Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таада S Бщпатап 12 страница



Мой дорогой друг Капил! До вчерашнего дня я блуждал впотьмах. Моя жена была озабочена всей этой ситуацией. Мы обвиняли друг друга, что не попытались тебя уберечь. Размышляли об этом, и, размышляя, не могли уснуть. Как может вчерашний прожигатель жизни, любитель дорогих машин, — думали мы, — вести жизнь отшельника. Нас постоянно мучили воспоминания о прошлом. Все твои вещи мы не трогали, они хранились в том же виде, в каком ты их оставил. Мы надеялись, вдруг ты вернешься. Я вновь обрету своего потерянного

друга, родители — своего сына, братья и сестры — брата, все остальные — товарища. Теперь мы вернемся к себе домой, и вновь будем крутиться, как белка в колесе. Но вся эта жизнь кажется подобной сну. Это — грандиозный розыгрыш. Но ты остался тем же самым, кем был раньше, то есть, человеком. Но ты уже не тот, что был вчера. Изменились твои мысли и чувства. И раньше тебя боялись дикие звери, и сегодня боятся. Но раньше был страх, а сегодня — любовь.

Капил, то искусство, которым ты овладел, — это и есть высшая черта. Ты купаешься в свете собственной души, там, где даже эта черта перестает существовать. За этой чертой начинается адвайта. И я сегодня хочу припасть к ногам того человека, что овладел этим искусством. А Гималаи — это вечный часовой и веры, и нашей собственной страны. Ты уже умер для этого мира. Утонул сам в себе. Ты совершенно изменился, и уже не тот человек, что был вчера. И я вновь и вновь прошу тебя поделиться со мной своей бесценной философией, своими знаниями, и указать мне правильный путь».

С этими словами Вирендра Саптаник припал к моим ногам. В глазах супружеской пары стояли слезы. Эти слезы в течение нескольких секунд тянули меня в прошлое. И вдруг Парманада Джи положил мне руку на плечо. Я удивился: «Вы? »

«Да, это я. Перестань ворошить прошлое. Забудь, что оно вообще у тебя было. Истина — это то, что существует сегодня, сейчас. Жизнь никогда не оглядывается назад. Жизнь стремится к гармонии и покою. Ты тоже иди в сторону этого последнего предела. Собери все свои воспоминания и иди вперед! »

На следующий день Баба Пармананда нигде мне не встретился. Лишь утесы на берегу реки напоминали о нем. Еще через день мы вернулись в Дели. Когда Вирендра уходил, я сказал ему на прощание: «Не нужно ждать. Положись на время, оно все устроит наилучшим образом. Собрались также уезжать Камак- хья и Сурендра Синх, потом настал черед Раджендры Бхарти. Постепенно все уехали. Кто-то раньше, кто-то позже. Так и все

уходят мз нашем жмзнм. Нужно оставить это на усмотрение времени. Время все расставит по своим местам.

Безграничное небо. Дует легкий ветерок, спускаются очаровательные сумерки. Все вокруг радует глаз. Я лежал на спине и созерцал синеву небес, тех самых небес, которые я пронзал когда-то своими самолетами. А теперь этот путник смотрит на небо снизу вверх. Его воображение и мысли свободны и ничем не ограничены, перемещаются с предмета на предмет. Это и есть жизнь, поток, который течет между двумя берегами, между жизнью смертью, между развитием и деградацией. Это постоянные волны, которые ежесекундно возникают и исчезают, стремясь раствориться в вечности.

Надежды и чаяния человека сопровождают его только до тех пор, пока общество позволяет ему мечтать именно об этом, если он идет на компромисс с законами и обычаями той среды, в которой живет. Если общество считает, что эти устремления полезны, то оно поддерживает человека, если же они идут вразрез с его интересами, то человеку придется испить чашу жестокого разочарования. Общество отвергнет его, и вчерашний мечтатель подвергнется гонениям и унижениям. Окружающие люди сделают его жизнь невыносимой. Так и будет человек идти вперед — то упадет, то поднимется. Ведь, к сожалению, мир не изменишь, и время также неумолимо. Оно не прислушивается ни к чьим жалобам. Человек, как игрушка, в его руках. Оно по своему усмотрению может вести человека к процветанию или к погибели. Но все эти события не проходят бесследно, словно бы завязываются узелки на память. Эти воспоминания приходят в самый неподходящий момент и надолго не отпускают.

