Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тааба 32 Граница. www.e-puzzle.ru



л

Дайкини (санскр. ) — в индуистской мифологии демонические существа женского пола, составляющие свиту богини Кали. Это злобный и вредоносные духи, которые пьют кровь младенцев, насылают на людей безумие, портят скот и причиняют множество бедствий. В кашмирском шиваизме и тантрическом буддизме Д. — женские духи, носительницы тайных учений. Они изображаются в неприглядном виде, что связано с их яростным неприятием человеческого стремления продлить существование в сансаре.

Дас — «слуга Бога» — распространенная индийская фамилия.

Дёвраха Баба (Брамбха Риши Йогирадж Шри Девраха Баба) — один из величайших йогов в истории Индии, одиннадцатый в линии передачи от Шри Рамануджа Ачаръи (святого философа с юга Индии, основоположника вайшнавизма) и один из его самых выдающихся учеников. Баба был назван «Вечным Йогом». Девраха Баба приобрел мастерство в Кхечаръи Йоге, посредством управления временем своей смерти. Присутствие Девраха Бабы зафиксировано на двенадцати главных праздниках «Кумбха Мелы», проходящих раз в 12 лет. Баба жил на берегу Ямуны и напротив города Кришны Вриндавана в простой соломенной хижине. Он покинул свое тело в 1990 году и вошел в состояние Махасамадхи, передав силу и знания своим главным ученикам.

Джай (Джей) — прославление, приветствие, чаще всего имени Бога или гуру. Эквивалент «во славу! ».

Джаландхар — джала — паутина сеть; дхара — выталкивание наверх. Сообщение с чем-либо, соединение, присоединение.

Джаландхара бандха — горловой замок, сжатие горла, достигаемое за счет прижатия подбородка к ямке между ключицами. Она уничтожает старость и смерть и задерживает в горле поток нектара, разрушает все болезни горла («Хатха Йога Прадипика»).

Джи — уважительная приставка к имени при обращении. Эквивалент слова уважаемый.

Джава (санскр. ) — в индуизме и джайнизме живое существо, душа; если точнее — индивидуальная бессмертная сущность живых существ, которая не разрушается при наступлении смерти.

Дживатма (санскр. ) — индивидуальная обусловленная душа. Когда из-за незавершенных желаний духовная душа в своем наслаждении становится зависимой от материальных условий, она называется обусловленной, или дживатмой.

Джава — см. Джива.

ДУрго (санскр. — «труднодоступная, непобедимая») — одна из самых грозных ипостасей Парвати (жены Шивы). Представляет собой божественную силу для установления равновесия, гармонии, покоя и благополучия. Богиню воительницу изображают на льве или тигре, десятирукой, с оружием, подаренным от каждого из богов.

Дхарма (санскр. — «закон, правило») — термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — путь благочестия. В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял правильное поведение в жизни в соответствии с вселенскими законами. Считается, что результатом дхармичной жизни является мокша (освобождение), так как под дхармой понимается правильное понимание природы или Бога, как ее изначального источника.

Дхармахиала — монастырь, предоставляющий недорогое или бесплатное жилье для паломников или место поселения паломников.

Дхоти (хинди) — традиционный вид мужской одежды, распространенный в Индии. Представляет собой прямоугольную полосу ткани (2-5 метров), обертываемую вокруг ног и бедер с пропусканием одного конца между ног. Обычно используется белая или одноцветна ткань, иногда украшенная орнаментом по краю. Длина дхоти может служить признаком кастового различия: у членов высших каст — более длинные дхоти, у низших — короткие, удобные для работы.

Ида — одна из основных трех нади (тонкий канал в праническом теле), идущая слева от позвоночника от муладхара-чакры к аджна- чакре. Через нее течет манас (читта, иччха) шакти и она управляет ментальными процессами. Олицетворяет лунную, женскую энергию.

Йога (санскр. ) — соединение, понятие в индийской культуре, объединяющее совокупность различных духовных, психических и физических практик. В глубоком смысле означает соединение низшего «Я» с высшим Разумом. Внутреннего с внешним, смертного с бессмертным с целью реализации духовной сути человека и его существования.

к

Кали (санскр. — «черная») — темная и яростная ипостась Парвати — богиня-мать, символ разрушения. Она разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. Изображается с четырьмя руками, длинными волосами и голубой кожей. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В одной руке держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в другой — голову демона, символ отсечения эго, третьей рукой прогоняет страх и четвертой рукой благословляет. Ожерелье из черепов на ее шее символизирует череду человеческих воплощений (сансару). Она есть символ вечной жизни. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу, поэтому Кали изображается пугающей и устрашающей. Рассказывается, что после убийства демона, угрожавшего всему миру, энергия, полученная от всех Богов у Кали начала распространяться так сильно, что возбужденная Кали начала танцевать, разрушая всю Вселенной. Боги взмолились Шиве, чтобы он успокоил свою супругу. Тогда Шива появился перед ней в облике младенца. Он вызвал у нее сострадание и материнскую любовь и она стала кормить грудью младенца Шиву, проявившись в Материнском аспекте. В других рассказах Шива бросился на поле битвы под ее стопы. Танцуя в экстазе прямо на возлюбленном, Кали не сразу заметила его. Но когда осознала, ее охватило сочувствие, и она успокоилась.

