Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВХУТЕМАС И ВХУТЕИН (1920-1930)



ВХУТЕМАС И ВХУТЕИН (1920-1930)

ВХУТЕМАС сыграл выдающуюся роль в форми­ровании новой художественной культуры, становле­нии советской художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна, оставил глубокий след в истории XX века, по достоинству оцененный всей мировой об­щественностью.

На 1920-е годы падает этап формирования дизай­на (производственного искусства) в Советской России, наиболее авторитетные творческие концепции которо­го проявились во ВХУТЕМАСе, где под руководством таких мастеров, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий был подготовлен первый отряд советских дипломированных дизайнеров.

 

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Историческая справка

Традиции промышленного искусства в России суще­ствуют с XIX века. В 1825 году по инициативе графа Строганова в Москве открылась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». К концу века ана­логичные школы и училища, готовившие «ученых-рисовальщиков» среднего и высшего уровня для художествен­ной промышленности, существовали в Санкт-Петербур­ге, а также на Урале.

После Октябрьской революции в 1918 г. в Советской России была осуществлена реорганизация всей системы художественного образования. Академическая система обучения была заменена совершенно новой, которая сочетала в себе принципы взаимоотношений мастера (пре­подавателя) и подмастерьев (учеников), восходившие еще к эпохе Ренессанса. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государ­ственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставля­лось право учиться в мастерской избранного им руководителя. В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответ­ственно Первые и Вторые СГХМ.

Однако, уже первый год обучения по новой методи­ке выявил целый ряд существенных недостатков. Глав­ный из них заключался в " субъективности" обучения: студенты, осваивая профессиональные приемы того или иного мастера, не получали широкого художественного образования. Такая ситуация не устраивала не только самих радикально настроенных студентов, которые требовали замены " субъективных" методов обучения " объек­тивными", но и многих преподавателей, у которых пре­обладало стремление выработать некие " объективные" приемы формообразования, научно обосновать свои твор­ческие эксперименты, свои критерии оценки произведе­ний искусства.

Становилось все более ясным, что отвергнутую ака­демическую систему преподавания необходимо заменить новой, тщательно разработанной педагогической системой, а не кустарными приемами цехового обучения.

Двумя годами позднее, в 1920 г., была проведена вторая реформа художественного образования в Советс­кой России. В Москве Первые и Вторые СГХМ были слиты во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Они преследовали как минимум три цели. Во-первых, это " объективизация " процесса обучения художественным дисциплинам. Во-вторых, сближение различных видов искусства и выработка общей методики их преподавания. В-третьих, сближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным про­изводством.

ВХУТЕМАС отразил в себе всю сложность и про­тиворечивость протекавших в Советской России твор­ческих процессов. В его недрах возникли тесно свя­заны с ним многочисленные творческие объединения и группы – Обмоху, АСНОВА, ОСТ, ОСА, АРУ, " Рост" и мн. др. В эти объединения и группы входили преподава­тели, выпускники и студенты ВХУТЕМАСа, превращая его в бурлящий котел, где шла борьба различных твор­ческих концепций, бушевали страсти, низвергались одни идолы, появлялись новые кумиры.

Спецификой ВХУТЕМАСа, отличавшая его от других вузов, была чрезвычайная активность студентов в определении творческой направленности, вуза. Студенты ощущали себя во ВХУТЕМАСе раскованно и принимали участие в его общественной жизни на равных с преподавателями. Такая необычная самостоятельность студен­тов многократно усиливала творческий потенциал ВХУ­ТЕМАСа как генератора новых формообразующих и стилеобразующих идей, превращала его в катализатора этих идей.

В 1926 году ВХУТЕМАС был переименован в Выс­ший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).