Бывает, что человек попадает в необычную ситуацию. Он остается совершенно один или в его жизни происходят драматические события, когда нельзя ни на кого положиться, кроме самого себя. Именно тогда он может прийти к истинной вере. Ведь когда чувства человека ограничиваются определенной ситуацией, он начинает размышлять. Он начинает ощущать

Пашют Бабавнутри себя настоящую, безграничную силу. Он начинает понимать, что он собой представляет на самом деле. В нем начинает проявляться его истинное «Я», и с тех пор весь мир принадлежит ему.

Человек рождается. Человек умирает. Но «оно», его истинное «Я» никогда не рождается и никогда не умирает. Человек — раб обстоятельств, «оно» всегда свободно. Человек создал такие институты, как государство и общество. Он разграничил понятия времени и направления движения. Человек сам губит себя. Человек — это тело. «Оно» — это душа. Тело создает новую карму. Душа же надевает на себя тело, как одежду. Душа переходит из одного тела в другое. Из одного мира в другой.

Прошлое спит, будущее бодрствует. Настоящее связано и с прошлым, и с будущим. И прошлое, и будущее, растворяются в настоящем. В тот день я тоже качался на волнах своих воспоминаний, то поднимаясь на гребень волны, то опускаясь вниз.

Когда Индия еще была единой, я получил это тело на северо-востоке страны. Когда я пришел в это тело, у меня не было еще ни принадлежности к определенной касте, ни к определенной религии. Но когда мне дали имя, это имя соединило меня с определенной кастой и определенной религиозной традицией. Человек, исходя из своих эгоистических интересов и соображений выгоды, изобрел такие институты, как каста, национальность и религия. И вот уже он закован в цепи общественных предрассудков. И на меня тоже взвалили этот груз, чтобы я нес его по жизни. Когда это произошло, я был свободен — наивный, маленький ребенок. Но меня заковали в цепи рабства. У меня тогда еще не было права голоса, я не мог свободно выражать свои мысли, говорить о том, что думаю. Даже о благе своей страны мы не имели права говорить. Религиозные традиции менялись. Иностранцы грабили Индию, и Индия распадалась на части. Неарийцы ограбили арийцев. Сначала страну грабили Великие Моголы, а потом — англичане. Но разве было бы это возможным, если бы мы сами не допустили такой ситуации?

История развивается по своим собственным законам, время подчиняет себе людей. Но ведь, по большому счету, земля никому не принадлежит. Живое существо приходит в этот мир, чтобы пожинать плоды своей прошлой кармы. В прежние времена люди обожествляли такие качества, как мужество и героизм, поэтому власть основывалась на военной силе. Человек мог достичь определенных высот в зависимости от своей храбрости и политической хитрости. Ведь никто не может поднять землю и забрать ее с собой. Люди просто оставляют на ней свой след, и этот след зависит от конкретной исторической ситуации, от времени и обстоятельств. Сколько людей приходило сюда, сколько ушло! Но страна оставалась на своем месте, неизменной. Я был членом огромной семьи, был вскормлен молоком Матери-Индии. Я вырос, играя во дворе, созданном Гималайскими горами, и стал защитником неба, надеясь быть полезным своей Родине. Прошлое превратилось в воспоминания, но оно не исчезло бесследно — стало частью моей жизни, стало историей. Сегодня, когда я переворачиваю страницы этой книги прошлого, то создается новая история. На вчерашних развалинах я пытаюсь построить новую жизнь.

