Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тааба 32 Граница 6 страница



Я ждал только знака, чтобы все бросить, и однажды такой момент настал. С тех пор я отправился в свободное путешествие, забросив все свои обязанности. Я несколько лет разыскивал того отшельника, но нигде не мог его найти. Я оплакивал свое невезение. Иногда я искал его на берегах реки Нармады, а иногда — в горных гималайских деревушках. В конце концов, я совершенно отчаялся и упал обессиленный посреди дороги. Меня подобрали какие-то абсолютно не знакомые мне люди.

Несколько месяцев они ухаживали за мной, кормили фруктами, но когда я полностью поправился, то никого рядом с собой не обнаружил. Я лежал в пещере в полном одиночестве. Я вышел, совершил омовение в реке, попил воды и отправился в путь.

Я шел все время вперед. Через несколько недель я пришел в крупный город. Оттуда я перебрался на чайную плантацию, потому что мое тело находилось в плачевном состоянии и я очень устал от непрерывных скитаний. Я все еще хотел продолжать поиски, но тело отказывалось мне служить. Я начал летать за границу на маленьком самолете, гулял с друзьями в Великобритании, и, казалось, у меня снова появился вкус к жизни. В Америке я встретил Браджендера, который был полон революционных идей. Его привлекал социализм, но я всегда старался держаться подальше от всевозможных «измов». Некоторое время мы провели в Америке, а потом я отправился в Мюнхен. Три месяца я посещал клубы и казино Германии. В казино я постоянно выигрывал. Оттуда я направился в Непал. Город Катманду за время моего отсутствия сильно изменился. В нем появилось много нового — здания, большие отели, широкие улицы и другие приметы современности. В стране сменилась власть — повсюду царили мир и покой. Уровень жизни немного повысился.

В Катманду я возобновил поиски. Я и здесь часто ходил в казино, где выигрывал деньги и тратил их на жизнь. Здесь было много моих друзей, и постепенно они узнали о моем приезде. Я был вновь окружен близкими людьми. На праздник Шивара- три была организована грандиозная ярмарка. Там было много народа. Я сходил в храм Пашупатинатх и возвращался обратно, когда неожиданно увидел отшельника. Я стремительно бросился за ним, но он уже исчез в толпе. Мне оставалось только грустить, ведь теперь Баба, вероятно, не хотел меня видеть. Он выманил меня из дворцов, где я раньше жил, заставил бродить по пыльным улочкам и лесным тропам, а сам исчез из моей жизни!

Я совсем отдалился от своей семьи и прежних друзей. Жизнь в обществе уже не привлекала меня. Я как будто сто-

ял в стороне от всего происходящего. Иногда я на некоторое время возвращался к шикарной жизни, а потом вновь начинал скитаться по лесам и горам, но нигде не мог встретить отшельника. В Катманду я провел несколько месяцев. Там я ни в чем не испытывал недостатка, но в моей жизни не было главного.

Однажды я все бросил: самолет оставил на чайной плантации, машину у друзей, раздал одежду и все оставшиеся деньги. Теперь моей целью стала аскеза и духовные практики. Наконец- то я понял свою истинную сущность. Покинув друзей и прошлую жизнь, я рано утром отправился в путь. Мои слуги и охранники подумали, что я пошел гулять. Я же был только в пижаме и ночной рубашке, а на плече висело полотенце. Почистил зубы и ушел, подумав, что этого маскарада достаточно, чтобы сбить моих доброжелателей со следа.

