Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПИСАНИЕ ЭЛЛАДЫ 3 страница



4. Аргивяне разрушили Микены из зависти. При нашествии мидян аргивяне не проявляли никакой деятельности, микеняне же послали в Фермопилы 80 человек, которые приняли участие с лакедемонянами в их подвиге < сражаясь с ними бок-о-бок>. Это славное их поведение и принесло им гибель, раздражив аргивян. До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что все эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Пройта крепостную стену в Тиринфе.

5. Среди развалин Микен находится (подземный) водоем, называемый Персеей. Тут были и подземные сооружения Атрея и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Тут могила Атрея, а также и могилы тех, которые вместе с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф убил на пиру. А на могилу Кассандры претендуют те из лакедемонян, которые живут около Амикл; вторая могила - это Агамемнона, затем - могила возницы Эвримедонта, дальше - могилы Теледама и Пелопса. Говорят, что они были близнецами, рожденными Кассандрой, и что их еще младенцами зарезал Эгисф, умертвив их родителей. И (могила) Электры; она была женою Пилада, выданная за него замуж Орестом. Гелланик сообщает, что от Электры у Пилада родились два сына - Медон и Строфий. Клитемнестра и Эгисф похоронены немного в стороне от стены; они были признаны не достойными лежать внутри стен города, где похоронен и сам Агамемнон и те, которые были убиты с ним.

XVII

1. Налево от Микен, стадиях в пятнадцати, находится Герейон (священный участок Геры). Вдоль дороги течет источник воды, которую называют «Водой очищения» (Элевферием); храмовые жрицы употребляют ее при очищениях и при таинствах жертвоприношений.

2. Сам храм находится в самой глубокой котловине Эвбеи. Здесь так называют эту гору, рассказывая, что у реки Астериона были дочери - Эвбея, Просимна и Акрея, что они были кормилицами Геры, и по имени Акреи они называют гору прямо против Герейона, по имени Эвбеи - ту гору, которая окружает святилище, а место под Герейоном назвали Просимной. Источник же Астерион, начинаясь выше Герейона, впадает в овраг и там пропадает. Здесь по его берегам растет трава; они и эту траву называют астерионом; эту самую траву они носят в храм Геры и из ее листьев плетут венки.

3. Строителем этого храма, они говорят, был Эвполем из Аргоса. Скульптуры над колоннами изображают: одни - рождение Зевса и битву богов и Гигантов, а другие - войну под Троей и взятие Илиона. Статуи, которые стоят перед входом, изображают женщин, которые были жрицами Геры, а также и различных героев, в том числе и Ореста, так как статуя, имеющая надпись, будто это император Август, как говорят, есть статуя Ореста. В преддверии храма с одной стороны находятся древние изображения Харит, а направо - ложе Геры  и как посвящение - щит, который Менелай некогда отнял у Эвфорба под Илионом.

4. Статуя Геры изображает богиню сидящей на троне, огромной величины; она сделана из золота и слоновой кости, творение Поликлета; на ней надет венок с рельефными изображениями Харит и Гор (богинь времен года) и в одной руке она держит плод гранатового яблока, а в другой - скипетр. Что касается гранатового дерева, то этот рассказ я должен опустить, так как он относится к важнейшим таинствам, а о кукушке, сидящей наверху скипетра, они рассказывают, передавая предание, будто Зевс, полюбив Геру, когда она была еще девушкой, превратился в эту птицу, а она, играя и шутя, поймала ее. Этот рассказ и все ему подобные, которые передаются о богах, я точно передаю; хотя сам я их и не признаю, но тем не менее считаю нужным их записать.

5. Говорят, что рядом со статуей Геры находилось изображение Гебы, творение Навкида, тоже сделанное из золота и слоновой кости. Около нее на колонне стоит древнее изображение Геры. Но самое древнее сделано из дикого грушевого дерева; оно было унесено в Тиринф Пейрасом из Аргоса, но когда аргивяне разрушили Тиринф, они вернули его в Герейон. Я сам его здесь видел; это небольшая статуя сидящей богини.