Сегодня я одинок. Я не привязываю себя ни к своей стране, ни к вершинам Гималаев. Сегодня я преодолел все границы и существую в безграничном мире. Из тонкого мира наблюдаю мир безграничный. Я ушел от границ страны и наслаждаюсь объятиями природы. Вместо того, чтобы ограничиваться Гималаями, я путешествую по всему космосу. Теперь я вижу весь мир. Я свободен, как небо. Я и сам становлюсь безграничным, как небо.

Я лежу, свободный от всех привязанностей, и пытаюсь достичь состояния пустоты. Во мне соединились и мое прошлое, и настоящее, и все, чему я научился в жизни. Во мне сосредоточилась вся вселенная. И именно в этот момент ко мне подходит Пахари Баба: «Ну что, опять гуляешь на развалинах прошлого?

Ведь все в мгновенно, временно. на мгновение и снова исчезает. Поэтому, если хочешь жить, всегда иди вперед. Но живи в самом себе. Не пытайся жить в иллюзорном саду этого мира. Ведь в этом саду человеку не дают ни жить, ни умереть. Здесь нет ни настоящей радости, ни настоящего горя. Это просто эмоции. Человек приближается к кому-то, начинает ему доверять, и тот становится его другом, любимым. Это — любовь человека, не стоит ожидать чего-то большего. Нужно постоянно пребывать в состоянии блаженства, а не погрязать в заботах о мире и в воспоминаниях».

Я повернулся и посмотрел на Пахари Бабу, потом сел. Пахари Баба сел рядом со мной. Я сказал: «Разве можно забыть йогу, о которой нам рассказывал Махаватар Баба? Сарвешва- рананда тоже говорил о том, что мы не можем полностью избавиться от прошлого и жить только настоящим. Можем ли мы полностью забыть законы древних мудрецов? Есть Пракрити, и есть Пуруша. Существует движение, но без энергии, без Шак- ти, оно невозможно. Ведь прошлое — это — то семя, из которого выросло дерево настоящего. Как же мы можем уничтожить прошлое? Истина смешана с иллюзией, в прошлом заключен зародыш будущего созидания.

Простите меня, я не хочу оспаривать ваши убеждения, но скажите мне, возможна ли смерть для того, кто не родился? Если же человек родился на свет, то у него есть мать, есть семья. И мы должны уничтожить свое прошлое, забыв о той, что подарила нам жизнь, о той, что показала нам солнечный свет, о той, что открыла нам истинное значение любви? И на этой основе строить свою веру и стремиться к освобождению?

Мы все хотим, чтобы мир развивался в духовном направлении. Но мы не называем прошлым те древние гимны и молитвы, которые неустанно повторяем. Почему же мать, которая подарила жизнь, необходимо рассматривать как вчерашний день и отвергать его? Все это нужно сделать своим. Это — не прошлое, это — не привязанность.

Я никогда не соглашусь, что нужно покинуть своих и уйти к чужим. Мы должны искать ту истину, которая живет внутри каждого человека. Ту истину, которая присутствует и внутри каждой семьи, и в обществе, и в стране, и во всем мире. Мы не можем найти истину в чем-то одном, отвергнув другое. Наше прошлое — это основа. Наше будущее зависит от прошлого. От него зависят и жизнь, и смерть».

Пахари Баба молчал. Потом он велел мне посмотреть на небо. По небу пролетал самолет с включенными огнями. Свет от этих огней был то виден, то исчезал. Самолет шел на посадку, а потом скрылся из виду. Я снова опустил голову, а Пахари Баба сказал: «Этот самолет скоро вернется — сегодня или завтра. Он снова будет пролетать над теми же самыми местами. Есть некая связь, которая никогда не прерывается. Самолет связан с землей и небом. Самолета уже не будет, а земля и небо останутся. Мы должны так же двигаться вперед между созиданием и разрушением. Но мы не растворяемся в них. Небо дает простор, земля — постоянство. Мы не хотим никого и ничто забывать, мы просто хотим усилить те потоки, которые несут живым существам весть о бессмертии. Те потоки, которые текут по воле самых первых йогов.

