|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема занятия: «Осенний букет».
Методическая разработка на тему: «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»
Учитель-логопед: Кремнева Ю. С
2019 г
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению личностных и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом и логопедом. В нашей школе систематизирована комплексная работа коррекционного воздействия. Сочетание логопедических и психологических занятий позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к обучению, снижено внимание, плохо развита речь, они легко отвлекаются, быстро устают. Такие дети нуждаются в постоянной стимуляции деятельности. Для этого в нашей школе практикуются совместные интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога. Интегрированные занятия логопеда и психолога являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме. На таких занятиях детям даётся возможность реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность. Учитель-логопед совместно с психологом учитывает особенности детей и преподносит развивающий материал на доступном уровне, осуществляя тем самым дифференцированный подход в обучении. Все интегрированные занятия строятся по индивидуальному плану и проходят в игровой форме. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом и релаксацией. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, при которых задействованы все сенсорные системы, слуховые, зрительные и тактильные. Занятия проводятся в условиях смены положения тела – стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной позе. Темп занятия меняется с учётом динамики работоспособности учащихся. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, группой. На интегрированных занятиях широко используются упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения, психофизическое расслабление. Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика. Логопед и психолог решают в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения оказываются общими. В школе всегда есть дети, нуждающиеся в помощи обоих специалистов. Работа логопеда заключается: * в развитии звуковой стороны речи; * в развитии лексического запаса и грамматического строя речи; * в формировании связной речи; * в формировании полноценных учебных умений. Работа психолога заключается: * в развитии и коррекции высших психических функций; * в активизации познавательных процессов. Основные направления, определяющие индивидуальную и групповую деятельность логопеда и психолога: Таким образом, и психолог, и логопед, выделяя основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, логопед — развитие речи), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом. Задачи работы педагога-психолога: *Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи. * Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. *Совершенствование мелкой моторики. * Развитие слухового внимания и фонематического слуха. * Развитие зрительно-моторной координации. * Активизация изученных лексических тем. * Снятие тревожности у детей при выполнении логопедических заданий. Задачи работы учителя-логопеда: *Обследование учащихся школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. *Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке. *Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Интегрированные занятия поддерживают, направляют и корректируют развитие ребенка. В результате взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности стимулируются речевое, познавательное и индивидуальное развитие ученика. Занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом оказывают помощь и положительное влияние на психическое развитие ребенка. Благодаря совместной работе удается своевременно достичь положительных результатов у детей с ограниченными возможностями здоровья в социально-бытовой адаптации.
Вид занятия: групповое занятие, 1 класс Продолжительность занятия: 35 минут Тема занятия: «Осенний букет». Тип занятия: обобщение полученных знаний. Вид занятия: нетрадиционный, интегрированный по содержанию, с включением этно – экологического компонента. Цель: обобщить знания и представления об основных изменениях в природе осенью, полученные на предыдущих занятиях недели. Задачи: - способствовать развитию высших психических процессов: внимания, памяти, воображения. Коррекционные: - развитие навыков слогового анализа; - формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильный, акустический, вибрационный контроль. - воспитание бережного отношения к природе. Методы обучения:
Оборудование на занятии: 1. Информационные учебно – наглядные пособия: 2. Учебно – наглядные пособия для выполнения практических заданий: - зеркала для индивидуальной работы, - раздаточный материал: ветки с осенними листьями, демострационный стол, мелкие игрушки. Ход занятия:
Осень 2019г
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|