Проехав какое-то время на грузовике, я вышел на берегу реки Нармады, и дальше отправился пешком. Перебравшись на другой берег реки, я оказался в непроходимом лесу. Я постоянно спотыкался о камни, запутывался в ветвях кустарников и не знал, куда именно нужно идти. Через некоторое время я увидел большой камень. Я расположился рядом, снял с себя всю одежду и решил, что именно это место прекрасно мне подходит. Я подумал, что скоро у меня отрастут волосы и борода, а когда я упаду, изможденный голодом, Всевышний не даст мне погибнуть. Я просидел на камне довольно долго. Порывы холодного ветра начали приводить меня в состояние оцепенения, у меня начали сами собой закрываться глаза, и тут я увидел отшельника. В руке он держал топорик, а через плечо нес ствол небольшого дерева. Положив свою ношу на землю, он с улыбкой посмотрел на меня. На его теле совсем не было одежды, он казался очень высоким и худым. Кожа да кости. Его длинные волосы были спутаны.

Он наклонился, схватил меня за руку и сказал: «Вставай! Пошли! Ты, должно быть, устал, но не от ходьбы, ты устал от внутренней борьбы. И это хорошо. Плохо, когда устает тело».

Как только он ко мне прикоснулся, я задрожал с ног до головы. Оттуда, где его рука коснулась моей, по телу словно пронесся электрический разряд. Я встал и пошел за ним. Он держал меня за руку и быстро шел. Вскоре мы пришли к тому месту, где стоял удивительного вида отшельник. В ушах у него были серьги, за плечами — мешок. От его лица исходило золотистое сияние, а волосы были рассыпаны по плечам, и от них тоже исходил золотистый свет. На талии у него была повязана веревка, сплетенная из черных нитей.

Он сказал: «Ну что, ты пришел, Хари Баба! Наконец-то ты выполнил свою задачу. А ты! Я жду тебя уже целую вечность! Хари Баба следит за тобой уже в течение нескольких перевоплощений. VI вот, наконец, он преуспел в задуманном. Мы тебя нашли бы уже давно, но ты сам постоянно преследовал святого. Пока ты его искал, ты не мог его встретить, но как только ты перестал это делать и решил погрузиться в самого себя, так сразу же встретил его.

Ум только тогда может вздохнуть с облегчением, когда его перестанет привлекать материальный мир. VI хотя ему никто не принадлежит, если он захочет, то ему будет принадлежать весь мир. Капил! Человек — это очень эгоистическое существо. Он всегда стремится к собственной выгоде. Но если он кого- то любит, то эта идеалистическая любовь становится для него подобной миражу, за которым он гонится. Но вот его настигает разочарование, и именно тогда дают всходы семена отрешенности. Это — зов души. Человек скитается, набивает себе шишки, совершает ошибки, идет на поводу у различных чувств, но постепенно свет его души становится все ярче.

Тогда живое существо осознает свое одиночество и растворяется в собственной душе. Это состояние можно назвать просветлением, и именно так можно постичь божественное. В этот момент в саду расцветают тысячи цветов.

Не так-то легко очиститься от прошлой кармы и идти вперед. Наш мир подобен огромному базару. Живое существо ро-

ждается вновь и вновь и появляется на этом базаре, растерянное, подобное заблудившемуся ребенку. Мать посылает его на базар, чтобы он купил определенную вещь, но ребенок постоянно ошибается. То ошибется в счете, то купит не ту вещь. И матери приходится снова посылать его за покупками.

Ты пришел сюда, пройдя через множество тяжелых и запутанных дорог. Хари Баба связан с тобой уже в течение нескольких воплощений. И вот он снова привел тебя к себе. Я тоже ожидал твоего появления. Наконец-то ты пришел! »

Он достал из своего мешка сладости и дал нам, после чего мы зашли в пещеру, где был установлен Шивалингам. С трех сторон от него были разостланы сидения для нас троих. Горела небольшая жаровня, а в глубине пещеры находилось озеро. Оно было образовано горными ручьями. Из этого озера брала начало река. На поверхности воды цвели белые, красные и синие лотосы. Неподалеку, если смотреть вниз, была еще одна пещера. У ее входа росло много деревьев, в том числе банановые пальмы и другие фруктовые деревья, которые гнулись под тяжестью плодов. Мне было странно видеть такие теплолюбивые деревья в этих суровых краях. Постепенно солнце клонилось к закату. Лучи предзакатного солнца касались горных вершин, очарование этого зрелища невозможно было описать словами. И именно в эти минуты откуда ни возьмись на воду опустились стаи лебедей и других белоснежных птиц.