6. Посвящения, достойные того, чтобы о них подробнее рассказать, - следующие: жертвенник, имеющий рельефное изображение прославленного брака Гебы и Геракла; он сделан из серебра, а сделанного из золота и из блестящих драгоценных камней павлина пожертвовал сюда император Адриан, пожертвовал потому, что эту птицу считают посвященной Гере. Тут находятся и золотой венец и пурпурный покров; это - пожертвование Нерона.

7. За этим храмом находится фундамент прежнего храма и все то, что осталось от пожара. Сгорел этот храм потому, что жрицу Геры Хрисеиду охватил сон, а огонь из светильника, который стоял перед гирляндами, охватил их. Хрисеида, удалившись в Тегею, умоляла о защите Афину-Алею. Несмотря на столь великое бедствие, причиненное ею, аргивяне не уничтожили у себя статуи Хрисеиды; и до сих пор она стоит перед сгоревшим храмом.

XVIII

1. Если итти из Микен в Аргос, то налево около дороги есть святилище герою Персею. Ему и здесь воздаются почести местными жителями, но особенно его почитают на Серифе и у афинян, (у которых) есть священный участок Персея и жертвенник Диктиса и Климены, называемых спасителями Персея.

2. Если пройти немного дальше по Аргосской дороге, то направо от этого храма героя (Персея) находится могила Фиеста; у него на могиле стоит мраморный баран, потому что он обладал золотым бараном когда он склонил к преступной связи жену своего брата. Благоразумие не заставило Атрея ограничиться законным возмездием, но он умертвил детей Фиеста и устроил известный по песням и сказаниям пир. Я не могу точно сказать, что произошло дальше, Эгисф ли начал первым этот ряд преступлений или Агамемнон раньше его убил Тантала, сына Фиеста: говорят, что Тантал был женат на Клитемнестре, получив ее руку от Тиндарея, когда она еще была девушкой. Я по крайней мере не хочу признать, что они от природы были преступно-жестоки, но если так долго преследовала их кара за преступление Пелопса и мстительный дух Миртила, то с этим, конечно, согласуется ответ Пифии спартанцу Главку, сыну Эпикида, задумавшего совершить клятвопреступление, - она сказала, что наказание за это перейдет и на потомков.

3. От «Баранов», - как они называют могилу Фиеста, - если итти немного дальше, то налево будет местечко Миссия и храм Деметры-Мисийской; это местечко получило свое название от некоего Миссия, который, по сказаниям аргивян, тоже угощал здесь Деметру. У этого храма нет крыши, но внутри его есть (другой алтарь) с другой часовней из обожженного кирпича и в ней деревянные изображения Коры, Плутона и Деметры. На дальнейшем пути встречается река Инах, а если ее перейти, то - жертвенник Гелиосу. Отсюда приходишь к воротам, названным по имени ближайшего храма. Храм же этот посвящен Илитии.

4. Поскольку знаю, из эллинов одни только аргосцы разделили власть между тремя царями. Во время правления в Аргосе Анаксагора, сына Мегапента, безумие напало на женщин и, уходя из своих домов, они блуждали по всей стране до тех пор, пока Меламп, сын Амифаона, не избавил их от этой болезни под тем условием, что он сам и его брат Биант получат царскую власть, равную с Анаксагором. Из рода Бианта царствовало пять человек в четырех поколениях до Кианиппа, сына Эгиалея, называвшиеся Нелеидами со стороны матери; из рода Мелампа царствовало шесть поколений и столько же человек до Амфилоха, сына Амфиарая; местный же род Анаксогоридов царствовал дольше. Ифис, сын Алектора, внук Анаксагора оставил царство Сфенелу, сыну своего брата Капанея; когда после взятия Илиона Амфилох переселился в страну нынешних Амфилохов, а Кианипп умер бездетным, то Килараб, сын Сфенела, таким образом один овладел всем царством.