Какая бы ни была любовь, она вечна. Если ты идешь по дорогам жизни, меняя обличье, меняя одежду — это не значит «прошлое». Прошлое — это не полюбить кого-то сегодня, а назавтра оставить. Все это — часть жизни, бесконечная пьеса. Это не прошлое, это — простая последовательность событий, которые вытекают одно из другого. Сменяют друг друга цивилизации, меняются традиции и обычаи. Нас не должно это волновать. Мы должны уничтожить свои мысли и дать направление своему потоку — от тонкого к безграничному. Прошлое не существует само по себе. Это — пройденный путь. Вы можете изменить свое прошлое, вспоминая только то, что вам удобно. Но на самом деле изменить следует самого себя. Необходимо искать истину в себе и позволить ей проявиться. Давайте же именно сегодня изменим направление своего движения! »

В небе первые звезды, за выплыла луна. Над нами расстилалось безграничное небо и словно говорило людям: «Стань великим! Будь свободным, как я. Нет никаких законов, никаких привязанностей».

Мы всю ночь беседовали, обменивались мнениями. Ночью мы легли на том же самом месте, где уже были когда-то с Бабой Рамдасом. Сегодня я хотел ответить на вызов, брошенный мне обществом, направить происходящие в нем перемены ему во благо. Научно-технический прогресс бежит вперед, а человек еле-еле поспевает за ним. Обычный человек несчастен. Он не находит собственного пути в жизни. Политики заняты только удовлетворением своих политических амбиций и утолением своего неуемного аппетита. В наше время религиозных деятелей сложно отличить от политиков. Вся политика строится на обмане и мошенничестве. Процветают лесть и подхалимаж. Религиозные деятели поступают точно так же. Отшельников никто не уважает, люди предпочитают поклоняться обманщикам и мошенникам. Раньше религия была дорогой к просвещению, а сегодня стала способом достичь богатства. Раньше политика базировалась на религиозных принципах, а сегодня религиозные деятели прибегают к помощи политиков. Религия превратилась в предмет торга.

VI вот в такой ситуации нам нужно идти вперед. Духовность может стать маяком для современной науки, если ученые позволят этому произойти. Но ученые не готовы признать того факта, что они тоже могут заблуждаться, поэтому и отвергают духовность. Я научил Пахари Бабу входить в состояние самадхи. Несколько дней он пребывал в нем. Сколько раз потом я сам входил в это состояние. Однажды долгое время находился в стеклянном резервуаре, из которого предварительно был выкачан воздух, в другой раз — многие недели оставался под водой. Этими поступками я заставил современных ученых задуматься.

После этого разговора мы с Пахари Бабой вновь отправились в Гималаи.

 


 

Тааба 15 Расставание с друзьяти

Мы можем понаблюдать за природой. Как день встречается с ночью, как сумерки растворяются в объятиях ночи, как день исчезает под покровом ночи, а потом ночь теряет себя при свете дня. То же самое происходит у Луруши и Пракрити. Встречи и разлуки.

Прошлое растворяется в настоящем. История переживает взлеты и падения. Похожие события циклически повторяются в природе и в истории. Но человек бежит от понимания этих простых истин. Он считает, что все в его жизни будет продолжаться вечно. Он погружен в преумножение собственного богатства, в изобретение для себя все новых и новых удобств. Любое новое изобретение считается благом. Но сколько можно совершать насилие над природой? Сколько можно нарушать вечный покой космического пространства? Как долго сможет наука предотвращать то саморазрушение, к которому стремится человек?

Поэтому рано или поздно науке придется обратиться к духовности, и духовные знания должны быть поставлены на службу науке. Только такой альянс может стать благотворным для всего человечества. Многие люди хотели этого добиться, но их сегодня нет в живых. Сегодня тоже есть те люди, кто разделяет эти устремления, но и они уйдут, не добившись своего. Их светильник не может разгореться в полную силу.