Баба сказал: «Жизнь здесь свободна от всех ограничений. Здесь все гуляют там, где им заблагорассудится. Потому что Гималаи всем дают свободу! Посмотри, сколько рек берет здесь свое начало, и Гималаи вдохновляют их на то, чтобы они неустанно стремились к слиянию с океаном. Горы не дают рекам остановиться и отдохнуть по дороге. Водные потоки бегут из самого сердца Гималаев, дают людям возможность совершать паломничества, совершать омовения на своих берегах, а потом они растворяются в океане. Реки забывают о своем индивидуальном существовании и вливаются в океан, кото-

рым символизирует безграничность и вечную любовь. Таким образом, растворившись в вечном океане, эти реки тоже живут вечно.

Капил, ведь Бог говорит нам то же самое. Если человек совершит духовное рождение, растворится в море духовности, достигнет просветления, то он может вечно купаться в океане божественной любви. Но часто ли человек, раздираемый противоречиями, мечущийся между жизнью и смертью, старается использовать этот уникальный шанс? »

Встреча с божественной личностью

Долина Кеймура передала мне новое послание. Гуляя по окрестностям в поисках добычи, я встретил удивительного человека. Огромное значение этой встречи я осознал не сразу.

Мы уже три дня бродили по долине, но до сих пор не поймали ничего существенного. На третий день мы перешли ручей вброд и направились в другую сторону. Я оторвался от основной группы и гулял в непроходимом лесу в полном одиночестве. Неизвестно, что на меня нашло, что я вдруг покинул всех своих товарищей. Я шел вперед, сжимая в руке ружье, и все дальше углубляясь в лес. Со всех сторон раздавался стрекот цикад, щебетали птицы, которые сопровождали меня в пути, летая над моей головой. Я продолжал идти вперед, но когда лес стал совсем густым, наступил вечер и я остановился. Тогда я понял, что ушел очень далеко, ведь я шел по лесу с самого утра. Я решил вернуться обратно, но никак не мог найти наш лагерь.

Я был совсем один. Неожиданно из зарослей показался тигр. Я бросился к нему, и тогда тигр начал от меня убегать, но иногда он останавливался и, обернувшись, смотрел на меня. Я преследовал его с ружьем наперевес. Если бы он захотел, то мог бы запросто от меня убежать, но он бежал медленно, сохраняя между нами небольшую дистанцию. Я продолжал его преследовать. Это преследование и обмен взглядами продол-

жалось часами, и, наконец, я выстрелил в заднюю лапу тигра. Пуля попала точно в цель, и дальше тигр побежал, хромая. Я думал, что уж теперь-то он от меня не уйдет! Через некоторое время он остановился и стал пристально на меня смотреть своими огромными глазами. Я вновь поднял ружье, чтобы выстрелить в него, тогда он побежал в пещеру. Я последовал за ним и увидел, что это довольно большая пещера и от нее исходит сияние. Я вошел и тотчас же с ног до головы меня омыл этот свет. Лучи исходили из центра пещеры, где восседал Махатма. Он гладил свою правую ногу, из которой капала кровь. У него были очень длинные волосы, а глаза пылали огнем. Иногда он вытирал кровь, а иногда пристально на меня смотрел. Я же стоял на пороге пещеры, сжимая в руке ружье. Я в крайнем изумлении глядел на Махатму. Его глаза были в точности такими же, как у того тигра, которого я преследовал.