5. Когда же и он не оставил после себя потомства, то Орест, сын Агамемнона, овладел Аргосом, так как он жил по соседству с ним и кроме отцовского наследия он подчинил себе большую часть Аркадии, да и в Спарте получил царскую власть. Кроме того, на помощь ему всегда было готово в Фокеи союзное войско. А над лакедемонянами Орест воцарился потому, что они сами его пригласили: они предпочитали быть под властью внука Тиндарея, чем выносить владычество Никострата и Мегапента, рожденных Менелаем от рабыни. По смерти Ореста власть получил Тисамен, сын Ореста и Гермионы, дочери Менелая. А о Пенфиле, побочном сыне Пенфила, Кинефон написал в своей поэме, что он родился от Эригоны, дочери Эгиста.

6. При этом Тисамене возвратились в Пелопоннес Гераклиды, Темен и Кресфонт, сыновья Аристомаха, а так как третий, Аристодем, умер раньше, то вместо него пришли его сыновья. Они, как мне кажется, совершенно правильно требовали себе Аргоса и царства над ним, потому что Тисамен был пелопид, а гераклиды были по нисходящей линии персеиды. Они заявляли, что сам Тиндарей был изгнан Гиппокоонтом, но что Геракл, по их словам, убив Гиппокоонта и его сыновей, отдал эту страну на сохранение Тиндарею. Подобное же они говорили и о Мессении, что будто бы Геракл, взявши Пилос, и эту страну отдал во временное пользование Нестору.

7. Таким образом они изгоняют из Лакедемона и Аргоса Тисамена, а из Мессении потомков Нестора, Алкмеона, сына Сила, внука Фрасимеда и Писистрата, сына Писистрата и детей Пэона, сына Антилоха, а вместе с ними Меланфа, сына Андропома, внука Бора, правнука Пенфила, праправнука Периклимена. Тисамен и его дети вместе с войском ушли в нынешнюю Ахею; Нелеиды же, кроме Писистрата, - о нем я не знаю, куда он ушел, - все удалились в Афины, и роды Пэонидов и Алкмеонидов получили свое имя от них. Меланф даже получил царскую власть, отняв ее у Фимета, сына Оксинта; Фимет царствовал в Афинах последним из рода Фесея. Ход рассказа не дает мне права излагать здесь о деяниях Кресфонта и детей Аристодема.

XIX

1. Темен явно отдавал предпочтение в качестве вождя во время битв Деифонту, сыну Антимаха, внуку Фрасианора, правнуку Ктесиппа, праправнуку Геракла, перед своими сыновьями и во всем обращался к нему за советом; еще раньше он сделал его своим зятем, а из всех детей больше всего любил свою дочь Гирнефо. Сыновья стали подозревать, что он и царскую власть хочет передать ей и Деифонту. Поэтому против него был устроен заговор со стороны сыновей, и старший из них Кейс получил власть.

2. Но так как аргосцы с древнейших времен привыкли к равноправию и самостоятельности, то права царской власти в сущности они настолько ограничили, что Медону, сыну Кейса, и его потомкам они оставили только имя царей, а десятого потомка Медона, Мельту, сына Лакеды, народ и совсем лишил власти, окончательно низложив его.

3. Самой большой достопримечательностью у аргосцев в городе является храм Аполлона-Ликийского (Хранителя от волков). Статуя, сохранившаяся до нашего времени, была творением афинянина Аттала, а первоначально и храм и деревянная статуя были посвящением Даная; я убежден, что тогда все статуи были деревянными, особенно египетские. Данай основал этот храм в честь Аполлона-Ликийского по следующему поводу: явившись в Аргос, он стал оспаривать права на власть у Геланора, сына Сфенелы. В качестве судей выступил народ; и с той и с другой стороны было приведено много убедительных доказательств и казалось, что Геланор приводит ничуть не менее справедливые доводы, чем его противник. Народ, как говорят, отложил свое решение на следующий день. Когда наступил этот день, на стадо быков, пасшихся перед стенами города, напал волк; он кинулся на быка - вожака стада и вступил с ним в борьбу. И вот у аргосцев явилась мысль, что Геланор подобен быку, а Данай - волку, потому что, подобно этому зверю, не живущему вместе с людьми, и Данай не жил до сего времени со своими согражданами. И так как волк победил быка, то и Данай получил власть. Так вот, считая, что Аполлон наслал на стадо быков волка, Данай основал храм Аполлону-Волку (Ликийскому).

