Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПИСАНИЕ ЭЛЛАДЫ 4 страница



2. Совсем рядом с храмом Диониса можно видеть дом Адраста, а несколько дальше - храм Амфиарая, а за храмом - памятник Эрифилы. Вслед за этими сооружениями идет священный участок Асклепия, а затем идет храм Батона. Батон принадлежал, как и Амфиарай, к одному и тому же роду Меламподидов, и когда Амфиарай отправлялся на битву, он управлял его конями; при их отступлении из-под стен Фив земля, расступившись, поглотила и скрыла в своих недрах и Амфиарая и колесницу, а вместе с ними и этого Батона.

3. При выходе из Глубокой улицы, по их словам, находится могилой Гирнефо. Если они говорят, что это пустая могила (кенотаф) и что она вообще сооружена лишь в память этой женщины, то это вполне вероятно, если же они считают, что тут лежит ее тело, то я им в этом не поверю, и может поверить только тот, кто не знает истории Эпидавра.

4. Самой замечательной статуей из всех статуй Асклепия, которые сохранились в Аргосе до нашего времени, является статуя бога в сидячей позе из белого мрамора, а рядом с ней стоит богиня здоровья (Гигиея); тут же сидят и создатели этих статуй, Ксенофил и Стратон. Первоначально этот храм основал Сфир, сын Махаона, брат Алексанора, которому у сикионян воздается почесть в Титане.

5. Аргивяне, подобно афинянам и сикионянам, тоже чтут Артемиду-Ферейскую; и они также утверждают, что ее статуя привезена из фессалийских Фер. Но вот в чем я с ними не согласен: аргосцы говорят, что у них в Аргосе находится могила Дейяниры, дочери Оинея и Гелена, сына Приама, и что у них хранится то изображение Афины, которое, будучи похищено и увезено из Илиона, предрешило гибель этого города. Но Палладий - так называется это изображение - был, как известно, увезен Энеем в Италию, что же касается Дейяниры, то мы знаем, что она умерла около Трахина, а не в Аргосе, и ее могила находится поблизости от Гераклеи, той, что под (горою) Этой.

6. А относительно Гелена, сына Приама, я уже рассказывал (I. 11, 2), что он прибыл в Эпир вместе с Пирром, сыном Ахиллеса, был опекуном его детей и мужем Андромахи, и что так называемая область Кестрина получила свое имя от его сына Кестрина. И сами аргосские руководители (и археологи) совершенно ясно видят, что не все то, что им приходится рассказывать, согласно с истиной; тем не менее они все же продолжают это рассказывать: ведь не так-то легко переубедить людей (и заставить говорить) вразрез тому, во что они привыкли верить.

7. Есть в Аргосе много и других достопримечательностей, достойных осмотра, например, подземный дом, а в нем медный покой, который некогда Акрисий выстроил для того, чтобы держать там в заключении свою дочь (Данаю); ставши тираном, Перилай его разрушил. Кроме этого сооружения у них есть еще памятник Кротопа и храм Диониса Критского.

8. Дионис вел войну с Персеем, но затем они опять примирились и всякая вражда между ними исчезла настолько, что Дионис удостоился от аргосцев многих различных почестей и между прочим ему был дан этот особый участок. Критским же он был назван впоследствии, потому что здесь умерла и была похоронена Ариадна. Ликей говорит, что, когда они готовились вторично перестраивать храм, они нашли глиняный гроб и что это был гроб Ариадны; он говорит, что и сам он и остальные аргосцы видали этот гроб. Рядом находится храм Диониса и Афродиты-Небесной (Урании). Свой же акрополь они называют Ларисой по имени дочери Пеласга; ее же именем названы еще два города в Фессалии: один - у моря, а другой - у реки Пенея.

XXIV

1. По дороге в акрополь есть храм Геры - Хранительницы горных вершин (Акреи), есть также храм Аполлона, который, говорят, первым воздвиг Пифаей, прибывши сюда из Дельф. Статуя существует еще и поныне и представляет бога стоящим. Этот Аполлон называется Дейрадиотом (На горном хребте), потому что и место это называется Дейрас (Горный хребет). Тут даются предсказания, и еще до сих пор обращаются к богу за вещаниями; это совершается следующим образом. Пророчицей является женщина, не знающая мужского ложа; каждый месяц она ночью приносит в жертву барана, и, вкусив его крови, становится одержимой богом.

