Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тааба 32 Граница 7 страница



Брамйн (санскр. ) иногда — брахман — член высшей варны (касты) индуисткого общества. Исторически брамины были жрецами, в меньшей степени — учителями, монахами, учеными, врачами, редко — судьями, чиновниками.

Брахма (санскр. — «Творец, прародитель») — включается в верховную триаду Богов наряду с Вишну и Шивой. Олицетворяет рождение и начало жизни, но в отличие от Вишну и Шивы его жизнь ограничена определенным сроком: он умирает и рождается вновь. По одной из версий «Махабхараты», Брахма возник из Хиранъягарбха (Золотого Яйца). Из расколотого Яйца создал небо и землю, создал воздушное пространство, стороны света, положил начало времени. Брахма имеет четыре лика, обращенные в четыре стороны света. Его считают богом мудрости: в одной руке он держит Веды, книгу мудрости и познания, в другой — нить жемчуга для счета времени или жертвенную ложку, которая является символом духовной природы. Четвертая рука обычно поднята для благословения каждого. В его камандале (кувшине) — вода — символ того, что Вселенная произошла из воды. Брахму изображают сидящем на лотосе, который произрастает из пупа Вишну. Здесь лотос олицетворяет землю.

Брахмачари (брахмачарья) — в узком понимании — половое воздержание; в широком — самодисциплина, контроль над желаниями. Брахмачарья является одним из принципов ямы. Нарушением Б. является любая невоздержанность: в сексе, еде, питье, болтливость, буйное веселье и т. п. Невоздержанность ведет к расточительству силы и нездоровью.

Бхагавати (санскр. — «благославенная») — одно из имен Дурги, южноиндийской богини-разрушительницы и покровительницы болезней. Она отличается своенравным характером и способна насылать болезни и несчастия. Чтобы умилостивить Бхагавати приносят в жертву животных (петуха, барана, козла и т. д. ). Обряды включают экстатические пляски. Храмы этой богини чаще всего грубые сооружения из каменных плит. Богиня представлена в них воткнутым в землю трезубцем. Изображается обычно на слоне, тигре или льве. Особенно ее почитают на Малабарском побережье Индии.

Бхакти (санскр., буквально — преданность, любовь к Богу), народное религиозное движение в Индии, получившее широкое распространение в XU-XVU в. Последователи Б. считают, что для самоосоз- нания человеку достаточно лишь беспредельной любви к богу без почитания жрецов и выполнения обрядов. Движение Б. провозглашает равенство всех людей перед богом, отрицает кастовое деление.

Бхйма (санскр. — «ужасный») или Бхимасена — герой индийского эпоса «Махабхараты», второй по старшинству и самый сильный из Пандавов (братьев-воинов). Считается частичным воплощением бога Ваю (бога ветра).

в

Вайхинавы — люди, которые поклоняются Вишну и его аватарам (Кришне, Раме, Нарасимхе). Их верование носит название вайшна- визм (вишнуизм). Все ветви этого течения отличает приверженность монотеизму. Ключевые концепции такие как бхакти-йога (служение Богу посредством любви и преданности) базируются на пуранических текстах: «Бхагавад-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Бхагава- та-пурана». Согласно статистическим данным вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма.

Вангмай — звук, проявленный, как понятие совокупности самого звука и его энергии.

Вараха (санскр. ) — третий аватар Вишну, который явился в образе вепря для того, чтобы поразить демона, забравшего землю на дно вселенского океана. Победу одержал Вараха. На своих клыках он вынес Землю из океана и поместил ее на свое место во Вселенной. В этом воплощении Вишну женился на Притхиви (Земле). Вараха изображается или полностью в облике животного, или имея голову вепря на человеческом теле. В последней форме он имеет четыре руки, в двух держит колесо и раковину, две другие держат дубинку, меч, либо лотос или сложены в виде мудр (особое положение пальцев рук). Этот аватар (воплощение) символизирует собой начало новой калъпы (эпохи).

Веды (санскр. — «знание, учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Индуистская религия считает Веды несотворенными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Самые ранние Веды относят к XVI веку до н. э., самые поздние — к V веку до н. э. Существует четыре веды:

VII Риг-веда — «Веда гимн».

VIII Яджур-веда — «Веда жертвенных формул».

IX Сам-веда — «Веда песнопений».

X Атхарва-веда — «Веда заклинаний».

Долгое время Веды передавались устно в стихотворной форме, лишь позднее были записаны.

Вина (санскр. ) — старинный индийский щипковый музыкальный инструмент в форме лютни. Имеет семь струн и округлый корпус из долбленого дерева или сушеной тыквы. Струны защипываются особыми крючками. Изобретателем этого инструмента считается Нара- да, сын Брамы. Часто индийскую богиню Сарасвати (покровительницу искусств) изображают с виной в руках.

Вииинуйтский — относящийся к богу Вишну, который является хранителем Вселенной.

Вишуддхадвайта (санскр. — «чистая недвойственностъ») — философская школа вишнуитского направления в рамках веданты (общее название философско-религиозных традиций в индуизме). Основателем и представителем является Валмбха. Она насчитывает десять видов познания: пять вечных, сообразно которым творится мир в начале каждого вселенского цикла, и пять ограниченных, временных — чувственное восприятие и четыре заочных, зависящих от функций манаса (ума), буддхи (разум), аханкары (ложное Я) и читты (сознание). Единственным путем к мокше (освобождению) является бхакти — приверженность и любовь к Богу.