4. В нем стоит трон Даная и статуя Битона в виде человека, несущего на плечах быка; в поэме Ликея написано, что когда аргивяне гнали в Немею на жертву Зевсу быка, то Битон, обладая огромной физической силой, поднял его (себе на плечи) и понес.

5. Перед этим изображением они поддерживают (постоянный) огонь, называя его огнем Форонея; они отрицают, что огонь людям дал Прометей, но изобретение огня они приписывают Форонею.

6. Что касается деревянных статуй Афродиты и Гермеса, то они рассказывают, что последняя - произведение Эпея, а первая - пожертвование Гипермнестры. Она, единственная из дочерей Даная, не исполнила приказание отца, поэтому Данай отдал ее на суд (народа), считая, что спасение Линкея является для него лично не безопасным, а также за то, что, не приняв участия вместе с сестрами в этом смелом деле, она тем увеличила позор их злого умысла. Она была судима всем собранием аргосцев, и была оправдана; за это она посвятила статую Афродите-Победоносной. Внутри храма стоит статуя Лады, быстротою ног превосходившего всех своих современников, и изображение Гермеса с черепахою: это он, который из нее сделал лиру. Пред храмом находится трон, на котором скульптурные рельефы изображают бой быка с волком, а вместе с ними изображена девушка, бросающая камень в быка. Считают, что эта девушка - Артемида. Все это - приношения Даная, как и стоящие рядом колонны из… < и> деревянные изображения Зевса и Артемиды.

7. Тут есть могилы одна - Лина, сына Аполлона и Псамафы, дочери Кротопа, а о другой говорят, что это была могила Лина, написавшего поэмы; о последнем будет более удобным передать в другом месте моего рассказа (VIII. 18, 1), поэтому здесь я его опускаю, а история первой мною уже раньше передана при описании Мегары (1, 43, 7). Кроме того, тут есть статуя Аполлона - Хранителя улиц (Агиея) и жертвенник Зевсу-Дождевику (Гиетию), на котором сподвижника Полиника по походу на Фивы дали общую клятву умереть, если им не удастся взять Фивы. То, что рассказывают аргивяне о могиле Прометея, мне кажется менее вероятным, чем рассказ жителей Опунта; однако они на нем настаивают.

XX

1. Пройдя изображение Кревга, кулачного бойца (VIII. 40, 3) и трофей, поставленный в память победы над коринфянами, мы встречаем статую Зевса-Милостивого в сидячей позе из белого мрамора, творение Поликлета. Как я узнал, эта статуя поставлена по следующему поводу. С тех пор как лакедемоняне начали воевать с аргосцами, военные действия между ними не прекращались, пока Филипп, сын Аминты, не заставил их спокойно держаться в издревле установленных пределах своих земель. В прежние же времена лакедемоняне, особенно если они не были заняты вне Пелопоннеса, всегда стремились захватить какую-либо часть Арголиды; в свою очередь и аргосцы не упускали случая, когда лакедемоняне были заняты иноземной войной, нападать на них. Когда ненависть с обеих сторон дошла до крайних пределов, аргосцы решили содержать отборный отряд в 1 000 человек; начальником над ними был поставлен аргосец Бриант, который, в числе многих насильственных поступков по отношению к народу, позволил себе следующий: девушку, которую вели к жениху, он отнял у провожающих ее и обесчестил. С наступлением ночи, подстерегши, когда Бриант заснул, девушка ослепила его. Когда наступил день и открылся его поступок, она прибегла к помощи народа, моля его о защите. Так как народ не согласился выдать ее на расправу «тысячникам» и когда из-за этого между ними и народом началась битва, то народ, победив их, в своем гневе не оставил в живых ни одного из своих противников. Потом они совершили различные очистительные обряды, так как пролили кровь своих соплеменников, и между прочим поставили статую Зевсу-Милостивому.

