Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Викторианский стиль» (англ. Victorian Style) — условное название эклектического искусства Англии второй половины XIX в. Связано с длительным периодом правления королевы Виктории (1830-1901). В середине XIX в. Англия переживала период бурного



 

ВИКТОРИАНСКИЙ СТИЛЬ - (англ. " Victorian style" ) - условное название
длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в.,
связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и
принца-консорта (англ, consort - супруг) Альберта (1819-1861).
Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и
устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии
" мостиком" в двадцатое столетие. Оно характеризовалось " балансированием
между традициями и реформами" в экономике и политике, что отразилось на
развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: " victorianism"
и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма,
что, впрочем, вообще характерно для " английского стиля".
Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также
естественной реакцией на пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи " стиля королевы Анны" и " георгианцев". В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:
- ранний, или период неостилей (1835-1855);
- средне-викторианский период (" Mid-Victorian period", 1855-1870);
- поздний, или " свободное возрождение Ренессанса" (" Free Renaissanse
revivals", 1870-1901).
Начало викторианской эпохи было преисполнено безудержного оптимизма. В это время Англия переживала период промышленного подъема и становилась
" мастерской мира". Соответственно развивалась и заносчивая психология
представителей нового " среднего класса" (middle class), стремившихся
окружить себя атрибутами " роскошной жизни". Снова вошло в обиход понятие " боязнь пустоты", но, в отличие от традиционной трактовки, к примеру, в искусстве Барокко, оно стало отражением иного, эклектического мышления, это заметно в оформлении жилых интерьеров. На фоне стилистически неопределенного декора без всякого порядка и разбора помещалось множество ненужных предметов (см. " вещный интерьер" ).
" Этот " страх пустоты" викторианцы принимали за комфорт, вкус и светский
тон", - писал в своей книге по истории оформления интерьера Ч.
Мак-Корко-дейл. Далее он приводит слова немецкого историка искусства Н.
Певзнера: " Преобладающим складом сознания в Англии около 1850 года являлся объевшийся самодовольный оптимизм. Вот она, эта Англия, ставшая благодаря предприимчивости заводчиков и торговцев богаче, чем когда-либо, мастерская мира, рай благополучной буржуазии, управляемый коро-левой-буржуазкой и деятельным принцем-консортом". Вкусы того времени, распространенные повсеместно, вдохновили Генри Джеймса на ядовитые строки, посвященные домовладельцам: " Они густо покрывали стены мишурным орнаментом и вырезками с какими-то странными разрастаниями и выпирающими складками драпировок; всевозможными безделушками, которые можно было разве что дарить горничным,
этот неописуемый комфорт мог бы доставить большое удовольствие слепому".
Одной из причин этого явления называют ослабление влияния Романтизма,
ведущего художественного направления начала XIX в. С 1830-х гг. в Европе
начинается период Историзма, времени сосуществования самых разных
неостилей. Англия не была исключением. Ранневикторианский период
характерен параллельным развитием стилей " неогрек", Неорококо, Неоготики, " византийского", " мавританского", " китайского" стилей. Упадок искусства был неизбежен. " Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ее подходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилые дома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций".
Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов
промышленной революции. Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой " исторический декор": " барочную резьбу" из папье-маше, или
крашеного гипса, " золоченые рокайли" из жести. Керамикой имитировали
металл; " викторианская мебель" в стиле " Людовика XIV" соединялась с
" готическим" декором... И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших
академических картин в золоченых рамах. В карикатурных проявлениях
" викторианский стиль" - искусство имитаций и подделок, суррогат, в котором
из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши других времен " доброй старой Англии" (рис. 178).
