Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Командные роли. Менеджеры-трудяги. Лидеры. Интеллек­туалы. Переговор­щики



 

Социальная психология. Под редакцией Фаломеевой………..

Тест Белбина (московский вариант)

Таблица 13. 1

Сравнение гомогенных и гетерогенных групп

 

Группы Исследования аттракции Эффективность решения задач
Гомогенные Люди одного склада испыты­вают большую симпатию. Эффект согласия: схожие люди легче достигают взаимопонимания. Сходство рождает удовлетворение Гомогенные по ролевому или типологическому со­ставу группы отстают от гетерогенных даже при решении задач, которые соответствуют специфике группы. Членам гомогенной группы приходится разви­вать характеристики, перво­начально им не свойствен­ные
Гетерогенные Тенденция противоположных типов жениться или дружить до сих пор не была проде­монстрирована с достовер­ностью. Различающимся лю­дям сложней договориться Исследования показывают большую эффективность гетерогенных групп. Люди с различными характерис­тиками «перекрывают» ви­ды деятельности с высокой эффективностью

 

Однако есть и другое менее очевидное обстоятельство, объясняющее, почему в долгосрочной перспективе гетерогенные команды про­являют себя устойчивей и дают большее удовлетворение своим членам. В гомогенных группах с течением времени люди склонны развивать не­достающие характеристики. При этом им приходится изменять свои; установки и склонности, отходить от своего психотипа, сильных черт,; любимых командных ролей (по меткому выражению Ю. М. Жукова», «перекручивать» свой психотип).

Только гетерогенная группа в конечном счете позволяет своему члену полноценно «быть собой» и благодаря этому приносить пользу. Как подытожил свои многолетие исследования этого вопроса Р. М. Белбин, «команды, в которых было более одного генератора идей, выступали не лучше тех команд, в которых генераторов идей не было вообще. Сильные индивиду­альные качества, которыми обладали сразу несколько игроков, не прино­сили особой пользы команде... Тут, как в кулинарном искусстве: перебор вкусных и необходимых ингредиентов портит все блюдо»[1] [4, с. 63].

В то же время на ранних этапах гетерогенной группе сложнее договориться. Это базовое противоречие приводит к нео6ходимости специальных усилий, направленных на рефлексию и «отладку» внутрикомандных процессов. Команда может решать их стихийно, естественным путем, либо форсировать события, пройдя через искусственный процесс командообразования.

Комплектование команд: подход Р. М. Белбина. Итак, общий принцип комплектования команд заключается в достижении максимально возможной гетерогенности с точки зрения командных ролей в ролевых подходах (например, подход Р. М. Белбина или подход Ч. Дж. Маргерисона-Маккена) или с точки зрения психотипов в подходах типологических, например, основанный на юнгианской типологии подход И. Майерс — Бриггс, а также подход Д. У. Кейрси). Далее в качестве примера будет рассмотрен ролевой подход Р. М. Белбина, другие перечисленные подходы также нашли широчайшее применение [2; 8; 11];

Общая идея комплектования команд в ролевых подходах заключается том, чтобы определить, кто из команды мог бы выполнять какие роли с максимальной эффективностью, и сделать так, чтобы выполнялись все роли, необходимые для эффективной деятельности (табл. 11. 2). Список ролей может варьировать у различных исследователей и даже у одного и того же автора на разных этапах его творчества [4; 5]. Однако самое важное то, чтобы подобный список позволял сформировать команду по принципам взаимодополнительности, определить сильные и слабые стороны такой команды, позиционировать ее членов и определить возможности и направления саморазвития.

Таблица 13. 2

Командные роли

(модель Р. Белбина)

Категории Роли и их описание — вклад командной роли Слабые стороны

Менеджеры-трудяги

Реализатор (РЕ) Company Worker Претворяет идеи в практические дела. Человек, берущийся за рабо­ту, которую не сделает никто дру­гой. Дисциплинированный, надеж­ный, предусмотрительный и ква­лифицированный   Недостаток гибкости, невосприимчивость к непроверенным идеям, медленно реагирует на новые возможности
Контролер (КН) Completer / Finisher Доводит деятельность до продукта. Избавляет команду от ошибок, свя­занных как с деятельностью, так и с бездействием. Выявляет требующие внимания и «узкие»' аспекты дея­тельности. Стремится получить наи­лучший результат из возможных Склонен беспокоиться по поводу мелочей. Неохотно делегирует пол­номочия, может быть чрезмерно придирчив  