2. Около этого храма Аполлона находится храм Афины, носящей название «Остроглядящей»; это дар Диомеда за то, что богиня некогда в битве под Илионом сняла с глаз его мрак (Илиада, V, 127); далее расположен стадий, на котором они совершают игры в честь Зевса Немейского, а также справляют праздник в честь Геры.

3. Если итти на акрополь, то налево от дороги есть здесь другая могила сыновей Египта. Тут похоронены отдельно их головы, все же остальное тело - в Лерне: в Лерне произошло убийство юношей, и у убитых их жены отрезали головы, как доказательство отцу, что это (страшное) дело действительно совершено ими.

4. На самой вершине акрополя Ларисы находится храм Зевса, называемого Ларисейским, уже без крыши; и его статуя, сделанная из дерева, уже не стоит на пьедестале. Есть тут и храм Афины, заслуживающий осмотра.

5. Здесь среди других посвящений хранится деревянная статуя Зевса, у которого два глаза на том месте, где они у нас всех, а третий - на лбу. Говорят, что этот Зевс был домашним богом Приама, сына Лаомедонта, и стоял на внутреннем дворе дворца под открытым небом; когда Илион был взят эллинами, под защиту алтаря этого Зевса прибег Приам. Когда делилась добыча, то его взял Сфенел, сын Капанея, и поэтому привез его сюда. Почему он имеет три глаза, это можно было бы объяснить следующим образом. Что Зевс царствует на небе - это сказание известно всем людям. А что он, как говорят, царствует и под землей, то это подтверждает стих Гомера, который читается так (Илиада, IX, 457): «Зевс подземный и чуждая жалости Персефонейя». А Эсхил, сын Эвфориона, называет Зевса царем и на море. Поэтому художник и сделал его глядящим тремя глазами, потому что один и тот же бог правит в этих трех названных царствах.

6. Дороги из Аргоса идут в разные места Пелопоннеса, между прочим через Аркадию к Тегее. Направо находится гора Ликона, покрытая прекрасными кипарисовыми деревьями. На вершине горы воздвигнуты храм Артемиды Орфии (Прямостоящей) и статуи Аполлона, Латоны и Артемиды, сделанные из белого мрамора. Если спускаться с горы, то опять налево встречается храм Артемиды Дарующей добычу.

7. Немного дальше, направо от дороги, находится гора, называемая Хаон. У ее подошвы растут плодовые деревья и здесь на глазах у всех вытекает наружу вода из источника Эрасина (Очаровательного); до этого места источник течет (под землею) из Аркадийского Стимфала, подобно тому, как Реты текут из Эврипа к Элевсину и находящемуся там морю. В том месте, где Эрасин вытекает из горы рядом потоков, они приносят жертвы Дионису и Пану, а Дионису они справляют праздник, который называется Тирба.

8. Если вернуться на дорогу, ведущую в Тегею, то направо от так называемого «Колеса» будут Кенхреи. Откуда произошло название этого места они не рассказывают; может быть и оно (II. 2, 3) так же названо по имени сына Пирены, Кенхрея. Тут находится общая могила в память аргосцев, победивших лакедемонян в битве при Гисиях. Это сражение произошло, по моим расследованиям, во время правления в Афинах Писистрата, в четвертый год двадцать седьмой олимпиады, в которую афинянин Эврибот одержал победу в беге. Если спуститься совсем на равнину, то будут развалины некогда находившегося в Арголиде города Гисий, где, как говорят, и произошло избиение лакедемонян.

XXV

1. Дорога, ведущая из Аргоса в Мантинею, - не та, что и в Тегею, но начинается от ворот, находящихся у Дирас (II. 24, 1). На этой дороге сооружен двойной храм, имеющий один вход с запада, другой - с востока. Около последнего стоит деревянная статуя Афродиты, а около западного - статуя Ареса. Говорят, что эти статуи посвящены Полиником и аргосцами, которые участвовали в походе, чтобы отомстить за него.