Некоторой параллелью " викторианского стиля" в Англии можно считать поздний Бидермайер и " стиль Макарта" в Вене и Мюнхене. Понятно, что индустрия подделок, разлад между промышленным производством и эстетикой вызвали к жизни реакцию со стороны мыслящих, тонко чувствующих художников и теоретиков искусства, которая оформилась в " нео", или " позднеромантическое", направление и " антиэклектическое движение". Его зачинателем стал англичанин, писатель Дж. Раскин. В 1843 г. он опубликовал первый том книги " Современные художники" (Modern Painters;. В этой книге Раскин призывал " вернуться к природе", к искренности и простоте. Он ненавидел машинную цивилизацию и единственное спасение искусства видел в возвращении к ранней Готике, к навыкам средневекового ремесла, когда мастер еще не был отчужден от производства вещи; он являлся одновременно архитектором и рисовальщиком, каменщиком и кузнецом. Раскин презирал технику, свои книги печатал и иллюстрировал сам, а затем развозил их, пользуясь не поездом, а дилижансом. Он был убежден, что только в средневековье, в эпоху гармонии искусства и жизни, духовные, религиозные и нравственные ценности преобладали над материальными.
В следующей книге " Камни Венеции" (1851) великий идеалист и романтик
обрушился на " викторианцев", утверждая, что всякое " машинное производство украшений бесчестно", оно нарушает главный принцип художественности: соответствие формы качеству материала и способу его обработки.
Продолжателем идей Раскина был архитектор, рисовальщик-декоратор и
писатель А. Пьюджин, один из лидеров " Готического Возрождения" в Англии.
Пьюджин возглавил " Католическое движение" среди деятелей искусства, в
своих рисунках и акварелях он копировал готическую мебель и изделия из
металла, стараясь воспроизвести средневековые образцы с величайшей
точностью, чтобы " правдивее чувствовать дух истинного искусства". В 1843
г. Пьюджин опубликовал книгу " Апология возрождения христианской
архитектуры" (" An Apology for the revival of Christian architecture" ).
К 1860-м годам относится наивысший подъем деятельности У. Морриса -
художника, писателя и публициста, организатора движения " Искусства и
ремесла", ставившего целью возрождение традиций средневекового ручного
ремесла. Эти начинания составили " антивикторианское" течение английского искусства середины XIX в. (" Anti-Victorian" ) и подготовили второй, " средневикторианский период". Он ознаменовался крупнейшим событием в истории - проведением первой Всемирной выставки в Лондоне (1851), а также инициативами принца Альберта и архитектора Г. Земпера по организации художественно-промышленной школы и музея декоративного искусства. Одним из проявлений " антивикторианского" движения была деятельность прерафаэлитов.
Поздний этап в искусстве викторианской эпохи развивался под влиянием идей
английского писателея У. Пэйтера, автора популярной книги об Итальянском
Возрождении (" The Renaissanse", 1871). В те годы в художественной практике
царило невообразимое смешение " исторических стилей": " Луи XIV", Рококо,
" Елизаветинского Ренессанса" и Тюдор-Ренессанса (" стиля Тюдоров" ), а также барочных стилей " короля Якова" и " Реставрации Стюартов". В других
европейских странах, прежде всего во Франции и Германии, наряду с
Неоготикой, или " стилем трубадур", с 1860-х гг. получает развитие
" неоренессанс" - причудливое смешение элементов искусства Готики,
Итальянского и Северного (немецкого) Возрождения, Маньеризма и Барокко.
Англия ответила на это " свободным возрождением Ренессанса" (" Free
Renaissanse revivals" ). Однако в кривом зеркале вкусов викторианской эпохи
и этот неостиль оказался эклектичным. Громоздкая, перегруженная дробным,
мелким декором мебель была иронично названа современниками " стилем
подставок и верхушек" (" Bracket and overmantel style" ). Более цельно новое
течение проявилось в лондонской архитектуре, где оно получило наименование " готического возрождения" (" Gothic revivals" ), или " Неотюдор"
(" Neo-Tudor" ), поскольку здания в этом стиле включали отдельные элементы в подражание " перпендикулярному стилю" эпохи " Тюдор-Ренессанса" (XVI в. ).
Большинство существующих " готических" зданий Лондона построено в
викторианскую эпоху.
Среди них величественное сооружение - здание Парламента на берегу Темзы с
Башней Виктории и часовой башней с колоколом " Большой Бен" - произведение архитектора Ч. Бэрри (1836-1860). Внутренняя отделка и мебель в " готическом стиле" созданы по рисункам О. Пьюд-жина. В 1886-1894 гг. в
стиле " Неотюдор" построен мост Тауэр через Темзу. Многие средневековые
замки в это же время " воссоздавал" А. Сэлвин. В стиле " готического
возрождения" работали архитекторы У. Бёрджес, Дж. Добсон, Н. Шоу,
декораторы О. Джонс, К. Дрессер, проектировщик мебели Т. Коллкатт в
сотрудничестве с мастерами фирмы " Гиллоу", мебельщик Б. Тэлберт. В 1880-х гг. появилось название " стиль Риджент стрит" (" Regent street style" ),
ассоциирующийся с обстановкой дорогих магазинов на этой фешенебельной
улице Лондона. Большие помпезные постройки этого времени отражали
характерный имперский дух и потому породили еще одно название: " стиль
Британской империи", или " британский ампир" (" British Empire" ). Искусство
викторианской эпохи было эклектично и потому не составило единого
художественного направления или стиля. Следовательно, и название
" викторианский стиль" следует брать в кавычки, понимая его фигурально.
В 1890-х гг., в период Модерна, критическое отношение к этому " стилю"
породило течение эдвардианского неоклассицизма.
Library3/Library-3… style. htm