Увидев, что я молчу, Баба сказал: «Почему же ты меня не убиваешь? В чем разница между мной и тигром? 1/1 он, и я - живые существа. Я — человек, а он — животное, но оба мы — одушевленные существа. Мы оба ценим великий дар жизни. Ты очень любишь охотиться. До сегодняшнего дня ты охотился на зверей, а завтра можешь начать охотиться на людей. Почему же тебе не выстрелить в меня, как ты выстрелил в тигра? Почему тебе жалко человека? Ведь человек — это самое опасное из всех животных! Это вы, люди, придумали, что животное отличается от человека. Чем тебе не угодили эти лесные звери, что ты их убиваешь? Ты убиваешь тех несчастных, что не могут выразить свои мысли словами. Не лучше ли охотиться на тех людей, что притесняют народ, выпивая из него все соки? Не лучше ли бороться с несправедливостью и насилием? Не лучше ли расчистить путь для ненасилия? Борись лучше против обмана и вероломства, распространяя вокруг себя добро и мир. Почему бы тебе не заняться охотой на те силы, что являются причиной общинных беспорядков, межкастовой и межнациональной розни? Здесь же ты охотишься на животных, которые свободно

гуляют по лесу, и таким образом удовлетворяешь собственное эго. Лучше уничтожай намерения тех людей, что ради собственной гордыни убивают сотни тысяч невинных, отнимают пищу у бедняков, принуждая их к голодной смерти, безбожно завышают цены. Если тебе нравится убивать лесных зверей, то считай, что я — один из них. Почему бы тебе не убить меня? »

Я, лишившись дара речи, смотрел на Бабу. От его лица исходило удивительное сияние. Его речь обладала неизъяснимым очарованием. Он сидел, склонившись, в позе полулотоса. В сиянии, которое исходило от него, не было ни прохлады, ни жара, но в нем было ни с чем не сравнимой притяжение. Я отбросил в сторону ружье, упал Бабе в ноги и разрыдался. Я плакал в первый раз за всю свою жизнь. Я плакал, погрузившись в бездонное море раскаяния.

Баба забыл о своей ране и начал гладить меня по голове. Постепенно я начал погружаться в поток безграничной любви, начал растворяться в вечности. Передо мной стали проноситься картинки недавнего прошлого. То, как Баба увидел меня и моих товарищей, гуляющими по лесу в поисках добычи. То, как мы нарушали покой и тишину леса, сея в нем смерть. То, как он обернулся тигром, и мои друзья начали его преследовать. Таким образом он довел их до лагеря и спрятался в зарослях. Друзья были рады, что вернулись в лагерь, и, забыв о тигре, принялись есть и пить. Тогда Баба в образе тигра явился передо мной и увел к своей пещере, где он и показал мне свое истинное лицо. Я ранил тигра, но рана была у святого на ноге. Потом перед моим мысленным взором начали проноситься картинки из будущего: вот я сам стал святым отшельником и гуляю по Гималаям. Вот я сижу в лесу, на берегу реки, в окружении сотен тысяч людей. Я видел и другие удивительные события из собственного будущего. Тогда Баба убрал свою руку, которая до этого покоилась на моей голове. Я тотчас же обнаружил себя совершенно успокоившимся, лежащим у ног Бабы. Я сел и увидел, что Баба улыбается. Какая же обаятельная и прекрасная

была у него улыбка! Казалась, что вся любовь мира заключена в ней. Рана на его ноге уже затянулась. Я удивленно переводил взгляд с его лица на ногу.

Когда я погрузился в размышления о том, что я вижу перед собой, Баба, улыбаясь, произнес: «Все в этом мире не случайно. Все происходит благодаря кармическим причинам. Это — божественный закон, и поэтому все, происходящее в мире, божественно. Мы же просто исполнители божественной воли. Мы пришли сюда наслаждаться миром, созданным благодаря силе Пракрити.

Ты уже убедился, что все произошедшее с тобой было не простым стечением обстоятельств. VI дальше, хочешь ты этого или не хочешь, будет происходить то, что должно произойти. Сколько можно блуждать впотьмах по дорогам жизни? Ведь любой человек стремится рано или поздно вырваться из той ловушки, в которую загнала его природа. Ладно, давай я провожу тебя до лагеря».