2. Поблизости находится рельеф, сделанный на мраморе, изображающий Клеобиса и Битона в то время, как они сами везут колесницу и в ней свою мать в храм Геры.

3. Напротив этого памятника, через улицу, находится храм Зевса-Немейского, а в нем - медная статуя бога, изображенного стоящим прямо, работы Лисиппа. Если итти дальше, то за этим храмом направо находится могила Форонея; еще в мое время приносились жертвы Форонею (как герою). По ту сторону храма Зевса-Немейского находится храм «Счастья» (Тихи), относящийся к древнейшим временам, если действительно только правда, что Паламед, изобретя игру в кости, посвятил их в этот храм. Находящуюся недалеко могилу называют могилой менады Хореи; рассказывают, что она с другими женщинами участвовала в походе вместе с Дионисом против Аргоса, и что Персей, победив их в сражении, убил многих из женщин; все остальные похоронены в общей могиле, а для этой из уважения к ее высокому положению сооружена отдельная могила.

4. Немного дальше находится храм Гор (времен года). Если возвращаться отсюда назад, то на пути мы увидим изображения Полиника, сына Эдипа, и тех военачальников, которые погибли вместе с ним, сражаясь под фиванскими стенами. Число этих лиц Эсхил свел к семи, хотя двинулось в поход гораздо большее число полководцев и из Аргоса и из Мессении, не говоря уже о некоторых из аркадян. Недалеко от этих семи - аргосцы следуют литературной традиции Эсхила - стоят статуи тех, кто завоевал Фивы: Эгиалей, сын Адраста, Промах, сын Партенопея, внук Талая, Полидор, сын Гиппомедонта, Ферсандр, сыновья Амфиарая - Алкмеон и Амфилох, Диомед и Сфенел; кроме того, был еще Эвриал, сын Мекистея, и сыновья Полиника - Адраст и Тимея. Недалеко от этих статуй показывается надгробный памятник Даная и пустая могила тех из аргосцев, которых постигла смерть под стенами Илиона и на обратном пути.

5. Тут же находится храм Зевса-Спасителя. Если пройти его, то будет здание, где аргосские женщины оплакивают Адониса. Направо от входа сооружен храм Кефису. Говорят, что воду этой реки Посейдон уничтожил не всю, но что как раз там, где стоит храм, можно слышать как она течет под землею. У храма Кефиса находится голова Медузы, сделанная из мрамора; говорят, что и она - произведение киклопов. Место позади храма и до сих пор называют «Судилищем» (Критерион), потому что, по их словам, Данай здесь производил суд над Гипермнестрой.

6. Недалеко отсюда - театр. Среди других достопримечательностей, находящихся в нем, достойна осмотра группа - человек, убивающий человека, аргивянин Перилай, сын Алкенора, убивающий спартанца Отриада. Этому Перилаю и раньше удалось одержать победу в борьбе на немейских играх.

7. За театром находится храм Афродиты и перед изображением богини - рельефное изображение Телесиллы, той, которая писала стихи: ее книги брошены у ее ног, сама же она смотрит на шлем, который держит в руке, собираясь надеть его себе на голову. Эта Телесилла была прославлена среди женщин за многие свои достоинства, но особенно ее почитали за ее поэтический дар. Когда аргосцев постигло поражение, не поддающееся никакому описанию, в битве против Клеомена, сына Анаксандрида, и лакедемонян, и когда одни из аргосцев пали в этой битве, другие же, которые бежали в рощу Аргоса, там погибли, (часть из них сначала было вышла < из рощи>, полагаясь на договор, < но была перебита>, остальные же, увидав, что их обманывают, < остались в роще> и вместе с рощей были сожжены), тогда Клеомен повел лакедемонян на Аргос, так как город был совершенно лишен защитников.

