Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II. Работа с презентацией. III.Закрепление. Пополнение лексики современного русского языка



II. Работа с презентацией

Внимательно просмотрите презентацию, запишите в тетрадь главное.

- Что такое заимствование?

1. Фонетические признаки заимствования

2. Грамматические особенности заимствованных слов

3. Способы иностранных заимствований

4. Сферы жизни, наиболее открытые для проникновения иноязычных слов (с примерами)

5. Причины заимствований

III. Закрепление

Составьте предложения с данными словами.

– А теперь заполните следующую таблицу

 

Пополнение лексики современного русского языка

  Сферы жизни общества   Новая лексика (примеры) Историческая справка (из какого языка заимствовано)
Общественно-политическая лексика  
Экономическая лексика    
Лексика из области культуры, искусства    
Спортивная лексика    
Слова, обозначающие конкретные предметы бытового назначения    

 

IV. Заключительная беседа по теме. Итак, давайте подведем итоги и обобщим все вышесказанное. Какие изменения в обществе влияют на пополнение лексического запаса?

(Экономические, политические и культурные связи между народами).

– Каковы причины возникновения новых слов?

(Обычно иноязычные слова входят в язык вместе с проникновением в жизнь общества новых предметов, понятий).

– Какие сферы жизни общества активно пополняются новыми словами?

(Это и политическая, и социально-экономическая, и культурная, и научная сферы жизни общества).

– Что заставляет говорящего прибегать в своей речи к иноязычным словам?

(Отсутствие в родном языке слов, обозначающих новые реалии, некоторые расхождения между исконным и заимствованным словом в значении или стилистической окраске, емкость, компактность иноязычного слова).

– Расскажите о своем отношении к процессу заимствования слов. Сейчас говорят об американизации русского языка. Хорошо это или плохо?

(На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь жизнь языка подобна жизни человека: в общении с другим человеком мы узнаем много нового, пополняя тем самым свой багаж знаний. Это делает и язык при контакте с языками других народов. Иноязычные заимствования – это неотъемлемая часть жизни, функционирования языка).

– Как вы поняли смысл эпиграфа к уроку?

(Несмотря на то, что без слов иноязычного происхождения в современном мире нельзя обойтись ни одному языку, каким бы богатым он ни был, надо следить за тем, чтобы в нашей речи без необходимос­ти иностранные слова не звучали, даже если они кажутся нам кра­сивыми и «умными». Тем более нельзя допускать, чтобы заимство­вания употреблялись без точного знания их значений и правильного сочетания с другими словами. Необоснованное употребление в речи заимствованных слов ведет к ее засорению и свидетельствует о неуважении родного языка, пренебрежении его ресурсами).

– Действительно, заимствований не избежать, ведь люди разных стран активно сотрудничают друг с другом. Проблема не в заимствованиях, а в том, кто и как их употребляет. Употребление иноязычных слов, как и других, регулирует лексическая норма. Поэтому, выбирая слова, мы должны обращать внимание на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

 

Вопросы по материалу и заполненную таблицу «Пополнение лексики современного русского языка»  жду:

https: //vk. com/public193403783

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.