Баба взял меня за руку и перенес в лагерь. Он оставался с нами до утра, а наутро мы вернулись в Сасарам. В следующий раз я отправился в лес вместе с Сароджем и Бейристер Синхом. Я сел на камень и начал думать о своем прошлом. В это время подошел Сародж и начал звать меня: «Брат! Там дикий петух! » На эти его слова я громко расхохотался. Сародж спросил, недоумевая: «Брат! Что с вами происходит? » Через некоторое время мы пришли в Деригао. Казалось, что эта деревушка погружена в глубокий сон. Все былое великолепие Деригао переместилось в Сасарам. После этого мы с Сарождем направились в Бенарес, где я познакомился с сестрами Сарожда: Кавмтой, Савитой и Киран. Когда я бродил по улочкам Бенареса, то вспоминал произошедшие со мной недавно события, которые были связаны с божественным предопределением.

В человеке всегда живы воспоминания о детстве и ранней юности, о тех днях, в которые он испытывал наиболее сильные эмоциональные всплески. В детстве бесчисленное количество раз я играл на берегу священной Ганги и на ее гхатах. Сколько

весен я провел в стенах Индуистского Университета! Каждую минуту что-то новое приходит на смену старому, но этот город совсем не изменился. В ожерелье священной Ганги Бенарес продолжал напевать свои старинные легенды, хотя казалось, что люди увлечены строительством совершенно новой жизни. Мы с Сарождем продолжили наше путешествие, добравшись до Аллахабада. Там мы встретились с Санджаем и сразу же поехали в Гаухати. Уже на следующий день я был на службе, оставив Хридайнараян Синха, Чандраму Синх и Мамту в слезах. Я даже пропустил веселый праздник красок, Холи. Лакшми уже давно ждала меня в Шиллонге. Эта девушка была величайшей ценностью в моей жизни. Она была одновременно путем к цели и препятствием на этом пути. Ведь мы уже обменялись с ней клятвами, которые необходимо было исполнить. Я показал Сарожду Шиллонг, Черапунджи, Варапани и Хеппивэли, а потом отослал его обратно в Деригао.

На авиационной базе произошли некоторые изменения. Появилось много новых людей, хотя оставались и те, кого я знал раньше. Впрочем, в армии людей постоянно перемещают с места на место. Вскоре меня тоже направили в Чабуа, что в округе Нефа. Я совершал полеты над Гималаями, любовался небывалым великолепием здешних пейзажей. Я узнал о том влиянии, которым пользуются политические лидеры. Через некоторое время я познакомился с И. Дж. Дхатигрой и К. Л. Матху- ром, после чего вступил в Союз Молодых Авиаторов. Потом к нам приехала Лакшми в сопровождении своего отца. Командование нашего эскадрона встретило их с большими почестями. Мои друзья мне страшно завидовали. Лакшми хотела, чтобы мы, наконец, решили вопрос о свадьбе, стремясь к тому, чтобы мы связали себя священными узами брака. Я был к этому готов, но внутри у меня словно было какое-то препятствие к этому. Однажды вечером мы с ней ехали в клуб Дигбои, и неожиданно машина заглохла. Мы вылезли посмотреть, что случилось, но никаких видимых поломок не наблюдалось. И тут перед нами

0000000000000000000000000000000000000000000000000000000> 0

возник Баба. Мы с Лакшми узнали его и почтительно прикоснулись к его ногам, а ее отец, увидев это, нахмурился.