Лидеры

Ведущий (ВД) Chairman Распределяет задачи. Не доминиру­ет над членами команды, НО точно чувствует, когда нужно делегировать ответственность в группу, а когда принять на себя. Работает с талантливыми людьми, а не борется против них Обычный с точки зрения интеллекта и спо­собностей. Лидеры ВД и МТ не могут комфортно но действовать в одной команде.
Мотиватор (МТ) Shaper Зачинщик мероприятий, постоянно тянет команду за собой. Соревнует­ся, бросает вызов, беспокоит, вытас­кивает группу из рутины. Азартен, часто достигает очень высокого тем­па, использует, разнообразные под­ходы к делу Склонен к раздражи­тельности, нетерпению, разочарованиям, подо­зрителен. Задевает чув­ства других людей

Интеллек­туалы

Аналитик (АН) Monitor EvaluatorНезависим, беспристрастен, прони­цателен, редко ошибается. Привер­жен лучшей идее, а не своей соб­ственной. Стратегично мыслит. Обладает высоким уровнем интел­лекта, способен оценить конкури­рующие предложения Отсутствие вдохновения и способности побуж­дать других к действи­ям, слабая ориентация на личный успех
Генератор идей (ГИ) Plant Выдвигает новые идеи, креативен, талантлив, обладает высокой нестан­дартностью и гибкостью мышления, устремлен к творчеству. Ценит интеллект и оригинальность. При­вержен своим идеям. Склонен к интроверсии Недооценивает практи­ческие детали. Бюрокра­тические документы считает посягательством на свою свободу.

Переговор­щики

Гармонизатор (ГМ) Team Worker Ориентирован внутрь команды, уме­ет слушать. Разряжает обстановку, сглаживает противоречия между «трудными» личностями и помогает им конструктивно сосуществовать в одной команде, направляя их в конструктивное русло Может проявлять нере­шительность в решаю­щие моменты. Легко поддается влиянию. Го­ворит меньше других
Изыскатель (ИС) Resource Investigator Обнаруживает новое во внешней среде и сообщает команде об Идеях, разработках и ресурсах за предела­ми группы. Налаживает полезные внешние контакты и проводит пере­говоры. Проявляет стойкость в сложной обстановке Теряет интерес к работе, когда проходит ее первоначальная привле­кательность  

 

То, насколько успешно человек справится с той или иной командной ролью, определяется его установками и способностями. С точки зрения модели Белбина к командной работе способен не каждый, примерно для 30% не удается подобрать командную роль – это люди, более эффективные в индивидуальном режиме. Те же, кто склонны к командной работе, могут иметь две-три сильные командные роли, из которых они имеют возможность выбирать, и две-три роли, которые у них «выпадают» полностью (здесь человеку целесообразно искать партнеров по принципу взаимодополнения).

Диагностика командных ролей может осуществляться с различной степенью точности. В наиболее полном виде проводится:

§ диагностика установок. Методы: опросники, самоотчеты, интер­вью. Определение индивидуальных предпочтений по командным ролям и общих установок на командную работу и сотрудничество;

§ диагностика способностей. Метод: тестирование. Оценка интел­лекта, критического и творческого мышления; определение лич­ностных ориентации (экстраверсия—интроверсия; эмоциональ­ная устойчивость—неустойчивость и др. );

§ квалификация поведения. Методы: ситуационно-поведенческое тестирование, центры оценки, деловые игры, наблюдение в реаль­ной деятельности. Одновременно оцениваются готовность и спо­собности к определенному ролевому поведению. Субъектами оцен­ки выступают наблюдатели-оценщики и партнеры по команде.

В разделе «Задания» приведен опросник Р. М. Белбина для самодиагностики командных ролей. Опросник может служить исходной точкой для комплектования команд в деловых играх или тренингах, однако результаты опросника показывают установки, а не способности, поэтому его результаты — тема для обсуждения, а не «итоговый вердикт».


Задание 8. Сюжетно-ролевая игра

Всепогодный многоцелевой палубный 6омбардироовщик-истребитель Участникам предлагается реквизит и бюджет на его приобретение (бумага, пластилин, гвозди, скотч, клей и т. п. ). Цель – разработать модель самоле­та, испытать его и запустить в производство (не более 10 экз. ) Самолеты должны иметь крылья и хвост. На каждом самолете должна быть эмблема команды. Команды собирают опытные образцы и проводят испытании, после чего им дается время на доработку. Самолет должен пролететь пять метров и сесть на палубу корабля (стол). Неразбившимся считается само­лет, севший эмблемой вверх. Выигрывает команда, посадившая больше са­молетов. Варианты сюжетно-ролевых игр, проявляющих весь репертуар ролей в команде: «Вода», «Мост».

Продолжительность: 90-120 мин.

Материалы: игровые вводные, инструкции, игровой 6юджет, реквизит, материалы для жеребьевки очередности.