Камгири (санскр. ) — женское божество вожделения (Кама). Чувственное наслаждение, вожделение, страсть, физическое наслаждение. Одна из целей материальной человеческой жизни находящаяся на низшей ступени.

Камрадж (санскр. ) — мужское божество вожделения.

Капалик (санскр. ) — «носящий череп» — древняя тантрическая шиваитская секта в индуизме. Современные исследователи относят секту к течению пашупатизма. Представители этой секты называются капаликами и являются отшельниками или странствующими садху. Как правило, капалики живут в местах сожжения трупов и поклоняются Шиве в его наиболее грозных обличиях: Капалешвари (Бог Черепа), Бхайравы (Бог Шмашанов), Махакалы (Великого Разрушителя), Капалабхрита (Носящий Череп). Они совершают жесткие аскетические практики, принесение человеческих жертв, приношение в жертву собственного тела и т. д. Таким образом, они выражают презрение ко всему мирскому, стремясь освободиться и слиться в экстазе с Богом.

Капха — одна из трех дош (конституций), сочетающая в себе элементы воды и земли. Капха формирует в структуре тела — кости, мышцы, сухожилия — и выполняет функцию «клея», удерживающего клетки вместе. Она обеспечивает водой все органы и системы тела, смазывает суставы, увлажняет кожу и поддерживает иммунитет. Пребывая в равновесии, капха выражается в любви, спокойствии и всепрощении. При нарушении она способствует развитию привязанности, алчности и зависти.

Карма (санскр. — «причина», «следствие», «воздаяние»; «дело», «действие», «труд») — вселенский причинно-следственный закон, согласно которому каждое действие порождает цепь дальнейших событий. Карма закручивает колесо сансары. Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за любые действия и их последствия и за свое освобождение из круговорота сансары.

Карма-йога (санскр. — йога-деятельности), или буддхи-йога — выполнение предписанных обязанностей без привязанности к плодам труда. Это происходит без эгоистических мотивов с единственной целью подношения своего труда и его результата Богу. Впервые понятие упоминается в «Бхагавад-гите».

Кармйндрии — (существует 10 индрий: 5 органов чувств — джа- ниндрий: обоняние, вкус, зрение, тактильность, слух) и 5 органов действия — карминдрий, которые производят реакцию, посредством которой индивид получает ощущения: рот, руки, ноги, задний проход и половые органы.

Каша кхичрй (кичерй) — индийское национальное блюдо из риса, дала (бобовых), овощей и специй.

Киннары — полубожественные существа в индуизме. Киннары описываются как люди, имеющие конские головы или как птицы с головами людей. Считается, что эти существа родились из стоп Брахмы или произошли от Кашьяпы. По роду занятий — небесные музыканты и певцы, сходные с гандхарвами.

Кйртан (санскр. — «повторять») — религиозная практика, заключающаяся в групповом пении имен и славы Богу. В индуизме, практика повторения имен Бога, совершаемая индивидуально, называется «джапа», а в группе с использованием инструментов (часто и с танцами) — «киртан» или «санкиртан» (полный киртан).

Кумбха Мела — («праздник кувшинов») массовое индуистское паломничество, связанное с омовением в священных водах Матери Ганги. Символизирует очищение души и тела. Праздник проходит раз в три года, но Маха Кумбха Мела (великая, основная) проводится раз в 12 лет в Харидваре, Аллахабаде (Праяге), Уджайне, Насике. По древней ведической легенде, Кумбха Мела связана с битвой богов и асуров за амри- ту (нектар бессмертия). Считается, что капли нектара упали в 4 разных местах — Праяге, Харидваре, Уджайне, Насике, основных центрах паломничества. Этот великий праздник проходит в течении 1-3 месяцев, собирая на берегах Священной Реки не только миллионы паломников из разных стран, но и всех Святых, Учителей, Мастеров, Саддху.

Кукдалини (санскр. «свернутый кольцом») — мощная энергия, сосредоточенная в основании позвоночника или в области Мулад- хара-чакры. Существуют различные техники йоги, цель которых пробудить «спящую змею», осуществив подъем (прыжок змеи) энергии вверх по позвоночнику.