2. Если итти отсюда дальше и перейти бурную реку, называемую Харадрой, то на пути будет местечко Ойноя, получившее свое имя, как говорят аргосцы, от Ойноя. Они рассказывают, что Ойной царствовал в Этолии, но был лишен власти сыновьями Агрия и прибыл к Диомеду в Аргос. Диомед отомстил за него, между прочим, отправившись походом на Калидонию, но заявил ему, что остаться с ним он не может, поэтому он предложил ему, если он хочет, следовать за ним в Аргос. Когда они вернулись туда, то Диомед всячески ухаживал за ним, как только можно ухаживать за своим родным дедом, и когда Ойной умер, он его здесь похоронил. Поэтому-то это место и называется у аргосцев Ойноей.

3. Дальше за Ойноей находится гора Артемисион и на вершине горы храм Артемиды. В этой горе находятся истоки реки Инаха. Действительно, тут есть источники, но вода течет недалеко. Больше тут нет ничего достойного обозрения.

4. Другая дорога от тех же ворот у Деркас идет на Лиркею. В это местечко, говорят, спасся Линкей, единственный из пятидесяти братьев, и когда он спасся, он зажег здесь факел. У него было условлено с Гипермнестрой зажечь факел, если он, спасшись от Даная, прибудет в какое-нибудь безопасное место. Говорят, что и она зажгла другой факел с Ларисы, тем давая ему знать, что и она уже избегла всякой опасности. В память этого аргосцы каждый год справляют праздник факелов. Это местечко тогда называлось Линкей, но когда впоследствии тут поселился Лирк, - он был побочным сыном Абанта - то это место получило название от него; среди этих развалин есть много и другого, но не стоющего упоминания, есть и изображение Лирка на каменной стеле (доске). До этого местечка от Аргоса приблизительно шестьдесят стадий и столько же из Лиркеи до Орней.

5. Так как город Лиркея был уже безлюдным в те времена, когда эллины ходили походом на Илион, то Гомер не упомянул о нем в своем «Каталоге» (Илиада, II), но Орнеи были тогда заселены, и так как они были расположены в Аргосской области, то поэтому в своих стихах он упомянул о них раньше, чем о Флиунте и Сикионе. Названы они по имени Орнея, сына Эрехтея; у этого Орнея был сын Петеос, а сыном этого последнего был Менесфей, который вместе с афинянами помогал Агамемнону разрушить царство Приама. От этого Орнея получил свое имя город; впоследствии аргосцы выселили орнеатов из их городов, а выселивши, поселили их в Аргосе вместе с местными жителями. В Орнеях есть храм Артемиды и ее деревянная статуя в стоячем положении и другой храм, посвященный всем богам вместе. А дальше за Орнеями начинается уже область Сикиона и Флиунта.

6. Если итти из Аргоса в Эпидавр, то на правой стороне будет сооружение, очень похожее на пирамиду; оно имеет рельефные изображения арголийских щитов. Здесь происходил бой между Претом и Акрисием из-за власти; говорят, что исход сражения был неопределенный и что поэтому они позднее заключили мирный договор, так как ни тот, ни другой не мог добиться решительной победы. Передают также, что тогда впервые и все начальники и все остальное войско сражались вооруженные щитами; павшим и с той и с другой стороны, так как они были сограждане и родичи, сооружен здесь общий памятник.

7. Если итти отсюда дальше и повернуть направо, то придем к развалинам Тиринфа. Аргосцы выселили также и жителей Тиринфа, желая принять их в свой город и усилить Аргос. Говорят, что герой Тиринф, по имени которого город получил свое название, был сыном Арга, сына Зевса; стену же, которая одна только и осталась от развалин, называют творением киклопов; она сложена из дикого камня, а каждый камень настолько велик, что даже самый маленький из них не может сдвинуть даже пара мулов. Еще в древние времена маленькие камни были вставлены между большими так, чтобы каждый из них как бы составлял с ними одно целое.