Самые используемые стили в графическом дизайне. Викторианский стиль

 

ВИКТОРИАНСКИЙ СТИЛЬ (VICTORIAN AGE)

Зарождение викторианского стиля произошло в Англии. Оно неразрывно связано с длительным правлением королевы Виктории. Викторианский стиль представлен в истории следующими направлениями - британский, американский, французский.

Период зарождения - 1840–1900 гг. В середине XIX в. Англия переживала период бурного промышленного развития, становилась так называемой «мастерской мира». Для викторианской эры характерными были: строгая мораль и религиозность. Для изображений этой эпохи характерны: сентиментальность, ностальгия, детализированная красота и романтизм. Викторианский look находился под сильным влиянием ностальгии по объектам из прошлого. В этот период главенствовали возрожденные стили - неоготика, неоренессанс и неорококо. Благодаря стремительному развитию промышленности подражание предметам роскоши из прошлого становилось более упрощенным. Главная особенность викторианского стиля — насыщенность деталями. Снова вошло в обиход понятие «боязнь пустоты», но, в отличие от традиционной трактовки, к примеру, в искусстве Барокко, оно стало отражением иного, эклектического мышления, это заметно в оформлении и жилых интерьеров, и характерных этому периоду, рекламных постерах.

 

Эти изображения были созданы с разрывом в 100 лет, но для всех характерны: правильное симметричное положение объектов на постере, сохраняется впечатление холста, овальные и искривленные формы, шрифты с засечками. Это пример раннего викторианского стиля с характерной для него симметрией, архитектурным обрамлением и типографикой. Еще одной главной особенностью этого стиля является максимальная наполненность страницы. Дизайнеры старались максимально использовать пространство, это также связано с достаточно дорогостоящей печатью на те времена.

 

С развитием викторианский стиль стал менее насыщен маленькими деталями, но детализированная красота все так же доминировала в макетах. Неизменным оставался и романтизм, который шел в тандеме с рукописными шрифтами с засечками.

 

 

Ниже приведены примеры, современных работ, выполненных в викторианском стиле: Ниже приведены примеры, современных работ, выполненных в викторианском стиле:

«Викторианский стиль» (англ. " Victorian Style" ) — условное название эклектического искусства Англии второй половины XIX в. Связано с длительным периодом правления королевы Виктории (1830-1901). В середине XIX в. Англия переживала период бурного промышленного развития, становилась " мастерской мира". Но эта мастерская, с эстетической точки зрения, была весьма " неприбрана". Власть в стране получили представители нового, " среднего" класса, которые в поисках быстрой прибыли и атрибутов " роскошной жизни" примеряли на себя все подряд: и готику, и ампир, и неорококо, и необарокко. Ранний " викторианский стиль" именуют английским неорококо. В своих наиболее типичных, массовых проявлениях это искусство эклектичное и мещанское, так как в нем посредством относительно дешевых материалов создавался суррогат, иллюзия роскоши, декорации из мешанины самых разных исторических стилей, включая " византийский", " мавританский", " китайский" и пр. На усложненном фоне жилого интерьера из обоев, ковров, драпировок и картин в тяжелых рамах без всякой логики помещалась разнообразная мебель, керамика, металл и даже " роскошная" резьба из папье-маше или " бронзовые" светильники из крашеного гипса. Эту " философию изобилия" и " страх пустоты" викторианцы принимали за комфорт, хороший вкус и светский тон. Извращенная эстетика того времени вдохновила писателя X. Джеймса на следующие язвительные строки, посвященные домовладельцам: " Они густо покрывали стены мишурным орнаментом и вырезками с какими-то странными разрастаниями и выпирающими складками драпировок; всевозможные безделушки, которые можно было разве что дарить горничным, этот неописуемый комфорт мог бы доставить большое удовольствие слепому... Вот она эта Англия, ставшая благодаря предприимчивости заводчиков и купцов богаче, чем когда-либо, мастерская мира... управляемая королевой-буржуазкой". Свою негативную роль в формировании и распространении " викторианского стиля" сыграло машинное производство, наводнившее рынок дешевыми подделками " под старину". В 1830-1890-х гг. в Англии в рамках " викторианского стиля", а точнее, искусства викторианской эпохи, развивалось движение " Готического Возрождения (" Gothic Revival" ). Стиль неоготики викторианской Англии назывался также " Нео-Тюдор" (" Nco-Tudor" ), поскольку включал отдельные элементы " перпендикулярной готики" и декора Тюдор -Ренессанса. В этом эклектическом неостиле работали английские архитекторы А. Пьюджин. Ч. Бэрри, Э. Сэлвин. Они являются авторами самого характерного примера стиля " Нео-Тюдор" — здания Парламента в Лондоне с знаменитой башней " Большой Бен" (Big Ben", 1836-1860). В том же стиле в 1894 г. был построен мост Тауэр через Темзу. Большинство " готических зданий" в Лондоне представляют собой результат " Готического Возрождения" викторианской эпохи. А поскольку они ярко отражали " имперский дух" того времени, то получили и еще одно название, конечно весьма условное, " стиля Британской империи", или " Британский Ампир" (" British Empire" ). " Готическое Возрождение" вдохновляло У. Морриса, прерафаэлитов в их ретроспективных устремлениях по " возрождению" средневекового искусства. Таким образом, искусство викторианской эпохи не представляет собой единого художественного стиля. Оно бссстильно, поскольку эклектично. Поэтому и название " викторианский стиль" следует брать в кавычки и понимать иносказательно. Викторианский стиль

Название викторианского стиля появилось благодаря правлению английской королевы Виктории . Викторианский стиль собрал в себе все промышленные новинки 19 века.

Отличался он роскошью и даже «крикливостью». Интерьер оформленный в викторианском стиле подчеркивал достаток хозяина дома, его возможности приобрести все новое и модное.

Викторианский стиль собрал в себе многие черты готики эклектики рококо. Оттеняют интерьер, выполненный в викторианском стиле и элементы индийского и китайского стиля с их кричащей роскошью. Отличало его использование причудливых форм мебели дорогая отделка стен и окон. Особенность стиля была в том, что каждая комната оформлялась по-разному, в своей неповторимой манере.

Со временем в декор помещений выполненных в викторианском стиле были внесены элементы неоклассики Развитие промышленности внесло свои коррективы в него Современный викторианский стиль стал более сдержанным и респектабельным.

САМСТРОЙДОМ при создании викторианского стиля рекомендует учитывать следующее:

В викторианском стиле оформления интерьера квартиры практикуют два варианта оформления потолка. Его можно просто побелить, а можно отделать с помощью подвесных панелей из дерева на два-три тона светлее оконных рам и дверей. Люстру лучше приобрести малозаметную - овальную, пирамидальную или цилиндрическую, с плафоном из хлопковой или льняной ткани.

На пол же непременно нужно положить паркет, причем из разных пород дерева, что позволит создать сложный геометрический орнамент, а поверх - ковер, круглый или квадратный, красного, зеленого или коричневого цвета.