В настоящее время и духовные лидеры, и ученые стали жертвой политики. Они не свободны в выражении своих идей. И не могут осуществить задуманное. Настоящие йоги убегают в Гималаи. Настоящие ученые совершают самоубийства. Хороший политик уходит от мира.

Ведь конец у всех людей один, но мы стараемся не думать об этом. Время напоминает нам об этом каждую секунду, но мы не замечаем этих напоминаний. Но как долго мы будем убегать от самих себя? Сурендра Синх Махараджа и Камкхья Нараян Синх уехали в Рамгарх, а ведь они были важной частью моей жизни.

Тем временем, в долинах Масури Чандрашекхар Бхарти уснул вечным сном. И ни члены правящего клана Салимпура, ни его окружение ничего не могли поделать. Женщины рыдали. Его брат, Раджендра Бхарти тоже обливался слезами. Я стоял рядом с телом и смотрел на него. Как неожиданно приходит смерть и разрушает все надежды человека! Я приехал в Масури, чтобы провести здесь несколько месяцев, но не прошло и четырех дней, как это случилось. Из Америки позвали врача, прекрасного специалиста. Но разве врач может побороть смерть? Ведь однажды он и сам будет ее жертвой. Ушел мой любимый, мой дорогой друг, тот, который поверял мне все свои радости и горести, облегчал на моем плече свои страдания. Все люди плакали. Но ведь он ушел, зачем ему теперь наши слезы? Он уже не вернется. Как мне выразить свои мысли? Мы привезли его тело в Харидвар. Я отнес его на берег священной Ганги, чтобы совершить последний обряд кремации. Мне не было дела до традиций и обычаев общества. Это был мой долг. Мы провели с ним так много времени вместе. Но я и сейчас его видел. Видел то, как он наблюдает за близкими, за своей семьей. За тем, как все они оплакивают его смерть. Он хотел их всех утешить, но это было ему неподвластно. Он мог общаться только со мной, а выразить ничего не мог. Ведь тела у него уже не было.

Он постоянно смотрел на свое безжизненное тело. Мы вручили его прах священной Ганге. Река приняла его тело в свои объятия и понесла все дальше и дальше к морю. Три дня я не мог наладить с ним связь, но однажды, когда я спал в его особняке, его душа меня разбудила. Она сказала: «Капил, сынок, рыбы так обгрызли мое тело. Что мне теперь делать? Куда идти? » Я указал ему в определенном направлении и сказал, что когда будет необходимо, я помогу ему переродиться в следующем рождении. Но он ответил: «Нет, я сейчас еду в Салим- пур, там меня дети ждут. И мой брат, Раджендра, тоже скоро ко мне присоединится. Пожалуйста, позаботься о нем». Услышав это, я лишился дара речи. Когда мы поехали в Салимпур, то с нами был Вирендра, который вел машину. Я сидел рядом с ним, а сзади — Раджендра Саптаник. Мы выехали из Харидвара. По дороге тормоза испортились, но, несмотря на это, Вирендра продолжал вести машину. VI таким образом мы доехали до Са- харанпура. Там наши пути разошлись. Я из Салимпура поехал в Найниталь.

Вирендра вернулся в свое княжество, а Раджендра Бхар- ти в Харидвар. Я предупредил их о том, что смерть Раджендры близка, но они не стали меня слушать. VI как раз ровно через месяц Раджендра покинул этот мир. За три дня до этого он призвал меня к себе. Он хотел мне многое сказать, потому что он уже знал день своего ухода. Но люди не поверили ему, и он многие тайны унес с собой в могилу. Это и есть жизнь. Время никого не ждет. Люди приходят и уходят. Часы ожидания истекают. Мать умершего плакала, жена билась головой о стену, а дети, показывая свою чистоту и наивность, молчали, не способные произнести ни слова. Упендра, сын Бхарти, теперь должен был в одиночестве противостоять жестокому миру. Он еще не на-

брался житейской мудрости, но уже такая огромная ответственность легла на его плечи. Он был совсем молод, а жизнь полна опасностей. Как он со всем этим справится? Бхарти ушел в мир иной и забрал вместе с собой многие семейные тайны. Его жене ничего не оставалось, как стойко пережить этот удар, ведь ей еще нужно было позаботиться о детях.