8. Если спуститься к морю, то тут будут чертоги дочерей Прета. А если опять вернуться на большую дорогу, то выйдешь к Мидии, которая останется влево. Говорят, что в Мидии царствовал Электрион, отец Алкмены. В мое время кроме пустого места от нее ничего не осталось.

9. По прямой дороге в Эпидавр находится поселение Лесса, в нем храм Афины и деревянная статуя, ничем не отличающаяся от той, которая находится в акрополе Ларисы. Над Лесой поднимается гора Арахней (Паутинная), которая в древние времена при Инахе носила название Саписелатон. На ней жертвенники Зевсу и Гере: когда нужен дождь, то здесь приносят жертвы этим богам.

XXVI

1. Аргосская область соприкасается близ Лессы с областью Эпидавра, но прежде чем дойти до самого города, встретится храм Асклепия.

2. Кто населял эту страну, прежде чем пришел сюда Эпидавр, я не знаю; не мог я узнать у местных жителей и о потомках Эпидавра. В конце концов перед тем, как доряне появились в Пелопоннесе, здесь, как они говорят, царствовал Питирей, сын Иона, потомок Ксуфа. Они рассказывают, что он без боя передал эту землю Деифонту и аргосцам. Отправившись в Афины вместе с гражданами, он поселился там, а Деифонт и аргосцы завладели областью Эпидавра. По смерти Темена Деифонт и Гирнето из-за вражды к детям Темена откололись от остальных аргосцев, тем более, что и войско их стояло на стороне Деифонта и Гирнето, чем на стороне Кейса и его братьев.

3. Эпидавр, который дал имя этой стране, по словам элейцев, был сыном Пелопса; по сказаниям же аргосцев и по поэме «Великие Эои» отцом Эпидавра был Арг, сын Зевса. Сами эпидаврийцы приписывают Аполлону рождение Эпидавра.

4. Относительно того, что эта страна считается специально посвященной Асклепию, существует следующий рассказ. Эпидаврийцы рассказывают, что в Пелопоннес прибыл Флегия под предлогом осмотра страны, на самом же деле в качестве лазутчика, чтобы узнать количество населения и определить, способно ли большинство жителей к военной службе. Флегия была самым воинственным человеком в те времена, и всякий раз, когда он выступал против тех, с кем ему приходилось сталкиваться, он забирал их урожай и угонял добычу. Когда он отправился в Пелопоннес, то его сопровождала его дочь, скрывшая еще тогда от отца, что она беременна от Аполлона. Когда же она родила в области Эпидавра, она покинула мальчика на этой горе, которая и до нашего времени называется «Соской» (Титтией), а раньше она называлась Мирием. Когда мальчик лежал там, брошенный матерью, то одна из коз, которые паслись на горе, стала давать ему молоко, а сторожевая собака стад охраняла его. Когда Аресфана - таково было имя пастуха - увидал, что нехватает одной из коз и что одновременно отсутствует собака, бывшая при стаде, он отправился искать по всем направлениям, а, найдя, хотел взять мальчика на руки, но когда он подошел к нему, он увидал, как молния блеснула от мальчика; тут он решил, что ребенок - божественного происхождения, как это и было на самом деле, и ушел прочь. И вот тотчас о нем пошла молва повсюду - и по земле и по морю, что в его власти найти для болящих любое исцеление и что он воскрешает умерших.

5. О нем есть еще и другой рассказ. Когда Коронида была уже беременной Асклепием, она сочеталась (браком) с Исхием, сыном Элата; и вот Артемида умертвила ее, мстя за оскорбление, нанесенное ею Аполлону, и когда она уже лежала на костре, то Гермес, говорят, похитил ребенка из пламени.

