм Исиды, на площади стоят статуи: одна - Гермеса и другая - Геракла.

2. На расстоянии приблизительно тридцати стадий от городка находятся горячие источники. Говорят, что в первый раз появилась эта вода, когда в Македонии царствовал Антигон, сын Деметрия, и что вода появилась не сразу, но что сначала вырвался из земли большой огонь и, когда он погас, потекла вода, которая и в наши дни течет из недр земли горячей и очень соленой. Если бы кто вздумал купаться здесь, то для него поблизости не оказалось бы холодной воды; броситься же в море и плавать там можно лишь с большой опасностью: тут в море, не говоря уже о других морских животных, очень много " морских собак" (акул).

3. Но вот чему я особенно удивился в Мефанах. Ливийский ветер, начиная дуть с Саронийского залива, когда распускается виноград, губит их нежные ростки. И вот, как только этот ветер начинает дуть, два человека, взявши петуха, совершенно белого, и разрезав его пополам, направляются в противоположные стороны, обегая виноградники каждый со своей половиной петуха; вернувшись в то место, откуда они двинулись, они там и зарывают обе части этого петуха. Вот что они придумали против ливийского ветра.

4. Те островки, которые прилегают к материку, числом девять, они называют островами Пелопса и говорят, что, когда < повсеместно> идет дождь, один из них не орошается дождем. Так ли это, я не знаю, но жители Мефаны так рассказывают; правда, я и сам видел, как люди отвращают град жертвоприношениями и заклинаниями.

5. Мефаны являются полуостровом Пелопоннеса; с внутренней стороны с Трезенским полуостровом граничит Гермиона. Основателем древнего их города гермионцы называют Гермиона, сына Европа. Европ был сыном Форонея, но Герофан из Трезена говорил, что он был его побочным сыном. Ведь, если бы у Форонея были бы законные сыновья, власть над Аргосом не перешла бы к Аргу, сыну Ниобы, т. е. к внуку Форонея. Лично же я думаю, что если бы Европ был даже и законным сыном Форонея, и смерть постигла бы его раньше, чем Форонея, то его сын не мог равняться с сыном Ниобы, считавшимся сыном Зевса. Впоследствии доряне из Аргоса заняли и Гермион. Не думаю, чтобы у них была война, иначе ведь о ней рассказывали бы аргосцы.

6. Дорога из Трезена в Гермиону ведет около той скалы, которая прежде называлась жертвенником Зевса-Всесильного (Сфения), а после того как Фесей извлек из-под нее приметные знаки (отца), ее стали, как и теперь, называть скалою Фесея; так вот, если итти мимо этой скалы горной дорогой, то встретится храм Аполлона, именуемого " Платанистием" (Аллея платанов), есть там и местечко Элеи с храмами Деметры и Коры, дочери Деметры. У самого же моря, на границе Гермионской области, есть храм Деметры, именуемой " Фермасией" (Жаркой).

7. Стадиях в восьмидесяти отсюда находится мыс Скиллайон, названный по имени дочери Ниса. Когда, благодаря ее предательству, Минос взял Нисею и Мегару, то он заявил, что никогда не возьмет ее себе в жены и своим критянам велел сбросить ее с корабля; морские волны выбросили ее труп на этот мыс. Ее могилы не показывают нигде; ее тело, брошенное без призора, было расклевано морскими птицами.

8. Если плыть от Скиллайона по направлению к городу, то встречается второй мыс, Букефала (Бычьи головы), а за этим мысом - острова; первый - Галиуса (Соленый остров), на нем есть хорошая гавань и пристань для кораблей; затем - Питиуса (остров Сосны) и третий, который называется Аристера. Миновав эти острова, встречается мыс Колиергия, сильно выступающий из материка, а за ним остров, называемый Трикрана (Три головы), и гора Бупортм (Бычий перевоз), сильно выдающаяся из Пелопоннеса в море. На Бупортме сооружен храм Деметре и ее дочери, сооружен храм и в честь Афины, наименование богини Афины-Промахорма (В битвах покров).

9. Перед Бупортмом лежит остров Аперопия, а недалеко от Аперопии отстоит другой остров - Гидрея. За ним морской берег на материке тянется в виде полумесяца; за морским берегом - коса (до храма Посейдона); начинаясь у моря на востоке, она простирается до запада; на ней есть и гавани. Длина этой косы приблизительно семь стадий, ширина же в самом широком месте не больше трех стадий.

10. На этом месте некогда стоял древний город гермионян. Там и сейчас сохранилось несколько святынь: храм Посейдона на краю косы, а если итти от моря по направлению к возвышенности, то встретится храм Афины, а около него развалины стадия; на нем, говорят, состязались сыновья Тиндарея. Там есть другой небольшой храм Афины с обвалившейся крышей. Есть и храм Гелиосу и другой - Харитам, есть храм, воздвигнутый в честь Сараписа и Изиды. Есть и ограды из больших неотесанных камней; внутри этих оград совершаются священные таинства Деметры.
Вот какие достопримечательности есть у жителей Гермионы; современный город отстоит от того мыса, на котором расположен храм Посейдона, приблизительно на четыре стадия; город расположен на равнине, но затем незаметно поднимается по склонам прилегающих возвышенностей, которые называются горою Проном (Предгорьем); такое имя дают они этой горе.