а

Лакшми (санскр. ) — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Дарует защиту от несчастий и нищеты. Супруга Господа Вишну. Ее воплощения: Сита — жена Рамы; Радха — супруга Кришны. По преданию Лакшми рождается из золотого лотоса. Богиня изображается в основном сидящей на лотосе с четырьмя руками. В двух руках она держит по цветку лотоса, третьей благословляет и награждает богатством в виде золотых монет. Одета Лакшми в золото, вокруг изображены различные символы и предметы роскоши и богатства. Часто с ней изображают слонов, погруженных в воду наполовину.

Лахири Махасайя — годы жизни: 1828-1895, был учеником Ма- хаватар Баба Джи и учителем Свами Шри Юктешвар Гири. Его мирское имя Шьям Чаран Лахири. Титул МахаСайя означает «обладатель обширного ума». Будучи освобожденным при жизни, Лахири Махасайя был также семьянином и деловым человеком. Своей миссией он считал ознакомление обычных людей с доступной им йогой, в которой медитация уравновешена правильным исполнением мирских обязанностей. Его также называли ЙогАватар, что означает «воплощение йоги». Махаватар Баба Джи открыл ему древнюю науку Крийя-йоги и дал указание посвящать в нее искренних ищущих людей. Лахири Ма- хасайя преодолел все привязанности, поэтому его поведение вошло в измерение божественной Игры, которая многим окружающим казалась загадочной. Подробно о жизни Лахири Махасайя рассказано в книге «Автобиография йога» Парамахансы Йогананды.

Лила — буквально: игра. Часто употребляется как понятие «Божественная игра творения».

Майя (санскр. — «иллюзия, видимость»). Майя является иллюзией не оттого, что лишена бытия, но потому что она преходяща. Майя — созданная Творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий. Цель адепта — путем отречения от соблазнов, постижения высшего начала, выйти из круговорота сансары. Не только материальный мир, но и весь пантеон богов относят к майе. Единственная реальность — Брахман, высшее начало.

Махавйр (Джина Махавира) — основатель джайнизма и джайн- ской философии. Современник Будды Гаутамы. Проповедовал в VI в. до н. э. Родился в Кундапуре и был по роду кшатрием (воином). Получил блестящее образование и имел лучшие качества характера. После кончины родителей ушел из мира и стал странствующим аскетом. Воспринял различные духовные практики того времени и однажды достиг просветления. После этого создал собственное учение — джайнизм, которое и по сей день насчитывает миллионы последователей.

Махарадж — (санскр. — «великий царь») — высший титул Индии, которым именовались правители, цари Индии. Также почетный титул верховного жреца.

Махатма («спасенный при жизни», «великая душа»). Синоним этого термина в христианстве — святой. Такими святыми (махатма- ми) были Христос, Будда, Махавира, Шанкарачаръя. Человек, которые уже при жизни освободился от круговорота сансары и есть махатма.

МУни — (санскр. ) — «святой», «мудрец», «небожитель». Это определение часто применяется к создателям сутр. И несет буквальное значение: «тот, кто даром, впустую не проронит ни звука» или «тот, чье каждое слово веско и глубоко».

H

Наваратри — индуистский религиозный фестиваль. Наваратри означает «девять ночей» в переводе с санскрита. В ходе этого праздника, продолжающегося десять дней и девять ночей, индуисты поклоняются девяти ипостасям Шакти (Деви) — женской божественной форме. Дата фестиваля определяется по лунному календарю. Его кульминация приходится на десятый день — Виджая-дашами.

Наги (санскр. — змей) — в индуизме и буддизме — змееподобные мифические существа, полубоги. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоемах, на земле, в воде, под землей. Мифология «человека-змеи» имеет древние корни. Наг — символ мудрости; также он считается магом, способным менять свой внешний вид. В человеческом облике наги часто живут среди людей, причем женщины-нагини отличаются неземной красотой. Существует культ змеи и связанные с ним праздники. Предполагают, что змей наг был тотемом одного из могущественных древних племен, представителей которого называли нагами. Мудреца Патанджали изображают в виде нага, верхняя половина которого имеет человеческий облик. Также считают, что Будда проповедовал нагам. Нагарджуна 17 лет медитировал на образе нага, после чего погрузился в их стихию, в воду, где и обрел высшую мудрость. Вода — символ бессознательного. С ней связаны переживания при глубочайшем погружении в процессе медитации. Утверждается, что наги хранили Истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для ее понимания. Нагами заселена великая бездна (Махатала), один из нижних миров.

Народа Муни — в индуизме полубожественный мудрец, которому приписывают несколько гимнов Риг-веды и который играет большую роль в некоторых пуранических писаниях (Бхагавата-пу- рана). Нараду причисляют к 7 великим мудрецам и известен он тем, что предрек грядущее рождение Кришны и научил людей знаниям в математике, астрономии и земледелии. В пуранической литературе Нарада описывается как монах-путешественник, обладающий мистической силой, которая позволяет ему свободно путешествовать с одной планеты на другую в материальной Вселенной и также посещать планеты тонкого мира. Он носит музыкальный инструмент — вину (см. словарь), играя на котором воспевает молитвы, прославляющие Вишну и Кришну. Согласно пуранам Нарада родился «из ума Брахмы». Он занимает особое положение в вайшнавских течениях и проповедует бхакти-йогу.