Задание 9. Рефлексия ролевого репертуара участников

Члены команд оценивают себя и друг друга, определяя командные роли, которые, по их мнению, исполняли другие члены их команд. Команды соотносят тренинговые процедуры и ролевую модель Белбина..

Команды готовят и представляют доклад о динамике ситуации в ко­манде в течение тренинга, ее сильных и слабых сторонах.

Продолжительность: 45 мин.

Материалы: описание командных ролей, по Белбину, бланк оценки, инструкции на рефлексии, список упражнений тренинга.

Приложение Опросник самовосприятия (опросник Белбина)

Инструкция. Распределите 100% в каждом 6локе утверждений по тем, которые, по вашему мнению, лучше всего описывают ваше поведение. Проценты необходимо распределить по нескольким утверждениям. В исключительных случаях проценты можно распределить между всеми утверждениями или все 100% поставить напротив одного утверждения. Внесите проценты в таблицу.

1. Чем я могу помочь команде:

a) Я думаю, что могу быстро выявлять и использовать новые возможности.

b) Я могу успешно работать с различными типами людей.

c) Разработка идей является моим естественным достоинством.

d) Я обладаю способностью находить в других людях такие качества, которые могут быть полезны для всей группы.

e) Моя способность доводить дело до завершения во многом опре­деляет мою личную эффективность.

f) Я готов смириться с временной непопулярностью, если это поло­жительно повлияет на результаты выступления команды.

g) Я быстро понимаю, что надо делать в хорошо знакомой мне ситуации.
h) Я могу предложить набор разумных вариантов действий без предубеждений и пристрастий.

2. Если с точки зрения командной работы у меня есть недостатки, они таковы:

a) Я не успокоюсь до тех пор, пока не пойму, что рабочие встречи
команды хорошо организованы, подготовлены и проводятся пра­вильно.

b) Я благосклонен к людям, выдвигающим оригинальные, но непри­емлемые предложения.

c) Я страдаю многословием, когда группа обсуждает новые идеи.

d) Моя страсть возражать по любому поводу мешает мне присоеди­няться к моим коллегам.

e) Я иногда кажусь человеком авторитарным, стремящимся повли­ять на других людей.

f) Мне трудно проявить инициативу, потому что я поддаюсь настро­ению, установившемуся в группе.

g) Я углубляюсь в свои размышления до такой степени, что теряю контроль над тем, что происходит.

h) Мои коллеги считают, что я слишком волнуюсь из-за мелочей и опасений, что дела могут пойти на так, как надо.

3. Когда я работаю над проектом вместе с другими людьми:

a) Я могу влиять на коллег без давления на них.

b) Моя врожденная осмотрительность позволяет мне предотвращать
небрежности, ошибки и упущения.

c) Я готов потребовать от коллег четкости, чтобы время не уходило
впустую и участники совещания не отклонялись от главной темы.

d) Меня можно признать человеком, способным придумать что-ни­будь оригинальное.

e) Я всегда готов поддержать предложение, полезное для команды.

f) Я интересуюсь новейшими идеями и разработками.

g) Я думаю, что моя способность к холодному расчету находит под­держку у других людей.

h) На меня можно положиться при организации важной работы.

4. Мое отношение к командной работе проявляется в том, что:

а) Я стремлюсь хорошо знать своих коллег.

b) Я неохотно обмениваюсь мнениями с другими людьми и свое особое мнение держу при себе.

c) Я нахожу убедительные аргументы при необходимости отвергнуть пустые предложения.

d) Я думаю, что у меня есть талант организатора планомерной работы.

e) Я склонен отвергать очевидное и предлагать неожиданное.

f) Я проявляю высокую требовательность к себе при выполнении
командной роли, которую на меня возлагают.

g) Я готов самостоятельно осуществлять контакты за пределами
группы.

h) Я интересуюсь различными точками зрения, но принятое решение выполняю без колебаний.

5.       Я получаю удовлетворение от работы, потому что:

a) Мне нравится анализировать сложные ситуации и взвешивать всевозможные варианты.

b) Мне интересно находить решения различных проблем.

c) Мне нравится сознавать, что я стимулирую хорошие рабочие взаимоотношения.

d) Я оказываю существенное влияние на процесс принятия решений.

e) Я умею находить людей, которые могут предложить что-нибудь новое.

f) Я способен убедить людей в необходимости тех или иных действий.

g) Я чувствую, когда мне необходимо полностью сосредоточиться на поставленной задаче.

h) Я люблю деятельность, которая развивает мое воображение.