Баба, как обычно, попросил у меня две рупии и собрался уходить. Но перед уходом он сказал: «Подходящее время для того, чтобы вы могли соединить свои судьбы, еще не настало. Лакшми, положись на время. Пусть все происходит так, как должно происходить. Не принуждайте жизнь, чтобы она шла так, как вам хочется. Иначе, это не пойдет вам во благо. Ведь человек приходит в этот мир не только для того, чтобы приумножать богатство, жениться и плодить потомство. У него есть и другой, духовный долг, о котором он забывает. Положитесь на время. Оно укажет вам правильный путь». Как только Баба удалился, машина сама собой завелась.

Через некоторое время мы с Лакшми купили недалеко от Чабуа чайную плантацию с небольшой оросительной установкой. Плантация досталась нам очень дешево. Нам ее продал уезжавший из этих мест англичанин. Лакшми стала жить на плантации. Ее привлекала литература. Она вместе с Пали Синх открыла небольшое издательство. Пали выросла в княжеской семье, но время заставило ее избавиться от свойственной ее классу гордыни и заняться бизнесом. Я же ничего не делал специально, но чувствовал, что события моей жизни сами складываются определенным образом.

В саду моей жизни еще не расцвели цветы. Дерево любви выросло, но пока не успело зазеленеть. Лакшми тоже была цветком в чьем-то саду, цветком, который хотел, чтобы его сорвали и вплели в гирлянду на моей груди. Но между нами стоял Баба. Жизнь превратилась в ожидание. Нам оставалось только поддерживать пламя в светильниках надежды. И я, и Лакшми были богаты, так что проблема заключалась не в этом. И вдруг в полете погиб мой друг и командир эскадрона Мартин. Все в нашем лагере были потрясены этим событием до глубины души. Конечно, и раньше летчики разбивались, но он бы не погиб, если бы послушался меня. В тот день я его умолял:

«Друг, не надо сегодня лететь, пусть вместо тебя полетит кто- то другой! » Я пытался его остановить, предупреждая, что иначе с ним обязательно случится что-то плохое, но тщетно. Я даже позвонил его жене и просил ее переубедить мужа. Ведь любой из нас мог заменить Мартина. Все люди опять подняли меня на смех, и даже жена Мартина мне не поверила. Он еще не долетел до Хасимуры, когда произошла авария. Даже тела его мы не нашли, его разорвало на мелкие кусочки. Но всех эта смерть произвела большое впечатление. Хотя любой летчик всегда рискует, и никто не знает, когда небо потребует себе очередную жертву. Лакшми тоже утешала жену Мартина, но ведь его было уже не вернуть. Когда жена Мартина увидела меня, то разрыдалась пуще прежнего, но было уже слишком поздно. О Мартине остались одни воспоминания. Так и происходит в жизни: на смену одному человеку приходит другой, а о том, кто ушел, нам остается только помнить.

Лакшми умоляет меня оставить авиацию

После этого случая в сердце Лакшми поселился страх. Она говорила: «Что это за жизнь, когда летчик, разрезающий небо своим самолетом, в любой момент может стать жертвой катастрофы? » Она умоляла меня бросить авиацию, приводя справедливый довод о том, что мы совершенно не нуждаемся в средствах. Говорила, что достаточно уже с меня этой опасной жизни. Просила оставить авиацию ради нее. Ее страх не отпускал меня на свободу. Лакшми хотела владеть мной полностью и безраздельно, а я еще не был к такому готов, хотя считал ее своей невестой. Но время почему-то не позволяло нам соединиться. Лакшми продолжала беспокоиться обо мне. Она с утра до вечера твердила, что мне необходимо оставить авиацию и заняться каким-нибудь более безопасным делом, но не в небе, а на земле. Но как же я мог бросить авиацию? Она уже стала частью моей жизни.