Нараян (санскр. ) — в индуизме одно из имен Вишну (хранителя Вселенной).

о

Отииелъник-капалик — капалик (см. словарь), ведущий уединенный образ жизни.

п

Пандавы (потомки Панду) — воины — братья, сыновья царя Ха- стинапуры Панду и его двух жен — Кунти и Мадри: Юдхиштира, Бхи- ма, Арджуна, Накула и Сахадева. По преданию на Панду лежало проклятие Брахмана, грозившая ему смертью, если он вступит в половую связь со своими женами. Пандавы, ради продолжения царского рода, были зачаты царицами от богов. Согласно сказанию мудрец Дурваса даровал Кунти возможность призывать любого из богов для обретения потомства. Так Кунти родила троих из старших Пандавов: отцом Юдхиштхиры стал бог закона и справедливости — Дхарма, отцом Бхи- мы — бог ветра — Ваю, Арджуна был сыном Индры. Впоследствии Кунти передала этот дар младшей жене — Мадри. Рожденные Матри близнецы — Накула и Сахадева — стали сыновьями божеств Ашвинов.

Параматма (санскр. — Великая Душа) — в философии индуизма «Абсолютный Атман», Верховный Дух. Когда Дживатма (см. словарь) сливается с Параматмой, Дживатма прекращает свое индивидуальное существование, становясь частью Абсолютного Брахмана. «Паратма есть изначальный источник всего, всех чувств, хотя Она сама не имеет чувств. Она не имеет привязанностей, хотя и поддерживает существование всех живых существ. Она выходит за пределы качеств материальной природы, но в то же время повелевает ими» (Бхагавад-гита).

Парвати (санскр., букв, горянка) — богиня добра, милосердия и любви. В индуизме одно из имен Супруги господа Шивы. Символ Богини — Матери. Она есть благая форма Шакти. Согласно легенде Парвати должна была родить от Шивы победителя злого демона — Тараки. Однако предававшийся суровому подвижничеству Шива не обращал внимания на преданное служение ему Парвати и на ее страдания из-за неразделенной любви. Боги, опасаясь, что Тарака так и не будет побежден, направили к Шиве бога любви Каму. Но Шива, увидев приближение Камы, испепелил его своим взглядом. Не достигнув взаимности, Парвати сама стала предаваться подвижничеству. Однажды к ней подошел брахман и стал хулить Шиву. Разгневанная Парвати набросилась на брахмана, защищая любимого бога. Однако брахманом был сам Шива, решивший испытать ее преданность. Шива женился на Парвати и от этого брака родились победитель Тараки Сканда и бог мудрости — Ганеша.

Паталип^тра — город в Древней Индии, современный Патна. В древнее время Паталипутра являлся столицей империй — Маурьев и Гупта. Он известен как священный город сикхов.

Пингала — одна из основных трех нади (тонкий канал в прани- ческом теле), расположенная справа от позвоночника, проводящая прана шакти. Исходит из правой стороны муладхары напротив иды, проходит через каждую из чакр (как и ида) и входит в правую сторону аджна-чакры. Связана с мирским и направленным наружу. Олицетворяет солнечную, мужскую энергию.

Питта — одна из трех дош (конституций), сочетающая элементы огня и воды. Управляет пищеварением, обменом веществ и температурой тела. В равновесии пита способствует пониманию и интеллекту. А в дисбалансе — гневу, ненависти и ревности.

Пракриты — природа, проявленная шакти, Вселенная, сосуд Пуруши (сознания).

Ирана (энергия) — сила жизненной энергии, поддерживающая жизнь и созидание, пронизывающая все творение и существование как в макрокосмосе, так и в микрокосмосе.

Прасад — подношение гуру/божеству (Высшей силе) в виде пищи.

Праяг — древнее название современного города Алахабад, означающее слияние или место жертвоприношений. Считается, что после сотворение мира Брахма осуществил здесь свое первое жертвоприношение. Город имеет большое значение, так как в нем находится слияние священных рек — Ганги, Ямуны и невидимой Сарасвати. Название Алахабад городу было дано в 1583 году моголъским императором Акбаром. Алахабад — один из крупнейших городов штата Уттар-Прадеш.

Пураны (санскр., букв, древний) — священные тексты древнеиндийской литературы на санскрите. Эти писания послеведического периода, в которых описывается история Вселенной от ее сотворения. Составителем пуран принято считать ведического риши — Вьясу (см. словарь). Наиболее значимые пураны:

VII Маха-пураны, Упа-пураны — основные пуранические писания.

VIII Стхала-пураны — писания, в которых превозносятся определенные индуистские храмы. В них описывается и история создания храмов.