Въяса (санскр. — «дробление, деление») — мудрец, считающийся автором составителем многих глубоко древних и обширных по объему памятников: Вед, Пуран, философской системы веданты, а также знаменитого эпоса «Махабхарата».

г

Гандхарвы (санскр. — «благоуханный») — класс полубогов в индуизме. Они описываются в «Махабхарате», «Рамаяне» и Пуранах как мужья и возлюбленные апсар, как певцы и музыканты, услаждающие богов. В эпосе они выступают как воины, вооруженные луками, могут быть враждебны людям. Гандхарвы дали название древней индийской теории музыки («Гандхарва-веда») и одному из видов брака — «брак Гандхарва», добровольный союз жениха и невесты без одобрения родителей.

Ганёша (санскр. ) или Ганапати — в индуизме бог мудрости и благополучия. По мифологии является сыном Шивы и Парвати. В одной из легенд рассказывается, что Ганеша был очень красивым ребенком, и его мать Парвати очень гордилась его красотой. На праздновании в честь дня рождения Ганеша был приглашен Шани (Сатурн), который обладал смертоносным взглядом. Как только Сатурн глянул на сына Парвати его взгляд испепелил голову Ганеша, но Брахма посоветовал Шиве отрезать голову первого существа, который повстречается. Этим существом оказался слон Индры по имени Айравата. По другой легенде, Парвати создала Ганешу из золотого песка со своих рук и не сказала об этом своему супругу Шиве. Когда Шива явился в покои Парвати, он встретил Ганеша. Не признав в нем своего сына, он в гневе отрубил тому голову (которую позже заменили головой слона Ин- дры). Таким образом, Ганеша всегда изображается с головой белого слона; в одной руке он держит трезубец, устраняя им все препятствия или наказывая злодеев, в другой — цветок лотоса (символ чистоты), третьей рукой он благословляет, в четвертой может держать свое любимое лакомство или книгу (символ знания и мудрости).

Гаури (санскр. — «белая») — одно из имен Парвати — богиня безупречной чистоты. По средствам огромной силы ее аскезы она способна превращать черное в белое, темноту в свет, грешников в божественную личность.

Гаятри мантра — ведическая мантра на санскрите, имеющая большую важность в индуизме. Г. м. написана стихотворным размером гаятри и состоит из 24 слогов, взятых из гимна «Риг-веды», авторство которого приписывается риши Вишвамитре. Чтение мантры предваряется слогом «Ом» и выражением «bhiie bhuvah svah», известной как маха-вьяхрити — «великая мистическая фраза». Поскольку в Г. м. призывается Савитр, мантра также называется Савитри. Некоторые индуисты считают воплощением мантры богиню Гаятри. Г. м. прославляется в нескольких писаниях индуизма, включая такие как «Ману- смрити», «Харивамша» и «Бхагавад-гита». Польза от воспевания мантры описывается как мудрость, постижение и просветление.

Гири (санскр. — «гора») — наименование одной из линий преемственности Шанкарачаръи (788-820 г., основатель Адвайта-веданты).

Горакхнатх Баба Джи — Махатма, проживший больше тысячи лет (исторически документировано). О его деяниях часто упоминается в исторической литературе, начиная со времен Христа и заканчивая 1200 годом н. э. Баба джи — Горакнатх наделил физическим бессмертием двух царей в 57 году до н. э. Оба они живы и играют огромную роль в истории человечества сейчас (один из них — Гопчанд — бенгальский царь, другой — Бхартриджи — человек, держащий ашрам в Раджастане). Не только Иисус, но и Моисей навещали его в Байнара- се. Будучи мастером-йогом он обрел способность обращать свое тело в свет, управлять процессом старения. Баба Джи рождался и умирал множество раз, не теряя своей божественности. Считается, что он ученик Матсиендранатх и основатель направления Натх.

Гуны (санскр. — букв. — веревка, также качество, свойство) — три основные начала материальной природы, три режима проявления иллюзорной энергии майи, обуславливающие живые существа (джи- вы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность. В индуистской философии санкхья описываются три гуны материальной природы:

VII Саттва-гуна («гуна благости»).

VIII Раджо-гуна («гуна страсти»).

IX Тама-гуна («гуна невежества»).

Дословно гуна означает веревка. Веревка изготавливается путем переплетения трех нитей. Также в результате смешения трех гун матермальной природы — саттвы, раджаса, тамаса — появляется некий вторичный продукт. Так происходит снова и снова, в результате чего появляется веревка, переплетенная бесчисленное количество раз. Таким образом, майя связывает индивидуума все сильнее и сильнее.

Гуру (санскр. — достойный, великий, важный учитель, мастер) — в индуизме и буддизме духовный наставник, учитель. Гуру, в строгом смысле, является не учителем, передающем какую-либо информацию, а тем, кто направляет и питает Пробуждение ученика. Слово гуру буквально означает «важный человек», чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов.

Гурудвара (Пенджаб — «врата гуру») — сикхское богослужебное архитектурное сооружение, центр религиозной и социальной жизни.

Гхат (санскр. ) — каменные ступенчатые сооружения, служащие для ритуального омовения индуистов и (или) места кремации, которые постепенно строились и перестраивались в течение нескольких тысяч лет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.