В конце 20-х годов страна переживала подъем в связи с ускоренной индустриализацией. Обнаружился резкий дефицит специалистов с высшим образованием, а также недостаточная их связь с реальными практичес­кими задачами. Состоявшийся в 1929 году Пленум ЦК ВКП(б) дал установку: " Расширить сеть втузов нового типа с резко выраженной специализацией по определен­ным отраслям промышленности с сокращением сроков обучения (3 года), установив предельным сроком для всех остальных втузов 4 года обучения... ". Проводив­шаяся в 1929-1930 гг. реформа высшего образования пре­следовала цель приблизить профиль выпускаемых спе­циалистов к запросам конкретных отраслей народного хозяйства. В связи с этим был расформирован ряд ком­плексных высших учебных заведений, готовящих специ­алистов для различных отраслей народного хозяйства. Одним из таких комплексных вузов и был ВХУТЕИН, который в 1930 году был расформирован с распределе­нием факультетов по соответствующим ведомствам. На его основе были созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Мос­ковский полиграфический институт, Художественный фа­культет Московского текстильного института.

 

Учебные цели и структура ВХУТЕМАС

Целью ВХУТЕМАСа была " подготовка художников- мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессио­нально-технического образования".

ВХУТЕМАС состоял из восьми специализирован­ных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных фа­культетов - живописного, скульптурного. Положение всех факультетов было равным.

Деревообделочный и металлообрабатывающий фа­культеты Мастерских стали своеобразной лабораторией, где формировался новый вид проектно-художественной деятельности, получивший позже название " дизайн". Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипло­мированных дизайнеров (" инженеров-художников" ) шел сложный процесс поиска и уточнения сферы и профиля новой деятельности, уяснения роли дизайнера в форми­ровании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования.


Обучение во ВХУТЕМАСе строилось " от общего художественно-пластического образования, через специ­альное художественное к профессиональному образова­нию". Соответственно была построена и структура ин­ститута: он включал, помимо специальных факультетов, обязательное для всех вводное Основное отделение. Вводное обучение осуществлялось по четырем так называемым " концентрам" (направлениям): графическо­му, плоскостно-цветовому, объемно-пространственному, пространственному. Дисциплины: " Графика", " Цвет", " Объем" и " Пространство" преподавались студентам всех специализаций. Тем самым закладывался единый фун­дамент художественных средств формообразования для " инженеров-художников" всех отраслей промышленнос­ти. При этом на пропедевтических курсах пре­дусматривалась определенная профессиональная ориен­тация и, прежде всего, это выражалось в отношении к материалу. Основным художественным материалом ар­хитектуры считалось пространство. Пионеры советского дизайна в своих поисках средств художественной выра­зительности обращались, прежде всего, к конструкции. В материале пропедевтических упражнений они видели не только определенную физическую субстанцию - глину, гипс, масло, гуашь, акварель и т. д., но и элементы пост­роения формы - объемы, плоскости, линии, которые ста­новились средством построения конструкции. И уже че­рез конструкцию выражалась художественная идея ди­зайнерского проекта.

Во ВХУТЕМАСе был введен макетный метод про­ектирования. Его автор Н. Ладовский считал, что буду­щий архитектор должен учиться мыслить объемно-пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме, и лишь затем переносить отработанную в объеме композицию на бумагу. Такой метод помогал рас­ковать фантазию на этапе выработки новых приемов средств выразительности.


 

Металлообрабатывающий факультет  (Метфак, 1920-1926)

Хотя в программе Метфака провозглашалась ориен­тация на практические требования жизни, многое здесь в первое время оставалось традиционным (рисунок, леп­ка, чеканка, скань). Только с приходом А. Родченко (1922) началась работа по превращению факультета из декоративно-прикладного в дизайнерский. Он последовательно внедряет новую методику преподавания.