8. При таких обстоятельствах Телесилла поставила на стенах рабов и всех тех, которые вследствие молодости или старости были не способны носить оружие (в бою), сама же, собравши оружие, которое оставалось в домах и которое можно было найти в храмах, вооружила им женщин цветущего возраста и, вооруживши, поставила там, где, по ее мнению, враги будут наступать. Когда же лакедемоняне уже подошли, и женщины не испугались их воинственного клича и, приняв их удар, смело сражались, то лакедемоняне подумали, что если они погубят этих женщин, их победа будет бесславна, если же они будут разбиты, то поражение соединится для них с позором, поэтому они отступили перед женщинами. Об этом столкновении еще раньше предсказала Пифия, и ее изречение, видоизмененное или подлинное, сообщил нам Геродот (VI, 19): «Если время наступит, что в битве над мужем одержит Женщина верх и с позором его прогнать ей удастся Славу великую даст она всем аргивянам, но в горе Много аргивянок будет тогда свои щеки царапать». Таковы были слова этого предсказания о подвиге женщин.

XXI

1. Если спуститься отсюда и вновь направиться на главную площадь, то там по дороге стоит памятник Кердо, жены Форонея; есть и храм Асклепия; храм же Артемиды, называемой «Убеждение» (Пейто), посвящен богине Гипермнестрой, после того как она победила отца на суде, которому ей пришлось подвергнуться из-за Линкея.

2. Там стоит и медная статуя Энея, это место называется Дельтой; я охотно пропускаю объяснение, почему его так называют, так как то, что они говорят, меня совсем не удовлетворяет. Перед ним воздвигнут жертвенник Зевсу-Дарующему убежище (Фиксию), а рядом - памятник Гипермнестры, матери Амфиарая, и другой Гипермнестры, дочери Даная; вместе с нею похоронен и Линкей. Как раз против них находится могила Талая, сына Бианта. Все, что касается Бианта и его потомков, мною уже рассказано (II, 18, 4).

3. Храм Афины, называемой «Трубой» (Сальпингой), как говорят, был основан Гегелеем. Говорят, что этот Гегелей был сыном Тирсена и внуком Геракла от мидиянки (Омфалы). Тирсен первый изобрел трубу, а Гегелей, сын Тирсена, научил прибывших с Теменом дорян, как играть на этом инструменте, и что поэтому Афину они назвали «Трубою».

4. Перед храмом Афины, как говорят аргосцы, - могила Эпименида: по их словам, лакедемоняне, воюя с кносийцами, взяли в плен живым Эпименида, а взяв, убили его, потому что он им предсказывал разные несчастия; они же (так по крайней мере они говорят), взяв его тело, тут его похоронили.

5. То сооружение из белого мрамора, которое находится как раз по середине площади, - это не трофей, в честь победы над Пирром, царем Эпира, как говорят аргосцы, но, так как здесь было сожжено его тело, то это его надгробный памятник; и это всякий может понять, так как на нем изображено в рельефе все, чем пользовался Пирр в битвах, также и слоны. Это сооружение было построено над самым его погребальным костром; кости же Пирра лежат в храме Деметры, около которого ему суждено было принять смерть, как я об этом рассказал при описании Аттики (I, 13, 7-8). При входе в этот храм Деметры можно видеть медный щит Пирра, повешенный над дверьми.

6. Недалеко от сооружения, находящегося на площади Аргоса, насыпан земляной холм; в нем, говорят, лежит голова Медузы. Оставляя в стороне всякие сказки, вот что можно рассказать о ней: она была дочерью Форка и по смерти своего отца царствовала над народом, жившим вокруг озера Тритониды, ходила с ними на охоту и водила своих ливийцев на войну; и вот, выступивши однажды со своим войском против сил Персея, - за Персеем последовали из Пелопоннеса отборные воины - она ночью была изменнически убита, а Персей, пораженный ее красотой, которую она сохранила, будучи даже мертвой, отрубил ей голову и привез ее для показа эллинам.