Ганга — священная река. Она дарует жизнь такому городу, какХаридвар. Она постоянно течет вперед, забирая с собой тела умерших людей, незнакомых путников на дорогах этого мира. Ее цель — достичь моря, достичь точки слияния. Я приехал в Харидвар один, ко мне никто не захотел присоединиться. Вся наша компания, которая до вчерашнего дня была такой сплоченной, распалась. Для каждого из нас смерть Раджендры стала страшным ударом. И никто не хотел усугублять свои страдания приездом сюда.

Кунвар Раджендра Бхарти теперь стал историей. Все превратилось в прах — и надежды, и обещания, и жалобы.

Я был в Найнитале, когда Раджендра Бхарти попросил свою мать позвать меня, но она не обратила внимания на эту просьбу. Отец тоже не хотел меня звать, а времени оставалось все меньше. Так его просьба и не осуществилась. Ни мать, ни Упендра, ни другие люди не прислушались к нему, потому что не понимали, кто такой Капил и где его искать. И вот однажды ночью кто-то постучался в мою дверь. Я открыл ее и увидел Кунвара Раджендру Бхарти, который стоял там с тросточкой в руках: «Капил, сынок, я так устал, дай мне немного выпить! » От я этого зрелища просто потерял дар речи. Как он пришел сюда, да еще ночью? Я ему ответил: «Уже поздно, слуги ушли, и базар уже наверняка закрыт. Вот выпейте молока! » Поставив стакан с молоком на стол, он сказал: «Ты мне одновременно и друг, и сын, но никто не распознал твоего истинного лица! А я так ничего не смог тебе подарить и не смог выполнить те обещания, что дал тебе четыре года назад. Всю свою жизнь я провел, сжимая в руке бокал с вином. Дай же мне и сегодня выпить!

Но откуда тебе взять спиртное? Ладно, выпью сегодня молока. Сынок, я ухожу. Теперь от меня останутся одни воспоминания. Когда-нибудь в следующей жизни я выполню те обещания, что дал тебе. Что ты думаешь? Конечно, я понимаю, что настало мое время. Но лучше забудь обо всем, что я говорил тебе. Все это вместе с моим телом унесет священная Ганга».

Я ответил: «Что это вы такое говорите? Лучше выпейте молока и идите спать! Завтра весь Найниталь будет радостно приветствовать вас». Но это он только улыбнулся: «Нет, сынок, завтра уже не наступит». Я взял стакан с молоком и начал его поить, и тогда послышался громкий звук, который возникает, когда внезапно разгорается сильный огонь. И вдруг свет погас. Все погрузилось во тьму. Он сказал: «Клянусь матерью Гангой, я отдаю тебе, сынок, последний привет любви». Когда вновь зажегся свет, Бхарти Джи уже не было в комнате. Его тросточки тоже не было, а молоко в стакане исчезло. Я все понял — Бхарти Джи собирался покинуть этот мир. Рано утром я отправился в Харидвар, но все уже было кончено. Остались одни воспоминания. Бхарти ушел из этого мира в то самое время, когда он пил в моей комнате молоко.

Я стоял в Харидваре на ступенях Хар Ки Паури и смотрел на Гангу. Откуда-то доносились звуки религиозного гимна, которому уже сотни лет: «Ганга, твоя вода — напиток бессмертия, амрита». Упендра сказал, что меня зовет его мать. Я поднялся по ступенькам и увидел, что Упендра стоит там грустный и озабоченный. Смерть слишком быстро забрала его отца. Упендра повторил: «Мать зовет вас». Но что я мог сказать его матери? Мне ничего не принадлежало в этом мире, хотя, с другой стороны, весь мир принадлежал мне. Я с потерянным видом предстал перед матерью. Я увидел, что от горя и слез ее глаза превратились в бездонные озера, но слез уже не было видно. Она хотела мне что-то сказать, но неожиданно снова расплакалась. Я начал ее утешать: «Какой смысл плакать, ведь слезами его уже не вернешь. Я теперь должен уйти. Я буду продолжать собственный