Согласно плану А. Родченко первые два года студен­ты овладевают общими профессиональными навыками (техническая грамота, пропорции технических форм, раз­витие изобретательных, комбинаторских и композицион­ных способностей и т. д. ). Затем студенты специализиру­ются на двух отделениях: конструкторском (разработка формы и конструирование вещи в целом) и композици­онном (красочная композиция и лицевая обработка ме­талла). Наряду с общеобразовательными, студенты Мет­фака изучали такие специальные теоретические предме­ты, как машиноведение, химия, детали машин, техноло­гия металлов, искусствоведение, история, искусство обра­ботки металлов, теория художественной обработки метал­лов, организация производства. Кроме того, проводились практические занятия в мастерских по кузнечному, сле­сарному, токарно-давильному и литейному делу, чеканке, монтировке, гравировке, эмали, ткани, гальванопластике, декоративной обработке металлов.

Учебные задания по конструированию строились с нарастанием сложности от проекта к проекту: от вещей, выполняющих только одну функцию - к многофункци­ональным предметам; от простых конструкций - к более сложным; от изделий из металла - к сочетанию металла с деревом, керамикой, кожей и другими материалами. В " Программе по курсу проектирование металловещей" А. Родченко выполнялось четыре типа задания:

1. Изготовление вещи в натуральную величину (ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, часы и т. д. );

2. Изготовление уменьшенной модели вещи (складной стул, витрина, газетный киоск, складная кровать и т. д. );

3. Разработка проекта в чертеже (уличные фонари, рек­лама, интерьер салона трамвая, кожух автомобиля и т. д. );

4. Художественная обработка поверхности предметов со всякого рода обозначениями (доски с надписями, значки, гербы и т. д. )

Курс " Композиция" помогал студентам овладеть тех­нологиями обработки поверхностей, прививал навыки ху­дожественно-декоративного решения изделия, " исходя из потребительской целесообразности". Постановка конкрет­ного задания подчиняла декоративный рисунок функции вещи. Это мог быть товарный знак, световая реклама, рисунок для облицовочной плитки или нагрудный зна­чок. При этом оформление поверхности изделия опира­лось не на ручную, а на промышленную технологию: изучались способы штамповки, гравирования, гальвано­техники, технология окраски, способы печати.

Среди заданий, которые А. Родченко давал своим уче­никам, были следующие:

× упростить существующую вещь, т. е. снять с нее украшения, выявить конструкцию, уб­рать неработающие части и т. д.;

× улучшить существу­ющую вещь - сделать ее более удобной, может быть, функциональной, по-новому решить цвет и материал;

× раз­работать новые формы вещей, исходя из наиболее про­мышленных, массовых способов изготовления, исполь­зования массовых материалов и т. д.;

× предложить новую вещь или комплекс вещей с новыми социальными функциями - например, оборудование избы-читальни, советс­кого кооператива, общежития совхоза и т. д.

Первый выпуск восьми дипломированных специали­стов состоялся в 1929 году. При разработке дипломных тем первых выпускников особое внимание обращалось на комплексное оборудование. В 1928 году были разработа­ны три общие темы дипломных проектов: организация и оборудование транспортных средств, организация базы, организация мест народных скоплений.


 

Деревообделочный факультет (Дерфак, 1920-1926)

Отвечая на новый социальный заказ - массовое про­изводство дешевой общедоступной мебели - на Дерфаке серьезно перестраивали всю инженерно-технологическую часть обучения. Для преподавания привлекались квали­фицированные инженеры, вводились новые технические дисциплины. Необходимым был и новый комплекс специ­ализированных художественно-творческих дисциплин. 1922-1923 учебный год стал началом превращения Дерфака в дизайнерскую школу. Пришедший сюда В. Кисе­лев сразу приступил к реорганизации факультета, раз­работке общей концепции подготовки специалистов, фор­мированию преподавательского состава, составлению но­вой учебной программы. Учебные дисциплины были раз­делены на четыре концентра:

1. научно-технический - технология материалов, ма­териаловедение, машиноведение, техника производства;

2. производственный - принципы современного мас­сового производства, дерево в новейших конструкциях, проекты мебели и оборудования, шаблоны, модели кон­струкций;

3. экономический - экономика промышленности, заводоуправление и организация труда, расчет и составле­ние смет;

4. исторический - искусствоведение, история соци­ального быта, критика фетишизма формы, история сти­лей, стильная композиция.