7. Но у карфагенского писателя Прокла, сына Эвкрата, есть другой рассказ, и он кажется более вероятным, чем первый. В Ливийской пустыне есть такие дикие животные, что рассказы о них кажутся не заслуживающими доверия, и люди там, мужчины и женщины, тоже дикие. Прокл говорит, что он сам видел одного из них, мужчину, привезенного в Рим. Поэтому он предполагает, что одна из таких женщин, заблудившись, пришла к озеру Тритониде и делала много зла жителям его до тех пор, пока Персей не убил ее. А то, что будто бы Афина помогала Персею в этом подвиге, это говорят потому, что люди, живущие вокруг озера Тритониды, посвящены Афине.

8. В Аргосе у могильного памятника Горгоны есть могила Горгофоны (Горгоубийцы), дочери Персея. А почему ей дано такое имя, совершенно ясно для каждого, кто только слышит это название. Говорят, что она была первой из женщин, которая после смерти мужа своего Периэра, сына Эола, за которого она вышла замуж девушкой, вновь вышла замуж за Эбала. А прежде был обычай, что по смерти мужа женщины оставались вдовами.

9. Против этой могилы сооружен мраморный трофей в память победы над аргосцем Лафаем; я описываю все так, как сами о себе говорят аргосцы: он был тираном (в Аргосе), но народ, восстав, прогнал его; он бежал в Спарту, и лакедемоняне пытались снова вернуть ему тиранию, но аргосцы, победив в сражении, убили Лафая и большинство из бывших с ним лакедемонян.

10. Недалеко от этого трофея находится храм Латоны; ее статуя - художественное творение Праксителя. Статую, стоящую около богини, называют статуей девушки Хлорис (Бледная), говоря, что она дочь Ниобы; что вначале она называлась Мелибоей (Услада жизни). Когда Аполлон и Артемида убивали детей Амфиона, то из всех сестер уцелела только она одна да (ее брат) Амикл, они уцелели потому, что взмолились Латоне. Мелибоя же сразу от страха стала бледной и такою осталась на всю жизнь; в память случившегося ее вместо Мелибои стали называть Хлорис. Так вот эти брат и сестра, как говорят аргосцы, первоначально и построили этот храм Латоне. Но я лично больше чем другим доверяю поэмам Гомера и думаю, что у Ниобы из детей не осталось никого. Это подтверждает стих его поэмы (Илиада, XXIV, 609): «Двое сии у гордившейся матери всех погубили». Гомер таким образом утверждает, что дом Амфиона был истреблен до основания.

XXII

1. Направо от храма Латоны находится храм Геры-Цветущей (Анфии) и перед ним могила женщин. Эти женщины погибли в бою против аргивян и Персея, двинувшись походом вместе с Дионисом с островов Эгейского моря, поэтому их и называют «Морскими».

2. Напротив этого памятника женщинам находится храм Деметры, именуемой Пеласгийской, по имени основателя этого храма Пеласга-Триопа, а недалеко от храма помещается и могила Пеласга. На противоположной стороне за этой могилой находится медное сооружение небольшого размера и на нем древние изображения Артемиды, Зевса и Афины.

3. Ликей в своих поэмах написал, что это - статуя Зевса-Изобретателя, а жители Аргоса рассказывают, что отправившиеся походом на Илион клялись перед ней не прекращать войны до тех пор, пока они или возьмут Илион или их постигнет смерть в бою. Другие говорят, что в этом медном сооружении лежат кости Тантала. Что касается Тантала, сына Фиеста или Бротея, - говорят и то и другое, - который был мужем Клитемнестры до Агамемнона, об этом Тантале я не буду спорить, что он похоронен здесь, но могилу Тантала, считающегося сыном Зевса и Плуто, я сам видел на Сипиле и считаю достойной осмотра. Кроме того он не был вынужден бежать с Сипила, как впоследствии пришлось это сделать Пелопсу, когда Ил, царь фригийцев, двинувшись на него походом, прогнал его. Но довольно этих расследований. Таинственные обряды, совершаемые у находящегося поблизости провала, говорят, были установлены местным жителем Никостратом. Еще и поныне спускают в этот провал зажженные лампады в честь Коры, дочери Деметры.