путь, у которого нет названия. А на вас теперь лежит огромная ответственность. Вам придется возложить ее на свои плечи, пока Упендра не повзрослеет. Тогда он сможет успешно справляться с этими обязанностями. Бесполезно постоянно вспоминать прошлое. Каждый цветок, расцветший в этом саду жизни, однажды увянет, если садовник не посчитает его слишком прекрасным и не сорвет прежде времени». Всё слушали меня с потерянным видом. Они были погружены в собственные воспоминания, от которых слезы наворачивались на глаза. Остались одни воспоминания.

Прошло довольно много времени. Случилось множество событий. Люди преодолели горечь утраты и начали жить дальше. Жизнь шла своим чередом. Так всегда и происходит. Люди приходят в этот мир, уходят из него. Но кто может отрицать вечные истины? Мать Ганга начала говорить со мной. Однажды она сказала, что время никого не ждет, у каждого своя жизнь, и мне необходимо продолжать свой путь.

Есть одно недоступное место рядом с Пиндари, недалеко от слияния Ганги и Алакнанды. Там была моя пещера. Туда я и направился.

По дороге я остановился в Найнитале. С этим городом было связано так много воспоминаний! С каждым деревом, с каждой волной на озере. Все мы путники в этом мире, но мы помним те места, в которых бывали. В те дни Найниталь был украшен к празднику, как невеста. Я каждый год приезжал в этот город. Уже многие столетия существует моя связь Найниталем. С тех пор, как здесь построили отель «Алка», я всегда останавливался именно там. Многие люди, думающие по-разному, с разными характерами, пытались распознать мое истинное лицо, но я никогда не раскрывал тайну собственной личности. Иногда я был йогом, иногда — обыкновенным туристом. Иногда я надевал оранжевые одежды, а иногда — костюм и ботинки. Каждый год со мной вместе кто-нибудь приезжал. Все мы родились во дворцах, выросли в них, и эти дворцы были для нас своего рода

 

испытанием. Это был своеобразный вызов. Но в этот раз я приехал в одиночестве, взяв с собой только воспоминания, которые терзали меня, и от которых я хгтел избавиться. Кунвар Сахаб разорвал все привязанности и теперь находится под вечной защитой Гималаев. Остались толькп мои теплые чувства к нему.

В Найнитале, в отеле «Алка» я встретился со своими дорогими друзьями, с господином Банк? Лал Сахом, с Бану Пракашем, с Навином Лал Сахом и Сурешем Адвани. Там же я увидел Бава- сар Данга Акбара, который был моим очень близким другом. Он всегда гулял вместе со мной по утицам Найниталя. Встретился и с хозяином «Раджу Свифт», Хэппк, и с другими знакомыми людьми. Они были такими же, как и раньше, но я изменился. Теперь я уже не был принцем из рода раджей. Не был я уже и высокопоставленным чиновником. Я нгзсегда разорвал свою связь с особняками и дорогими машинами. Отдал все свое оружие, и пистолет, и револьвер в полицейский участок. Я уже не думал ни о своем шикарном особняке, ни о яблоневом саде. Теперь я отличался от моего привычного круга, я стал другим. Хотя общество и не отпускает человека так прогто. Поэтому я провел в «Алке» несколько дней, и лишь потом направился в горы.

Гималаи стали спутником моей жизни. Заснеженные вершины стали маяком на моем путм. И я, потеряв прежнего себя, начал жить в Гималаях.