6. Третий же из рассказов о нем, тот, по которому Асклепий является сыном Арсинои, дочери Левкиппа, мне кажется наименее верным. Когда аркадянин Аполлофан пришел в Дельфы и вопросил бога, родился ли Асклепий от Арсинои и не является ли он гражданином Мессении, то Пифия прорекла: «Радость великую всем приносишь ты смертный, Асклепий, Ты, что мне Флегия дочь родила, сочетавшись любовью, Вечно желанная мне Коронис, в Эпидавре гористом». Это прорицание совершенно ясно показывает, что Асклепий не был сыном Арсинои, но что Гесиод или кто-либо из поэтов, вставлявших свои стихи в поэмы Гесиода, составил их для удовольствия мессенцев.

7. Доказательством того, что бог родился в Эпидавре, мне служит еще вот что: я нашел, что все самые главнейшие и замечательные праздники и храм Асклепия это - филиалы Эпидавра. Так, например, афиняне предоставляют Асклепию, как участнику в таинствах (Элевсиний) день, который называют Эпидавриями и говорят, что с этого дня (когда он был введен) у них стали почитать Асклепия как бога; равным образом Архий, сын Аристехма, после того, как получил вывих на охоте около Пиндаса, был вылечен в Эпидавре, ввел почитание бога в Пергаме; в зависимости от этих праздников в Пергаме, еще в наше время, у моря жителями Смирны было основано святилище Асклепия; то же и в Балаграх, в Киренаике: там есть Асклепий, называемый «Врач», культ которого перешел из Эпидавра. А от культа в Кирене было заимствовано почитание Асклепия и жителями Лебены, города на Крите. Разница в почитании Асклепия у жителей Кирены и Эпидавра только в том, что киренейцы приносят в жертву коз, а у жителей Эпидавра это не принято. Что Асклепий почитался богом с самого начала, а не получил такую славу с течением времени, я имею на это, благодаря моим исследованиям, разные доказательства, между прочим, мне служат свидетельством и слова, сказанные у Гомера Агамемноном про Махаона: «Шествуй, Талфибий, и к нам призови Махаона мужа Смертного, рати врача, Асклепия мудрого сын…»т. е. как бы он говорил: «сына бога Асклепия».

XXVII

1. Священную рощу Асклепия со всех сторон окружают горы. Ни умирать людям, ни рожать женщинам здесь в священной ограде не дозволено; равным образом и на острове Делосе существует (тот же закон). Те жертвы, которые приносят богу, - безразлично, жители ли Эпидавра или иноземцы - должны быть съедены внутри ограды; то же самое, насколько я знаю, совершается и в Титане.

2. Статуя Асклепия по величине вдвое меньше статуи Зевса-Олимпийского в Афинах, но сделана (тоже) из золота и слоновой кости. Надпись на статуе сообщает нам, что творцом ее был Фрасимед, сын Аригнота, с Пароса. Асклепий представлен сидящим на троне, крепко сжавши в одной руке скипетр, а другую положил на голову змеи; художник изобразил рядом с ним лежащую собаку. На троне сделаны рельефные изображения аргосских героев, Беллерофонта, убивающего Химеру, и Персея с отрезанной головою Медузы. На противоположной стороне храма находится то место, где спят те, кто приходит умолять бога (об исцелении).

3. Вблизи сооружено круглое здание из белого мрамора, называемое «Фолос» (Ротонда), заслуживающее осмотра. В нем находится картина Павсия: он нарисовал Эрота, бросившего лук и стрелы; вместо них он несет в руках лиру. Нарисованы здесь и богиня пьянства, пьющая из чаши, сделанной из стекла, - это тоже работа Павсия. На этой картине можно видеть, как через эту стеклянную чашу просвечивает лицо женщины. Внутри священной ограды прежде стояли доски (с надписями); в прежнее время их было очень много, при мне же их осталось всего шесть. На них были написаны имена мужчин и женщин, исцеленных Асклепием, а кроме того обозначены и болезни, которыми каждый из них хворал, и средства, какими был излечен; все это написано на дорическом наречии.