IX Кула-пураны — писания, в которых рассказывается о происхождении варн (каст) и связанных с этим историях.

Пурнагири — божественная материнская энергия. Понятие принято в Джуна Акхаре.

Пур^ша (санскр., первочеловек) — чистое сознание, может относиться к человеку и его существованию.

Р

Раджас (раджа-гуна) (санскр. ) — одно из качеств (гун) материальной природы — гуна страсти или гуна деятельности. Если индивид проявляет большую активность, страсть или возбуждение, такая личность находится под воздействием раджаса. Человек в гуне страсти развивает в себе жажду материальных удовольствий. Он жаждет наслаждаться и видит в этом смысл жизни. Для удовлетворения чувств человек должен иметь почет в обществе, счастливую семью, материальный достаток. Деятельность человека направлена на достижение результатов. Таковы черты раджаса.

Ракшасы — демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме. Согласно «Рамаяне», ракшасы были сотворены из стопы Брахмы; по другим источникам утверждается, что ракшасы были потомками Пуластъи или Ниррити. Также говорится, что ракшасами рождаются особо греховные люди. Ракшасы мешают проведению ведических ягий (см. словарь), оскверняют могилы, причиняют всяческие беспокойства. У них ядовитые ногти и они питаются человеческой плотью и протухшим мясом. Ракшасы обладают мистическими способностями и могут принимать различные формы.

Рама — бог любви в индуизме. Седьмая инкарнация Господа Вишну. Легендарный древний индийский царь Айодхьи. Подробное жизнеописание Рамы содержится в «Рамаяне», одном из величайших эпосов. Рама был старшим сыном в семье императора Айод- хъи — Дашаратхи и его жены Каушалъи. В традиции индуизма Раму именуют «Маръяда Пурушоттама», что означает «совершенный человек». Рама — муж Ситы, которая является в индуизме воплощением Лакшми (см. словарь).

Рйши (санскр. — мудрец, провидец, святой) — мудрецы в индуизме, которым боги открыли Веды. Уже в Риг-веде находим семь главных великих риши, символизирующих «божественных отцов». В эпосе «риши» — название исторических лиц, прославившихся благочестием или мудростью, подвигами или писаниями.

Рудракша (санскр. — слезы Рудры) — вид вечнозеленых широколиственных растений, семейства элеокарловых. Произрастает на Индогангской равнине и предгорьях Гималаев. Используются в народной медицине — ношение рудракши нормализует кровяное давление и предотвращает болезни сердца. Древесина рудракши настолько прочна, что во время Второй Мировой войны ее использовали для изготовления самолетных винтов. Из высушенных плодов рудракши изготавливают малу (четки). В мале 108 зерен, символизирующих Шиву.

с

Садху (санскр. ) — термин, которым в индуизме называют аскетов, святых и йогинов, не стремящихся к осуществлению трех целей в жизни: камы — чувственных наслаждений, артхи — (материального развития) и дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) через медитацию и познание Бога. Садху часто носит одежду цвета охры, символизирующего очищающий огонь. Они живут в пещерах, лесах или храмах по всей Индии. Им оказывают большое уважение. Люди почитают их за святость и часто бояться их проклятий. Считается, что своими аскетическими практиками садху сжигают не только свою карму (см. словарь), но и карму общества в целом. Одна из категорий садху — наги-баба, не носящие никакой одежды и агхоры (см. словарь).

Самадхи (санскр. — целостность, объединение, осуществление, завершение) — в медитативных практиках состояние, при котором исчезает идея индивидуальности и возникает единство субъекта и объекта. Самадхи есть последняя ступень восьмеричного пути, приводящая человека к освобождению. Методы достижения самадхи, к примеру, в раджа-йоге — это медитация, в бхак- ти-йоге — преданное служение Богу, в тантре существуют сотни методов.

Санскдры — память из всех прошлых жизней и настоящей, в том числе, формирующая силу привычки и постоянное повторение событий.

Санскрйт (литературный язык) — древний язык Индии со сложной синтетической грамматикой. Возраст ранних памятников доходит до середины U тысячелетия до н. э. Все священные древнеиндийские писания были написаны именно на санскрите. В настоящее время осталось мало людей, говорящих на санскрите. Санскрит используется как язык философских диспутов.

Саньяса — по Ведам четвертая стадия жизни человека, которая подразумевает жизнь, свободную от общественных обязательств с целью поиска истины существования.

Саньясин — это человек, отрекшийся от мирских дел с целью переживания самореализации и освобождения.

Саттва (санскр. — чистота, чистый, существование, реальность) — гуна благости. Одна из трех гун (качеств) материальной природы, являющаяся самой чистой и возвышенной из качеств (гун). «Саттва-гуна, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этом гунны привязываются к знанию и ощущению счастья» (Бха- гавад-гита).