6. Если мне вместе с группой незнакомых людей неожиданно поручат трудную задачу, которую надо выполнить быстро:

a) Я предпочел бы уединиться и хорошо обдумать ситуацию, прежде чем разработать план действий.

b) Я готов работать с человеком, который проявил позитивный подход к делу, каким бы трудным этот человек ни казался.

c) Я попытался бы разделить общую задачу на ряд мелких и установил бы, какой вклад в решение задачи могут внести конкретные члены команды.

d) Моя врожденная обязательность помогает мне контролировать сроки выполнения задания.

e) Я способен сохранять невозмутимость и думать по существу.

f) Я могу следовать к намеченной цели, несмотря ни на какое давление.

g) Я готов взять на себя роль ведущего, если чувствую, что группа не продвигается в решении задачи.

h) Я начну дискуссию, чтобы стимулировать коллег на новые мысли и привести группу в движение.

7. Проблемы, которые я должен преодолеть, работая в группе:

a) Я склонен к раздражительности по отношению к тем, кто мешает группе продвигаться к цели.

b) Я могу вызвать критику со стороны коллег из-за моего увлече­ния анализом проблем и недостаточно развитой интуиции.

c) Мое стремление задать правильный ход работе может принести к задержке выполнения задачи.

d) Я быстро теряю интерес к делу и надеюсь на кого-нибудь из ко­манды, кто заменит меня.

e) Мне трудно начать работу, пока я полностью не пойму цели этой работы.

f)Мне не всегда удается объяснить сложные идеи, которые рождает мой разум.

g) Я осознаю необходимость поручать другим сделать то, что сам сделать не могу.

h) Я становлюсь нерешительным, когда сталкиваюсь с сильным со­противлением.

 

Таблица результатов

Опросник самовосприятия (опросник Белбина)

 

Номер раздела

Номер блока

a b c d e f g h
               
               
               
               
               
               
               

 

Дата ___________________20_____ Ф. И. О. _________________________

 

 

Таблица анализа результатов

Перенесите в приведенную ниже таблицу результаты из таблицы баллов строго по столбцам и строкам. Затем суммируйте баллы в каждом столбце для получения общей оценки командной роли.


Таблица анализов результатов

 

Номер раздела

Номер блока

  РЕ   KH   ВД   MT   AH   ГИ   ГМ   ИС
g   e   d   f   h   с   b   a  
а   h   b   e   d   g   f   с  
h   b   a   с   g   d   e   f  
d   f   h   b   с   e   a   g  
b   g   f   d   a   h   с   e  
f   d   с   g   e   a   b   h  
e   с   g   a   b   f   h   d  
Сумма                                
Среднее                                

 

Дата ___________________20_____ Ф. И. О. _________________________

 

Таблица стандартов для опросника самовосприятия Белбина (средние значения)

 

Командные роли

Баллы

Низкий Средний Высокий Очень высокий Средний
РЕ 0-6 7-11 12-16 17-23 10, 0
КН 0-3 4-6 7-9 10-17 5, 5
ВД 0-6 7-10 11-13 14-18 8, 8
МТ 0-8 9-13 14-17 18-36 11, 6
АН 0-5 6-9 10-12 13-19 8, 2
ГИ 0-4 5-8 9-12 13-29 7, 3
ГМ 0-8 9-12 13-16 17-25 10, 9
ИС 0-6 7-9 10-11 12-21 7, 8

 

Литература

1. Барка М., Кобб К. Десять упражнений для формирования команды. М., 2005.

2. Безрукова Е. Ю. Информационно-методическое обеспечение процесса командообразования: Дисс.... канд. психол. наук. М., 1998.

3. Безрукова Е. Ю., Жуков Ю. М., Блинова Ю. В., Лямин А. В. Командообразование в режиме реального времени //Справочник кадрови­ка. 2001. №2.

4. Белбин Р. М. Типы ролей в командах менеджеров. М., 2003 (2).

5. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Жуков Ю. М. Группа — коллектив – команда: Модели группового развития // Социальная психология в современном мире. М., 2002.

6. Джексон П. 58 1/2 импровизаций па тренинге. М., 2004.

7. Жуков Ю. М. Методы и технологии командообразования // Методы и технологии практической социальной психологии: Диагностика. Кон­сультирование. Тренинг/ Под ред. Ю. М. Жукова. М., 2004.

8. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг/ Под ред.
Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. М., 2002.

9. Коттер Д. П. Впереди перемен. М., 2003.

10. Маргерисон Ч. Дж. «Колесо» командного управления: Путь к успе­ху через систему управления командой. Днепропетровск, 2004.

11. Развитие организации и HR-менеджмент / Под ред. Л. М. Кроль,
Е. А. Пуртова. М., 2004. (Часть 2. Отделы, группы, команды).

12. СенгеП. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающей­ся организации. М., 2003.

13. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции at work: Модели макси­мальной эффективности работы. М., -2005.

 

 


[1] Белбин Р. М. Команды менеджеров. М., 2003 (1)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.