5. Затем идет храм Посейдона, именуемого «Производящий наводнение» (Просклистий); говорят, что он наводнением залил большую часть страны, когда Инах и другие судьи признали эту землю за Герой, а не за ним. Но Гера повлияла на Посейдона, чтобы он заставил море уйти назад; аргосцы же на том месте, откуда стала спадать вода, соорудили храм Посейдону-Наводнителю.

6. Если пройти немного дальше, то найдем могилу Арга, считающегося сыном Зевса и Ниобы, дочери Форонея. А затем стоит храм Диоскуров. Статуи, стоящие здесь, - это сами Диоскуры и их сыновья - Анаксис и Мнасинус, а с ними и их матери - Гилаира и Феба, работы художников Дипена и Скиллида; сделаны они из черного дерева; и их кони по большей части тоже из черного дерева, а некоторые же части сделаны из слоновой кости.

7. Недалеко то этого храма «Владык» находится храм Илитии; он посвящен Еленою в то время, когда, пользуясь уходом Фесея с Перифоем на войну с феспротами, Диоскуры взяли Афидны и увезли Елену обратно в Лакедемон. Аргосцы говорят, что Елена была тогда беременной и, родивши в Аргосе, она основала храм Илитии (Помощнице в родах), родившуюся же дочку отдала Клитемнестре, которая была уже замужем за Агамемноном, а сама после всего этого вышла замуж за Менелая. Вот почему поэты Эвфарион Халкидский и из Плеврона Александр, а еще раньше их Стесихор из Гимеры одинаково с аргосцами говорят, что Ифигения была дочерью Фесея.

8. По ту сторону храма Илитии находится храм Гекаты, со статуей работы Скопаса. Эта статуя - мраморная, а напротив ее медные статуи тоже Гекаты; одну из них сделал Поликлет, а другую брат Поликлета Навкид, < сын> Мофона (? ). Если итти прямой дорогой к гимнасию Киларабе, названному так по имени сына Сфенела, то мы придем к могиле Ликимния, сына Электриона; Гомер говорит (Илиада, II, 661 и сл. ), что он был убит Тлептолемом, сыном Геракла, и из-за этого убийства Тлептолему пришлось бежать из Аргоса.

9. Немного в стороне от улицы, ведущей к Киларабе и к находящимся здесь воротам, стоит памятник Саккады, который первый в Дельфах играл в честь Аполлона-Пифийского песни на флейте; и ненависть Аполлона к флейтистам, оставшаяся у него со времен Марсия и споров с Силеном, повидимому, прекратилась, благодаря этому Саккаде.

10. В гимнасии Киларабы есть статуя Афины, так называемой «Дарующей благоденствие» (Пании); здесь же показывают могилу Килараба. Недалеко от гимнасия устроена общая могила в память тех аргосцев, которые ходили вместе с афинянами на завоевание и порабощение Сиракуз и Сицилии.

XXIII

1. Если отсюда итти по так называемой «глубокой» улице, то направо будет храм Диониса. Его статуя, как говорят, привезена из Эвбеи. Когда эллинов, возвращавшихся из Илиона, постигло кораблекрушение около (мыса) Кафареи, то тех из аргивян, которым удалось спастись на землю, стал мучить голод и холод. Тогда они стали молиться богам, чтобы кто-нибудь из них явился для них спасителем при столь тяжелом положении. Как только они двинулись вперед, они увидали перед собой пещеру, посвященную Дионису; в этой пещере была статуя бога, а в это время собрались туда дикие козы, укрываясь от холода и непогоды. Аргивяне их перебили, мясо съели, а шкурами воспользовались как одеждой. Когда прекратилась непогода, и они, сделав себе корабли, собирались отправиться домой, они увезли из пещеры и деревянную статую и еще до сих пор продолжают оказывать ей почет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.