Саттвик (течение) (санскр. — принцип чистоты) — проповедующие саттвический образ жизни. В качестве пищи употребляют только вегетарианскую, в том числе фрукты, а также молоко коровы, с которой хорошо обращались, гхи (топленое масло), предварительно предложенную Богу. Саттвическим растением считается тулси, ниим и лотос, саттвическим животным — корова, которая олицетворяет материнство. К саттвическим элементам относятся любые объекты или пища, для производства которых не была причинена боль другим живым существам.

Сатчйтананда (санскр. — сат — «бытие», чит — «знание», анан- да — «блаженство») — данный термин описывает природу безличного Брахмана. Используется в различных философских школах. С точки зрения йоги сачитананда — то состояние, в котором нади (тонкие каналы) и чакры полностью раскрыты и пранические потоки находятся в абсолютном балансе. Или же Шива и КундалиниШакти соединились в теле практикующего. Среди основных признаков достижения сат- читананды указываются следующие: ананда (духовное экстатическое блаженство), сантоша (удовлетворение), шанти (умиротворение), са- тори (постижение истинной природы), самадхи.

Сваха (свйга) (санскр. — «слава, благодать, благословение») — в индийском ритуале (в Ведах) жертва, служившая пищей богам, а также возглас при жертвоприношении (Сваха! ).

Сйддхи (санскр. «совершенный») 1) оккультные силы, сверхъестественные способности — достижения, совершенства или приобретения. Означает силу разума, проявляющуюся в отношении материального мира. Мудрец Патанджали не рекомендовал йогинам намеренно гнаться за достижением сиддх, напротив, интерес к ним рассматривается как отклонение от высшей цели (самадхи);

2) класс полубожественных существ. Место обитания сиддхов — Антарикша (воздушное пространство). Также их обителью можно считать Гималаи или священную Гангу. Главная черта этих существ — их необыкновенная чистота и святость; они наблюдают за мудрецами, предающимися практике, и выступают часто как эталон служения вере. К сверхъестественным способностям относятся следующие: умение менять размеры, становится тяжелыми или легкими, мгновенно перемещаться в любое место, достижение желаемого силой мысли, подчинение волей предметов и времени, возможность полной власти над миром.

Сикхйзм (пендж. — сикхи — «последователь, ученик») — религия, основанная в Пенджаби духовным учителем Нанаком (1469-1539). Сочетает в себе элементы направления бхакти и мусульманского суфизма. В основе сикхизма лежит идея Единого Бога, проявляющего во все сущем. Сикхизм провозглашает равенство людей вне зависимости от касты и социального положения. В Индии его исповедуют 1, 8 % населения, в основном в штате Пенджаб.

Сомнатх Гири (санскр. — «сом» — божественный нектар, «натх» — повелитель, «гири» — гора) — мирское имя Адвайт Капил, также известен как Пайлот Баба Джи. Родился 15 июля 1938 года в штате Бихар в королевской семье Раджи. После окончания университета пошел служить в Военно-Воздушные Силы Индии, став лет- чиком-истребителем. Участвовал в военных действиях. Однажды в 1962 году его самолет потерял управление, он был обречен. Но в этот критический момент неожиданным образом появился Хари Баба Джи (см. словарь) и помог произвести посадку. После этого случая Капил, желая открыть тайны человеческой жизни, отказался от всего мирского и в возрасте 33 лет отправился в Гималаи в одной набедренной повязке. Под руководством его гуру Хари Бабы и Аватара Бабы он постиг священное искусство самадхи. Также учился у мастеров, находящихся в тонком плане таких, как Махаватар Баба Джи, Матхура Дас Баба Джи, Сундар Натх Баба Джи и других. Пайлот Баба Джи многократно демонстрировал самадхи под землей, в воде (несколько раз находясь под водой до 6 дней), в воздухе (пробыв в самадхи 33 дня).

Сумёру (санскр. — «великая гора Меру») — священная гора в космологии буддизма и индуизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Считается обителью Брахмы и других богов. В Пуранах описывается, что ее высота составляет 1 106 ООО км, что примерно в 3 раза превосходит среднее расстояние от Земли до Луны. Гора Меру располагается на Джамбудвипе — одном из тонких миров на Земле. Многие индуистские храмы были

построены как символическая репрезентация горы Меру. Согласно одной из интерпретаций, гора Меру находится в тонком мире над северным полюсом.

Суш? мна — основная из трех нади (тонкий канал в праническом теле), проходящая внутри позвоночника от муладхара-чакры к саха- срара-чакре. Центральный пранический канал. Связана с подъемом кундалини-энергии, приводящим к просветлению и постижению Божественного.

Тдма-гуна — см. Гуна Тамаса (невежества).

Тантрики — последователи тантры. Тантра (санскр. ) — «непрерывность», «связь», «нить» — эзотерическое течение индуизма. В индийской традиции — учение о двуединой природе мира, в котором представлены женское и мужское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты. Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Великой Богини — Матери. За основу этого учения принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух противоположных начал — мужского и женского.