Cтены, оформляются гобеленами или обоями со сложным орнаментальным рисунком, часто объемным, напоминающим барельеф. Особенно популярны обои британского производства, имитирующие ткань. В интерьере викторианского стиля используются изображения листьев - кленовых, дубовых и березовых, папоротников, а также лесных цветов и ягод: ландышей, клевера, земляники. Поверх обоев размером в треть или половину высоты стены прикрепляются панели из ценных пород дерева. Они не имеют резьбы, но украшены орнаментом в классическом стиле. Кстати, лаком панели покрывать категорически не рекомендуется: глянцевый блеск чужд викторианскому стилю.

Аксессуары в викторианском стиле .

Это картины и настенные часы. Произведения живописи подвешивают на специальную рейку, сделанную из той же породы дерева, что и панели, и потому практически незаметную на фоне обоев. Рамы в викторианском стиле, напротив, подбираются объемные, тяжеловесные, но ни в коем случае не золоченые. Что касается содержания картин, они должны соответствовать атмосфере викторианского стиля - портреты, пейзажи, сюжетные зарисовки и ни в коем случае не абстракции. А чтобы они не терялись на общем фоне, тона произведений должны быть контрастными.

Уместно смотряться зеркала в полный рост, с такими же рамами, как и у картин - как правило, их ставят напротив камина, окон или дверей и зачастую тонируют в желтый, красный или зеленый.

Еще один частый герой викторианского интерьера - камин, выполненный из гранита, черного или красного, и обязательно в классическом стиле, под стать панелям. Огонь лучше прикрывать экраном, а сам камин - отгородить металлическим заборчиком с готическими шпилями, выкрашенным в черный цвет, высотой 40-50 см.

Ни один викторианский интерьер не обходится без комнатных растений. Их ставят на пол (ни в коем случае не на подоконник и не на стол), группируя в одном углу. Горшки преимущественно глиняные и однотонные, гармонирующие с общим убранством комнаты.

В истинном викторианском интерьере квартиры вы встретите множество вазонов, пуфиков, ширм, шкатулок и пепельниц из дорогих камней или металлов, подставок для ручек и карандашей.

Viktjriy. php

XIX век вполне можно считать «колыбелью» многих нынешних стилей: именно в конце теперь уже позапрошлого столетия зародились все те тенденции, которыми многие модные дизайнеры руководствуются и по сию пору. Разумеется, мода XIX столетия не обошлась без революций, подарив миру и самых первых кутюрье.

На состояние европейской моды начала XIX века в огромной степени повлияла Французская революция: на смену аристократической пышности, атласу и кружеву, массивным парикам XVIII века пришли простота и менее формальные стили – даже самые завзятые французские модники больше не осмеливались выглядеть как аристократы. В соседней Великобритании, между тем, продолжалась своя революция – в моде: особой популярностью начали пользоваться брюки и элегантные костюмы, а женщины отказались в пользу корсета в пользу завышенной талии и естественности одежды.

Викторианская эпоха

Викторианская эпоха, начавшаяся в тридцатых годах XIX века, принесла с собой несколько абсолютно новых трендов. Одним из самых характерным стало появление чрезвычайно пышных рукавов – пожалуй, самых пышных за всю многовековую историю существования женского платья. Вместе с ними в моду вновь вернулись пышные юбки, в начале века на несколько десятилетий утратившие было свои позиции. Символом женского стиля викторианской эпохи стал эдакий гиперболизированный силуэт «песочных часов» – пышная коническая юбка, очень узкая талия, которой женщины добивались с помощью опять вернувшегося в модукорсета

, и пышные рукава. Вечерние наряды, как правило, предусматривали соблазнительно обнаженные плечи, повседневные же были куда более закрытыми. Именно в это время в моду вошли пелерины – кружевные накидки, закрывавшие плечи.

Классический силуэт «песочных часов» - покатые плечи, грудь, узкая талия и полные бедра – создатели женской одежды стремились подчеркнуть разными способами: в основном с помощью кроя и отделки. В тридцатые годы XIX века исключительной узости талии женщины добивались с помощью широких ремней и особых корсетов, сшитых клиньями. По контрасту, юбки были необычайно пышными – с помощью кринолина портные создавали юбки рекордной ширины. Плечи подчеркивались пелеринами или широким воротником, а укоротившиеся было до лодыжек юбки и платья вновь стали длинными и опустились до самого пола.

 


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.