В 1922-23 учебном году В. Киселев преподавал основ­ную художественно-творческую дисциплину - композиция мебели. Следующие два года эту дисциплину вел А. Лавинский (она стала называться " мебелестроение" ), которого 1925- 26 учебном году сменяет Э. Лисицкий.

Лисицкий ориентировал студентов на разработку оборудования мебели для реальных типов квартир как массового, так и экспериментального строительства. При этом была характерна ориентация на встроенное и транс­формированное оборудование.


 

Объединенный факультет по обработке дерева и металла (Дерметфак, 1926-1930). Становление профес­сии дизайнер во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе

Осенью 1926 года Дерфак и Метфак были слиты в Объединенный факультет по обработке дерева и метал­ла (Дерметфак) с двумя специализациями с ориентацией на материал. В структуре факультета существовали два отделения - по обработке дерева и по обработке металла. Каждое из них выпускало специалистов своего профиля.

В 1923 году состоялся первый выпуск Дерметфака. Он свидетельствовал о становлении отечественной шко­лы дизайна - по существу был создан центр по подготов­ке дизайнеров. Известный искусствовед того времени Д. Аранович писал: " Наш ВХУТЕИН заслуженно пользу­ется в течение последних лет славой одного из лучших художественных учебных заведений Европы.  Состоявший­ся недавно первый выпуск отделения по обработке ме­талла показывает, что эта слава ВХУТЕИНа им вполне заслужена..., работы этих молодых конструкторов внут­реннего оборудования настолько свежи по замыслу, са­мостоятельны по своему конструктивному мышлению и настолько близки, вместе с тем, нашим запросам, что на них следует остановиться самым внимательным обра­зом... Напрашивающийся общий вывод - их высокий тех­нический и даже художественный уровень... Преимуще­ство данных работ ВХУТЕИНа в их яркой изобретатель­ности, четкой конструктивности и жизненной практичес­кой установке".

Не сразу был найден и термин для обозначения новой специальности. На дерфаке с 1922 года использо­вали термин " инженер-художник", на метфаке этот тер­мин использовали в более громоздком варианте: " инженер-художник-конструктивист". С середины 20-х годов для обозначения новой профессии все чаще использовали термин " художник-конструктор". Однако в первых дипломах дерметфака ВХУТЕИНа стояло " инже­нер-художник". Во многом это объясняется влиянием силь­ной группы преподавателей-инженеров на этом факуль­тете, а также тем, что в дореволюционной России и в 20- е гг. в Советской стране был очень высок престиж и социальный статус профессии инженера.

Трудно переоценить значение ВХУТЕМАСа и Бау­хауза в истории дизайна и художественной культуры в целом. Пришедший в эти вузы авангард художников, скульпторов и архитекторов, экспериментируя, разраба­тывая и внедряя новые проектные методы, искали новые формы обучения этим приемам и в ходе учебного про­цесса вырабатывали их. В целом создавалась новая ме­тодика обучения студентов в вузе, отличная от прежней, академической системы обучения, отвечающая требова­ниям современности и способной гибко реагировать на ее изменения. Система средств художественной выразитель­ности этих областей творчества тогда еще только зарож­далось. Баухауз и ВХУТЕМАС и стали теми центрами, где формировался этот новый профессиональный язык под руководством лидеров новаторских течений с ис­пользованием творческого потенциала молодежи.

Современные исследователи истории дизайна отме­чают, что роль ВХУТЕМАСа и Баухауза далеко выходит за рамки лишь разработанных методик преподавания. Оба учебных заведения были крупным явлением в худо­жественной жизни и в искусстве XX века, они дали оригинальные, не имевшие в прошлом модели комплек­сных художественно-теоретических вузов. ВХУТЕМАС и Баухауз возникли и функционировали в период, когда в ходе взаимодействия различных видов искусства и инженерно-научного творчества происходили сложные про­цессы формирования нового стиля современной архитек­туры и становления нового вида проектно-художественной деятельности - дизайна.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.