Тибетский тантризм — в тибетской и боннской терминологии тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации. Направление, главный принцип которого выражается как: «божественное состояние Будды вездесуще», но самым быстрым путем к познанию этой истины является путь обнаружения его в своем собственном механизме тела — ума. Тантризм рассматривает мир как состоящий из противоположных и противостоящих друг другу элементов. Человек, постигший в полной мере элемент пары противоположностей, автоматически достигает познания. Таким образом, человек достигает освобождения не за счет искоренения своих страстей и желаний, а через идентификацию их с трансцендентной мудростью.

Тиратак — практика непрерывного созерцания, концентрация на объекте.

у

Упанишады (санскр. «сидеть внизу, около») — древнеиндийские священные писания, являющиеся частью Вед. В них, в основном, обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед) и они являются основой ведан- тического индуизма. Существует много различных толкований этого термина. Согласно некоторым из них, Упанишад означает «сидеть у стоп кого-то, внимая его словам» и таким образом получая тайное знание. Согласно Шанкаре, слово «Упанишад» означает «то, что разрушает невежество». Старейшие из Упанишад относят к VIII в. до н. э. Остальные возникли в период с VII по Ш в. до н. э. Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира. Общее число Упанишад превышает 108, некоторые источники насчитывают 200-300.

Упасна практика — является практикой, направленной на достижение высших состояний. Может выражаться как в мантра-йоге, так и в сложных ритуалах.

Урдхва-джаландар — горловой «замок». Задержка дыхания.

х

Хаван (санскр. ) — церемония. Сокращенный вариант ягьи (см. словарь), означающий священное жертвоприношение. Также означает всякий ритуал, в котором придание жертв священному огню имеет первостепенное значение. Хаван является религиозной практикой в индуизме, частью буддистских и джайнских церемоний.

Хануман (санскр. — «имеющий разбитую челюсть») — чтимое в индуизме божество в облике обезьяны, сын бога ветра Вайю и прекрасной апсары Пунджисталы. По преданию, однажды в детстве, Хануман, увидев Солнце, подумал, что это сочный фрукт. Полетел и попытался его съесть. Это увидел Индра и метнул вХанумана свою ваджру, сломал ему челюсть. Хануман без сознания упал на землю. Расстроенный Вайю взял сына и за несправедливость стал выкачивать с Земли весь воздух. Вскоре все живое в мире стало задыхаться. Индра и другие боги решили умилостивить Вайю, Брахма исцелил Ханумана, дав защиту от любого вида оружия. Также Хануман имел способность понимать язык птиц. Считается, что Хануман — земное воплощение (инкарнация) Господа Шивы, рожденный для помощи принцу Раме. Большую роль он сыграл в «Рамаяне», помогая найти похищенную Ситу (жену Рамы) и одолеть могущественного повелителя ракшасов Равану, который являлся похитителем Ситы и держал в страхе всех вокруг. Боги тоже опасались Равану. Культ Ханумана — один из самых популярных в индуизме. Его чтят как наставника в науках и покровителя деревенской жизни.

Xapti Баба Джи — гуру Махайога Сомнатха Гири (Пайлота Баба Джи). Присутствовал в жизни Пайлота Бабы с ранних лет его жизни. Но основную роль сыграл в моменты сложных жизненных ситуаций и катастроф.

Харихар — одна из форм Божественного, в лице которого воплотились Вишну (Хари) и Шива (Хара). Соответственно Харихару поклоняются и вайшнавы и шиваиты. Школа адвайта-веданты утверждает, что Всевышний изначально не имеет формы, а Вишну и Шива являются воплощенными аспектами безличностного Брахмана.

ч

Чакра (санскр. — круг, лицо, диск, вихрь) — один из центров силы и сознания, расположенных в тонких телах человека. В духовных практиках индуизма чакры — точки пересечения нади, по которым в теле протекает прана (см. словарь). Выделяется семь основных чакр: муладхара-чакра, находящаяся в основании позвоночника, сватхистана-чакра — точка на расстоянии ширины трех пальцев ниже пупка, манипура-чакра — область над пупком или район солнечного сплетения, анахата-чакра, находящаяся в центре груди, вишуддха-ча- кра — в основании горла, аджна-чакра — «третий глаз», область между бровями, сахасрара-чакра — макушка головы, над головой. С чакрами тесно связана тантрическая концепция Кундалини, пробуждение и подъем которой по чакрам от муладхары к сахасраре сопровождается радикальной духовной эволюцией.

Читта — индивидуальное сознание, включающая подсознательные и бессознательные слои ума. Функции читты заключены в запоминании, мышлении, концентрации, внимании, формировании вопросов.

Ш

Шав (санскр. ) — «труп».