11. Вокруг всей Гермионы воздвигнута стена. В этом городе много достопримечательностей, достойных описания; из них я счел наиболее достойными упоминания следующие: тут есть храм Афродиты-Понтии (Морская глубина), она же - Лимения (Покровительница гаваней), со статуей из белого мрамора, очень большой по размерам и прекрасной по работе, она особенно достойна осмотра. Есть и другой храм Афродиты. Среди почестей, которые воздаются ей жителями Гермионы, установлена и следующая: установлено, чтобы девушки, а равно и вдовы, собирающиеся вторично выйти замуж, чтобы все они перед браком приносили здесь жертву. Деметре-Фермасии (Горячей) сооружены храмы: один - на границах с Трезеном, как я об этом уже говорил, другой - в самом городе.

XXXV

1. Недалеко от этого последнего храма – храм Диониса-Меланэгидного (со шкурой черной козы). В честь его они ежегодно устраивают соревнования в музыке и назначают награды за состязания в плавании и гонке судов.

2. Есть тут и храм Артемиды, именуемой Ифигенией, и медная статуя Посейдона, опирающегося одной ногой на дельфина. Пройдя дальше, мы видим жертвенник Гестии – статуи в храме нет никакой, – и на этом жертвеннике приносят жертву Гестии. Аполлону посвящены три храма и три статуи: один храм не имеет особого наименования, другой называют храмом Аполлона-Пифаея, а третий – Аполлона-Гория (Хранителя границ). Имя Аполлона-Пифаея они заимствовали у аргивян: по словам Телесиллы к ним, первым из эллинов [в их страну] прибыл Пифаей, сын Аполлона; почему они называют Аполлона «Хранителем границ», я не мог бы точно указать; полагаю, что они, в споре за свои пределы оказавшись победителями на войне или на судебном разбирательстве по тому же поводу, за это и воздают почет Аполлону – «Хранителю границ». Храм «Счастья» (Тихи), как утверждают жители Гермионы, у них самый новый из всех существующих. В нем стоит колоссальная статуя из паросского мрамора. Из водоемов – один очень древний и в него вода течет незаметно, но недостатка воды никогда не бывает, даже если бы весь город собрался сюда, чтобы черпать воду; другой же водоем сделан в наше время, и имя тому месту, откуда в него течет вода, – Леймон (Луг).

3. Особенно достоин описания храм Деметры на горе Проне. Жители Гермионы говорят, что основателями его были Климен, сын Форонея, и сестра Климена, Хтония. Аргосцы же передают, что когда в Арголиду пришла Деметра, то Афера и Мисий приняли ее как почетную гостью, Колонт же не принял богиню в дом и не оказал ей никакого почета, но такой грубый его поступок был не по душе его дочери Хтонии. И < оба они получили возмездие по заслугам>: говорят, Колонт за это сгорел в своем доме, Хтония же была перенесена Деметрой в Гермион и здесь воздвигла для гермионцев храм.

4. Поэтому и сама богиня называется здесь Хтония, и каждый год в летнюю пору они совершают в ее честь праздник Хтонии. Проводят они его следующим образом: во главе торжественного шествия идут у них жрецы и те лица, которые занимают в этом году главные должности, за ними следуют женщины и мужчины. И даже детям предписано чтить богиню в торжественном шествии: они одеты в белую одежду, а на головах у них венки. Эти венки плетутся из цветов, которые здесь называются «космосандалом"; по своей величине и окраске этот цветок кажется мне похожим на гиацинт; и на нем также начертаны буквы печали. Торжественное шествие замыкают те, которые ведут лучшую, достигшую полного развития корову, взятую прямо из стада; она связана веревками, но все еще дика и непокорна и вырывается из рук. Подведя ее к храму, одни развязывают у коровы веревки и стараются загнать ее в храм, другие же держат ворота храма открытыми до тех пор, пока ее не загонят; когда они увидят, что корова внутри храма, они запирают двери. Внутри храма остаются четыре старухи, которые должны зарезать корову; и та, которой это удается, серпом перерезает ей горло. Затем двери отпираются, и те, кто этим ведает, вгоняют в храм вторую, а затем и третью корову, назначенных для той же цели, и, наконец, четвертую. Старухи убивают их всех тем же способом. При этом жертвоприношении вот что удивительно: на какой бок упадет первая корова, на тот же обязательно упадут и остальные. Так совершается это жертвоприношение у жителей Гермионы. Перед храмом стоит несколько статуй женщин, бывших жрицами Деметры; если войти в храм, то увидим, что там стоят троны, на которых сидят старухи, ожидая, когда одна за другой будут загнаны для них коровы, а также находятся не очень древние статуи Афины и Деметры. Той же статуи, которая почитается больше всех других, ни я, ни иностранец, ни кто-либо из числа самих жителей Гермионы не видал; можно предположить, что одни только эти старухи и знают, что она собой представляет.

5. Есть там и другой храм; его со всех сторон окружают статуи. Этот храм находится против храма Хтонии и называется он храмом Климена (Славного, Неизреченного), тут же приносят и жертвы Климену. Я лично не думаю, что был такой Климен, прибывший из Аргоса в Гермиону, но считаю это наименованием бога, о котором сказание говорит, что он является подземным царем. Рядом с ним есть другой храм со статуей Ареса.

6. Направо от храма Хтонии есть портик (стоа), называемый местными жителями «Эхо»; если тут крикнуть, то обычно возглас повторяется не менее трех раз.

7. Позади храма Хтонии есть места, одно из которых жители Гермионы называют местом Климена, другое – Плутона, а третье из них – озером Ахерусией. Все они окружены оградами из камня, а на месте Климена есть глубокий провал; по сказаниям гермионцев через этот провал Геркулес вывел на землю пса из Аида.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.