Конечно, я тоже любил жизнь и боялся ее потерять, но моя мужская сущность готова была постоянно бросать вызов смерти. Благодаря этим качествам я и завоевал уважение в обществе. Где бы я ни находился, мне всегда нравилось принимать вызов. Я совершал полеты в самых тяжелых и неблагоприятных условиях. Я мог убежать от жизни, но не мог выносить, если страдало мое мужское самосознание. Именно это мужское начало всегда побуждало меня бороться за жизнь. Лакшми знала об этом. Она знала, что я в любой момент могу сделать все, что угодно. Лакшми приводила различные доводы в защиту своей позиции, а я говорил ей о том, каких высот может достичь человек в этой жизни. Как раз в этот период времени, когда мы с Лакшми оживленно спорили о будущем, меня вызвали на особое задание. Я начал собираться, и вскоре уже готов был идти, но Лакшми не хотела меня отпускать. Она безутешно плакала. Я похлопал ее по плечу со словами: «Лакшми! Человек умирает всего один раз. И лучшая смерть — это смерть во благо Отчизны. И если меня поставят перед выбором, то я могу оставить не одну, а тысячу возлюбленных, выбирая между любовью и защитой Отечества. Я с радостью отдам жизнь за свою Родину. Послушай, Лакшми! Если тебе придется пожертвовать своим семейным счастьем ради семейного счастья тысяч других женщин, наших соотечественниц, то это — необходимая и оправданная жертва. Ведь всем нам придется однажды умереть. Все мы — любимые и ненаглядные дети наших матерей. Это правда, что всем нам однажды придется покинуть этот мир, но почему ты думаешь, глупенькая, что мое время уже настало? Ведь я даже еще не приступил к выполнению тех задач, ради которых я и появился на этом свете! Мой путь только начинается. И ты тоже со временем станешь частью моей жизни. Ты уже ею стала. Однако, знай, я умру, но не склонюсь, потому что иначе я могу потерять самого себя».

Словарь

fl

Аватар Баба — махайог, гуру Сомнатха Тири (Пайлота Баба Джи).

Агамы (санскр. ) — одна из разновидностей духовных писаний индуизма. Существуют шиваистские, вайшнавские и шактистские агамы. В шиваистских агамах высшей реальностью провозглашается Шива. В вайшнавских агамах верховным Богом объявляется Вишну. И в шакти агамах поклоняются Божественной Матери Шакти. Агамы иногда называют тантрами. Каждая агама содержит 4 части — канды:

VII Видъя-канда (джняна канда) — о знании, философии.

VIII Йога-канда — о методах йоги.

IX Крийя-канда — о действии.

X Чария-канда — о практиках.

Агхора (санскр. ) — индуистская аскетическая религиозная школа, отколовшаяся от капалики (см. словарь). В XIV в. Агхоры поклоняются Шиве, при этом практикуют каннибализм, употребляют алкогольные напитки, используют человеческие черепа в различных ритуалах и медитируют на местах захоронения и сожжения трупов.

Агхор Натх (Агхорнатх) — см. «Агхора». Натх — буквально означает повелитель. Также существует традиция Натхов, система тантрических практик.

Адвайта — (санскр. «не двойственное, не дуалистичное») — по индийской философской системе то, для чего не существует противоположности.

Акахиа (санскр. — «видимость») — особый вид пространства, приблизительно соответствующий европейскому понятию эфир. Считается одним из пяти основных первоэлементов (земля, вода, огонь, ветер, эфир). Его главная характеристика — шабда (звук).

Акхара (санкр. — букв, «борющаяся арена») — в индуизме является организацией различных групп йоги. Примерно в 2500 г. до н. э. Шанкарачаръя (по другой версии основателем является Горакнатх) установил 7 (10) акхар. На сегодняшний день существуют основные акхары — Джуна Акхара, Маханирвана Акхара и Ниранджани Акхара и сотни малочисленных.

Алакх Ниранджан — индийский кришнаитский религиозный деятель и проповедник, родом из США (Массачусетс). Родился в 1952 г.

Ученик Бхакти — Веданты, Свами Прабхупады. В настоящее время является членом Руководящего совета Международного общества сознания Кришны (ИСККОН).