Шакти — (санскр. «мощь, сила») — имеет много значений: 1) великая вселенская бесконечная Божественная энергия, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы), при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности; 2) Богиня — Мать или Мать — Природа; 3) проявленный мир; 4) одно из имен супруги бога Шивы; 5) внутренняя энергия человека; 6) женское начало человека, его женская половина. Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Деви, Чамунда и т. д. являются различными формами Шакти, каждая из которых олицетворяет какой-то ее аспект.

Шастры (санскр. «призыв, гимн, меч, нож и оружие») — вид пояснительного текста, использующийся в индийских религиях; комментарии к сутре. В более широком смысле шастра — знание о каком-либо предмете или узкой области науки, например обозначение умения владения каким-либо типом оружия — астра-шастра.

Шахи-ятра. Ятра — «паломничество, процессия».

Шйва (санскр. — «благой», «милостивый») — одна из форм Всевышнего, входящая в основную триаду богов, как аспект разрушения и трансформации (Брахма — творитель, Вишну — хранитель, Шива — разрушитель). Шива олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Также известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махешвар, Махадэв (в целом Шива имеет 108 имен). Согласно писаниям Шива является создателем языка санскрит, йоги и сакрального звука «Ом». Разрушает Вселенную в конце каждого мирового цикла — махаюги, с целью создания пространства для нового творения. Обычно Шива изображается сидящим в позе лотоса, на шкуре убитого хищника (символ победы над плотскими страстями). Из атрибутов имеет трезубец (символ трех стадий эволюции — создание, поддержание, разрушение), даммару (барабанчик — см. словарь), змеи символизируют контроль внутренней энергии и выступают символом мудрости, вечности; пальцы на руках сложены в мудры (спец. положения пальцев рук), Ганга в волосах Шивы — небесная река, грозившая разрушить мир своим течением, когда Шива подставил свою голову под ее поток, усмирив течение. Шива имеет множество других атрибутов. Также Шиву часто изображают в танце.

Шйвалйнгам (символ, знак Шивы) — в большинстве случаев представляет собой вертикально поставленный цилиндр с закругленной или полусферической вершиной, выполненный из камня. Чаще всего имеет в основании круг, символизирующий йони, женское начало. Образ Линга-йони — мурти символизирует собой «неделимое единство мужского и женского начал, от соединения которых исходит жизнь. Выполняется из различных материалов: камней (чаще полудрагоценных), стекла (кварца), металла, дерева твердой породы.

Шйваратри (санскр. «ночь Шивы») — это праздник, в честь одного из богов тримурти — Шивы. Приходится он на февраль — март. Верующие читают в этот день «катха» — истории о Шиве и поют в его честь гимны. После праздника, который длится сутки, начинается ярмарка на берегах рек и водоемов. Тем, кто бодрствует во время Шива- ратри, в Пуранах обещано материальное процветание и место в раю. Любая медитация в эту ночь считается в сто раз сильнее обычной, что связывают с положением Солнца и Луны в это время. По одной из легенд Шиваратри именуют днем свадьбы Шивы и Парвати, что и объясняет появление традиции справлять свою свадьбу в этот день.

Шлоки (санскр. ) — это древнеиндийский санскритский эпический стихотворный размер. Состоит из 32 слогов и представляет собой двустишие со строчками по 16 слогов, каждая из которых в свою очередь состоит из 2 полустрок по 8 слогов каждая. Шлоками были написаны «Махабхарата», «Бхагавата-пурана», «Нараяниям», «Брахма- самхита» и др. писания.

Ю

Юдхииихйра (санскр. «стойкий в битве») — герой Махабхараты, старший из братьев — Пандавов, сын царицы Кунти и царя Панду. Его небесным отцом был бог справедливости Дхарма (см. историю Пандавов в словаре). Он был великим воином, виртуозно владевшим копьем.

я

Ягъя — обряд жертвоприношения в индуизме. Обычно совершается для удовлетворения дэвов или для исполнения определенных желаний. Самым важным элементом ягьи является жертвенный огонь (божественный агни), куда предлагаются различные приношения. В Ведах описано 400 различных видов ягьи. Аналогом является Хаван (см. словарь).

Ядавы — раджпурская династия. Были вассалами Раштракутов и Западных Чалукья. После падения последних обрели независимость. Владения Ядавов со столицей в Девагири располагались на территории современных штатов Махараштра и Мадхья-Прадеш. Официальное название государства Сеунадеша.

Якиии — духи природы в индийской мифологии. Отцом якши считается либо Пуластъя (риши, святой мудрец), либо Брахма, из стопы которого они родились одновременно с ракшасами (демоны). Однако в отличие от ракшасов, они благожелательны к людям. Они являются слугами бога богатства Куберы, охраняют его заповедные сады на горе Кайлас, сокровища зарытые в земле и горных пещерах.

www. e-puzzle. ru

www. e-puzzle. ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.