4. Отдельно от всех других стоит древняя стела, гласящая, что Ипполит посвятил богу 20 коней. Согласно с надписью на этой стеле, говорят и жители Ариции, будто Ипполита, умершего вследствие проклятия отца его Фесея, воскресил Асклепий, но, вернувшись опять к жизни, Ипполит не счел нужным простить отцу, но презрев его просьбы, он ушел в Италию к жителям Ариции, сделался там царем и отделил в честь Артемиды священный участок, где и до моего времени наградою для победителя при состязании в единоборстве была жреческая должность при храме богини. Но это состязание не разрешалось никому из свободных, а только рабам, бежавшим от своих господ.

5. На участке святилища эпидаврийцы имеют также и театр, который мне кажется особенно достойным осмотра: римские театры превосходят все другие театры в мире своим великолепием; своей величиной выделяется театр в Мегаполе у аркадийцев, что же касается гармонии и красоты, то какой архитектор в достаточной степени и достойным образом мог бы соперничать с Поликлетом. Ведь это Поликлет был строителем и этого театра и этого круглого здания.

6. В роще есть и храм Артемиды, и статуя Эпионы (Облегчающей боли) (супруги Асклепия), и святилище Афродиты, и Фемиды, и стадий, как у большинства эллинов из насыпной земли, и водоем, достойный осмотра из-за его крыши и других украшений.

7. Здания, которые в наше время соорудил сенатор Антонин, почтенный человек, - следующие: купальня Асклепия и храм богов, которых называют «Благодатными» (Эпидотами). Он выстроил и храм Здоровью, Асклепию и Аполлону, называемому Египетским. Кроме того, там находился так называемый портик (стоа) Котис; потолок его уже весь обвалился, так как он был сделан из необожженного кирпича, - Антонин восстановил и отстроил этот портик. Так как из жителей Эпидавра особенно страдали те, которые были связаны с храмом, потому что их женщинам не было разрешено рожать под его кровлей, а больным приходилось умирать под открытым небом, то желая устранить и это неудобство, он выстроил здание; и было признано не нарушающим благочестия, если люди умирали в нем, а женщины рожали.

8. Горы, которые возвышаются над рощей, назывались одна - Титтион (Соска), другая - Кинортион, и на ней стоял храм Аполлона-Малеатского. Этот храм из числа древних; все же остальное, что окружает храм Аполлона-Малеатского, и крыша над водоемом, куда у них собирается дождевая вода, - все это жителям Эпидавра выстроил Антонин.

XXVIII

1. Другие змеи… и другая их порода с более желтоватой кожей считаются священными змеями Асклепия; к людям они кротки и водятся только в области Эпидавра. То же самое я наблюдал и в других странах: так, только в одной Ливии водятся земнородные крокодилы, длиною не меньше, как в два локтя, только из одной Индии доставляется много (странных животных), а из птиц - попугаи. Змей же больших, в тридцать и более локтей, которые водятся у индусов и в Ливии, эпидаврийцы считают другой породой, а не (священными) «драконами».

2. Если подниматься на гору Кориф, то по дороге есть дерево, так называемая «Скрученая Олива»; виновник этого - Геракл, который своей рукой привел ее в такой вид. Я лично не уверен, отметил ли он таким же образом границу и асинейцам в Арголиде; так как обе страны были много раз опустошены и с той и с другой стороны, то нельзя уже ясно определить, где их граница. На вершине горы Корифеи находится храм Артемиды, о котором в своих песнях упоминает и Телесилла. Если спускаться в город Эпидавр, то встречается место, все заросшее дикой маслиной. Это место называют Гирнефион.

