|
|||
ОТЗЫВ. ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТАОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА о магистерской диссертации Олеси Валерьевны Яговкиной «Формирование нравственных ценностей у младших школьников средствами искусства»
В современном личностно-ориентированном образовательном процессе нравственное воспитание учащихся часто базируется на идеях, разработанных еще в восьмидесятые годы прошлого века. Однако изменившиеся социальные условия жизни и деятельности людей в конце 20 и начале 21 века предъявляют повышенные требования к культурному облику населения, диктуют необходимость разработки новых подходов к нравственному становлению личности. Это происходит в условиях, когда отмечается доминирование материальных ценностей над духовными, что искажает представления подрастающего поколения ο милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, приводит к нарастающим сейчас проявлениям жестокости, агрессивности, злобы по отношению к окружающему миру. В этой связи актуализация интереса к проблеме поиска условий формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста представляется обоснованной и своевременной. Таким условием является интеграция разных видов искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства) в нравственном воспитании младших школьников. Научный аппарат, представленный в диссертации, изложен логично, в соответствии с принятыми требованиями и стандартами. Объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования не противоречат друг другу. Автор рецензируемой работы изучил большое количество источников психолого-педагогической литературы, определил степень разработанности поставленной проблемы и в соответствии с этим задал четкую парадигму теоретической и эмпирической части исследования. Научная новизна работы очевидна и представлена теоретическим анализом проблемы формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста через интеграцию видов искусства. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автор выявляет педагогические возможности влияния разных видов искусства на эмоционально-нравственную сферу личности младшего школьника. Не вызывает сомнения и практическая значимость исследования, поскольку теоретические положения и практические материалы могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений в работе, направленной на формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста. Работу отличает ее практико-ориентированная направленность. Положения, выносимые на защиту, вполне правомерны, обоснованы, логично отражают перспективы и предполагаемую результативность исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка цитируемой и использованной литературы, включающего 181 источник, и приложений. Основное содержание работы изложено на 124 страницах печатного текста. Структура диссертации в целом отвечает поставленным автором задачам и отражает логику исследования. В первой главе диссертации представлен историко-логический анализ проблемы формирования нравственных ценностей личности, особое внимание уделено исследованию генезиса понятия «ценности», необходимому для определения сущности нравственных ценностей; выявлены особенности становления нравственной сферы в младшем школьном возрасте. Автор убедительно доказывает, что на данном возрастном этапе формирование нравственных ценностей будет эффективнее, если в качестве основного средства использовать воспитательные возможности таких видов искусства как литература, музыка и живопись. Важным моментом в теоретической главе исследования следует считать обоснование условий формирования нравственных ценностей у младших школьников средствами искусства. Автор подробно раскрывает особенности восприятия и понимания детьми сюжетов в произведениях искусства; использование тематики и проблематики художественных произведений, охватывающих сферы, важные для становления личности ребенка; изучение основных категорий нравственности через интеграцию разных видов искусства. Несомненным достоинством диссертационного исследования является выявление ценностной значимости конкретных произведений изобразительного и музыкального искусства, художественной литературы. Анализ образовательных программ начальной школы позволил автору выявить, что во многих из них уделено недостаточно внимания ярким примерам о доброте и эмоциональной отзывчивости, о переживаниях и радости, о великодушии и милосердии, о равнодушии и безответственности; не привлекается внимание к развитию нравственных чувств личности, к развитию у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний, что является залогом развития способности сопереживания. Положительной оценки, на наш взгляд заслуживает, проведенная соискателем опытно-поисковая работа, где основательно изучено состояние исследуемой проблемы в МБОУ СОШ № 40 города Нижний Тагил. Интересен, на наш взгляд, этап констатации, который позволил обобщить фактические данные и выделить три уровня сформированности нравственной сферы у младших школьников. Анализ результатов позволил автору установить, что, несмотря на наличие в начальной школе объективных условий для формирования нравственных ценностей, у учащихся наблюдается недостаточный уровень нравственной воспитанности. Результаты констатации иллюстрированы таблицами и диаграммами. Следует отметить, что оценочно-крите-риальный инструментарий построен на основе принципов обоснованности, точности, репрезентативности. Формирующий этап опытно-поисковой работынаправлен на проверку условий формирования нравственных ценностей у младших школьников средствами искусства. Большое практическое значение, по нашему мнению, заключено в разработанной О. В. Яговкиной программе «Времена года», построенной на основе принципов художественного сопереживания и уподобления, творческой самореализации, реализации связи искусства с жизнью. Интерес представляют методические рекомендации к проведению занятий по разработанной автором программе. В диссертационном исследовании получены положительные результаты, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы. Результаты исследования отражены в публикациях автора, которые соответствуют теме диссертации и свидетельствуют о том, что основные её положения с достаточной полнотой апробированы и внедрены в практику. Следует признать, что диссертационная работа выполнена на достаточном научном уровне, хорошо структурирована, написана ясным языком и вносит определенный вклад в теорию и методику нравственного воспитания младших школьников. Выводы по диссертационному исследованию, сделанные автором анализируемой работы, являются корректными и соответствуют поставленным задачам и содержанию диссертации. Автореферат диссертации адекватно отображает её содержание и обстоятельно излагает основные положения и результаты исследования. В целом, положительно оценивая выпускную квалификационную работу О. В. Яговкиной, следует отметить, что далеко не все в ней представлено достаточно ясно и принимается безоговорочно. В частности: 1. Рассматривая разные виды искусства как средство формирования нравственных ценностей, автор акцентирует внимание на нравственных чувствах, эмоциональной отзывчивости. Как коррелируют эти категории с ключевым понятием исследования (нравственные ценности)? 2. Прогнозируемые результаты проекта «Времена года» связаны с развитием эмоциональной сферы, при этом цели занятий предполагают формирование различных нравственных ценностей у младших школьников. Возникает вопрос – какова связь эмоциональной сферы личности с нравственными ценностями? Магистерская диссертация Олеси Валерьевны Яговкиной на тему: «Формирование нравственных ценностей у младших школьников средствами искусства» является завершенным научно-педагогическим исследованием, в целом соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе магистранта, и заслуживает отметки «отлично».
Кандидат педагогических наук, зав. кафедрой возрастной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» Л. Н. Овчинникова
|
|||
|