Анандамаи Ма — святая, почитаемая в Индии. Родилась в 1896 г. в семье простых людей, ушла в Махасамадхи в 1982 г. Обладала с детства сверхъестественными способностями (сиддхами): излечивала людей от всех болезней одним лишь прикосновением. Проявляла дар божественного прозрения прошлого и будущего, временами ее тело могло уменьшаться и исчезать. Однако цель ее жизни заключалась в реализации Бога. После ее ухода осталось множество ашрамов по всей Индии и большое количество последователей.

Антитела — антитела представляют собой огромные У-образ- ные молекулы белка, которые плавают в крови и межклеточной жидкости и с помощью своего химического осязания проверяют все молекулы. Каждая модель антител ждет однозначной химической подписи конкретного микроба, аллергена или токсина. На протяжении многих лет ученые пытались создать искусственные антитела, которые могли бы корректировать (или хотя бы частично смягчать) ошибки иммунной системы. В 1975 г. был открыт способ создания идентичных или моноклональных антител, однако с мертвой точки удалось сдвинуться лишь в 1997 г., а к концу 2004 г. было одобрено терапевтическое применение 17 антител. Предполагается, что препараты будут эффективны при лечении рака, ревматоидного артрита, воспалительных заболеваний кишечника и, возможно, болезни Альцгеймера. Рынок моноклональных антител (МАТ) все еще формируется. Десятки новых МАТ находятся на стадии разработки или клинической проверки.

Апана (санскр. ) — одна из пяти пран, сосредоточена в нижней части тела от пупа до кончиков пальцев ног и от плеч до кончиков пальцев рук. Являясь нисходящей энергией, она осуществляет руководство низшими функциями, в частности выделительными, отвечает за выведение из организма кала, мочи, пота, углекислого газа и т. д. Тесно связана с разложением и смертью, т. к. отдает из тела жизненную силу.

Апсары (санскр. ) — «многоводные». Полубогиш; в индуисткой мифологии, духи облаков или воды, являются аналогом нимф в греческой мифологии. Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и драгоценности и отличающихся божественной красотой. В ведической мифологии являлись женами и возлюбленными гандхарвов. При переходе в индуистскую мифологию приобрели функцию небесных танцовщиц и куртизанок. По преданиям апсары ублажают павших героев в раю Индры. В «Рамаяне» упоминается, что апсары возникли при пахтании океана богами и асурами. Апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов часто использовались ими для соблазнения аскетов и святых отшельников.

Арти (санскр. — «поклонение») — часть храмового ритуала богослужения, связанная с подношением огня.

Атма (санскр. — «самость», дух, Высшее «Я») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность — истинное «Я», противоположное ложному индивидуальному «Я» (Эго) личности, которое человек считает самим собой. Это есть единый, присутствующий во всем сущем Абсолютный Дух, свободный от любой обусловленности и от любых признаков объекта и субъекта, разума и материи. После Пробуждения человек осознает себя как «Атма», другими словами отождествляет себя с Абсолютом.

Б

Баба (санскр. — «отец») — уважительный титул учителей в Иране, Пакистане, йогов в Индии.

Барабан-дамару (санскр. ) — маленький двумембранный барабан в Индии и в Тибете, имеющий форму песочных часов. Этот барабан обычно делается из дерева. Высота колеблется от нескольких дюймов до немного больше фута. На нем играют одной рукой. Звук производится шариками, прикрепленными к струне или кожаному шнуру, обмотанному вокруг узкой части дамара. Особую роль он играет для шиваитов, являясь символом Натараджа — одной из форм Шивы. Четырехрукий Натараджа держит дамару в верхней правой руке, когда совершает свой космический танец, тандава. Считается, что дамару произвел сам первозвук — нада, все звуки санскрита произошли от звуков игры Шивы, бой — символ ритма сил при сотворении мира. Обе его половинки символизируют мужское (лингам) и женское (йони) начала, а его соединение является местом зарождения жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.