ГоаЪш 16 В гиталайской деревушке Багешбар

Деревня Багешвар расположена в удаленном уголке северо-восточных Гималаев, у слияния рек Сараю и Гомти. Это место связано с именем Шивы, а также здесь предавался духовным трудам риши Маркандея. Сейчас эта деревушка превратилась в небольшой городок. На Берегу реки расположен такой

древний храм, как Багхнатх. В Сканда Пуране упоминается этот древний храм, обиталище Шивы. С ним связана одна история. Великий Васиштха предавался аскезе на утесе Махендры в пещере для того, чтобы река Сараю, приток Ганги, начала течь именно отсюда. А когда река потекла так, как хотел Васиштха, Шива забеспокоился. Он велел реке Сараю течь мимо Багешва- ра, но Сараю не согласилась. Она сказала: «Маркандея сидит в медитации прямо на дороге. Если я потеку мимо Багешвара, то могу нарушить его медитацию, и он разозлится. Риши может меня проклясть».

Тогда Шива велел ей подождать и вместе со своей супругой Парвати прибыл к пещере Маркандеи. Шива превратился в тигра, а Парвати — в корову. Тигр бежал за коровой, а она звала на помощь. Маркандея не мог этого вынести. Он вскочил со своего места и бросился из пещеры, чтобы защитить корову. Он побежал за тигром, который преследовал корову. Тем временем река Сараю проложила себе путь там, где было нужно, и затопила пещеру. Маркандея все понял. Он увидел, что перед ним стоит Шива с супругой. Шива пытался объяснить все происходящее, но Маркандея сказал: «С этого момента Шиву здесь будет почитать в образе тигра». И именно тогда был основан храм Багхнатх (Багх значит тигр). Этот храм существует до сих пор на том же самом месте.

Здесь, на берегу реки Сараю, я хотел провести несколько дней в медитации, а потом пойти в долины Кайлас и Пиндар. Итак, я отправился пешком к своей цели. По дороге я вспомнил про Мать из Кали Чаура, и для того, чтобы получить ее благословение, завернул в Кали Чаур. Теперь здесь многое изменилось. Люди поклонялись новым изваяниям, были построены новые дома. Но ведь Мать осталась прежней. Храмовый служитель Рамкумар стал думать по-новому, но он, как и раньше, служил при храме. Было время Навратри, время, посвященное Матери. Я провел под ее защитой пятнадцать дней. Потом, получив ее благословение, продолжал свой путь. Я выбросил всю

свою одежду и обувь, и в таком виде пробирался через густые леса. В святилище Матери я часто беседовал с Анандом Валлаб- хом Шастри. Он был образованным человеком и хорошо разбирался в астрономии. Рассматривая мой гороскоп, он сказал, что звезды и планета Меркурий благоприятствуют мне, что скоро я буду пребывать в состоянии самадхи. VI он попросил меня, если произойдет так, как он мне сказал, чтобы я обязательно призвал его к себе. Вместе со мной в путь отправился юноша-вайш- нав, который хотел овладеть искусством йоги. У него ничего не получалось, но я все равно взял его с собой.

Я через деревню Хедакхан пришел в Муктешвар. Там я провел несколько дней с Бенгали Бабой. Потом я направился в Аль- мору. Там я встретился с Мохандасом джи. Вечером вейшнав готовил кашу, а я сидел рядом с ним, когда приехал джип, в котором был Вишванатх Брахмачари, а с ним вместе член семьи Капуров из Багешвара, который знал вейшнава. Мы поговорили, и он пригласил нас доехать до Багешвара на джипе. Я бы не согласился, потому что хотел проделать этот путь пешком, но услышал, как Брахмачари по-английски убеждает своего спутника не брать нас с собой, потому что я — очень грязный, и от моего тела исходит неприятный запах, как же можно сажать меня в джип? Я, конечно, все понимал, но ничего не говорил, потому что на мне не было одежды, как на всех «цивилизованных» людях. У меня не было ни обуви, ни часов на запястье. В тот момент я был представителем дикого, необразованного мира. Я внимательно посмотрел на отшельника Брахмачари, а про себя решил, что приду в Багешвар, раньше, чем они доберутся туда на машине. Мы с моим спутником были грязны, потому что много дней не мылись, но ведь мы были людьми. Неужели чистая одежда может так сильно изменить человека?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.