3. Я опишу здесь то, что рассказывают эпидаврийцы и что кажется мне правдоподобным. Кейс и остальные сыновья Темена знали, что доставят наибольшую неприятность Деифонту, если каким-либо образом смогут разлучить его с Гирнефо. И вот прибыли в Эпидавр Керин и Фальк - младшему Агрею вся эта затея была не по душе. Они, поставив колесницу под стеной города, послали к сестре вестника, приглашая ее притти сюда для переговоров. Когда она приняла их приглашение, юноши стали во многом обвинять Деифонта и усиленно умоляли ее вернуться в Аргос, обещая ей многое, между прочим выдать замуж за человека, гораздо лучшего, чем Деифонт, владеющего и большим числом людей и царствующего над более богатой землей. Гирнефо была очень обижена такими словами и в свою очередь сказала им, что она любит своего мужа Деифонта, который по отношению к Темену был безукоризненным зятем, и что их самих скорее следует называть убийцами Темена, чем детьми. Тогда они, ничего ей не ответив, схватывают ее и, посадив на колесницу, увозят. Кто-то из эпидаврийцев дал знать Деифонту, что Керин и Фальк увезли Гирнефо против ее воли. Тогда он сам поспешно бросился ей на выручку, да и эпидаврийцы, услыхав об этом, кинулись на помощь ему. Захватив Керина, Деифонт с одного удара убил его, Фалька же, державшего в руках Гирнефо, он побоялся ударить, опасаясь в случае промаха стать убийцей самой Гирнефо, и, в свою очередь схвативши ее, вступил в борьбу с Фальком, пытаясь ее отнять. Фальк сопротивлялся и еще сильнее тащил ее за собой; это было причиной ее смерти, так как она была беременна. Тогда Фальк, понявши, что он сделал со своей сестрой, погнал колесницу изо всех сил, стараясь выиграть время, прежде чем против него соберутся все жители Эпидавра. Тогда Деифонт со своими детьми, а у него были уже раньше дети, сыновья Антимен, Ксантипп и Аргей и дочь Орсобия - на ней, говорят, впоследствии женился Памфил, сын Эгимия, - поднявши труп Гирнефо, перенесли в то место, которое впоследствии было названо Гирнефионом. Соорудивши здесь героон (святилище в честь героя), они ввели различные формы поклонения и постановили законом, чтобы от растущих здесь маслин, равно и от других деревьев, имеющихся здесь, никто не уносил домой сломанных ветвей и не пользовался ими с какой-либо другой целью, но оставлял на месте, считая, что они посвящены Гирнефо.

4. Недалеко то города есть памятник Мелиссы, жены Периандра, сына Кипсела, и другой памятник Проклея, отца Мелиссы; он был таким же «тираном» над эпидаврийцами, как его зять Периандр в Коринфе.

XXIX

1. В самом городе Эпидавре имеются следующие достопримечательности. Там есть священный участок Асклепия и статуя как самого бога, так и Эпионы - «Облегчающей боли»; говорят, что Эпиона была женою Асклепия. Они из паросского мрамора и стоят под открытым небом. Храмы, находящиеся в городе… Диониса, а другой - Артемиды; Артемида представлена как бы находящейся на охоте. Сооружен и храм Афродиты, а храм, находящийся у гавани на мысе, выдающемся в море, говорят, посвящен Гере. На акрополе есть деревянное изображение Афины, стоющее осмотра; эту Афину называют Кисеей (Из плюща).

2. Против Эпидавра находится остров, который заселяют эгинеты. Они говорят, что сперва остров был необитаем, но что когда Зевс поместил на этот пустынный остров Эгину, дочь Асопа, - и по ее имени дано было наименование этому острову Эгина, вместо прежнего названия Энона - и когда Эак подрос и стал просить у Зевса жителей для этого острова, то Зевс вырастил ему, как говорят, людей из земли. Кроме Эака, иных царей, правивших в этой земле, они не могут назвать никого; даже из сыновей Эака мы не знаем никого, кто бы остался там, так как Пелею и Теламону было суждено бежать вследствие убийства Фока, а сыновья Фока поселились около Парнаса, в стране, ныне называемой Фокидой.

3. Но такое имя было дано этой стране еще раньше, так как Фок, сын Орнитиона, целым поколением раньше пришел в эту страну. При этом Фоке Фокидой называлась страна около Тифореи и Парнаса; при сыне же Эака это имя стало общим для всех, кто является соседями минийцев орхоменских и чьи земли простираются до Скарфеи в Локриде.

4. От Пелея пошел род царей в Эпира; Теламон же имел двух сыновей: Аякса и Тевкра; род Аякса был мене славен, так как и сам он вел жизнь частного человека, и из его потомков прославились только Мильтиад, который начальствовал над афинянами в битве при Марафоне, и Кимон, сын Мильтиада, но потомки Тевкра долгое время оставались царями, властвуя над Кипром до Эвагора. Относительно Фока поэт Асий, написавший эпические произведения, говорит, что у него родились Панопей и Крис; сыном Панопея был Эпей, сделавший, как в своих песнях написал Гомер, деревянного коня, а в третьем колене потомком Криса был Пилад, бывший сыном Строфия и внуком Криса; матерью его была Анаксибия, сестра Агамемнона. Таково потомство так называемых Эакидов, которые с самого начала разошлись в разные стороны.

5. В позднейшее время та часть аргосцев, которая вместе с Деифонтом заняла Эпидавр, перешла на Эгину и расселилась среди древнего населения этого острова, введя на нем дорический язык и нравы. Хотя Эгинеты приобрели очень большую силу, так что флотом были сильнее афинян и в Мидийскую войну выставили наибольшее число кораблей после афинян, но их благоденствие было недолговечным, и, изгнанные афинянами, они поселились в Фирее, городе Арголиды, который им дали лакедемоняне. Правда, они захватили опять свой остров, когда афинский флот был взят в плен в битве при Геллеспонте, но им уже не удалось достигнуть прежнего богатства и могущества. Из всех эллинских островов Эгина - самый недоступный: подводные камни и торчащие из моря скалы окружают весь остров. Говорят, что Эак сделал это нарочно из-за страха перед морскими разбойниками с тем, чтобы сделать приближение врагов к нему небезопасным.

6. Поблизости от гавани, к которой главным образом пристают корабли, есть храм Афродиты, а на самом видном месте города находится так называемый Эакион, четырехугольная ограда из белого мрамора. При входе стоят сделанные (в виде статуй) фигуры послов, отправленные некогда эллинами к Эаку. О причине этого посольства одинаково рассказывают и эгинеты и все остальные. Одно время Элладу постигла засуха и ни в странах за Истмом, ни в Пелопоннесе не было дождя, пока эллины не послали в Дельфы спросить, что за причина этой засухи и вместе с тем как избавиться от этой беды. Пифия им сказала, что надо умилостивлять Зевса, и, необходимо, если они хотят, чтобы их моления были услышаны, присутствовать Эаку, который будет от их имени молить о милости. Таким образом от каждого города были отправлены к Эаку люди, чтобы просить его. И вот он, принеся жертвы Зевсу-Всеэллинскому и вознеся моление, призвал дождь на всю эллинскую землю, а эти изображения приходивших к нему (людей) поставили эгинеты. Внутри священной ограды растут издревле оливковые деревья и есть жертвенник, едва возвышающийся над землей, и как тайну передают, что этот жертвенник является надгробным памятником Эаку.

7. Около Эакиона есть могила Фока, насыпанный холм земли, обнесенный круглой оградой, и на ней лежит дикий камень; когда Теламон и Пелей пригласили Фока на состязание в пентатле (пяти видах состфзания) и до Пелея дошла очередь бросить камень - он служил им вместо диска, - то он нарочно попал им в Фока. Этим он доставил удовольствие своей матери; -ведь они были рождены от дочери Скирона, Фок же был не ее сыном, но сыном другой матери, сестры Фетиды, если только правду рассказывают эллины. Поэтому мне кажется, что Пилад и по этой причине, [желая свести старые счеты], а не только по дружбе к Оресту, задумал (и совершил) убийство Неоптолема. После того, как Фок умер от удара диском, дети Эндеиды, взойдя на корабль, бежали из Эгины. Впоследствии Теламон, послав глашатая (к отцу), отрицал свое участие в злом умысле, причинившем смерть Фоку. Но Эак не позволил ему выйти на берег, а велел защищаться, стоя на корабле, или, если хочет, то сделать насыпь в море и говорить оттуда. И вот Теламон, подплыв и войдя в так называемую «Тайную гавань», сделал ночью такую насыпь; сделанная им тогда насыпь осталась еще и до сегодняшнего дня; так как был вынесен приговор, что он не причастен к убийству Фоки, то он вторично отплыл на Саламин



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.